Jump to content

Рационализация (социология)

В социологии термин «рационализация» был введен Максом Вебером , немецким социологом, юристом и экономистом. [1] Рационализация (или рационализация ) — это замена традиций, ценностей и эмоций как мотиваторов поведения в обществе концепциями, основанными на рациональности и разуме . [2] Термин «рациональный» рассматривается в контексте людей, их выражений и/или их действий. Этот термин можно применить к людям, способным совершать речь или вообще какое-либо действие, помимо представлений о разумности внутри людей его можно рассматривать в перспективе чего-то типа мировоззрения или перспективы (идеи). [2] Например, внедрение бюрократии в правительство является своего рода рационализацией, как и строительство высокоэффективных жилых пространств в архитектуре и городском планировании. Потенциальной причиной того, почему рационализация культуры может иметь место в современную эпоху, является процесс глобализации . Страны становятся все более взаимосвязанными, и с развитием технологий странам становится легче влиять друг на друга через социальные сети , средства массовой информации и политику . Примером рационализации может служить случай с знахарями в некоторых частях Африки. Хотя многие местные жители рассматривают их как важную часть своей культуры и традиций, инициативы развития и сотрудники гуманитарных организаций пытались рационализировать эту практику, чтобы обучить местное население современной медицине и практике. [3]

Многие социологи, критические теоретики и современные философы утверждают, что рационализация, ошибочно принимаемая за прогресс, оказала негативное и дегуманизирующее воздействие на общество, отдалив современность от центральных принципов Просвещения . [4] Основатели социологии критически отреагировали на рационализацию:

Маркс и Энгельс связывали возникновение современного общества прежде всего с развитием капитализма; для Дюркгейма это было связано, в частности, с индустриализацией и вызванным ею новым общественным разделением труда; для Вебера это было связано с возникновением особого образа мышления, рационального расчета, который он связывал с протестантской этикой (более или менее то, о чем говорят Маркс и Энгельс в терминах этих «ледяных волн эгоистического расчета»).

Джон Харрисс , Вторая великая трансформация? Капитализм в конце двадцатого века 1992 г. [5]

Капитализм

[ редактировать ]

Рационализация сформировала центральную концепцию в основе классической социологии, особенно в отношении акцента, который эта дисциплина делала – в отличие от антропологии – на природе современных западных обществ. Этот термин был предложен чрезвычайно влиятельным немецким антипозитивистом Максом Вебером , хотя его темы имеют параллель с критикой современности, изложенной рядом ученых. В основе этой концепции лежит отказ от диалектизма и социокультурной эволюции .

Вебер продемонстрировал рационализацию в книге «Протестантская этика и дух капитализма» , в которой показано, что цели некоторых протестантских теологий, особенно кальвинизма , сместились в сторону рациональных средств экономической выгоды как способа борьбы с их «тревогой спасения». Он утверждал, что рациональные последствия этой доктрины вскоре стали несовместимы с ее религиозными корнями, и поэтому последние в конечном итоге были отброшены. Вебер продолжает свое исследование этого вопроса в более поздних работах, особенно в своих исследованиях бюрократии и классификации власти . В этих работах он намекает на неизбежное движение к рационализации. [6]

Вебер считал, что движение к рационально-правовой власти неизбежно. При харизматической власти смерть лидера фактически прекращает власть этой власти, и только через рационализированную и бюрократическую основу эта власть может передаваться дальше. Традиционные власти в рационализированных обществах также склонны развивать рационально-правовую базу для лучшего обеспечения стабильного присоединения. (См. также: Трехсторонняя классификация полномочий )

Вебер изобразил не только секуляризацию западной культуры , но также и особенно развитие современных обществ с точки зрения рационализации. Новые структуры общества ознаменовались дифференциацией двух функционально взаимосвязанных систем, сложившихся вокруг организационных ядер капиталистического предприятия и бюрократического государственного аппарата. Вебер понимал этот процесс как институционализацию целенаправленно-рационального экономического и административного действия. В той степени, в которой эта культурная и социальная рационализация затронула повседневную жизнь, традиционные формы жизни, которые в ранний современный период дифференцировались в первую очередь в зависимости от профессии, были растворены.

