Стоическая оппозиция

Стоическая оппозиция — это имя, данное группе философов- стоиков , которые активно выступали против самодержавного правления некоторых императоров в I веке, особенно Нерона и Домициана . Самым выдающимся среди них был Тразея Паэт , влиятельный римский сенатор, казненный Нероном. Они пользовались большим уважением у более поздних стоиков Эпиктета и Марка Аврелия . Тразея, Рубелий Плавт и Бареа Соран по общему мнению были учениками знаменитого учителя-стоика Мусония Руфа , и, поскольку все трое были казнены Нероном, они стали известны под общим названием стоические мученики. [1]
Концепция
[ редактировать ]Концепция «стоической оппозиции» восходит к XIX веку и творчеству Гастона Буасье . [2] Он предложил теорию, согласно которой оппозицию императорам в I веке возглавляли преимущественно стоики, которые выступали против произвольного использования власти и вместо этого выступали за последовательное философское правило. [2] Противостояние началось при Нероне и продолжалось при императорах Флавиях, прежде всего Веспасиане и Домициане , спровоцировав судебные процессы над сенаторами-стоиками и изгнание философов из Рима. [3] Эта идея была развита и расширена в 20 веке авторами, опиравшимися на текстовые свидетельства, показывающие, что доктрины стоиков на протяжении всего этого периода считались политически подозрительными. [3]
В последние годы эта идея последовательной стоической оппозиции подверглась критике. [4] Было отмечено, что сохранившиеся стоические тексты относительно мало говорят о политической теории, за исключением стремления к хорошо управляемому государству. [4] Многие из фигур, названных в стоической оппозиции, принадлежали к классу сенаторов, которые были уязвимы для имперской власти и желали восстановления своей власти и привилегий. [2] Несомненно, преследовались многие люди, у которых практически не было доказательств приверженности стоицизму. [3] Вопреки этим взглядам было отмечено, что стоики подчеркивали морально правильное поведение (добродетель) как единственное истинное благо; тогда как любая форма морально прискорбного поведения считалась единственным истинным злом. [5] Стоическое учение предпочитало активное участие в политической жизни. [6] и, безусловно, выступал в качестве поддержки политических оппонентов в тот период. [4]
История
[ редактировать ]Прекурсоры
[ редактировать ]В I веке до нашей эры сенатор-стоик Катон Младший выступил против Юлия Цезаря в гражданской войне 49–45 годов до нашей эры . [5] После своего поражения в битве при Тапсе Катон предпочел покончить жизнь самоубийством, чем подчиниться жизни под властью Цезаря. [6] Пришедшие после него выдающиеся стоики восхваляли Катона как символ, противостоящий самодержавному правлению. [6] Для Сенеки он был официальным образцом для подражания стоиков, чье мученичество напоминало смерть Сократа . [6] Точно так же он был представлен как единый герой в Лукана « De Bello Civili» . [5]
Под черным
[ редактировать ]Первым из стоиков, павшим жертвой Нерона, был Рубеллий Плавт , дальний родственник императора. Как потенциальный соперник становившегося параноиком императора, Нерон в 60 году нашей эры сослал его в Малую Азию . [7] Его сопровождал в изгнании философ-стоик Мусоний Руф . [7] Два года спустя префект преторианцев Тигеллин напугал Нерона обвинением в том, что Плавт «обладал высокомерием стоиков, порождающих смуту и интриги». [8] По совету Мусония Плавт предпочел дождаться смерти, а не бежать в опасную жизнь, и центурион, посланный из Рима, убил его, когда он раздевался для своих обычных полуденных упражнений. [7]
В 65 году нашей эры один из секретарей Нерона по имени Эпафродит , владелец Эпиктета, сообщил Нерону о пизонианском заговоре и был за это щедро вознагражден. Последствия привели к тому, что Сенека и его племянник Лукан по отдельности были вынуждены покончить жизнь самоубийством. [9] Мусоний Руф, вернувшийся в Рим после смерти Плавта, был вновь сослан, очевидно, за свою славу учителя философии. [7] На этот раз его сослали на остров Гьярус , где он обрабатывал землю вместе с учениками, сопровождавшими его в ссылку. [7]
Около 66 г. н.э. Тразея Паэт , влиятельный римский сенатор и, как и Плавт, друг и последователь Мусония Руфа, предстал перед судом за государственную измену. Преступлением Трасеи была кампания воздержания, которая включала: общее непосещение заседаний римского сената ; неучастие в принесении сенаторской присяги Императору в начале каждого года; уклонение от священнической присяги императору, даже будучи носителем священства; не участвовал в вознесении божественных почестей Поппее и не присутствовал на ее похоронах; и никогда не приносил жертву ради благополучия императора. [3] Согласно Тациту , враждебность Нерона к Фразе была спровоцирована Коссутианом Капитоном , который специально напал на Фразию, потому что он был стоиком, сектой, враждебной самодержавию и открыто не одобрявшей поведение Императора:
Либо перейдем к его вероучению, если так лучше, либо позволим этим искателям нового мира потерять своего вождя и своего зачинщика. Это секта, которая... ниспровергает империю, они устраивают парад свободы: империя свергнута, они наложат руки на саму свободу. Напрасно вы удалили Кассия, если намерены позволить этим соперникам Брутов размножаться и процветать!
