Блез Паскаль

Страница полузащищенная
Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Блез Паскаль
Портрет Паскаля 1691 года.
Рожденный ( 1623-06-19 ) 19 июня 1623 г.
Клермон-Ферран , Овернь, Франция
Умер 19 августа 1662 г. (19 августа 1662 г.) (39 лет)
Париж , Франция
Родитель
Родственники Маргарита Перье (племянница)
Жаклин Паскаль (сестра)
Жильберта Перье (сестра)

Философская карьера
Эра Философия 17 века
Область Западная философия
Школа
Основные интересы
  • Теология
  • Математика
  • Философия
  • Физика
Известные идеи
Подпись

Блез Паскаль ( / p æ ˈ s k æ l / pass- KAL , также Великобритания : / - sk ɑː l , ˈ , p æ sk əl - -⁠ / sk æ l -kel KAHL , , , PASS -⁠kal США : / pɑːˈskɑːl ˈ - kɑːl / pahs KAHL ; [3] [4] [5] [6] [7] Французский: [blɛz paskal] ; 19 июня 1623 — 19 августа 1662) — французский математик , физик , изобретатель, философ и католический писатель.

Паскаль был вундеркиндом , которого воспитывал его отец, сборщик налогов в Руане . Его самая ранняя математическая работа была посвящена коническим сечениям ; он написал значительный трактат на тему проективной геометрии в возрасте 16 лет. Позже он переписывался с Пьером де Ферма по теории вероятностей , сильно повлиявшей на развитие современной экономики и социальных наук . В 1642 году он начал новаторскую работу над вычислительными машинами (называемыми калькуляторами Паскаля , а затем и Паскалинами), сделав его одним из двух первых изобретателей механического калькулятора . [8] [9]

Как и его современник Рене Декарт , Паскаль также был пионером естественных и прикладных наук. Паскаль выступил в защиту научного метода и дал несколько противоречивых результатов. Он внес важный вклад в изучение жидкостей и уточнил понятия давления и вакуума , обобщив работы Евангелисты Торричелли . Вслед за Торричелли и Галилео Галилеем в 1647 году он опроверг утверждения Аристотеля и Декарта, которые настаивали на том, что природа не терпит пустоты .

В 1646 году он и его сестра Жаклин отождествили себя с религиозным движением внутри католицизма, известным его недоброжелателям как янсенизм . [10] Получив религиозный опыт в конце 1654 года, он начал писать влиятельные работы по философии и теологии. К этому периоду относятся две его самые известные работы: « Провинциальные письма» и «Мысли» , первая из которых посвящена конфликту между янсенистами и иезуитами . Последний содержит пари Паскаля , известное в оригинале как « Рассуждение о машине» , [11] [12] фидеистический вероятностный аргумент в пользу существования Бога. В том же году он также написал важный трактат об арифметическом треугольнике. Между 1658 и 1659 годами он писал о циклоиде и ее использовании для расчета объема твердых тел.

ранняя жизнь и образование

место рождения Паскаля

Паскаль родился в Клермон-Ферране , который находится во французском регионе Овернь , недалеко от Центрального массива . Он потерял свою мать, Антуанетту Бегон, в возрасте трех лет. [13] Его отец, Этьен Паскаль , который также интересовался наукой и математикой, был местным судьей и членом « Ноблесс де Роб ». У Паскаля было две сестры, младшая Жаклин и старшая Жильберта .

В 1631 году, через пять лет после смерти жены, [2] Этьен Паскаль переехал с детьми в Париж. Новоприбывшая семья вскоре наняла Луизу Дельфо, горничную, которая со временем стала ключевым членом семьи. Этьен, который больше никогда не женился, решил, что он один будет воспитывать своих детей, поскольку все они демонстрировали исключительные интеллектуальные способности, особенно его сын Блез. Молодой Паскаль проявил удивительные способности к математике и естественным наукам. [14]

Эссе о кониках

Особый интерес Паскаля вызвала работа Дезарга о конических сечениях . Следуя замыслам Дезарга, 16-летний Паскаль в качестве средства доказательства составил небольшой трактат о так называемой Мистической гексаграмме , Essai pour les coniques ( Опыт о кониках ), и отправил его — свою первую серьезную работу по математике. — отцу Мерсенну в Париж; она до сих пор известна как теорема Паскаля . Он гласит, что если шестиугольник вписан в круг (или конус), то три точки пересечения противоположных сторон лежат на прямой (называемой линией Паскаля).

Работа Паскаля была настолько ранней, что Рене Декарт был убежден, что ее написал отец Паскаля. Когда Мерсенн заверил, что это действительно продукт сына, а не отца, Декарт отверг это, фыркнув: «Я не нахожу странным, что он предложил доказательства коник, более подходящие, чем доказательства древних». добавив: «Но можно предложить и другие вопросы, связанные с этой темой, которые вряд ли придут в голову 16-летнему ребенку». [15]

Покидая Париж

Во Франции в то время офисы и должности можно было покупать и продавать – и это происходило. В 1631 году Этьен продал свою должность второго президента Помощнической палаты за 65 665 ливров . [16] Деньги были вложены в государственные облигации , которые обеспечили если не щедрый, то, безусловно, комфортный доход, который позволил семье Паскалей переехать в Париж и наслаждаться им, но в 1638 году кардинал Ришелье , отчаянно нуждавшийся в деньгах для продолжения Тридцатилетней программы, ' Война , дефолт по государственным облигациям. Внезапно стоимость Этьена Паскаля упала с почти 66 000 ливров до менее 7300. [ нужна цитата ]

Как и многие другие, Этьен в конечном итоге был вынужден бежать из Парижа из-за своего несогласия с финансовой политикой Ришелье, оставив троих своих детей на попечение своей соседки мадам Сенкто, великой красавицы с печально известным прошлым, которая содержала одну из самых блестящих и интеллектуальные салоны по всей Франции. Этьен был помилован только тогда, когда Жаклин хорошо выступила в детском спектакле в присутствии Ришелье. Со временем Этьен снова оказался в благосклонности кардинала и в 1639 году был назначен королевским налоговым комиссаром в городе Руан — городе, налоговые отчеты которого из-за восстаний находились в полном хаосе.

