Пропертарианство
Эта статья является частью серии, посвященной |
Либертарианство в Соединенных Штатах |
---|
Часть серии о |
Анархо-капитализм |
---|
Пропертарианство , или собственничество , — политическая философия , сводящая все вопросы права к праву на владение собственностью . [1] Что касается прав собственности , он защищает частную собственность, основанную на Локка жестких нормах о собственности , согласно которым владелец сохраняет свою собственность в большей или меньшей степени до тех пор, пока не согласится подарить или продать ее, отвергая оговорку Локка . Пропертарианство часто описывается его сторонниками либо как синоним капитализма , либо как его логическое завершение. [2]
Тесно связанный с правым либертарианством и пересекающийся с ним , он также часто сопровождается идеей о том, что закон о государственной монополии должен быть заменен рыночным законом, основанным на договорных отношениях. На идеалы собственности чаще всего ссылаются в защиту анархо-капиталистического или минархистского общества, в котором системы управления либо ограничиваются обеспечением соблюдения контрактов и частной собственности , либо упраздняются посредством тотальной приватизации его основных функций.
История [ править ]
Судя по всему, этот термин был придуман Эдвардом Кейном в 1963 году:
Поскольку использование ими слова «свобода» относится почти исключительно к собственности, было бы полезно, если бы у нас было какое-нибудь другое слово, например «проприетаризм», для их описания. [...] Писательница Айн Рэнд вовсе не консерватор, но утверждает, что она очень актуальна. Она радикальная капиталистка и наиболее близка к тому, что я имею в виду под собственностью. [3]
Маркус Канлифф определил проприетаризм в своих лекциях 1973 года как «характерные ценности американской истории» в отношении собственности. [4] [5] [6] [7]
Философ Роберт Нозик формализовал подход Локка в своей книге «Анархия, государство и утопия» с помощью теории справедливости, определяющей критерии справедливого первоначального приобретения, справедливой передачи и исправления.
Дэвид Боаз пишет, что «проприетарный подход к конфиденциальности», как с моральной, так и с юридической точки зрения, обеспечил американцам права на неприкосновенность частной жизни. [8]
Маркус Верхаг утверждает, что ротбардовский анархо-капитализм защищает неококианскую идею о том, что собственность законно возникает только в результате труда и затем может законно переходить из рук в руки только путем торговли или дарения. [9] Брайан Доэрти описывает Мюррея Ротбарда форму либертарианства как собственностьистскую, потому что он «свел все права человека к правам собственности, начиная с естественного права собственности на себя». [10]
Л. Нил Смит описывает проприетаризм как позитивную либертарианскую философию в своих альтернативных исторических романах «Протяжка вероятностей» (1980) и «Американская зона» (2002). [11] [12]
Альтернативные значения [ править ]
Ганс Моргентау использовал проприетаризм, чтобы охарактеризовать связь между собственностью и избирательным правом. [13]
Критика [ править ]
В научно-фантастическом романе «Обделенные» (1974) автор Урсула К. Ле Гуин противопоставила собственническое этатистское общество анархистскому антипроприетарному обществу. [14] [15] в попытке показать, что собственность и государство объективируют человека. [16] [17]
Мюррей Букчин возражал против того, чтобы сторонники собственности называли себя либертарианцами , утверждая:
Мы позволили циничным политическим реакционерам и представителям крупных корпораций упредить эти основные либертарианские американские идеалы. Мы позволили им не только стать лицемерными голосами этих идеалов, так что индивидуализм использовался для оправдания эгоизма; стремление к счастью оправдывает жадность, и даже наш акцент на местной и региональной автономии используется для оправдания ограниченности, изолированности и исключительности – часто против этнических меньшинств и так называемых девиантных личностей. Мы даже позволили этим реакционерам заявить права на слово «либертарианец», слово, которое фактически было изобретено в 1890-х годах во Франции Элизе Реклю в качестве замены слова «анархист», которое правительство превратило в незаконное выражение. для выявления своих взглядов. По сути, сторонники собственности – помощники Айн Рэнд, матери-земли жадности, эгоизма и добродетелей собственности – присвоили себе выражения и традиции, которые должны были выражаться радикалами, но которыми сознательно пренебрегали из-за соблазна европейских и азиатских традиций. социализма, социализма, который сейчас приходит в упадок в тех самых странах, где он зародился. [18]
Букчин описал три концепции владения: собственно собственность; владение; и узуфрукт (т.е. присвоение ресурсов в силу их использования). [19] )
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Ральф М. Бадер, Джон Медоукрофт, ред. (2011), Кембриджский компаньон к «Анархии, государству и утопии» Нозика , Cambridge University Press, стр. 151. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Айн Рэнд, Натаниэль Бранден, Алан Гринспен, Роберт Хессен (1967). Капитализм: Неизвестный идеал . Нью-Йорк: Печатка. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Эдвард Кейн (1963). Они скорее будут правы: молодежь и консервативное движение . Макмиллан. стр. 32–36. ASIN B0000CLYF9 . OCLC 979693144 .
