Первый Никейский собор
В этой статье может быть слишком много заголовков разделов . ( январь 2024 г. ) |
Первый Никейский собор | |
---|---|
Дата | С мая по август 325 г. н.э. |
Принято | |
Следующий совет | Первый Константинопольский собор |
Вызванный | Император Константин I |
Президент | Осий Кордубский и папа Александр I Александрийский |
посещаемость |
|
Темы | Арианство , природа Христа, празднование Пасхи, рукоположение евнухов, запрет коленопреклонения по воскресеньям и от Пасхи до Пятидесятницы, действительность крещения еретиками, отступившие христиане и многое другое. [1] |
Документы и заявления | Оригинальный Никейский символ веры , [2] 20 пушек , [3] и синодальное послание [1] |
Хронологический список Вселенских соборов |
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Часть серии о |
Восточное православие |
---|
Восточные православные церкви |
Христианский портал |
Часть серии о |
Вселенские соборы католической церкви |
---|
IV – V вв. |
VI–IX вв. |
12–14 вв. |
15–16 вв. |
19–20 вв. |
Портал католицизма |
Первый совет Никей ( / n aɪ ˈ s iː ə / ny- See -Chere -m ; древнегреческий : σύνοΔος τῆς νικαίας , романизированный : sýnodos tês nikaías ) был советом христианских епископов, созванных в битхиняне в Никейе (теперь İnik . Турция ) римским императором Константином I. Никейский собор собирался с мая до конца июля 325 года. [4]
Этот экуменический собор был первой из многих попыток достичь консенсуса в церкви посредством собрания, представляющего весь христианский мир . Осий Кордубский . Возможно, председательствовал на его обсуждениях [5] [6] Его главными достижениями были разрешение христологического вопроса о божественной природе Бога-Сына и его отношении к Богу-Отцу . [2] построение первой части Никейского Символа веры , предписывающего единообразное соблюдение даты Пасхи , [7] и обнародование раннего канонического права . [3] [8]
Предыстория [ править ]
Александрийские споры [ править ]
Главный толчок к созыву Никейского собора возник в богословском споре среди христианского духовенства Александрии о природе Иисуса , его происхождении и отношении к Богу-Отцу . [9] Ученые предлагают даты начала спора между 318 и 322 годами. [10] Точные истоки спора неясны, но главными действующими лицами были архиепископ Александр Александрийский и пресвитер Арий . [11] Учение Ария известно частично из некоторых его сочинений, которые сохранились, но главным образом от его оппонентов, в первую очередь Александра и Афанасия Александрийского . [12] [13] Арий раскритиковал учение Александра по христологии ; Александр учил, что Иисус как Бог-Сын был вечно создан от Отца, в то время как Арий и его последователи утверждали, что только Отец был вечным и что Сын был создан или рожден Отцом и, таким образом, имел определенную точку происхождения и находился в подчинении у отца. [14] [15] Арий обвинил Александра в следовании учению Савеллия , который учил, что Отец, Сын и Святой Дух были одной личностью, а не в том , что на Востоке существовало мнение, что они различны. [16] Александр созвал местный собор епископов Египта и Ливии, который встал на сторону Александра. Арий отказался подписать решение собора, и он и несколько последователей были отлучены Александром от церкви и изгнаны из Александрии. Затем Арий путешествовал по церквям римского востока и писал епископам, чтобы заручиться поддержкой своей точки зрения. Среди сторонников Ария были Евсевий Никомедийский и Евсевий Кесарийский , и они выступали за его точку зрения и его восстановление в церкви в Александрии. Александр также распространял письма, защищающие свою позицию. [17] [10]
Параллельно богословскому спору между Александром и Арием произошел Мелитианский раскол в Александрийской церкви. Мелиций , епископ Ликополя , действовал вместо заключенного в тюрьму епископа Александрийского Петра I во время гонений Диоклетиана , но после смерти Петра в 311 году отказался отказаться от своего права рукополагать духовенство или признать власть преемников Петра Ахилла или Александра. [18] [19]
Константин и созыв собора [ править ]
В 324 году император Западной Римской империи Константин победил восточного императора Лициния и стал единоличным правителем Римской империи. [20] Именно в это время, вероятно, от Евсевия Никомедийского, ему стало известно о споре между Александром и Арием. [21] Константин написал им письмо, призывая их прекратить спор и помириться. [22] Это было не первое прямое участие Константина в церковных спорах; ранее он пытался разрешить раскол из-за донатизма в Северной Африке, сначала назначив Мильтиада, епископа Рима, для рассмотрения спора (с указанием: «Я не хочу, чтобы вы где-либо оставляли раскол или разделение любого рода»), а затем позвонил Совет Арля . [23]
Письмо Константина было доставлено в Александрию епископом Кордубским Осием в качестве его представителя. Затем Осий, очевидно, председательствовал на синоде в Александрии, посвященном дате Пасхи, прежде чем созвать совет восточных епископов в Антиохии. Этот собор поддержал позицию Александра и опубликовал заявление о вере, в котором утверждалось, что Сын «был рожден не из небытия, но от Отца, не как сотворенный, а как подлинный продукт», и содержался анафема против Ария. [24] [10] Евсевий Кесарийский также был временно отлучен от церкви из-за его утверждения о том, что Отец и Сын имеют две разные природы. [25] [26]
Затем епископы должны были собрать Анкиру в Малой Азии на «великий иерархический собор», либо по собственному побуждению, либо по приказу Константина. Константин перенес совет в Никею в Вифинии, место, которое позволило бы ему присутствовать лично (из-за близости к его столице Никомидии ) и облегчило бы доступ епископам со всей империи. [27] Император также запланировал празднование двадцатого года своего правления в Никее. [28]
и логистика Посещаемость
