Древнеримская философия
Часть серии о |
Философия |
---|
Древнеримская философия — это философия в том виде, в котором она практиковалась в Римской республике и ее государстве-преемнике, Римской империи . Римская философия включает в себя не только философию, написанную на латыни , но и философию, написанную на греческом языке в период поздней республики и Римской империи. Важными ранними латинскими писателями являются Лукреций , Цицерон и Сенека Младший . Греческий язык был настолько популярным языком для написания философских тем, что римский император Марк Аврелий решил писать свои «Размышления» на греческом языке.
История
[ редактировать ]Интерес к философии впервые был возбужден в Риме в 155 г. до н.э. афинским посольством, состоявшим из академического скептика Карнеада , стоика Диогена Вавилонского и перипатетика Критолая . [1] Римская философия находилась под сильным влиянием эллинистической философии ; однако уникальные изменения в философских школах произошли и в римский период: многие философы адаптировали учения более чем одной школы. Обе ведущие школы права римского периода, сабинианская и прокулесова школы, черпали свои этические взгляды из чтений стоиков и эпикурейцев соответственно. [2] позволяя конкуренции между мыслями проявиться в новой области римской юриспруденции.
Во время самодержавного правления династии Флавиев группа философов громко и политически протестовала против имперских действий, особенно при Домициане и Веспасиане . Это привело к тому, что Веспасиан изгнал всех философов из Рима, за исключением Гая Мусония Руфа ; хотя и он позже был сослан. [3] Это событие позже стало известно как стоическая оппозиция , поскольку большинство протестующих философов были стоиками. Позже, в римский период, стоики стали высоко ценить это противостояние; однако термин «стоическая оппозиция» не был придуман до 19 века, где он впервые появляется в трудах Гастона Буасье . [4]
Хотя философией часто восхищались юристы и аристократы, среди императоров выделяется близость Адриана к философии, черта, которая, вероятно, усиливалась его филэллинизмом . Было зарегистрировано, что Адриан посещал лекции Эпиктета и Фаворина во время своих туров по Греции и вкладывал значительные средства в попытки возродить Афины как культурный центр древнего мира с помощью методов централизованного планирования со своей стороны. [5] Адриан высоко ценил философию, что было необычно для римских императоров, которые часто были безразличны к ней как к практике, если не против нее. Эти настроения в пользу философии разделяли также императоры Нерон , Юлиан Отступник и Марк Аврелий — двое последних из которых сейчас считаются философами.
Позже, с распространением христианства внутри Римской империи, пришла христианская философия святого Августина Гиппопотама . Одним из последних писателей-философов древности был Боэций , чьи сочинения являются главным источником информации о греческой философии первых веков средневековья. [1] За это время Афины пришли в упадок как интеллектуальный центр мысли, в то время как в новых местах, таких как Александрия и Рим, проводились различные философские дискуссии, такие как комментарии к работам Аристотеля . [6]
Школы мысли
[ редактировать ]Средний платонизм
[ редактировать ]Около 90 г. до н.э. Антиох Аскалонский отверг скептицизм, уступив место периоду, известному как средний платонизм , в котором платонизм соединился с некоторыми перипатетическими и многими стоическими догмами . В среднем платонизме платонические формы были не трансцендентными, а имманентными рациональному уму, а физический мир был живым, одушевленным существом, Мировой Душой . Эклектическая природа платонизма того времени проявляется в его включении в пифагорейство ( Нумений Апамеский ) и в еврейскую философию. [7] ( Филон Александрийский )
- Алкиной (философ) (2 век нашей эры)
Школа Секстиев
[ редактировать ]Школа Секстиев была эклектичной древнеримской философской школой, основанной около 50 г. до н.э. Квинтом Секстием Старшим и продолженной его сыном Секстием Нигером , однако она вымерла вскоре после этого в 19 году нашей эры из-за запрета на иностранные культы. [8] Школа смешала элементы , платона , киника и стоика . пифагора [9] с верой в неуловимую бестелесную силу пронизывает тело, чтобы подчеркнуть аскетизм, честность и моральное воспитание посредством ночных испытаний совести как средства достижения эвдемонии . [10] Основными источниками информации о школе являются Сенека Младший , которого обучал один из ее членов по имени Сотион , и писатель V века Клавдиан Мамертус . [10] Среди других членов школы были Папирий Фабиан , Крассиций Пасикл , Цельс . [10] Хотя Сенека Младший часто смешивает школу со стоицизмом, секстиане не были склонны к строгим логическим упражнениям или какому-либо заумному абстрактному мышлению и, в отличие от стоиков , выступали за избегание политики , участие в соответствии между словом и жизнью и вегетарианство. [11]
Неопифагореизм
[ редактировать ]Пифагорейские взгляды были возрождены Нигидием Фигулом в эллинистический период, когда начали распространяться псевдопифагорейские сочинения. [12] В конце концов, в I и II веках нашей эры неопифагореизм получил признание.
- Нигидий Гончар (98–45 до н.э.)
- Секунд Молчаливый (2 век нашей эры)
- Ямвлих (245–325 гг. н.э.)
эпикурейство
[ редактировать ]- Зенон Сидонский (150–75 до н. э.)
- Алкей и Филиск (150 г. до н.э.)
- Федр (138–70 до н. э.)
- Гай Амафиний (125 г. до н. э.)
- Тит Помпоний Аттик (110–33 до н.э.)
- Филодем (110–50 до н. э.)
- Тит Альбуций (105 г. до н. э.)
- Рабирий (100 г. до н.э.)
- Отец (70 г. до н.э.)
- Сиро (50 г. до н. э.)
- Катий (50 г. до н. э.)
- Лукреций (94–55 до н. э.)
