Ойкейоз
В этике стоической oikeiôsis ( древнегреческий : οἰκείωσις , латынь : conciliatio ) — это технический термин, который по-разному переводится как «присвоение», «ориентация», «ознакомление», «близость», «принадлежность». [ 1 ] и «нежность». [ 2 ] Ойкейосис означает восприятие чего-либо как своего, как принадлежащего самому себе. Теорию ойкейоза можно проследить до работ первого философа-стоика Зенона из Китиума . [ 3 ]
Философ-стоик Гиерокл видел в этом основу всех животных побуждений , а также этических действий человека . По словам Порфирия , «последователи Зенона утверждали, что ойкейосис есть начало справедливости ». [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Ойкеосис уходит корнями в слово ойкос (οἶκος). [ 2 ] Ойкос — это слово, обозначающее домашнее хозяйство, дом или семью, и его можно увидеть в современных английских словах, таких как экономика и экология (от греческого oiko- до классической латыни oeco- до средневековой латыни eco-). Точно так же термин «ойкиоты» обозначает чувство принадлежности, противоположное отчуждению. [ 4 ] Этот термин вызывает ощущение нахождения «дома», принадлежности к чему-то и, как следствие, «знакомства» с чем-то.
Теория Гиерокла
[ редактировать ]В своих «Элементах этики» ( Ἠθικὴ στοιχείωσις ) философ Гиерокл начал свое описание ойкейоза с рассмотрения начала жизни животных. На начальном этапе восприятия животное осознает свое тело и ощущения только как «принадлежащие самому себе», это осознание и есть протон ойкеон , «первое свое и знакомое». [ 5 ] Это самосознание является непрерывным и зависит от восприятия внешних объектов. Вот почему, по мнению Гиерокла, дети боятся темноты: их слабое чувство собственного достоинства боится смерти в отсутствие внешних сущностей. [ 6 ] Гиерокл утверждал, что импульс самосохранения возникает из ойкейоза : «животное, получив первое представление о себе, тотчас же становится своим и привычным для себя и своего строения». [ 6 ] Познавая себя и знакомясь с самим собой, животное находит ценность в себе и собственном благополучии. [ 7 ]
Гиерокл разделил множество форм Ойкеосиса на внутренние и внешние. Внутренние формы ойкейоза включали присвоение себя и своей конституции, внешние формы - приобщение к другим людям и ориентацию на внешние блага. [ 7 ] Ойкейоз является основой теории «соответствующих действий» Гиерокла ( καθήκοντα ), поскольку он «согласен природе», поскольку животные используют присвоение, чтобы проецировать себя вовне и, таким образом, заботиться о других (например, о своем потомстве). Стоики рассматривают эти действия как долг, потому что, по словам Цицерона , «все обязанности вытекают из принципов природы». [ 8 ] В другом этическом труде Гиерокла « О соответствующих поступках » (от которого сохранились лишь фрагменты) он изложил теорию долга, основанную на концентрических кругах. Начиная с себя, а затем с наших ближайших родственников, Гиерокл обрисовал, как люди могут распространить свой ойкейос на других людей в расширяющихся кругах, таких как наш этнос и, в конечном итоге, на всю человеческую расу . Расстояние от центра действует как стандарт, по которому мы можем измерить силу наших связей и, следовательно, наших обязанностей по отношению к другим людям. [ 9 ] Гиерокл утверждал, что существует этическая потребность в «сужении кругов», чтобы максимально сократить расстояние между кругами и, следовательно, увеличить наше знакомство со всем человечеством (при этом сохраняя при этом сильнейшую близость внутри нашего непосредственного круга).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стоическая этика, 2009, Уильям О. Стивенс , Интернет-энциклопедия философии.
- ^ Перейти обратно: а б с Рихтер, Дэниел С., Космополис: воображаемое сообщество в позднеклассических Афинах и ранней Римской империи, Oxford U. press, 2011, стр. 75.
- ^ Рамелли, Илария, Гиерокл Стоик: Элементы этики, фрагменты и выдержки, 2009, стр. xxxv
- ^ Ричард Сорабджи, Животный разум и человеческая мораль: истоки западных дебатов, стр. 123
- ^ Рамелли, Илария, Гиерокл Стоик: Элементы этики, фрагменты и выдержки, 2009, стр. xxxiii
- ^ Перейти обратно: а б Рамелли, Илария , Гиерокл Стоик: Элементы этики, фрагменты и выдержки, 2009, стр. xl
- ^ Перейти обратно: а б Рамелли, Илария, Гиерокл Стоик: Элементы этики, фрагменты и выдержки, 2009, стр. xli
- ^ Рамелли, Илария, Гиерокл Стоик: Элементы этики, фрагменты и выдержки, 2009, стр. xlviii
- ^ Рамелли, Илария, Гиерокл Стоик: Элементы этики, фрагменты и выдержки, 2009, стр. lvi.