Расходы собора, включая поездку архиереев, были оплачены императорской казной. [29] Современные сообщения о посещаемости варьируются от 250 до 300, при этом цифра 318, указанная Афанасием Антиохийским, становится традиционно принятой. [30] 318 — это также число членов семьи Авраама , указанное в Книге Бытия . [31] В списках подписавших окончательные решения совета 200–220 имен. [32] Поскольку каждого епископа посещали пресвитеры и диаконы, общее число присутствующих могло составлять от 1200 до 1900 человек. [29] Большинство епископов были восточными: около двадцати из Египта и Ливии, еще пятьдесят из Палестины и Сирии и более ста из Азии.Незначительный. [31] Присутствовало по одному епископу из Персии и Скифии. [32] Немногочисленными западными участниками были Осий, Цецилиан Карфагенский , Никасий Дийский , Марк Калабрийский , Домн Паннонский , а также Виктор и Викентий, два пресвитера, представлявшие римского епископа Сильвестора . Из восточных епископов основными сторонниками Ария были Евсевий Никомидийский, Евсевий Кесарийский, Менофант Эфесский , Патрофил Скифопольский , Патрофил Скифопольский , Нарцисс Неронийский , Феонас Мармарикский, Секунд Птолемаидский и Феогнис Никейский . Среди основных антиарианцев были Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский , Марцелл Анкирский и Макарий Иерусалимский . [33]
Совет состоялся в императорском дворце Никеи. [34] Епископы, скорее всего, собрались в прямоугольном зале базилики по описанию Евсевия Керейского. [35]
Материалы [ править ]
Константин открыл собор официальным входом после прибытия епископов, и Евсевий описал его как «подобного небесному ангелу Божию, яркая мантия которого источает блеск, как лучи света, сияет огненным сиянием пурпурной одежды и украшена ослепительный блеск золота и драгоценных камней». Затем он произнес вступительную речь на латыни (а не на греческом, на котором говорит большинство присутствующих). [36] Церковный историк V века Сократ Константинопольский называет дату открытия 20 мая 325 года, хотя, возможно, это произошло позже, в июне. [37] [38]
Наиболее вероятно, что Осий председательствовал на дебатах и заседаниях совета как представитель Константина. [39] [40] Константин действительно участвовал в дебатах собора (на греческом языке), но не считал себя членом с правом голоса, поскольку не был епископом. [39] Никаких подробных актов совета не существует, как и в случае более поздних советов, поэтому точная последовательность дебатов совета неизвестна. [41] Церковные советы в то время были созданы по образцу заседаний римского сената : председательствующий имел большую степень контроля, а участники говорили по очереди в соответствии с иерархией. [42] Вероятно, первым вопросом, который рассматривался, был статус Евсевия Кесарийского и других епископов, отлученных от церкви в Антиохии, поскольку это определяло, смогут ли они участвовать в остальной части собора. По словам Евсевия, его исповедание веры было принято, и он был восстановлен. [43] В отчете Евстафия Антиохийского записано, что утверждение веры Евсевия было отклонено собором, хотя, скорее всего, это был Евсевий Никомедийский. [44]
Заявление о вере, основанное на более ранних вероучениях, было составлено (возможно, меньшим комитетом), и каждая строка обсуждалась советом. Все епископы, кроме двух, подписались под принятой окончательной формой символа веры. [45] Помимо арианского вопроса, собор также рассмотрел расчет Пасхи и принял римский и александрийский метод, несмотря на возражения нескольких восточных епископов. [46] Архиереи также согласились с постановлением о Мелитианском расколе и издали двадцать канонов. [47] Собор закрылся в первые недели июля, и епископы были приглашены присутствовать на праздновании двадцатилетия Константина на престоле 25 июля. И епископы, и император выпустили письма с изложением решений соборов, которые были распространены по всей империи. [48]
Вселенский Собор [ править ]
Первый Никейский собор был первым вселенским собором церкви. Никея «была первой попыткой созвать общий совет всей церкви, на котором, по крайней мере теоретически, должна была быть представлена церковь во всех частях Римской империи». [49]
Происходит от греческого ( древнегреческий : οἰκουμένη , латинизированный : oikouménē , букв. «обитаемый»), «экуменический» означает «всемирный», но обычно предполагается, что он ограничивается известной обитаемой Землей. [50] и в это время в истории это почти синоним Римской империи . Самым ранним из дошедших до нас термином «совет» является « . Евсевия Жизнь Константина» [51] около 338 г., в котором говорится, что « он созвал вселенский собор » ( synodon oikoumenikḕn synekrótei ) [52] и письмо в 382 году Папе Дамасу I и латинским епископам Первого Константинопольского Собора . [53]
Исторически значимая как первая попытка достичь консенсуса в церкви посредством собрания, представляющего весь христианский мир . [54] Собор был первым случаем, на котором технические аспекты христологии . обсуждались [54] Благодаря этому был создан прецедент для принятия последующих генеральных соборов вероучений и канонов . Этот Собор принято считать началом периода первых семи Вселенских соборов в истории христианства . [55]
Результаты [ править ]
Никейский символ веры [ править ]
Собор сформулировал символ веры, декларацию и краткое изложение христианской веры. Уже существовало несколько вероучений; многие вероучения были приемлемы для членов Совета, включая Ария. С древнейших времен различные вероучения служили для христиан средством идентификации, средством включения и признания, особенно при крещении. В Риме, например, был популярен Апостольский Символ веры , особенно во время Великого поста и Пасхи. На Никейском соборе использовался один конкретный символ веры, чтобы четко определить веру Церкви, включить в нее тех, кто ее исповедует, и исключить тех, кто ее не исповедует.
