Цай Юаньпей
Цай Юаньпей | |||
---|---|---|---|
Цай Юаньпей | |||
![]() | |||
Президент Контрольного Юаня | |||
В офисе 1928–1929 | |||
Предшественник | Офис создан | ||
Преемник | Чжао Дайвэнь | ||
Президент Академии Синица | |||
Предшественник | Офис создан | ||
Преемник | Чжу Цзяхуа | ||
Личные данные | |||
Рожденный | 11 января 1868 г. Шаосин , Чжэцзян , династия Цин | ||
Умер | 5 марта 1940 г. Британский Гонконг | (72 года) ||
Супруги |
| ||
Дети | 7 (включая Цай Вэйляня ) | ||
Родитель | Цай Гуан (отец) | ||
Альма-матер | Лейпцигский университет | ||
Занятие | Философ, политик | ||
Китайское имя | |||
китайский | Цай Юаньпей | ||
| |||
Любезное имя | |||
Традиционный китайский | Хэцин | ||
Упрощенный китайский | Хэцин | ||
| |||
Второе альтернативное китайское имя | |||
китайский | желтуха | ||
Буквальный смысл | Одинокий гражданин | ||
| |||
Цай Юаньпэй ( кит . 蔡元培 ; 1868–1940) был китайским философом и политиком, влиятельной фигурой в истории современного китайского образования. Он внес вклад в реформу образования, используя свою собственную образовательную идеологию. Он был президентом Пекинского университета и основателем Академии Синика . Он был известен своей критической оценкой китайской культуры и синтезом китайского и западного мышления, включая анархизм . Он был вовлечен в « Новую культуру» , «Движение четвертого мая» и феминистское движение . Его работы связаны с эстетическим воспитанием, политикой и реформой образования .
Биография
[ редактировать ]
Цай родился в округе Шаньинь, Шаосине , провинции Чжэцзян . В 26 лет Цай был назначен в Академию Ханьлинь . В 1898 году он начал заниматься управлением институтами и стал:
- Директор Шаосинской китайско-западной школы
- Руководитель колледжа Шаньшань района Шэн
- Директор-учитель специального класса (特班總敎習) государственной школы Наньян (предшественник Шанхайского университета Цзяо Тун )
Он основал Гуанфухуэй в 1904 году, а в следующем году присоединился к Тунмэнхуэй в Париже и стал членом китайской анархистской группы, возглавляемой У Чжихуэй и Ли Шизэном . Он изучал философию , психологию и историю искусств в Лейпцигском университете Германии в 1907 году под руководством Карла Лампрехта и Вильгельма Вундта . [1] [2]
Он стал министром образования новой Китайской Республики в 1912 году. [3] Будучи министром образования, Цай выступал за использование фильмов для поддержки государственного образования. [4] : 49
стал президентом Пекинского университета Цай вернулся в Китай в 1916 году и в следующем году . Там он возобновил свою поддержку, начатую в парижские годы с Ли Шизэном, Движению за прилежный труд и экономное обучение , которое отправляло рабочих-студентов во Францию. [5] Именно во время своего пребывания в Пекинском университете он привлек в школу таких известных мыслителей, как будущие Коммунистической партии Китая лидеры Чэнь Дусю и Ли Дачжао , а также таких мыслителей, как Ху Ши , его близкий друг, Лян Шумин и художник Сюй Бэйхун . [6]
В 1919 году, после того как студенческие лидеры демонстрантов Четвертого мая были заключены в тюрьму, Цай в знак протеста подал в отставку (вернувшись на должность в сентябре). Между тем, он и Сюй Бэйхун регулярно писали для газеты Daily University of Peking University , которая занималась более широкими вопросами, чем просто университетская политика. Сюй занимался вопросами искусства и истории искусств, и в 1920 году был опубликован университетский художественный журнал под названием «Сборник живописи» . [6] После повторного ухода в отставку в 1922 году он провел период отступления во Франции. Вернувшись в 1926 году, он поддержал своего соотечественника Чан Кайши и усилия Гоминьдана по объединению страны. Наряду с У Чжихуэй , Ли Шизэном и Чжан Жэньцзе он был известен как один из «четырёх старейшин» партии и ярый антикоммунист. Он был назначен президентом Контрольного юаня , но вскоре подал в отставку. [7]
Цай был разочарован в своих попытках перестроить национальную систему образования, чтобы она напоминала французскую систему. [5] но в 1927 году он стал соучредителем Национального музыкального колледжа, который позже стал Шанхайской консерваторией музыки , а в апреле 1928 года он помог основать и стал первым президентом Академии Синика . Он и широкий круг коллег основали Китайскую лигу гражданских прав , которая критиковала национальное правительство и Чан Кайши за злоупотребление властью. Однако ситуация ухудшилась; не смогла добиться освобождения из тюрьмы Чэнь Дусю Лига , например, , бывшего декана Цая в Пекинском университете. В июне 1933 года академический администратор Академии Синика и соучредитель Лиги Ян Цюань был застрелен на улице перед офисом Лиги в Шанхае. После периода шока и размышлений Цай ушел из поля зрения общественности, сделав заявление, осуждающее политические репрессии правительства Нанкина. [8]
После начала Второй китайско-японской войны в 1937 году, отчасти из-за ухудшения здоровья, вместо того, чтобы сопровождать национальное правительство в Сычуань , Цай переехал в Гонконг . Он жил там в уединении до своей смерти в марте 1940 года в возрасте 72 лет. [9]

Вклад в образование
[ редактировать ]Под влиянием Цая и благодаря его поддержке литераторов и педагогов Нового Китая Пекинский университет стал важным фактором развития китайского образования и культуры. [5] Цай основал Министерство образования в 1927 году по образцу французской системы образования. [5]
