Социальный анархизм
Часть серии о |
Анархизм |
---|
![]() |
Социальный анархизм , также известный как левый анархизм или социалистический анархизм , — это ветвь анархизма , которая рассматривает свободу и социальное равенство как взаимосвязанные.
Он выступает за социальную революцию, направленную на устранение репрессивных форм иерархии , таких как капитализм и государство . Вместо них социальные анархисты поощряют социальное сотрудничество посредством взаимной помощи и предусматривают неиерархические формы социальной организации , такие как добровольные ассоциации .
Отождествляемый с социалистической традицией Пьера-Жозефа Прудона , Михаила Бакунина и Петра Кропоткина , социальный анархизм часто противопоставляется индивидуалистическому анархизму последним из-за критики социализма .
Политические принципы [ править ]
Социальный анархизм выступает против всех форм социальной и политической власти , иерархии и угнетения , включая (но не ограничиваясь) Государство и капитализм . [1] Социальный анархизм рассматривает свободу как взаимосвязанную с социальным равенством . [2] и считает максимизацию одного необходимой для максимизации другого. [3] Поэтому социальный анархизм использует утилитарную этику , заботящуюся о благополучии каждого человека всех, поскольку он считает счастье равным счастью других. [4] По сути, социальный анархизм стремится гарантировать равные права на свободу и материальную безопасность для всех людей. [5]
Социальный анархизм предполагает свержение капитализма и государства в ходе социальной революции . [6] которое учредило бы федеральное общество добровольных объединений и местных сообществ , [7] на основе сети взаимопомощи . [8]
Ключевые принципы, составляющие ядро социального анархизма, включают антикапитализм , антиэтатизм и префигуративную политику . [9]
Антикапитализм [ править ]
Как антикапиталистическая идеология, социальный анархизм противостоит доминирующим проявлениям капитализма, включая экспансию транснациональных корпораций посредством глобализации . [10] Он представляет собой одну из основных форм социализма , наряду с утопическим социализмом , демократическим социализмом и авторитарным социализмом . [11] Социальный анархизм отвергает частную собственность, особенно частную собственность на средства производства , как главный источник социального неравенства . [12] Таким образом, социальные анархисты обычно выступают против проприетаризма , поскольку считают, что он усугубляет социальное и экономическое неравенство , подавляет индивидуальную свободу действий и требует сохранения иерархических институтов. [13]
Социальные анархисты утверждают, что отмена частной собственности приведет к развитию новых социальных нравов , поощряющих взаимное уважение к индивидуальной свободе и удовлетворению индивидуальных потребностей. [14] Поэтому социальный анархизм выступает за разрушение монополий и установление общественной собственности на средства производства. [15] Вместо капиталистических рынков с их мотивами получения прибыли и системами заработной платы социальный анархизм желает организовать производство через коллективную систему рабочих кооперативов , сельскохозяйственных коммун и трудовых синдикатов . [16]
Хотя социальный анархизм отверг этатизм ортодоксального марксизма , он также опирался на марксистскую критику капитализма, особенно на теорию отчуждения Маркса . [17] Социальные анархисты также неохотно принимали марксистскую ориентацию пролетариата как революционного агента, вместо этого выявляя революционный потенциал социально исключенных слоев общества. [18]
Антиэтатизм [ править ]
Как антигосударственная идеология , социальный анархизм выступает против концентрации власти в форме государства. [19] Для социальных анархистов государство — это своего рода принудительная иерархия, созданная для обеспечения соблюдения частной собственности и ограничения индивидуального саморазвития. [20] Социальные анархисты отвергают как централизованные , так и ограниченные формы правления , вместо этого поддерживая социальное сотрудничество как средство достижения спонтанного порядка без какого-либо социального контракта, заменяющего социальные отношения . [21] Социальные анархисты полагают, что отмена государства приведет к большей « свободе , процветанию и справедливости ». [22]
