я молод
Янизм ( китайский : 楊朱學派 ; пиньинь : Yángzhūxuépài ) — философская школа, основанная Ян Чжу , существовавшая в период Воюющих царств (475 г. до н. э. — 221 г. до н. э.), которая считала, что человеческие действия основаны и должны быть основаны на личных интересах . Школа описывается китаеведами как ранняя форма психологического и этического эгоизма . [1] Основное внимание янгистов уделялось концепции син ( 性 ), или человеческой природы. [1] термин, позже включенный Мэн-цзы в конфуцианство . Никаких документов, написанных непосредственно янгистами, пока не обнаружено, и все, что известно о школе, происходит из комментариев конкурирующих философов, в частности, в китайских текстах Хуайнаньцзы , Люши Чуньцю , Мэнцзы и, возможно, Лиецзы и Чжуанцзы . [2] Философ Мэн-цзы утверждал, что янгизм когда-то соперничал с конфуцианством и мохизмом , хотя правдивость этого утверждения остается спорной среди китаеведов. [3] , янизм в значительной степени растворился в безвестности Поскольку к тому времени, когда Сыма Цянь составил свой «Шиджи» , школа не была включена в одну из ста школ мысли .
Философия
[ редактировать ]«Ян Чжу был для себя. Если бы, выщипывая один волос, он мог принести пользу всему миру, он бы этого не сделал». [4]
Янгизм был описан как форма психологического и этического эгоизма . [1] Философы-янгисты верили в важность поддержания собственных интересов посредством «сохранения своей природы нетронутой, защиты своей уникальности и не позволяя телу быть связанным другими вещами». [5] Не соглашаясь с конфуцианскими добродетелями ли (приличие), жэнь (гуманность) и и (праведность), а также с легалистской добродетелью фа (закон), янги видели вэй во ( 為我 ), или «[все] для себя», как единственная добродетель, необходимая для самосовершенствования. [6] Индивидуальное удовольствие считается желательным, как и в гедонизме , но не за счет здоровья человека. [7] Янгисты считали индивидуальное благополучие главной целью жизни и считали все, что препятствует этому благополучию, аморальным и ненужным. [7]
Основное внимание янгистов уделялось концепции син , или человеческой природы. [1] термин, позже включенный Мэн-цзы в конфуцианство . Син , по мнению китаеведа А.С. Грэма , представляет собой «правильный путь развития» человека в жизни. Люди могут только рационально заботиться о своем собственном син , и им не следует наивно поддерживать син других людей, даже если это означает противостояние императору. [5] В этом смысле янгизм представляет собой «прямую атаку» на конфуцианство, подразумевая, что власть императора, защищаемая в конфуцианстве, безосновательна и разрушительна, а вмешательство государства морально ошибочно. [5]
Конфуцианский философ Мэн-цзы изображает янгизм как прямую противоположность мохизму , в то время как мохизм пропагандирует идею всеобщей любви и беспристрастной заботы, янгисты действовали только «для себя», отвергая альтруизм мохизма. [8]
Прием
[ редактировать ]Критика
[ редактировать ]Мэн-цзы также раскритиковал янгистов как эгоистичных, игнорирующих обязанность служить обществу и заботящихся только о личных проблемах. [7] Мэн-цзы рассматривал конфуцианство как « средний путь » между мохизмом и янгизмом. [3]
Влияние на более поздние убеждения
[ редактировать ]Часть серии о |
Гедонизм |
---|
Мэн-цзы включил янскую концепцию син в свою философию. Некоторые китаеведы утверждают, что янизм повлиял на даосизм и может рассматриваться как «предшественник» более поздних даосских верований. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Айвенго, ПиДжей; Ван Норден, Брайан Уильям (2005). «Янгизм». Чтения по классической китайской философии . Издательство Хакетт . п. 369. ИСБН 978-0-87220-780-6 .
«Собственный путь Янчжу описывается как психологический эгоизм (люди на самом деле движимы только личными интересами), этический эгоизм (люди должны делать только то, что отвечает их собственным интересам) или примитивизм (люди должны делать только то, что соответствует их собственным интересам). интересы себя и своих ближайших родственников
- ^ Шун, Квонг-лой (2000). Мэн-цзы и ранняя китайская мысль . Издательство Стэнфордского университета . стр. 40–41. ISBN 978-0-8047-4017-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Шун, Квонг-лой (2000). Мэн-цзы и ранняя китайская мысль . Издательство Стэнфордского университета . п. 36. ISBN 978-0-8047-4017-3 .
«Существует мало свидетельств того, что учения янги имели влияние во времена Мэн-цзы, и это побудило некоторых ученых предположить, что Мэн-цзы преувеличивал влияние движения.
- ^ Грэм, Ангус Чарльз (1981). Чжуан-цзы: Семь внутренних глав и другие сочинения из книги Чжуан-цзы . Аллен и Анвин . п. 223. ИСБН 978-0-04-299010-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сталнакер, Аарон (2006). Преодоление нашего зла: человеческая природа и духовные упражнения у Сюньцзы и Августина . Издательство Джорджтаунского университета . п. 57. ИСБН 978-1-58901-094-9 .
- ^ Сенгас, Дитер (2002). Столкновение внутри цивилизаций: преодоление культурных конфликтов . Психология Пресс . п. 33. ISBN 978-0-415-26228-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бонтеко, Рональд; Дойч, Элиот (1999). Спутник мировой философии . Уайли-Блэквелл . стр. 142–143 . ISBN 978-0-631-21327-7 .
- ^ Айвенго, ПиДжей; Ван Норден, Брайан Уильям (2005). Чтения по классической китайской философии . Издательство Хакетт . п. 153. ИСБН 978-0-87220-780-6 .