Jump to content

Контрреволюция науки

Контрреволюция науки
Обложка первого издания
Автор Фридрих Хайек
Язык Английский
Предмет Политическая экономия
Издатель Фонд Свободы Инк.
Дата публикации
1952, 1980
Место публикации Соединенные Штаты
Тип носителя Печать ( в твердом и мягком переплете )
Страницы 415
ISBN 0913966665
ОКЛК 265949

«Контрреволюция науки: исследования злоупотребления разумом» — книга нобелевского лауреата по экономике Фридриха Хайека , вышедшая в 1952 году . В нем Хайек осуждает позитивистский взгляд на социальные науки за то, что он считает сциентизмом , утверждая, что попытки применить методы естествознания к изучению социальных институтов обязательно упускают из виду рассредоточенное знание людей, составляющих эти институты.

Краткое содержание

[ редактировать ]

Эта книга разделена на три части. Первый представляет собой переработку эссе Хайека «Сциентизм и изучение общества». [1] Вторая часть представляет собой интеллектуальную историю французского позитивизма. Хайек взял название книги «Контрреволюция науки» от названия, данного движению Луи де Бональдом , французским контрреволюционером и современником Сен-Симона . [2] В последнем сегменте рассматриваются Конт и Гегель , а также их схожие взгляды на философию истории . Первые два раздела были первоначально опубликованы в рецензируемом журнале Economica в начале 1940-х годов.

По мнению Хайека, задача естественных наук состоит в том, чтобы заменить качественное описание природы, даваемое органами чувств, количественным описанием, полученным посредством эксперимента:

[То] что люди знают или думают о внешнем мире или о себе, их понятиях и даже субъективных качествах их чувственных восприятий, для Науки никогда не являются окончательной реальностью, данными, которые следует принять. Его заботит не то, что люди думают о мире и как они соответственно себя ведут, а то, что им следует думать. Понятия, которыми на самом деле пользуются люди, то, как они видят природу, являются для ученого по необходимости временным делом, и его задача состоит в том, чтобы изменить эту картину, изменить используемые понятия так, чтобы иметь возможность сделать более определенные и более достоверные выводы. наши заявления о новых классах событий.

- Фридрих А. Хайек, Контрреволюция науки (II: Проблемы и методы естественных наук )

Затем Хайек утверждает, что, с этой точки зрения, методы естественных наук неадекватны социальным наукам, поскольку субъективное знание, знание о том, что другие люди классифицируют мир так же, как и мы, имеет отношение к изучению человеческой деятельности:

[T] он объект, «факты» социальных наук также являются мнениями - не мнениями исследователя социальных явлений, конечно, а мнениями тех, чьи действия создают объект социального ученого. Таким образом, в каком-то смысле его факты так же мало «субъективны», как факты естественных наук, поскольку они независимы от конкретного наблюдателя; то, что он изучает, не определяется его фантазией или воображением, а точно так же предоставляется наблюдению разных людей. Но в другом смысле, в котором мы отличаем факты от мнений, факты социальных наук — это просто мнения, взгляды людей, действия которых мы изучаем. Они отличаются от фактов физических наук тем, что представляют собой убеждения или мнения, которых придерживаются отдельные люди, убеждения, которые как таковые являются нашими данными, независимо от того, истинны они или ложны, и которые, более того, мы не можем непосредственно наблюдать в сознании людей. людей, но которых мы можем узнать по тому, что они делают и говорят, просто потому, что у нас есть ум, подобный их.

- Фридрих А. Хайек, Контрреволюция науки (III: Субъективный характер данных социальных наук )

История публикации

[ редактировать ]

Части этой книги были опубликованы в журнале Economica Magazine в начале 1940-х годов. Сама книга была составлена ​​и напечатана в 1952 году. В конечном итоге она вышла из печати, но была переиздана в США в 1980 году и с тех пор оставалась доступной.

Чешский неомарксист Карел Косик в своей книге «Диалектика конкретного» (1976) критикует следующий отрывок из книги: «Объектом научного исследования никогда не является совокупность всех наблюдаемых явлений в данном времени и пространстве, а всегда только определенные аспекты. этого... Человеческий дух никогда не сможет охватить «целое» в смысле всех различных аспектов реальной ситуации». [3] Косик, который считает, что Хайек написал это в полемике против марксистской концепции тотальности: [3] поясняет, что «Тотальность действительно не означает все факты . Тотальность означает реальность как структурированное диалектическое целое, внутри которого любой конкретный факт (или любая группа или набор фактов) может быть рационально постигнут» [4] поскольку «познание факта или совокупности фактов есть познание их места в совокупности реальности». [3] Он считает теорию Хайека частью атомистически - рационалистического философского мышления реальности. [5] заявляя: «Мнения о том, познаваемо ли познание всех фактов или нет, основаны на рационалистически-эмпиристской идее о том, что познание осуществляется аналитически-суммативным методом. Эта идея, в свою очередь, основана на атомистической идее реальности как суммы вещей, процессы и факты». [3] Косик утверждает, что Хайек и эти философы (в том числе Карл Поппер в книге «Бедность историзма») [6] и Фердинанд Гонсет из «Диалектики». [7] ) отсутствует понимание диалектического процесса формирования целостности. [8]

Американский философ Сьюзан Хаак несколько раз ссылается на книгу Хайека в своем эссе 2009 года «Шесть признаков сциентизма». [9]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хайек, Ф.А. против (1942). «Сциентизм и изучение общества. Часть I» . Экономика . 9 (35): 267–291. дои : 10.2307/2549540 . JSTOR   2549540 .
  2. ^ Хайек, Ф.А. против (1952). Контрреволюция науки: исследования злоупотребления разумом (1-е изд.). п. 123.
  3. ^ Jump up to: а б с д Косик 1976 , с. 23.
  4. ^ Косик 1976 , с. 18–19.
  5. ^ Косик 1976 , с. 24.
  6. ^ Косик 1976 , с. 18.
  7. ^ Косик 1976 , с. 22.
  8. ^ Косик 1976 , с. 23–24.
  9. ^ Сьюзан Хаак, «Шесть признаков сциентизма».
  • Косик, Карел (1976). Диалектика бетона . Перевод Карела Кованды и Джеймса Шмидта. Дордрехт: Д. Рейдель. ISBN  90-277-0764-2 .
  • Репке, Вильгельм (2002). Моральные основы гражданского общества . Пискатауэй, Нью-Джерси: Издатели транзакций. ISBN  1412837855 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae71b42ee0d423088471067e986ef33c__1709426460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/3c/ae71b42ee0d423088471067e986ef33c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Counter-Revolution of Science - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)