Вместо государственной структуры социальные анархисты желают анархии , которую можно определить как общество без правительства. [23] Социальные анархисты выступают против использования государственной структуры для достижения своих целей создания безгосударственного и бесклассового общества . [24] поскольку они считают, что этатизм по своей сути является развращающим влиянием . [25] Таким образом, они подвергли критике марксистскую концепцию « диктатуры пролетариата », которую они считают элитарной . [26] и отвергли возможность « отмирания государства ». [27]
Однако некоторые социальные анархисты, такие как Ноам Хомский, иногда считают, что государственная иерархия предпочтительнее экономической иерархии, и таким образом оказывают поддержку программам государства всеобщего благосостояния, таким как всеобщее здравоохранение , которое может улучшить материальные условия людей. [20]
политика Префигуративная
Наряду с оппозицией политической и экономической иерархии, социальный анархизм поддерживает префигуративную политику , считая необходимым, чтобы средства достижения анархии соответствовали этой конечной цели. [28] Социальный анархизм представляет собой прототип на основе участия и принятия решений консенсуса , которые способны вызвать диверсификацию политических ценностей , тактик и идентичностей . [29]
Таким образом, социальный анархизм способствует самоорганизации и развитию культуры участия , побуждая людей « делать что-то для себя ». [1] Социальный анархизм поддерживает прямое действие как средство сопротивления угнетению. [30] без подчинения своего агентства демократическим представителям или революционным авангардам . [31] Таким образом, социальные анархисты отвергают политической партии . модель организации [17] вместо этого они предпочитают формы плоской организации без какого-либо фиксированного руководства. [32]
Школы мысли [ править ]
Характеризуется расплывчатостью определений и идеологическим разнообразием. [33] социальный анархизм поддался синкретизму , опираясь как на другую идеологическую критику угнетения, так и на ее влияние. [34] и уступив место множеству различных анархистских школ мысли . [35]
Хотя ранние формы анархизма были в основном индивидуалистическими, влияние левого гегельянства придало анархизму социалистические тенденции, что привело к формированию социального анархизма. [36] Со временем вопрос об экономической структуре будущего анархистского общества стал движущей силой развития социальной анархической мысли. [37] Первая школа социального анархизма была сформулирована Пьером-Жозефом Прудоном , чья теория мутуализма сохраняла форму частной собственности. [38] пропагандируя самоуправление предприятий рабочими , кооперативами которые будут компенсировать своим работникам трудовые ваучеры , выдаваемые « народными банками ». [39] Позже это было вытеснено Михаила Бакунина , коллективистским анархизмом который выступал за коллективную собственность на всю собственность, но сохранял форму индивидуальной компенсации . [40] В конечном итоге это привело к развитию анархо-коммунизма Петра Кропоткина , который считал, что ресурсы должны распределяться свободно « от каждого по способностям, каждому по потребностям », без денег и заработной платы. [41] Социальные анархисты также приняли стратегию синдикализма , которая рассматривала профсоюзы как основу новой социалистической экономики . [42] при этом анархо-синдикализм достиг своего наибольшего влияния во время Испанской революции 1936 года . [43]
Основное разделение внутри социального анархизма касается средств достижения анархии: анархисты-философы выступают за мирное убеждение. [44] в то время как восставшие анархисты выступали за « пропаганду дела ». [45] Первые поддерживали анархистскую форму образования , свободную от принуждения и догматизма , с целью создания самоуправляющегося общества. [46] Последние участвовали в восстаниях, в которых они экспроприировали и коллективизировали собственность, а также заменили государство сетью автономных и связанных с федерацией коммун. [47] Целью было построить социалистическое общество, без использования государства, снизу вверх. [47]
Принципы социального анархизма, такие как децентрализация, антиавторитаризм и взаимопомощь, позже оказали ключевое влияние на новые социальные движения конца 20 века. [48] Это было особенно влиятельно среди Новых левых и зеленой политики . [49] с зеленой анархистской тенденцией социальной экологии, вытекающей непосредственно из социального анархизма. [50] Социально-анархистские стратегии прямого действия и спонтанности также легли в основу тактики черного блока , которая стала основой современного анархизма . [51] Социал-анархический принцип префигурации также разделяли секции антигосударственного марксизма, особенно сторонники автономизма . [52]
