Могущество делает право
« Сила дает право » или « Сила есть право » — это афоризм о происхождении морали , имеющий как описательный , так и предписывающий смысл.
В описательном смысле он утверждает, что взгляды общества на добро и зло определяются теми, кто находится у власти, что означает, что « Историю пишут победители ». То есть, хотя у всех людей есть свои личные представления о добре, только те, кто достаточно силен, чтобы преодолевать препятствия и врагов, могут воплотить свои идеи в жизнь и распространить свои собственные стандарты на общество в целом. Монтегю определил кратократию или кратерократию (от древнегреческого : κράτος , латинизированного : krátos , букв. «мощь; сила») как правительство, основанное на принудительной власти , со стороны тех, кто достаточно силен, чтобы захватить контроль посредством физического насилия или демагогических манипуляций . [1]
«Сила дает право» называют кредо тоталитарных режимов . [2] Социолог Макс Вебер проанализировал отношения между властью государства и его моральным авторитетом в Wirtschaft und Gesellschaft . реалисты Исследователи международной политики- используют эту фразу для описания « естественного состояния », в котором власть определяет отношения между суверенными государствами. [3]
В предписывающем (или нормативном ) смысле эта фраза чаще всего используется уничижительно, в знак протеста против воспринимаемой тирании . [ нужна ссылка ]
Эта фраза иногда имеет положительный оттенок в контексте высшей морали или социального дарвинизма , которые утверждают, что самые сильные члены общества должны управлять и определять его стандарты добра и зла, а также его цели для всеобщего блага. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Идея «горе побежденным» ярко выражена у Гомера , в притче о ястребе из , » Гесиода «Трудов и дней и у Ливия эквивалентная латинская фраза « vae victis ». , в котором впервые записана [ нужна ссылка ]
Идея, хотя и не ее формулировка, была приписана «Истории войны , написанной около 410 г. » Пелопоннесской сильные делают то, что могут, а слабые страдают то, что должны». [4]
Платона В первой главе «Государства» , написанной около 375 г. до н. э., Фрасимах утверждает, что «справедливость — это не что иное, как интерес более сильного», что Сократ . затем оспаривает [5] Калликл в «Горгии» аналогичным образом утверждает, что сильный должен управлять слабым, поскольку это право, обусловленное их превосходством. [6]
Книга Мудрости , написанная примерно в первом веке до нашей эры – первом веке нашей эры, описывает рассуждения нечестивцев: «Давайте притесним праведного бедняка; давайте не будем щадить вдову и не будем обращать внимания на седые волосы стариков. Но пусть наши может быть, это наш закон справедливости, ибо то, что слабо, оказывается бесполезным». [7]
Ранний пример этой фразы на английском языке можно найти в эссе Томаса Карлайла 1839 года «Чартизм» : «Могущество и право действительно сильно различаются от часа к часу; но дайте им столетия, чтобы опробовать это, и они окажутся идентичными». Позже он разъяснил свою позицию в дневниковой записи 1848 года, заявив, что «право — это вечный символ силы», а не наоборот. [8]
В 1846 году американский пацифист и аболиционист Адин Баллоу (1803–1890) писал: «Но теперь, вместо дискуссий и споров, грубая сила поднимается на помощь ошибочным ошибкам и сокрушает истину в пыль. верно», и седая глупость продолжает свою безумную карьеру в сопровождении армий и флотов». [9]
Авраама Линкольна к В предвыборном обращении Союзу Купера (1860 г.) фраза перевернута: «Давайте будем верить, что право дает силу, и в этой вере давайте до конца осмелимся выполнить свой долг так, как мы его понимаем». Он выступал в защиту нейтрального взаимодействия с рабовладельцами, а не насильственной конфронтации.
Артур Десмонд написал книгу «Сила права» в 1896 году, что вызвало критику со стороны Льва Толстого . [10]
Философ Уильям Пепперелл Монтегю ввел термин «кратократия » от греческого ), что означает «сильный», для правления тех, кто достаточно силен , κρατερός ( krateros чтобы захватить власть силой или хитростью. [1]
В письме Альберту Эйнштейну от 1932 года Зигмунд Фрейд также исследует историю и обоснованность принципа «сила против права». [11]
Папа Франциск заметил, что «огромное неравенство, несправедливость и акты насилия» возникли в результате принятия принципа «сильный – тот правый». [12]
См. также
[ редактировать ]- Аморальность
- Аргумент для персонала
- Блез Паскаль
- Теория божественного приказа
- Доминирующая культура
- Доминирующее повествование
- Эгоизм
- Дилемма Евтифрона
- Удача любит смелых
- Фридрих Ницше
- Кириархия
- Закон джунглей
- Макиавеллизм
- Маркиз де Сад
- Мастер морали
- Макс Штирнер
- Мелианский диалог
- Моральный нигилизм
- Естественный отбор
- Нормативное социальное влияние
- Политический реализм
- Политические репрессии
- Приз войны
- Право завоевания
- Социальный дарвинизм
- Супрематизм
- Выживает сильнейший
- Испытание боем
- Правосудие Виктора
- Военный трофей
- Кто посмеет, тот победит
- Культура победителей и проигравших
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хаушир, Герман (1942). «Кратократия». В рунах, Дагоберт Д. (ред.). Словарь философии .
- ^ Уайт, GE (1973), Эволюция обоснованной разработки: юридическая критика и социальные изменения, The , Va. L. Rev.
- ^ Рэй, Дж.Л. (1982), «Понимание Раммеля», Журнал разрешения конфликтов , 26 : 161–187, doi : 10.1177/0022002782026001007 , S2CID 220628906
- ^ Фукидид (431). Мелианский диалог .
- ^ Платон (375). «Книга 1». Республика Платона .
- ^ Платон (380). Горгий .
- ^ Мудрость 2, 10-11.
- ^ Боос, Флоренс С. «Концепция Карлейля о герое в Sartor Resartus и о героях» . victorianfboos.studio.uiowa.edu . Проверено 18 апреля 2024 г.
- ^ Баллоу, Адин (1846). Христианское непротивление во всех его важных аспектах, иллюстрированное и защищенное . Филадельфия: Дж. Миллер М'Ким. п. 119 . OCLC 7335706411 .
- ^ Что такое искусство? Лев Толстой
- ^ Почему война? Обмен письмами между Фрейдом и Эйнштейном (PDF) . Музей Фрейда. 30 июля 1932 года. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2015 года.
- ↑ Папа Франциск, Laudato si' ( О заботе о нашем общем доме ) , параграф 82, опубликовано 24 мая 2015 г., по состоянию на 11 июня 2023 г.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Фрейд, Зигмунд (1968). «Почему война?», Цивилизация, Война и Смерть .