Римские стоики
[ редактировать ]- Публий Рутилий Руф (158–75 до н.э.)
- Луций Элий Стило Преконин (154–74 до н.э.)
- Диодот Стоик (130–59 до н. э.)
- Марк Вигеллиус (125 г. до н. э.)
- Квинт Луцилий Бальб (125 г. до н. э.)
- Антипатр Тирский (100–45 до н. э.)
- Катон Младший (95–46 до н.э.)
- Порция Катон (70–43 до н. э.)
- Аполлонид (46 г. до н.э.)
- Квинт Секстий Старший (40 г. до н. э.)
- Сенека Младший (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.)
- Аттал (25 г. н. э.)
- Папирий Фабиан (30 г. н.э.)
- Мусоний Руф (30–100 гг. Н.э.)
- Эпиктет (55–135 гг. Н.э.)
- Марк Аврелий (121–180 гг. Н.э.)
Скептицизм
[ редактировать ]- Цицерон (106–43 до н. э.)
- Феод Лаодикийский (2 век нашей эры)
- Менодот Никомедийский (2 век нашей эры)
- Секст Эмпирик (2 век нашей эры)
Цинизм
[ редактировать ]Циничная философия сохранилась до имперского периода и даже стала «модной», хотя ее приверженцев критиковали за недостаточную приверженность. [13]
Поздний перипатетический
[ редактировать ]- Александр Афродисиас (3 век нашей эры)
неоплатонизм
[ редактировать ]Неоплатонизм , или Плотинизм — школа религиозно-мистической философии, основанная Плотином в III веке нашей эры и основанная на учении Платона и других платоников. Вершиной существования было Единое или Добро, источник всех вещей. В добродетели и медитации душа имела силу возвыситься и достичь единения с Единым, что является истинной функцией человека. Нехристианские неоплатоники нападали на христианство, пока такие христиане, как Августин , Боэций и Эриугена , не приняли неоплатонизм.
- Плотин (205–278 гг. н. э.)
- Амелиус Гентилиан (3 век нашей эры)
- Порфир (232–304 гг. н. э.)
- Юлиан (331–363 гг. н. э.)
- Ямвлих (242–327 гг. н.э.)
- Дамасий (462–540 гг. н. э.)
- Симплиций Киликийский (490–560 гг. н. э.)
- Боэций (472–524 гг. н. э.)
Раннехристианская философия
[ редактировать ]- Климент Александрийский (150–215 гг. н. э.)
- Августин Гиппопотамский (354–430 гг. н. э.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Римская философия | Интернет-энциклопедия философии» .
- ^ Лоренцен, Эрнест Г. (1925). «Спецификация в гражданском праве». Йельский юридический журнал . 35 (1): 29–47. дои : 10.2307/789534 . ISSN 0044-0094 . JSTOR 789534 .
- ^ Флавиев Рим: культура, образ, текст . Бойл, Эй Джей (Энтони Джеймс), Доминик, Уильям Дж. Лейден. 2003. ISBN 90-04-11188-3 . OCLC 51061501 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Дж. П. Салливан (октябрь 1986 г.). «Литература и политика в эпоху Нерона. Итака: Издательство Корнельского университета. 1985». Американский исторический обзор . дои : 10.1086/ahr/91.4.893 . ISSN 1937-5239 .
- ^ Лейн Фокс, Робин, 1946- (2006). Классический мир: эпическая история от Гомера до Адриана . Нью-Йорк: Основные книги . ISBN 0-465-02496-3 . OCLC 70149306 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Аннас, Юлия. (2000). Голоса древней философии: вводный читатель . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512694-5 . OCLC 870243656 .
- ^ «Платонизм — средневековый платонизм» .
- ^ Томас Уильям Эллис (1869). Становление христианского мира . Лонгман, Грин, Лонгман, Робертс и Грин. п. 453 – через Интернет-архив .
школа секстиев.
- ^ Ди Паола, Омар (2014). «Философская мысль Школы Секстиев — Ди Паолы — ЭПЕКЕЙНА. Международный журнал онтологии. История и критика» . Ricercafilosofica.it . 4 (1–2). дои : 10.7408/epkn.v4i1-2.74 .
- ^ Jump up to: а б с Омар Ди Паола. «Философская мысль школы секстиев, в Эпекайне, т. 4, № 1-2 (2014), стр. 327-339» . academia.edu .
- ^ Эмили Уилсон, Величайшая империя: Жизнь Сенеки . Издательство Оксфордского университета, 2014. стр. 54-55.
- ^ Пифагорейские тексты эллинистического периода , собранные и отредактированные Хольгером Теслеффом, Acta Acedemias Aboensis, Ser. А. Гуманитарные науки. Гуманитарные науки. Социальные науки. Богословие. Том. 30 № I. Мягкая обложка - 1 января 1965 г.
- ^ Адамсон 2015 , с. 16.
Ссылки
[ редактировать ]- Адамсон, Питер (28 августа 2015 г.). Философия в эллинистическом и римском мирах: История философии без пробелов, Том 2 . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-104389-5 . Проверено 18 января 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беллиотти, Раймонд Анджело (15 августа 2009 г.). Римская философия и хорошая жизнь . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-3971-4 . Проверено 18 января 2023 г.
- Седли, Дэвид, изд. (31 июля 2003 г.). Кембриджский справочник по греческой и римской философии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-82632-7 . Проверено 18 января 2023 г.
- Трапп, Майкл (15 мая 2017 г.). Философия в Римской империи: этика, политика и общество . Рутледж. ISBN 978-1-351-91141-2 . Проверено 18 января 2023 г.
- Уильямс, Гарет Д.; Волк, Катарина (2016). Римские размышления: исследования латинской философии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-999976-7 . Проверено 18 января 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с древнеримской философией, на Викискладе?