Завоевание хлеба
![]() Обложка с принтом 1892 года | |
Автор | Петр Кропоткин |
---|---|
Язык | Французский |
Жанр | Политическая теория |
Издатель | Тесьма и запас |
Дата публикации | 1892 |
Место публикации | Франция |
Опубликовано на английском языке | 1907 |
335.83 | |
Класс ЛК | HX632 .K7613 |
Исходный текст | Завоевание хлеба во французском Wikisource |
Перевод | Завоевание хлеба в Wikisource |
Часть серии о |
Анархический коммунизм |
---|
![]() |
Завоевание хлеба ( французский : La Conquête du Pain ; русский: Хлѣбъ и воля , латинизированный : Хлеб и воля , «Хлеб и свобода»; Хлеб и воля в современном написании) — книга русского анархиста-коммуниста Петра Кропоткина , вышедшая в 1892 году . Первоначально написанная на французском языке, она впервые появилась в виде серии статей в анархистском журнале Le Révolté . Впервые он был опубликован в Париже с предисловием Элизе Реклю , которая также предложила название. Между 1892 и 1894 годами он частично публиковался в лондонском журнале Freedom , соучредителем которого был Кропоткин.
что он считал дефектами экономических систем феодализма В своей работе Кропоткин определил то , и капитализма , и утверждал, что эти системы процветают и поддерживают бедность и дефицит . Он предложил более децентрализованную экономическую систему, основанную на взаимной помощи и добровольном сотрудничестве, утверждая, что тенденции к созданию такого рода организации уже существуют как в эволюции , так и в человеческом обществе.
Завоевание хлеба» стало классикой политической анархической « литературы . Это оказало сильное влияние как на гражданскую войну в Испании , так и на движение Occupy . [1]
Фон
[ редактировать ]В 1886 году Кропоткин был освобожден из французской тюрьмы. Опасаясь анархической паники, охватившей континентальную Европу после убийства Александра II , и желая уделять больше времени разработке теории и отстаиванию своих революционных идеалов, Кропоткин в том же году переехал в Лондон. [2] После смерти Михаила Бакунина в 1876 году анархисты хотели, чтобы их идеи объяснил известный и уважаемый теоретик, и - после раскола Первого Интернационала на марксистов и анархистов - Кропоткин хотел формально объяснить анархистский коммунизм таким образом, чтобы четко дифференцировать анархистов. от марксистов, но и помочь исправить то, что он считал недостатками бакунинской идеологии коллективистского анархизма. [3] С этой целью Кропоткин провел много времени в Лондоне, написав множество книг и брошюр в перерывах между своими международными турами с лекциями в США и Канаду. Именно в это время бурного литературного творчества Кропоткин написал «Завоевание хлеба» , которое стало его самой известной попыткой систематического объяснения основных частей анархистского коммунизма. [2]
Кропоткин первоначально написал текст на французском языке и опубликовал во французском журнале Le Révolté , где он был главным редактором. После публикации во Франции Кропоткин опубликовал сериализованную версию на английском языке в лондонском анархистском журнале Freedom . Позже книга будет собрана и опубликована отдельной книгой во Франции в 1892 году и в Англии в 1906 году. [4] [2]
Публикация текста стала переломным моментом в истории анархизма: впервые законченный и глубокий теоретический труд по анархо-коммунистической теории стал доступен публике. [2] Публикация текста сместила фокус анархизма с индивидуалистических , мутуалистических и коллективистских течений на социальные и коммунистические тенденции. [2] Этот сдвиг окажется одним из самых устойчивых изменений в истории анархизма, поскольку анархизм развивался на протяжении всего 20-го века с Кропоткиным и «Завоеванием хлеба» в качестве твердых ориентиров. [2]
Краткое содержание
[ редактировать ]Главы 1–3: Право на благополучие
[ редактировать ]На протяжении первых трех глав Кропоткин выдвигает аргумент в пользу общей собственности на всю интеллектуальную и полезную собственность благодаря коллективной работе, которая была потрачена на ее создание. Кропоткин не утверждает, что продукт труда рабочего должен принадлежать рабочему. Вместо этого Кропоткин утверждает, что каждый отдельный продукт, по сути, является работой каждого, поскольку каждый человек полагается на интеллектуальный и физический труд тех, кто был до него, а также тех, кто построил мир вокруг себя. По этой причине Кропоткин провозглашает, что каждый человек заслуживает важнейшего права на благополучие, поскольку каждый человек вносит свой вклад в коллективный социальный продукт: [5]
Нет больше таких расплывчатых формул, как «Право на труд» или «Каждому весь результат его труда». Мы провозглашаем право на благополучие; Благополучие для всех!
Кропоткин далее утверждает, что главным препятствием, мешающим человечеству претендовать на это право, является насильственная защита частной собственности со стороны государства. Кропоткин сравнивает это отношение с феодализмом, говоря, что хотя бы формы и изменились, но по существу отношения между имущими и безземельными остаются такими же, как отношения между феодалами и их крепостными. Кропоткин призывает к разрушению государства и экспроприации всего имущества в общее пользование, где право на благополучие может быть достигнуто для всех людей. [5]
Главы 4–11: Анархо-коммунистическое общество.
