Нагваль
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2019 г. ) |

В мезоамериканской народной религии нагваль ) — это человеческое существо , (произносится [на'вал]) или нагуаль (оба от науатль науалли слова [ наˈваːлːi ] обладающее способностью превращаться в своего тонального животного. Нагуализм связан с верой в то, что можно получить доступ к силе и духовному прозрению, соединившись с внутренним тональным животным. [1]
Этимология
[ редактировать ]Слово нагуаль происходит от слова науатль нахуалли [ naˈwaːlːi] , местного религиозного деятеля, которого испанцы называют «волшебником».
На английский это слово часто переводится как «преображающаяся ведьма», но переводы без отрицательного подтекста включают «преображающийся обманщик » или « оборотень ». [1]
Убеждения
[ редактировать ]
Нагвали используют свои силы во благо или во зло, в зависимости от их личности. [2] Общая концепция нагуализма имеет мезоамериканское происхождение. Нагуализм связан с доколумбовыми шаманскими практиками через доклассические изображения ольмеков и тольтеков , которые интерпретируются как люди, превращающиеся в животных. Эта система связана с мезоамериканской календарной системой , используемой для ритуалов гадания. Даты рождения часто определяют, сможет ли человек стать нагвалем. Мезоамериканская вера в тонализм , согласно которой у каждого человека есть животное-двойник, с которым связана его жизненная сила, основана на нагвализме. [2] [3]
Однако современные ученые изо всех сил пытаются понять постоянно развивающиеся и спорные значения, связанные с мезоамериканскими терминами науа, такими как науалли и тоналли. Сюда входят их производные, такие как науализм и тонализм. Следовательно, рекомендуется использовать более ясный и описательный язык. Например, вместо обсуждения нагуализма мы можем говорить о вере в то, что определенные люди, часто занимающие влиятельные социальные роли, обладают особыми духовными способностями. Эти способности позволяют им превращаться в животных или даже в природные явления, такие как молния, ветер, облака или огненные шары, что позволяет им совершать замечательные подвиги, находясь в этих «маскировках». [4]
Черта нагуаля приобретается при рождении вместе с другими характеристиками, связанными с днем рождения человека. Каждый день связан с животным, имеющим сильные и слабые стороны. Человек, рожденный в «День собаки», будет иметь как сильные, так и слабые «собачьи» аспекты. На языке науатль слово тоналли используется для обозначения как дня, так и животного, связанного с этим днем.
Нагваль считается другим; где тональ — это сам дух дня, нагваль — это знакомый дух дня. Это вероятно [ нужна ссылка ] что тональ представляет дневной аспект, а нагваль — ночной аспект тоналли, «вещей дня». Практикующие могущественную магию обычно рождались в дни, связанные с животными с сильным или вредным аспектом. У них были особые тона, такие как ягуар или пума . В ацтекской мифологии бог Тескатлипока был защитником нагвализма, поскольку его тональю был ягуар, и он управлял распределением богатства.
В современной сельской Мексике нагуаль иногда является синонимом брухо («волшебника»); тот, кто способен ночью превращаться в животное (обычно в собаку , сову , летучую мышь , волка или индейку ), пить кровь человеческих жертв, красть имущество, вызывать болезни и тому подобное.
В некоторых общинах коренных народов нагваль интегрирован в религиозную иерархию. Сообщество знает, кто такой нагваль, терпя, боясь и уважая их. Нагуалли нанимают для снятия проклятий, наложенных другими нагуалли. В других сообществах обвинение в нагуализме может привести к жестоким нападениям на обвиняемых со стороны сообщества. [5]
Западное исследование нагуализма было инициировано археологом, лингвистом и этнологом Дэниелом Гаррисоном Бринтоном, опубликовавшим книгу «Нагуализм: исследование индейского фольклора и истории » [6] в котором записаны исторические интерпретации этого слова и те, кто практиковал нагвализм в Мексике в 1894 году. Он определил различные верования, связанные с нагвализмом в современных мексиканских общинах, таких как миксе , науа , сапотеки и миштеки .
