Вернер Зомбарт
Вернер Зомбарт | |
---|---|
![]() Зомбарт | |
Рожденный | |
Умер | 18 мая 1941 г. | (78 лет)
Национальность | немецкий |
Известный | Возникновение термина « поздний капитализм ». |
Научная карьера | |
Поля | Экономика , социология , история |
Учреждения | Университет Бреслау , Берлинский коммерческий колледж , Университет Фридриха Вильгельма |
Докторантура | Густав фон Шмоллер Адольф Вагнер |
Докторанты | Василий Леонтьев Рихард Левенталь |
Вернер Зомбарт ( / ˈ v ɜːr n ər ˈ z ɒ m b ɑːr t / ; Немецкий: [ˈzɔmbaʁt] ; 19 января 1863 — 18 мая 1941) — немецкий экономист , историк и социолог . Глава «Молодой исторической школы » он был одним из ведущих социологов континентальной Европы первой четверти 20 века. термин «поздний капитализм» Ему приписывают . Концепция созидательного разрушения , связанная с капитализмом, также принадлежит ему. Его выдающимся произведением был «Современный капитализм» . Он был опубликован в трех томах с 1902 по 1927 год. В «Капитализме» он описал четыре стадии развития капитализма от его самой ранней итерации по мере его эволюции от феодализма, который он назвал протокапитализмом, к раннему, высокому и, наконец, позднему капитализму — Spätkapitalismus — в период после Первой мировой войны . [1]
Жизнь и работа [ править ]

карьера, социализм экономика Ранняя и
Вернер Зомбарт родился в Эрмслебене , Гарц, в семье богатого либерального политика, промышленника и владельца поместья Антона Людвига Зомбарта. Он изучал право и экономику в университетах Пизы , Берлина и Рима . В 1888 году он получил степень доктора философии. из Берлина под руководством Густава фон Шмоллера и Адольфа Вагнера , тогда самых выдающихся немецких экономистов. [ нужна ссылка ]
Как экономист и особенно как общественный деятель, Зомбарт тогда считался радикально левым и поэтому получил - после некоторой практической работы в качестве главного юриста Бременской торговой палаты - должность младшего профессора в зарубежной торговой палате. путь Университет Бреслау . Хотя факультеты таких именитых университетов, как Гейдельбергский и Фрайбургский, призывали его на пост кафедры, правительства соответствующих стран всегда накладывали вето на это. Зомбарт в то время был выдающимся марксистом , человеком, который использовал и интерпретировал Карла Маркса — до такой степени, что Фридрих Энгельс сказал, что он был единственным немецким профессором, который понимал «Капитал» . Зомбарт называл себя «убежденным марксистом ». [2] но позже писал, что «в конце концов пришлось признать, что Маркс допустил ошибки во многих важных вопросах». [3]
Как один из немецких ученых, занимающихся современной социальной политикой , Зомбарт также присоединился к Verein für Socialpolitik (Ассоциации социальной политики) примерно в 1888 году вместе со своим другом и коллегой Максом Вебером . Тогда это была новая профессиональная ассоциация немецких экономистов, связанных с исторической школой , которые видели роль экономики прежде всего в поиске решений социальных проблем эпохи и были пионерами крупномасштабных статистических исследований экономических проблем. [ нужна ссылка ]
Зомбарт не был первым социологом, посвятившим целую книгу концепции социального движения , как он это сделал в своей книге «Sozialismus und soziale Bewegung» , опубликованной в 1896 году. Его понимание социальных движений было вдохновлено Марксом и книгой Лоренца фон о социальных движениях. Штейн . Для него растущее рабочее движение было результатом внутренних противоречий капитализма . Пролетарская ситуация создала «любовь к массам», которая вместе с тенденцией «к коммунистическому образу жизни» в общественном производстве была важнейшей чертой общественного движения. [ нужна ссылка ]
