Jump to content

Цай Юаньпей

Цай Юаньпей
Цай Юаньпей
Президент Контрольного Юаня
В офисе
1928–1929
Предшественник Офис создан
Преемник Чжао Дайвэнь [ чж ]
Президент Академии Синица
Предшественник Офис создан
Преемник Чжу Цзяхуа
Личные данные
Рожденный 11 января 1868 г. ( 11 января 1868 г. )
Шаосин , Чжэцзян , династия Цин
Умер 5 марта 1940 г. ( 1940-03-06 ) (72 года)
Британский Гонконг
Супруги
  • Ван Чжао
    ( м. 1889; умер в 1900 г.)
  • Хуан Чжунюй
    ( м. 1902, умер)
  • Чжоу Цзюнь
    ( м. 1923–1940)
Дети 7 (включая Цай Вэйляня )
Родитель Цай Гуан (отец)
Альма-матер Лейпцигский университет
Занятие Философ, политик
Китайское имя
китайский Цай Юаньпей
Любезное имя
Традиционный китайский Хэцин
Упрощенный китайский Хэцин
Второе альтернативное китайское имя
китайский желтуха
Буквальный смысл Одинокий гражданин

Цай Юаньпэй ( кит . 蔡元培 ; 1868–1940) был китайским философом и политиком, влиятельной фигурой в истории современного китайского образования. Он внес вклад в реформу образования, используя свою собственную образовательную идеологию. Он был президентом Пекинского университета и основателем Академии Синика . Он был известен своей критической оценкой китайской культуры и синтезом китайского и западного мышления, включая анархизм . Он был вовлечен в « Новую культуру» , «Движение четвертого мая» и феминистское движение . Его работы связаны с эстетическим воспитанием, политикой и реформой образования .

Биография

[ редактировать ]
Бывшая резиденция Цая Юаньпея в Шаосине

Цай родился в округе Шаньинь, Шаосине , провинции Чжэцзян . В 26 лет Цай был назначен в Академию Ханьлинь . В 1898 году он начал заниматься управлением институтами и стал:

  • Директор Шаосинской китайско-западной школы
  • Руководитель колледжа Шаньшань района Шэн
  • Директор-учитель специального класса (特班總敎習) государственной школы Наньян (предшественник Шанхайского университета Цзяо Тун )

Он основал Гуанфухуэй в 1904 году, а в следующем году присоединился к Тунмэнхуэй в Париже и стал членом китайской анархистской группы, возглавляемой У Чжихуэй и Ли Шизэном . Он изучал философию , психологию и историю искусств в Лейпцигском университете Германии в 1907 году под руководством Карла Лампрехта и Вильгельма Вундта . [1] [2]

Он стал министром образования новой Китайской Республики в 1912 году. [3] Будучи министром образования, Цай выступал за использование фильмов для поддержки государственного образования. [4] : 49 

стал президентом Пекинского университета Цай вернулся в Китай в 1916 году и в следующем году . Там он возобновил свою поддержку, начатую в парижские годы с Ли Шизэном, Движению за прилежный труд и экономное обучение , которое отправляло рабочих-студентов во Францию. [5] Именно во время своего пребывания в Пекинском университете он привлек в школу таких известных мыслителей, как будущие Коммунистической партии Китая лидеры Чэнь Дусю и Ли Дачжао , а также таких мыслителей, как Ху Ши , его близкий друг, Лян Шумин и художник Сюй Бэйхун . [6]

В 1919 году, после того как студенческие лидеры демонстрантов Четвертого мая были заключены в тюрьму, Цай в знак протеста подал в отставку (вернувшись на должность в сентябре). Между тем, он и Сюй Бэйхун регулярно писали для газеты Daily University of Peking University , которая занималась более широкими вопросами, чем просто университетская политика. Сюй занимался вопросами искусства и истории искусств, и в 1920 году был опубликован университетский художественный журнал под названием «Сборник живописи» . [6] После повторного ухода в отставку в 1922 году он провел период отступления во Франции. Вернувшись в 1926 году, он поддержал своего соотечественника Чан Кайши и усилия Гоминьдана по объединению страны. Наряду с У Чжихуэй , Ли Шизэном и Чжан Жэньцзе он был известен как один из «четырёх старейшин» партии и ярый антикоммунист. Он был назначен президентом Контрольного юаня , но вскоре подал в отставку. [7]

Цай был разочарован в своих попытках перестроить национальную систему образования, чтобы она напоминала французскую систему. [5] но в 1927 году он стал соучредителем Национального музыкального колледжа, который позже стал Шанхайской консерваторией музыки , а в апреле 1928 года он помог основать и стал первым президентом Академии Синика . Он и широкий круг коллег основали Китайскую лигу гражданских прав , которая критиковала национальное правительство и Чан Кайши за злоупотребление властью. Однако ситуация ухудшилась; не смогла добиться освобождения из тюрьмы Чэнь Дусю Лига , например, , бывшего декана Цая в Пекинском университете. В июне 1933 года академический администратор Академии Синика и соучредитель Лиги Ян Цюань был застрелен на улице перед офисом Лиги в Шанхае. После периода шока и размышлений Цай ушел из поля зрения общественности, сделав заявление, осуждающее политические репрессии правительства Нанкина. [8]

