Jump to content

Спонтанный заказ

Спонтанный порядок , также называемый самоорганизацией в точных науках , представляет собой спонтанное возникновение порядка из кажущегося хаоса. Термин «самоорганизация» чаще используется для обозначения физических изменений и биологических процессов , тогда как «спонтанный порядок» обычно используется для описания возникновения различного рода социальных порядков в человека социальных сетях из поведения сочетания корыстных люди, которые намеренно не пытаются создать порядок посредством планирования . Предлагаемые примеры систем, которые развились посредством спонтанного порядка или самоорганизации, включают эволюцию жизни на Земле , языка , кристаллической структуры , Интернета , Википедии и свободной рыночной экономики . [1] [2]

определил спонтанный порядок В экономике и социальных науках Хайек как «результат человеческих действий, а не человеческого замысла». [3]

В экономике спонтанный порядок определяется как равновесное поведение среди корыстных индивидов, которое с наибольшей вероятностью будет развиваться и выживать, подчиняясь процессу естественного отбора «выживания наиболее вероятного». [4]

История [ править ]

По мнению Мюррея Ротбарда , философ Чжуанцзы ( ок. 369–286 до н. э.) был первым, кто предложил идею спонтанного порядка. Чжуанцзы отверг авторитаризм конфуцианства , написав, что «было такое, как оставить человечество в покое; никогда не было такого, чтобы управлять человечеством [успешно]». Он сформулировал раннюю форму спонтанного порядка, утверждая, что «хороший порядок возникает спонтанно, когда вещи остаются в покое», концепция, позже «развитая в частности Прудоном в девятнадцатом [веке]». [5]

В 1767 году социолог и историк Адам Фергюсон в контексте шотландского Просвещения описал общество как «результат человеческих действий, а не исполнение какого-либо человеческого замысла». [6] [7]

Джейкобс предположил, что термин «спонтанный порядок» был фактически введен Майклом Поланьи в его эссе «Рост мысли в обществе», Economica 8 (ноябрь 1941 г.): 428–56. [8]

Австрийская школа экономики , возглавляемая Карлом Менгером , Людвигом фон Мизесом и Фридрихом Хайеком, сделала ее центральным элементом своей социальной и экономической мысли. Теория спонтанного порядка Хайека является продуктом двух связанных, но различных влияний, которые не всегда имеют тенденцию в одном и том же направлении. Как экономический теоретик, его объяснениям можно дать рациональное объяснение. Но как теоретик права и социального права он, напротив, очень сильно опирается на консервативный и традиционалистский подход, который учит нас слепо подчиняться потоку событий, над которыми мы мало что можем контролировать. [9]

Предлагаемые примеры [ править ]

Рынки [ править ]

Многие классические либеральные теоретики, [10] такие как Хайек, утверждали, что рыночная экономика представляет собой спонтанный порядок и что она представляет собой «более эффективное распределение социальных ресурсов, чем можно было бы достичь при любой конструкции». [11] Они утверждают, что этот спонтанный порядок (называемый расширенным порядком » Хайека в «Роковом самомнении ) превосходит любой порядок, который может создать человеческий разум, из-за специфики требуемой информации. [12] Они полагают, что централизованные статистические данные не могут передать эту информацию, поскольку статистика создается путем абстрагирования от деталей ситуации. [13]

По мнению Нормана П. Барри , это иллюстрируется концепцией невидимой руки , предложенной Адамом Смитом в «Богатстве народов» . [1]

Лоуренс Рид , президент Фонда экономического образования , либертарианского аналитического центра в США, утверждает, что спонтанный порядок «это то, что происходит, когда вы оставляете людей в покое — когда предприниматели… видят желания людей… и затем обеспечивают их». для них». Далее он утверждает, что «[предприниматели] реагируют на сигналы рынка, на цены. Цены говорят им, что, как срочно и где необходимо. И это гораздо лучше и продуктивнее, чем полагаться на горстку элит в какой-то отдаленной бюрократии». [14]

Анархизм [ править ]

Анархисты утверждают, что государство на самом деле является искусственным творением правящей элиты и что настоящий спонтанный порядок возникнет, если его устранить. Некоторые, но не все, это истолковывают как создание организации на основе анархического закона . С точки зрения анархистов, такой спонтанный порядок предполагает добровольное сотрудничество отдельных лиц. Согласно Оксфордскому социологическому словарю , «работы многих символических интеракционистов в значительной степени совместимы с анархистским видением, поскольку они содержат взгляд на общество как на спонтанный порядок». [15]

