Четвертый Константинопольский собор (Католическая церковь)
Четвертый Константинопольский собор (869–870) | |
---|---|
Дата | 869–870 |
Принято | Католическая церковь |
Предыдущий совет | Второй Никейский собор |
Следующий совет | Первый Латеранский собор |
Вызванный | Император Василий I и папа Адриан II |
Президент | папские легаты |
посещаемость | 20–25 (первый сеанс 869), 102 (последний сеанс 870) |
Темы | Фотия Патриархат |
Документы и заявления | Низложение Фотия, 27 канонов |
Хронологический список Вселенских соборов |
Часть серии о |
Вселенские соборы католической церкви |
---|
IV – V вв. |
VI–IX вв. |
12–14 вв. |
15–16 вв. |
19–20 вв. |
Портал католицизма |
Четвертый Константинопольский собор был восьмым Вселенским собором Католической Церкви, проходившим в Константинополе с 5 октября 869 года по 28 февраля 870 года. На нем присутствовало мало людей: на первом заседании присутствовало всего 12 епископов, а число епископов позже никогда не превышало 103. [1] Напротив, на профотианском соборе 879–80 гг. присутствовало 383 епископа. [2] Собор собирался на десяти заседаниях с октября 869 по февраль 870 года и издал 27 канонов.
Собор был созван императором Василием I Македонским при поддержке папы Адриана II . [3] Оно низложило и предало анафеме Фотия , [4] мирянин, назначенный Константинопольским Патриархом и восстановивший в должности своего предшественника Игнатия .
Собор также подтвердил решения Второго Никейского Собора в поддержку икон и святых образов и потребовал, чтобы образ Христа имел почитание, равное почитанию евангельской книги. [5]
Более поздний собор, Восточно-православный Четвертый Константинопольский собор , был проведен после того, как Фотий был восстановлен в должности по приказу императора. Сегодня католическая церковь признает собор 869–870 годов как «Константинополь IV», в то время как Восточные православные церкви признают соборы 879–880 годов как «Константинополь IV» и почитают Фотия как святого. Вопрос о том, был ли и в какой степени Четвертый греческий Константинопольский собор подтвержден Папой Иоанном VIII, остается предметом споров. [6] [7] [8] Есть веские доказательства того, что он действительно принял его, предав анафеме собор 869 года в своих письмах к императорам Василию, Льву и Александру, которые были зачитаны на втором заседании собора 879/80 года. [9] [10] его письмо Фотию [11] [12] и его Коммониторий. [13] [14] Франциск Дворник утверждал, что последующие папы признали собор 879 года обязательным, выбрав собор 869–70 годов как вселенский только 200 лет спустя после Великого раскола из-за проблем с некоторыми канонами (а именно, неявным осуждением филиокве). [15] Сеченский не согласен с оценкой Дворника. [16] Предыдущие семь вселенских соборов признаны вселенскими и авторитетными как православными, так и католиками. [17]
Фон
[ редактировать ]С коронацией Карла Великого папой Львом III в 800 году папство приобрело нового покровителя на Западе. Это в некоторой степени освободило понтификов от власти императора в Константинополе, но также привело к расколу, поскольку императоры и патриархи Константинополя считали себя истинными потомками Римской империи. [ нужна ссылка ]
После того как византийский император в дисциплинарном порядке отстранил святителя Игнатия Константинопольского от должности патриарха этого города, папа Николай I отказался признать его преемником патриарха Константинопольского Фотия I. На этом этапе Фотий не поднимал вопрос о Филиокве . [18] Собор осудил Фотия и лишил сана его сторонников из числа духовенства.