Оригинальный Никейский символ веры гласил следующее:
Мы верим в единого Бога, Отца Всемогущего,
творец всего видимого и невидимого;
И во единого Господа, Иисуса Христа, Сына Божия,
рожденный от Отца, единородный,
то есть от сущности Отца,
Бог от Бога, свет от света,
истинный Бог от истинного Бога, рожденный не сотворенный,
единой сущности с Отцом,
через Которого все произошло,
вещи на небе и вещи на земле,
Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошел,
и воплотился, и стал человеком, и пострадал,
и воскрес в третий день, и взошел на небеса,
и придет судить живых и мертвых,
И в Святом Духе.
А что касается тех, кто говорит: «Было, когда Его не было»,
и, До рождения Его не было,
и что Он возник из ничего,
или которые утверждают, что Сын Божий имеет иную ипостась или субстанцию,
или создан, или подлежит изменению или изменению
– их анафематствует Католическая и Апостольская Церковь. [56]
Символ веры был изменен Первым Константинопольским собором в 381 году.
Отличительные элементы [ править ]
В Никейский символ веры были добавлены некоторые отличительные элементы, возможно, написанные рукой Осия Кордовского, некоторые специально для противодействия арианской точке зрения. [57] Лойн 1991 , с. 240</ref>
- Иисус Христос описывается как «Свет от Света, истинный Бог от истинного Бога», провозглашающий свою божественность.
- Об Иисусе Христе говорится, что он «рожден, а не сотворен», утверждая, что он был не просто творением, возникшим из ничего, но истинным Сыном Божьим, возникшим «из сущности Отца».
- Говорят, что он «единосущен Отцу», провозглашая, что, хотя Иисус Христос — «истинный Бог», и Бог Отец также «истинный Бог», они «одной сущности». Греческий термин homoousios , единосущный (т.е. имеющий одну и ту же сущность), приписан Евсевием Кесарийским Константину, который в этом конкретном вопросе, возможно, решил воспользоваться своей властью. Значение этого пункта, однако, неоднозначно в отношении того, в какой степени Иисус Христос и Бог-Отец «одны по существу», и поднятые им вопросы станут предметом серьезных споров в будущем.
Анафемы [ править ]
В конце символа веры находился список анафем , призванный явно отвергнуть заявленные арианами притязания.
- Мнение о том, что «было когда-то, когда Его не было», было отвергнуто ради сохранения совечности Сына с Отцом.
- Мнение о том, что Он был «изменчив или подвержен изменению», было отвергнуто, чтобы утверждать, что Сын, как и Отец, был вне всякой формы слабости или тленности и, самое главное, что Он не мог отпасть от абсолютного нравственного совершенства.
Таким образом, вместо крещенского символа веры, приемлемого как для ариан, так и для их противников, Собор провозгласил тот, который был явно противоположен арианству и несовместим с самобытным ядром их верований. Текст этого исповедания веры сохранился в письме Евсевия к своей пастве, в сочинениях Афанасия и других местах. Гомусиане , (от греческого слова койне переведенного как «того же вещества», которое было осуждено на Антиохийском соборе в 264–268 гг.) были самыми громкими антиарианцами и смогли продвигать использование этого термина, таким образом, был принят Советом.
Сослан [ править ]
Император выполнил свое предыдущее заявление: каждый, кто откажется поддержать это вероучение, будет сослан . Арий, Феонас и Секунд отказались придерживаться вероучения и были сосланы в Иллирию , помимо отлучения от церкви . Произведения Ария было приказано конфисковать и предать огню . [58] а его сторонников считали «врагами христианства». [59] Тем не менее, споры продолжались в различных частях империи. [60]
расчета Пасхи от еврейского Отделение календаря
Праздник Пасхи связан с еврейской Пасхой и праздником Опресноков, поскольку христиане верят, что распятие и воскресение Иисуса произошли во время этих праздников. Еще при Папе Сиксте I во II веке некоторые христиане установили Пасху в воскресенье лунного месяца Нисан . Чтобы определить, какой лунный месяц следует назвать нисаном, христиане полагались на еврейскую общину. К концу III века некоторые христиане начали выражать недовольство тем, что они считали беспорядочным состоянием еврейского календаря . Они утверждали, что современные евреи определили неправильный лунный месяц как месяц Нисан, выбрав месяц, 14-й день которого приходился на день весеннего равноденствия . [61]
Христианам, утверждали эти мыслители, следует отказаться от привычки полагаться на еврейских информаторов и вместо этого провести собственные вычисления, чтобы определить, какой месяц следует называть Нисаном, поместив Пасху в этот независимо рассчитанный христианский Нисан, который всегда будет определять место праздника после равноденствия. Они оправдывали этот разрыв с традицией, утверждая, что на самом деле именно современный еврейский календарь порвал с традицией, игнорируя равноденствие, и что в прежние времена 14 нисана никогда не предшествовало равноденствию. [62] Другие считали, что обычная практика использования еврейского календаря должна продолжаться, даже если еврейские вычисления были ошибочными с христианской точки зрения. [63]
Споры между теми, кто выступал за независимые вычисления, и теми, кто выступал за продолжение использования еврейского календаря, был формально разрешен Собором, который одобрил независимую процедуру, которая некоторое время использовалась в Риме и Александрии. Отныне Пасха должна была стать воскресеньем лунного месяца, выбранного в соответствии с христианскими критериями (по сути, христианского нисана), а не месяца нисан, как его определяли евреи. [7] Тех, кто выступал за продолжение использования еврейского календаря (названных более поздними историками «протопасхитами»), призывали занять позицию большинства. То, что не все они сделали это сразу, показывает существование проповедей. [64] пушки, [65] и трактаты [66] написано против практики протопащитов в конце IV века.
