Рационализация (социология)
В социологии термин «рационализация» был введен Максом Вебером , немецким социологом, юристом и экономистом. [1] Рационализация (или рационализация ) — это замена традиций, ценностей и эмоций как мотиваторов поведения в обществе концепциями, основанными на рациональности и разуме . [2] Термин «рациональный» рассматривается в контексте людей, их выражений и/или их действий. Этот термин можно применить к людям, способным совершать речь или вообще какое-либо действие, помимо представлений о разумности внутри людей его можно рассматривать в перспективе чего-то типа мировоззрения или перспективы (идеи). [2] Например, внедрение бюрократии в правительство является своего рода рационализацией, как и строительство высокоэффективных жилых пространств в архитектуре и городском планировании. Потенциальной причиной того, почему рационализация культуры может иметь место в современную эпоху, является процесс глобализации . Страны становятся все более взаимосвязанными, и с развитием технологий странам становится легче влиять друг на друга через социальные сети , средства массовой информации и политику . Примером рационализации может служить случай с знахарями в некоторых частях Африки. Хотя многие местные жители рассматривают их как важную часть своей культуры и традиций, инициативы развития и сотрудники гуманитарных организаций пытались рационализировать эту практику, чтобы обучить местное население современной медицине и практике. [3]
Многие социологи, критические теоретики и современные философы утверждают, что рационализация, ошибочно принимаемая за прогресс, оказала негативное и дегуманизирующее воздействие на общество, отдалив современность от центральных принципов Просвещения . [4] Основатели социологии критически отреагировали на рационализацию:
Маркс и Энгельс связывали возникновение современного общества прежде всего с развитием капитализма; для Дюркгейма это было связано, в частности, с индустриализацией и вызванным ею новым общественным разделением труда; для Вебера это было связано с возникновением особого образа мышления, рационального расчета, который он связывал с протестантской этикой (более или менее то, о чем говорят Маркс и Энгельс в терминах этих «ледяных волн эгоистического расчета»).
— Джон Харрисс , Вторая великая трансформация? Капитализм в конце двадцатого века 1992 г. [5]
Капитализм
[ редактировать ]Рационализация сформировала центральную концепцию в основе классической социологии, особенно в отношении акцента, который эта дисциплина делала – в отличие от антропологии – на природе современных западных обществ. Этот термин был предложен чрезвычайно влиятельным немецким антипозитивистом Максом Вебером , хотя его темы имеют параллель с критикой современности, изложенной рядом ученых. В основе этой концепции лежит отказ от диалектизма и социокультурной эволюции .
Вебер продемонстрировал рационализацию в книге «Протестантская этика и дух капитализма» , в которой показано, что цели некоторых протестантских теологий, особенно кальвинизма , сместились в сторону рациональных средств экономической выгоды как способа борьбы с их «тревогой спасения». Он утверждал, что рациональные последствия этой доктрины вскоре стали несовместимы с ее религиозными корнями, и поэтому последние в конечном итоге были отброшены. Вебер продолжает свое исследование этого вопроса в более поздних работах, особенно в своих исследованиях бюрократии и классификации власти . В этих работах он намекает на неизбежное движение к рационализации. [6]
Вебер считал, что движение к рационально-правовой власти неизбежно. При харизматической власти смерть лидера фактически прекращает власть этой власти, и только через рационализированную и бюрократическую основу эта власть может передаваться дальше. Традиционные власти в рационализированных обществах также склонны развивать рационально-правовую базу для лучшего обеспечения стабильного присоединения. (См. также: Трехсторонняя классификация полномочий )
Вебер изобразил не только секуляризацию западной культуры , но также и особенно развитие современных обществ с точки зрения рационализации. Новые структуры общества ознаменовались дифференциацией двух функционально взаимосвязанных систем, сложившихся вокруг организационных ядер капиталистического предприятия и бюрократического государственного аппарата. Вебер понимал этот процесс как институционализацию целенаправленно-рационального экономического и административного действия. В той степени, в которой эта культурная и социальная рационализация затронула повседневную жизнь, традиционные формы жизни, которые в ранний современный период дифференцировались в первую очередь в зависимости от профессии, были растворены.
