Jump to content

Тонально

Тоналли (см. также: Тональ ) играет множество ролей; действует как знак дня, часть тела и символ солнечного тепла. Древние люди науа верили, что он расположен в волосах и родничковой области черепа и что тоналли обеспечивает «силу и энергию для роста и развития». [1] Она часто совпадает с силой тейолии , которую часто считали одновременно оживляющей силой ( душой ) и физическим сердцем в различных мезоамериканских культурах .

Этимология

[ редактировать ]

Корень «тона» действует как глагол, означающий «облучать или согревать солнцем». [2]

Мифология

[ редактировать ]

Согласно верованиям древних науа, тоналлы даруются ребенку в утробе матери старыми божествами , известными как Ометекутли и Омесиуатль , или «Повелитель и Леди Двойственности». [3] Реализация тонали осуществляется посредством процесса, известного как пожарное бурение.

Сверление палкой на вертикальном основании для создания дыма и огня. Пост-классика Mixtec, Оахака

Считается, что древние божества Ометекутли и Омесиуатль передавали тоналли человеческим плодам, «одновременно вдыхая тоналли в ребенка и зажигая огонь в его груди». [4] Этот процесс пожарного бурения включает в себя быстрое вращение вертикальной деревянной детали на плоском основании. Он производит тепло за счет трения, хотя этот, казалось бы, простой инструмент требует значительных навыков, чтобы производить что-либо, кроме дыма. Создатель огня дует на зажженную искру, чтобы раздуть ее до сильного пламени, а дыхание (или выдувание воздуха) и трение в груди оживляют младенца. [4] Монахи-францисканцы связали эту идею огненного бурения, а именно концепцию тоналли как дыхания, с христианством , поскольку вливание дыхания в тело напоминает начало Книги Бытия , где Бог-Отец вдыхает жизнь в Адама.

Человеческое тело

[ редактировать ]

Народ науа в Мезоамерике верил, что душа состоит из трех сущностей : Тоналли, Тейолии и Ихийотля, трех душ в теле. Тоналли расположен в родничковой области черепа. Тейолия находится в сердце, а Ихийотль — в печени. У каждой из этих душ есть свои функции и божества-защитники. Но есть важные различия. Тоналли – это душа, которая входит в тело и покидает его. на Жители Атлы севере Сьерра-де-Пуэбла верят, что это душа, которая путешествует, пока вы спите ночью, а затем возвращается. [5] Это душа, которая уходит и возвращается каждый раз, когда вы чихаете, или когда вы зеваете, или даже когда вы вздрагиваете. Науа считали, что чихать и продолжать говорить нехорошо, потому что это заставляет ваши тоналли уйти, а как только ваш тоналли уйдет, вам придется подождать некоторое время, прежде чем он вернется. В этот момент в ваше тело может проникнуть что угодно. Однако душа сердца (Тейолия) и душа печени (Ихиийотль) покидают ваше тело только после вашей смерти; эти две души выйдут только в момент вашей смерти. [6]

Тоналли в крови

[ редактировать ]

Наряду с сердцем древние мешики брали кровь принесенных в жертву пленников и предлагали ее оплодотворяющую силу богам. В общественных и частных ритуальных случаях люди брали кровь из ушей, языка или икр, брызгали ею на листы бумаги и отдавали духам в знак благодарности за полученные блага или в качестве просьбы о будущих милостях. Богов можно было уговорить или вознаградить не столько самой физической жидкостью, сколько тоналли (жизненной силой), которую она несла и передала им. [7] У большинства современных говорящих на науатле состояние жизненной силы можно даже определить по движению крови в организме, независимо от того, ощущается ли это движение как тик, пульс или мышечное движение. [8] Когда кровь отходит от должного русла, человек теряет жизненную силу и, по сути, душу.

Воин, взявший пленника за волосы. Это символическое изображение захвата тоналли пленника. Ранняя колониальная Центральная Мексика.