Зомбарта « произведение Выдающееся Современный капитализм» (историко-систематическое изложение общеевропейской экономической жизни от ее истоков до наших дней) [4] представляет собой систематическую историю экономики и экономического развития на протяжении веков и во многом является работой исторической школы . Развитие капитализма делится на три этапа. [5] Первый том «Современного капитализма», опубликованный в 1902 году, посвящен протокапитализму, истокам и переходу к капитализму из феодального общества . [6] и период, который он назвал ранним капитализмом — Frühkapitalismus — который закончился до промышленной революции . [7] В своем втором томе, опубликованном в 1916 году, он описал период, начавшийся ок. 1760 г. , как высокий капитализм — Hochkapitalismus . [8] Последняя книга, опубликованная в 1927 году, посвящена условиям XX века. Он назвал эту стадию поздним капитализмом — Spätkapitalismus , начавшуюся с Первой мировой войны . [1] Три тома были разделены на полутома, всего шесть книг. [ нужна ссылка ]
Хотя позже его сильно пренебрегли экономисты -неоклассики , [ нужна ссылка ] , подвергшийся значительной критике в конкретных вопросах, «Современный капитализм» до сих пор остается стандартным трудом, имеющим важные последствия, например, для школы «Анналов» ( Фернан Бродель ). Его работа подверглась критике со стороны Розы Люксембург , которая приписала ей «явное намерение вбить клин между профсоюзами и социал-демократией в Германии и склонить профсоюзы на буржуазную позицию». [9]
В 1903 году Зомбарт принял должность заместителя редактора Архива социальных наук и социального обеспечения , где он работал со своими коллегами Эдгаром Яффе и Максом Вебером. [ нужна ссылка ]
В 1906 году Зомбарт принял приглашение стать профессором Берлинской торговой школы, учебного заведения, уступающего Бреслау , но более близкого к политическим «действиям», чем Бреслау. сопутствующие тома «Современного капитализма», посвященные роскоши, моде и войне как экономическим парадигмам Здесь, среди прочего, появились ; первые две до сих пор были ключевыми работами по этой теме. Также в 1906 году вышла его книга «Почему в Соединенных Штатах нет социализма?» появился. Эта книга и по сей день является известной работой об американской исключительности в этом отношении. [10]
Книга Зомбарта 1911 года « Die Juden und das Wirtschaftsleben » ( «Евреи и современный капитализм ») является дополнением к историческому исследованию Макса Вебера о связи между протестантизмом (особенно кальвинизмом ) и капитализмом , в котором Зомбарт документирует участие евреев в историческом капиталистическом развитии. Он утверждал, что еврейские торговцы и производители, исключенные из гильдий, развили отчетливую антипатию к основам средневековой торговли, которую они считали примитивной и непрогрессивной: стремление к «справедливой» (и фиксированной) заработной плате и ценам; за справедливую систему, в которой доли рынка были согласованы и неизменны; прибыли и средства к существованию скромные, но гарантированные; и ограничения, налагаемые на производство. Исключенные из системы, утверждал Зомбарт, евреи сломали ее и заменили современным капитализмом, в котором конкуренция была неограниченной, а единственным законом было угождать покупателю. [11] Пол Джонсон , который считает эту работу «замечательной книгой», отмечает, что Зомбарт упустил некоторые неудобные истины и проигнорировал мощные мистические элементы иудаизма. Зомбарт отказался признать, как это сделал Вебер, что там, где эти религиозные системы, включая иудаизм, были наиболее могущественными и авторитарными, торговля не процветала. Еврейские бизнесмены, как и кальвинисты, имели тенденцию действовать наиболее успешно, когда они покидали свою традиционную религиозную среду и переходили на более свежие пастбища. [12]