- Юрген Хабермас , Современное сознание времени. [4]
В то время как в традиционных обществах, таких как феодализм, управление осуществляется под традиционным руководством , например, королевы или вождя племени , современные общества функционируют в рамках рационально-правовых систем . Например, демократические системы пытаются решить качественные проблемы (такие как расовая дискриминация ) с помощью рациональных, количественных средств (например, о гражданских правах законодательства ). Вебер описал конечные последствия рационализации в своей книге «Экономика и общество» как ведущие к «полярной ночи ледяной тьмы», в которой растущая рационализация человеческой жизни запирает людей в « железную клетку » (или «твердую стальную оболочку») правил. -основанный, рациональный контроль.
Юрген Хабермас утверждал, что правильное понимание рационализации требует выхода за рамки веберовского понятия рационализации. Требуется различать инструментальную рациональность , предполагающую расчет и эффективность (иными словами, сведение всех отношений к отношениям средств и целей), и коммуникативную рациональность , предполагающую расширение сферы взаимопонимания в общении, способность расширять это понимание посредством рефлексивный дискурс о коммуникации и подчинение социальной и политической жизни этому расширенному пониманию.
Ясно, что в «Теории коммуникативного действия» Вебер играет нечто вроде той роли, которую Гегель сыграл для Маркса. Вебера, по Хабермасу, нужно не столько поставить на голову (или вернуть в правильное положение), сколько убедить встать на две ноги, а не на одну, чтобы подкрепить свою теорию современности более систематическим и структурным анализом, чем те, что были у Хабермаса. (целе-рациональная) рационализация действия... Вебер «расстается с теорией коммуникативного действия», когда он определяет действие в терминах актора, придающего ему субъективный смысл. Он не разъясняет «значение» в связи с моделью речи; он относит его не к языковой среде возможного понимания, а к убеждениям и намерениям действующего субъекта, находящегося в изоляции. Это приводит его к знакомому различению ценностно-рационального, целенаправленного, традиционного и аффективного действия. Вместо этого Веберу следовало бы сосредоточиться не на ориентациях действия, а на общих структурах жизненного мира, к которому принадлежат действующие субъекты.
- Уильям Аутуэйт , Хабермас: Ключевые современные мыслители, 1988 г. [7]
Холокост, современность и двойственность
[ редактировать ]
Для Зигмунта Баумана рационализация как проявление современности может быть тесно связана с событиями Холокоста . В книге «Современность и амбивалентность» Бауман попытался дать объяснение различным подходам современного общества к незнакомцу. Он утверждал, что, с одной стороны, в экономике, ориентированной на потребителя, все странное и незнакомое всегда заманчиво; в разных стилях еды, разной моде и в туризме можно ощутить очарование незнакомого.
Однако у этой странности есть и более негативная сторона. Незнакомец, поскольку его нельзя контролировать и приказывать, всегда является объектом страха; он потенциальный грабитель, человек за пределами общества, который постоянно угрожает. Самая известная книга Баумана « Современность и Холокост » представляет собой попытку дать полный отчет об опасностях такого рода страхов. Опираясь на книги Ханны Арендт и Теодора Адорно о тоталитаризме и Просвещении, Бауман утверждает, что Холокост не следует рассматривать просто как событие еврейской истории или регресс к досовременному варварству. Скорее, говорит он, Холокост следует рассматривать как нечто глубоко связанное с современностью и ее усилиями по установлению порядка. Процедурная рациональность, разделение труда на все более мелкие задачи, таксономическая категоризация различных видов и тенденция рассматривать следование правилам как морально хорошее – все это сыграло свою роль в наступлении Холокоста.