- Коссутиан Капитон, цитата из Тацита, Анналы , xvi. 22
Тразея была приговорена к смертной казни. [3] Его друг Арулен Рустик был в то время плебейским трибуном и предлагал наложить вето на сенаторский совет , но Тразея помешала ему, поскольку он только навлек бы на себя определенные разрушения, не спасая Фразию. [10] Зять Тразеи Гельвидий Приск и его друг Паконий Агриппин предстали перед судом одновременно с Фрасеей; оба мужчины были выдающимися стоиками и оба были приговорены к ссылке. [3] Позже Эпиктет похвалил Агриппина за невозмутимость, с которой он принял приговор. [3] [11]
Другой стоический последователь Мусония Руфа, Бареа Соран (дальний родственник более позднего императора Марка Аврелия ), также предстал перед судом в 65 или 66 г. Ему было предъявлено обвинение в дружбе с Рубеллием Плавтом и в охоте за популярностью, когда он был проконсулом Азии с намерением разжигание восстания. [4] Его дочь Сервилия также была обвинена в том, что консультировалась с волхвом ( волхвами ) и предстала перед судом вместе со своим отцом. [4] Оба были приговорены к смертной казни (в 65 или 66 годах) и позволили покончить жизнь самоубийством. [4]
Публий Эгнатий Целер был учителем-стоиком, который преподавал, а затем получил деньги за то, что выдвинул ложные обвинения против Бареа Сорана. Позже его обвинил Мусоний Руф, учитель Эпиктета, который, как полагают ученые, намекает на этот инцидент в этом отрывке:
Так друг одолевается свидетельством философа: так философ становится паразитом; так он сдает себя в наем за деньги: так в сенате человек говорит не то, что думает; наедине (в школе) он высказывает свое мнение. [12]
При Веспасиане
[ редактировать ]Во время правления Веспасиана философские школы, и в частности стоики, все еще рассматривались как политическая угроза. [13] Одним из первых его действий (71 или 72 г.) было изгнание философов из города Рима. [13] Мусонию Руфу сначала разрешили остаться, потому что он пользовался большим уважением, но позже он также был изгнан. [13] где-то около 75 г. н.э. [7] Мусоний отправился в Сирию и вернулся в Рим только после смерти Веспасиана в 79 году нашей эры. [7]
Хотя Веспасиан пытался представить себя милосердным правителем, он столкнулся с сопротивлением со стороны Гельвидия Приска, который выступал против императорской власти, осуждал царствование и наследственную преемственность и был ярым сторонником сенаторских прав. [14] В конце концов Гельвидий был казнен Веспасианом. [14] Эпиктет похвалил Приска за то, что он бросил вызов приказу Веспасиана не входить в сенат. [15]
При Домициане
[ редактировать ]В 93 году нашей эры семь человек предстали перед судом за оскорбление императора Домициана. Были казнены трое: Арулен Рустик , Геренний Сенеций и Гельвидий Приск (сын старшего Гельвидия Приска). [16] Хотя он был назначен консулом всего годом ранее, Арулен Рустик был казнен за то, что написал панегирик в честь Фразии. [17]
Когда я однажды читал лекцию в Риме, среди моих слушателей был тот знаменитый Рустик, которого Домициан позже убил из зависти к его репутации, и сквозь аудиторию прошел солдат и передал ему письмо от императора. Наступила тишина, и я тоже сделал паузу, чтобы он мог прочитать свое письмо; но он отказался и не сломал печать, пока я не закончил лекцию и аудитория не разошлась. Из-за этого случая все восхищались достоинством этого человека. [18]
Точно так же вдова Приска, Фанния , дочь Трасеи, просила Геренния Сенеция составить панегирик в честь ее умершего мужа, используя копии его дневников, которые у нее были. Это привело к казни Сенецио и изгнанию Фаннии. [17] Гельвидий младший, напротив, написал пьесу о Парисе и Эноне , которая была истолкована как сатира на брак Домициана и его жены Домиции , и также была приговорена к смертной казни. [17]
Домициан с подозрением относился к инакомыслию со стороны философских школ: он, по-видимому, изгнал философов в 88/9 и сделал это снова в 93/4, когда изгнал философов не только из города Рима, но и из всей Италии. [19] [20] Самым известным из изгнанных философов был Эпиктет, который переехал в Никополь в Греции, где основал свою успешную школу, и стал одним из самых известных философов-стоиков. [20] Как упоминалось выше, Эпиктет принадлежал Эпафродиту, секретарю Нерона, который сообщил Нерону о Пизонианском заговоре, который привел к чистке. В «Рассуждениях » Эпиктет неоднократно восхваляет Пакония Агриппина и Гельвидия Приска , видных представителей стоической оппозиции, своим ученикам-стоикам и призывает их следовать их моральному примеру. [21]
Позднее влияние
[ редактировать ]Император Марк Аврелий с раннего возраста обучался стоической философии. У него было несколько наставников-стоиков, но самым выдающимся среди них был Юний Рустик , прямой потомок Арулена Рустика . В «Размышлениях» Марк называет Нерона тираном. Он благодарит своего наставника-аристотеля Клавдия Севера за то, что он познакомил его с политическими идеалами республиканцев-стоиков, включая Фрасею и Гельвидия Приска.