После начала Второй китайско-японской войны в 1937 году, отчасти из-за ухудшения здоровья, вместо того, чтобы сопровождать национальное правительство в Сычуань , Цай переехал в Гонконг . Он жил там в уединении до своей смерти в марте 1940 года в возрасте 72 лет. [9]

Цай со студентами Пекинского университета, обучающимися за границей

Вклад в образование

[ редактировать ]

Под влиянием Цая и благодаря его поддержке литераторов и педагогов Нового Китая Пекинский университет стал важным фактором развития китайского образования и культуры. [5] Цай основал Министерство образования в 1927 году по образцу французской системы образования. [5]

Эстетическое воспитание

[ редактировать ]

Цай был защитником и пропагандистом китайского эстетического образования. Он способствовал развитию китайского эстетического образования. [10] У него было свое уникальное понимание эстетики, которое он связывал с традиционными китайскими добродетелями. Он связал эстетику с образованием и политикой, на что повлиял его опыт. Он подчеркивал важность эстетики для социальной стабильности и развития. [10] Кроме того, он предположил, что эстетика способствует формированию «общественной морали и гражданской добродетели». [10]

Женское образование

[ редактировать ]

Цай не только улучшил равенство женщин в системе образования, например, первый прием женщин в 1920 году и смешанное образование , но также выступал за феминизм, чтобы изменить традиционное китайское представление о женщинах. Цай последовательно пригласил нескольких феминисток преподавать в Пекинском университете, в том числе Чэнь Дусю и Ху Ши . [11] Они сыграли важную роль в реформе Цая женского образования в Пекинском университете, которая стала прорывом в истории китайского образования. [11]

Педагогика

[ редактировать ]

Независимость образования

[ редактировать ]

В журнале « Новое образование» (新教育) Цай предположил, что образование должно быть независимым от правительства. Он пытался защитить Совет университета от прямого контроля со стороны правительства. [5]

Либеральность и демократия

[ редактировать ]

Цай поднял традиционные добродетели «праведность (义), взаимность (恕) и человечность (仁)», основанные на западных идеях «свободы, справедливости, братства». [5] Он был приверженцем установления академической свободы и чистой исследовательской атмосферы в Пекинском университете. Он также пытался защитить свободу преподавателей и студентов в реформе образования. [5] Среди профессорско-преподавательского состава Пекинского университета было много представителей нового культурного движения, таких как Ли Дачжао, Ху Ши, Чэнь Дусю. Он также пригласил известных консервативных и старомодных ученых, таких как Гу Хунмин и Лю Шипей, преподавать в Пекинском университете. [11]

Пять типов образования

[ редактировать ]

Цай выступал за использование пяти типов образования в системе образования. К пяти типам образования относятся военное образование для граждан (военное и национальное образование), утилитарное образование (утилитарное образование), гражданское образование (моральное воспитание граждан), воспитание мировоззрения. (мировоззренческое воспитание) и эстетическое воспитание (эстетическое воспитание)». [5]

Другая мысль

[ редактировать ]

Взгляды Цая на женщин сочетали в себе как традиционализм, так и модернизм. [11] Он верил в подчиненные, конфуцианские отношения между мужем и женой, считая, что мужчины правят вне дома, а женщины внутри него (男主外女主内). [11] Его взгляды на женские достоинства также были традиционными, включая, например, идею о том, что матери должны быть воспитателями своих детей. Он считал, что незамужняя женщина не является добродетельной. [11] Цай Юаньпей был сторонником права женщин на развод и повторный брак. Он решительно выступал против связывания ног и сожительства, которые в то время широко практиковались в Китае. [11] Он также выступал за равенство в образовании и физическое воспитание женщин. [11]

Политические мысли

[ редактировать ]

Он выступал за анархизм в борьбе с угнетением для восстановления человеческой цивилизации. Но он подчеркнул важность «полноценного государства», на которое частично влияют взгляды западного анархизма на государство и семью. [12] Взгляд Цая Юаньпея на анархизм в основном направлен на отмену колониального угнетения, от которого пострадал Китай. [12] Он изучал анархо-коммунизм и находился под влиянием Пьера-Жозефа Прудона , Михаила Бакунина и Петра Кропоткина . [13]

Четвертое мая, движение

[ редактировать ]
Статуя Цая Юаньпея в кампусе Пекинского университета

Новая гражданская религия

[ редактировать ]

Цай Юаньпей, Чэнь Дусю и Ху Ши выдвинули свои собственные взгляды на социальные ценности и стремились решить влияние революции 1911 года на социальные системы и убеждения во время Движения четвертого мая. [14] Цай Юаньпей предположил, что формирования новой гражданской религии можно достичь, обучая китайцев изучать эстетику, демократию и науку. [14]

