Ли Шизенг
Ли Шизенг | |
---|---|
Рожденный | Ли ЮинЛи Юин 29 мая 1881 г. |
Умер | 30 сентября 1973 г. | (92 года)
Национальность | китайский |
Образование | Практическая сельскохозяйственная школа Чеснуа , Сорбонна , Институт Пастера |
Род занятий | Педагог, политический активист |
Политическая партия | Гоминьдан |
Ли Шизенг ( китайский : 李石曾 ; Уэйд-Джайлс : Ли Ши-цэн ; 29 мая 1881 — 30 сентября 1973), урожденный Ли Юин, был педагогом, пропагандистом анархистских доктрин , политическим активистом и членом Китайской националистической партии в начале Республиканский Китай .
Приехав в Париж в 1902 году, Ли получил ученую степень по химии и биологии, а затем вместе с У Чжихуэй и Чжан Жэньцзе стал соучредителем китайского анархистского движения . Он был сторонником Сунь Ятсена . Он организовал культурный обмен между Францией и Китаем, основал первую в Европе фабрику по производству и продаже творога и создал программы «Прилежный труд – бережливое обучение» , которые привлекали китайских студентов во Францию для работы на фабриках. В 1920-х годах Ли, Чжан, Ву и Цай Юаньпей были известны как антикоммунистические «четыре старейшины» Китайской националистической партии . [ 1 ]
Юность и начало карьеры
[ редактировать ]Хотя его семья была из уезда Гаоян провинции Чжили , Ли вырос в Пекине. Его отцом был Ли Хунцзао . Ли изучал иностранные языки. Когда Ли Хунцзао умер в 1897 году, правительство наградило его сыновей званиями, дающими им право занимать должности среднего звена. [ 2 ] Название этого рейтинга было известно как Лунг-Чанг. [ 3 ]
В 1900 году семья бежала из-за Боксерского восстания и вторжения союзных армий . По возвращении в Пекин Ли посетил банкет в доме соседнего высокопоставленного чиновника, который был другом его отца. Там он встретил Чжан Жэньцзе , сына преуспевающего торговца шелком из провинции Чжэцзян, семья которого купила ему ученую степень и который приехал в столицу, чтобы найти подходящую должность. Эти двое быстро обнаружили, что разделяют одни и те же идеи относительно реформы китайского правительства и общества, положив начало дружбе, которая продлилась до конца их жизни. Когда в 1903 году Ли был выбран «студентом посольства» для сопровождения нового посла Китая Сунь Баоци в Париже, Чжан попросил свою семью организовать его присоединение к группе в качестве коммерческого атташе. Ли и Чжан путешествовали вместе, остановившись сначала в Шанхае, чтобы встретиться с У Чжихуэем , к тому времени известным радикальным критиком правительства Цин, где они также встретили друга Ву, Цая Юаньпея . [ 4 ]
Анархизм и Франция
[ редактировать ]В то время, поскольку Франция имела репутацию родины революции, китайские чиновники не хотели спонсировать там обучение. Однако у Ли и Чжан были хорошие связи, и они прибыли во Францию в декабре 1902 года в сопровождении своих жен. Посол Сунь был снисходителен и позволил Ли проводить время за интенсивным изучением французского языка, но вскоре Ли ушел из посольства, чтобы поступить в аспирантуру по химии и биологии в Сельскохозяйственную школу Шенуа в Монтаржи , пригороде. к югу от Парижа. За три года он получил ученую степень, затем уехал в Париж для дальнейшего обучения в университете Сорбонны и Институте Пастера . Он заявил, что порвет с семейными традициями и не будет заниматься официальной карьерой. Тем временем Чжан начал зарабатывать состояние, основав в Париже компанию по импорту китайского декоративного искусства и антиквариата. [ 5 ] Ли и Чжан убедили У Чжихуэя приехать в Париж из Эдинбурга, где он посещал университетские лекции. Ли, Чжан и У не забыли о своих революционных целях. На обратном пути в Китай с визитом Чжан встретил антиманьчжурского революционера Сунь Ятсена и пообещал ему обширную финансовую поддержку. По возвращении в Париж в 1907 году Чжан побудил Ли и У присоединиться к Сунь Тунмэнхуэй (Китайскому революционному альянсу). [ 6 ]
Парижские анархисты
[ редактировать ]Трое молодых радикалов пришли в поисках идей, которые могли бы объяснить их мир и способы его изменить. Вскоре они открыли для себя модные доктрины анархизма, которые они рассматривали как научный и космополитический набор идей, которые принесут прогресс Китаю. Ключевое отличие от других революционеров заключалось в том, что для них политическая революция не имела смысла без культурных изменений. Группа китайских анархистов в Токио, возглавляемая Лю Шипэем , выступала за возврат к индивидуалистическому даосизму древнего Китая, который считал правительство неуместным, но для парижских анархистов, как выразился историк Питер Зарроу, «наука была истиной, а истина была наукой». ." В последующие годы они помогли анархизму стать повсеместной, а возможно, и доминирующей тенденцией среди радикальной молодежи Китая. [ 7 ]
Парижские анархисты утверждали, что Китаю необходимо отменить конфуцианскую структуру семьи, освободить женщин, способствовать моральному личному поведению и создать справедливые социальные организации. Ли писал, что «семейная революция, революция против мудрецов, революция Трех Узы и Пяти Констант будут способствовать делу гуманизма». [ 8 ] Они считали, что как только эти цели будут достигнуты, умы людей прояснятся, и последуют политические улучшения. Тогда авторитарное правительство станет ненужным. [ 9 ]