Паскалин

Ранний Паскалин на выставке в Музее искусств и ремесел в Париже.

В 1642 году, стремясь облегчить своему отцу бесконечные, изнурительные расчеты и пересчеты причитающихся и уплаченных налогов (к этой работе был привлечен молодой Паскаль), Паскаль, которому еще не исполнилось 19 лет, сконструировал механический калькулятор, способный складывать и вычитать. , называемый калькулятором Паскаля или Паскалином . Известно, что из восьми сохранившихся паскалинов четыре хранятся в Музее искусств и ремесел в Париже, а еще один - в музее Цвингера в Дрездене , Германия, где выставлены два его оригинальных механических калькулятора. [17]

Хотя эти машины являются пионерами дальнейшего 400-летнего развития механических методов расчета и, в некотором смысле, более поздней области компьютерной техники , калькулятору не удалось добиться большого коммерческого успеха. Отчасти потому, что его все еще было довольно сложно использовать на практике, но, вероятно, прежде всего потому, что он был чрезвычайно дорогим, «Паскалин» стал не более чем игрушкой и символом статуса для очень богатых как во Франции, так и в других странах Европы. Паскаль продолжал совершенствовать свою конструкцию в течение следующего десятилетия и насчитывает около 50 машин, построенных по его конструкции. [18] За следующие 10 лет он построил 20 готовых машин. [19]

Математика

Вероятность

Развитие Паскалем теории вероятностей было его самым влиятельным вкладом в математику. Первоначально примененный к азартным играм, сегодня он чрезвычайно важен в экономике, особенно в актуарной науке . Джон Росс пишет: «Теория вероятностей и последовавшие за ней открытия изменили наше отношение к неопределенности, риску, принятию решений, а также к способности человека и общества влиять на ход будущих событий». [20] Однако Паскаль и Ферма, хотя и проделали важные ранние работы в области теории вероятностей, не продвинулись очень далеко. Христиан Гюйгенс , узнав об этом предмете из переписки Паскаля и Ферма, написал первую книгу на эту тему. Среди более поздних фигур, продолживших развитие теории, — Авраам де Муавр и Пьер-Симон Лаплас .

В 1654 году, по инициативе своего друга шевалье де Мере , он переписывался с Пьером де Ферма по поводу проблем, связанных с азартными играми, и в результате этого сотрудничества родилась математическая теория вероятностей . [21] Конкретная проблема заключалась в том, что два игрока хотят закончить игру раньше и, учитывая текущие обстоятельства игры, хотят справедливо разделить ставки , исходя из шансов каждого на победу в игре с этого момента. понятие ожидаемой ценности В результате этого обсуждения было введено . Позже Паскаль (в «Мыслях» ) использовал вероятностный аргумент, «пари Паскаля» , чтобы оправдать веру в Бога и добродетельную жизнь. Работа Ферма и Паскаля по исчислению вероятностей заложила важную основу для формулировки Лейбница этого исчисления . [22]

Трактат об арифметическом треугольнике

Треугольник Паскаля. Каждое число представляет собой сумму двух непосредственно над ним. Помимо биномиальных коэффициентов, треугольник демонстрирует множество математических свойств.

Паскаля В «Трактате о треугольной арифметике» , написанном в 1654 году, но опубликованном посмертно в 1665 году, описано удобное табличное представление биномиальных коэффициентов , которое он назвал арифметическим треугольником, но теперь называется треугольником Паскаля . [23] [24] Треугольник также можно изобразить:

0 1 2 3 4 5 6
0 1 1 1 1 1 1 1
1 1 2 3 4 5 6
2 1 3 6 10 15
3 1 4 10 20
4 1 5 15
5 1 6
6 1

Числа в треугольнике он определил рекурсией : Назовите число в ( m + 1)-й строке и ( n + 1)-м столбце t mn . Тогда t mn = t m –1, n + t m , n –1 для m = 0, 1, 2, ... и n = 0, 1, 2, ... Граничные условия таковы: t m ,− 1 = 0, t −1, n = 0 для m = 1, 2, 3, ... и n = 1, 2, 3, ... Генератор t 00 = 1. Паскаль завершил доказательство:

В том же трактате Паскаль дал подробное изложение принципа математической индукции . [23] В 1654 году он доказал тождество Паскаля, связывающее суммы p -ых степеней первых n натуральных чисел для p = 0, 1, 2, ..., k . [25]

В том же году Паскаль приобрел религиозный опыт и практически отказался от занятий математикой.

циклоида

Паскаль изучает циклоиду , картина Огюстена Пажу , 1785, Лувр.

В 1658 году Паскаль, страдая от зубной боли, начал рассматривать несколько задач, касающихся циклоиды. Его зубная боль исчезла, и он воспринял это как небесный знак, чтобы продолжить свои исследования. Восемь дней спустя он закончил свое эссе. [26] и, чтобы опубликовать результаты, предложил провести конкурс. [27]

Паскаль предложил три вопроса, касающихся центра тяжести , площади и объема циклоиды, победитель или победители получили призы в размере 20 и 40 испанских дублонов . Паскаль, Жиль де Роберваль и Пьер де Каркави Судьями были , и ни одно из двух представлений ( Джона Уоллиса и Антуана де Лалувера ) не было признано адекватным. [28] Пока соревнование продолжалось, Кристофер Рен отправил Паскалю предложение доказать выпрямление циклоиды; Роберваль тут же заявил, что знал об этом доказательстве уже много лет. » Уоллиса Уоллис опубликовал доказательство Рена (с указанием Рена) в «Tractus Duo , отдав Рену приоритет для первого опубликованного доказательства.

