Jump to content

Средневековый университет

Иллюстрация из рукописи XVI века, изображающая встречу врачей в Парижском университете.

Средневековый университет — это корпорация , организованная в средние века для целей высшего образования . Первые западноевропейские учреждения, которые обычно считаются университетами, были созданы в современной Италии, включая королевства Сицилии и Неаполя , а также королевства Англии , Франции , Испании , Португалии и Шотландии между 11 и 15 веками для изучения искусство права высшие дисциплины теологии , медицины и и . [1] Эти университеты произошли от гораздо более старых христианских соборных школ и монашеских школ . [2] [3] [4] и трудно определить точную дату, когда они стали настоящими университетами, хотя списки Studia Generalia высшего образования в Европе, хранящиеся в Ватикане, являются полезным справочником.

Слово universitas первоначально применялось только к схоластическим гильдиям — то есть к корпорации студентов и магистров — внутри студии , и оно всегда менялось как universitas magistrorum , universitas Academicium или universitas magistrorum et Academicium . В конце концов, вероятно, в конце 14 века, этот термин начал появляться сам по себе и обозначать исключительно саморегулирующееся сообщество учителей и ученых, признанное и санкционированное гражданской или церковной властью. [5]

Начиная с периода раннего Нового времени , эта в западном организационная форма стиле постепенно распространилась со средневекового латинского запада по всему миру, в конечном итоге вытеснив все другие высшие учебные заведения и став повсеместно выдающейся моделью высшего образования. [6]

Предшественники [ править ]

Карта средневековых университетов

Университет обычно считается формальным учреждением, возникшим в средневековой христианской среде. [7] [8] За сотни лет до создания университетов европейское высшее образование осуществлялось в христианских соборных школах и монашеских школах ( scholae monasticae ), где монахи и монахини . преподавали [ нужны разъяснения ] Свидетельства существования этих непосредственных предшественников университета во многих местах относятся к VI веку нашей эры. [2]

С ростом роста и урбанизации европейского общества в XII и XIII веках рос спрос на профессиональное духовенство . После того, как григорианская реформа сделала акцент на каноническом праве и изучении таинств , епископы сформировали соборные школы для обучения духовенства каноническому праву, а также более светским аспектам религиозного управления, включая логику и диспут для использования в проповедях и богословии. обсуждение и учет для более эффективного контроля финансов. Папа Григорий VII сыграл решающую роль в продвижении и регулировании концепции современного университета, поскольку его папский указ 1079 года предписывал регулируемое создание соборных школ, которые превратились в первые европейские университеты. [9] [ не удалось пройти проверку ]

Обучение стало необходимым для продвижения в церковной иерархии, а учителя также приобрели престиж. Спрос быстро превысил возможности соборных школ, каждой из которых фактически руководил один учитель . Кроме того, возросла напряженность между учениками соборных школ и горожанами в небольших городах. В результате соборные школы мигрировали в крупные города, такие как Болонья , Рим и Париж .

С. Ф. Алатас отметил некоторые параллели между медресе и ранними европейскими колледжами и пришел к выводу, что первые университеты в Европе находились под влиянием медресе исламской Испании и Сицилийского эмирата . [10] Джордж Макдиси, Тоби Хафф и Норман Дэниел, однако, поставили это под сомнение, ссылаясь на отсутствие доказательств фактической передачи из исламского мира в христианскую Европу и подчеркивая различия в структуре, методологиях, процедурах, учебных программах и правовом статусе " Исламский колледж» ( медресе ) против европейского университета. [11] [12] [13]

Учреждение [ править ]

конца XIV века Преподавание в Париже, в Больших хрониках Франции : постригенные студенты сидят на полу.