Впоследствии многие исследования описали нагуализм в различных мезоамериканских культурах, таких как зок и джакалтек , киче , кекчи и цельталь майя . Среди джакалтеков нагвали укрепляют коренное население, наказывая тех, кто сотрудничает с некоренными ладино . [2]
В 1955 году Густаво Корреа предположил, что нагуализм не является доколумбовым явлением , утверждая, что он был полностью импортирован из Европы, где он сравнил его со средневековой верой в оборотней . [7] Однако фольклор оборотней не ограничивается Европой или Средними веками; например, некоторые из древнейших литератур Земли, бронзового века восточно-семитский эпос о Гильгамеше и восточноазиатский « Хули Цзин» (происхождение этого фольклора неизвестно, дата неизвестна, но самое позднее - восемнадцатый век), содержат оборотней. Оборотень ( ликантропия ) не является ни единственной, ни самой ранней формой фольклорной териантропии (перевоплощения из человека в животное или наоборот). [ нужна ссылка ]
Каплан заключает, что в Оахаке вера в нагвалей как злых ведьм, меняющих форму, распространена как среди коренного населения, так и среди метисов. По словам Каплана, вера в духов-компаньонов-животных является исключительно местной. Это несомненно для некоторых групп и сообществ, но для других, таких как миксы, чинантекос, трики или такуаты, те, кто может контролировать свой науаль или альтерэго, являются защитниками людей, природных ресурсов и культуры сообщества, пользуются большим уважением, но и боялся. [3]
Нагваль был популяризирован в книгах по шаманизму автора Карлоса Кастанеды .
Упражняться
[ редактировать ]Практика нагуализма часто сопровождалась использованием галлюциногенов , включая пейот , ололиуки и псилоцибиновые грибы, известные как теонанакатль . Говорят, что использование этих лекарственных трав раскрывает способности восприятия и проницательности у тех, кто выполняет ритуалы нагваля. [8] [ нужен лучший источник ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Нутини и Робертс 1993 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с Стратмейер и Стратмейер, 1977 .
- ^ Перейти обратно: а б Каплан 1956 г.
- ^ «Нагуализм и тонализм» . Мексиканская археология (на испанском языке). 20.11.2018 . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ «Празднование жизни дедушки Доминго Чок Че и требование справедливости за его убийство | Культурное выживание» . www.culturalsurvival.org . 15.06.2020 . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Бринтон 1894 .
- ^ Корреа 1955 ; Ремешок 1960 года .
- ^ Мороз 2017 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бринтон, Дэниел Г. (1894). Нагуализм: исследование фольклора и истории коренных американцев . Филадельфия: MacCalla & Company, принтеры. OCLC 465085853 .
- Корреа, Густаво (1955). «Эль дух зла в Гватемале». Нативизм и синкретизм . 19 . Новый Орлеан: Публикации Среднеамериканского исследовательского института, Университет Тулейн: 37–104.
- Корреа, Густаво (1960) [1955]. Дух Зла в Гватемале . Новый Орлеан: публикации Среднеамериканского исследовательского института, Университет Тулейн. ISBN 0-939238-21-7 . Перепечатка.
- Фрост, Мелисса Джун (10 августа 2017 г.). Травы, которые сводят с ума, травы, которые лечат: история использования галлюциногенных растений в колониальной Мексике (PDF) (доктор философии). Шарлоттсвилл, Вирджиния: Университет Вирджинии . Проверено 10 марта 2022 г.
- Каплан, Люсиль (октябрь – декабрь 1956 г.). «Тональ и Нагваль в прибрежной Оахаке». Журнал американского фольклора . 69 (274): 363–368. дои : 10.2307/536346 . JSTOR 536346 .
- Нутини, Хьюго Г.; Робертс, Джон М. (1993). Кровососущее колдовство: эпистемологическое исследование антропоморфного сверхъестественного в сельской Тлашкале . Тусон: Издательство Университета Аризоны. ISBN 0-8165-1197-7 .
- Стратмейер, Деннис; Стратмейер, Жан (1977). «Хакалтек Наваль и носитель души в Консепсьон-Уиста». У Хелен Л. Нойеншандер; Дин Э. Арнольд (ред.). Когнитивные исследования Южной Мезоамерики . Даллас: Летний институт лингвистики, Музей антропологии. ISBN 9780883121528 . ОСЛК 4337155 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бойд, Кэролайн Э. (2003). Наскальные рисунки Нижнего Пекоса . Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-1585442591 .
- Фостер, Чарльз (2011). Wired For God?: Биология духовного опыта . Ходдер и Стоутон. ISBN 978-1444722055 .
- Хоаг Малрайан, Ленор (1996). Нагваль в саду: фантастические животные в мексиканской керамике . Лос-Анджелес: Музей Фаулера . ISBN 978-0-930741-49-5 .
- Мансилла, К. (1981). Концепция Нагваля и коллективное бессознательное . Государственный университет Сономы.
- Пирсон, Джеймс Л. (2002). Шаманизм и древний разум: когнитивный подход к археологии . Роуман Альтамира. ISBN 978-0759101562 .