В своей несколько эклектичной книге 1913 года «Буржуа» (переведенной как «Квинтэссенция капитализма ») Зомбарт попытался создать психологический и социологический портрет современного бизнесмена и объяснить истоки капиталистического духа. Книга начинается с «жажды золота», корней частного предпринимательства и типов предпринимателей. В последующих главах обсуждаются «взгляды среднего класса» и различные факторы, формирующие капиталистический дух — национальная психология , расовые факторы, биологические факторы, религия, миграция, технологии и «влияние самого капитализма». [13]
В работе, опубликованной в 1915 году, «военная книга» под названием « Händler und Helden Sombart» приветствовала «Немецкую войну» как «неизбежный конфликт между английской коммерческой цивилизацией и героической культурой Германии». В этой книге, по мнению Фридриха Хайека , Зомбарт обнаружил безграничное презрение к «торговым взглядам английского народа», утратившего все воинственные инстинкты, а также презрение к «всеобщему стремлению к счастью личности». [14] идея государства » этой работе Для Зомбарта в высшим идеалом является « немецкая . служить любым интересам отдельных лиц. Это « Volksgemeinschaft » (народное сообщество), в котором у личности нет прав, а только обязанности, всегда являются результатом коммерческого духа. «Идеи 1789 года» – Свобода, Равенство . и Братство – это типично коммерческие идеалы, которые не имеют никакой другой цели, кроме как обеспечить определенные преимущества отдельным людям». Зомбарт далее утверждает, что война помогла немцам вновь открыть для себя свое «славное героическое прошлое воинственного народа»; что вся экономическая деятельность подчинена военным целям; и что считать войну бесчеловечной и бессмысленной — это продукт коммерческих взглядов. Есть жизнь выше индивидуальной жизни, жизни народа и жизни государства, и цель человека — пожертвовать собой ради этой высшей жизни. Таким образом, война против Англии была также войной против противоположного идеала – «коммерческого идеала индивидуальной свободы». [14]
карьера социология и Средняя
Наконец, в 1917 году Зомбарт стал профессором Университета Фридриха Вильгельма , сменив своего наставника Адольфа Вагнера . Он оставался на кафедре до 1931 года, но продолжал преподавать до 1940 года. В этот период он также был одним из самых известных ныне живущих социологов, более выдающимся современником, чем даже его друг Макс Вебер. [ нужна ссылка ] Настойчивость Зомбарта в том, что социология является частью гуманитарных наук ( Geisteswissenschaften ) — это неизбежно, потому что она имеет дело с людьми и поэтому требует внутреннего, эмпатического « Verstehen », а не внешнего, объективирующего « Begreifen » (оба немецких слова переводятся как «понимание» на русский язык). английский) — стал крайне непопулярным уже при его жизни. Это рассматривалось как противоположность «научности» социальных наук в традициях Огюста Конта , Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера (хотя это недоразумение, поскольку Вебер в значительной степени разделял взгляды Зомбарта в этих вопросах), что стало модным. в течение этого времени и более или менее остается таковым до сегодняшнего дня. Однако, поскольку подход Зомбарта имеет много общего с Ганса-Георга Гадамера » «Герменевтикой , которая также представляет собой подход к пониманию мира, основанный на Верстегене , он возвращается в некоторые социологические и даже философские круги, которые симпатизируют этому подходу и критикуют его. к познанию мира. Ключевые социологические эссе Зомбарта собраны в его посмертной работе 1956 года: Ноо социология . [ нужна ссылка ]
карьера Поздняя нацизм и
Во время Веймарской республики Зомбарт двинулся к национализму . [ нужна ссылка ]