В современную эпоху анархо-коммунизм и анархо-синдикализм являются доминирующими тенденциями социального анархизма. [53]
Отличие от индивидуализма [ править ]

Социальный анархизм обычно отличают от индивидуалистического анархизма . [54] последний из которых благоприятствует индивидуальному суверенитету и собственности , [55] и может даже выступать против всех форм социальной организации в целом. [56] В то время как индивидуалисты опасаются, что социальный анархизм может привести к тирании большинства и принудительному сотрудничеству , социальные анархисты критикуют индивидуализм за поощрение конкуренции и отделение людей друг от друга. [57] Индивидуализм подвергался резкой критике со стороны классических социальных анархистов. [58] такие как Бакунин и Кропоткин, которые считали, что свобода немногих людей потенциально вредна для равенства всего человечества. [59]
Однако это различие также оспаривается, [60] поскольку сам анархизм часто рассматривается как синтез либерального индивидуализма и социального эгалитаризма . [61] Некоторые социальные анархисты, такие как Эмма Гольдман и Герберт Рид , даже напрямую вдохновлялись индивидуалистической философией Макса Штирнера . [62] Социальный анархизм обычно пытается примирить индивидуальные свободы со свободой других, чтобы максимизировать свободу каждого и позволить процветать индивидуальности. [14] Индивидуалисты и социальные анархисты даже смогли сотрудничать, поддерживая «общинную индивидуальность», подчеркивая как индивидуальную свободу, так и силу сообщества. [57] Некоторые социальные анархисты утверждают, что разногласия между ними и индивидуалистами можно преодолеть, подчеркнув их общую приверженность антикапитализму и антиавторитаризму. [63] Но другие подводят черту к формам индивидуализма, поддерживающим иерархические властные отношения. [64]
В своей книге 1995 года « Социальный анархизм или анархизм образа жизни » Мюррей Букчин определил социальный анархизм в отличие от того, что он назвал «анархизмом образа жизни». [65] По мнению Букчина, сосуществование двух тенденций было невозможным, утверждая, что существует «непреодолимая пропасть», отделяющая их друг от друга. [66] Букчин считал социальный анархизм единственной подлинной формой анархизма, считая индивидуализм по своей сути репрессивным. [67] Но его разделение на две тенденции подверглось критике и даже полностью отвергалось другими анархистами. [68] Его анализ подвергался критике как «редуктивный» и «недиалектический» из-за его неспособности признать многочисленные связи и взаимосвязи между двумя тенденциями. [69]
Хотя иногда его считают формой индивидуалистического анархизма, [70] анархо-капитализм обычно отвергается как законная анархическая школа мысли социальными анархистами, которые поддерживают антикапитализм как центральный принцип. [71] Эти двое участвовали в спорных дебатах по поводу термина « либертарианец », который первоначально был синонимом «леволибертарианского » социального анархизма, но позже на него также претендовали « правые либертарианские » анархо-капиталисты, каждый из которых отвергал «либертарианский» социальный анархизм. "Уполномочия другого. [72] Напротив, социальные анархисты принимают американских анархистов-индивидуалистов, таких как Бенджамин Такер и Лизандер Спунер, как искренних, отчасти из-за их оппозиции капитализму. [73] В свою очередь, современные антикапиталистические индивидуалисты, такие как Кевин Карсон, черпали вдохновение в социальном анархизме, сохраняя при этом свои прорыночные взгляды . [74] Таким образом, ученый-либертарианец Родерик Т. Лонг предположил, что левые рыночные анархисты могли бы использовать свое положение в качестве посредника между социальными анархистами и анархо-капиталистами, отстаивая экуменический взгляд на анархизм и либертарианство. [75]
См. также [ править ]
- Социальные анархисты (категория)
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морланд 2004 , с. 26.
- ^ Адамс 2001 , с. 120; Франкс 2018a , с. 557; Июнь 2018 г. , стр. 51–56; Маршалл 2008 , стр. 653–654; Остергаард 1991 , с. 21; Остергаард 2006 , с. 13; Суисса 2001 , стр. 629–630.
- ↑ июнь 2018 г. , стр. 51–56; Остергаард 1991 , с. 21; Остергаард 2006 , с. 13.
- ^ Франкс 2018a , с. 554.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 653–654.
