Судьба
Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Июль 2023 г. ) |
Судьба , иногда также называемая судьбой (от лат. fatum «указ, предсказание, судьба, судьба»), представляет собой предопределённый ход событий. [1] [2] Его можно понимать как предопределенное будущее, как в целом, так и в отношении отдельного человека.
Судьба
[ редактировать ]Хотя слова «судьба» и « судьба» часто используются как синонимы, они имеют разные коннотации.
Традиционное использование определяет судьбу как силу или агентство, которое предопределяет и управляет ходом или набором событий, положительно или отрицательно влияющих на кого-то или группу, или, в идиоме , предсказывать чью-то судьбу , или просто результат случая и событий. В эллинистической цивилизации хаотичные и непредвиденные повороты событий придавали все большее значение ранее менее известной богине Тихе (буквально « Удача »), которая олицетворяла удачу города и всех, чья жизнь зависела от его безопасности и процветания, двух благ. качества жизни, которые казались недоступными для человека. Римский образ Фортуны с колесом, которое она слепо вращала, был сохранен христианскими писателями, включая Боэция , сильно возрожден в эпоху Возрождения и в некоторых формах сохранился и сегодня. [3]
Философия
[ редактировать ]Философия концепций судьбы и судьбы существовала с эллинистического периода в таких группах, как стоики и эпикурейцы .
Стоики верили, что человеческие решения и действия в конечном итоге происходят в соответствии с божественным планом, разработанным богом. [ нужна ссылка ] Они утверждали, что, хотя люди теоретически обладают свободной волей , их души и обстоятельства, в которых они живут, являются частью универсальной сети судьбы.
Эпикурейцы бросили вызов верованиям стоиков, отрицая существование этой божественной судьбы. Они считали, что действия человека являются добровольными, если они рациональны. [4]
В обычном использовании слова «судьба» и «судьба» являются синонимами, но в контексте философии XIX века эти слова приобрели совершенно разные значения.
Для Артура Шопенгауэра судьба была всего лишь проявлением Воли к Жизни, которая может быть одновременно живой судьбой и выбором побеждающей судьбы посредством Искусства , Морали и Аскезы .
Для Фридриха Ницше судьба сохраняет форму Amor fati (Любви к судьбе) посредством важного элемента философии Ницше — « воли к власти » (der Wille zur Macht ), основы человеческого поведения, находящейся под влиянием воли к жизни. Шопенгауэр. Но эта концепция может иметь и другие смыслы, хотя в разных местах он рассматривал волю к власти как сильный элемент адаптации или выживания в лучшем смысле. [5] Ницше в конечном итоге трансформировал идею материи как центров силы в материю как центры воли к власти как судьбе человечества, столкнувшейся с amor fati . Выражение Amor fati неоднократно используется Ницше как принятие-выбор судьбы , но таким образом оно становится даже чем-то другим, а именно «выбором» судьбы.
Детерминизм — философская концепция, которую часто путают с судьбой. Его можно определить как представление о том, что все намерения/действия причинно детерминированы кульминацией существующих обстоятельств агента; проще говоря, все происходящее определяется вещами, которые уже произошли. [6] Детерминизм отличается от судьбы тем, что он никогда не рассматривается как духовное, религиозное или астрологическое понятие; Судьбу обычно считают «данной» или «предписанной», тогда как детерминизм «вызван». такие влиятельные философы, как Роберт Кейн , Томас Нагель , Родерик Чизхолм и Эй Джей Эйер Об этой идее писали .
Психология
[ редактировать ]Среди представителей школы глубинной психологии наибольший вклад в изучение такого понятия, как «судьба», внесли Карл Густав Юнг , Зигмунд Фрейд и Леопольд Сонди . [ нужна ссылка ]
Религия
[ редактировать ]Концепция судьбы, рока или причинно-следственной связи широко распространена в большинстве религий, но принимает разные формы:
- Древние шумеры говорили о божественном предопределении судьбы человека. [7]
- В вавилонской религии бог Набу как бог письма записывал судьбы [8] назначенный людям богами ассиро-вавилонского пантеона , в который входили аннунаки, определявшие судьбы человечества. [9]
- Последователи древнегреческой религии считали не только Мойр , но и богов, особенно Зевса , ответственными за решение и исполнение судьбы соответственно.
- Некоторые христиане верят, что все люди обладают свободной волей , в то время как другие верят в предопределение . [4]
- В исламе судьба или кадар – это указ Бога.
- В буддизме все явления (разум или что-то еще) учат как возникшие из предыдущих явлений в соответствии с универсальным законом – концепцией, известной как патикчасамуппада . Это основное учение разделяется во всех школах мысли и напрямую влияет на другие основные концепции, такие как непостоянство и безличность (также общие для всех школ буддизма).