Хотя эти анархисты стремились свергнуть конфуцианскую ортодоксальность, их предположения перекликались с идеалистическими предположениями неоконфуцианства : что человеческая природа в своей основе хороша; что людям не нужно принуждение или правительство, чтобы заставить их быть приличными друг к другу; и что моральное самосовершенствование приведет людей к самореализации в обществе, а не к освобождению от него. [ 10 ] Для этих анархистов, как и для поздних имперских неоконфуцианцев, школы были неавторитарным инструментом личной трансформации, и их любимой ролью была роль учителя. [ 7 ]
В 1906 году Чжан, Ли и Ву основали китайскую анархистскую организацию «Всемирное общество» (世界社 Шицзе шэ ), что иногда переводится как «Общество Нового Мира». В последующие годы, до переезда на Тайвань в 1949 году, Общество превратилось в мощный финансовый конгломерат, но на раннем этапе своего существования сосредоточилось на программах образования и радикальных переменах. [ 11 ]
В 1908 году Всемирное общество начало издавать еженедельный журнал « Синь Шиджи »新世紀週報 («Новая эра» или «Новый век»; на эсперанто назывался «La Novaj Tempoj» ), чтобы познакомить китайских студентов во Франции, Японии и Китае с историей европейского радикализма. Успешный бизнес Чжана по продаже китайского искусства финансировал журнал, У редактировал его, а Ли был основным автором. [ 5 ] Среди других участников были Ван Цзинвэй , Чжан Цзи и Чу Миньи , студент из Чжэцзяна, который сопровождал Чжан Жэньцзе обратно из Китая и будет его помощником в последующие годы. [ 12 ]
Ли охотно читал и переводил эссе Уильяма Годвина , Пьера-Жозефа Прудона , Элизе Реклю и анархистскую классику Петра Кропоткина , особенно «Завоевание хлеба и взаимопомощи: фактор эволюции» . Ли был поражен их аргументами о том, что сотрудничество и взаимопомощь более мощны, чем социал-дарвинистские силы конкуренции или бессердечного выживания наиболее приспособленных. [ 12 ] Ли был также впечатлен беседами с писателем-кропоткинистом Жаном Гравом , который провел два года в тюрьме за публикацию анархистской брошюры «Общество на грани смерти» (1892). [ 9 ]
Прогресс был принципом легитимации. Ли писал в 1907 году, что
- Прогресс – это движение без остановок, трансформация без конца. Нет дела или вещи, которая не прогрессировала бы. Такова природа эволюции. То, что не прогрессирует или задерживается, происходит из-за болезней людей и повреждений в других вещах. То, что устраняет болезни и травмы, есть не что иное, как революция. Революция — это не что иное, как устранение препятствий на пути прогресса. [ 13 ]
Парижская группа исходила из того, что наука и рациональность приведут к мировой цивилизации, в которой Китай будет участвовать на равной основе. Например, они поддерживали эсперанто как научно разработанный язык, который приведет к созданию единого глобального языка, превосходящего национальные. Их вера в нравственное самосовершенствование привела Ли к принятию вегетарианства в 1908 году, что стало обязательством на всю жизнь. Однако он также считал, что люди не могут освободиться просто по своей воле, а нуждаются в сильных моральных примерах учителей. [ 14 ]
Синь Шицзе даже призвал к реформе китайского театра. Ли выразил сожаление по поводу того, что реформа остановилась на половинчатых мерах, таких как введение газового освещения. Он призвал к более глубоким реформам, таким как создание декораций, а не голой сцены и предоставление мужчинам и женщинам возможности действовать на одной сцене. Ли посоветовался с несколькими французскими друзьями, прежде чем решил перевести две современные французские пьесы: «Эшель» , одноактную пьесу Эдуарда Нореса (?-1904), которую он перевел как «Минг бу пинг» , и «Великий вечер» Леопольда Кампфа (1881-1881). 1913), что он перевел как Ye wei yang . [ 15 ]
К 1910 году Чжан Жэньцзе, который продолжал ездить туда и обратно по Китаю для продвижения бизнеса и поддержки революции, больше не мог финансировать ни Сунь Ятсена, ни журнал, который прекратил выпуск после 121 номера. [ 12 ]
Соевый завод и программа «Работа-Обучение»
[ редактировать ]Анархисты Ли и Чжан Жэньцзе также владели бизнесом для финансирования своей политической деятельности. По мере того как Чжан расширял свой бизнес по импорту, Ли понял, что может использовать свое научное образование в производстве соевых продуктов. Он чувствовал, что бинкурд (доуфу) понравится французской публике как типично китайский. [ 6 ]
В 1908 году Ли открыл соевую фабрику Usine de la Caséo-Sojaïne , которая производила и продавала доуфу (творог). [ 16 ] [ 17 ]
Завод, расположенный в кирпичном здании на улице Дени Папен, 46–48, в пригороде Ла-Гаренн-Коломб , в нескольких милях к северу от Парижа, производил разнообразные соевые продукты. На рынке было мало рынка творожного варенья, соевого кофе и шоколада, яиц или творожного сыра (со вкусом грюйера, рокфора или камамбера), но соевая мука и печенье продавались хорошо. [ 18 ] Компания предложила бесплатное питание китайским студентам, которые также собрались, чтобы обсудить революционную стратегию. Сунь Ятсен посетил фабрику в 1909 году и написал: «Мой друг Ли Шизэн проводил исследования соевых бобов и выступает за то, чтобы есть соевые продукты вместо мяса». [ 19 ]