Фотианский раскол
[ редактировать ]В 858 году Фотий , знатный мирянин из местной семьи, был назначен Патриархом Константинополя, самой старшей епископской должности, за исключением Римской. Император Михаил III сверг предыдущего патриарха Игнатия. Игнатий отказался отречься от престола, что привело к борьбе за власть между Императором и Папой Николаем I. Собор 869–870 осудил Фотия , низложил его с поста патриарха и восстановил в должности его предшественника Игнатия . [19] Он также поставил Константинополь перед тремя другими восточными патриархатами – Александрийским , Антиохийским и Иерусалимским . [ нужна ссылка ]
Поддержка икон и святых образов
[ редактировать ]Одним из ключевых элементов Собора стало подтверждение решений Второго Никейского Собора в поддержку икон и святых образов. Таким образом, собор помог искоренить оставшиеся угли византийского иконоборчества . В частности, его третий канон требовал, чтобы образ Христа пользовался почитанием, равным почитанию евангельской книги: [20]
Постановляем, что священный образ Господа нашего Иисуса Христа, Освободителя и Спасителя всех людей, должен почитаться с такой же честью, как и книге святого Евангелия. Ибо как посредством языка слов, содержащихся в этой книге, все могут достичь спасения, так и благодаря действию, которое эти образы осуществляют своими красками, все мудрые и простые могут извлечь из них пользу. То, что речь передает словами, изображения сообщают и выражают в цветах.
Собор также поощрял почитание изображений Девы Марии , ангелов и святых: [5]
Если кто не чтит образ Христа, Господа нашего, да лишит его возможности увидеть Его во славе при втором пришествии Его. Образ Его Пречистой Матери и образы святых ангелов, а также образы всех святых одинаково являются предметом нашего почтения и почитания.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Константинополь, Четвертый собор | Encyclepedia.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Ричард Прайс, «Константинополь III и Константинополь IV: меньшинства, выдающие себя за голос всей церкви», Annuarium Historiae Conciliorum 49 (2018/2019) 134.
- ^ «Фотий». Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ «Четвертый Константинопольский собор» . Папские энциклики . Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стивен Бигэм, 1995 Образ Бога-Отца в православном богословии и иконографии. ISBN 1-879038-15-3 стр. 41
- ^ О. Франциск Дворник утверждает, что Папа принял акты Собора и аннулировал акты Собора 869–870 гг. Другие католические историки, такие как Уоррен Кэрролл, оспаривают эту точку зрения, утверждая, что Папа отклонил собор.
- ^ Сеченски, Энтони Эдвард (2010) говорит, что Папа дал лишь условное согласие на действия собора. См. « Филиокве: история доктринального спора », с. 104.
- ↑ Шафф, Филипп полагает, что Папа, обманутый своими легатами относительно фактического разбирательства, сначала аплодировал Императору, но позже осудил собор. См. « Конфликт Восточной и Западной церквей и их разделение » .
- ^ Манси том xvii, кл. 400D и 401BC
- ^ Досифей op. цит. стр. 281f
- ^ Манси том. XVII кл. 416Э
- ^ Досифей op. цит. п. 292
- ^ Манси том. XVIII, кл. 472АБ. См. также cls. 489/490Е
- ^ Досифей op. цит. стр. 345, 361
- ^ Дворник, Ф. (1948). «Фотианский раскол в западной и восточной традиции» . Обзор политики . 10 (3): 310–331. дои : 10.1017/S0034670500042959 . JSTOR 1404567 . S2CID 145772692 .
- ^ Сеченски, Энтони Эдвард (2010). Филиокве: история доктринального спора. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195372045.
- ^ Парри, Кен; Меллинг, Дэвид Дж.; Брэди, Дмитрий; Гриффит, Сидни Х.; Хили, Джон Ф., ред. (01.09.2017) [1999]. «Вселенские соборы». Блэквеллский словарь восточного христианства . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing Ltd., стр. 171–2. дои : 10.1002/9781405166584 . ISBN 978-1-4051-6658-4 .
- ^ Дворник, Фотианский раскол , 122–128.
- ^ Карл Ранер, Теологическая энциклопедия 2004 г. ISBN 0-86012-006-6 стр. 389
- ^ Геза Элсбет Тиссен, 2005 Богословская эстетика ISBN 0-8028-2888-4 стр. 65
Ссылки
[ редактировать ]- Кросс, Флорида (ред.). Оксфордский словарь христианской церкви . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета (2005).
- Дворник, Фрэнсис (1948). Фотианский раскол: история и легенда . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Сеченский, Энтони Эдвард (2010). Филиокве: история доктринального спора . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-537204-5 .
- «Акты Четвертого Константинопольского Собора 869 года» .