По этой причине Бауман утверждает, что современные общества не полностью усвоили уроки Холокоста; обычно его рассматривают – если использовать метафору Баумана – как картину, висящую на стене, дающую мало уроков. Согласно анализу Баумана, евреи стали «чужими» по преимуществу в Европе; [8] «Окончательное решение» было изображено им как крайний пример попыток общества исключить неудобные и неопределенные элементы, существующие внутри него. Бауман, как и философ Джорджио Агамбен , утверждал, что те же процессы исключения, которые действовали во время Холокоста, могут и в некоторой степени продолжают действовать и сегодня.
Определение «просветления» Адорно и Хоркхаймера.
[ редактировать ]Термин «просветление» понимается как описывающий самый широкий смысл развития мысли. Достигнув чувства просветления, человек освободится от своих страхов и станет в обществе «хозяином». Считается, что этот термин в смысле рационализации уточняет уровни убедительности с помощью формальной логики, создавая дискурс в рамках того, чтобы быть рациональным существом, поскольку он больше не имеет той же важности, люди захотят достичь полного просветления, а не использовать полную рациональность. [9] В своем анализе современного западного общества «Диалектика Просвещения» (1944, переработанная в 1947 году) Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер разработали широкую и пессимистическую концепцию просвещения. В их анализе просвещение имело свою темную сторону: пытаясь уничтожить суеверия и мифы с помощью «фундаментальной» философии, оно игнорировало свою собственную «мифическую» основу. Его стремление к тотальности и определенности привело к все большей инструментализации разума . По их мнению, само просвещение должно быть просвещенным, а не представляться как «свободный от мифов» взгляд на мир. Для марксистской философии в целом рационализация тесно связана с понятием « товарный фетишизм » по той причине, что не только продукция предназначена для выполнения определенных задач, но и нанимаются работники для выполнения определенных задач.
Потребление
[ редактировать ]
Современное потребление продуктов питания является типичным примером процесса рационализации. В то время как приготовление пищи в традиционных обществах является более трудоемким и технически неэффективным, современное общество стремится к скорости и точности ее доставки. Рестораны быстрого питания , созданные для максимизации прибыли, с момента своего создания стремились к полной эффективности и продолжают это делать. Строгий уровень эффективности был достигнут несколькими способами, включая более строгий контроль за действиями работников, замену более сложных систем на более простые и менее трудоемкие, простые пронумерованные системы ценного питания и добавление для проезда окон . .
Рационализация также наблюдается в замене более традиционных магазинов, которые могут предлагать потребителям субъективные преимущества (например, то, что социологи считают менее регулируемой, более естественной средой), современными магазинами, предлагающими потребителям объективное преимущество более низких цен. Случай с Wal-Mart является ярким примером, демонстрирующим этот переход. В то время как Wal-Marts вызвали серьезную критику за эффективное вытеснение более традиционных магазинов, эти субъективные проблемы социальной ценности имели минимальную эффективность в ограничении расширения предприятия, особенно в более рационализированных странах. [ нужна ссылка ] из-за предпочтения публики более низких цен по сравнению с преимуществами, которые социологи утверждают о более традиционных магазинах. [10]
Социолог Джордж Ритцер использовал термин «макдональдизация» не только для обозначения действий ресторанов быстрого питания, но и для общего процесса рационализации. Ритцер выделяет четыре основных компонента макдональдизации: [11]
- Эффективность – оптимальный метод выполнения задачи; самый быстрый способ добраться из точки А в точку Б. Эффективность при макдональдизации означает, что каждый аспект организации ориентирован на минимизацию времени. [6]
- Рассчитываемость – цели поддаются количественной оценке (т. е. продажи, деньги), а не субъективны (т. е. вкус, труд). Макдональдизация разработала идею о том, что количество равно качеству и что большое количество продукта, доставленное покупателю за короткий промежуток времени, равноценно высококачественному продукту. «Они управляют своей организацией таким образом, что человек может зайти в любой Макдональдс и получить одни и те же бутерброды, приготовленные точно таким же способом. В результате получается очень рациональная система, которая регламентирует каждое действие и не оставляет ничего на волю случая». [6]
- Предсказуемость – стандартизированные и единообразные услуги. «Предсказуемость» означает, что куда бы человек ни пошел, он будет получать одну и ту же услугу и один и тот же продукт при каждом взаимодействии с корпорацией. Это также относится и к работникам этих организаций; их задачи представляют собой повторяющиеся и предсказуемые рутины. [6]
- Контроль – стандартизированные и единые сотрудники, замена человеческих технологий нечеловеческими. [6]
Дальнейшие объекты рационализации
[ редактировать ]Одна из рациональных тенденций направлена на повышение эффективности и продуктивности человеческого тела. Для достижения этой цели можно использовать несколько средств, включая тенденции к регулярным физическим упражнениям , диете , усилению гигиены , приему лекарств и акценту на оптимальном питании . Помимо увеличения продолжительности жизни , они позволяют создавать более сильные, стройные и оптимизированные тела для быстрого выполнения задач. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вебер, Макс . Бенезит Словарь художников. Издательство Оксфордского университета. 31 октября 2011 г. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.b00195194 .