Ли планировал программу «Работа-учеба» как способ пригласить во Францию молодых китайцев, чье обучение будет финансироваться за счет работы на творожной фабрике и чей характер будет поднят посредством режима морального воспитания. Эта первая программа «Работа-Обучение» в конечном итоге привела во Францию 120 рабочих. Ли стремился взять этих рабочих-студентов, которых он называл «невежественными» и «суеверными», и превратить их в знающих и нравственных граждан, которые по возвращении станут образцами для нового Китая. Программа обучала их китайскому, французскому и естественным наукам и требовала от них воздерживаться от табака, алкоголя и азартных игр. [ 20 ]
Ли вернулся в Китай в 1909 году, чтобы собрать дополнительный капитал для фабрики. Снова воспользовавшись семейными связями, он добился интервью с губернатором Чжили Ян Ляньпу, другом своего отца, и добился пожертвования. [ 21 ] Его тесть, Яо Сюэюань (1843–1914), глава торговцев солью в Тяньцзине, обратился к национальному сообществу торговцев солью с просьбой об инвестициях. . [ 22 ] За шесть месяцев Ли собрал около 400 000 долларов. Он вернулся во Францию с пятью рабочими (все из Гаояна, его родного района) и запасом соевых бобов и коагулянта. [ 19 ]
Франция
[ редактировать ]В 1905 году, будучи еще аспирантом, Ли представил свой первый доклад о сое на Втором международном молочном конгрессе в Париже и опубликовал его в материалах конференции. [ 19 ] В 1910 году он опубликовал на китайском языке краткий трактат об экономической пользе и пользе для здоровья соевых бобов и соевых продуктов, особенно доуфу , который, как он утверждал, может облегчить диабет и боли при артрите, а затем, в 1912 году, « Le Soja» на французском языке. На ежегодном обеде Французского общества акклиматизации ( Société d'Acclimatation ), в соответствии с его традицией представления новых продуктов из малоизвестных растений, Ли подал блюдо из вегетарианской ветчины ( jambon végétal ), соевого сыра ( fromage de Soya ). , соевые консервы ( соевые конфитюры , такие как крем-де-маррон ) и соевый хлеб ( пайн-де-соя ). [ 23 ] [ 24 ]
Вместе со своим партнером Л. Гранвуанне в 1912 году Ли опубликовал 150-страничную брошюру, содержащую серию из восьми более ранних статей: Le soja: sa Culture, ses Uses alimentaires, therapeutiques, agricoles et industriels (Соя – ее выращивание, диетические, терапевтические, Сельскохозяйственное и промышленное использование; Париж: Халамель, 1912). Историки сои Уильям Шертлефф и Акико Аояги называют ее «одной из самых ранних, самых важных, влиятельных, творческих, интересных и тщательно исследованных книг, когда-либо написанных о соевых бобах и соевых продуктах. Ее библиография по сое больше, чем любая из опубликованных до того времени. " [ 25 ]
Ли и инженеры завода разработали и запатентовали оборудование для производства соевого молока и творога, включая первые в мире патенты на соевое молоко. Шертлефф и Аояги комментируют, что их патент 1912 года «был наполнен оригинальными идеями, включая различные сыры во французском стиле и первый в мире промышленный изолят соевого белка, названный Sojalithe, в честь его аналога Galalith, сделанного из молочного белка». Ли утверждал, что Соджалит также можно использовать вместо слоновой кости. [ 19 ]
Синьхайская революция
[ редактировать ]Накануне Синьхайской революции Ли присоединился к Чжан Жэньцзе в Пекине (они, возможно, принимали участие в заговоре с целью убийства Юань Шикая , вытеснившего Сунь Ятсена с поста президента новой республики). У Чжихуэй занял деньги у Суня, чтобы присоединиться к ним и другим парижским анархистам, таким как Чжан Цзи. Ван Цзинвэй , заключенный в тюрьму за покушение на маньчжурского губернатора в 1910 году, был освобожден новым правительством. Эти анархисты воспользовались новой политической открытостью, чтобы практиковать то, что один историк называет «прикладным анархизмом». [ 26 ]
Вскоре после возвращения группа организовала «Общество продвижения нравственности» (進德會 Jinde hui ), также известное как «Восемь запретов» или «Общество восьми запретов» (八不會 Babu hui ). Верное своим анархистским принципам, Общество не имело ни президента, ни должностных лиц, ни правил или средств для их обеспечения, а также никаких взносов и штрафов. Однако к каждому уровню членства предъявлялись все более строгие требования. «Поддерживающие члены», самый низкий уровень, согласились не посещать проституток и не играть в азартные игры. «Генерал-члены» согласились дополнительно не брать наложниц. Следующий, более высокий уровень далее согласился не занимать правительственные должности — «Кто-то должен присматривать за чиновниками», — не становиться членами парламента и не курить. Высший уровень пообещал помимо этого воздерживаться от алкоголя и мяса. Эти моральные принципы пользовались широкой популярностью среди новой интеллигенции, формировавшейся в городах и университетах, но Ли, в свете запрета Общества занимать должности, отклонил просьбу Сунь Ят-сена присоединиться к новому правительству, как это сделал Ван Цзинвэй. . [ 5 ] [ 27 ]
Движение за прилежный труд и бережливое обучение
