Философия XIX века
Часть серии о |
Философия |
---|
![]() |
![]() | Примеры и перспективы в этой статье могут не отражать мировую точку зрения на предмет . ( Июль 2022 г. ) |
В 19 веке 18 века философы Просвещения начали оказывать драматическое влияние на последующее развитие философии . В частности, работы Иммануила Канта породили новое поколение немецких философов и начали получать более широкое признание на международном уровне. Кроме того, как реакция на Просвещение, движение под названием романтизм к концу 18 века начало развиваться . Ключевыми идеями, которые вызвали изменения в философии, были быстрый прогресс науки, включая эволюцию , в первую очередь постулированную Чарльзом Дарвином , Альфредом Расселом Уоллесом и Жаном-Батистом Ламарком , а также теории относительно того, что сегодня называется эмерджентным порядком , например, свободный рынок Адама . Смита внутри национальных государств, или марксистский подход к классовой войне между правящим классом и рабочим классом, разработанный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом . Давление в пользу эгалитаризма и более быстрых изменений привело к периоду революций и турбулентности, которые также привели к изменению философии.
Краткий исторический очерк
[ редактировать ]В бурные годы 1789–1815 годов европейская культура была преобразована революцией, войной и разрушениями. Положив конец многим социальным и культурным опорам прошлого столетия, была подготовлена почва для драматических экономических и политических перемен. Европейская философия размышляла над многими из этих изменений, участвовала в них и стимулировала их.
Влияние позднего Просвещения
[ редактировать ]Последняя треть XVIII века породила множество идей и работ, которые одновременно систематизировали предыдущую философию и бросили серьезный вызов основам систематизации философии. Иммануил Кант — это имя, которое большинство назвало бы одним из наиболее влиятельных людей, как и Жан-Жак Руссо . Хотя оба этих философа были продуктом XVIII века и его предположений, они нарушили границы. Пытаясь объяснить природу государства и правительства, Руссо бросил вызов основам правления, заявив, что «Человек рождается свободным, но повсюду находится в цепях». Кант, пытаясь сохранить аксиомический скептицизм, был вынужден утверждать, что мы не видим истинной реальности и не говорим о ней. Все, что мы знаем о реальности, — это видимость. Поскольку все, что мы можем видеть в реальности, — это явления, которые подвержены определенным необходимым и субъективным формам восприятия, Кант постулирует идею непознаваемого (в то же время ограничивая наше использование науки и принципа причинности явлениями). Различие Гегеля между непознаваемым и фактически неизвестным можно рассматривать как начало гегелевской рациональной системы Вселенной.
Еще одним философом позднего Просвещения, оказавшим влияние в XIX веке, был Пьер-Симон Лаплас (1749–1827), чья формулировка номологического детерминизма известна и по сей день.
Философские школы и направления
[ редактировать ]Это неполный список школ философии XIX века (также известной как философия позднего Нового времени ).
Немецкий идеализм
[ редактировать ]Одним из первых философов, попытавшихся разобраться с философией Канта, был Иоганн Готлиб Фихте , чье развитие кантовской метафизики стало источником вдохновения для романтиков . В «Wissenschaftslehre » Фихте утверждает, что «я» постулирует себя и представляет собой самопроизводящийся и меняющийся процесс.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг , ученик Фихте, продолжал развивать многие из тех же идей и также был принят романтиками как своего рода официальный философ их движения. Но именно другой ученик Фихте и бывший сосед Шеллинга по комнате стал самым выдающимся из посткантианских идеалистов: Георг Вильгельм Фридрих Гегель . Его работа выявила растущую важность исторического мышления в немецкой мысли.
Артур Шопенгауэр , отвергая Гегеля, а также материализм, призывал вернуться к кантианскому трансцендентализму, в то же время приняв атеизм и детерминизм , среди прочего, . Его светская мысль стала более популярной в Европе во второй половине 19 века, что совпало с появлением дарвинизма , позитивизма , марксизма и филологического анализа Библии .
