Евбулид
Евбулид | |
---|---|
Эубулидис | |
Рожденный | эт. IV век до нашей эры |
Эра | Древняя философия |
Область | Древнегреческая философия |
Школа | Мегарская школа |
Известные студенты | Демосфен Аполлоний Кронос Евфант Алексин |
Основные интересы | Парадоксы |
Известные идеи | Парадокс лжеца Парадокс Сорита |
Евбулид ( греч . Εὑβουλίδης ; эт. 4 век до н.э.) из Милета был философом мегарской школы , известным своими парадоксами .
Жизнь
[ редактировать ]Согласно Диогену Лаэртскому , Евбулид был учеником Евклида Мегарского . [1] основатель мегарской школы . Он был современником Аристотеля , против которого писал с большой горечью. [2] [3] Он учил логике Демосфена , [4] Говорят также, что он обучал Аполлония Крона , учителя Диодора Крона , и историка Евфанта . [5] [6]
Парадоксы Евбулида
[ редактировать ]Евбулид наиболее известен изобретением форм семи знаменитых парадоксов . [1] некоторые из них, однако, приписываются также Диодору Кроносу : [7]
- лжеца ( псевдоменоса Парадокс ) :
Мужчина говорит: «То, что я сейчас говорю, — ложь » . Если утверждение верно, то он лжет, хотя утверждение истинно. Если утверждение является ложью, то на самом деле он не лжет, даже если это утверждение является ложью. Таким образом, если говорящий лжет, он говорит правду, и наоборот. - Парадокс Человека в Маске ( enkekalymmenos ):
«Вы знаете этого человека в маске?» "Нет." — Но он твой отец. Так что — ты не знаешь своего отца? - Электры ( Электры ): Парадокс
Электра не знает, что приближающийся к ней мужчина — ее брат Орест . Электра знает своего брата. Знает ли Электра приближающегося человека? - Парадокс «Человека, которого не замечают» ( диалантанон ):
Альфа проигнорировал приближающегося к нему мужчину и отнесся к нему как к незнакомцу. Этот мужчина был его отцом. Альфа игнорировал своего отца и относился к нему как к чужому? - кучи ( sôritês Парадокс ) :
Одна песчинка, конечно, не куча. Добавления одной песчинки также недостаточно, чтобы превратить некучку в кучу: когда у нас есть набор песчинок, который не является кучей, то добавление хотя бы одной песчинки не создаст кучу. И все же мы знаем, что в какой-то момент у нас будет куча. - Парадокс Лысого человека ( фалакроса ):
Мужчина с густой шевелюрой явно не лысый. Теперь удаление одного волоса не превратит нелысого мужчину в лысого. И все же очевидно, что продолжение этого процесса в конечном итоге приведет к облысению. - Парадокс рогов ( кератинов ):
То, что вы не потеряли, вы имеете. Но ты не потерял рога. Следовательно, у вас есть рога.
Первый парадокс ( «Лжец» ), вероятно, самый известный и похож на знаменитый парадокс Эпименида Критского . Второй, третий и четвертый парадоксы являются вариантами одного парадокса и относятся к проблеме того, что значит «знать» что-то, и идентичности объектов, участвующих в утверждении (сравните с заблуждением о человеке в маске ). Пятый и шестой парадоксы также представляют собой один парадокс, и обычно считается, что они связаны с неясностью языка. [8] Последний парадокс, рога, — это парадокс, связанный с пресуппозицией . [9]
Наследие
[ редактировать ]Эти парадоксы были очень хорошо известны в древние времена, на некоторые из них ссылается современник Евбулида Аристотель. [10] и даже частично Платоном . [11] [6] Хрисипп , философ- стоик , писал о парадоксах, разработанных Евбулидом, и охарактеризовал парадокс Хорса как неразрешимую проблему (aporoi logoi). [9] Авл Геллий упоминает, что обсуждение таких парадоксов считалось (для него) послеобеденным развлечением на Сатурналиях , [12] но Сенека , напротив, считал их пустой тратой времени: «Не знать их не вредно, и овладение ими не приносит пользы». [13]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэрций 1925 , 108.
- ^ Лаэрций 1925 , 109.
- ^ Афиней, VIII, 50 354c; Аристокл, в книге Евсевия «Евангелическая подготовка», xv. 2
- ^ Плутарх, Вит. X Он молится. ; Апулей, Орат. Маг. ; Фотий, Библиотека , 265.
- ^ Лаэрций 1925 , 110.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Смит 1870 г.
- ^ Лаэрций 1925 , 111.
- ^ Гайд 2018 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бобзиен 2012 , с. 166.
- ^ Аристотель, Списки софистики , 24, 25, 22.
- ^ Платон, Евтидем , Теэтет.
- ^ Авл Геллий, XVIII. 2. 9
- ^ Сенека, Послания , 45. 8.
Древние первоисточники
[ редактировать ]- Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:2. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба. § 108-111.
Ссылки
[ редактировать ]- Бобзиен, Сюзанна (2011). «Диалектическая школа» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Бобзиен, Сюзанна (5 апреля 2012 г.). «Как подарить кому-то рога: парадоксы предположений в древности» (PDF) . История философии и логического анализа . 15 (1): 159–184. дои : 10.30965/26664275-01501007 . Проверено 23 июня 2023 г.
- Бобзиен, Сюзанна (2020). «Древняя логика» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Кантини, Андреа; Бруни, Риккардо (2021). «Парадоксы и современная логика» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Хайд, Доминик (2018). «Парадокс Сорита» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Решер , Н. (2001) Парадоксы: их корни, диапазон и разрешение. Издательство «Открытый суд».
- Серен, ПАМ (2005) Евбулид как семантик 20-го века . Языковые науки, 27(1), 75-95.
- Смит, Уильям , изд. (1870). «Эвбилид» . Словарь греческой и римской биографии и мифологии .
- Уиллер, Южная Каролина (1983) Мегарские парадоксы как элеатские аргументы , American Philosophical Quarterly, 20 (3), 287–295.