- ^ Ферт 2018 , с. 495; Суисса, 2001 г. , стр. 637–638; Остергаард 2006 , с. 13.
- ^ Адамс 2001 , с. 120; Ферт 2018 , с. 495; Суисса, 2001 г. , стр. 637–638; Остергаард 2006 , с. 13.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 655–656; Остергаард 2006 , с. 13; Швейцария 2001 , стр. 629–630; Тагард 2000 , стр. 148–149.
- ^ Фрэнкс 2013 , с. 390.
- ^ Морланд 2004 , стр. 24–25.
- ^ Буски 2000 , с. 2.
- ^ Фрэнкс 2013 , стр. 389–390; Июнь 2018 , с. 52; Длинный 2020 , с. 28; Остергаард 1991 , с. 21.
- ^ Франкс 2018a , стр. 557–558.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маршалл 2008 , с. 651.
- ^ Июнь 2018 г. , с. 52.
- ^ Маршалл 2008 , с. 653.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морланд 2004 , с. 25.
- ^ Морланд 2004 , стр. 25–26.
- ^ Морланд 2004 , стр. 23–24; Тагард 2000 , стр. 148–149.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франкс 2013 , с. 391.
- ^ Швейцария 2001 , с. 639.
- ^ Тагард 2000 , стр. 150–152.
- ^ Морланд 2004 , стр. 23–24.
- ^ Морланд 2004 , стр. 23–24; Швейцария 2001 , стр. 630–631.
- ^ Морланд 2004 , с. 25; Швейцария 2001 , стр. 630–631.
- ^ Морланд 2004 , стр. 23–25; Швейцария 2001 , стр. 630–631.
- ^ Швейцария 2001 , стр. 630–631.
- ^ Франкс 2018a , с. 551.
- ^ Франкс 2018b , стр. 34–35.
- ^ Фрэнкс 2013 , с. 390; Морланд 2004 , с. 26.
- ^ Фрэнкс 2013 , с. 390; Морланд 2004 , стр. 25–26.
- ^ Фрэнкс 2013 , стр. 390–391.
- ^ Морланд 2004 , с. 23.
- ^ Фрэнкс 2013 , с. 400.
- ^ Фрэнкс 2013 , с. 400; Морланд 2004 , с. 23.
- ^ Маклафлин 2007 , с. 116.
- ^ Буски 2000 , с. 5; Маршалл 2008 , с. 6; Остергаард 2006 , с. 13.
- ^ Адамс 2001 , стр. 120–121; Буски 2000 , с. 5; Маршалл 2008 , с. 7.
- ^ Буски 2000 , с. 5; Маршалл 2008 , с. 7.
- ^ Адамс 2001 , стр. 121–123; Буски 2000 , с. 5; Маршалл 2008 , стр. 7–8.
- ^ Адамс 2001 , стр. 123–124; Буски 2000 , с. 5; Маршалл 2008 , с. 8.
- ^ Адамс 2001 , стр. 125–126; Буски 2000 , с. 5; Маршалл, 2008 г. , стр. 8–9; Остергаард 2006 , с. 13.
- ^ Адамс 2001 , с. 126; Маршалл, 2008 г. , стр. 9–10; Остергаард 2006 , с. 13.
- ^ Буски 2000 , с. 6.
- ^ Адамс 2001 , стр. 124–125; Буски 2000 , с. 6.
- ^ Швейцария 2001 , с. 638.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Остергаард 2006 , с. 13.
- ^ Морланд 2004 , стр. 30–31.
- ^ Баски 2000 , стр. 5–6.
- ^ Фрэнкс 2013 , стр. 397–398; Маршалл 2008 , стр. 692–693; Морланд 2004 , с. 23; Моррис 2017 , стр. 376–377.
- ^ Морланд 2004 , стр. 32–33.
- ^ Франкс 2018b , с. 31.
- ^ Фрэнкс 2013 , с. 394.
- ^ Буски 2000 , с. 4; Франкс, 2013 г. , стр. 386–388; Июнь 2018 , с. 51; Длинный 2020 , с. 28; Маршалл 2008 , с. 6; Маклафлин 2007 , стр. 17–21, 25–26, 116; Остергаард 1991 , с. 21; Остергаард 2006 , с. 13; Суисса, 2001 , стр. 629–630.