Эти два правила — независимость еврейского календаря и всемирное единообразие — были единственными правилами Пасхи, явно установленными Собором. Никаких подробностей расчета не указано; они были отработаны на практике, и этот процесс занял столетия и породил множество споров , некоторые из которых остаются неразрешенными. В частности, Собор, судя по всему, не постановил, что Пасха должна приходиться на воскресенье. [67] В этом не было необходимости, поскольку было решено против Quartodecimani , праздновавших праздник в любой день недели, в пользу церквей, которые перенесли празднование на следующее воскресенье. См. отрывок из Послания Никейского Собора к Египетской Церкви , цитированный выше.
Совет также не постановил, что Пасха никогда не должна совпадать с 15 нисаном (первым Днем опресноков, который сейчас обычно называют «Пасхой») по еврейскому календарю. Финская Православная Церковь поясняет: «Согласно определению Никейского Собора 325 года, Пасха празднуется в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием, но всегда после еврейской Пасхи. Тогда датой весеннего равноденствия считалась дата весеннего равноденствия. определяется как 21 марта». [68] Л'Юйе отмечает успех этой стратегии: православная Пасха никогда не предшествовала Песаху. [69]
мелитийского Разрешение раскола
Подавление мелитианского раскола, одной из первых отколовшихся сект, было еще одним важным вопросом, стоявшим на рассмотрении Никейского Собора. Было решено, что Мелиций должен остаться в своем городе Ликополе в Египте, но без осуществления власти или права рукополагать новое духовенство; ему было запрещено выходить за пределы города или входить в другую епархию для рукоположения ее подданных. Мелиций сохранил свой епископский титул, но рукоположенные им священнослужители должны были вновь получить рукоположение , поэтому хиротонии, совершенные Мелитием, считались недействительными. Духовенству, рукоположенному Мелитием, было приказано уступать преимущество рукоположенным Александром, и они не должны были ничего делать без согласия епископа Александра. [70]
В случае смерти немелицианского епископа или священнослужителя вакантная кафедра могла быть передана мелитианину, при условии, что он был достоин и всенародные выборы были одобрены Александром. У Мелиция были отняты епископские права и прерогативы. Однако эти мягкие меры оказались напрасными; мелитиане присоединились к арианам и вызвали больше раздора, чем когда-либо, будучи в числе злейших врагов Афанасия. Мелитиане окончательно вымерли примерно в середине V века.
канонического Обнародование права
Собор обнародовал двадцать новых церковных законов, называемых канонами (хотя точное число является предметом споров), то есть правил дисциплины. Двадцать перечисленных в трудах никейских и постникейских отцов следующие: [71]
- запрет на самокастрацию священнослужителей
- установление минимального срока для оглашенных (лиц, обучающихся крещению)
- запрет мужчине и женщине, оба принявшим обет целомудрия, жить вместе в целомудренном и неузаконенном союзе (так называемые девственницы subintroductae , практиковавшие синесактизм )
- рукоположение епископа в присутствии не менее трех провинциальных архиереев [58] и утверждение митрополита
- двух провинциальных синодов ежегодно положение о проведении
- подтверждение древних обычаев, предоставляющих юрисдикцию над большими регионами епископам Александрии, Рима и Антиохии.
- признание почетных прав Иерусалимского престола
- положение о соглашении с новацианистами , ранней сектой
- старейшины, рукоположенные без достаточного экзамена, не признавались
- старейшины, совершившие грехопадение, но не обнаруженные, должны были быть низложены
- милосердие предписывалось к тем, кто впал в грех без принуждения, хотя и признавалось, что они этого не заслуживают.
- те, кто ушел из армии, но позже попытался восстановиться на военной должности, должны были быть отлучены от церкви; в зависимости от искренности покаяния они могли быть вновь допущены к причастию раньше
- исполнявшие епитимью могли причащаться, если умирали, но если они снова выздоравливали, то должны были закончить епитимью
- оглашенные должны были иметь три года в качестве слушателей, прежде чем им снова разрешалось стать оглашенными
- епископам, пресвитерам и диаконам не разрешалось бродить в соседние города для совершения богослужений.
- духовенство, отказавшееся вернуться в свою родную церковь, должно было быть отлучено от церкви, а рукоположения тех, кто был рукоположен этим странствующим духовенством, должны были считаться недействительными.
- запрет ростовщичества среди духовенства
- первенство епископов и пресвитеров перед диаконами в принятии Евхаристии (Святого Причастия)
- о недействительности крещения заявление Павлианских еретиков
- запрет преклонять колени по воскресеньям и во время Пятидесятницы (пятидесяти дней, начиная с Пасхи). Стандартной позицией для молитвы в то время было положение стоя, как и до сих пор среди восточных христиан. Коленопреклонение считалось наиболее подходящим для покаянной молитвы, в отличие от праздничного характера Пасхи и ее воспоминаний каждое воскресенье. Канон был разработан только для обеспечения единообразия практики в установленное время.