[ редактировать ]В апреле 1912 года, все еще воодушевленные перспективой новорожденной Китайской Республики , Ли, Чжан Жэньцзе, У Чжихуэй и Цай Юаньпей основали в Пекине Ассоциацию экономных исследований во Франции (留法儉學會 Liufa jianxue hui ), также известную как Общество рационального французского образования ( la Societé Rationelle des Etudiants Chinois en France ). В то время большинство студентов, выехавших за границу, отправились по правительственным стипендиям в Японию, хотя Китайская образовательная миссия 1872–1881 годов и Программа стипендий для боксеров отправляли студентов в Соединенные Штаты. В отличие от своего собственного опыта участия в программе 1902 года в качестве «посольского ученого», в которой участвовала лишь горстка студентов из привилегированных семей, Ли надеялся принять в свою программу сотни студентов из рабочего класса. [ 28 ] Для Ли работа-учеба продолжала выполнять как моральную, так и образовательную функцию. Обучение на работе не только повысит осведомленность рабочих, но и устранит их «декадентские привычки» и превратит их в морально честных и трудолюбивых граждан. [ 29 ]
Оппозиция Юань Шикая закрыла программу. » Сунь В сентябре 1913 года, после того как Юань жестоко подавил « вторую революцию , Ли и Ван Цзинвэй в целях безопасности вывезли свои семьи во Францию. [ 30 ] Ван жил с Ли в Монтаржи и читал лекции студентам, изучающим работу и учебу. На творожном комбинате дела пошли лучше. В течение первых пяти лет продажи творога в среднем составляли всего 500 штук (тортов) в месяц, но в 1915 году выросли до 10 000 штук в месяц, а иногда и более 17 000 штук в месяц. Однако в 1916 году условия военного времени вынудили фабрику закрыться (она вновь открылась в 1919 году, когда послевоенная нехватка молока сделала соевое молоко более привлекательным). [ 31 ]
Начало войны в Европе в 1914 году побудило французское правительство нанять китайских рабочих на свои фабрики. К концу войны Китайский трудовой корпус во Франции перевез более 130 000 рабочих, в основном из деревень Северного Китая. В июне 1915 года Ли и его друзья в Париже воспользовались этой возможностью, чтобы обеспечить обучение и обучение тех, кто работал на французских фабриках. Они возобновили программу «Работа-Учёба», правда, на другой основе, включив в неё менее образованных работников, а не студентов. К марту 1916 года их парижская группа, Франко-китайское общество образования (華法教育會 Hua-Fa jiaoyuhui ), принимала непосредственное участие в наборе и обучении этих рабочих. Они настаивали на том, чтобы французское правительство давало рабочим техническое образование, а также работу на фабриках, и Ли много писал в Китайском трудовом журнале ( Хуагон дзачжи ), в котором знакомил с западной наукой, искусством, художественной литературой и текущими событиями. [ 32 ] [ 33 ]
В 1921 году, после возвращения Ли в Китай, лидеры бунтов в Лионе против руководства программы были изгнаны из страны. Тогда молодое поколение студентов стало гневными критиками, отвергавшими анархизм и лидеров старшего поколения. Китайско-французский институт не стал центральным элементом китайско-французских отношений . [ 34 ]
Националистическая партия и анархизм в 1920-е годы
[ редактировать ]В 1919 году Ли вернулся в Пекин, чтобы принять предложение Цая Юаньпея преподавать науку в перспективном Пекинском университете , а также стать президентом Китайско-французского университета недалеко от города. [ 30 ]
Хотя основным лозунгом Движения за новую культуру было «Наука и демократия», Ли был одним из немногих влиятельных интеллектуалов, получивших профессиональную подготовку в области точных наук. В соответствии с анархистской оппозицией религии , Ли продолжал использовать науку для нападок на религию как на суеверие. Став президентом Антихристианского движения 1922 года, Ли сказал Пекинской лиге атеистов: «Религия по своей сути стара и коррумпирована: история прошла мимо нее». Далее он ясно дал понять, что как космополит он выступал не против христианства, потому что оно было чуждым, а против всей религии как таковой:
- Почему мы, жители двадцатого века... вообще обсуждаем эту чушь первобытных времен? ... Как часто говорят западные ученые: «Наука и религия развиваются и отступают в обратной пропорции»... Мораль — это естественная сила добра. С другой стороны, религиозная мораль действительно действует посредством вознаграждений и наказаний; это противоположность истинной морали... Основная природа всех живых существ, включая человеческую расу, не только питает личный интерес, но и раскрывается как поддержка группы. В этом корень морали. [ 35 ]
Бывшие парижские анархисты стали влиятельной силой в Националистической партии Сунь Ятсена, когда она пришла к власти в стране в начале 1920-х годов. Доходы Чжан Жэньцзе на фондовой бирже в Шанхае сделали его крупным финансовым сторонником партии и одним из первых покровителей Чан Кайши . После смерти Суня в 1925 году и первоначального успеха Северной экспедиции Чанга националисты разделились на левую и правую фракции . В 1927 году Ли Шизенг, У Чжихуэй, Цай Юаньпей и Чжан Жэньцзе стали известны как четыре старейшины партии ( юань лао ). В качестве членов Центрального наблюдательного комитета в апреле 1927 года они решительно поддержали Чан Кайши по сравнению с левым правительством Ухани, возглавляемым их старым коллегой Ван Цзинвеем, и приветствовали изгнание всех коммунистов и кровавое подавление коммунистов и левых сил в Китае. Шанхай. [ 36 ]