Война и человеческие жертвы

[ редактировать ]

Тоналли высоко ценился в обществе и пользовался спросом в военном деле и ритуальных жертвоприношениях. Волосы, покрывающие голову, особенно область родничка, были основным вместилищем тоналли, и считалось, что волосы предотвращали выход тоналли из тела. Во время войны, когда воин брал пленного в плен, воин часто хватал пленника за волосы (область родничка). Считалось, что сила духа и доблесть воина частично заключалась в волосах, и существует множество живописных сцен, на которых ацтекские воины хватают врагов за волосы. Волосы воинов, захваченных в бою, похитители сохраняли для увеличения их тоналли. Отрубленные головы вражеских воинов были высшей наградой для города, который получал больше тоналли за счет церемониального использования голов. [9] Тоналли, встроенные в черепа вражеских воинов и пленников, также предлагались в качестве даров богам в храмовых комплексах. Считалось, что это подношение богам в виде погашения долга. [1]

Социальные практики

[ редактировать ]

Сутью тоналли была сила , которая могла выйти за пределы человеческого тела. Части тоналлов могли находиться вне тела в предметах и ​​животных. Например, бусины тлакопатли часто оставляли в храме и представляли собой замену ребенку, который не мог ходить в храмовую школу из-за возрастных ограничений. Эти четки служили для удержания тоналли и покаяния несовершеннолетнего ребенка. [10] Это указывает на веру в телесность души и воплощение тоналли. Камни использовались как хранилища души и в другом смысле. Поскольку тоналли считались показателем судьбы или судьбы, обладание драгоценными камнями служило прямым свидетельством людей с положительной судьбой, несмотря на низкое происхождение и благоприятную судьбу представителей элитного класса. [10]

Фигура с 20-дневными знаками древней Мексики, прикрепленными к частям тела вместо астрологических знаков, присвоенных им в Европе.

Тоналли со-эссенции

[ редактировать ]

Тоналли действовали в рамках комплекса, в котором участвовали бог даты рождения и человек. Душа индивидуальности человека жила внутри; но бог тоналлов жил снаружи [11] Сосуществование тоналли в человеческом теле зависит от силы внешнего бога/времени, которое может поселиться в теле человека. Динамика этих отношений общей сущности заставила людей молить каждого бога даты рождения о внутренней силе, здоровье и удаче. [12]

Анимация качества тоналли

[ редактировать ]

Тоналли, наряду с тейолией и ихийотлем Считалось, что , управляет физиологическими процессами человеческого организма. Оно придавало человеку характер, высоко ценилось в семье и востребовано в войне и ритуальных жертвоприношениях . Считалось, что тоналли можно было взять из человеческого тела и либо предложить богам в качестве оплаты долга, либо приобрести ритуальному человеку, который прикоснулся к физическому существу, в котором они проживали. [1] Концепция тоналли распространялась не только на людей. Он проник в животных, богов, растения и предметы, используемые в ритуалах. [2]

Астрологические знаки

[ редактировать ]

Тоналли также определяет знак, под которым рождается человек, и сообщает его судьбу , характер и имя. Тоналли передавал астрологические знаки и имена через дни рождения, а в системе Мексики гадательной день рождения человека приходился на одно из 260 именин в специальном календаре . Люди следовали пути или кодексу поведения, требуемому тоналлами и знаком дня. Этот календарь был примечателен тем, что использовался исключительно для гадания и празднования ритуалов в честь божеств. Календарное имя данного человека передавало характер и судьбу как мужчине, так и женщине. Человека, родившегося в первый день 260-дневного цикла, назовут Один Крокодил, и ему будет дан положительный характер, который принесет власть, богатство и славу. [13] Важно отметить, что неблагоприятные дневные знаки можно смягчить с помощью таких ритуалов, как первое купание и жизненные события.

Свободная воля

[ редактировать ]

Считалось, что люди обладают свободой воли в пределах ограничений, налагаемых их тоналлами. Человек рождается либо с благоприятными, либо с неблагоприятными тоналлами и с соответствующим предопределенным характером. Хотя это накладывает определенные ограничения на то, чего можно достичь, человек свободно выбирает, что делать со своими тоналлами в этих пределах. Тот, кто родился с благоприятным тоналлом, может растратить его из-за неправильных действий; человек с неблагоприятным тоналлом может нейтрализовать его неблагоприятные последствия посредством знания священного календаря и тщательного выбора действий. [14]

Потеря души

[ редактировать ]