[ редактировать ]В середине книги Кропоткин рисует картину того, как, по его мнению, могло бы выглядеть анархо-коммунистическое общество. Он указывает на огромные уровни производства, которых достигло современное индустриальное общество с точки зрения производства продуктов питания, производства одежды и жилищного строительства, и использует это как доказательство осуществимости анархо-коммунистического общества. Кропоткин утверждает, что для всех людей производится более чем достаточно предметов первой необходимости; если бы они распределялись должным образом, ни у кого не было бы неудовлетворенных потребностей. Кропоткин далее утверждает, что при столь высоком уровне производства людям не следует работать более пяти часов в день, и они должны иметь возможность максимально сократить это время, предоставив им свободное время для отдыха, общения и работы. на нововведениях, которые позволили бы сократить их труд. [5]
Ближе к концу этого раздела Кропоткин обсуждает предметы роскоши, признавая, что они необходимы для хорошей жизни, и утверждая, что предметы роскоши по-прежнему будут производиться, даже если производство будет рассматриваться как сфера общих потребностей. Кропоткин утверждает, что предметы роскоши будут производиться на коллективной основе теми, кто больше всего заинтересован в их производстве. Он приводит пример группы пианистов, посвящающих время созданию роскошных фортепиано с помощью группы коллективных плотников . Кропоткин утверждает, что эта система коллективного производства могла бы производить необходимые предметы роскоши – помимо производства предметов первой необходимости – чтобы каждый мог жить полноценной жизнью. [5]
Главы 12–17: Возражения и заключение.
[ редактировать ]В последних главах Кропоткин излагает, по его мнению, явные возражения против его теории, а также свои ответы на них. Он полагает, что многие критики будут утверждать, что люди по своей природе ленивы и не будут работать без стимула для получения прибыли, даже если это всего лишь пять часов и для удовлетворения основных потребностей. Кропоткин возражает, говоря, что люди готовы работать на той работе, которая им нравится, и при наличии необходимого свободного времени для самостоятельной работы, с гарантией материальной стабильности, люди охотно будут работать в коллективных садах или на коллективных швейных фабриках. [5]
Ближе к концу работы Кропоткин предостерегает от государственной централизации промышленности, предостерегая людей от более авторитарных направлений социализма и заявляя, что любая революция должна гарантировать хлеб и свободу рабочим и революционерам. Он завершает длинную главу о сельском хозяйстве, восхищаясь множеством способов, с помощью которых люди выращивают и развивают сельскохозяйственное производство, мечтая о том, как его можно было бы использовать, чтобы накормить всех и гарантировать всем людям здоровую и счастливую жизнь. [5]
Наследие
[ редактировать ]Завоевание хлеба оказало влияние, превосходящее всю жизнь Кропоткина. Он сыграл заметную роль в анархистских ополчениях во время гражданской войны в Испании, а также вдохновлял анархистскую историю, теорию и практику на протяжении всего 20 века. Из-за проблем марксизма-ленинизма в Советском Союзе некоторые мыслители стали считать книгу пророческой , поскольку Кропоткин предвидел множество ловушек и нарушений прав человека , которые могут произойти в условиях централизации промышленности. [6]
После финансового кризиса 2007–2008 годов и последующего движения Occupy работа Кропоткина приобрела все большее значение. [6] Дэвид Гребер , один из интеллектуальных лидеров движения Occupy, прямо назвал Кропоткина источником вдохновения для мира, который протестующие Occupy пытались создать. [7] В 2015 году Дэвид Пристленд, писавший для The Guardian , призвал по-новому взглянуть на Кропоткина и «Завоевание хлеба на Западе», учитывая недавний распад Советского Союза в 1991 году и глобальный финансовый кризис 2007–2008 годов . [6]
Иногда является предметом левых мемов , в просторечии ее называют «Хлебной книгой». [8] С 2018 года группа левых создателей контента на YouTube носит общее название BreadTube , что вдохновило название книги. [9] [10] Термин «хлебные пилюли» относится к акту становления анархо-социалистом , отсылая к красной и синей таблетке из фильма « Матрица» 1999 года . [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роджерс Гибсон, Морган (осень 2013 г.). «Анархизм захватывающего движения» . Австралийский журнал политических наук . 48 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вудкок, Джордж; Авакумович, Иван (1990). Петр Кропоткин: от князя до бунтовщика . Монреаль: Книги Черной розы. ISBN 9780921689607 . OCLC 21156316 .
- ^ Пристленд, Дэвид (2015). Завоевание хлеба . Кропоткин, Петр (Это издание с использованием текста 1913 года, впервые опубликовано в издательстве Penguin Classics в 2015 году). Лондон. стр. Введение. ISBN 9780141396118 . OCLC 913790063 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кропоткин, Петр. Завоевание хлеба .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кропоткин Петр Алексеевич (2015). Завоевание хлеба . Пристленд, Дэвид (это издание с использованием текста 1913 года, впервые опубликовано в журнале Penguin Classics в 2015 году). Лондон: Классика пингвинов . ISBN 9780141396118 . OCLC 913790063 .
- ^ Jump up to: а б с Пристленд, Дэвид (3 июля 2015 г.). «Анархизм может помочь спасти мир» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 27 сентября 2017 г.
- ^ Гребер, Дэвид (2014). Долг: первые 5000 лет . Мелвилл Хаус.
- ^ https://anarchopac.com/2020/01/22/beyond-the-bread-book/
- ^ Эзра Кляйн (13 мая 2019 г.). «Противопоказания серьезного отношения к троллям» . Шоу Эзры Кляйна (подкаст). Натали Винн. Сеть подкастов Vox Media . Проверено 18 июня 2019 г.
- ^ Ситарелла, Джошуа (12 сентября 2020 г.). «Марксистские мемы для подростков TikTok: может ли Интернет радикализировать подростков в сторону левых?» . Хранитель . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ «Аптечка экстремистской медицины: Путеводитель по онлайн-«таблеткам» » . Антидиффамационная лига . 6 ноября 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