Гастингс Рашдалл изложил современное понимание [14] о средневековом происхождении университетов, отмечая, что самые ранние университеты возникли спонтанно как «ученая гильдия, состоящая из магистров или студентов... без какого-либо явного разрешения короля, Папы, принца или прелата». [15]

Среди первых университетов этого типа были Болонский университет (1088 г.), Парижский университет (ок. 1150 г.), Оксфордский университет (1167 г.), Моденский университет (1175 г.), Паленсийский университет (1208 г.), Кембриджский университет ( 1209 г.), Университет Саламанки (1218 г.), Университет Монпелье (1220 г.), Падуанский университет (1222 г.), Неаполитанский университет (1224 г.), Тулузский университет (1229 г.), Орлеанский университет (1235 г.), Сиенский университет (1240 г.) ), Вальядолидский университет (1241 г.) Нортгемптонский университет , (1261 г.), Коимбрский университет (1288 г.), Университет Мачераты (1290 г.), Пизанский университет (1343 г.), Карлов университет в Праге (1348 г.), Ягеллонский университет (1364 г.), Венский университет (1365 г.), Гейдельбергский университет (1386 г.) и Сент-Эндрюсский университет (1413 г.) начинались как частные корпорации преподавателей и их учеников. [16] [17]

Болонский университет , Италия , основанный в 1088 году нашей эры, является старейшим постоянно действующим университетом в мире .
Основанный в 1224 году Фридрихом II, императором Священной Римской империи , Неаполитанский университет имени Федерико II в Италии является старейшим постоянно действующим университетом в мире, финансируемым государством. [18] [19]

Во многих случаях университеты обращались к светской власти с просьбой о привилегиях, и это стало образцом. Император Фридрих I в Authentica Habita (1158 г.) предоставил первые привилегии студентам в Болонье. Еще одним шагом стал папа Александр III в 1179 году, «запретивший учителям церковных школ брать плату за выдачу лицензии на преподавание ( licentia docendi ) и обязавший их выдавать лицензию учителям надлежащей квалификации». [20] Рашдалл считал, что целостность университета сохраняется только в такой корпорации с внутренним регулированием, которая защищает ученых от внешнего вмешательства. Эта независимо развивающаяся организация отсутствовала в университетах южной Италии и Испании, которые обслуживали бюрократические нужды монархов и были, по мнению Рашдалла, их искусственными творениями. [21]

Парижский университет был официально признан, когда Папа Григорий IX издал буллу Parens scientiarum (1231 г.). [20] Это был революционный шаг: studium Generale (университет) и universitas (корпорация студентов или преподавателей) существовали и раньше, но после издания буллы они обрели автономию . «[П]апская булла 1233 года, которая предусматривала, что каждый, допущенный к должности учителя в Тулузе, имел право преподавать повсюду без дальнейших экзаменов ( ius ubique docendi ), со временем превратила эту привилегию в единственную наиболее важную определяющую характеристику университета и сделал его символом своей институциональной автономии.... К 1292 году даже два старейших университета, Болонский и Парижский, почувствовали необходимость добиваться подобных булл у папы Николая IV ». [20]

Эта Mob Quad группа зданий в Мертон-колледже в Оксфорде была построена в три этапа и завершена в ок. 1378.

К 13 веку почти половину высших должностей в Церкви занимали магистры ( аббаты , архиепископы , кардиналы ), а более трети вторых по величине должностей занимали магистры. Кроме того, некоторые из величайших теологов Средневековья , Фома Аквинский и Роберт Гроссетест , были выходцами из средневекового университета.

Развитие средневекового университета совпало с широким распространением Аристотеля со стороны византийских и арабских ученых . Фактически, европейский университет поставил аристотелевские и другие естественнонаучные тексты в центр своей учебной программы. [22] в результате «средневековый университет уделял гораздо больше внимания науке, чем его современный аналог и потомок». [23]

Хотя предполагалось, что университеты пришли в упадок в эпоху Возрождения из-за того, что схоластические и аристотелевские акценты в их учебной программе были менее популярны, чем культурные исследования гуманизма эпохи Возрождения , Тоби Хафф отметил сохраняющуюся важность европейских университетов с их фокусом. об Аристотеле и других научных и философских текстах раннего Нового времени, утверждая, что они сыграли решающую роль в научной революции 16 и 17 веков. По его словам, « Коперник , Галилей , Тихо Браге , Кеплер и Ньютон были выдающимися продуктами явно прокрустовых и якобы схоластических университетов Европы... Социологические и исторические оценки роли университета как институционального локуса для науки и как инкубатора научной мысли и аргументов, были сильно занижены». [24]

Характеристики [ править ]

Диаграммы в сборнике трактатов по естествознанию , философии и математике . Эта рукопись 1300 года типична для книг, принадлежавших студентам средневековых университетов.