Sobornost [ edit ]

Понятие стихийного порядка можно также увидеть в произведениях русских славянофильских движений и особенно в произведениях Ф.М. Достоевского . Понятие органического социального проявления как понятие в России выражается в идее соборности . Соборность также использовалась Львом Толстым как основа идеологии христианского анархизма . Эта концепция использовалась для описания объединяющей силы крестьянской или крепостной общины в досоветской России. [16]

Другие примеры [ править ]

Пожалуй, самый выдающийся представитель [17] спонтанного порядка – Фридрих Хайек . Помимо утверждения, что экономика представляет собой спонтанный порядок, который он назвал каталлаксией , он утверждал, что общее право [18] и мозг [19] также являются видами спонтанных заказов. В Республике Науки, [20] Майкл Поланьи также утверждал, что наука — это спонтанный порядок, и эта теория получила дальнейшее развитие в различных статьях Билла Бутоса и Томаса Маккуэйда. Гас ДиЗерега утверждал, что демократия — это спонтанная форма правления. [21] Дэвид Эммануэль Андерссон утверждал, что религия в таких местах, как Соединенные Штаты, представляет собой спонтанный порядок. [22] а Трой Кэмплин утверждает, что художественное и литературное творчество — это спонтанные порядки. [23] Пол Кругман также внес свой вклад в теорию спонтанного порядка в своей книге «Самоорганизующаяся экономика» . [24] в котором он утверждает, что города являются самоорганизующимися системами. Тезис о доверии предполагает, что доверие к социальным институтам является движущим фактором эндогенной самоорганизации институтов и их устойчивости. [25]

Разные правила игры порождают разные типы спонтанного порядка. Если экономическое общество подчиняется правилам равных возможностей, возникающий в результате спонтанный порядок отражается в виде экспоненциального распределения доходов; то есть в экономическом обществе равных возможностей экспоненциальное распределение доходов, скорее всего, будет развиваться и сохраняться. [4] Анализируя наборы данных о доходах домохозяйств из 66 стран и САР Гонконг, от Европы до Латинской Америки, Северной Америки и Азии, Тао и др. обнаружили, что во всех этих странах структура доходов подавляющего большинства населения (с низким и низким уровнем доходов) классы среднего дохода) следуют экспоненциальному распределению доходов. [26]

Критика [ править ]

Роланд Клей пишет о теории спонтанного порядка Хайека, что «основания либерализма Хайека настолько бессвязны», потому что «идее спонтанного порядка недостает четкости и внутренней структуры». [27] Три компонента теории Хайека — это отсутствие интенциональности, «примат молчаливого или практического знания» и «естественный отбор конкурентных традиций». В то время как первая особенность, состоящая в том, что социальные институты могут возникать каким-то непреднамеренным образом, действительно является важным элементом спонтанного порядка, две вторые являются лишь последствиями, а не существенными элементами. [28]

Теорию Хайека также критиковали за отсутствие моральных аргументов, а его общее мировоззрение содержит «несовместимые направления, которые он никогда не пытается систематически примирить». [29]