Эффекты [ править ]
В краткосрочной перспективе Совет не смог полностью решить проблемы, для обсуждения которых был созван, и некоторое время продолжался период конфликтов и потрясений. На смену Константину в Восточной империи пришли два арианских императора: его сын Констанций II и Валент . Валент не смог решить нерешенные церковные вопросы и безуспешно противостоял святому Василию по поводу Никейского Символа веры. [72]
Языческие силы внутри империи стремились сохранить, а иногда и восстановить язычество в резиденции императора (см. Арбогаст и Юлиан Отступник ). Ариане и мелетиане вскоре восстановили почти все права, которые они потеряли, и, следовательно, арианство продолжало распространяться и быть предметом дискуссий внутри Церкви в течение оставшейся части IV века. Почти сразу же Евсевий Никомидийский, арианский епископ и двоюродный брат Константина I, использовал свое влияние при дворе, чтобы склонить Константина в пользу протоправославных никейских епископов к арианам. [73]
Евстафий Антиохийский был свергнут и сослан в 330 году. Афанасий, сменивший Александра на посту епископа Александрийского, был низложен Первым Тирским синодом в 335 году, а Марцелл Анкирский последовал за ним в 336 году. Арий вернулся в Константинополь, чтобы быть вновь принятым в состав Церкви. Черч, но умер незадолго до того, как его смогли принять. Константин умер в следующем году, после того, как наконец принял крещение от арианского епископа Никомидийского Евсевия и «прошел первый раунд битвы после окончания Никейского собора». [73]
Роль Константина [ править ]
Христианство было легализовано в империи лишь недавно, а гонения Диоклетиана закончились в 311 году при Галерии . Хотя Галерий прекратил преследование, христианство не было юридически защищено до 313 года, когда императоры Константин и Лициний согласились на то, что стало известно как Миланский эдикт , гарантирующий христианам юридическую защиту и терпимость. Однако никейское христианство не стало государственной религией Римской империи до Солунского эдикта в 380 году. Тем временем язычество оставалось законным и присутствовало в государственных делах. Чеканка монет Константина и другие официальные мотивы, вплоть до Никейского Собора, не связали его с языческим культом Sol Invictus . Поначалу Константин поощрял строительство новых храмов. [74] и терпели традиционные жертвоприношения . [75] Позже во время своего правления он отдал приказ о грабеже и сносе римских храмов . [76] [77] [78]
Роль Константина в отношении Никеи была ролью высшего гражданского лидера и власти в империи. Как император, на нем лежала ответственность за поддержание гражданского порядка, и он стремился к тому, чтобы Церковь была единодушной и мирной. Когда ему впервые сообщили о беспорядках в Александрии из-за арианских споров, он был «очень обеспокоен» и «упрекнул» Ария и епископа Александра за то, что они спровоцировали беспорядки и позволили им стать достоянием общественности. [79] Сознавая также «разногласия» относительно празднования Пасхи и надеясь урегулировать оба вопроса, он послал «заслуженного» епископа Осия Кордовского (Испания) сформировать поместный церковный совет и «примирить разделившихся». [79] Когда это посольство потерпело неудачу, он обратился к созыву синода в Никее, пригласив «самых выдающихся деятелей церквей каждой страны». [80]
Константин помог собрать Совет, позаботившись о том, чтобы расходы на проезд до епископских кафедр и обратно , а также проживание в Никее покрывались за счет государственных средств. [81] Он также предоставил и обустроил «большой зал… во дворце» как место для дискуссий, чтобы с его гостями «следовало обращаться с подобающим достоинством». [81] Выступая на открытии Собора, он «призвал епископов к единодушию и согласию» и призвал их следовать Священному Писанию: «Итак, все спорные споры оставим и будем искать в богодухновенном слове». решение спорных вопросов». [81]
После этого начались дебаты об Арии и церковном учении. «Император терпеливо следил за речами обеих сторон» и «подчинился» решению епископов. [82] Епископы сначала объявили учение Ария анафемой, сформулировав символ веры как изложение правильного учения. Когда Арий и двое последователей отказались согласиться, епископы вынесли церковный приговор, отлучив их от Церкви. Уважая решение духовенства и видя угрозу продолжения беспорядков, Константин также вынес гражданский приговор, сослав их в ссылку. Это было началом практики использования светской власти для установления доктринальной ортодоксии внутри христианства, примеру, которому последовали все более поздние христианские императоры, что привело к кругу христианского насилия и христианского сопротивления, выражающегося в мученичестве. [83]
Заблуждения [ править ]
Библейский канон [ править ]
Нет никаких записей о каком-либо обсуждении библейского канона на соборе. [84] Разработка библейского канона была почти завершена (за исключением, известным как Антилегомены , письменные тексты, подлинность и ценность которых оспаривается) к моменту Мураторианского фрагмента . написания [85] Главным источником идеи о том, что канон был создан на Никейском соборе, по-видимому, является Вольтер , который популяризировал историю о том, что канон определялся путем помещения всех конкурирующих книг на алтарь во время Собора, а затем сохранения тех, которые не были созданы. упасть. Первоисточником этого «вымышленного анекдота» является Synodicon Vetus , [86] псевдоисторический отчет о первых церковных соборах 887 года. [87]
В 331 году Константин заказал пятьдесят экземпляров Библии для использования Константинопольским епископом, но больше ничего не известно (на самом деле, даже неизвестно, просил ли он пятьдесят экземпляров всего Ветхого и Нового Заветов, только Нового Завета, или просто Евангелия). Некоторые ученые полагают, что этот запрос послужил мотивацией для создания канонических списков. В Иероним Прологе к Юдифи утверждает, что Книга Юдифи была «найдена Никейским собором причисленной к числу Священных Писаний». [88] Однако современные ученые, такие как Эдмон Галлахер, сомневаются, что это указывает на какой-либо выбор канона в совете. [89]
