Jump to content

Философия XIX века

В 19 веке 18 века философы Просвещения начали оказывать драматическое влияние на последующее развитие философии . В частности, работы Иммануила Канта породили новое поколение немецких философов и начали получать более широкое признание на международном уровне. Кроме того, как реакция на Просвещение, движение под названием романтизм к концу 18 века начало развиваться . Ключевыми идеями, которые вызвали изменения в философии, были быстрый прогресс науки, включая эволюцию , в первую очередь постулированную Чарльзом Дарвином , Альфредом Расселом Уоллесом и Жаном-Батистом Ламарком , а также теории относительно того, что сегодня называется эмерджентным порядком , например, свободный рынок Адама . Смита внутри национальных государств, или марксистский подход к классовой войне между правящим классом и рабочим классом, разработанный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом . Давление в пользу эгалитаризма и более быстрых изменений привело к периоду революций и турбулентности, которые также привели к изменению философии.

Краткий исторический очерк

[ редактировать ]

В бурные годы 1789–1815 годов европейская культура была преобразована революцией, войной и разрушениями. Положив конец многим социальным и культурным опорам прошлого столетия, была подготовлена ​​почва для драматических экономических и политических перемен. Европейская философия размышляла над многими из этих изменений, участвовала в них и стимулировала их.

Влияние позднего Просвещения

[ редактировать ]

Последняя треть XVIII века породила множество идей и работ, которые одновременно систематизировали предыдущую философию и бросили серьезный вызов основам систематизации философии. Иммануил Кант — это имя, которое большинство назвало бы одним из наиболее влиятельных людей, как и Жан-Жак Руссо . Хотя оба этих философа были продуктом XVIII века и его предположений, они нарушили границы. Пытаясь объяснить природу государства и правительства, Руссо бросил вызов основам правления, заявив, что «Человек рождается свободным, но повсюду находится в цепях». Кант, пытаясь сохранить аксиомический скептицизм, был вынужден утверждать, что мы не видим истинной реальности и не говорим о ней. Все, что мы знаем о реальности, — это видимость. Поскольку все, что мы можем видеть в реальности, — это явления, которые подвержены определенным необходимым и субъективным формам восприятия, Кант постулирует идею непознаваемого (в то же время ограничивая наше использование науки и принципа причинности явлениями). Различие Гегеля между непознаваемым и фактически неизвестным можно рассматривать как начало гегелевской рациональной системы Вселенной.

Еще одним философом позднего Просвещения, оказавшим влияние в XIX веке, был Пьер-Симон Лаплас (1749–1827), чья формулировка номологического детерминизма известна и по сей день.

Философские школы и направления

[ редактировать ]

Это неполный список школ философии XIX века (также известной как философия позднего Нового времени ).

Немецкий идеализм

[ редактировать ]

Одним из первых философов, попытавшихся разобраться с философией Канта, был Иоганн Готлиб Фихте , чье развитие кантовской метафизики стало источником вдохновения для романтиков . В «Wissenschaftslehre » Фихте утверждает, что «я» постулирует себя и представляет собой самопроизводящийся и меняющийся процесс.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг , ученик Фихте, продолжал развивать многие из тех же идей и также был принят романтиками как своего рода официальный философ их движения. Но именно другой ученик Фихте и бывший сосед Шеллинга по комнате стал самым выдающимся из посткантианских идеалистов: Георг Вильгельм Фридрих Гегель . Его работа выявила растущую важность исторического мышления в немецкой мысли.

Артур Шопенгауэр , отвергая Гегеля, а также материализм, призывал вернуться к кантианскому трансцендентализму, в то же время приняв атеизм и детерминизм , среди прочего, . Его светская мысль стала более популярной в Европе во второй половине 19 века, что совпало с появлением дарвинизма , позитивизма , марксизма и филологического анализа Библии .

Во второй половине XIX века еще более ортодоксальный возврат к кантовской мысли был поддержан рядом неокантианских философов, базирующихся в двух основных местах: Марбургской школе и Баденской школе. Это направление мысли сохранилось до начала следующего столетия, оказав влияние на философские движения 20-го века, такие как неопозитивизм и феноменология .