«Четыре старейшины» так и не создали независимую опору власти внутри партии, но опирались на свои личные отношения сначала с Сунь, а затем с Чан Кайши, в своих усилиях сделать Националистическую партию инструментом своих анархистских амбиций. В 1927 году Ли и У Чжихуэй были назначены председателями партии, Цай Юаньпэй принял ряд должностей в новом правительстве , а Чжан Жэньцзе был одним из тех, кто стоял за приходом к власти Чанга после смерти Сунь. Они поощряли своих молодых последователей-анархистов вступать в партию, организовывать профсоюзы и работать на благо революции. Многие из этих молодых анархистов так и сделали, но другие резко указали, что Ли изначально сделал отказ от политической должности ключевым принципом; определяющей целью анархизма было свержение государства, а не присоединение к нему. Один критик написал, что «в тот момент, когда Ли и У вошли в Гоминьдан, они практически перестали быть анархистами». [ 37 ]
Университет труда, Дворцовый музей и Французский университет.
[ редактировать ]Ли действительно принципиально отказался от государственной должности, но принял позиции в сфере культуры. В ноябре 1924 года Юйсян , соперник националистов, захватил Пекин и изгнал бывшего императора Пуи Фэн из Запретного города . Когда был создан Дворец-музей для наблюдения за огромными коллекциями произведений искусства, оставленными императорами, Ли был назначен генеральным директором, а его протеже и дальний родственник И Пейцзи стал куратором. [ 38 ] [ 39 ] Решение о том, как распоряжаться и даже владеть этими бывшими императорскими сокровищами, было непростой задачей, поскольку многие из них уже были проданы евнухами или обедневшим персоналом императорского двора. К середине 1920-х годов многие интеллектуалы и националисты осознали и решительно выступили против разграбления художественного наследия Китая и экспорта произведений искусства китайскими и иностранными дилерами. Поэтому обращение с императорскими коллекциями в Запретном городе было одновременно культурной и политической проблемой. Дворец-музей был открыт 10 октября 1925 года, в годовщину республиканской революции. Ли был вынужден бежать, опасаясь за свою жизнь, в 1926 году, когда его обвинили в симпатиях к коммунистам, но он вернулся, когда войска Гоминьдана захватили город в июне 1928 года. Ли занимал пост председателя совета директоров до 1932 года, а также стал спонсором Академии Синика. . [ 40 ]
В 1927 году, после кровавого подавления коммунистов и левых в апреле, Ли получил предварительную поддержку Национального университета труда (Лаодун Дасюэ) в Шанхае. Национальный университет труда должен был стать краеугольным камнем анархизма и тренировочной площадкой для новых лидеров, которые вырастут в GMD. Опираясь на анархистский опыт работы и учебы в Европе, целью Ли было создать рабочего-интеллектуала, который воплотил бы слияние школьного лозунга: «превратить школы в поля и фабрики, поля и фабрики в школы». [ 41 ]
Однако результат оказался неоднозначным. Центральный политический совет GMD одобрил это предложение в мае, а университет открылся в сентябре. Несколько лет назад муниципальные власти Шанхая построили две фабрики: одну для несовершеннолетних правонарушителей и бездомной молодежи, а другую для обеспечения работой городской бедноты, но они были закрыты, когда войска Чанга взяли город, оставив шестьсот рабочих мест. молодые рабочие без работы. Новый университет вновь открыл эти фабрики и пригласил рабочих и крестьян посещать занятия бесплатно. Ли, Цай Юаньпей, Чжан Жэньцзе, Чу Миньи и еще семь человек были назначены в совет, а президентом стал И Пэйцзи, бежавший из Пекина вместе с Ли. [ 42 ]
В Уставе университета провозглашалось, что его миссия — быть «образовательным органом рабочих» и что он будет «экспериментом в области социального обеспечения и проведением обследований условий труда». В Хартии далее говорилось, что студентов будут отправлять на фабрики и поля, чтобы «развивать навыки ручного труда и учиться уважать тяжелый труд». То есть, как заметил один историк, школа основывалась на предположении, что «революция должна заключаться в эволюционном процессе» и что целью было «взращивание личных революционных добродетелей», а не социальная или политическая революция. Даже если Ли планировал, что школа станет революционной тренировочной площадкой, в антилевой атмосфере реальная практика университета была ограниченной и сдержанной. Университет был закрыт в 1932 году. [ 43 ]
На протяжении многих лет Ли использовал свои связи во Франции и Китае для налаживания культурных связей. В 1917 году Ли впервые призвал Францию вернуть ее часть Фонда компенсации боксерам для использования на культурные мероприятия и образовательный обмен. В 1925 году после долгих переговоров правительства двух стран подписали соглашение. Деньги передавались через Ли, что обеспечило ему власть на следующие несколько десятилетий. Вполне возможно, что он посвятил часть этих денег вместе с деньгами своей семьи на поддержку своих собственных проектов. Главным среди этих проектов был Китайско-французский университет в Пекине, который Ли начал в 1920 году как аналог Китайско-французского университета в Лионе, который также был открыт в 1920 году. профинансировало то, что оказало Пекинскому университету существенную помощь в погашении его долгов. [ 44 ] [ 45 ]