Первоначально средневековые университеты не имели физических объектов, таких как кампус современного университета. Занятия проводились везде, где было свободное место, например, в церквях и домах. Университет представлял собой не физическое пространство, а совокупность людей, объединенных в universitas . Однако вскоре университеты начали арендовать, покупать или строить здания специально для целей обучения. [25]

Университеты обычно подразделялись на три типа, в зависимости от того, кто платил преподавателям. Первый тип был в Болонье , где студенты нанимали учителей и платили им за это. Второй тип был в Париже , где учителям платила церковь. Оксфорд и Кембридж пользовались преимущественно поддержкой короны и государства, что помогло им пережить роспуск монастырей в 1538 году и последующее удаление всех основных католических институтов в Англии. Эти структурные различия создали другие характеристики. В Болонском университете всем управляли студенты – факт, который часто ставил преподавателей в тяжелое положение и ставил их в невыгодное положение. В Париже школой руководили учителя; таким образом Париж стал главным местом для учителей со всей Европы. Кроме того, в Париже основным предметом изучения была теология, поэтому контроль за присуждаемыми квалификациями находился в руках внешней власти – канцлера епархии. В Болонье, где студенты предпочитали более светское образование, основным предметом было право.

Учителям и ученым также было свойственно передвигаться. Университеты часто конкурировали за лучших и наиболее популярных преподавателей, что приводило к маркетизации преподавания. Университеты опубликовали свои списки ученых, чтобы побудить студентов учиться в их вузах. Ученики Пьера Абеляра последовали за ним в Мелен, Корбей и Париж. [26] показывая, что популярные учителя приводили с собой учеников.

Студенты [ править ]

Студенты посещали средневековый университет в разном возрасте: от 14 лет, если они учились в Оксфорде или Париже, чтобы изучать искусство, до 30 лет, если они изучали право в Болонье. В этот период обучения студенты часто жили вдали от дома и без присмотра, и поэтому заработали репутацию, как среди современных комментаторов, так и среди современных историков, пьяных развратников. В Средние века студентов часто критиковали за то, что они пренебрегали учебой, употребляли спиртное, играли в азартные игры и спали с проститутками. [27] В Болонье некоторые законы разрешали студентам быть гражданами города, если они поступили в университет. [28] [ нужна страница ]

Курс обучения [ править ]

Университетский класс, Болонья (1350-е гг.)

обучение в университете занимало шесть лет Для получения степени магистра гуманитарных наук ( степень бакалавра гуманитарных наук присуждалась после окончания третьего или четвертого курса). Исследования для этого были организованы факультетом искусств семь свободных искусств : арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки, грамматику, логику и риторику. , где преподавали [29] [30] [ нужна страница ] Все обучение велось на латыни , и предполагалось, что студенты будут разговаривать на этом языке. [31] Тривиум . включал в себя три предмета, которые преподавались в первую очередь: грамматику, логику и риторику [32] Квадривиум состоял из арифметики, геометрии , музыки и астрономии. Квадривиум преподавался после подготовительной работы над тривиумом и приводил к получению степени магистра искусств. [33] В учебную программу также вошли три аристотелевские философии: физика , метафизика и моральная философия . [32]

Universitas Istropolitana (бывшее здание университета в современной Братиславе )