Эстетическое воспитание
[ редактировать ]Цай был защитником и пропагандистом китайского эстетического образования. Он способствовал развитию китайского эстетического образования. [10] У него было свое уникальное понимание эстетики, которое он связывал с традиционными китайскими добродетелями. Он связал эстетику с образованием и политикой, на что повлиял его опыт. Он подчеркивал важность эстетики для социальной стабильности и развития. [10] Кроме того, он предположил, что эстетика способствует формированию «общественной морали и гражданской добродетели». [10]
Женское образование
[ редактировать ]Цай не только улучшил равенство женщин в системе образования, например, первый прием женщин в 1920 году и смешанное образование , но также выступал за феминизм, чтобы изменить традиционное китайское представление о женщинах. Цай последовательно пригласил нескольких феминисток преподавать в Пекинском университете, в том числе Чэнь Дусю и Ху Ши . [11] Они сыграли важную роль в реформе Цая женского образования в Пекинском университете, которая стала прорывом в истории китайского образования. [11]
Педагогика
[ редактировать ]Независимость образования
[ редактировать ]В журнале « Новое образование» (新教育) Цай предположил, что образование должно быть независимым от правительства. Он пытался защитить Совет университета от прямого контроля со стороны правительства. [5]
Либеральность и демократия
[ редактировать ]Цай поднял традиционные добродетели «праведность (义), взаимность (恕) и человечность (仁)», основанные на западных идеях «свободы, справедливости, братства». [5] Он был приверженцем установления академической свободы и чистой исследовательской атмосферы в Пекинском университете. Он также пытался защитить свободу преподавателей и студентов в реформе образования. [5] Среди профессорско-преподавательского состава Пекинского университета было много представителей нового культурного движения, таких как Ли Дачжао, Ху Ши, Чэнь Дусю. Он также пригласил известных консервативных и старомодных ученых, таких как Гу Хунмин и Лю Шипей, преподавать в Пекинском университете. [11]
Пять типов образования
[ редактировать ]Цай выступал за использование пяти типов образования в системе образования. К пяти типам образования относятся военное образование для граждан (военное и национальное образование), утилитарное образование (утилитарное образование), гражданское образование (моральное воспитание граждан), воспитание мировоззрения. (мировоззренческое воспитание) и эстетическое воспитание (эстетическое воспитание)». [5]
Другая мысль
[ редактировать ]Женщины
[ редактировать ]Взгляды Цая на женщин сочетали в себе как традиционализм, так и модернизм. [11] Он верил в подчиненные, конфуцианские отношения между мужем и женой, считая, что мужчины правят вне дома, а женщины внутри него (男主外女主内). [11] Его взгляды на женские достоинства также были традиционными, включая, например, идею о том, что матери должны быть воспитателями своих детей. Он считал, что незамужняя женщина не является добродетельной. [11] Цай Юаньпей был сторонником права женщин на развод и повторный брак. Он решительно выступал против связывания ног и сожительства, которые в то время широко практиковались в Китае. [11] Он также выступал за равенство в образовании и физическое воспитание женщин. [11]
Политические мысли
[ редактировать ]Он выступал за анархизм в борьбе с угнетением для восстановления человеческой цивилизации. Но он подчеркнул важность «полноценного государства», на которое частично влияют взгляды западного анархизма на государство и семью. [12] Взгляд Цая Юаньпея на анархизм в основном направлен на отмену колониального угнетения, от которого пострадал Китай. [12] Он изучал анархо-коммунизм и находился под влиянием Пьера-Жозефа Прудона , Михаила Бакунина и Петра Кропоткина . [13]
Четвертое мая, движение
[ редактировать ]Новая гражданская религия
[ редактировать ]Цай Юаньпей, Чэнь Дусю и Ху Ши выдвинули свои собственные взгляды на социальные ценности и стремились решить влияние революции 1911 года на социальные системы и убеждения во время Движения четвертого мая. [14] Цай Юаньпей предположил, что формирования новой гражданской религии можно достичь, обучая китайцев изучать эстетику, демократию и науку. [14]
Представительские работы
[ редактировать ]«Новогодняя мечта»
[ редактировать ]«Новогодний сон» (新年梦) — это рассказ, основанный на собственной жизни Цая и отражающий его идеальное общество. На него повлияли Лян Цичао утопические рассказы . Стиль письма «болезненный, даже жестокий и борьба». [12] История вращается вокруг главного героя, гражданина Китая, рассказывающего о китайской революции 20-го века. [12] Цай написал эту историю, когда Китай страдал от войны с Японией, а также находился под влиянием русско-японской войны . [12]
См. также
[ редактировать ]- Китайский институт улучшения образования
- История образования в Китае
- Новое культурное движение
- Анархизм в Китае
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гао Чжипенг. Возникновение современной психологии в Китае, 1876–1922. Архивировано 7 ноября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Цзин, Цичэн; Фу, Сяолань (2001). «Современная китайская психология: ее коренные корни и международное влияние». Международный журнал психологии . 36 (6): 408–418. дои : 10.1080/00207590143000234 . ISSN 0020-7594 .