Одним из наиболее известных противников идеализма в 1-й половине немецкого 19 в. был Людвиг Фейербах , отстаивавший материализм и атеизм .

Утилитаризм

[ редактировать ]

Утилитаризм — это консеквенциалистский подход к нормативной этике , который утверждает, что морально правильными действиями являются те, которые способствуют наибольшему человеческому счастью. Джереми Бентам , создавший свою версию теории в 1829 году, и Джон Стюарт Милль , создавший свою в 1861 году, считаются основателями утилитаризма, хотя основная концепция возникла раньше любого из двух философов. [1] Утилитаризм остается одним из наиболее привлекательных и убедительных подходов к нормативной этике. [2]

марксизм

[ редактировать ]

Марксизм, разработанный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине-конце 19 века, представляет собой социально-политическую и экономическую точку зрения, основанную на философии диалектического материализма , которая противостоит идеализму в пользу материалистической точки зрения. Маркс анализировал Саму историю как развитие диалектики в форме классовой борьбы . Отсюда утверждается, что «история всех до сих пор существовавших обществ есть история классовой борьбы». По мнению Маркса, это началось с фазы первобытного коммунизма ( общества охотников-собирателей ), после которой неолитическая революция уступила место рабовладельческим обществам , переходящим в феодальное общество , а затем в нынешнюю эпоху промышленной революции , после которой он считал, что следующим шагом пролетариата будет свержение владельцев промышленности и создание социалистического общества, которое в дальнейшем разовьется в коммунистическое общество, в котором классовые различия, деньги и государство полностью исчезнут.

Марксизм оказал глубокое влияние на историю XX века.

Экзистенциализм

[ редактировать ]

Экзистенциализм как философское движение, по сути, является движением 20-го века , но его основные предшественники, Сёрен Кьеркегор и Фридрих Ницше, писали задолго до возникновения экзистенциализма. В 1840-х годах академическая философия в Европе, вслед за Гегелем, почти полностью оторвалась от проблем индивидуальной человеческой жизни в пользу исследования абстрактных метафизических систем. Кьеркегор стремился вновь ввести в философию в духе Сократа : субъективность, приверженность, веру и страсть, которые все являются частью человеческого состояния .

Как и Кьеркегор, Ницше видел, как моральные ценности Европы XIX века распадаются в нигилизм (Кьеркегор называл это процессом уравнивания ). Ницше попытался подорвать традиционные моральные ценности, обнажая их основы. С этой целью он различал мораль господина и раба и утверждал, что человек должен отвернуться от кротости и смирения европейской рабской морали.

Оба философа являются предшественниками экзистенциализма, среди других идей, из-за их важности для «великого человека» против века. Кьеркегор писал о Европе XIX века: «Каждой эпохе присуща своя характерная развращенность. Наша, возможно, не наслаждение, не потакание своим желаниям или чувственность, а скорее распутное пантеистическое презрение к отдельному человеку».

Позитивизм

[ редактировать ]

Огюст Конт , самопровозглашенный основатель современной социологии , выдвинул точку зрения, что только строгая систематизация подтверждаемых наблюдений должна составлять сферу человеческого знания. Он надеялся упорядочить науки все большей степени сложности, включая математику, астрономию, физику, химию, биологию и новую дисциплину под названием «социология», которая изучает «динамику и статику общества». [3]

Прагматизм

[ редактировать ]

Американские философы Чарльз Сандерс Пирс и Уильям Джеймс разработали прагматическую философию в конце 19 века. Эта школа мысли считает, что ценность идеи основана на ее практичности или полезности, а не на степени, в которой она отражает реальность. [4]

Британский идеализм

[ редактировать ]

На закате 19-го века в Великобритании наблюдался подъем британского идеализма , возрождение интереса к произведениям Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля , реакция против британского эмпиризма и утилитаризма . Частично движение началось с Джеймса Хатчисона Стирлинга двухтомной работы «Тайна Гегеля» , которая помогла облегчить изучение Гегеля в Англии и представила некоторые элементы, которые стали характерными для британской идеалистической интерпретации Гегеля. Помимо включения различных частей философии Канта и Гегеля, многие британские идеалисты также взяли идеи у более ранних мыслителей, таких как Аристотель и Платон . [5] Т.Х. Грин , Ф.Х. Брэдли и Бернар Бозанке считаются одними из крупнейших мыслителей британского идеализма .