Большую часть средневековой мысли в области философии и теологии можно найти в схоластических текстовых комментариях, поскольку схоластика была очень популярным методом обучения. Элия Доната » «Ars grammatica была стандартным учебником по грамматике; Изучались также произведения «Присциан и Грецизм» Эберхарда Бетюнского . [34] Работы Цицерона использовались для изучения риторики. [32] Изученные книги по логике включали в введение Порфирия аристотелевскую логику , Жильбера де ла Порре » « De sex principiis и «Summulae Logicales» Петра Испануса (позже Папы Иоанна XXI ). [35] Стандартным трудом по астрономии был Tractatus de sphaera . [35]

После получения степени магистра искусств студент мог покинуть университет или продолжить обучение на одном из высших факультетов: юриспруденции , медицине или теологии , последний из которых был наиболее престижным. Первоначально богословский факультет имелся лишь в нескольких университетах, поскольку папы хотели контролировать богословские исследования. До середины XIV века богословие можно было изучать только в университетах Парижа, Оксфорда, Кембриджа и Рима. Сначала основание Пражского университета (1347 г.) положило конец их монополии, а затем и другие университеты получили право открывать богословские факультеты. [36]

Популярный учебник по богословию назывался « Предложения» ( Quattuor libri cententiarum ) Петра Ломбардского ; Студенты-теологи, а также магистры должны были читать лекции или писать обширные комментарии к этому тексту в рамках своей учебной программы. [37] [38] Обучение на высших факультетах могло занимать до двенадцати лет для получения степени магистра или доктора (первоначально они были синонимами), хотя бакалавра и лиценциата . по ходу обучения снова можно было получить степень [39] [ нужна страница ]

Курсы предлагались по книгам, а не по предметам или темам. Например, курс может быть посвящен книге Аристотеля или книге из Библии . Курсы не были факультативными: набор курсов был установлен, и все должны были посещать одни и те же курсы. Однако время от времени возникал выбор, к какому учителю обратиться. [40]

Студенты часто поступали в университет в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет, хотя многие были старше. [41] Занятия обычно начинались в 5:00 или 6:00 утра.

Юридический статус [ править ]

Поскольку студенты имели юридический статус священнослужителей, каноническое право запрещало прием женщин в университеты. Студентам также была предоставлена ​​правовая защита духовенства. Таким образом, никому не разрешалось причинять им физический вред; их можно было судить за преступления только в церковном суде , и, таким образом, они были защищены от любого телесного наказания . Это давало студентам полную свободу действий в городской среде, чтобы безнаказанно нарушать светские законы, что приводило к многочисленным злоупотреблениям: кражам, изнасилованиям и убийствам. Студенты не столкнулись с серьезными последствиями [42] из закона. Известно также, что студенты занимались пьянством. Иногда гражданам запрещали общаться со студентами, поскольку они выдвигали обвинения в адрес университета.

Это привело к непростой напряженности со светскими властями – к разграничению между городом и мантией . Мастера и студенты иногда «наносили удар», покидая город и не возвращаясь годами. Это произошло во время забастовки в Парижском университете 1229 года после того, как в результате беспорядков погибло несколько студентов. Университет объявил забастовку, и они не возвращались в течение двух лет.

