Антиэтатизм
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Антиэтатизм — это подход к социальной , экономической или политической философии , который противостоит влиянию государства на общество . Оно возникло как реакция на формирование современных суверенных государств , которые, по мнению антигосударственников, действуют против интересов народа. В XIX веке анархисты сформулировали критику государства, которая поддерживала присущие кооперативные и децентрализованные человеческому обществу аспекты. Позднее антиэтатизм был подхвачен неолиберализмом , который стремился сократить государственные инвестиции в государственный сектор и расширить инвестиции в частный сектор . Это вызвало реакцию со стороны антиэтатистских социальных движений, которые, теперь оторванные от государственных льгот, стремились свергнуть или ограничить государственные системы, соответственно, посредством партизанской войны или путем создания децентрализованных и автономных местных институтов .
Предыстория [ править ]
Современная концепция суверенного государства возникла после Вестфальского мира , который определил права, обязанности и границы государств, заменив старую систему феодализма . Консолидация этих новых европейских государств поддерживалась одновременным ростом колониализма и торгового капитализма , которые создали экономическую базу для суверенных государств, позволяющую установить монополию на насилие и организовать бюрократию . [1] Антиэтатистские тенденции были созданы для критики и противодействия современному бюрократическому государству, которое антиэтатизм считает по своей сути тираническим и действующим против свободы личности . [2]
Развитие [ править ]
Формализованная оппозиция современному суверенному государству начала возникать в XIX веке, когда различные политические тенденции начали утверждать, что государства действуют вопреки «естественной тенденции» людей к децентрализации . Эти антигосударственники утверждали, что централизация продвигает государственные интересы и подчиняет народные интересы, и считали основной мотивацией государств территориальную экспансию , которая, по их мнению, неизбежно приведет к межгосударственной войне . [3] Среди первых антигосударственников были Карл Маркс и Фридрих Энгельс , которые в своей работе «Манифест Коммунистической партии» , написанной во время революций 1848 года , утверждали, что капиталистическое государство действовало против интересов рабочего класса , и призывали к революции с целью свержения существующих государств. и создать на их месте свободную ассоциацию производителей . [3]
Одна ветвь антиэтатизма вскоре превратилась в политическую философию анархизма , которая посредством работ Петра Кропоткина и Элизе Реклю представляла собой натуралистический аргумент против государства. [4] Кропоткин предположил, что человеческая эволюция была обусловлена процессом взаимопомощи и что естественная тенденция человечества к сотрудничеству, таким образом, повлияла на его социокультурную эволюцию . [5] Кропоткин считал, что капитализм и этатизм действуют против естественной тенденции человеческого общества к сотрудничеству и децентрализации, и рассматривал территориальный экспансионизм современных государств, в том числе Российской Советской Республики , как противоположность человеческой географии . [6] Реклю также критиковал государственные границы как «искусственные», поскольку они не соответствовали естественным регионам , и рассматривал жестокие конфликты как неизбежное следствие территориального экспансионизма государства, который он критиковал как противопоставление человечества природе. [7]
В 20 веке антиэтатизм развивался в двух направлениях: одно стремилось «опустошить государство», а другое стремилось создать движение по свержению государства. [7] Первая тенденция переросла в неолиберализм , который стремился отменить кейнсианские реформы путем сокращения государственных инвестиций в общественную инфраструктуру и социальное обеспечение и введения дерегулирования , а не полной отмены государства. Неолибералы склонны выступать за экономику невмешательства , предпочитая инвестировать в частный сектор , а не в государственный , поскольку они считают, что первый принесет обществу большую пользу, чем второй. [8] Напротив, антиэтатистские социальные движения могут стремиться либо ограничить , либо устранить влияние государства как насильственными, так и ненасильственными методами. Некоторые ведут партизанскую войну против государства, в то время как другие пытаются установить форму автономии от государства или децентрализовать власть в пользу местных институтов . Во многих случаях эти социальные движения возникли в ответ на политику неолиберализма, поскольку все меньше людей чувствовали себя вовлеченными в государство, которое все больше отказывалось от государственного сектора. [9]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Галлахер 2009 , с. 260.
- ^ Галлахер 2009 , стр. 260–261.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Галлахер 2009 , с. 261.
- ^ Галлахер 2009 , стр. 261–262.
- ^ Галлахер 2009 , с. 262.
- ^ Галлахер 2009 , стр. 262–263.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Галлахер 2009 , с. 263.
- ^ Галлахер 2009 , стр. 263–264.
- ^ Галлахер 2009 , с. 264.
Библиография [ править ]
- Кадворт, Эрика (2007). «Анархизм: политика антиэтатизма». В Кадворте, Эрика; Холл, Тимоти; Макговерн, Джон (ред.). Современное государство: теории и идеологии . Издательство Эдинбургского университета . стр. 137–158. дои : 10.1515/9780748629565-008 . ISBN 978-0-7486-2176-7 .
- Галлахер, Кэролин (2009). «Антиэтатизм» . В Галлахере, Кэролайн; Дальман, Карл Т.; Гилмартин, Мэри; Маунтц, Элисон; Ширлоу, Питер (ред.). Ключевые понятия политической географии . МУДРЕЦ . стр. 260–271. ISBN 978-1-4129-4672-8 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Картер, апрель (1971). Политическая теория анархизма . Рутледж. ISBN 978-0-415-55593-7 .
- Кокберн, Синтия (2012). Антимилитаризм: политическая и гендерная динамика мирных движений . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0230359758 .
- Остергаард, Джеффри. Сопротивление национальному государству: пацифистская и анархистская традиция . Обещание мира. Архивировано из оригинала 14 мая 2011 г. Проверено 27 ноября 2019 г.