Во второй половине XIX века еще более ортодоксальный возврат к кантовской мысли был поддержан рядом неокантианских философов, базирующихся в двух основных местах: Марбургской школе и Баденской школе. Это направление мысли сохранилось до начала следующего столетия, оказав влияние на философские движения 20-го века, такие как неопозитивизм и феноменология .
Одним из наиболее известных противников идеализма в 1-й половине немецкого 19 в. был Людвиг Фейербах , отстаивавший материализм и атеизм .
Утилитаризм
[ редактировать ]Утилитаризм — это консеквенциалистский подход к нормативной этике , который утверждает, что морально правильными действиями являются те, которые способствуют наибольшему человеческому счастью. Джереми Бентам , создавший свою версию теории в 1829 году, и Джон Стюарт Милль , создавший свою в 1861 году, считаются основателями утилитаризма, хотя основная концепция возникла раньше любого из двух философов. [1] Утилитаризм остается одним из наиболее привлекательных и убедительных подходов к нормативной этике. [2]
марксизм
[ редактировать ]Марксизм, разработанный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине-конце 19 века, представляет собой социально-политическую и экономическую точку зрения, основанную на философии диалектического материализма , которая противостоит идеализму в пользу материалистической точки зрения. Маркс анализировал Саму историю как развитие диалектики в форме классовой борьбы . Отсюда утверждается, что «история всех до сих пор существовавших обществ есть история классовой борьбы». По мнению Маркса, это началось с фазы первобытного коммунизма ( общества охотников-собирателей ), после которой неолитическая революция уступила место рабовладельческим обществам , переходящим в феодальное общество , а затем в нынешнюю эпоху промышленной революции , после которой он считал, что следующим шагом пролетариата будет свержение владельцев промышленности и создание социалистического общества, которое в дальнейшем разовьется в коммунистическое общество, в котором классовые различия, деньги и государство полностью исчезнут.
Марксизм оказал глубокое влияние на историю XX века.
Экзистенциализм
[ редактировать ]Экзистенциализм как философское движение, по сути, является движением 20-го века , но его основные предшественники, Сёрен Кьеркегор и Фридрих Ницше, писали задолго до возникновения экзистенциализма. В 1840-х годах академическая философия в Европе, вслед за Гегелем, почти полностью оторвалась от проблем индивидуальной человеческой жизни в пользу исследования абстрактных метафизических систем. Кьеркегор стремился вновь ввести в философию в духе Сократа : субъективность, приверженность, веру и страсть, которые все являются частью человеческого состояния .
Как и Кьеркегор, Ницше видел, как моральные ценности Европы XIX века распадаются в нигилизм (Кьеркегор называл это процессом уравнивания ). Ницше попытался подорвать традиционные моральные ценности, обнажая их основы. С этой целью он различал мораль господина и раба и утверждал, что человек должен отвернуться от кротости и смирения европейской рабской морали.
Оба философа являются предшественниками экзистенциализма, среди других идей, из-за их важности для «великого человека» против века. Кьеркегор писал о Европе XIX века: «Каждой эпохе присуща своя характерная развращенность. Наша, возможно, не наслаждение, не потакание своим желаниям или чувственность, а скорее распутное пантеистическое презрение к отдельному человеку».
Позитивизм
[ редактировать ]Огюст Конт , самопровозглашенный основатель современной социологии , выдвинул точку зрения, что только строгая систематизация подтверждаемых наблюдений должна составлять сферу человеческого знания. Он надеялся упорядочить науки все большей степени сложности, включая математику, астрономию, физику, химию, биологию и новую дисциплину под названием «социология», которая изучает «динамику и статику общества». [3]
Прагматизм
[ редактировать ]Американские философы Чарльз Сандерс Пирс и Уильям Джеймс разработали прагматическую философию в конце 19 века. Эта школа мысли считает, что ценность идеи основана на ее практичности или полезности, а не на степени, в которой она отражает реальность. [4]
Британский идеализм
[ редактировать ]На закате 19-го века в Великобритании наблюдался подъем британского идеализма , возрождение интереса к произведениям Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля , реакция против британского эмпиризма и утилитаризма . Частично движение началось с Джеймса Хатчисона Стирлинга двухтомной работы «Тайна Гегеля» , которая помогла облегчить изучение Гегеля в Англии и представила некоторые элементы, которые стали характерными для британской идеалистической интерпретации Гегеля. Помимо включения различных частей философии Канта и Гегеля, многие британские идеалисты также взяли идеи у более ранних мыслителей, таких как Аристотель и Платон . [5] Т.Х. Грин , Ф.Х. Брэдли и Бернар Бозанке считаются одними из крупнейших мыслителей британского идеализма .