Большинство университетов в Европе были признаны Святым Престолом как studia Generalia , о чем свидетельствует папская булла . Членам этих учреждений было предложено распространять свои знания по всей Европе, часто читая лекции в разных Studium Generale . Действительно, одной из привилегий, подтвержденных папской буллой, было право даровать ius ubique docendi , право преподавать повсюду. [43]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ де Риддер-Симоенс (1992), стр. 47–55
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рише, Пьер (1978). Образование и культура на варварском Западе: с шестого по восьмой век . Колумбия: Издательство Университета Южной Каролины. стр. 126–127, 282–298. ISBN  0-87249-376-8 .
  3. ^ Рюэгг, Вальтер: «Предисловие. Университет как европейское учреждение», в: История университета в Европе. Том. 1: Университеты в средние века , издательство Кембриджского университета, 1992, ISBN   0-521-36105-2 , стр. XIX–XX.
  4. ^ Верже, Жак. «Университеты и схоластика» в «Новой кембриджской истории средневековья». Том V: c. 1198–ок. 1300 . Издательство Кембриджского университета, 2007. с. 257.
  5. ^ Британская энциклопедия: История образования. Развитие университетов.
  6. ^ Рюэгг, Вальтер (ред.): История университета в Европе , 3 тома, Мюнхен: CH Beck, 1993, ISBN   3-406-36956-1
  7. ^ Рюгг, Вальтер (1992). «Предисловие. Университет как европейское учреждение». История университета в Европе . Том. 1: Университеты в средние века. Издательство Кембриджского университета. стр. XIX–XX. ISBN  0-521-36105-2 .
  8. ^ Фруктовый сад 1999 г.
  9. ^ Острайх, Томас (1913). «Папа Святой Григорий VII». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Роберт Эпплтон.
  10. ^ Алатас, СФ (2006). «От Джамии к университету: мультикультурализм и христианско-мусульманский диалог» . Современная социология . 54 (1): 112–132 [123–4]. дои : 10.1177/0011392106058837 . S2CID   144509355 . Архивировано (PDF) из оригинала 23 сентября 2017 г.
  11. ^ Макдиси, Джордж (1970). «Мадраса и университет в средние века». Студия Исламика . 32 (32): 255–264 [с. 264]. дои : 10.2307/1595223 . JSTOR   1595223 . Таким образом, университет как форма социальной организации был свойственен средневековой Европе. Позже его экспортировали во все части света, включая мусульманский Восток; и оно осталось с нами до наших дней. Но еще в средние века, за пределами Европы, нигде не было ничего подобного.
  12. ^ Стипендия по этим различиям резюмируется в Хафф, Тоби. Расцвет ранней современной науки (2-е изд.). стр. 149–159, стр. 179–189.
  13. ^ Дэниел, Норман (1984). «Обзор Расцвет колледжей. Учебные заведения в исламе и на Западе Джорджа Макдиси « ». Журнал Американского восточного общества . 104 (3): 587. дои : 10.2307/601679 . JSTOR   601679 .
  14. ^ Придс, Дарлин (2000). « Студия как королевские офисы: средиземноморские университеты средневековой Европы». В Кортни, Уильям Дж.; Митке, Юрген; Священник Дэвид Б. (ред.). Университеты и образование в средневековом обществе . Образование и общество в средние века и эпоху Возрождения. Том. 10. Лейден: Брилл. п. 83. ИСБН  90-04-11351-7 . ISSN   0926-6070 . В своей авторитетной работе о европейских университетах Гастингс Рашдалл [считал, что] целостность университета сохраняется только тогда, когда институт превращается во внутренне регулируемую корпорацию ученых, будь то студенты или магистры.
  15. ^ Рашдалл, Гастингс (1895). Университеты Европы в средние века . Том. 1. Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 17–18 . Проверено 26 февраля 2012 г. Первоначально университет представлял собой учебную гильдию, состоящую как из магистров, так и из студентов. Такие гильдии возникли, как и другие гильдии, без какого-либо явного разрешения короля, папы, принца или прелата. Они были спонтанными продуктами инстинкта ассоциации, охватившего города Европы в одиннадцатом и двенадцатом веках.
  16. ^ «10 старейших университетов мира» . Лучшие университеты . 16 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 г. Проверено 30 мая 2017 г.