- ^ Jump up to: а б Папастефану, Марианна (ноябрь 2001 г.). «Модернизация, рационализация и образование: ответ другим» . Социологические исследования онлайн . 6 (3): 105–115. дои : 10.5153/сро.638 . ISSN 1360-7804 . S2CID 144352443 .
- ^ де Блекур, Виллем; Дэвис, Оуэн (30 июля 2018 г.). "Введение" . Колдовство продолжение . Издательство Манчестерского университета. дои : 10.7765/9781526137975.00004 . ISBN 9781526137975 . S2CID 240365272 . Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Хабермас, Юрген, Философский дискурс современности , Polity Press (1985), ISBN 0-7456-0830-2 , с. 2
- ^ Харрисс, Джон. Вторая великая трансформация? Капитализм в конце двадцатого века , Аллен Т. и Томас, Алан (ред.) Бедность и развитие в XXI веке , Oxford University Press, Оксфорд, стр. 325.
- ^ Jump up to: а б с д и Масьонис Дж. и Гербер Л. (2010). Социология, 7-е издание
- ^ Аутуэйт, Уильям, 1988 Хабермас: Ключевые современные мыслители , Polity Press (второе издание, 2009 г.), ISBN 978-0-7456-4328-1 , с. 76.
- ^ Современность и Холокост , с. 53.
- ^ Санер, Марк (2005). «Базовая классификация PREP: понимаемая в самом широком смысле и сгруппированная с обычными табачными изделиями» . Электронный журнал ССРН . дои : 10.2139/ssrn.1559407 . ISSN 1556-5068 .
- ^ Вооз, Давид. (8 ноября 1996 г.). « Chrysler, Microsoft и промышленная политика. Архивировано 3 февраля 2006 г. в Wayback Machine ». Институт Катона . Проверено 17 августа 2006 г.
- ^ Ритцер, Джордж (2008). Макдональдизация общества . Лос-Анджелес: Pine Forge Press. ISBN 978-0-7619-8812-0 .
- ^ См Мишеля Фуко » . «Историю сексуальности (подзаголовок: «Забота о себе», том 3 ), в которой эта рационализация определяется как возникшая из капиталистических идеологий по отношению к контролю над рабочими (т.е., в данном случае, в частности, над их телами). ) для суровых условий торговли и рынка.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Адорно, Теодор. Негативная диалектика . Перевод Э.Б. Эштона, Лондон: Routledge, 1973.
- Бауман, Зигмунт. Современность и Холокост. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1989. ISBN 0-8014-2397-X
- Грин, Роберт В. (ред.). Протестантизм, капитализм и социальные науки. Лексингтон, Массачусетс: Хит, 1973.
- «Принципы макдональдизации», Масионис Дж. и Гербер Л. (2010). Социология, 7-е издание