- Юрген Хабермас , Современное сознание времени. [4]

В то время как в традиционных обществах, таких как феодализм, управление осуществляется под традиционным руководством , например, королевы или вождя племени , современные общества функционируют в рамках рационально-правовых систем . Например, демократические системы пытаются решить качественные проблемы (такие как расовая дискриминация ) с помощью рациональных, количественных средств (например, о гражданских правах законодательства ). Вебер описал конечные последствия рационализации в своей книге «Экономика и общество» как ведущие к «полярной ночи ледяной тьмы», в которой растущая рационализация человеческой жизни запирает людей в « железную клетку » (или «твердую стальную оболочку») правил. -основанный, рациональный контроль.

Юрген Хабермас утверждал, что правильное понимание рационализации требует выхода за рамки веберовского понятия рационализации. Требуется различать инструментальную рациональность , предполагающую расчет и эффективность (иными словами, сведение всех отношений к отношениям средств и целей), и коммуникативную рациональность , предполагающую расширение сферы взаимопонимания в общении, способность расширять это понимание посредством рефлексивный дискурс о коммуникации и подчинение социальной и политической жизни этому расширенному пониманию.

Ясно, что в «Теории коммуникативного действия» Вебер играет нечто вроде той роли, которую Гегель сыграл для Маркса. Вебера, по Хабермасу, нужно не столько поставить на голову (или вернуть в правильное положение), сколько убедить встать на две ноги, а не на одну, чтобы подкрепить свою теорию современности более систематическим и структурным анализом, чем те, что были у Хабермаса. (целе-рациональная) рационализация действия... Вебер «расстается с теорией коммуникативного действия», когда он определяет действие в терминах актора, придающего ему субъективный смысл. Он не разъясняет «значение» в связи с моделью речи; он относит его не к языковой среде возможного понимания, а к убеждениям и намерениям действующего субъекта, находящегося в изоляции. Это приводит его к знакомому различению ценностно-рационального, целенаправленного, традиционного и аффективного действия. Вместо этого Веберу следовало бы сосредоточиться не на ориентациях действия, а на общих структурах жизненного мира, к которому принадлежат действующие субъекты.

- Уильям Аутуэйт , Хабермас: Ключевые современные мыслители, 1988 г. [7]

Холокост, современность и двойственность

[ редактировать ]
Железнодорожная линия, ведущая в лагерь смерти Освенцим II (Биркенау) .

Для Зигмунта Баумана рационализация как проявление современности может быть тесно связана с событиями Холокоста . В книге «Современность и амбивалентность» Бауман попытался дать объяснение различным подходам современного общества к незнакомцу. Он утверждал, что, с одной стороны, в экономике, ориентированной на потребителя, все странное и незнакомое всегда заманчиво; в разных стилях еды, разной моде и в туризме можно ощутить очарование незнакомого.

Однако у этой странности есть и более негативная сторона. Незнакомец, поскольку его нельзя контролировать и приказывать, всегда является объектом страха; он потенциальный грабитель, человек за пределами общества, который постоянно угрожает. Самая известная книга Баумана « Современность и Холокост » представляет собой попытку дать полный отчет об опасностях такого рода страхов. Опираясь на книги Ханны Арендт и Теодора Адорно о тоталитаризме и Просвещении, Бауман утверждает, что Холокост не следует рассматривать просто как событие еврейской истории или регресс к досовременному варварству. Скорее, говорит он, Холокост следует рассматривать как нечто глубоко связанное с современностью и ее усилиями по установлению порядка. Процедурная рациональность, разделение труда на все более мелкие задачи, таксономическая категоризация различных видов и тенденция рассматривать следование правилам как морально хорошее – все это сыграло свою роль в наступлении Холокоста.