Физика

Иллюстрация (апокрифического) Паскаля с бочкой. эксперимента

Паскаль внес вклад в несколько областей физики, в первую очередь в области механики жидкости и давления. В честь его научных вкладов название Паскаль было присвоено единице давления в системе СИ и закону Паскаля (важному принципу гидростатики). двигателя он представил примитивную форму рулетки В поисках вечного и колесо рулетки . [29]

Динамика жидкостей

Его работы в области гидродинамики и гидростатики были сосредоточены на принципах гидравлических жидкостей . Его изобретения включают гидравлический пресс (использующий гидравлическое давление для увеличения силы) и шприц . Он доказал, что гидростатическое давление зависит не от веса жидкости, а от перепада высот. Он продемонстрировал этот принцип, прикрепив тонкую трубку к бочке с водой и наполнив трубку водой до уровня третьего этажа здания. Это привело к утечке из ствола, что стало известно как эксперимент с стволом Паскаля .

Вакуум

К 1647 году Паскаль узнал об Евангелисты Торричелли экспериментах с барометрами . Воспроизведя эксперимент, в котором трубка, наполненная ртутью, помещалась вверх дном в чашу с ртутью, Паскаль задался вопросом, какая сила удерживает немного ртути в трубке и что заполняет пространство над ртутью в трубке. В то время большинство ученых, включая Декарта, верили в существование пленума, то есть некой невидимой материи, заполняющей все пространство, а не вакуума . « Природа не терпит пустоты ». Это было основано на аристотелевском представлении о том, что все, что находится в движении, является субстанцией, движимой другой субстанцией. [30] веществом, таким как эфир, Кроме того, свет проходил через стеклянную трубку, что позволяет предположить , что пространство наполнялось а не вакуумом.

После дальнейших экспериментов в этом направлении в 1647 году Паскаль выпустил Experiences nouvelles touchant le vide («Новые эксперименты с вакуумом»), в которых подробно описывались основные правила, описывающие, в какой степени различные жидкости могут поддерживаться давлением воздуха . Это также объяснило, почему это действительно был вакуум над столбом жидкости в трубке барометра. За этой работой последовал Récit de la grande expérience de l'équilibre des liqueurs («Отчет о великом эксперименте по установлению равновесия в жидкостях»), опубликованный в 1648 году.

Первый эксперимент по зависимости атмосферного давления от высоты

Пюи де Дом
Флорин Перье измеряет уровень ртути в барометре Торричелли на вершине Пюи-де-Дом.
Флорин Перье на Пюи де Дом

Вакуум Торричелли обнаружил, что давление воздуха равно весу 30 дюймов ртутного столба. Если воздух имеет конечный вес, атмосфера Земли должна иметь максимальную высоту. Паскаль рассуждал, что если это правда, то давление воздуха на высокой горе должно быть меньше, чем на меньшей высоте. Он жил недалеко от горы Пюи-де-Дом высотой 4790 футов (1460 м), но у него было слабое здоровье, поэтому он не мог подняться на нее. [31] 19 сентября 1648 года, после многих месяцев дружеских, но настойчивых уговоров Паскаля, Флорин Перье , муж старшей сестры Паскаля Жильберты, наконец смог выполнить миссию по установлению фактов, жизненно важную для теории Паскаля. В отчете, написанном Перье, говорится:

В прошлую субботу погода была переменчивая... [но] около пяти часов утра... был виден Пюи-де-Дом... поэтому я решил попробовать. Несколько важных людей в городе Клермон попросили меня сообщить им, когда я совершу восхождение... Я был рад, что они были со мной в этой великой работе...

...в восемь часов мы встретились в саду Отцов Минимов, который находится на самой низкой высоте в городе....Сначала я налил 16 фунтов ртути ... в сосуд... затем взял несколько стеклянных трубок. ...каждый четыре фута длиной, герметично запечатанный с одного конца и открытый с другого... затем поместил их в сосуд [с ртутью]... Я обнаружил, что быстрое серебро имело высоту 26 дюймов и 3 + 1 2 линии над ртутью в сосуде... Я повторил эксперимент еще два раза, стоя на том же месте... [они] каждый раз давали один и тот же результат...

Я прикрепил одну из трубок к сосуду, отметил высоту ртути и... попросил отца Честина, одного из братьев Миним... посмотреть, не произойдут ли какие-либо изменения в течение дня... Взяв другую трубку и порция быстрого серебра... Я подошел к вершине Пюи-де-Дом, примерно на 500 саженей выше монастыря, где в ходе эксперимента... обнаружил, что ртуть достигает высоты всего 23 дюйма и 2 линий. ...Я осторожно повторил эксперимент пять раз... каждый раз в разных точках вершины... обнаружил одинаковую высоту ртути... в каждом случае... [32]

Паскаль повторил эксперимент в Париже, поднеся барометр на вершину колокольни церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери , высотой около 50 метров. Меркурий опустил две строчки. В ходе обоих экспериментов он обнаружил, что подъем на 7 саженей понижает уровень ртутного столба на поллинии. [примечание 1] Примечание. Паскаль использовал pouce и ligne для обозначения «дюйма» и «линии», а toise — для «сажени». [33]

В ответ Этьену Ноэлю , который верил в пленум, Паскаль писал, повторяя современные представления о науке и фальсифицируемости : «Чтобы показать, что гипотеза очевидна, недостаточно того, что все явления следуют из нее; вместо этого, если оно ведет к чему-то противоположному одному из явлений, чего достаточно, чтобы установить его ложность». [34]

Стулья Блеза Паскаля предоставляются выдающимся международным ученым для проведения исследований в регионе Иль-де-Франс . [35]

Взрослая жизнь: религия, литература и философия

Религиозное обращение

Портрет Паскаля

Зимой 1646 года 58-летний отец Паскаля сломал бедро, когда поскользнулся и упал на обледенелой улице Руана; учитывая возраст мужчины и состояние медицины в 17 веке, перелом бедра мог быть очень серьезным заболеванием, возможно, даже смертельным. В Руане жили два лучших врача Франции, Десланд и де ла Бутейлери. Паскаль-старший «не позволял никому, кроме этих людей, сопровождать себя... Это был хороший выбор, поскольку старик выжил и снова смог ходить...» [36] Однако лечение и реабилитация заняли три месяца, за это время Ла Бутейлери и Десланд стали постоянными посетителями.