- ^ Ханс Иоахим Моргентау, (Кеннет В. Томпсон, Роберт Джон Майерс, редакторы), Правда и трагедия: дань уважения Гансу Дж. Моргентау , Transaction Publishers, стр. 165 , 1984 ISBN 0878558667 .
- ^ Маркус Канлифф (1974), Право на собственность: тема в американской истории, лекция сэра Джорджа Уотсона, прочитанная в Лестерском университете, 4 мая 1973 г. , Leicester University Press, ISBN 978-0718511296
- ^ Роб Крус, Они и мы: вопросы гражданственности в глобализирующемся мире , University of Illinois Press, стр. 208 , 2000 ISBN 0252069099
- ^ Маркус Канлифф, В поисках Америки: трансатлантические эссе, 1951–1990 , стр. 307, 1991.
- ^ Дэвид Боаз, Институт Катона, На пути к свободе: идея, которая меняет мир: 25 лет государственной политики Института Катона , Институт Катона, с. 386 , 2002 г. ISBN 1930865279
- ^ Верха, Маркус (2006). «Ротбард как политический философ» (PDF) . Журнал либертарианских исследований . 20 (4): 3. Архивировано (PDF) из оригинала 11 сентября 2013 г. Проверено 1 сентября 2009 г.
- ^ Доэрти, Брайан (2008). «Ротбард, Мюррей (1926–1995)» . В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж ; Институт Катона . стр. 442–445. дои : 10.4135/9781412965811.n271 . ISBN 978-1412965804 . LCCN 2008009151 . OCLC 750831024 . Архивировано из оригинала 9 января 2023 г. Проверено 12 октября 2016 г.
- ^ Л. Нил Смит (2002), Американская зона , с. 167. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Джон Дж. Пирс, Когда мировоззрения сталкиваются: исследование воображения и эволюции , с. 163, 1989.
- ^ Ханс Моргентуа, с. 174. Архивировано 9 февраля 2024 г. в Wayback Machine .
- ^ Урсела К. Ле Гуин, Обделенные , HarperCollins, различные страницы. Архивировано 9 февраля 2024 г. в Wayback Machine , 2003 г. ISBN 006051275X .
- ^ Джон П. Ридер, Источник, санкция и спасение: религия и мораль в иудейских и христианских традициях , с. 113 , 1988. Ридер использует фразу «несобственнический» для описания взглядов Ле Гуина.
- ^ Лоуренс Дэвис, Питер Г. Стиллман, Новая утопическая политика Урсулы К. Ле Гуин «Обделенные» , Lexington Books, стр. xvii. Архивировано 9 февраля 2024 г. в Wayback Machine , 2005 г.
- ↑ О Тритоне и других вопросах: интервью с Сэмюэлем Р. Делани. Архивировано 19 июля 2021 г. в Wayback Machine , Science Fiction Studies, ноябрь 1990 г.
- ^ Мюррей Букчин, Озеленение политики: к новому виду политической практики, Зеленые перспективы: информационный бюллетень проекта «Зеленая программа», № 1, январь 1986 г. [1] Архивировано 1 октября 2019 г. в Wayback Machine .
- ^ Элли Клемент и Чарльз Оппенгейм, факультет информатики, Университет Лафборо, Лафборо, Leics Great Britain, Anarchism, Alternative Publishers и Copyright. Архивировано 16 февраля 2018 г. в Wayback Machine , Журнал анархических исследований. Архивировано 30 октября 2020 г. в Wayback Machine , без даты.