Эбби Иннес раскритиковала многие экономические идеи как фатальную конфронтацию между экономическим либертарианством и реальностью, утверждая, что они представляют собой форму материалистической утопии, имеющей много общего с Советской Россией. [30]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барри, Норман (1982). «Традиция спонтанного порядка». Литература свободы . 5 (2).
  2. ^ «Модель Википедии следует за Хайеком» . Уолл Стрит Джорнал . 15 апреля 2009 г.
  3. ^ Хайек, Фридрих А. (1969). Исследования в области философии, политики и экономики . Пробный камень. п. 97. ИСБН  978-0671202460 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тао, Юн (01 июля 2016 г.). «Стихийный экономический порядок» . Журнал эволюционной экономики . 26 (3): 467–500. arXiv : 1210.0898 . дои : 10.1007/s00191-015-0432-6 . ISSN   1432-1386 .
  5. ^ Ротбард, Мюррей. «Концепции роли интеллектуалов в социальных изменениях в направлении невмешательства» , Журнал либертарианских исследований , Vol. IX № 2 (осень 1990 г.)
  6. ^ Адам Фергюсон. Архивировано 9 мая 2007 г. на сайте Wayback Machine на веб-сайте истории экономической мысли.
  7. ^ Фергюсон, Адам (1767). Очерк истории гражданского общества . Интернет-библиотека Свободы: Т. Каделл, Лондон. п. 205.
  8. ^ Штраун Джейкобс, «Теория спонтанных заказов Майкла Поланьи», Review of Austrian Economics 11, nos. 1–2 (1999): 111–127.
  9. ^ Барри, Норман (Букингемский университет) Литература свободы ; Том. в, нет. 2, стр. 7–58. Арлингтон, Вирджиния: Паб Института гуманитарных исследований. 1982 год
  10. ^ Маккормик, DN (1989), «Спонтанный порядок и верховенство закона: некоторые проблемы». Ратио Юрис , 2: 41–54. дои : 10.1111/j.1467-9337.1989.tb00025.x
  11. ^ Цитируется Хайек. Петсулас, Кристиан. Либерализм Хайека и его истоки: его идея спонтанного порядка и шотландское Просвещение. Рутледж. 2001. с. 2
  12. ^ Хайек, Ф.А. Фатальное самомнение: ошибки социализма . Издательство Чикагского университета. 1991. с. 6.
  13. ^ Цитируется Хайек. Вооз, Давид. Либертарианский читатель . Свободная пресса. 1997. с. 220
  14. Стоссель, Джон (10 февраля 2011 г.) Спонтанный порядок , Причина
  15. ^ Маршалл, Гордон; и др. (1998) [1994]. Оксфордский социологический словарь (2-е изд.). Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . стр. 19–20 . ISBN  978-0192800817 .
  16. ^ Вера и порядок: примирение закона и религии Гарольда Джозефа с. 388 Берман Вм. Издательство Б. Эрдманс Религия и право ISBN   0802848524 https://books.google.com/books?id=j1208xA7F_0C&pg=PA388
  17. ^ Хант Л. (2007) «Происхождение и масштаб идеи спонтанного порядка Хайека». В: Хант Л., Макнамара П. (ред.) Либерализм, консерватизм и идея спонтанного порядка Хайека . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллиан [ нужна страница ] [ ISBN отсутствует ]
  18. ^ Конституция свободы; Закон, законодательство и свобода
  19. ^ Сенсорный порядок
  20. ^ «Архивная копия» (PDF) . fiesta.bren.ucsb.edu . Архивировано из оригинала (PDF) 25 июля 2011 года . Проверено 14 января 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  21. ^ Убеждение, власть и политика
  22. ^ Дизерега, Гас (2001). Убеждение, власть и политика: теория демократической самоорганизации (достижения в области теории систем, сложности и гуманитарных наук): Гас Дизерега, Альфонсо Монтуори: Книги . Хэмптон Пресс. ISBN  978-1572732575 .
  23. ^ «Стр. 195–211: Трой Эрл Кэмплин» . Исследования в чрезвычайном порядке. 20 августа 2010 г. Проверено 17 сентября 2018 г.
  24. ^ Самоорганизующаяся экономика
  25. ^ Грабель, Илен (2000). «Политическая экономия« политического доверия »: новая классическая макроэкономика и преобразование развивающихся экономик». Кембриджский экономический журнал . 24 (1): 1–19. CiteSeerX   10.1.1.366.5380 . дои : 10.1093/cje/24.1.1 .
  26. ^ Юн Тао и др. «Экспоненциальная структура неравенства доходов: данные из 67 стран» . Журнал экономического взаимодействия и координации (2017)
  27. ^ Клей, Роланд (1994), Социальная и политическая мысль Хайека . стр. 194–211 [ ISBN отсутствует ]
  28. ^ Грей, Джон (1997). «Двадцатый век: пределы либеральной политической философии», в книге «Неопределенное наследие», «Очерки в поисках свободы». стр. 193–94. (Эдвард Б. Маклин, ред.) [ ISBN отсутствует ]
  29. ^ Ширмур, Джереми (1996). Хайек и после: Хайекианский либерализм как исследовательская программа , с. 177. [ ISBN отсутствует ]
  30. ^ Эбби Иннес, «Поздняя советская Британия», Издательство Кембриджского университета, 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a733047d34758c5e9e925b9bec5c9cc7__1719666480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/c7/a733047d34758c5e9e925b9bec5c9cc7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spontaneous order - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)