В 1927 году новое националистическое правительство назначило Цая Юаньпея главой совета университетов, который заменил министерство образования. Ли и Цай были впечатлены рациональной организацией французской системы высшего образования, в которой вместо случайных групп страна была разделена на региональные округа, которые не пересекались и не дублировали миссии друг друга. Пекинский университет был переименован в Бэйпинский университет и реорганизован, чтобы поглотить другие местные университеты. В 1928 году Цай назначил Ли главой района Бэйпин, но новая схема встретила общее сопротивление, и два старых друга поссорились. От новой системы отказались. [ 46 ]
К 1929 году попытки анархистов процветать в ГМД зашли в тупик. Университет труда, как заключают историки Минг Чан и Ариф Дирлик , добавил еще одно измерение и электорат к идеалу трудового обучения, который Ли и парижские анархисты ввели в революционный дискурс, но они утверждают, что к 1920-м годам эта концепция была принята широкий круг революционеров, включая их соперников-марксистов. [ 47 ] «Четыре старейшины» полагались на личные отношения с Чан Кайши, но потеряли свою эффективность, когда Чан переключил свою поддержку на другие фракции, как Чан часто делал, когда одна фракция становилась слишком сильной. Дирлик также предполагает, что китайские активисты теперь чувствовали, справедливо или нет, что анархистская программа была теоретической и долгосрочной, поэтому не могла конкурировать с коммунистическими или националистическими программами немедленной и сильной организации, необходимой для спасения Китая. Ли продолжал свободно работать и писать, но многие из его последователей-активистов были репрессированы или заключены в тюрьму. [ 48 ]
Спустя годы
[ редактировать ]Обвинения в растрате финансов Дворцового музея начали преследовать Ли и его протеже И Пейцзи. Чтобы оплатить амбициозные проекты по каталогизации и публикациям, И продал золотой песок, серебро, шелк и одежду без одобрения правительства. В октябре 1933 года, после нескольких лет расследований, с которыми боролся Ли, прокурор выдвинул официальные обвинения против обоих мужчин, а годом позже была выдвинута еще одна серия обвинений, а в 1937 году - новые обвинения против И. И бежал на японскую концессию в Тяньцзине , и Ли смог передвигаются по Шанхаю и другим прибрежным концессиям только замаскированными. [ 49 ] [ 50 ]
В 1932 году Ли отправился в Женеву, Швейцария, чтобы организовать китайскую делегацию в Международном комитете интеллектуального сотрудничества Лиги Наций . Находясь в Женеве, он основал Китайско-международную библиотеку . [ 51 ]
Во время Второй мировой войны Ли большую часть времени жил в Нью-Йорке, совершая поездки в Чунцин и Куньмин. [ 51 ] Сообщалось, что после смерти его первой жены в Париже в 1941 году у него были отношения с еврейкой по имени Ру Су («госпожа-вегетарианка»?), Но они не поженились. [ 52 ] Он был сопредседателем Чрезвычайного комитета по спасению еврейского народа Европы , ответвления группы Бергсона , которая лоббировала правительство США и размещала в газетах рекламу, призывающую американское вмешательство ради спасения европейских евреев. В 1943 и 1944 годах он был ведущим докладчиком на экстренных конференциях Комитета по спасению еврейского народа Европы. [ 53 ]
После войны Ли снова вернулся в Китай. В качестве ректора Национальной исследовательской академии Бэйпин Ли был делегатом Первого соевого конгресса в Париже в марте 1947 года. Конгресс был организован Французским бюро сои ( Bureau Français du Soya ), Лабораторией соевых экспериментов ( Laboratoire d' Essais ). du Soya ), а также Ассоциация Франция-Китай ( l' Association France - Chine ). Когда коммунистические армии подошли к Пекину в 1948 году, Ли переехал в Женеву, где он и его жена оставались до 1950 года, когда Швейцария признала Народную Республику. Затем он переехал в Монтевидео , Уругвай . После того, как его жена умерла там в 1954 году, Ли основал второй дом на контролируемом Гоминьданом Тайване и возобновил свою роль советника по национальной политике Чан Кайши и члена Центрального оценочного комитета, который заменил Центральный наблюдательный комитет. [ 54 ]
В 1958 году одним из последних публичных действий Ли было открытие средней школы в Тайнане, названной в честь У Чжихуэя. [ 55 ]
Ли умер в Тайбэе 30 сентября 1973 года в возрасте 92 лет. Ему устроили большую похоронную церемонию и похоронили там. [ 54 ]
Семья и личная жизнь
[ редактировать ]В 1897 году, в возрасте 17 лет, Ли женился на Яо Тунъи, своей старшей кузине, которая умерла в Париже в 1941 году. У них было двое детей: Ли Цзунвэй, сын, родившийся в 1899 году в Китае, который женился на Цзи Сиенчжане и имел троих детей. Алин, Тайанг и Эрьянг умерли в 1976 году; и Ли Ямей (по прозвищу «Мишель»), дочь, родившаяся в 1910 году в Париже, вышедшая замуж за Чжу Гуанцая и родившая троих детей: Чжу Миньян, Чжу Минда и Чжу Миньсин.
