У Ци
![]() | Эта статья написана как рассказ . ( январь 2018 г. ) |

У Ци ( упрощенный китайский : 吴起 ; традиционный китайский : 吳起 ; пиньинь : У Ци ; Уэйд-Джайлс : У Ци , 440–381 до н.э.) был китайским военным генералом, философом и политиком в период Воюющих царств .
Биография
[ редактировать ]Он родился в штате Вэй ( 衞 ) и обладал навыками руководства армиями и военной стратегией. Он служил в штатах Лу и Вэй (魏, не путать с Вэй, в настоящее время пишется как Вэй, как в предыдущем примечании). В штате Вэй он командовал многими великими сражениями и был назначен Сихэ Шоу (мэром округа Сихэ). Сихэ — это территория между реками Желтая и Ло , которую Вэй только что отобрал у Цинь . Позже, после того как он отдалился от господина Вэя и был вынужден покинуть страну, У Ци отправился в штат Чу , где он был назначен премьер-министром королем Чу Дао ( 楚悼王 ). Его реформы сделали Чу сильным на тот момент государством. Реформы, которые он провел, привели в ярость старую знать Чу, и он был убит после смерти короля Дао.
Реформы Ву, начавшиеся около 389 г. до н. э., в целом были направлены на смену коррумпированного и неэффективного правительства. Дворянство и чиновничество были ужасно коррумпированы, и правительство было обременено расходами по их оплате и орде других мелких чиновников. У сначала снизил годовую зарплату чиновников Чу, а затем уволил бесполезных или некомпетентных чиновников. Он также отменил наследственные привилегии после трех поколений. Деньги, сэкономленные за счет сокращения расходов, были использованы для создания и обучения более профессиональной армии.
Еще одним действием Ву было переместить всю знать к границам на границе, подальше от столицы, чтобы уменьшить их власть и в то же время заселить эти территории, сделав их более полезными для правительства штата. Ему также приписывают разработку набора строительных норм и правил в Ин, чтобы город выглядел менее «варварским» и больше соответствовал «цивилизованной» китайской архитектурной эстетике.
Хотя его реформы вскоре сделали Чу могущественной страной, дворяне и даосы Чу ненавидели его. Дворяне обвинили его в попытке изменить старые устои и даже сумели найти недостатки в строительных нормах и правилах. Даосы обвинили его в том, что он «поджигатель войны» и «поклонник силы и оружия», даже заявив, что он представляет собой «угрозу человечеству». Его обвинили в том, что он не вернулся на траур по смерти матери и в убийстве собственной жены (которая была дочерью дворянина из конкурирующего государства Ци) с целью завоевать доверие правителя государства Лу. Не существует окончательных доказательств истинности этих обвинений, и вполне возможно, что они были сфабрикованы политическими врагами У Ци, чтобы оклеветать его.
После реформ У Ци доблесть Чу быстро проявилась: Чу победил государство Юэ на юге и Вэй на севере, быстро расправившись с каждым из них. Однако король Дао умер в том же году. Старая знать планировала убить У Ци на похоронах короля Дао, где он будет отделен от армии. У Ци заметил убийц, вооруженных луками, и бросился в сторону тела короля Дао. Он был убит, но в мертвого короля попало множество стрел. Новый король Су ( 楚肃王 ), разгневанный изуродованным телом его отца, приказал казнить всех причастных к этому дворян вместе с их семьями.
Вэй Ляоцзы
[ редактировать ]
Согласно « Вэй Ляоцзы» , трактату по военным вопросам, датируемому концом IV или началом III века до нашей эры, генералу У Ци однажды накануне битвы его подчинённые предложили меч. Однако У Ци отказался принять это оружие на том основании, что знамена и барабаны, инструменты руководства и командования, были единственными инструментами, которые требовались генералу. По его словам, "командовать войсками и направлять их клинки - это роль полководца. Владеть одним мечом - не его роль". [1] Здесь важно подчеркнуть идею о том, что генерал был мозгом армии, тогда как солдаты должны были действовать как конечности. Героические индивидуальные действия не стимулировались в пользу полного послушания и идеальной координации как единого целого, концепция, которую Вэй Ляоцзы разъясняет в другой притче об У Ци: Перед началом битвы один из солдат У вырвался из своих рядов на своем энтузиазмом, атаковал линию противника, убив двух человек, и побежал обратно на свою прежнюю позицию вместе с их головами в качестве трофеев. У немедленно приказал казнить этого человека. Когда его офицеры заявили, что он хороший воин, У Ци ответил: «Он действительно хороший воин, но он не подчинился моим приказам». [1] Как и в случае с Сунь-Цзы и его «Искусством войны» , У Ци подчеркивал, что дисциплина и послушание важнее храбрости как наиболее важные качества солдата.
Популярная культура
[ редактировать ]Он и Сунь Цзы часто упоминаются в одном предложении (Сунь-У, 孙吴) как великие военные стратеги одинакового, если не равного значения.
Его военный трактат « Уцзы » включен в число « Семи военных классиков» . Говорят, что было две книги У Ци по военному искусству, но одна была утеряна, в результате чего «Уцзы» осталась единственной существующей книгой, содержащей военные мысли У Ци.
У Ци — одна из 32 исторических фигур, которые появляются в качестве особых персонажей в серии видеоигр « Роман трех королевств» (видеоигра) от Koei .
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Графф 2002 , с. 24.
Ссылки
[ редактировать ]- Графф, Дэвид А. (2002), Средневековая китайская война, 300–900 , Война и история, Лондон: Routledge, ISBN 0415239559
- У, Жунцзэн, «У Ци» . Энциклопедия Китая (издание по истории Китая), 1-е изд.
- Чжан, Лижун, «У Ци» . Энциклопедия Китая (военное издание), 1-е изд.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Смерти 380-х гг. до н.э.
- Китайские философы V века до н.э.
- Китайские философы IV века до н.э.
- Древние китайские военные писатели
- Китайские канцлеры
- Китайские реформаторы
- Генералы из Шаньдуна
- Законничество (китайская философия)
- Линъинь из Чу
- Философы из Шаньдуна
- Философы права
- Политики из Хэцзэ
- Писатели из Хэцзэ
- Генералы периода Воюющих царств
- Правительственные чиновники династии Чжоу
- Философы династии Чжоу