В 1934 году он опубликовал «Немецкий социализм» , в котором заявил, что «новый дух» начинает «править человечеством». Эпоха капитализма и пролетарского социализма закончилась, и на смену пришел «немецкий социализм» ( национал-социализм ). Этот немецкий социализм ставит «благосостояние целого выше благосостояния отдельного человека». [15] Немецкий социализм должен осуществить «тотальное упорядочивание жизни» с « плановой экономикой в соответствии с государственными правилами». [16] Новая правовая система не будет предоставлять отдельным лицам «никаких прав, а только обязанности», и «государство никогда не должно оценивать отдельных лиц как таковых, а только группу, которая представляет этих лиц». [17] Немецкий социализм сопровождается Volksgeist (национальным духом), который является не расовым в биологическом смысле, а метафизическим : «Немецкий дух в негре находится в такой же степени в пределах возможного, как и негритянский дух в немце». [18] Противоположностью немецкого духа является еврейский дух, который не является следствием рождения еврея или веры в иудаизм , а является капиталистическим духом. [19] Английский народ обладает еврейским духом, и «главная задача» немецкого народа и национал-социализма — уничтожить еврейский дух». [19]
Одна из дочерей Зомбарта, Клара, была замужем за Гансом Герхардом Крейцфельдтом , который первым описал болезнь Крейцфельдта-Якоба . [ нужна ссылка ]
Наследие [ править ]
Наследие Зомбарта сегодня трудно определить, поскольку его нацистские связи затрудняют объективную переоценку (в то время как его ранние социалистические связи нанесли ему вред в более буржуазных кругах), особенно в Германии . Как уже было сказано, в экономической истории его «Современный капитализм» считается важной вехой и источником вдохновения, хотя многие детали подвергаются сомнению. Ключевые идеи его экономической работы касаются появления двойной бухгалтерской отчетности как ключевой предпосылки капитализма (аналогичный тезис также обсуждался Освальдом Шпенглером ) и междисциплинарного исследования Города в смысле городских исследований . Как и Вебер, Зомбарт делает систему двойной бухгалтерии важным компонентом современного капитализма. В «Средневековом и современном коммерческом предприятии» он писал, что «само понятие капитала вытекает из такого взгляда на вещи; можно сказать, что капитал как категория не существовал до двойной бухгалтерии. Капитал можно определить как та сумма богатства, которая используется для получения прибыли и которая поступает на счета». [20] Он также ввел термин и концепцию созидательного разрушения , которая является ключевым компонентом Йозефа Шумпетера теории инноваций (на самом деле Шумпетер многое заимствовал у Зомбарта, не всегда с надлежащей ссылкой на оригинальную работу Зомбарта). [21] [22] В социологии основные сторонники до сих пор считают Зомбарта «второстепенной фигурой», а его социологическую теорию - странностью; сегодня его работами в большей степени пользуются философские социологи и культурологи, а также неортодоксальные экономисты. Зомбарт всегда был очень популярен в Японии . [ нужна ссылка ]
Одна из причин отсутствия приема в Соединенных Штатах заключается в том, что большинство его работ долгое время не переводилось на английский язык - несмотря на классическое исследование « Почему там В Америке нет социализма . [ нужна ссылка ]
Однако в последние годы социологи проявили новый интерес к работам Зомбарта. [23]
Библиография [ править ]
- Зомбарт, Вернер (1905) [1896]: Социализм и общественное движение. Йена: Издательство Густава Фишера. Английский перевод: Социализм и социальное движение в XIX веке , Нью-Йорк: Сыновья Г.П. Патнэма, 1898.
- Зомбарт, Вернер (1909) [1903]: Немецкая экономика в девятнадцатом веке. Берлин: Г. Бонди.
- Зомбарт, Вернер (1906): Пролетариат. Изображения и исследования. Общество, том. 1. Берлин: Рюттен и Ленинг.
- Зомбарт, Вернер (1906): Почему в Соединённых Штатах нет социализма? Тюбинген: Мор. Несколько английских переводов, в том числе (1976): «Почему в Соединенных Штатах нет социализма?» Нью-Йорк: Шарп.
- Зомбарт, Вернер (1911): Евреи и экономическая жизнь. Лейпциг: Дункер. В переводе на английский: Евреи и современный капитализм. , Batoche Books, Китченер, 2001.