В 1943 году Ли встретил госпожу «Ру Су», которую описывают как еврейку, жившую в Нью-Йорке. Она стала его партнершей, но они не поженились.
14 февраля 1946 года Ли вышла замуж за Линь Сушаня в Шанхае. Она умерла в Монтевидео в 1954 году.
В 1957 году Ли женился в третий раз на Тянь Баотянь в Тайбэе, когда ему было 76, а ей 42. [ 56 ]
Основные работы
[ редактировать ]- Ли, Шизенг и Параф-Жаваль Кропоткин Петр Алексеевич Эльцбахер Пауль Кафьеро Карло (1907). Серия «Новый век», Том 1 (Синь Ши Цзи Конг Шу. Ди И Цзи) . Париж: Синь ши цзи бао цзюй.
- Ли, Ю-Ин, Гранвуанне Л. (1912). Соя: ее выращивание, пищевое, терапевтическое, сельскохозяйственное и промышленное использование . Париж: А. Шаламель.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - —— (1913). Французское образование (Фаланси Цзяо Юй) Париж: Лю фа Цзянь Сюэ Хуэй.
- —— (1961). Шисен Би Цзи [Тайбэй?]: Чжунго го цзи вэнь цзы сюэ кан шэ.
- —— (1980). Ли Шицзэн Сяньшэн Вэньцзи: Партийно-исторический комитет ЦК китайского Гоминьдана Чжунго Гоминьдан чжунъян вэйюаньхуэй дангши вэйюаньхуэй.
- Biblioteca Sino-Internacional (Монтевидео, Уругвай), Хуан Юаньцюань, Национальная центральная библиотека, Каталог старых китайских книг Международной библиотеки Китая, Национальная центральная библиотека, 1984 г.
- Чжунго учжэнфу чжуй он Чжунго шэхуйдан [Китайский анархизм и китайская социалистическая партия: Нанкин: Цзянсу женьминь чубанше, 1981].
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бурман (1968) , стр. 319–321.
- ^ Бурман (1968) , стр. 319–320.
- ^ «Ли Юйин (Ли Шизэн) - История его работы с соевыми продуктами и соевыми бобами во Франции, а также его политическая карьера в Китае и Тайване (1881-1973) - Центр СойИнфо» .
- ^ Зарроу (1990) , стр. 73–74.
- ^ Jump up to: а б с Скалапино (1961) .
- ^ Jump up to: а б Бурман (1968) , с. 319.
- ^ Jump up to: а б Зарроу (1990) , стр. 156–157.
- ^ Дирлик (1991) , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Зарроу (1990) , стр. 76–80.
- ^ Зарроу (1990) , стр. 240–242.
- ^ Он (2014) , стр. - 52–60 .
- ^ Jump up to: а б с Бэйли (2014) , с. 24 .
- ^ Дирлик (1991) , с. 100.
- ^ Левин (1993) , с. 30–32 .
- ^ Чанц (2007) , стр. 92–94, 96, 100.
- ^ Шуртлефф (2011) , стр. 6, 23, 37, 56, 57.
- ^ Линь, Хайинь (1971). Доу Фу) . Чунь вэнь сюэ чу бан шэ. Китайский тофу ( Чжунго
- ^ Шуртлефф (2011) , стр. 6, 56.
- ^ Jump up to: а б с д Шуртлефф (2011) , с. 6.
- ^ Бэйли (2014) , с. 25–26 .
- ^ Бэйли (1988) , с. 444.
- ^ Яйцо (2001) , с. 107 .
- ^ Который (1912) .
- ^ Шуртлефф (2011) , стр. 7, 84.
- ^ Шуртлефф (2011) , с. 7.
- ^ Зарроу (1990) , с. 188.
- ^ Дирлик (1991) , с. 120.
- ^ Бэйли (1988) , стр. 445–447.
- ^ Бэйли (1988) , с. 445.
- ^ Jump up to: а б Бурман (1968) , с. 320.
- ^ Шуртлефф (2011) , с. 7, 8.
- ^ Сюй (2011) , стр. 200–203.
- ^ Левин (1993) , с. 25–29 .
- ^ Левин (1993) , стр. 121–134.
- ^ Зарроу (1990) , с. 156-157.
- ^ Бурман (1968) , стр. 321, 319.
- ^ Дирлик (1991) , с. 249.
