Контрреволюция науки
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Фридрих Хайек |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Политическая экономия |
Издатель | Фонд Свободы Инк. |
Дата публикации | 1952, 1980 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
Страницы | 415 |
ISBN | 0913966665 |
ОКЛК | 265949 |
«Контрреволюция науки: исследования злоупотребления разумом» — книга нобелевского лауреата по экономике Фридриха Хайека , вышедшая в 1952 году . В нем Хайек осуждает позитивистский взгляд на социальные науки за то, что он считает сциентизмом , утверждая, что попытки применить методы естествознания к изучению социальных институтов обязательно упускают из виду рассредоточенное знание людей, составляющих эти институты.
Краткое содержание
[ редактировать ]Эта книга разделена на три части. Первый представляет собой переработку эссе Хайека «Сциентизм и изучение общества». [1] Вторая часть представляет собой интеллектуальную историю французского позитивизма. Хайек взял название книги «Контрреволюция науки» от названия, данного движению Луи де Бональдом , французским контрреволюционером и современником Сен-Симона . [2] В последнем сегменте рассматриваются Конт и Гегель , а также их схожие взгляды на философию истории . Первые два раздела были первоначально опубликованы в рецензируемом журнале Economica в начале 1940-х годов.
По мнению Хайека, задача естественных наук состоит в том, чтобы заменить качественное описание природы, даваемое органами чувств, количественным описанием, полученным посредством эксперимента:
[То] что люди знают или думают о внешнем мире или о себе, их понятиях и даже субъективных качествах их чувственных восприятий, для Науки никогда не являются окончательной реальностью, данными, которые следует принять. Его заботит не то, что люди думают о мире и как они соответственно себя ведут, а то, что им следует думать. Понятия, которыми на самом деле пользуются люди, то, как они видят природу, являются для ученого по необходимости временным делом, и его задача состоит в том, чтобы изменить эту картину, изменить используемые понятия так, чтобы иметь возможность сделать более определенные и более достоверные выводы. наши заявления о новых классах событий.
- Фридрих А. Хайек, Контрреволюция науки (II: Проблемы и методы естественных наук )
Затем Хайек утверждает, что, с этой точки зрения, методы естественных наук неадекватны социальным наукам, поскольку субъективное знание, знание о том, что другие люди классифицируют мир так же, как и мы, имеет отношение к изучению человеческой деятельности:
[T] он объект, «факты» социальных наук также являются мнениями - не мнениями исследователя социальных явлений, конечно, а мнениями тех, чьи действия создают объект социального ученого. Таким образом, в каком-то смысле его факты так же мало «субъективны», как факты естественных наук, поскольку они независимы от конкретного наблюдателя; то, что он изучает, не определяется его фантазией или воображением, а точно так же предоставляется наблюдению разных людей. Но в другом смысле, в котором мы отличаем факты от мнений, факты социальных наук — это просто мнения, взгляды людей, действия которых мы изучаем. Они отличаются от фактов физических наук тем, что представляют собой убеждения или мнения, которых придерживаются отдельные люди, убеждения, которые как таковые являются нашими данными, независимо от того, истинны они или ложны, и которые, более того, мы не можем непосредственно наблюдать в сознании людей. людей, но которых мы можем узнать по тому, что они делают и говорят, просто потому, что у нас есть ум, подобный их.
- Фридрих А. Хайек, Контрреволюция науки (III: Субъективный характер данных социальных наук )
История публикации
[ редактировать ]Части этой книги были опубликованы в журнале Economica Magazine в начале 1940-х годов. Сама книга была составлена и напечатана в 1952 году. В конечном итоге она вышла из печати, но была переиздана в США в 1980 году и с тех пор оставалась доступной.
Прием
[ редактировать ]Чешский неомарксист Карел Косик в своей книге «Диалектика конкретного» (1976) критикует следующий отрывок из книги: «Объектом научного исследования никогда не является совокупность всех наблюдаемых явлений в данном времени и пространстве, а всегда только определенные аспекты. этого... Человеческий дух никогда не сможет охватить «целое» в смысле всех различных аспектов реальной ситуации». [3] Косик, который считает, что Хайек написал это в полемике против марксистской концепции тотальности: [3] поясняет, что «Тотальность действительно не означает все факты . Тотальность означает реальность как структурированное диалектическое целое, внутри которого любой конкретный факт (или любая группа или набор фактов) может быть рационально постигнут» [4] поскольку «познание факта или совокупности фактов есть познание их места в совокупности реальности». [3] Он считает теорию Хайека частью атомистически - рационалистического философского мышления реальности. [5] заявляя: «Мнения о том, познаваемо ли познание всех фактов или нет, основаны на рационалистически-эмпиристской идее о том, что познание осуществляется аналитически-суммативным методом. Эта идея, в свою очередь, основана на атомистической идее реальности как суммы вещей, процессы и факты». [3] Косик утверждает, что Хайек и эти философы (в том числе Карл Поппер в книге «Бедность историзма») [6] и Фердинанд Гонсет из «Диалектики». [7] ) отсутствует понимание диалектического процесса формирования целостности. [8]
Американский философ Сьюзан Хаак несколько раз ссылается на книгу Хайека в своем эссе 2009 года «Шесть признаков сциентизма». [9]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хайек, Ф.А. против (1942). «Сциентизм и изучение общества. Часть I» . Экономика . 9 (35): 267–291. дои : 10.2307/2549540 . JSTOR 2549540 .
- ^ Хайек, Ф.А. против (1952). Контрреволюция науки: исследования злоупотребления разумом (1-е изд.). п. 123.
- ^ Jump up to: а б с д Косик 1976 , с. 23.
- ^ Косик 1976 , с. 18–19.
- ^ Косик 1976 , с. 24.
- ^ Косик 1976 , с. 18.
- ^ Косик 1976 , с. 22.
- ^ Косик 1976 , с. 23–24.
- ^ Сьюзан Хаак, «Шесть признаков сциентизма».
Книги
[ редактировать ]- Косик, Карел (1976). Диалектика бетона . Перевод Карела Кованды и Джеймса Шмидта. Дордрехт: Д. Рейдель. ISBN 90-277-0764-2 .
- Репке, Вильгельм (2002). Моральные основы гражданского общества . Пискатауэй, Нью-Джерси: Издатели транзакций. ISBN 1412837855 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст в PDE. Грюн-Вальд, Проблема социологии знания, F и открытого текста . форматы