Оба мужчины были последователями Жана Гильбера , сторонника отколовшейся от католического учения группы, известной как янсенизм . Эта еще довольно небольшая секта в то время совершала удивительные вторжения во французскую католическую общину. Оно придерживалось строгого августинизма . Блез часто общался с врачами и после успешного лечения его отца заимствовал у них работы авторов-янсенистов. В этот период Паскаль пережил своего рода «первое обращение» и в течение следующего года начал писать на богословские темы.

Паскаль отошел от этой первоначальной религиозной деятельности и пережил несколько лет того, что некоторые биографы назвали его «мирским периодом» (1648–54). Его отец умер в 1651 году и оставил свое наследство Паскалю и его сестре Жаклин, у которых Паскаль был хранителем. Жаклин объявила, что вскоре станет послушницей янсенистского монастыря Пор-Рояля . Паскаль был глубоко расстроен и очень опечален не из-за ее выбора, а из-за своего хронического плохого здоровья; он нуждался в ней так же, как она нуждалась в нем.

Внезапно в доме Паскалей началась война. Блез умолял Жаклин не уходить, но она была непреклонна. Он приказал ей остаться, но и это не сработало. В основе всего этого был... страх Блеза быть брошенным... если Жаклин войдет в Пор-Рояль, ей придется оставить свое наследство... [но] ничто не изменит ее решения. [37]

К концу октября 1651 года между братом и сестрой было достигнуто перемирие. В обмен на солидную ежегодную стипендию Жаклин передала свою часть наследства брату. Жильберте уже было передано наследство в виде приданого. В начале января Жаклин уехала в Пор-Рояль. В тот день, по словам Жильберты о ее брате, «он очень грустно удалился в свои комнаты, не увидев Жаклин, которая ждала в маленькой гостиной...» [38] В начале июня 1653 года, после бесконечных нападок со стороны Жаклин, Паскаль официально передал все наследство своей сестры Порт-Роялю, что, по его мнению, «начало пахнуть сектой». [39] Поскольку две трети состояния его отца исчезли, 29-летний Паскаль теперь был обречен на благородную нищету.

Некоторое время Паскаль вел жизнь холостяка. Во время визитов к своей сестре в Пор-Рояль в 1654 году он проявлял презрение к мирским делам, но не тянулся к Богу. [40]

Мемориал

23 ноября 1654 года, между 10:30 и 12:30 ночи, Паскаль испытал сильный религиозный опыт и сразу же написал себе короткую записку, которая начиналась так: «Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова». , а не философов и ученых...» и завершился цитатой из Псалма 119:16: «Я не забуду слова Твоего». Этот документ он, кажется, тщательно зашил в свое пальто и всегда перекладывал его, когда переодевался; слуга обнаружил это только случайно после его смерти. [41] Эта часть теперь известна как Мемориал . История о дорожно-транспортном происшествии, приведшая к опыту, описанному в Мемориале, оспаривается некоторыми учеными. [42] Его вера и религиозная приверженность оживились, и в январе 1655 года Паскаль посетил старший из двух монастырей в Порт-Рояле на двухнедельный ретрит. В течение следующих четырех лет он регулярно путешествовал между Порт-Роялем и Парижем. Именно в этот момент, сразу после своего обращения, он начал писать свой первый крупный литературный труд о религии « Провинциальные письма» .

Литература

Паскаль

В литературе Паскаль считается одним из самых важных авторов французского классического периода, а сегодня его считают одним из величайших мастеров французской прозы. Его использование сатиры и остроумия повлияло на более поздних полемистов .

Провинциальные письма

Начиная с 1656–1657 годов Паскаль публиковал свою памятную атаку на казуистику — популярный этический метод, используемый католическими мыслителями в период раннего Нового времени (особенно иезуитами и, в частности, Антонио Эскобаром ). Паскаль осуждал казуистику как простое использование сложных рассуждений для оправдания моральной распущенности и всякого рода грехов . Серия из 18 букв была опубликована между 1656 и 1657 годами под псевдонимом Луи де Монтальте и привела в ярость Людовика XIV . В 1660 году король приказал измельчить и сжечь книгу . В 1661 году, в разгар споров по поводу формуляров , янсенистская школа в Пор-Рояле была осуждена и закрыта; те, кто имел отношение к школе, должны были подписать папскую буллу 1656 года , осуждающую учение Янсена как еретическое. Последнее письмо Паскаля в 1657 году бросило вызов самому Александру VII . Даже папа Александр, публично выступая против них, тем не менее, был убежден аргументами Паскаля.

Помимо религиозного влияния, « Провинциальные письма» были популярны как литературное произведение. Использование Паскалем юмора, насмешек и злобной сатиры в своих аргументах сделало письма готовыми для общественного потребления и повлияло на прозу более поздних французских писателей, таких как Вольтер и Жан-Жак Руссо .

Именно в «Провинциальных письмах» Паскаль извинился за то, что написал длинное письмо, поскольку у него не было времени написать более короткое. Из письма XVI в переводе Томаса МакКри: «Преподобные отцы, мои письма не обычно были столь многословны и не следовали столь пристально за друг друга. Недостаток времени должен служить моим оправданием за обе эти ошибки. Настоящее письмо очень длинный, просто потому, что у меня не было времени его сократить».

Шарль Перро писал о «Письмах» : «Здесь есть все — чистота языка, благородство мысли, основательность рассуждений, изящество в насмешках и во всем — agrément , которого больше нигде не найти». [43]

Философия

Паскаль, пожалуй, наиболее известен как философ, которого некоторые считают вторым величайшим французским умом после Рене Декарта . Он был дуалистом после Декарта. [44] Однако его также помнят за его оппозицию как рационализму подобных Декарту, так и одновременное противодействие основной противодействующей эпистемологии, эмпиризму , предпочитающему фидеизм .

