Jump to content

Стоическая оппозиция

Квестор, читающий смертный приговор сенатору Тразее Паэту, картина Федор Бронников , Художественный музей Радищева

Стоическая оппозиция — это имя, данное группе философов- стоиков , которые активно выступали против самодержавного правления некоторых императоров в I веке, особенно Нерона и Домициана . Самым выдающимся среди них был Тразея Паэт , влиятельный римский сенатор, казненный Нероном. Они пользовались большим уважением у более поздних стоиков Эпиктета и Марка Аврелия . Тразея, Рубелий Плавт и Бареа Соран по общему мнению были учениками знаменитого учителя-стоика Мусония Руфа , и, поскольку все трое были казнены Нероном, они стали известны под общим названием стоические мученики. [1]

Концепция

[ редактировать ]

Концепция «стоической оппозиции» восходит к XIX веку и творчеству Гастона Буасье . [2] Он предложил теорию, согласно которой оппозицию императорам в I веке возглавляли преимущественно стоики, которые выступали против произвольного использования власти и вместо этого выступали за последовательное философское правило. [2] Противостояние началось при Нероне и продолжалось при императорах Флавиях, прежде всего Веспасиане и Домициане , спровоцировав судебные процессы над сенаторами-стоиками и изгнание философов из Рима. [3] Эта идея была развита и расширена в 20 веке авторами, опиравшимися на текстовые свидетельства, показывающие, что доктрины стоиков на протяжении всего этого периода считались политически подозрительными. [3]

В последние годы эта идея последовательной стоической оппозиции подверглась критике. [4] Было отмечено, что сохранившиеся стоические тексты относительно мало говорят о политической теории, за исключением стремления к хорошо управляемому государству. [4] Многие из фигур, названных в стоической оппозиции, принадлежали к классу сенаторов, которые были уязвимы для имперской власти и желали восстановления своей власти и привилегий. [2] Несомненно, преследовались многие люди, у которых практически не было доказательств приверженности стоицизму. [3] Вопреки этим взглядам было отмечено, что стоики подчеркивали морально правильное поведение (добродетель) как единственное истинное благо; тогда как любая форма морально прискорбного поведения считалась единственным истинным злом. [5] Стоическое учение предпочитало активное участие в политической жизни. [6] и, безусловно, выступал в качестве поддержки политических оппонентов в тот период. [4]

Прекурсоры

[ редактировать ]

В I веке до нашей эры сенатор-стоик Катон Младший выступил против Юлия Цезаря в гражданской войне 49–45 годов до нашей эры . [5] После своего поражения в битве при Тапсе Катон предпочел покончить жизнь самоубийством, чем подчиниться жизни под властью Цезаря. [6] Пришедшие после него выдающиеся стоики восхваляли Катона как символ, противостоящий самодержавному правлению. [6] Для Сенеки он был официальным образцом для подражания стоиков, чье мученичество напоминало смерть Сократа . [6] Точно так же он был представлен как единый герой в Лукана « De Bello Civili» . [5]

Под черным

[ редактировать ]

Первым из стоиков, павшим жертвой Нерона, был Рубеллий Плавт , дальний родственник императора. Как потенциальный соперник становившегося параноиком императора, Нерон в 60 году нашей эры сослал его в Малую Азию . [7] Его сопровождал в изгнании философ-стоик Мусоний Руф . [7] Два года спустя префект преторианцев Тигеллин напугал Нерона обвинением в том, что Плавт «обладал высокомерием стоиков, порождающих смуту и ​​интриги». [8] По совету Мусония Плавт предпочел дождаться смерти, а не бежать в опасную жизнь, и центурион, посланный из Рима, убил его, когда он раздевался для своих обычных полуденных упражнений. [7]

В 65 году нашей эры один из секретарей Нерона по имени Эпафродит , владелец Эпиктета, сообщил Нерону о пизонианском заговоре и был за это щедро вознагражден. Последствия привели к тому, что Сенека и его племянник Лукан по отдельности были вынуждены покончить жизнь самоубийством. [9] Мусоний Руф, вернувшийся в Рим после смерти Плавта, был вновь сослан, очевидно, за свою славу учителя философии. [7] На этот раз его сослали на остров Гьярус , где он обрабатывал землю вместе с учениками, сопровождавшими его в ссылку. [7]

Около 66 г. н.э. Тразея Паэт , влиятельный римский сенатор и, как и Плавт, друг и последователь Мусония Руфа, предстал перед судом за государственную измену. Преступлением Трасеи была кампания воздержания, которая включала: общее непосещение заседаний римского сената ; неучастие в принесении сенаторской присяги Императору в начале каждого года; уклонение от священнической присяги императору, даже будучи носителем священства; не участвовал в вознесении божественных почестей Поппее и не присутствовал на ее похоронах; и никогда не приносил жертву ради благополучия императора. [3] Согласно Тациту , враждебность Нерона к Фразе была спровоцирована Коссутианом Капитоном , который специально напал на Фразию, потому что он был стоиком, сектой, враждебной самодержавию и открыто не одобрявшей поведение Императора:

Либо перейдем к его вероучению, если так лучше, либо позволим этим искателям нового мира потерять своего вождя и своего зачинщика. Это секта, которая... ниспровергает империю, они устраивают парад свободы: империя свергнута, они наложат руки на саму свободу. Напрасно вы удалили Кассия, если намерены позволить этим соперникам Брутов размножаться и процветать!