Как оживляющая сила как в человеческом, так и в духовном мире, сохранение тоналли обеспечивает сознание и личность. Концепция потери души была присуща древнему центрально-мексиканскому пониманию старения и смерти . Потеря тоналли на различных стадиях известна по состояниям, при которых человек страдает замедленной, нарушенной или полной потерей сознания. Поскольку понимание тоналли основано на представлениях о тепле, тепле и солнце, отсутствие тоналли ощущается как колебания внутренней температуры. Невозможность реимплантировать жизненную силу приводит к ухудшению здоровья и, в конечном итоге, к смерти. Современные науа и мешики определили уход тоналли как причину болезней с теми же общими и наблюдаемыми симптомами, что и смерть и умирание. [3]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Карраско, Дэвид (2014). Религии Мезоамерики . Уэйвленд Пресс. п. 71.
  2. ^ Jump up to: а б Карраско, Дэвид (2014). Религии Мезоамерики . Уэйвленд Пресс. п. 88.
  3. ^ Jump up to: а б Ферст, Джилл Лесли Маккивер (1995). Естественная история души в Древней Мексике . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 64.
  4. ^ Jump up to: а б Ферст, Джилл Лесли Маккивер (1995). Естественная история души в Древней Мексике . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 65.
  5. ^ Монтойя Брионес, Хосе де Хесус (1964). Атла: Этнография пуэбло науатль . Мехико: Мехико: INAH. п. 165.
  6. ^ Тейлор, Диана; Константино, Розелин (2003). Священные терроры: выступление латиноамериканских женщин. Науатлизмо: метод ацтеков . Издательство Университета Дьюка. п. 227.
  7. ^ Ферст, Джилл Лесли Маккивер (1995). Естественная история души в Древней Мексике . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 128–129.
  8. ^ Ферст, Джилл Лесли Маккивер (1995). Естественная история души в Древней Мексике . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 130.
  9. ^ Карраско, Дэвид (2014). Религии Мезоамерики . Уэйвленд Пресс. стр. 88–89.
  10. ^ Jump up to: а б Лопес, Остин Альфредо (1997). Отношения Сущностей. Тамоанчан, Тлалокан: Места тумана . Нивот, Колорадо: Университет Колорадо. п. 42.
  11. ^ Лопес, Остин Альфредо (1997). Отношения Сущностей. Тамоанчан, Тлалокан: Места тумана . Колорадо: Нивот, Колорадо: Университет Колорадо. стр. 41–42.
  12. ^ Лопес, Остин Альфредо (1997). Отношения Сущностей. Тамоанчан, Тлалокан: Места тумана . Колорадо: Нивот, Колорадо: Университет Колорадо. п. 42.
  13. ^ Ферст, Джилл Лесли Маккивер (1995). Естественная история души в Древней Мексике . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 77.
  14. ^ Маффи, Джеймс. «Интернет-энциклопедия философии» .

Библиография

[ редактировать ]
  • Остин, Альфредо Лопес. «Отношения Сущностей». Тамоанчан, Тлалокан: Места тумана. Нивот, Колорадо: Университет Колорадо, 1997. Печать.
  • Карраско, Давид. «Религии Мезоамерики». Вейвленд Пресс, 2014.
  • Кодекс Риос (Ватикан А или Ватикан 3738). 1964. Факсимильное издание. В изд. Дж. Корона Нуньес, Antiguedades de Mexico, 3:7-313. Мехико: SHCP
  • Codex Vindobonensis Mexicanus I (Венский кодекс). 2D факсимильное издание. О. Адельхофер, изд. Грац: ADV
  • Кодекс Мендоса (Codice Mendocino) 1992 г. Факсимильное издание. Под ред. Ф. Бердана и П. Анавальта, Кодекс Мендосы, 3. Беркли: University of California Press.
  • Ферст, Джилл Лесли Маккивер. «Естественная история души в Древней Мексике». Нью-Хейвен: Йельский университет, 1995. Печать.
  • Маффи, Джеймс. «Интернет-энциклопедия философии». http://www.iep.utm.edu/aztec/ .
  • Монтойя Брионес, Хосе де Хесус. 1964. Атла: Этнография коренного народа. Мехико: INAH.
  • Тейлор, Диана и Константино, Розелин. «Священные ужасы: выступление латиноамериканских женщин». Науатлизмо: метод актерского мастерства ацтеков. Издательство Университета Дьюка, 2003.
  • https://en.wiktionary.org/wiki/Wiktionary:International_Phonetic_Alphabet
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0b47e49ec797b5744592d560feea9bae__1688648940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/ae/0b47e49ec797b5744592d560feea9bae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tonalli - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)