Что касается Бога, Декарт и Паскаль расходились во мнениях. Паскаль писал: «Я не могу простить Декарта. Во всей своей философии он был бы вполне готов обойтись без Бога, но он не мог не позволить ему привести мир в движение; после этого он больше не нуждался в Боге». [45] Он выступал против рационализма таких людей, как Декарт, применительно к существованию Бога, предпочитая веру, поскольку «разум здесь ничего не может решить». [46] Для Паскаля природа Бога была такова, что такие доказательства не могут раскрыть Бога. Люди «находятся во тьме и отчуждены от Бога», потому что «Он скрыл Себя от их знания». [47]

Прежде всего его заботила философия религии. Теология Паскаля выросла из его точки зрения о том, что люди, по словам Вуда, «рождены в двуличном мире, который превращает нас в двуличных субъектов, и поэтому нам легко постоянно отвергать Бога и обманывать себя по поводу нашей собственной греховности». [48]

Философия математики

Главный вклад Паскаля в философию математики внес его труд «De l'Esprit géométrique » («О геометрическом духе»), первоначально написанный как предисловие к учебнику по геометрии для одной из знаменитых Petites écoles de Port-Royal («Маленькие школы математики»). Порт-Рояль»). Работа не публиковалась более века после его смерти. Здесь Паскаль рассмотрел проблему открытия истин, утверждая, что идеалом такого метода было бы основывать все предложения на уже установленных истинах. В то же время, однако, он утверждал, что это невозможно, потому что такие устоявшиеся истины потребуют других истин, подтверждающих их - следовательно, основные принципы не могут быть достигнуты. Основываясь на этом, Паскаль утверждал, что процедура, используемая в геометрии, была настолько совершенной, насколько это возможно, с принятием определенных принципов и развитием на их основе других положений. Тем не менее, не было никакого способа узнать, верны ли предполагаемые принципы.

Паскаль также использовал De l'Esprit Géométrique для разработки теории определения . Он проводил различие между определениями, которые представляют собой условные ярлыки, заданные автором, и определениями, которые находятся внутри языка и понятны каждому, поскольку они естественным образом обозначают своего референта. Второй тип был бы характерен для философии эссенциализма . Паскаль утверждал, что только определения первого типа важны для науки и математики, утверждая, что эти области должны принять философию формализма, сформулированную Декартом.

В книге «De l'Art de убедителя » («Об искусстве убеждения») Паскаль глубже рассмотрел аксиоматический метод геометрии , в частности вопрос о том, как люди приходят к убеждению в аксиомах , на которых основаны более поздние выводы. Паскаль соглашался с Монтенем в том, что добиться уверенности в этих аксиомах и выводах человеческими методами невозможно. Он утверждал, что эти принципы можно постичь только посредством интуиции, и что этот факт подчеркивает необходимость подчинения Богу в поисках истины.

Мысли

Человек — всего лишь тростник, самый слабый в природе, но он — тростник мыслящий.

Блез Паскаль, Мысли № 200

Самая влиятельная богословская работа Паскаля, посмертно названная « Мысли» («Мысли»), широко считается шедевром и вехой во французской прозе . Комментируя один конкретный раздел (Мысль № 72), Сент-Бев назвал его лучшими страницами на французском языке . [49] Уилл Дюран назвал «Мысли» «самой красноречивой книгой французской прозы». [50]

« Мысли» не были завершены до его смерти. Это должно было быть последовательное и последовательное исследование и защита христианской веры под первоначальным названием «Апология христианской религии» («Защита христианской религии»). Первая версия многочисленных обрывков бумаги, найденных после его смерти, появилась в печати в виде книги в 1669 году под названием других «Мысли М. Паскаля о религии и некоторых предметы») и вскоре после этого стал классикой.

Одной из главных стратегий «Апологии » было использование противоречивых философий пирронизма и стоицизма , персонализированных Монтенем, с одной стороны, и Эпиктетом , с другой, для того, чтобы довести неверующего до такого отчаяния и смятения, что он примет Бога.

Последние дела и смерть

Посмертная маска Блеза Паскаля

Т. С. Элиот описал его на этом этапе своей жизни как «светского человека среди аскетов и аскета среди мирских людей». Аскетический образ жизни Паскаля проистекал из убеждения, что страдания человека естественны и необходимы. В 1659 году Паскаль тяжело заболел. В последние годы своей жизни он часто пытался отвергнуть помощь своих врачей, говоря: «Болезнь — это естественное состояние христиан». [51]

Людовик XIV подавил движение янсенистов в Пор-Рояле в 1661 году. В ответ Паскаль написал одну из своих последних работ, Écrit sur la Signature du Formulaire («Письмо о подписании формы»), призывая янсенистов не сдаваться. Позже в том же году умерла его сестра Жаклин, что убедило Паскаля прекратить полемику с янсенизмом . Последним крупным достижением Паскаля, возвращающимся к его механическому гению, было открытие, пожалуй, первой автобусной линии, carrosses à cinq sols , перевозившей пассажиров по Парижу в многоместном вагоне. Паскаль также обозначил принципы работы, которые позже были использованы при планировании общественного транспорта: вагоны имели фиксированный маршрут, фиксированную цену и отправлялись, даже если не было пассажиров. [52] Широко распространено мнение, что идея общественного транспорта намного опередила время. Линии не имели коммерческого успеха, и последняя закрылась к 1675 году. [53]

В 1662 году болезнь Паскаля обострилась, а его эмоциональное состояние резко ухудшилось после смерти сестры. Понимая, что его здоровье быстро ухудшается, он попытался перевестись в больницу для лечения неизлечимых болезней, но врачи заявили, что он слишком нестабилен, чтобы его можно было нести. В Париже 18 августа 1662 года у Паскаля начались судороги, и ему было совершено чрезвычайное соборование . Он умер на следующее утро, его последними словами были: «Пусть Бог никогда не оставит меня», и был похоронен на кладбище Сент-Этьен-дю-Мон . [51]

Вскрытие , проведенное после его смерти, выявило серьезные проблемы с желудком и другими органами брюшной полости, а также повреждение мозга . Несмотря на вскрытие, причина его плохого здоровья так и не была точно определена, хотя предположения сосредоточены на туберкулезе , раке желудка или их сочетании. [54] Головные боли, от которых страдал Паскаль, обычно объясняются поражением его мозга . [55]

Наследие

Эпитафия Паскаля в Сент-Этьен-дю-Мон , где он был похоронен.

