Расширенный заказ
Расширенный порядок — это концепция экономики и социологии, представленная Фридрихом Хайеком в его книге «Фатальное самомнение» . Хайек описывает расширенный порядок как результат системы, охватывающей специализацию и торговлю , и утверждает, что он «представляет собой процесс сбора информации, способный вызывать и использовать широко рассредоточенную информацию , которую не может найти ни один орган центрального планирования , не говоря уже о любой человек мог знать в целом, владеть или контролировать». [1] : 14 Результатом является взаимосвязанная сеть, в которой люди могут извлечь выгоду из действий и знаний тех, кого они не знают. По мнению Хайека, это возможно и эффективно, потому что надлежащая правовая база заменяет доверие , которое практично только в небольших кругах людей, которые знают друг друга социально. Расширенный порядок лежит в основе тезиса Хайека в «Роковом самомнении» , где он утверждает, что «наша цивилизация зависит не только в своем происхождении, но и в своем сохранении от того, что можно точно описать только как расширенный порядок человеческого сотрудничества». порядок, более распространенный, хотя и несколько вводящий в заблуждение, известный как капитализм ». [1] : 6
Развитие расширенного порядка в обществе
[ редактировать ]Хайек утверждает, что расширенный порядок «представляет собой структуру институтов – экономических, правовых и моральных – в которые мы вписываемся, подчиняясь определенным правилам поведения, которые мы никогда не создавали и которые мы никогда не понимали , в том смысле, что мы понимаем, как вещи, которые мы производим, функционируют». [1] : 14 Этот «порядок возник не в результате человеческого замысла или намерения, а спонтанно: он возник в результате непреднамеренного соответствия определенным традиционным и в основном моральным практикам, многие из которых люди склонны не любить, значение которых они обычно не понимают, обоснованность которых они не могут доказать и которые тем не менее, довольно быстро распространились посредством эволюционного отбора – сравнительного увеличения населения и богатства – тех групп, которые случайно последовали за ними». [1] : 6
По словам Хайека, принятие этих практик этими группами «расширило их доступ к ценной информации всех видов и позволило им «плодиться и размножаться, и наполнять землю, и подчинять ее» (Бытие 1:28). .Этот процесс, пожалуй, наименее оцененный аспект человеческой эволюции». [1] : 6
Хайек утверждает, что формирование расширенного порядка «требовало от индивидов изменить свои «естественные» или инстинктивные» реакции на других, что-то сильно сопротивлялось», тогда как любые и все «ограничения на практику малой группы, следует подчеркнуть и повторить, являются ненавидел ». [1] : 13 Это происходит потому, что человек «знает так много объектов, которые кажутся желанными, но за которые ему не разрешено ухватиться, и он не может видеть, как другие полезные свойства его окружения зависят от дисциплины, которой он вынужден подчиняться – дисциплины, запрещающей ему тянуться к этим же самым привлекательным объектам. Поскольку нам так не нравятся эти ограничения, вряд ли можно сказать, что мы выбрали их, скорее, эти ограничения выбрали нас: они позволили нам выжить». [1] : 14
Хайек говорит, что эволюционный процесс расширенного порядка может быть стимулирован увеличением индивидуальной свободы, и некоторые из его величайших достижений даже были достигнуты во времена анархии, однако он может (и довольно часто на протяжении всей истории) тормозиться правительственными ограничениями. Он продолжает: «Защита отдельных видов собственности, а не направление ее использования правительством, заложила основы для роста плотной сети обмена услугами, которая сформировала расширенный порядок». [1] : 33 Расширенный порядок — это «не творение человеческого разума, а особый второй дар, дарованный ему культурной эволюцией». [1] : 52
Хайек утверждает, что, поскольку продолжающаяся культурная эволюция расширенного порядка не передается генетически, она требует обучения и передачи каждому новому поколению преобладающих традиций, обычаев, морали и правил. [1] : 25 Это культурное эволюционное требование было также проанализировано Уиллом и Ариэлем Дюрантами , которые сказали: «Цивилизация не передается по наследству; она должна изучаться и зарабатываться каждым поколением заново; если передача будет прервана на одно столетие, цивилизация умрет, и мы должны снова станьте дикарями». [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]