Троица [ править ]
Никейский собор рассматривал прежде всего вопрос о божественности Христа . Термин «Троица» уже использовался, причем самое раннее из существующих упоминаний было сделано Теофилом Антиохийским (115–181 гг. Н.э.) и относилось к Богу, Логосу и Софии. [90] (Отец, Сын и Святой Дух, как Святой Дух назывался несколькими отцами Церкви), хотя многие ученые полагают, что то, как использовался этот термин, указывает на то, что он был ранее известен его читателям. Кроме того, более чем за столетие до этого термин « Троица » ( Τριάς по-гречески; trinitas по-латыни) использовался в трудах Оригена и Тертуллиана , а общее представление о «божественной тройке» в некотором смысле было выражено в II века Сочинения Поликарпа , Игнатия и Иустина Мученика . В Никее вопросы, касающиеся Святого Духа, оставались практически нерешенными до тех пор, пока примерно в 362 году не были урегулированы отношения между Отцом и Сыном. [91] В более развернутом виде учение было сформулировано лишь на Константинопольском соборе 381 г. [92] и окончательная форма, сформулированная прежде всего Григорием Нисским . [93]
Константин [ править ]
Хотя Константин стремился к единой церкви после Собора, он не навязывал гомоусианский собору взгляд на природу Христа. Константин не заказывал на Соборе никаких Библий. Несмотря на сочувственный интерес Константина к Церкви, он крестился только через 11 или 12 лет после собора, откладывая крещение настолько долго, насколько это возможно, чтобы получить отпущение как можно большего количества грехов. [94]
Спорные вопросы [ править ]
По словам протестантского теолога Филиппа Шаффа : «Никейские отцы приняли этот канон не как вводящий что-то новое, а просто как подтверждение существующих отношений на основе церковной традиции; и это, с особым акцентом на Александрию, из-за существовавших там проблем. а Антиохия и все другие епархии или провинции получили свои признанные права. Епископства Александрии Рим был назван только для иллюстрации ; , Рима и Антиохии были поставлены практически на равные права». Таким образом, по мнению Шаффа, епископ Александрии должен был иметь юрисдикцию над провинциями Египта, Ливии и Пентаполя, точно так же, как епископ Рима имел власть «в отношении своей собственной епархии». [95]
Однако, по словам о. Джеймс Ф. Лафлин, существует альтернативная католическая интерпретация. Он включает в себя пять различных аргументов, «взятых соответственно из грамматической структуры предложения, из логической последовательности идей, из католической аналогии, из сравнения с процессом формирования Византийского Патриархата и из авторитета древних». [96] в пользу альтернативного понимания канона. Согласно этой интерпретации, канон показывает роль епископа Рима, когда он своей властью подтвердил юрисдикцию других патриархов - интерпретация, которая соответствует католическому пониманию Папы. Таким образом, епископ Александрийский председательствовал над Египтом, Ливией и Пентаполем. [58] в то время как епископ Антиохии «пользовался такой же властью во всей великой Ориенской епархии», и все это — властью епископа Рима. Для Лафлина это была единственная возможная причина ссылаться на обычай римского епископа в вопросе, касающемся двух митрополитов-епископов в Александрии и Антиохии. [96]
Однако протестантские и католические интерпретации исторически предполагали, что некоторые или все епископы, указанные в каноне, председательствовали в своих епархиях во время Собора - епископ Рима над Итальянской епархией, как предположил Шафф, епископ Антиохия над Ориенской епархией, как предложил Лафлин, и епископ Александрийский над Египетской епархией, как предложил Карл Йозеф фон Хефеле . По словам Хефеле, Собор выделил Александрии «всю (гражданскую) Египетскую епархию». [97] Однако с тех пор эти предположения оказались ложными. Во время Собора Египетская епархия существовала, но была известна как Александрийская епархия, поэтому Совет мог передать ее Александрии. Антиохия и Александрия входили в состав гражданской епархии Ориенс, причем Антиохия была главной метрополией, но ни одна из них не управляла ею в целом. Точно так же Рим и Милан находились в пределах гражданской епархии Италии, причем Милан был главным мегаполисом. [98] [99]
Этот географический вопрос, связанный с Каноном 6, был подчеркнут протестантским писателем Тимоти Ф. Кауфманом как исправление анахронизма, возникшего из предположения, что каждый епископ уже возглавлял целую епархию во время Собора. [100] По словам Кауфмана, поскольку Милан и Рим находились в пределах Итальянской епархии, а Антиохия и Александрия находились в пределах Ориенской епархии, актуальное и «структурное соответствие» между Римом и Александрией было легко очевидно для собравшихся епископов: оба им пришлось разделить епархию, ни одна из которых не была главной метрополией. Юрисдикция Рима в Италии была определена в отношении нескольких прилегающих к городу провинций после переустройства империи Диоклетианом в 293 году, как указывает самая ранняя латинская версия канона. [101]
Таким образом, такое провинциальное расположение римской и миланской юрисдикции в Италии стало соответствующим прецедентом и обеспечило административное решение проблемы, стоящей перед Советом, а именно: как определить александрийскую и антиохийскую юрисдикцию в пределах Восточной епархии. В каноне 6 Собор оставил большую часть епархии под юрисдикцией Антиохии, а несколько провинций епархии отдал Александрии, «поскольку подобное принято и для епископа Римского». [102]
См. также [ править ]
- Древние церковные соборы (доэкуменические) – церковные соборы перед Первым Никейским собором.