один из университетов Клермон-Феррана , Франция – Университет Блеза Паскаля Его именем назван . Établissement scolaire français Blaise-Pascal в Лубумбаши , Демократическая Республика Конго, названа в честь Паскаля.

1969 года Эрика Ромера Фильм «Моя ночь у Мод» основан на произведениях Паскаля. Роберто Росселлини снял биографический фильм «Блез Паскаль» , который впервые был показан по итальянскому телевидению в 1971 году. [56] Паскаль был героем первого выпуска BBC Two документального фильма 1984 года « Море веры» , представленного Доном Купиттом . Хамелеон в фильме «Рапунцель: Запутанная история» назван в честь Паскаля .

Язык программирования назван в честь Паскаля. В 2014 году Nvidia анонсировала свою новую микроархитектуру Pascal , названную в честь Паскаля. Первые видеокарты с поддержкой Pascal были выпущены в 2016 году.

В игре Nier: Automata 2017 года есть несколько персонажей, названных в честь известных философов; один из них - разумная пацифистская машина по имени Паскаль, которая играет роль главного второстепенного персонажа. Паскаль создает деревню, в которой машины мирно живут с андроидами, с которыми они воюют, и выступает в качестве родительской фигуры для других машин, пытающихся адаптироваться к своей вновь обретенной индивидуальности.

Выдра в Animal Crossing серии названа в честь Паскаля. [57]

малая планета 4500 Паскаль В его честь названа .

Папа Павел VI в энциклике Populorum programgio , Паскаля изданной в 1967 году, цитирует «Мысли» :

Истинный гуманизм указывает путь к Богу и признает задачу, к которой мы призваны, задачу, которая предлагает нам истинный смысл человеческой жизни. Человек не является высшей мерой человека. Человек становится по-настоящему человеком, только превзойдя самого себя. По словам Паскаля: «Человек бесконечно превосходит человека. [58]

В 2023 году Папа Франциск выпустил апостольское письмо Sublimitas et Miseria Hominis , посвященное Блезу Паскалю, в ознаменование четвертого столетия со дня его рождения.

Работает

  • «Очерк о кониках» (1639 г.)
  • Новые эксперименты с вакуумом (1647 г.)
  • Отчет о великом эксперименте по установлению равновесия в жидкостях (1648 г.)
  • Трактат об арифметическом треугольнике (написан около 1654 г .; [59] опубл. 1665)
  • Lettres provinciales [Провинциальные письма] (1656–57).
  • О геометрическом духе (1657 или 1658 г.)
  • Написано при подписании формы (1661 г.)
  • Pensées [Мысли] (неполные на момент смерти; опубл. 1670 г.)
  • « Рассуждение о страсти любви »
  • « Об обращении грешника »