- Зомбарт, Вернер: Современный капитализм. Историко-систематическое изображение общеевропейской экономической жизни от ее истоков до наших дней. Окончательное изд. 1928 г., респ. 1969, изд. в мягкой обложке. (3 тома в 6): 1987 Мюнхен: DTV. (Также на испанском языке; перевода на английский пока нет.)
- Зомбарт, Вернер (1913): Война и капитализм . Мюнхен: Данкер и Хамблот, 1913.
- Зомбарт, Вернер (1913): Буржуа. Мюнхен и Лейпциг: Duncker & Humblot, 1913.
- Зомбарт, Вернер (1913): Роскошь и капитализм. Мюнхен: Данкер и Хамблот, 1922 . Английский перевод: Роскошь и капитализм. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
- Зомбарт, Вернер (1915): Торговцы и герои. Мюнхен: Данкер и Хамблот. 1915.
- Зомбарт, Вернер (1934): Немецкий социализм. Шарлоттенбург: Бухгольц и Вайсванге. Английский перевод (1937, 1969): Новая социальная философия. Нью-Йорк: Гринвуд.
- Зомбарт, Вернер (1938): О людях. Попытка гуманитарной антропологии. Берлин: Данкер и Хамблот.
- Зомбарт, Вернер (1956): Ноо социология. Берлин: Данкер и Хамблот.
- Зомбарт, Вернер (2001): Экономическая жизнь в современную эпоху. Нико Штер и Райнер Грундманн , ред. Нью-Брансуик: Сделка. (Новые английские переводы ключевых статей и глав Зомбарта, включая (1906 г.) полностью и фрагмент, определяющий капитализм из (1916 г.))
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Зомбарт, Вернер (1927). Поздний капитализм Поздний капитализм . Современный капитализм. Берлин: Данкер и Хамблот.
- ^ Харрис, Абрам Л. (1942). «Зомбарт и немецкий (национальный) социализм». Журнал политической экономии . 50 (6): 805–835. дои : 10.1086/255964 . S2CID 154171970 . .
- ^ Вернер Зомбарт (1896), Социализм и социальная система Нью-Йорка: Даттон и сыновья, перевод М. Эпштейна, стр. 87
- ^ Зомбарт, Вернер (1902). Современный капитализм . Берлин: Данкер и Хамблот. OCLC 221289916 . в итоге 3 тома
- ^ Зомбарт, Вернер. Архивировано 2 июля 2016 г. в Wayback Machine . Международная энциклопедия социальных наук , 1968. Encyclepedia.com.
- ^ Леманн, Хартмут (1993). «Возвышение капитализма: Вебер против Зомбарта». В Роте, Гюнтер (ред.). Протестантская этика Вебера: истоки, доказательства, контекст . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 195–208.
- ^ Зомбарт, Вернер (1902). Ранний капитализм — Ранний капитализм . Современный капитализм. Берлин: Данкер и Хамблот.
- ^ Зомбарт, Вернер (1902). Высокий капитализм - Высокий капитализм . Современный капитализм. Берлин: Данкер и Хамблот.
- ^ Люксембург, Роза (2008). Массовая забастовка . Книги Хеймаркет. п. 178. ИСБН 978-1931859-36-3 .
- ^ Уокер, Джесси (22 февраля 2011 г.) Люди, которые живут в тени. Архивировано 20 октября 2017 г. в Wayback Machine , Reason.
- ^ Вернер Зомбарт, Евреи и современный капитализм , английский перевод, Лондон, 1913. Цитируется у Джонсона, стр. 284.
- ^ Пол Джонсон , История евреев , стр.284.
- ^ Вернер Зомбарт, Квинтэссенция капитализма: исследование истории и психологии современного бизнесмена. Нью-Йорк: Говард Фертиг, 1967.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хайек, Фридрих: Дорога к крепостному праву . Рутледж и Кеган Пол, 1979, с. 126.
- ^ Харрис, стр. 808-9.
- ^ Харрис, стр. 810-11.
