Аристипп
Аристипп | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | в. 435 г. до н.э. |
Умер | в. 356 г. до н.э. (около 78–79 лет) |
Эра | Древнегреческая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Киренаическая школа |
Основные интересы | Гедонизм , Эпистемология |
Известные идеи | Гедонизм |
Аристипп Киренский ( / ˌ æ ˈ r ə s t ɪ p ə / s ; древнегреческий : Ἀρίστιππος . ὁ Κυρηναῖος ; ок. 435 – ок. 356 до н. э.) был гедонистом греческим философом- [1] [2] и основатель школы . киренской философской [3] Он был учеником Сократа , но принял другую философскую точку зрения, уча, что цель жизни состоит в том, чтобы искать удовольствия, приспосабливая обстоятельства к себе и сохраняя должный контроль как над невзгодами, так и над процветанием. Его взгляд на то, что удовольствие — единственное благо, получил название этического гедонизма . [4] [1] Из-за идеологических и философских разногласий между Сократом и самим собой Аристипп столкнулся с негативной реакцией со стороны Сократа и многих его однокурсников. Самая известная фраза Аристиппа, связанная с его гедонистическими убеждениями, была: «Я обладаю, я не обладаю». [5] Несмотря на то, что у него было два сына, Аристипп назвал свою дочь Арету «интеллектуальной наследницей» своего творчества, что привело к систематизации его работ и киренской школы философии Аретой и ее сыном Аристиппом Младшим , внуком Аристиппа, во время последующие годы его жизни и после его смерти. [6] [1]
Есть указания на то, что Аристиппа отождествляли со своим внуком Аристиппом Младшим . [7]
Жизнь
[ редактировать ]Аристипп, сын Аритада, родился в Кирене , Древняя Ливия , ок. 435 г. до н.э. Приехав в Грецию для участия в Олимпийских играх , он встретил Исхомаха и спросил его о Сократе , что привело к сильному желанию увидеть Сократа , услышав его описание. В поисках Сократа он отправился в Афины и сделал его своим господином. [8] [9]
Хотя Аристипп был учеником Сократа , он отклонялся как в принципе, так и на практике от учения и примера своего учителя. [9] Изучив философские взгляды и ценности Сократа , у Аристиппа сформировался больший интерес к удовольствиям, что в конечном итоге привело его к популяризации и сосредоточению внимания исключительно на этическом гедонизме. [1] Из-за своих философских отличий от Сократа Аристипп искал другие пути, ведущие его ко двору Дионисия I Сиракузского или Дионисия Младшего . При дворе Аристипп стал советником и продолжал искать своих удовольствий. [1] Там он жил роскошно и искал чувственных удовольствий и общества пресловутой Лаис . [1] Кроме того, Аристипп был первым из учеников Сократа , который заработал деньги за свое учение, которые иногда он отправлял Сократу , хотя часто возвращал ему, поскольку Сократ рассматривал это как оскорбление. [10] [11] [12] Аристипп также сказал, что он жил в чужой стране, чтобы избежать необходимости вмешиваться в политику своего родного города, Сократа . [13] [14] [9]

Из-за своего пожизненного стремления к удовольствиям и философских учений об удовольствиях, противоречащих учению Сократа , Аристипп на протяжении всей своей жизни спровоцировал конфликт между такими философами, как Сократ , и его однокурсниками. [1] Говорят также, что он был взят в плен Артаферном , сатрапом, изгнавшим спартанцев с Родоса в 396 году. [15] [16] Несмотря на негативную реакцию, которую он получил за свои философские взгляды, учения и образ жизни, Аристипп продолжил распространение этического гедонизма, передав свое учение своей дочери Арете , которая, в свою очередь, передала его своему сыну Аристиппу Младшему , который, как говорят, уменьшил это система киренской школы , которую помог основать Аристипп. философской [9] Говорят, что в преклонном возрасте Аристипп вернулся в Кирену и дожил до своей пенсии в роскоши и погоне за удовольствиями до своей смерти в возрасте 79 лет. [1] [12]
В книге VI «О архитектуре » Витрувий описывает Аристиппа:
Аристиппе рассказывается О философе- сократе , что, потерпев кораблекрушение и выброшенный на берег у берегов Родоса , он увидел нарисованные на них геометрические фигуры и крикнул своим товарищам: «Давайте ободримся, ибо я вижу следы мужчина." С этими словами он направился в город Родос и направился прямо в гимназию . Там он приступил к обсуждению философских тем, и ему были одарены подарками, чтобы он мог не только привести себя в порядок, но и обеспечить сопровождавших его одеждой и всеми другими необходимыми для жизни средствами. Когда его товарищи пожелали вернуться в свою страну и спросили его, какое послание он хочет, чтобы они донесли до дома, он попросил их сказать следующее: что детям следует обеспечить такое имущество и ресурсы, которые могли бы плавать вместе с ними даже из воды. кораблекрушение. [17]