Смотрите также

Рекомендации

  1. ^ Винсент Жюльен (ред.), Возвращение к неделимым семнадцатому веку , Биркхойзер, 2015, стр. 188.
  2. ^ Перейти обратно: а б О'Коннор, Джей Джей ; Робертсон, EF (август 2006 г.). «Этьен Паскаль» . Университет Сент-Эндрюс, Шотландия . Архивировано из оригинала 19 апреля 2010 года . Проверено 5 февраля 2010 г.
  3. ^ Уэллс, Джон (3 апреля 2008 г.). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Пирсон Лонгман. ISBN  978-1-4058-8118-0 .
  4. ^ «Паскаль». Архивировано 6 января 2015 года в Wayback Machine . Полный словарь Random House Webster .
  5. ^ «Паскаль, Блез» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 5 декабря 2021 года.
  6. ^ «Паскаль» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Архивировано из оригинала 14 августа 2019 года . Проверено 14 августа 2019 г.
  7. ^ «Паскаль» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 14 августа 2019 г.
  8. ^ См. Шикард против Паскаля: пустые дебаты? Архивировано 8 апреля 2014 года в Wayback Machine и Марген, Жан (1994). История приборов и счетных машин, три столетия мышления механики 1642–1942 (на французском языке). Герман. п. 48. ИСБН  978-2-7056-6166-3 .
  9. ^ д'Окань, Морис (1893). Упрощенный расчет (на французском языке). Готье-Виллар и сыновья. п. 245. Архивировано из оригинала 9 августа 2018 года . Проверено 14 мая 2010 г.
  10. ^ "Блез Паскаль" . Католическая энциклопедия . Архивировано из оригинала 10 марта 2009 года . Проверено 23 февраля 2009 г.
  11. ^ Грамбол, Кевин Шон. «Диссертация представлена ​​в Ноттингемский университет на степень доктора философии» (PDF) . Университет Ноттингема . Архивировано (PDF) из оригинала 5 июня 2020 года . Проверено 20 октября 2022 г.
  12. ^ «Справочники по истории Интернета» . sourcebooks.fordham.edu . Архивировано из оригинала 19 октября 2022 года . Проверено 20 октября 2022 г.
  13. ^ Девлин , с. 20.
  14. ^ «Блез Паскаль | Биография, факты и изобретения | Британника» . www.britanica.com . 8 апреля 2024 г. Проверено 19 апреля 2024 г.
  15. ^ История цивилизации : Том 8, «Эпоха Людовика XIV», Уилл и Ариэль Дюрант ; глава II, подраздел 4.1 п.56)
  16. ^ Коннор, Джеймс А., Ставка Паскаля: человек, который играл в кости с Богом (HarperCollins, Нью-Йорк, 2006) ISBN   0-06-076691-3 стр. 42
  17. ^ Полный список известных Паскалинов, а также обзор современных реплик можно найти в разделах Surviving Pascalines , заархивированных 5 ноября 2021 года в Wayback Machine , и Replica Pascalines, заархивированных 5 ноября 2021 года в Wayback Machine по адресу http://things-that-count. net. Архивировано 15 декабря 2018 года на Wayback Machine.
  18. ^ (fr) Арифметическая машина, Блез Паскаль. Архивировано 15 мая 2011 г. в Wayback Machine , Wikisource.
  19. ^ Мурлеват, Гай (1988). Арифметические машины Блеза Паскаля (на французском языке). Клермон-Ферран: La Française d’Edition et d’Imprimerie. п. 12.
  20. ^ Росс, Джон Ф. (2004). «Наследие Паскаля» . Отчеты ЭМБО . 5 (Приложение 1): S7–S10. дои : 10.1038/sj.embor.7400229 . ПМК   1299210 . ПМИД   15459727 .
  21. ^ Девлин , с. 24.
  22. ^ «Математический Лейбниц» . Math.rutgers.edu. Архивировано из оригинала 3 февраля 2017 года . Проверено 16 августа 2009 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б Кац, Виктор (2009). «14.3: Элементарная вероятность». История математики: Введение . Аддисон-Уэсли. п. 491. ИСБН  978-0-321-38700-4 .
  24. ^ Треугольник Паскаля | Краткое содержание «Мир математики» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 4 декабря 2020 г.
  25. ^ Кирен Макмиллан, Джонатан Сондоу (2011). «Доказательство сравнения суммы степеней и биномиальных коэффициентов с помощью тождества Паскаля». Американский математический ежемесячник . 118 (6): 549–551. arXiv : 1011.0076 . doi : 10.4169/amer.math.monthly.118.06.549 . S2CID   207521003 .
  26. ^ Болл, WW Роуз (16 сентября 2010 г.). Краткий обзор истории математики (PDF) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Dover Publications, Inc., с. 234. ИСБН  978-0486206301 .
  27. ^ Ферроли, Д. (апрель 1935 г.). «Заметка о Блезе Паскале (1623-1662). Предтеча Лейбница и Ньютона в открытии исчисления» . Современная наука . 3 (10): 459–461. JSTOR   24221628 . Проверено 2 марта 2024 г.
  28. ^ Коннер, Джеймс А. (2006), Ставка Паскаля: человек, который играл в кости с Богом (1-е изд.), HarperCollins, стр. 224 , ISBN  9780060766917
  29. ^ Массачусетский технологический институт , «Архив изобретателя недели: Паскаль: Механический калькулятор» , май 2003 г. «Паскаль работал над многими версиями устройств, что привело к его попытке создать вечный двигатель. Ему приписывают создание машины для рулетки, что было побочным продуктом этих экспериментов».
  30. ^ Аристотель, Физика , VII, 1.
  31. ^ Лей, Вилли (июнь 1966 г.). «Перепроектированная Солнечная система» . Довожу до вашего сведения. Галактическая научная фантастика . стр. 94–106.
  32. Перье — Паскалю, 22 сентября 1648 г., Паскаль, Блез. Полное собрание сочинений . (Париж: Сёй, 1960), 2:682.
  33. ^ Ружье, Луи (1 октября 2010 г.). «– Глава XI – Великий эксперимент по балансированию ликеров» . Философия Научная. Travaux d'histoire et de philosophie des Sciences (на французском языке) (14–2): 196–206. doi : 10.4000/philosophiascientiae.189 . ISSN   1281-2463 . Архивировано из оригинала 5 июля 2023 года . Проверено 5 июля 2023 г.
  34. ^ Чтобы сделать гипотезу очевидной, недостаточно, чтобы из нее вытекали все явления, тогда как, если вытекает нечто противоположное одному из явлений, этого достаточно, чтобы гарантировать ее ложность , в «Письмах Блеза Паскаля: Сопровождаемые письмами от его изданные корреспонденты , изд. Морис Бофретон, 6-е издание (Париж: Ж. Кре, 1922), 25–26, доступно на http://gallica.bnf.fr. Архивировано 18 декабря 2016 г. в Wayback Machine и переведено в книге Сола Фишера, «Философия и наука» Пьера Гассенди: Атомизм для эмпириков. Исследования Брилла по интеллектуальной истории 131 (Лейден: EJ Brill, 2005), 126, № 7.
  35. ^ «Стулья Блеза Паскаля» . Председатель Блез Паскаль. Архивировано из оригинала 13 июня 2009 года . Проверено 16 августа 2009 г.
  36. ^ Коннор, Джеймс А., Ставка Паскаля: человек, который играл в кости с Богом (HarperCollins, Нью-Йорк, 2006) ISBN   0-06-076691-3 стр. 70
  37. ^ Миэль, Ян. Паскаль и теология . (Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1969), с. 122
  38. ^ Жаклин Паскаль, «Мемуары», с. 87
  39. ^ Миэль, Ян. Паскаль и теология . (Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1969), с. 124
  40. ^ Ричард Х. Попкин, Пол Эдвардс (редактор), Энциклопедия философии , издание 1967 года, св. "Паскаль, Блез.", том. 6, с. 52–55, Нью-Йорк: Макмиллан.
  41. ^ Паскаль, Блез. Полное собрание сочинений . (Париж: Сеуиль, 1960), с. 618
  42. ^ MathPages, придержите лошадей. Архивировано 29 февраля 2024 года в Wayback Machine. Источники, на которых основана гипотеза о связи между дорожно-транспортным происшествием и вторым обращением Паскаля, а также мудрое взвешивание доказательств за и против см. Анри Гуье, Блез Паскаль: Комментарии , Врин, 1984, стр. 379 и далее.
  43. ^ Шарль Перро, Параллель древних и современников (Париж, 1693 г.), Том. я, с. 296.
  44. ^ Арью, Роджер (2007). Декарт и Паскаль. Перспективы науки 15 (4): 397-409.
  45. ^ Бергманс, Люк; Кутсер Т., ред. (2004). Математика и божественное историческое исследование . Эльзевир. п. 402.
  46. ^ Шанд, Джон, изд. (2004). Основы философии . Тейлор и Фрэнсис. п. 391.
  47. ^ Компаньон феноменологии и экзистенциализма . Уайли. 2009. с. 140.
  48. ^ Блез Паскаль о двойственности, грехе и грехопадении . Изменение парадигм в историческом и систематическом богословии. Издательство Оксфордского университета. 4 июля 2013 г. ISBN.  9780199656363 . Архивировано из оригинала 9 августа 2018 года . Проверено 24 марта 2016 г.
  49. ^ Сент-Бев, семнадцатый век. ISBN   1-113-16675-4 стр. 174 (перепечатка 2009 г.).
  50. ^ История цивилизации : Том 8, «Эпоха Людовика XIV», Уилл и Ариэль Дюрант , глава II, подраздел 4.4, с. 66 ISBN   1-56731-019-2
  51. ^ Перейти обратно: а б Мьюир, Джейн. О людях и числах. Архивировано 11 апреля 2023 года в Wayback Machine . (Нью-Йорк: Dover Publications, Inc, 1996). ISBN   0-486-28973-7 , с. 104.
  52. ^ Blinkin, Mikhail (20 August 2021). "Это в моде: почему в мире возрождается общественный транспорт" . Post-Nauka (in Russian). Archived from the original on 15 September 2021 . Retrieved 15 September 2021 .
  53. ^ Альфред, Рэнди (17 марта 2008 г.). «18 марта 1662 года: Автобус начинается здесь... в Париже» . Проводной . Архивировано из оригинала 14 октября 2021 года . Проверено 15 сентября 2021 г.
  54. ^ Мьюир, Джейн. О людях и числах. Архивировано 11 апреля 2023 года в Wayback Machine . (Нью-Йорк: Dover Publications, Inc, 1996). ISBN   0-486-28973-7 , с. 103.
  55. ^ Занелло, Марк; Арно, Эрик; Ди Рокко, Федерико (1 апреля 2015 г.). «Тайны швов Блеза Паскаля» . Нервная система ребенка . 31 (4): 503–506. дои : 10.1007/s00381-015-2622-9 . ISSN   1433-0350 .
  56. ^ Блез Паскаль в базе данных TCM Movie.
  57. ^ «Animal Crossing: New Horizons: Pascal — время появления, локации и награды за одежду русалки» . 8 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2020 года . Проверено 4 октября 2020 г.
  58. ^ «Populorum Progressio (26 марта 1967 г.) | Павел VI» . Святой Престол . Архивировано из оригинала 15 октября 2022 года . Проверено 20 октября 2022 г.
  59. ^ «Дэвид Пенгелли - «Трактат Паскаля об арифметическом треугольнике» » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 марта 2017 года . Проверено 27 марта 2017 г.
  1. ^ 1 линия = 2,256 мм и 1 туаз = 1,949 м. Плотность ртути 13,534 г/см3. Итак, по числам Паскаля, плотность воздуха составляет около 1,1 кг/м^3.

