Тонально
Тоналли (см. также: Тональ ) играет множество ролей; действует как знак дня, часть тела и символ солнечного тепла. Древние люди науа верили, что он расположен в волосах и родничковой области черепа и что тоналли обеспечивает «силу и энергию для роста и развития». [1] Она часто совпадает с силой тейолии , которую часто считали одновременно оживляющей силой ( душой ) и физическим сердцем в различных мезоамериканских культурах .
Этимология
[ редактировать ]
Корень «тона» действует как глагол, означающий «облучать или согревать солнцем». [2]
Мифология
[ редактировать ]Согласно верованиям древних науа, тоналлы даруются ребенку в утробе матери старыми божествами , известными как Ометекутли и Омесиуатль , или «Повелитель и Леди Двойственности». [3] Реализация тонали осуществляется посредством процесса, известного как пожарное бурение.
Считается, что древние божества Ометекутли и Омесиуатль передавали тоналли человеческим плодам, «одновременно вдыхая тоналли в ребенка и зажигая огонь в его груди». [4] Этот процесс пожарного бурения включает в себя быстрое вращение вертикальной деревянной детали на плоском основании. Он производит тепло за счет трения, хотя этот, казалось бы, простой инструмент требует значительных навыков, чтобы производить что-либо, кроме дыма. Создатель огня дует на зажженную искру, чтобы раздуть ее до сильного пламени, а дыхание (или выдувание воздуха) и трение в груди оживляют младенца. [4] Монахи-францисканцы связали эту идею огненного бурения, а именно концепцию тоналли как дыхания, с христианством , поскольку вливание дыхания в тело напоминает начало Книги Бытия , где Бог-Отец вдыхает жизнь в Адама.
Человеческое тело
[ редактировать ]Народ науа в Мезоамерике верил, что душа состоит из трех сущностей : Тоналли, Тейолии и Ихийотля, трех душ в теле. Тоналли расположен в родничковой области черепа. Тейолия находится в сердце, а Ихийотль — в печени. У каждой из этих душ есть свои функции и божества-защитники. Но есть важные различия. Тоналли – это душа, которая входит в тело и покидает его. на Жители Атлы севере Сьерра-де-Пуэбла верят, что это душа, которая путешествует, пока вы спите ночью, а затем возвращается. [5] Это душа, которая уходит и возвращается каждый раз, когда вы чихаете, или когда вы зеваете, или даже когда вы вздрагиваете. Науа считали, что чихать и продолжать говорить нехорошо, потому что это заставляет ваши тоналли уйти, а как только ваш тоналли уйдет, вам придется подождать некоторое время, прежде чем он вернется. В этот момент в ваше тело может проникнуть что угодно. Однако душа сердца (Тейолия) и душа печени (Ихиийотль) покидают ваше тело только после вашей смерти; эти две души выйдут только в момент вашей смерти. [6]
Тоналли в крови
[ редактировать ]Наряду с сердцем древние мешики брали кровь принесенных в жертву пленников и предлагали ее оплодотворяющую силу богам. В общественных и частных ритуальных случаях люди брали кровь из ушей, языка или икр, брызгали ею на листы бумаги и отдавали духам в знак благодарности за полученные блага или в качестве просьбы о будущих милостях. Богов можно было уговорить или вознаградить не столько самой физической жидкостью, сколько тоналли (жизненной силой), которую она несла и передала им. [7] У большинства современных говорящих на науатле состояние жизненной силы можно даже определить по движению крови в организме, независимо от того, ощущается ли это движение как тик, пульс или мышечное движение. [8] Когда кровь отходит от должного русла, человек теряет жизненную силу и, по сути, душу.