- ^ Дуйкер, Уильям Дж. (1971). «Цай Юаньпэй и конфуцианское наследие». Современные азиатские исследования . 5 (3): 207–226. дои : 10.1017/S0026749X00004029 . JSTOR 311700 . S2CID 143558374 .
- ^ Цанг, Стив ; Чунг, Оливия (2024). Политическая мысль Си Цзиньпина . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-197-68936-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Линден, Аллен Б. (1968). «Политика и образование в националистическом Китае: случай Университетского совета, 1927–1928». Журнал азиатских исследований . 27 (4): 763–776. ISSN 0021-9118 . JSTOR 2051578 . S2CID 154280190 .
- ^ Jump up to: а б Браун, Ребекка М.; Хаттон, Дебора С., ред. (2011). Спутник азиатского искусства и архитектуры . Чичестер: Уайли. п. 553. ИСБН 978-1-444-39632-4 .
- ^ Бурман 1970 , стр. 297–298.
- ^ Бурман 1970 , с. 298.
- ^ Бурман 1970 , с. 299.
- ^ Jump up to: а б с Ван, Пан (2020). «Эстетика, мораль и современное сообщество: Ван Говей, Цай Юаньпей и Лу Синь». Критический запрос . 46 (3): 496–514. дои : 10.1086/708078 . ISSN 0093-1896 . S2CID 216315686 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ли, Юэнь Тин (2007). «Активный или пассивный инициатор: прием женщин Цай Юаньпеем в Пекинский университет (1919-20)». Журнал Королевского азиатского общества . 17 (3): 279–299. дои : 10.1017/S1356186307007250 . ISSN 1356-1863 . JSTOR 25188734 . S2CID 163049290 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ли, Гуаньи (2013). «Китайская анархо-космополитическая утопия: китайская анархо-космополитическая утопия». Утопические исследования . 24 (1): 89–104. ISSN 1045-991X . JSTOR 10.5325/utopianstudies.24.1.0089 . S2CID 142749024 .
- ^ Годвин-Гримм, Х. (1923). «Анархистское движение в Китае» . Cultura Obrera через Анархистскую библиотеку .
- ^ Jump up to: а б Зарроу, Питер (2019). «Вопрос гражданской религии: три примера из интеллектуальной истории «Четвертого мая» ». Китай двадцатого века . 44 (2): 150–160. дои : 10.1353/tcc.2019.0016 . ISSN 1940-5065 . S2CID 151134281 .
Библиография
[ редактировать ]- Цай Цзяньго (1998). Цай Юаньпей: ученый и посредник между Востоком и Западом (на немецком языке). Перевод Штихлера, Ганса Кристиана. Мюнстер.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ван Пейли (1996). Вильгельм фон Гумбольдт и Цай Юаньпей: сравнительный анализ двух классических образовательных концепций немецкого Просвещения и Первой Китайской республики (на немецком языке). Мюнстер: Ваксманн.
- Бурман, Ховард Л. (1970). «Цай Юань-пэй». Биографический словарь республиканского Китая . Том. III. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 295–299. ISBN 0-231-04558-1 .
- Уэстон, Тимоти Бергманн (2004). Сила положения: Пекинский университет, интеллектуалы и китайская политическая культура, 1898-1929 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-23767-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Цай Юань-пей (Цай Юаньпей) 蔡元培. Архивировано 28 марта 2019 г. в Wayback Machine из биографий выдающихся китайцев около 1925 года.
Жан-Жак Руссо в Китае: Цай Юань Пей и Джон Дьюи (французское издание): 9781493536009: де Шазер, Мари-Лора
- 1868 рождений
- 1940 смертей
- Анархо-коммунисты
- Китайские анархисты
- Китайские эсперантисты
- Китайские эмигранты во Франции
- Педагоги из Шаосина
- Члены Гоминьдана
- Академический состав Пекинского университета
- Философы из провинции Чжэцзян
- Политики из Шаосина
- Президенты Пекинского университета
- Президенты Контрольного юаня
- Философы династии Цин
- Китайские философы XX века
- Политики Китайской Республики из провинции Чжэцзян
- Академический состав Шанхайского университета Цзяо Тонг
- Члены Тунмэнхуэй
- Политики Партии Единства (Китай)