  17. ^ Зелинджер, Лани. «13 старейших университетов мира» . Культурное путешествие . Архивировано из оригинала 01 октября 2017 г. Проверено 30 мая 2017 г.
  18. ^ История Италии . Том 4. Турин: UTET. 7 августа 1981 г. с. 122. ИСБН  88-02-03568-7 .
  19. ^ Делле Донн, Фульвио (2010). История Неаполитанской студии в швабский период (на итальянском языке). Издательство Марио Адда. стр. 9–10. ISBN  978-8880828419 .
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кемаль Гюрюз, Обеспечение качества в глобализованной среде высшего образования: историческая перспектива. Архивировано 16 февраля 2008 г. в Wayback Machine , Стамбул, 2007 г., стр. 5
  21. ^ Придс, Дарлин (2000). « Студия как королевские офисы: средиземноморские университеты средневековой Европы». В Кортни, Уильям Дж.; Митке, Юрген; Священник Дэвид Б. (ред.). Университеты и образование в средневековом обществе . Образование и общество в средние века и эпоху Возрождения. Том. 10. Лейден: Брилл. стр. 83–99. ISBN  90-04-11351-7 . ISSN   0926-6070 .
  22. ^ Тоби Хафф, Расцвет ранней современной науки , 2-е изд. п. 180-181
  23. ^ Эдвард Грант, «Наука в средневековом университете», в книге Джеймса М. Киттлсона и Памелы Дж. Трансью, изд., Возрождение, реформа и устойчивость: университеты в переходный период, 1300–1700 , Колумбус: Издательство Университета штата Огайо, 1984, стр. . 68
  24. ^ Тоби Хафф, Расцвет науки раннего Нового времени, 2-е изд., стр. 344.
  25. ^ А. Гисиштор, Часть II, Глава 4, стр. 136: Университетские здания, в «Истории университетов в Европе», Том I: Университеты в средние века, В. Рюгг (редактор), Cambridge University Press, 1992.
  26. ^ Джеймс М. Киттлсон, Возрождение, реформа и устойчивость: университеты в переходный период 1300–1700 (Колумбус, издательство Университета штата Огайо, 1984), стр. 164.
  27. ^ Шкода, Ханна (21 февраля 2013 г.). Средневековое насилие: физическая жестокость в Северной Франции, 1270-1330 гг . ОУП Оксфорд. ISBN  9780199670833 . Архивировано из оригинала 15 мая 2018 года в Google Книгах.
  28. ^ Райт, Роберт С. (1931) [1912]. Жизнь в средневековом университете .
  29. ^ Гастингс Рашдалл, Европейские университеты в средние века , 3 тома; Повик, Ф.М., и Эмден, А.Б. (ред.), 2-е изд., Oxford University Press, 1936. [ нужна страница ]
  30. ^ Лефф, Г.; Норт, Дж.; «Глава 10: Факультет искусств», в «Истории университетов Европы», том I: Университеты в средние века ; Рюгг, В. (редактор), Издательство Кембриджского университета, 1992.
  31. ^ Райт, Роберт С. (1912); Жизнь в средневековом университете , с. 133.
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Райт (1912), с. 138.
  33. ^ Гилман, Дэниел Койт и др. (1905). Новая международная энциклопедия. Лемма «Искусство свободное».
  34. ^ Райт (1912), стр. 138–139.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Райт (1912), с. 139.
  36. ^ Рюгг, Вальтер; Бриггс, Аса (1993). История университета в Европе 1: Средневековье (на немецком языке). Мюнхен: Бек. п. 63. ИСБН  3-406-36952-9 .
  37. ^ Ткаченко, Ростислав (16 июня 2017 г.). «Питер Ломбард о познании Бога: Sententiae, Книга I, Различия 35–38, как основа для более поздних богословских дискуссий» . Сентенции . 36 (1): 17–31. дои : 10.22240/отправлено 36.01.017 .
  38. ^ Джанин, Хант (2014). Университет в средневековой жизни, 1179-1499 гг . МакФарланд. п. 52. ИСБН  978-0-7864-5201-9 .
  39. ^ Педерсен (1997).
  40. ^ Педерсен (1997), Глава 10: «Учебные программы и интеллектуальные тенденции».
  41. ^ Рашдалл ([1895] 1987), том. 3, с. 352.
  42. ^ Рашдалл ([1895] 1987), том. 3, с. 360.
  43. ^ Рашдалл [1895] 1987, том. 1, гл. я, с. 8.

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1aa9a3035d44b7f50881dd2b71dfe4d7__1707186840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/d7/1aa9a3035d44b7f50881dd2b71dfe4d7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Medieval university - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)