Трансцендентализм
[ редактировать ]Трансцендентализм коренится в Иммануила Канта и трансцендентности немецком идеализме , возглавляемом Ральфом Уолдо Эмерсоном и Генри Дэвидом Торо , которые столкнулись с немецкими идеями через чтение Сэмюэля Тейлора Кольриджа и Томаса Карлайла . Основная вера заключалась в идеальном духовном состоянии, которое «превосходит» физическое и эмпирическое и реализуется только через интуицию человека, а не через доктрины устоявшихся религий.
Социальный дарвинизм
[ редактировать ]«Социальный дарвинизм» относится к теориям, которые применяют эволюционную концепцию естественного отбора к человеческому обществу в таких областях, как социология, экономика и политика. Двумя главными мыслителями этого движения были Герберт Спенсер и Фрэнсис Гальтон .
Онтологизм
[ редактировать ]Онтологизм — это идеологическая система, которую предпочитают многие католические философы, которая утверждает, что Бог и Божественные идеи являются первым объектом нашего разума, а интуиция Бога — первым актом нашего интеллектуального познания. [6] Николя Мальбранш был источником для многих философов онтологизма . В 1861 году Святая канцелярия осудила онтологизм как небезопасный для преподавания ( tuto tradi non possunt ). [7] Двумя главными мыслителями этого движения являются Винченцо Джоберти и Антонио Росмини . [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ЛЮСТИЛА, ГЕТТИ Л. (9 мая 2017 г.). «Джон Гей и рождение утилитаризма» . Утилитас . 30 (1): 86–106. дои : 10.1017/s0953820817000115 . ISSN 0953-8208 . S2CID 148680632 .
- ^ Драйвер, Джулия (2014), «История утилитаризма» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимой 2014 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 9 октября 2021 г.
- ^ Конт, Огюст. Курс позитивной философии .
- ^ Джеймс, Уильям. Прагматизм . Том. 1. Издательство Гарвардского университета, 1975.
- ^ Коплстон, Фредерик. История философии: том 8, Современная философия: эмпиризм, идеализм и прагматизм в Великобритании и Америке , главы 7–9, стр. 165–236. Даблдэй (издатель) , 1994. ISBN 0-385-47045-2
- ^ «Онтологизм» . Католическая энциклопедия .
- ^ «Онтологизм» . Энциклопедия.com .
- ^ Сэдлер, Грегори, Б. (2013). «История философии в западной традиции: девятнадцатый век». Роберт Л. Фастигги (ред.), Джозеф В. Котерски (ред.), Тревор Липскомб (ред.), Новая католическая энциклопедия, Приложение 2012–13: Этика и философия (стр. 702–707). Cengage Обучение . ISBN 978-1414480855
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэрд, Форрест Э. Философская классика: философия XIX века . ISBN 0-13-048550-0 .
- Гардинер, Патрик. {ред.} Философия XIX века . ISBN 978-0-02-911220-5 .
- Шанд, Джон. Центральные труды философии. Том. 3. Девятнадцатый век . ISBN 978-0-7735-3053-9 .
- Коплстон, Фредерик. История философии: Том VII, Современная философия: от посткантианских идеалистов до Маркса, Кьеркегора и Ницше . ISBN 0-385-47044-4 .
- Коплстон, Фредерик. История философии: Том VIII, Современная философия: эмпиризм, идеализм и прагматизм в Великобритании и Америке . ISBN 0-385-47045-2 .
- Коплстон, Фредерик. История философии: Том IX, Современная философия: от Французской революции до Сартра, Камю и Леви-Стросса . ISBN 0-385-47046-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]