- ^ Харрис, с. 811.
- ^ Харрис, стр. 812-13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харрис, с. 813.
- ^ Лейн, Фредерик С; Римерсма, Йелле, ред. (1953). Предприятие и вековые перемены: Чтения по экономической истории . РД Ирвин. п. 38 . (цитата по книге «Бухгалтерский учет и рациональность». Архивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine )
- ^ Райнерт, Эрик. Созидательное разрушение в экономике: Ницше, Зомбарт, Шумпетер. Фридрих Ницше (1844–1900) .
- ^ «Созидательное разрушение в экономике: Ницше, Зомбарт, Шумпетер» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 7 мая 2023 г. Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ Йоас, Ганс (2003). Война и современность . Уайли-Блэквелл . ISBN 978-0-7456-2645-1 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Аппель, Михаэль (1992): Вернер Зомбарт: историк и теоретик современного капитализма. Марбург: Метрополис.
- Бакхаус, Юрген Г. (1996), изд. Вернер Зомбарт (1863–1941): социолог. 3 тома. Марбург: Метрополис. (Стандартное, всеобъемлющее произведение о Зомбарте на английском языке.)
- Бакхаус, Юрген Г. (2000), изд. Вернер Зомбарт (1863–1941): Классика социальных наук. Критическая инвентаризация. Марбург: Метрополис.
- Броке, Бернхард фон (1987), изд.: Современный капитализм Зомбарта . Материалы для критики и приема. Мюнхен: цифровое телевидение
- Дрекслер, В. «О теории социологии Вернера Зомбарта и его биографии», в книге «Вернер Зомбарт: Классика социальных наук». Критическая инвентаризация , Марбург: Метрополис, 2000, стр. 83–100.
- Янноне, Роберта (2013), Человек, все еще человек. Для анализа работы Вернера Зомбарта Vom Menschen , Рим-Ачиреале, Бонанно.
- Ленгер, Фридрих (1994): Вернер Зомбарт, 1863–1941. Биография. Мюнхен: Бек.
- Мицман, Артур (1973) Социология и отчуждение: три социолога Имперской Германии , Нью-Йорк, Альфред А. Кнопф.
- Мост, Кеннет С. «Зомбарт, Вернер (1863–1941»). В истории бухгалтерского учета: Международная энциклопедия под редакцией Майкла Чатфилда и Ричарда Вангермерша . Нью-Йорк: garland Publishing, 1996. стр. 541–542.
- Мюллер, Джерри З., 2002. Разум и рынок: капитализм в западной мысли . Якорные книги.
- Нуссбаум, Фредерик Луи (1933): История экономических институтов современной Европы: введение в «Современный капитализм» Вернера Зомбарта. Нью-Йорк: Крофтс.
- Кевин Репп (2000). Реформаторы, критики и пути немецкой современности: антиполитика и поиск альтернатив, 1890-1914 гг . Бостон, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-00057-9 .
- Зомбарт, Николаус (1991): Молодежь в Берлине, 1933–1943. Отчет. Франкфурт-на-Майне: Фишер.
- Зомбарт, Николаус (1991): Немецкие мужчины и их враги. Карл Шмитт – немецкая судьба между мужской лигой и матриачатным мифом. Мюнхен: Хансер.
Внешние ссылки [ править ]

- 1863 рождения
- 1941 смертей
- Антимасонство
- Антисемитизм в Германии
- Люди из Гарца (район)
- Люди из провинции Саксония
- Бывшие марксисты
- немецкие антикоммунисты
- Немецкие экономисты
- Немецкие националисты
- Немецкие социологи
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Экономисты исторической школы
- Выпускники Берлинского университета Гумбольдта
- Академический состав Берлинского университета имени Гумбольдта
- Члены Прусской академии наук
- Немецкие христиане
- Правый антикапитализм
- Немецкие социалисты
- Консервативное революционное движение
- Редакторы немецких академических журналов