Трансцендентализм

[ редактировать ]

Трансцендентализм коренится в Иммануила Канта и трансцендентности немецком идеализме , возглавляемом Ральфом Уолдо Эмерсоном и Генри Дэвидом Торо , которые столкнулись с немецкими идеями через чтение Сэмюэля Тейлора Кольриджа и Томаса Карлайла . Основная вера заключалась в идеальном духовном состоянии, которое «превосходит» физическое и эмпирическое и реализуется только через интуицию человека, а не через доктрины устоявшихся религий.

Социальный дарвинизм

[ редактировать ]

«Социальный дарвинизм» относится к теориям, которые применяют эволюционную концепцию естественного отбора к человеческому обществу в таких областях, как социология, экономика и политика. Двумя главными мыслителями этого движения были Герберт Спенсер и Фрэнсис Гальтон .

Онтологизм

[ редактировать ]

Онтологизм — это идеологическая система, которую предпочитают многие католические философы, которая утверждает, что Бог и Божественные идеи являются первым объектом нашего разума, а интуиция Бога — первым актом нашего интеллектуального познания. [6] Николя Мальбранш был источником для многих философов онтологизма . В 1861 году Святая канцелярия осудила онтологизм как небезопасный для преподавания ( tuto tradi non possunt ). [7] Двумя главными мыслителями этого движения являются Винченцо Джоберти и Антонио Росмини . [8]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ ЛЮСТИЛА, ГЕТТИ Л. (9 мая 2017 г.). «Джон Гей и рождение утилитаризма» . Утилитас . 30 (1): 86–106. дои : 10.1017/s0953820817000115 . ISSN   0953-8208 . S2CID   148680632 .
  2. ^ Драйвер, Джулия (2014), «История утилитаризма» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимой 2014 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 9 октября 2021 г.
  3. ^ Конт, Огюст. Курс позитивной философии .
  4. ^ Джеймс, Уильям. Прагматизм . Том. 1. Издательство Гарвардского университета, 1975.
  5. ^ Коплстон, Фредерик. История философии: том 8, Современная философия: эмпиризм, идеализм и прагматизм в Великобритании и Америке , главы 7–9, стр. 165–236. Даблдэй (издатель) , 1994. ISBN   0-385-47045-2
  6. ^ «Онтологизм» . Католическая энциклопедия .
  7. ^ «Онтологизм» . Энциклопедия.com .
  8. ^ Сэдлер, Грегори, Б. (2013). «История философии в западной традиции: девятнадцатый век». Роберт Л. Фастигги (ред.), Джозеф В. Котерски (ред.), Тревор Липскомб (ред.), Новая католическая энциклопедия, Приложение 2012–13: Этика и философия (стр. 702–707). Cengage Обучение . ISBN   978-1414480855

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бэрд, Форрест Э. Философская классика: философия XIX века . ISBN   0-13-048550-0 .
  • Гардинер, Патрик. {ред.} Философия XIX века . ISBN   978-0-02-911220-5 .
  • Шанд, Джон. Центральные труды философии. Том. 3. Девятнадцатый век . ISBN   978-0-7735-3053-9 .
  • Коплстон, Фредерик. История философии: Том VII, Современная философия: от посткантианских идеалистов до Маркса, Кьеркегора и Ницше . ISBN   0-385-47044-4 .
  • Коплстон, Фредерик. История философии: Том VIII, Современная философия: эмпиризм, идеализм и прагматизм в Великобритании и Америке . ISBN   0-385-47045-2 .
  • Коплстон, Фредерик. История философии: Том IX, Современная философия: от Французской революции до Сартра, Камю и Леви-Стросса . ISBN   0-385-47046-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 55f5a18dbeb8d373a9a4d73cef252bf6__1718547600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/f6/55f5a18dbeb8d373a9a4d73cef252bf6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
19th-century philosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)