[...] что через него я познакомился с Фрасеей, Гельвидием, Катоном, Дио, Брутом и постигал идею сбалансированной конституции и правительства, основанного на справедливости и свободе слова, и монархии, которая ценит выше все вещи свобода субъекта. [22]
Дион, упомянутый в этом отрывке, может быть Дион Златоуст , оратор, находившийся под влиянием стоиков и ученик Мусония Руфа, который был изгнан из Рима императором Домицианом в 82 году нашей эры за советы одному из своих родственников. Он был хорошим другом Нервы и вернулся в Рим, когда был провозглашен императором. Он также дружил с философом-стоиком Евфратом Тирским , однокурсником Мусония Руфа.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диллон, Дж.Т., Музониус Руфус и образование в хорошей жизни (2004), стр. 52 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Jump up to: а б с Салливан, Джон Патрик (1985). Литература и политика в эпоху Нерона . Издательство Корнельского университета. п. 115.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гриффин, Мириам Тамара (2000). Нерон: Конец династии . Психология Пресс. стр. 170–174. ISBN 0415214645 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уилкинсон, Сэм (2012). Республиканство в период ранней Римской империи . А&С Черный. стр. 70–71. ISBN 978-1441120526 .
- ^ Jump up to: а б с Уилсон, Маркус (2003). «После молчания: Тацит, Светоний, Ювенал». В Бойле, Энтони Джеймс; Доминик, Уильям Дж. (ред.). Флавиев Рим: культура, образ, текст . Брилл. стр. 536–537. ISBN 9004111883 .
- ^ Jump up to: а б с д Браунд, Сюзанна (2009). Сенека: О Клементии . Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 65–66. ISBN 978-0199240364 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Диллон, Дж. Т. (2004). Музоний Руф и образование в хорошей жизни . Университетское издательство Америки. п. 6. ISBN 0761829024 .
- ^ Уильямс, Джорджия (2003). Сенека: Де Отио . Издательство Кембриджского университета. п. 9. ISBN 0521588065 . цитируя Анналы Тацита , xiv. 57
- ^ Ли, Мэтью (1997). Лукан: зрелище и участие . Кларендон Пресс. п. 2. ISBN 0198150679 .
- ^ Ромм, Джеймс (2014). Умирать каждый день: Сенека при дворе Нерона . Винтажные книги. п. 196. ИСБН 978-0307743749 .
- ^ Эпиктет, Беседы , i.1.28–30.
- ^ Эпиктет, Беседы, 4.1.
- ^ Jump up to: а б с Бойл, Эй Джей (2003). «Введение: чтение Рима Флавиана». В Бойле, Энтони Джеймс; Доминик, Уильям Дж. (ред.). Флавиев Рим: культура, образ, текст . Брилл. п. 44. ИСБН 9004111883 .
- ^ Jump up to: а б Меллор, Рональд (2003). «Новое самодержавие власти». В Бойле, Энтони Джеймс; Доминик, Уильям Дж. (ред.). Флавиев Рим: культура, образ, текст . Брилл. п. 81. ИСБН 9004111883 .
- ^ Эпиктет, Беседы , i.2.19–21.
- ^ Джонс, Брайан (2002). Император Домициан . Рутледж. п. 157. ИСБН 1134853122 . (Остальные четыре человека были братом и женой Арулена; а также Аррией и Фаннией, женой и дочерью Тразеи.)
- ^ Jump up to: а б с Пенвилл, Джон Л. (2003). «Политика и философия во Флавиевом Риме». В Бойле, Энтони Джеймс; Доминик, Уильям Дж. (ред.). Флавиев Рим: культура, образ, текст . Брилл. п. 361. ИСБН 9004111883 .
- ^ Плутарх. О том, что ты занятой человек . п. 15.
- ^ Джонс, Брайан (2002). Император Домициан . Рутледж. п. 189. ИСБН 1134853122 .
- ^ Jump up to: а б Смит, Р. Скотт; Франсезе, Кристофер (2014). Древний Рим: Антология источников . Хакетт. п. 92. ИСБН 978-1624661167 .
- ^ Эпиктет, Беседы, 1.1, 1.2.
- ^ Марк Аврелий, Размышления, 1.14.