- ↑ июнь 2018 г. , стр. 51–52; Длинный 2020 , стр. 28–29; Маршалл 2008 , с. 10; Остергаард 1991 , с. 21; Остергаард 2006 , с. 13.
- ^ Буски 2000 , с. 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маршалл 2008 , с. 6.
- ^ Фрэнкс 2013 , с. 388; Длинный 2020 , с. 29; Суисса, 2001 , стр. 629–630.
- ^ Фрэнкс 2013 , с. 388; Швейцария 2001 , стр. 629–630.
- ^ Фрэнкс 2013 , стр. 386–388.
- ^ Фрэнкс 2013 , стр. 386–388; Июнь 2018 , с. 52; Остергаард 2006 , с. 13.
- ^ Маршалл 2008 , с. 221; Маклафлин 2007 , стр. 162, 166–167.
- ^ Фрэнкс 2013 , с. 393.
- ^ Фрэнкс 2013 , стр. 393–394.
- ^ Дэвис 2018 , стр. 51–52; Ферт, 2018 г. , стр. 500–501; Маклафлин 2007 , с. 165; Морланд 2004 , с. 24.
- ^ Дэвис 2018 , с. 53; Маршалл 2008 , с. 694.
- ^ Фрэнкс 2013 , с. 388.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 692–693.
- ^ Дэвис 2018 , стр. 53–54; Длинный 2020 , с. 35.
- ^ Буски 2000 , с. 4; Длинный 2020 , стр. 30–31; Остергаард 1991 , с. 21; Остергаард 2006 , с. 13.
- ^ Дэвис 2018 , с. 64; Франкс 2013 , с. 393; Фрэнкс 2018a , стр. 558–559; Длинный 2017 , стр. 286–287; Длинный 2020 , стр. 30–31; Маршалл 2008 , с. 650.
- ^ Длинный 2020 , стр. 30–31.
- ^ Длинный 2017 , стр. 287–290; Длинный 2020 , стр. 31–33.
- ^ Длинный 2017 , с. 292.
- ^ Длинный 2020 , стр. 33–35.
Библиография [ править ]
- Адамс, Ян (2001) [1993]. "Анархизм". Политическая идеология сегодня (2-е изд.). Издательство Манчестерского университета . стр. 120–126. ISBN 0-7190-6020-6 .
- Баски, Дональд Ф. (2000). «Определение демократического социализма». Демократический социализм: глобальный обзор . Издательская группа Гринвуд . стр. 1–14. ISBN 978-0275968861 .
- Дэвис, Лоуренс (2018). «Человек и сообщество». В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан . стр. 47–90. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_3 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 150149495 .
- Ферт, Рианнон (2018). «Утопизм и намеренные сообщества» (PDF) . В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан . стр. 491–510. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_28 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 149636440 .
- Фрэнкс, Бенджамин (август 2013 г.). "Анархизм". Во Фридене, Майкл; Стирс, Марк (ред.). Оксфордский справочник политических идеологий . Издательство Оксфордского университета . стр. 385–404. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199585977.013.0001 .
- Фрэнкс, Бенджамин (2018a). «Анархизм и этика». В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан . стр. 549–570. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_31 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 149845918 .
- Фрэнкс, Бенджамин (2018b). «Префигурация». У Фрэнкса, Бенджамин; Джун, Натан; Уильямс, Леонард (ред.). Анархизм: концептуальный подход . Рутледж . стр. 28–43. ISBN 978-1-138-92565-6 . LCCN 2017044519 .
- Харрелл, Уилли младший (2012). « Я анархист»: социальный анархизм Люси Э. Парсонс» . Журнал международных женских исследований . 13 (1): 1–18. ISSN 1539-8706 . OCLC 8093224507 . Проверено 21 июня 2023 г.
- Джун, Натан (2018). "Свобода". У Фрэнкса, Бенджамин; Джун, Натан; Уильямс, Леонард (ред.). Анархизм: концептуальный подход . Рутледж . стр. 44–59. ISBN 978-1-138-92565-6 . LCCN 2017044519 .