Философия
[ редактировать ]Часть серии о |
Гедонизм |
---|
Философия Аристиппа была сосредоточена на гедонизме. Будучи учеником Сократа , Аристипп признавал, что Сократ получал удовольствие от таких вещей, как вечеринки, распитие вина и принятие подарков. [1] Заинтригованный такими действиями, Аристипп в конечном итоге сформировал философию этического гедонизма . Аристипп рассматривал удовольствие и стремление к нему как высшее благо жизни, а также ценил важность того, чтобы не стать одержимым или порабощенным такими приятными действиями и объектами. [1] В его философии возникла знаменитая фраза Аристиппа: «Я обладаю, я не обладаю». [5] Подчеркнув свои убеждения, Аристипп посоветовал своим последователям никогда не причинять вреда другим и предупредил, что стремление к удовольствиям должно сдерживаться моральным самоограничением. [1] После формирования своей философии Аристипп основал киренскую философскую школу , где его философские принципы будут преподаваться, далее структурироваться и превращаться в всеобъемлющую систему его дочерью Аретой и внуком Аристиппом Младшим . [1]
Несмотря на то, что Аристипп привлек внимание к ценности стремления к удовольствию, хотя и в умеренных количествах, гедонистическая философия Аристиппа часто вызывала негативную реакцию со стороны Сократа и его товарищей-учеников. Хотя Сократ действительно занимался такими видами деятельности, как вечеринки, распитие вина и принятие подарков, Сократ считал добродетель более ценной, чем удовольствие. [1] Поскольку Аристипп ценил удовольствие больше, чем Сократ , и находил меньшую внутреннюю ценность в добродетели, другие философы, такие как Платон и Ксенофонт , поддерживали, а также инициировали обвинение в том, что Аристипп бросил вызов философским учениям Сократа и отклонился от них . [1] Аристотель также известен тем, что называл его софистом . [9] Из-за различий в философских ценностях и убеждениях Аристипп и его гедонистическая философия отделили его от Сократа , а также от других выдающихся философов того времени. Одним из ярких примеров того, как философы демонстрируют презрение к ценностям Аристиппа, является платоновский « Федон» , где Платон описывает Аристиппа, который побывал на Эгине , курорте, а не присутствовал в качестве свидетеля смерти Сократа .
Из сохранившихся анекдотов об Аристиппе анекдоты Диогена Лаэртского . наиболее многочисленны [18] [9] Диоген утверждает, например, что соблюдать наставления Аристиппа — значит «стараться приспособить обстоятельства к себе, а не себя к обстоятельствам». [19] и что «каждый облик жизни, каждое положение и обстоятельства изящно подходили ему». В другом подобном сообщении говорится, что Аристиппа упрекали в его любви к телесным потворствам, на что Аристипп, как говорят, ответил: «Не воздержание от удовольствий лучше всего, а овладение ими, никогда не подвергаясь побеждению». [20] [11]
Работает
[ редактировать ]Ни одно из произведений Аристиппа не сохранилось. Диоген Лаэртий на основании Социона и Панэтия приводит длинный список книг, авторство которых приписывают Аристиппу, хотя он также утверждает, что, согласно Сосикрату Родосскому, Аристипп никогда ничего не писал. [21] [1] Некоторые приписываемые ему письма некоторые считают подделками.
Одной из работ, приписываемых Аристиппу в древние времена, была книга под названием «О древней роскоши» (или «О роскоши древних» ; греческий : Περὶ παλαιᾶς τρυφῆς ); хотя долгое время считалось, что это произведение не могло быть написано Аристиппом Киренским, [22] хотя бы потому, что автор упоминает Теофраста , жившего через поколение после Аристиппа. [23] Это имя могло быть использовано автором, чтобы предположить связь с философом-гедонистом. [24] Этот труд, судя по сохранившимся цитатам Диогена Лаэртского , [25] Предполагается также, что он был наполнен анекдотами о философах и их предполагаемом пристрастии к куртизанкам и мальчикам . [23] Поскольку Аристипп ценил себя выше, чем его коллеги-философы, то, что Аристипп был автором такого произведения, считалось маловероятным из-за нерегулярных усилий, которые для него были бы для такого поступка. [???] [1]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Марк, Джошуа Дж. «Аристипп из Кирены» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ «Аристипп Киренский» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ Хотя систематизацию киренской философии обычно относят к его внуку Аристиппу Младшему .