По этой причине Бауман утверждает, что современные общества не полностью усвоили уроки Холокоста; обычно его рассматривают – если использовать метафору Баумана – как картину, висящую на стене, дающую мало уроков. Согласно анализу Баумана, евреи стали «чужими» по преимуществу в Европе; [8] «Окончательное решение» было изображено им как крайний пример попыток общества исключить неудобные и неопределенные элементы, существующие внутри него. Бауман, как и философ Джорджио Агамбен , утверждал, что те же процессы исключения, которые действовали во время Холокоста, могут и в некоторой степени продолжают действовать и сегодня.

Определение «просветления» Адорно и Хоркхаймера.

[ редактировать ]

Термин «просветление» понимается как описывающий самый широкий смысл развития мысли. Достигнув чувства просветления, человек освободится от своих страхов и станет в обществе «хозяином». Считается, что этот термин в смысле рационализации уточняет уровни убедительности с помощью формальной логики, создавая дискурс в рамках того, чтобы быть рациональным существом, поскольку он больше не имеет той же важности, люди захотят достичь полного просветления, а не использовать полную рациональность. [9] В своем анализе современного западного общества «Диалектика Просвещения» (1944, переработанная в 1947 году) Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер разработали широкую и пессимистическую концепцию просвещения. В их анализе просвещение имело свою темную сторону: пытаясь уничтожить суеверия и мифы с помощью «фундаментальной» философии, оно игнорировало свою собственную «мифическую» основу. Его стремление к тотальности и определенности привело к все большей инструментализации разума . По их мнению, само просвещение должно быть просвещенным, а не представляться как «свободный от мифов» взгляд на мир. Для марксистской философии в целом рационализация тесно связана с понятием « товарный фетишизм » по той причине, что не только продукция предназначена для выполнения определенных задач, но и нанимаются работники для выполнения определенных задач.

Потребление

[ редактировать ]
Вывеска Макдональдса автозаправке на . Заявление о «более 99 миллиардов обслуженных услуг» иллюстрирует идею Ритцера об исчисляемости.

Современное потребление продуктов питания является типичным примером процесса рационализации. В то время как приготовление пищи в традиционных обществах является более трудоемким и технически неэффективным, современное общество стремится к скорости и точности ее доставки. Рестораны быстрого питания , созданные для максимизации прибыли, с момента своего создания стремились к полной эффективности и продолжают это делать. Строгий уровень эффективности был достигнут несколькими способами, включая более строгий контроль за действиями работников, замену более сложных систем на более простые и менее трудоемкие, простые пронумерованные системы ценного питания и добавление для проезда окон . .

Рационализация также наблюдается в замене более традиционных магазинов, которые могут предлагать потребителям субъективные преимущества (например, то, что социологи считают менее регулируемой, более естественной средой), современными магазинами, предлагающими потребителям объективное преимущество более низких цен. Случай с Wal-Mart является ярким примером, демонстрирующим этот переход. В то время как Wal-Marts вызвали серьезную критику за эффективное вытеснение более традиционных магазинов, эти субъективные проблемы социальной ценности имели минимальную эффективность в ограничении расширения предприятия, особенно в более рационализированных странах. [ нужна ссылка ] из-за предпочтения публики более низких цен по сравнению с преимуществами, которые социологи утверждают о более традиционных магазинах. [10]

Социолог Джордж Ритцер использовал термин «макдональдизация» не только для обозначения действий ресторанов быстрого питания, но и для общего процесса рационализации. Ритцер выделяет четыре основных компонента макдональдизации: [11]

  • Эффективность – оптимальный метод выполнения задачи; самый быстрый способ добраться из точки А в точку Б. Эффективность при макдональдизации означает, что каждый аспект организации ориентирован на минимизацию времени. [6]
  • Рассчитываемость – цели поддаются количественной оценке (т. е. продажи, деньги), а не субъективны (т. е. вкус, труд). Макдональдизация разработала идею о том, что количество равно качеству и что большое количество продукта, доставленное покупателю за короткий промежуток времени, равноценно высококачественному продукту. «Они управляют своей организацией таким образом, что человек может зайти в любой Макдональдс и получить одни и те же бутерброды, приготовленные точно таким же способом. В результате получается очень рациональная система, которая регламентирует каждое действие и не оставляет ничего на волю случая». [6]
  • Предсказуемость стандартизированные и единообразные услуги. «Предсказуемость» означает, что куда бы человек ни пошел, он будет получать одну и ту же услугу и один и тот же продукт при каждом взаимодействии с корпорацией. Это также относится и к работникам этих организаций; их задачи представляют собой повторяющиеся и предсказуемые рутины. [6]
  • Контроль – стандартизированные и единые сотрудники, замена человеческих технологий нечеловеческими. [6]