- Лонг, Родерик Т. (2017). «Анархизм и либертарианство». В июне, Натан Дж. (ред.). Спутник Брилла по анархизму и философии . Брилл . стр. 285–317. дои : 10.1163/9789004356894_012 . ISBN 978-90-04-35689-4 .
- Лонг, Родерик Т. (2020). «Анархистский пейзаж». В Шартье, Гэри; Ван Шоландт, Чад (ред.). Справочник Рутледжа по анархии и анархической мысли . Нью-Йорк : Рутледж . стр. 28–38. дои : 10.4324/9781315185255-2 . ISBN 9781315185255 . S2CID 228898569 .
- Маршалл, Питер Х. (2008) [1992]. Требуя невозможного: история анархизма . Лондон : Харпер Многолетник . ISBN 978-0-00-686245-1 . OCLC 218212571 .
- Маклафлин, Пол (2007). Анархизм и власть: философское введение в классический анархизм . Олдершот: Издательство Ashgate . ISBN 978-0-7546-6196-2 . LCCN 2007007973 .
- Морланд, Дэвид (1997). Требовать невозможного? Человеческая природа и политика в социальном анархизме девятнадцатого века . Касселл . ISBN 0-304-33685-8 . LCCN 97-1672 .
- Морланд, Дэвид (2004). «Антикапитализм и постструктуралистский анархизм». В Боуэне, Джеймс; Пуркис, Джон (ред.). Изменение анархизма: анархическая теория и практика в глобальную эпоху . Издательство Манчестерского университета . стр. 23–38. ISBN 0-7190-6694-8 .
- Моррис, Брайан (2017). «Анархизм и экологическая философия». В июне, Натан Дж. (ред.). Спутник Брилла по анархизму и философии . Брилл . стр. 369–400. дои : 10.1163/9789004356894_015 . ISBN 978-90-04-35689-4 .
- Остергаард, Джеффри (1991) [1983]. "Анархизм". В Боттоморе, Том (ред.). Словарь марксистской мысли (2-е изд.). Издательство Блэквелл . стр. 21–23. ISBN 0-631-16481-2 . LCCN 91-17658 .
- Остергаард, Джеффри (2006) [1993]. "Анархизм". В Аутуэйте, Уильям (ред.). Словарь современной социальной мысли Блэквелла (2-е изд.). Издательство Блэквелл . стр. 12–14. дои : 10.1002/9780470999028.ch1 . ISBN 9780470999028 .
- Спаффорд, Джесси (2020). «Социальный анархизм и отказ от частной собственности». В Шартье, Гэри; Ван Шоландт, Чад (ред.). Справочник Рутледжа по анархии и анархической мысли . Нью-Йорк : Рутледж . стр. 327–341. дои : 10.4324/9781315185255-23 . ISBN 9781315185255 . S2CID 228898569 .
- Спаффорд, Джесси (октябрь 2023 г.). Социальный анархизм и отказ от моральной тирании . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-00-937544-3 .
- Суисса, Джудит (2001). «Анархизм, утопии и философия образования». Журнал философии образования . 35 (4): 627–646. дои : 10.1111/1467-9752.00249 .
- Тагард, Пол (2000). «Этика и политика» . Согласованность в мыслях и действиях . МТИ Пресс . стр. 149–154. ISBN 0-262-20131-3 . LCCN 00-035503 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бальделли, Джованни (2010) [1971]. Социальный анархизм . Издатели транзакций . ISBN 978-0-202-36339-4 . LCCN 2009030191 . Проверено 31 марта 2019 г.
- Букчин, Мюррей (1995). Социальный анархизм или анархизм образа жизни: непреодолимая пропасть . АК Пресс .
- Шанц, Джефф (2013). "Введение". В Эрлихе, Ховард Дж. (ред.). Лучшее из социального анархизма . Тусон, Аризона : см. Sharp Press. ISBN 9781937276461 .
Внешние ссылки [ править ]
Цитаты, связанные с социальным анархизмом , в Wikiquote
СМИ, связанные с социальным анархизмом, на Викискладе?