дальнейшее чтение

  • Адамсон, Дональд . Блез Паскаль: математик, физик и мыслитель о Боге (1995) ISBN   0-333-55036-6
  • Адамсон, Дональд. «Взгляды Паскаля на математику и божественное», Архивировано 7 февраля 2023 г. в Wayback Machine Mathematics and the Divine: A Historical Study (ред. Т. Кутсьер и Л. Бергманс. Амстердам: Elsevier 2005), стр. 407–21.
  • Брум, Дж. Х. Паскаль . (Лондон: Э. Арнольд, 1965). ISBN   0-7131-5021-1
  • Кампе, Рюдигер , «Числа и расчеты в контексте: игра принятия решений - Паскаль» в « Игре вероятностей». Литература и расчеты от Паскаля и Клейста , Stanford University Press, 2012 г.
  • Дэвидсон, Хью М. Блез Паскаль . (Бостон: Twayne Publishers), 1983.
  • Девлин, Кейт (2008). Неоконченная игра: Паскаль, Ферма и письмо семнадцатого века, сделавшее мир современным . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN  978-0-465-00910-7 .
  • Фаррелл, Джон. «Паскаль и мощность». Глава седьмая « Паранойи и современности: от Сервантеса до Руссо» (Cornell UP, 2006).
  • Гольдман, Люсьен , Скрытый Бог; исследование трагического видения в «Мыслях Паскаля» и трагедиях Расина (оригинальное издание 1955 г., перевод Филипа Тоди . Лондон: Routledge, 1964).
  • Гротуис, Дуглас . На Паскале . (Бельмонт: Уодсворт, 2002). ISBN   978-0534583910
  • Джордан, Джефф. Пари Паскаля: прагматические аргументы и вера в Бога . (Оксфорд: Clarendon Press, 2006).
  • Ландкильдехус, Сёрен. «Кьеркегор и Паскаль как родственные души в борьбе против христианского мира» в книге «Кьеркегор и эпоха Возрождения и современные традиции» (под ред. Джона Стюарта. Фарнхэм: Ashgate Publishing, 2009).
  • Маки, Джон Лесли. Чудо теизма: аргументы за и против существования Бога . (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1982).
  • Стаффорд Гарри Норткот, виконт Сент-Сайрес , Паскаль (Лондон: Smith, Elder & Company, 1909; Нью-Йорк: EP Dutton)
  • Пью, Энтони Р. Состав апологии Паскаля (University of Toronto Press, 1984).
  • Сентсбери, Джордж ; Кристал, Джордж (1911). «Паскаль, Блез» . Британская энциклопедия . Том. 20 (11-е изд.). стр. 878–881.
  • Сака, Пол (2001). «Пари Паскаля и возражение многих богов». Религиоведение . 37 (3): 321–41. дои : 10.1017/S0034412501005686 . S2CID   170266714 .
  • Стивен, Лесли . «Паскаль» . Исследования биографа . Том. 2. Лондон: Дакворт и Ко, стр. 241–284.
  • Тобин, Пол. «Отказ от пари Паскаля: Путеводитель скептиков по Библии и историческому Иисусу». авторсонлайн.ко.ук, 2009.
  • Ив Морван , Паскаль в Мирефлёре? Чертежи дома Домата , Печать. Бландин, 1985 г. (FRBNF40378895).

Внешние ссылки