- ^ Мур, Эндрю (2019), «Гедонизм» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимой 2019 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 28 марта 2021 г. ,
Этические или оценочный гедонизм утверждает, что только удовольствие имеет ценность или ценность, и только боль или неудовольствие имеют бесценность или противоположность ценности.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Аристипп | Греческий философ | Британника» . www.britanica.com . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Мэтсон, Уотсон (2006). Энциклопедия философии . Том. 2. Дональд М. Борхерт (2-е изд.). Детройт: Thomson Gale/Macmillan Reference USA. п. 619. ИСБН 0-02-865780-2 . OCLC 61151356 .
Хотя у него было два сына, Аристипп назначил свою дочь Арету своей интеллектуальной наследницей. Она, в свою очередь, передала наследование своему сыну Аристиппу, прозванному «Матерью наученной».
- ^ Дебра Нэйлс, Люди Платона , ISBN 1603844031 , с. 50
- ^ Плутарх, Любопытно. 2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Словарь греческой и римской биографии и мифологии, Абей, Аристенус Алексий, Аристипп» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Будучи первым из учеников Сократа, который сделал это ( Лаэрций 1925 , § 65).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лаэртий, Диоген. Жизнеописания выдающихся философов .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Аристипп и стремление к удовольствиям | Еженедельник классической мудрости» . classicwisdom.com . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Ксенофонт, Памятные вещи , ii. 1.
- ^ «Памятные вещи Ксенофонта» . www.gutenberg.org . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Диодор, xiv. 79.
- ^ «Диодор Сицилийский, Библиотека, Книга XIV, Глава 79» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Витрувий, vi. 1.
- ^ Гораций, Эп. я. 1. 18
- ^ Гораций, я. 17. 23.
- ^ Аристотель, Метафиз. iii. 2.
- ^ Лаэртий 1925 , § 83-5.
- ^ Запись «Аристипп» в книге Александра Чалмерса (1812 г.), « Общий биографический словарь, содержащий исторический и критический отчет о жизни и сочинениях самых выдающихся людей в каждой нации» , стр. 458.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уоррен Джеймс Касл, (1951), Платонические эпиграммы , с. 14.
- ^ Кэтрин Дж. Гуцвиллер, (1998), Поэтические гирлянды: эллинистические эпиграммы в контексте , с. 50. Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Лаэртий 1925, т.е. § 96; Лаэртий 1925 , ii. § 23, 48–49; Лаэртий 1925, iii. § 29–32; Лаэртий 1925, iv. 19; в. 3–4, 39; Лаэртий 1925, viii. 60.
Ссылки
[ редактировать ]- Брайан, В. (24 декабря 2013 г.). Аристипп и стремление к удовольствиям . Еженедельник классической мудрости. https://classicalwisdom.com/people/philosophers/aristippus-pursuit-pleasure/
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:2. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- Марк, Джей-Джей (16 августа 2014 г.). Аристипп из Кирены . Энциклопедия всемирной истории. https://www.worldhistory.org/Aristippus_of_Cyrene/
- Сикулус, Д. (nd). Диодор Сицилийский, библиотека . Диодор Сицилийский, Библиотека, Книга XIV, Глава 79. http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Diod.+14.79&lang=original
- Смит, В. (нд). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . perseus.tufts.edu. http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atext%3A1999.04.0104%3Aalphabetic%2Bletter
- Тикканен, А. (nd). Аристипп Британская энциклопедия https://www.britanica.com/biography/Aristippus
- Ксенофонт. (2013, 15 января). Памятные вещи . Памятные вещи Ксенофонта. https://www.gutenberg.org/files/1177/1177-h/1177-h.htm
Атрибуция
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). «Аристипп». Словарь греческой и римской биографии и мифологии .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вула Цуна, Эпистемология киренской школы , Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 1998.
- Уго Зилиоли, Киренаики, Нью-Йорк: Acumen / Routledge, 2012.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Аристипп » Интернет-энциклопедия философии
- ресурсов Киренаики по ресурсам Киренаики, первичным и вторичным, включает Аристиппа. Справочник
- Аристипп Киренский в Энциклопедии древней истории