Ритуал
[ редактировать ]Война и человеческие жертвы
[ редактировать ]Тоналли высоко ценился в обществе и пользовался спросом в военном деле и ритуальных жертвоприношениях. Волосы, покрывающие голову, особенно область родничка, были основным вместилищем тоналли, и считалось, что волосы предотвращали выход тоналли из тела. Во время войны, когда воин брал пленного в плен, воин часто хватал пленника за волосы (область родничка). Считалось, что сила духа и доблесть воина частично заключалась в волосах, и существует множество живописных сцен, на которых ацтекские воины хватают врагов за волосы. Волосы воинов, захваченных в бою, похитители сохраняли для увеличения их тоналли. Отрубленные головы вражеских воинов были высшей наградой для города, который получал больше тоналли за счет церемониального использования голов. [9] Тоналли, встроенные в черепа вражеских воинов и пленников, также предлагались в качестве даров богам в храмовых комплексах. Считалось, что это подношение богам в виде погашения долга. [1]
Социальные практики
[ редактировать ]Сутью тоналли была сила , которая могла выйти за пределы человеческого тела. Части тоналлов могли находиться вне тела в предметах и животных. Например, бусины тлакопатли часто оставляли в храме и представляли собой замену ребенку, который не мог ходить в храмовую школу из-за возрастных ограничений. Эти четки служили для удержания тоналли и покаяния несовершеннолетнего ребенка. [10] Это указывает на веру в телесность души и воплощение тоналли. Камни использовались как хранилища души и в другом смысле. Поскольку тоналли считались показателем судьбы или судьбы, обладание драгоценными камнями служило прямым свидетельством людей с положительной судьбой, несмотря на низкое происхождение и благоприятную судьбу представителей элитного класса. [10]
Тоналли со-эссенции
[ редактировать ]Тоналли действовали в рамках комплекса, в котором участвовали бог даты рождения и человек. Душа индивидуальности человека жила внутри; но бог тоналлов жил снаружи [11] Сосуществование тоналли в человеческом теле зависит от силы внешнего бога/времени, которое может поселиться в теле человека. Динамика этих отношений общей сущности заставила людей молить каждого бога даты рождения о внутренней силе, здоровье и удаче. [12]
Анимация качества тоналли
[ редактировать ]Тоналли, наряду с тейолией и ихийотлем Считалось, что , управляет физиологическими процессами человеческого организма. Оно придавало человеку характер, высоко ценилось в семье и востребовано в войне и ритуальных жертвоприношениях . Считалось, что тоналли можно было взять из человеческого тела и либо предложить богам в качестве оплаты долга, либо приобрести ритуальному человеку, который прикоснулся к физическому существу, в котором они проживали. [1] Концепция тоналли распространялась не только на людей. Он проник в животных, богов, растения и предметы, используемые в ритуалах. [2]
Астрологические знаки
[ редактировать ]Тоналли также определяет знак, под которым рождается человек, и сообщает его судьбу , характер и имя. Тоналли передавал астрологические знаки и имена через дни рождения, а в системе Мексики гадательной день рождения человека приходился на одно из 260 именин в специальном календаре . Люди следовали пути или кодексу поведения, требуемому тоналлами и знаком дня. Этот календарь был примечателен тем, что использовался исключительно для гадания и празднования ритуалов в честь божеств. Календарное имя данного человека передавало характер и судьбу как мужчине, так и женщине. Человека, родившегося в первый день 260-дневного цикла, назовут Один Крокодил, и ему будет дан положительный характер, который принесет власть, богатство и славу. [13] Важно отметить, что неблагоприятные дневные знаки можно смягчить с помощью таких ритуалов, как первое купание и жизненные события.
Свободная воля
[ редактировать ]Считалось, что люди обладают свободой воли в пределах ограничений, налагаемых их тоналлами. Человек рождается либо с благоприятными, либо с неблагоприятными тоналлами и с соответствующим предопределенным характером. Хотя это накладывает определенные ограничения на то, чего можно достичь, человек свободно выбирает, что делать со своими тоналлами в этих пределах. Тот, кто родился с благоприятным тоналлом, может растратить его из-за неправильных действий; человек с неблагоприятным тоналлом может нейтрализовать его неблагоприятные последствия посредством знания священного календаря и тщательного выбора действий. [14]
Потеря души
[ редактировать ]Как оживляющая сила как в человеческом, так и в духовном мире, сохранение тоналли обеспечивает сознание и личность. Концепция потери души была присуща древнему центрально-мексиканскому пониманию старения и смерти . Потеря тоналли на различных стадиях известна по состояниям, при которых человек страдает замедленной, нарушенной или полной потерей сознания. Поскольку понимание тоналли основано на представлениях о тепле, тепле и солнце, отсутствие тоналли ощущается как колебания внутренней температуры. Невозможность реимплантировать жизненную силу приводит к ухудшению здоровья и, в конечном итоге, к смерти. Современные науа и мешики определили уход тоналли как причину болезней с теми же общими и наблюдаемыми симптомами, что и смерть и умирание. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Карраско, Дэвид (2014). Религии Мезоамерики . Уэйвленд Пресс. п. 71.