- Коссутиан Капитон, цитата из Тацита, Анналы , xvi. 22

Тразея была приговорена к смертной казни. [3] Его друг Арулен Рустик был в то время плебейским трибуном и предлагал наложить вето на сенаторский совет , но Тразея помешала ему, поскольку он только навлек бы на себя определенные разрушения, не спасая Фразию. [10] Зять Тразеи Гельвидий Приск и его друг Паконий Агриппин предстали перед судом одновременно с Фрасеей; оба мужчины были выдающимися стоиками и оба были приговорены к ссылке. [3] Позже Эпиктет похвалил Агриппина за невозмутимость, с которой он принял приговор. [3] [11]

Другой стоический последователь Мусония Руфа, Бареа Соран (дальний родственник более позднего императора Марка Аврелия ), также предстал перед судом в 65 или 66 г. Ему было предъявлено обвинение в дружбе с Рубеллием Плавтом и в охоте за популярностью, когда он был проконсулом Азии с намерением разжигание восстания. [4] Его дочь Сервилия также была обвинена в том, что консультировалась с волхвом ( волхвами ) и предстала перед судом вместе со своим отцом. [4] Оба были приговорены к смертной казни (в 65 или 66 годах) и позволили покончить жизнь самоубийством. [4]

Публий Эгнатий Целер был учителем-стоиком, который преподавал, а затем получил деньги за то, что выдвинул ложные обвинения против Бареа Сорана. Позже его обвинил Мусоний Руф, учитель Эпиктета, который, как полагают ученые, намекает на этот инцидент в этом отрывке:

Так друг одолевается свидетельством философа: так философ становится паразитом; так он сдает себя в наем за деньги: так в сенате человек говорит не то, что думает; наедине (в школе) он высказывает свое мнение. [12]

При Веспасиане

[ редактировать ]

Во время правления Веспасиана философские школы, и в частности стоики, все еще рассматривались как политическая угроза. [13] Одним из первых его действий (71 или 72 г.) было изгнание философов из города Рима. [13] Мусонию Руфу сначала разрешили остаться, потому что он пользовался большим уважением, но позже он также был изгнан. [13] где-то около 75 г. н.э. [7] Мусоний отправился в Сирию и вернулся в Рим только после смерти Веспасиана в 79 году нашей эры. [7]

Хотя Веспасиан пытался представить себя милосердным правителем, он столкнулся с сопротивлением со стороны Гельвидия Приска, который выступал против императорской власти, осуждал царствование и наследственную преемственность и был ярым сторонником сенаторских прав. [14] В конце концов Гельвидий был казнен Веспасианом. [14] Эпиктет похвалил Приска за то, что он бросил вызов приказу Веспасиана не входить в сенат. [15]

При Домициане

[ редактировать ]

В 93 году нашей эры семь человек предстали перед судом за оскорбление императора Домициана. Были казнены трое: Арулен Рустик , Геренний Сенеций и Гельвидий Приск (сын старшего Гельвидия Приска). [16] Хотя он был назначен консулом всего годом ранее, Арулен Рустик был казнен за то, что написал панегирик в честь Фразии. [17]

Когда я однажды читал лекцию в Риме, среди моих слушателей был тот знаменитый Рустик, которого Домициан позже убил из зависти к его репутации, и сквозь аудиторию прошел солдат и передал ему письмо от императора. Наступила тишина, и я тоже сделал паузу, чтобы он мог прочитать свое письмо; но он отказался и не сломал печать, пока я не закончил лекцию и аудитория не разошлась. Из-за этого случая все восхищались достоинством этого человека. [18]

Точно так же вдова Приска, Фанния , дочь Трасеи, просила Геренния Сенеция составить панегирик в честь ее умершего мужа, используя копии его дневников, которые у нее были. Это привело к казни Сенецио и изгнанию Фаннии. [17] Гельвидий младший, напротив, написал пьесу о Парисе и Эноне , которая была истолкована как сатира на брак Домициана и его жены Домиции , и также была приговорена к смертной казни. [17]

Домициан с подозрением относился к инакомыслию со стороны философских школ: он, по-видимому, изгнал философов в 88/9 и сделал это снова в 93/4, когда изгнал философов не только из города Рима, но и из всей Италии. [19] [20] Самым известным из изгнанных философов был Эпиктет, который переехал в Никополь в Греции, где основал свою успешную школу, и стал одним из самых известных философов-стоиков. [20] Как упоминалось выше, Эпиктет принадлежал Эпафродиту, секретарю Нерона, который сообщил Нерону о Пизонианском заговоре, который привел к чистке. В «Рассуждениях » Эпиктет неоднократно восхваляет Пакония Агриппина и Гельвидия Приска , видных представителей стоической оппозиции, своим ученикам-стоикам и призывает их следовать их моральному примеру. [21]

Позднее влияние

[ редактировать ]

Император Марк Аврелий с раннего возраста обучался стоической философии. У него было несколько наставников-стоиков, но самым выдающимся среди них был Юний Рустик , прямой потомок Арулена Рустика . В «Размышлениях» Марк называет Нерона тираном. Он благодарит своего наставника-аристотеля Клавдия Севера за то, что он познакомил его с политическими идеалами республиканцев-стоиков, включая Фрасею и Гельвидия Приска.