Политика
[ редактировать ]Метафорические выражения предопределенной судьбы обычно используются политиками для описания непонятных событий. Отто фон Бисмарк сказал, что лучшее, что может сделать политик, — это «прислушиваться к шагам Бога и держаться за полы Его пальто». [10]
В «Войне и мире » Лев Толстой писал о «бессознательной роевой жизни человечества», а Шекспир говорил о «приливе дел человеческих» в своей пьесе «Юлий Цезарь» .
Литература
[ редактировать ]В Древней Греции многие легенды и сказания учат тщетности попыток перехитрить неумолимую судьбу, которая была правильно предсказана. Такое изображение судьбы присутствует в таких произведениях, как «Царь Эдип» (427 г. до н.э.), [11] « Илиада » , « Одиссея » (800 г. до н.э.) и «Теогония» . Многие древние китайские произведения также изображают концепцию судьбы, особенно « Лиецзы » , «Мэнцзы» и « Чжуанцзы» . испанского герцога де Риваса Точно так же и в Италии пьеса , которую Верди превратил в La Forza del Destino («Сила судьбы»), включает в себя представления о судьбе.
В Англии судьба сыграла заметную литературную роль в «Макбете » Шекспира (1606), « Тэсс из рода д'Эрбервиллей» Сэмюэля Беккета Томаса Харди (1891), «Финале» (1957) и популярном рассказе У. В. Джейкобса « Обезьянья лапа » (1902). ). В Америке Торнтона Уайлдера книга «Мост Сан-Луис-Рей» (1927) изображает концепцию судьбы.
В Германии судьба является повторяющейся темой в литературе Германа Гессе (1877–1962), включая Сиддхарту (1922) и его выдающийся опус «Гласперленшпиль», также опубликованный как «Игра в бисер» (1943). И Голливудом через таких персонажей, как Нео в «Матрице» . Общая тема этих произведений связана с главным героем, который не может избежать своей судьбы, как бы он ни старался. В Нила Геймана серии графических романов «Песочный человек » судьба — это один из Бесконечных , изображенный в виде слепого человека, несущего книгу, содержащую все прошлое и все будущее. «Судьба — старейшая из Бесконечных; в Начале было Слово, и оно было начертано вручную на первой странице его книги еще до того, как оно было произнесено вслух». [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лиза Рафалс (4 октября 2003 г.). Философия Востока и Запада (Том 53 изд.). Гавайский университет Press. стр. 537–574.
- ^ Сравните детерминизм , философское положение о том, что каждое событие, включая человеческое познание и поведение, причинно обусловлено непрерывной цепочкой предшествующих событий .
- ^ « Колесо Фортуны » остается эмблемой случайного элемента в судьбе (судьбе).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Караманолис, Джордж Э. (2000). Том. 1 Энциклопедии Греции и эллинской традиции . Чикаго, Иллинойс: Фицрой Дирборн. стр. 610–611.
- ^ За пределами добра и зла 13, Веселая наука 349 и Генеалогия морали II: 12
- ^ Нагель, Томас (1987). «Глава 6». Что все это значит? . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Уилсон, Кеннет М. (2018), Преобразование Августина от традиционного свободного выбора к «несвободной свободе воли»: комплексная методология , Тюбинген, Германия: Mohr Siebeck GmbH & Co, стр. 36, ISBN 978-3161557538
- ^ «Набу» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 2 июля 2016 года.
- ^ Лейк, Гвендолин (1998) [1991], Словарь древней ближневосточной мифологии , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Routledge, стр. 8, ISBN 0415198119
- ↑ Генри Киссинджер , «Отто фон Бисмарк, великий государственный деятель», New York Times, 31 марта 2011 г.
- ^ Софокл (1978) [427 г. до н.э.]. Стивен Берг; Дискин Клэй (ред.). Эдип-царь . Нью-Йорк: Оксфорд UP.
- ^ Гейман, Нил. Сезон туманов . Джонс, Келли; Джонс, Малькольм, III; Дрингенберг, Майк; Вагнер, Мэтт; Рассел, П. Крейг; Пратт, Джордж (изд., посвященный 30-летию). Бербанк, Калифорния. ISBN 978-1401285814 . ОСЛК 1065971941 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кес В. Болле , Энциклопедия религии. Эд. Линдси Джонс. 2-е изд. Том. 5. Детройт: Справочник Macmillan, США, 2005. Том. 5, стр. 2998–3006.
- Тим О'Киф, « Древние теории свободы и детерминизма » . Стэнфордская энциклопедия философии.
- Майкл Дж. Мид «Судьба и судьба: два соглашения души» , Greenfire Press, 2010, ISBN 978-0982939147
- Роберт К. Соломон, «О судьбе и фатализме». Философия Востока и Запада 53.4 (2003): 435–454.
- Корнелиус, Джеффри, К. (1994). «Момент астрологии: истоки гадания», Penguin Group, часть серии Arkana Contemporary Astrology.