Jump to content

Ойкейоз

В этике стоической oikeiôsis ( древнегреческий : οἰκείωσις , латынь : conciliatio ) — это технический термин, который по-разному переводится как «присвоение», «ориентация», «ознакомление», «близость», «принадлежность». [ 1 ] и «нежность». [ 2 ] Ойкейосис означает восприятие чего-либо как своего, как принадлежащего самому себе. Теорию ойкейоза можно проследить до работ первого философа-стоика Зенона из Китиума . [ 3 ]

Философ-стоик Гиерокл видел в этом основу всех животных побуждений , а также этических действий человека . По словам Порфирия , «последователи Зенона утверждали, что ойкейосис есть начало справедливости ». [ 2 ]

Этимология

[ редактировать ]

Ойкеосис уходит корнями в слово ойкос (οἶκος). [ 2 ] Ойкос — это слово, обозначающее домашнее хозяйство, дом или семью, и его можно увидеть в современных английских словах, таких как экономика и экология (от греческого oiko- до классической латыни oeco- до средневековой латыни eco-). Точно так же термин «ойкиоты» обозначает чувство принадлежности, противоположное отчуждению. [ 4 ] Этот термин вызывает ощущение нахождения «дома», принадлежности к чему-то и, как следствие, «знакомства» с чем-то.

Теория Гиерокла

[ редактировать ]

В своих «Элементах этики» ( Ἠθικὴ στοιχείωσις ) философ Гиерокл начал свое описание ойкейоза с рассмотрения начала жизни животных. На начальном этапе восприятия животное осознает свое тело и ощущения только как «принадлежащие самому себе», это осознание и есть протон ойкеон , «первое свое и знакомое». [ 5 ] Это самосознание является непрерывным и зависит от восприятия внешних объектов. Вот почему, по мнению Гиерокла, дети боятся темноты: их слабое чувство собственного достоинства боится смерти в отсутствие внешних сущностей. [ 6 ] Гиерокл утверждал, что импульс самосохранения возникает из ойкейоза : «животное, получив первое представление о себе, тотчас же становится своим и привычным для себя и своего строения». [ 6 ] Познавая себя и знакомясь с самим собой, животное находит ценность в себе и собственном благополучии. [ 7 ]

Гиерокл разделил множество форм Ойкеосиса на внутренние и внешние. Внутренние формы ойкейоза включали присвоение себя и своей конституции, внешние формы - приобщение к другим людям и ориентацию на внешние блага. [ 7 ] Ойкейоз является основой теории «соответствующих действий» Гиерокла ( καθήκοντα ), поскольку он «согласен природе», поскольку животные используют присвоение, чтобы проецировать себя вовне и, таким образом, заботиться о других (например, о своем потомстве). Стоики рассматривают эти действия как долг, потому что, по словам Цицерона , «все обязанности вытекают из принципов природы». [ 8 ] В другом этическом труде Гиерокла « О соответствующих поступках » (от которого сохранились лишь фрагменты) он изложил теорию долга, основанную на концентрических кругах. Начиная с себя, а затем с наших ближайших родственников, Гиерокл обрисовал, как люди могут распространить свой ойкейос на других людей в расширяющихся кругах, таких как наш этнос и, в конечном итоге, на всю человеческую расу . Расстояние от центра действует как стандарт, по которому мы можем измерить силу наших связей и, следовательно, наших обязанностей по отношению к другим людям. [ 9 ] Гиерокл утверждал, что существует этическая потребность в «сужении кругов», чтобы максимально сократить расстояние между кругами и, следовательно, увеличить наше знакомство со всем человечеством (при этом сохраняя при этом сильнейшую близость внутри нашего непосредственного круга).

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Стоическая этика, 2009, Уильям О. Стивенс , Интернет-энциклопедия философии.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Рихтер, Дэниел С., Космополис: воображаемое сообщество в позднеклассических Афинах и ранней Римской империи, Oxford U. press, 2011, стр. 75.
  3. ^ Рамелли, Илария, Гиерокл Стоик: Элементы этики, фрагменты и выдержки, 2009, стр. xxxv
  4. ^ Ричард Сорабджи, Животный разум и человеческая мораль: истоки западных дебатов, стр. 123
  5. ^ Рамелли, Илария, Гиерокл Стоик: Элементы этики, фрагменты и выдержки, 2009, стр. xxxiii
  6. ^ Перейти обратно: а б Рамелли, Илария , Гиерокл Стоик: Элементы этики, фрагменты и выдержки, 2009, стр. xl
  7. ^ Перейти обратно: а б Рамелли, Илария, Гиерокл Стоик: Элементы этики, фрагменты и выдержки, 2009, стр. xli
  8. ^ Рамелли, Илария, Гиерокл Стоик: Элементы этики, фрагменты и выдержки, 2009, стр. xlviii
  9. ^ Рамелли, Илария, Гиерокл Стоик: Элементы этики, фрагменты и выдержки, 2009, стр. lvi.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e25eba721195e825bb377a98c88808ee__1719435000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/ee/e25eba721195e825bb377a98c88808ee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Oikeiôsis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)