- ^ Jump up to: а б Карраско, Дэвид (2014). Религии Мезоамерики . Уэйвленд Пресс. п. 88.
- ^ Jump up to: а б Ферст, Джилл Лесли Маккивер (1995). Естественная история души в Древней Мексике . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 64.
- ^ Jump up to: а б Ферст, Джилл Лесли Маккивер (1995). Естественная история души в Древней Мексике . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 65.
- ^ Монтойя Брионес, Хосе де Хесус (1964). Атла: Этнография пуэбло науатль . Мехико: Мехико: INAH. п. 165.
- ^ Тейлор, Диана; Константино, Розелин (2003). Священные терроры: выступление латиноамериканских женщин. Науатлизмо: метод ацтеков . Издательство Университета Дьюка. п. 227.
- ^ Ферст, Джилл Лесли Маккивер (1995). Естественная история души в Древней Мексике . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 128–129.
- ^ Ферст, Джилл Лесли Маккивер (1995). Естественная история души в Древней Мексике . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 130.
- ^ Карраско, Дэвид (2014). Религии Мезоамерики . Уэйвленд Пресс. стр. 88–89.
- ^ Jump up to: а б Лопес, Остин Альфредо (1997). Отношения Сущностей. Тамоанчан, Тлалокан: Места тумана . Нивот, Колорадо: Университет Колорадо. п. 42.
- ^ Лопес, Остин Альфредо (1997). Отношения Сущностей. Тамоанчан, Тлалокан: Места тумана . Колорадо: Нивот, Колорадо: Университет Колорадо. стр. 41–42.
- ^ Лопес, Остин Альфредо (1997). Отношения Сущностей. Тамоанчан, Тлалокан: Места тумана . Колорадо: Нивот, Колорадо: Университет Колорадо. п. 42.
- ^ Ферст, Джилл Лесли Маккивер (1995). Естественная история души в Древней Мексике . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 77.
- ^ Маффи, Джеймс. «Интернет-энциклопедия философии» .
Библиография
[ редактировать ]- Остин, Альфредо Лопес. «Отношения Сущностей». Тамоанчан, Тлалокан: Места тумана. Нивот, Колорадо: Университет Колорадо, 1997. Печать.
- Карраско, Давид. «Религии Мезоамерики». Вейвленд Пресс, 2014.
- Кодекс Риос (Ватикан А или Ватикан 3738). 1964. Факсимильное издание. В изд. Дж. Корона Нуньес, Antiguedades de Mexico, 3:7-313. Мехико: SHCP
- Codex Vindobonensis Mexicanus I (Венский кодекс). 2D факсимильное издание. О. Адельхофер, изд. Грац: ADV
- Кодекс Мендоса (Codice Mendocino) 1992 г. Факсимильное издание. Под ред. Ф. Бердана и П. Анавальта, Кодекс Мендосы, 3. Беркли: University of California Press.
- Ферст, Джилл Лесли Маккивер. «Естественная история души в Древней Мексике». Нью-Хейвен: Йельский университет, 1995. Печать.
- Маффи, Джеймс. «Интернет-энциклопедия философии». http://www.iep.utm.edu/aztec/ .
- Монтойя Брионес, Хосе де Хесус. 1964. Атла: Этнография коренного народа. Мехико: INAH.
- Тейлор, Диана и Константино, Розелин. «Священные ужасы: выступление латиноамериканских женщин». Науатлизмо: метод актерского мастерства ацтеков. Издательство Университета Дьюка, 2003.
- https://en.wiktionary.org/wiki/Wiktionary:International_Phonetic_Alphabet