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: а б SEC , стр. 112–114.
- ^ Jump up to: а б СЕК , с. 39
- ^ Jump up to: а б SEC , стр. 44–94.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 152.
- ^ Кэрролл 1987 , с. 11
- ^ Валло 1995 , стр. 234–235, 678.
- ^ Jump up to: а б О праздновании Пасхи
- ^ Леклерк 1911b
- ^ Лайман 2021 , стр. 43–44, 46.
- ^ Jump up to: а б с Лайман 2021 , с. 46.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 130–132.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 5–6.
- ^ Лайман 2021 , стр. 46, 57–60.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 1, 6–7.
- ^ Лайман 2021 , стр. 47–50.
- ^ Эдвардс 2007 , с. 554.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 134–135.
- ^ Эдвардс 2007 , с. 557.
- ^ Брент 2022 .
- ^ Кэмерон 2007 , с. 542.
- ^ Ван Дам 2021 , с. 25.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 137.
- ^ Дрейк 2021 , стр. 113–114.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 146–151.
- ^ Эйрс 2004 , с. 16.
- ^ Эдвардс 2007 , стр. 557–558.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 152–153.
- ^ Дрейк 2021 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б Джейкобс 2021 , с. 77.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 155–156.
- ^ Jump up to: а б Эдвардс 2007 , с. 558.
- ^ Jump up to: а б Белый 2021 , с. 93.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 156–157.
- ^ Джейкобс 2021 , с. 78.
- ^ Джейкобс 2021 , стр. 82–86.
- ^ Дрейк 2021 , с. 124.
- ^ Белый 2021 , стр. 96–97.
- ^ Барнс 1981 , стр. 215, 380.
- ^ Jump up to: а б Белый 2021 , с. 98.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 154.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 157–158.
- ^ Дрейк 2021 , с. 125.
- ^ Белый 2021 , стр. 99–100.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 160–161.
- ^ Белый 2021 , с. 101.
- ^ Белый 2021 , стр. 102–104.
- ^ Белый 2021 , стр. 104–108.
- ^ Белый 2021 , стр. 108–109.
- ^ Hanson RPC, Поиск христианской доктрины Бога: арианская полемика, 318-381. 1988, стр. 152.
- ^ Данкер, Фредерик Уильям (2000), «οἰκουμένη», Греко-английский лексикон Нового Завета и другой раннехристианской литературы (Третье изд.), Чикаго: University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-03933-6 , получено 24 февраля 2014 г.
- ↑ Жизнь Константина , Книга 3, Глава 6.
- ^ Синодальное послание к африканцам
- ^ SEC , стр. 292–294.
- ^ Jump up to: а б Кикхефер 1989 г.
- ^ «Первые семь Вселенских Соборов – МОЛЛ-Й – Метод изучения локусов – Йорк» . Проверено 10 июля 2020 г.
- ^ «Символ веры Никейский 325 – греческий и латинский текст с английским переводом» . Earlychurchtexts.com .
- ^ Келли 1978 , Глава 9
- ^ Jump up to: а б с Мирбт, Карл Теодор (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 640–642. . В
- ^ Шафф и Шафф 1910 , раздел 120.
- ^ Лутц фон Падберг 1998 , с. 26
- ↑ Анатолий , Книга 7, Глава 33.
- ^ Пасхальный хроникон .
- ↑ Панарион , Книга 3, Глава 1, Раздел 10.
- ^ Златоуст , с. 47.
- ^ SEC , с. 594.
- ↑ Панарион , Книга 3, Глава 1.
- ↑ Созомен , Книга 7, Глава 18.
- ^ Финская Православная Церковь (30 ноября 2023 г.). «Финская церковь решает продолжать использовать григорианскую Пасхалию» . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ L'Huillier 1996 , с. 25.
- ^ Леклерк 1911а
- ^ Пушки
- ^ «Герои четвертого века» . Журнал «Слово» . Антиохийская православная архиепископия Северной Америки. Февраль 1968. стр. 15–19.
- ^ Jump up to: а б Дэвис 1983 , с. 77
- ^ Гербердинг, Р. и Дж. Х. Моран Круз, Средневековые миры (Нью-Йорк: Houghton Mifflin Company, 2004), с. 28.
- ^ Питер Браун, Возвышение христианского мира, 2-е издание (Оксфорд, Blackwell Publishing, 2003), стр. 60.
- ^ Р. МакМаллен, Христианизация Римской империи 100–400 гг. н. э. , Издательство Йельского университета, 1984, ISBN 0-300-03642-6
- ^ «История церкви», Филип Хьюз , Sheed & Ward, изд. 1949 г., том I, глава 6. [1]
- ^ Евсевий Памфилий и Шафф, Филип (редактор) и Макгифферт, преподобный Артур Кушман, доктор философии (переводчик) NPNF2-01. Евсевий Памфилий: История церкви, Жизнь Константина, Речь в честь Константина. Архивировано 17 апреля 2018 года в Wayback Machine. Цитата: «он разрушил до основания те из них, которые были главными объектами суеверного почитания».
- ^ Jump up to: а б Созомен , Книга 1, Глава 16
- ↑ Созомен , Книга 1, Глава 17.
- ^ Jump up to: а б с Феодорит , Книга 1, Глава 6
- ↑ Созомен , Книга 1, Глава 20.