Дальнейшие объекты рационализации

[ редактировать ]

Одна из рациональных тенденций направлена ​​на повышение эффективности и продуктивности человеческого тела. Для достижения этой цели можно использовать несколько средств, включая тенденции к регулярным физическим упражнениям , диете , усилению гигиены , приему лекарств и акценту на оптимальном питании . Помимо увеличения продолжительности жизни , они позволяют создавать более сильные, стройные и оптимизированные тела для быстрого выполнения задач. [12]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Вебер, Макс . Бенезит Словарь художников. Издательство Оксфордского университета. 31 октября 2011 г. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.b00195194 .
  2. ^ Jump up to: а б Папастефану, Марианна (ноябрь 2001 г.). «Модернизация, рационализация и образование: ответ другим» . Социологические исследования онлайн . 6 (3): 105–115. дои : 10.5153/сро.638 . ISSN   1360-7804 . S2CID   144352443 .
  3. ^ де Блекур, Виллем; Дэвис, Оуэн (30 июля 2018 г.). "Введение" . Колдовство продолжение . Издательство Манчестерского университета. дои : 10.7765/9781526137975.00004 . ISBN  9781526137975 . S2CID   240365272 . Проверено 14 апреля 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б Хабермас, Юрген, Философский дискурс современности , Polity Press (1985), ISBN   0-7456-0830-2 , с. 2
  5. ^ Харрисс, Джон. Вторая великая трансформация? Капитализм в конце двадцатого века , Аллен Т. и Томас, Алан (ред.) Бедность и развитие в XXI веке , Oxford University Press, Оксфорд, стр. 325.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Масьонис Дж. и Гербер Л. (2010). Социология, 7-е издание
  7. ^ Аутуэйт, Уильям, 1988 Хабермас: Ключевые современные мыслители , Polity Press (второе издание, 2009 г.), ISBN   978-0-7456-4328-1 , с. 76.
  8. ^ Современность и Холокост , с. 53.
  9. ^ Санер, Марк (2005). «Базовая классификация PREP: понимаемая в самом широком смысле и сгруппированная с обычными табачными изделиями» . Электронный журнал ССРН . дои : 10.2139/ssrn.1559407 . ISSN   1556-5068 .
  10. ^ Вооз, Давид. (8 ноября 1996 г.). « Chrysler, Microsoft и промышленная политика. Архивировано 3 февраля 2006 г. в Wayback Machine ». Институт Катона . Проверено 17 августа 2006 г.
  11. ^ Ритцер, Джордж (2008). Макдональдизация общества . Лос-Анджелес: Pine Forge Press. ISBN  978-0-7619-8812-0 .
  12. ^ См Мишеля Фуко » . «Историю сексуальности (подзаголовок: «Забота о себе», том 3 ), в которой эта рационализация определяется как возникшая из капиталистических идеологий по отношению к контролю над рабочими (т.е., в данном случае, в частности, над их телами). ) для суровых условий торговли и рынка.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Адорно, Теодор. Негативная диалектика . Перевод Э.Б. Эштона, Лондон: Routledge, 1973.
  • Бауман, Зигмунт. Современность и Холокост. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1989. ISBN   0-8014-2397-X
  • Грин, Роберт В. (ред.). Протестантизм, капитализм и социальные науки. Лексингтон, Массачусетс: Хит, 1973.
  • «Принципы макдональдизации», Масионис Дж. и Гербер Л. (2010). Социология, 7-е издание
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6232248f497cbafcd276b4538d6de091__1721577600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/91/6232248f497cbafcd276b4538d6de091.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rationalization (sociology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)