Представительские работы

[ редактировать ]

«Новогодняя мечта»

[ редактировать ]

«Новогодний сон» (新年梦) — это рассказ, основанный на собственной жизни Цая и отражающий его идеальное общество. На него повлияли Лян Цичао утопические рассказы . Стиль письма «болезненный, даже жестокий и борьба». [12] История вращается вокруг главного героя, гражданина Китая, рассказывающего о китайской революции 20-го века. [12] Цай написал эту историю, когда Китай страдал от войны с Японией, а также находился под влиянием русско-японской войны . [12]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гао Чжипенг. Возникновение современной психологии в Китае, 1876–1922. Архивировано 7 ноября 2013 г. в Wayback Machine.
  2. ^ Цзин, Цичэн; Фу, Сяолань (2001). «Современная китайская психология: ее коренные корни и международное влияние». Международный журнал психологии . 36 (6): 408–418. дои : 10.1080/00207590143000234 . ISSN   0020-7594 .
  3. ^ Дуйкер, Уильям Дж. (1971). «Цай Юаньпэй и конфуцианское наследие». Современные азиатские исследования . 5 (3): 207–226. дои : 10.1017/S0026749X00004029 . JSTOR   311700 . S2CID   143558374 .
  4. ^ Цанг, Стив ; Чунг, Оливия (2024). Политическая мысль Си Цзиньпина . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-197-68936-3 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Линден, Аллен Б. (1968). «Политика и образование в националистическом Китае: случай Университетского совета, 1927–1928». Журнал азиатских исследований . 27 (4): 763–776. ISSN   0021-9118 . JSTOR   2051578 . S2CID   154280190 .
  6. ^ Jump up to: а б Браун, Ребекка М.; Хаттон, Дебора С., ред. (2011). Спутник азиатского искусства и архитектуры . Чичестер: Уайли. п. 553. ИСБН  978-1-444-39632-4 .
  7. ^ Бурман 1970 , стр. 297–298.
  8. ^ Бурман 1970 , с. 298.
  9. ^ Бурман 1970 , с. 299.
  10. ^ Jump up to: а б с Ван, Пан (2020). «Эстетика, мораль и современное сообщество: Ван Говей, Цай Юаньпей и Лу Синь». Критический запрос . 46 (3): 496–514. дои : 10.1086/708078 . ISSN   0093-1896 . S2CID   216315686 .
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ли, Юэнь Тин (2007). «Активный или пассивный инициатор: прием женщин Цай Юаньпеем в Пекинский университет (1919-20)». Журнал Королевского азиатского общества . 17 (3): 279–299. дои : 10.1017/S1356186307007250 . ISSN   1356-1863 . JSTOR   25188734 . S2CID   163049290 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и Ли, Гуаньи (2013). «Китайская анархо-космополитическая утопия: китайская анархо-космополитическая утопия». Утопические исследования . 24 (1): 89–104. ISSN   1045-991X . JSTOR   10.5325/utopianstudies.24.1.0089 . S2CID   142749024 .
  13. ^ Годвин-Гримм, Х. (1923). «Анархистское движение в Китае» . Cultura Obrera через Анархистскую библиотеку .
  14. ^ Jump up to: а б Зарроу, Питер (2019). «Вопрос гражданской религии: три примера из интеллектуальной истории «Четвертого мая» ». Китай двадцатого века . 44 (2): 150–160. дои : 10.1353/tcc.2019.0016 . ISSN   1940-5065 . S2CID   151134281 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Цай Цзяньго (1998). Цай Юаньпей: ученый и посредник между Востоком и Западом (на немецком языке). Перевод Штихлера, Ганса Кристиана. Мюнстер. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Ван Пейли (1996). Вильгельм фон Гумбольдт и Цай Юаньпей: сравнительный анализ двух классических образовательных концепций немецкого Просвещения и Первой Китайской республики (на немецком языке). Мюнстер: Ваксманн.
  • Бурман, Ховард Л. (1970). «Цай Юань-пэй». Биографический словарь республиканского Китая . Том. III. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 295–299. ISBN  0-231-04558-1 .
  • Уэстон, Тимоти Бергманн (2004). Сила положения: Пекинский университет, интеллектуалы и китайская политическая культура, 1898-1929 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-23767-4 .
[ редактировать ]

Жан-Жак Руссо в Китае: Цай Юань Пей и Джон Дьюи (французское издание): 9781493536009: де Шазер, Мари-Лора

Государственные учреждения
Предшественник
Позиция создана
Президент Control Yuan
1928—1929
Преемник
Чжао Дайвэнь
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6309c6d4bc925b428710c9b9585ad21f__1718111880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/1f/6309c6d4bc925b428710c9b9585ad21f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cai Yuanpei - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)