[...] что через него я познакомился с Фрасеей, Гельвидием, Катоном, Дио, Брутом и постигал идею сбалансированной конституции и правительства, основанного на справедливости и свободе слова, и монархии, которая ценит выше все вещи свобода субъекта. [22]

Дион, упомянутый в этом отрывке, может быть Дион Златоуст , оратор, находившийся под влиянием стоиков и ученик Мусония Руфа, который был изгнан из Рима императором Домицианом в 82 году нашей эры за советы одному из своих родственников. Он был хорошим другом Нервы и вернулся в Рим, когда был провозглашен императором. Он также дружил с философом-стоиком Евфратом Тирским , однокурсником Мусония Руфа.

  1. ^ Диллон, Дж.Т., Музониус Руфус и образование в хорошей жизни (2004), стр. 52 [ ISBN отсутствует ]
  2. ^ Jump up to: а б с Салливан, Джон Патрик (1985). Литература и политика в эпоху Нерона . Издательство Корнельского университета. п. 115.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Гриффин, Мириам Тамара (2000). Нерон: Конец династии . Психология Пресс. стр. 170–174. ISBN  0415214645 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Уилкинсон, Сэм (2012). Республиканство в период ранней Римской империи . А&С Черный. стр. 70–71. ISBN  978-1441120526 .
  5. ^ Jump up to: а б с Уилсон, Маркус (2003). «После молчания: Тацит, Светоний, Ювенал». В Бойле, Энтони Джеймс; Доминик, Уильям Дж. (ред.). Флавиев Рим: культура, образ, текст . Брилл. стр. 536–537. ISBN  9004111883 .
  6. ^ Jump up to: а б с д Браунд, Сюзанна (2009). Сенека: О Клементии . Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 65–66. ISBN  978-0199240364 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Диллон, Дж. Т. (2004). Музоний Руф и образование в хорошей жизни . Университетское издательство Америки. п. 6. ISBN  0761829024 .
  8. ^ Уильямс, Джорджия (2003). Сенека: Де Отио . Издательство Кембриджского университета. п. 9. ISBN  0521588065 . цитируя Анналы Тацита , xiv. 57
  9. ^ Ли, Мэтью (1997). Лукан: зрелище и участие . Кларендон Пресс. п. 2. ISBN  0198150679 .
  10. ^ Ромм, Джеймс (2014). Умирать каждый день: Сенека при дворе Нерона . Винтажные книги. п. 196. ИСБН  978-0307743749 .
  11. ^ Эпиктет, Беседы , i.1.28–30.
  12. ^ Эпиктет, Беседы, 4.1.
  13. ^ Jump up to: а б с Бойл, Эй Джей (2003). «Введение: чтение Рима Флавиана». В Бойле, Энтони Джеймс; Доминик, Уильям Дж. (ред.). Флавиев Рим: культура, образ, текст . Брилл. п. 44. ИСБН  9004111883 .
  14. ^ Jump up to: а б Меллор, Рональд (2003). «Новое самодержавие власти». В Бойле, Энтони Джеймс; Доминик, Уильям Дж. (ред.). Флавиев Рим: культура, образ, текст . Брилл. п. 81. ИСБН  9004111883 .
  15. ^ Эпиктет, Беседы , i.2.19–21.
  16. ^ Джонс, Брайан (2002). Император Домициан . Рутледж. п. 157. ИСБН  1134853122 . (Остальные четыре человека были братом и женой Арулена; а также Аррией и Фаннией, женой и дочерью Тразеи.)
  17. ^ Jump up to: а б с Пенвилл, Джон Л. (2003). «Политика и философия во Флавиевом Риме». В Бойле, Энтони Джеймс; Доминик, Уильям Дж. (ред.). Флавиев Рим: культура, образ, текст . Брилл. п. 361. ИСБН  9004111883 .
  18. ^ Плутарх. О том, что ты занятой человек . п. 15.
  19. ^ Джонс, Брайан (2002). Император Домициан . Рутледж. п. 189. ИСБН  1134853122 .
  20. ^ Jump up to: а б Смит, Р. Скотт; Франсезе, Кристофер (2014). Древний Рим: Антология источников . Хакетт. п. 92. ИСБН  978-1624661167 .
  21. ^ Эпиктет, Беседы, 1.1, 1.2.
  22. ^ Марк Аврелий, Размышления, 1.14.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e0c4132283fc140d704439f2eaf052c7__1715996640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/c7/e0c4132283fc140d704439f2eaf052c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stoic Opposition - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)