- ^ Национального дворцового музея Нынешние/бывшие лидеры
- ^ Кестер, Герман (1936). «Дворец-музей Бэйпин». Монумента Серика . 2 (1): 168. дои : 10.1080/02549948.1936.11745017 . JSTOR 40726337 .
- ^ Бурман (1968) , стр. 320–321.
- ^ Дирлик (1991) , с. 261-262.
- ^ Чан (1991) , стр. 72–74.
- ^ Да (1990) , стр. 355–56, с. 87.
- ^ Он (2014) , стр. 57–59 .
- ^ Шуртлефф (2011) , стр. 9, 123.
- ^ Да (1990) , с. 168.
- ^ Чан (1991) , с. 270.
- ^ Дирлик (1991) , с. 268.
- ^ «Йи Пэй-чи», Говард Бурман, изд. Биографический словарь республиканского Китая, том IV (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1971), стр. 55–56.
- ^ Да (1990) с. 356 н. 87; Бай, Ю (1981). «Ли Шизенг, Сяо Юй, Ю Гугун Даобао (Ли Чжизен, Сяо Юй и дело об украденном сокровище во дворце-музее)». Биография Чжуаньцзи Вэньсюэ . 38 (5): 106–112. .
- ^ Jump up to: а б Бурман (1968) , с. 321.
- ^ Шуртлефф (2011) , с. 8.
- ^ «Обучение китайцев о Холокосте», Рафаэль Медофф , Jewish Ledger , 5 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Шуртлефф (2011) , с. 9.
- ^ Основатель частной средней школы Чжихуэй, Центральный офис Министерства образования.
- ^ Шуртлефф (2011) , стр. 8–9.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейли, Пол (1988). «Китайское движение работы и учебы во Франции». Китай Ежеквартальный . 115 (115): 441–461. дои : 10.1017/S030574100002751X . S2CID 154375449 .
- —— (2014), «Культурные произведения в новом глобальном пространстве: Ли Шизэн и новый китайский франкофильский проект в начале двадцатого века» , в Линь, Пей-инь; Вейпин Цай (ред.), Печать, прибыль и восприятие: идеи, информация и знания в китайских обществах, 1895–1949 , Лейден: Брилл, стр. 17–38, ISBN 9789004259102
- —— (1991). Реформировать людей: изменение отношения к народному образованию в Китае начала 20-го века . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0-7486-0218-6 . , особ. Ч. 6, «Движение работа-учеба».
- «Ли Ши-цэн», в Бурман, Ховард Л.; и др., ред. (1968). Биографический словарь республиканского Китая, том II . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 319–321. .
- Чан, Минг К. и Ариф Дирлик (1991). Школы в поля и фабрики: анархисты, Гоминьдан и Национальный университет труда в Шанхае, 1927–1932 гг . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-1154-2 .
- Дирлик, Ариф (1991). Анархизм в китайской революции . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-07297-9 .
- Хе, Ян (2014), «Китайцы за рубежом во Франции и мировом обществе: культура, бизнес, государство и национальные связи, 1906–1949», в Лейтнере; Мехтильд Гойхман Изабелла (ред.), Государство, общество и управление в республиканском Китае , Мюнстер: LIT Verlag, стр. 49–63, ISBN 978-3-643-90471-3
- Кван, Ман Бун (2001). Торговцы солью из Тяньцзиня: государственное строительство и гражданское общество в позднеимперском Китае . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 0-8248-2275-7 .
- Левин, Мэрилин Авра (1993). Найденное поколение: китайские коммунисты в Европе двадцатых годов . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-97240-8 .
- Скалапино, Роберт А. и Джордж Т. Ю (1961). Китайское анархическое движение . Беркли: Центр китайских исследований, Институт международных исследований, Калифорнийский университет. В Анархистской библиотеке ( скачать бесплатно ). Онлайн-версия не разбита на страницы.
- Шертлефф, Уильям Аояги Акико (2011). Ли Ю-Ин (Ли Шизенг) История его работы с соевыми продуктами и соевыми бобами во Франции, а также его политическая карьера в Китае и Тайване (1881–1973): обширно аннотированная библиография и справочник (PDF) . Лафайет, Калифорния: Центр Soyinfo. ISBN 978-1-928914-35-8 .
- Чанц, Дитрих (2007). «Там, где встречаются Восток и Запад: китайские революционеры, французские востоковеды и межкультурный театр в Париже 1910-х годов» (PDF) . Тайваньский журнал восточноазиатских исследований . 4 (1): 89–108. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
- Сюй, Гоци (2011). Незнакомцы на Западном фронте: китайские рабочие в Великой войне . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-04999-4 .
- Да, Вэнь-Синь (1990). Отчужденная академия: культура и политика в республиканском Китае, 1919–1937 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-01585-1 .
- Зарроу, Питер Гу (1990). Анархизм и китайская политическая культура . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-07138-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1881 рождений
- 1973 смерти
- Академический состав Пекинского университета
- Китайские анархисты
- Китайские антикоммунисты
- Китайские атеисты
- Китайские эсперантисты
- Китайские эмигранты во Франции
- Китайские националисты
- Педагоги из Хэбэя
- Члены Гоминьдана
- Президенты Пекинского педагогического университета
- Исследователи сои
- Тайваньцы из Пекина
- Члены Тунмэнхуэй