- ^ Нет преступления для тех, у кого есть Христос; Религиозное насилие в Римской империи. Майкл Гэддис. Калифорнийский университет Press 2005. с. 340. ISBN 978-0-520-24104-6
- ^ Джон Мид, « Никейский совет и библейский канон » и Эрман 2004 , стр. 15–16, 23, 93.
- ^ McDonald & Sanders 2002 , Приложение D2, примечание 19.
- ^ Пол Т. д'Гольбах (1995). Эндрю Ханвик (ред.). Ecce homo!: Жизнь Иисуса в восемнадцатом веке . Критическое издание и переработка перевода Джорджа Хьюстона с французского. Берлин, Нью-Йорк: Уолтер де Грюйтер и компания, стр. 48–49. ISBN 978-3-11-081141-4 .
- ^ Краткое изложение дела можно найти в Никейском соборе и Библии .
- ^ Предисловие к Товиту и Юдифи
- ^ Галлахер, Эдмон (2015). « Почему Иероним перевел Товита и Юдифь?» Harvard Theological Review 108 (2015): 356–75» . academia.edu . п. 369-370 . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ «Филип Шафф: Отцы второго века: 0107 = 101 - Эфирная библиотека христианской классики» . ccel.org . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ Fairbairn 2009 , стр. 46–47.
- ↑ Сократ , Книга 2, Глава 41.
- ^ Шафф, Филип; Уэйс, Генри (1893). Избранная библиотека никейских и постникейских отцов христианской церкви: Григорий Нисский: Догматические трактаты и др. 1893 г. Компания христианской литературы.
- ^ Марилена Америз, «Крещение Константина Великого».
- ^ Шафф и Шафф 1910 , стр. 275–276.
- ^ Jump up to: а б Лафлин 1880 г.
- ^ Хефеле, Карл (1855). История Совета, т. 1 . Фрайбург-им-Брайсгау, Баден-Вюртемберг, Германия: Гердер. п. 373.
- ^ Афанасий Александрийский «История ариан, часть IV, глава 36» . Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ Афанасий Александрийский. «Апология де Фуга, глава 4» . Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ Кауфман, Тимоти Ф. (май – июнь 2016 г.). «Никея и римский прецедент» (PDF) . Обзор Тринити (334, 335). Архивировано (PDF) из оригинала 12 августа 2016 года . Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ Тернер, Катберт Гамильтон (1899). Самые древние юридические записи Западной церкви, т. 1 . Оксфорд, от типографии Clarendonian. п. 120
- ^ Первый Никейский собор. «Канон 6» . Первый Никейский собор . Проверено 22 июня 2016 г.
Библиография [ править ]
Первоисточники [ править ]
Примечание: NPNF2 = Шафф, Филип ; Уэйс, Генри (ред.), Никейские и постникейские отцы , Вторая серия, Эфирная библиотека христианской классики , см. также Никейские и постникейские отцы.
- Евсевий Памфилий: История Церкви, Жизнь Константина, Речь в честь Константина , NPNF2, том. 1 , получено 24 февраля 2014 г.
- Анатолий Лаодикийский , « Пасхальные каноны, цитируемые Евсевием» , Церковная история Евсевия.
- Евсевий Памфилий , Жизнь Константина.
- Церковные истории Сократа и Созомена , NPNF2, том. 2
- Сократ Константинопольский , Церковная история Сократа Схоластика , получено 24 февраля 2014 г.
- Созомен , Церковная история Созомена.
- Феодорит, Иероним, Геннадий и Руфин: Исторические сочинения , NPNF2, том. 3 , получено 24 февраля 2014 г.
- Константин Великий , « Константин Август церквям, цитируемым Феодоритом» , «Церковная история Феодорита» , получено 24 февраля 2014 г.
- Евстафий Антиохийский , « Письмо к африканским епископам, цитируемое Феодоритом» , Церковная история Феодорита , получено 24 февраля 2014 г.
- Феодорит Кирский , Церковная история Феодорита.
- Афанасий: Избранные сочинения и письма , НПНФ2, т. 1, с. 4 , получено 24 февраля 2014 г.
- Афанасий Александрийский , De Decretis [ Защита никейского определения ] , получено 24 февраля 2014 г.
- Афанасий Александрийский , Ad Afros Epistola Synodica [ Синодальное послание епископам Африки ]
- Евсевий Памфил , Письмо Евсевия Кесарийского народу его епархии , получено 24 февраля 2014 г.
- Иероним: Основные труды святого Иеронима , NPNF2, том. 6 , получено 24 февраля 2014 г.
- Семь Вселенских Соборов , NPNF2, т. 14
- Никейский символ веры , получено 24 февраля 2014 г.
- Каноны 318 святых отцов, собранных в городе Ницце в Вифинии.
- Афанасий Александрийский , Синодальное послание , получено 24 февраля 2014 г.
- Константин Великий , « О праздновании Пасхи, цитируемый Евсевием» , Житие Константина
- Chronicon Paschale [ Пасхальная хроника ]
- Пятикостарион , Архиепископия Фиатиры и Великобритании, 3 ноября 2008 г., заархивировано из оригинала 30 апреля 2016 г. , получено 22 февраля 2014 г.
- Златоуст, Иоанн ; Харкинс, Пол В. (транс) (1 апреля 2010 г.), Беседы против иудействующих христиан , Отцы церкви, том. 68, Издательство Католического университета Америки, ISBN 978-0-8132-1168-8
- Епифаний Саламинский ; Уильямс, Франк (транс) (1994), Панарий Епифания Саламинского , Лейден: Брилл, ISBN 90-04-09898-4
- Пуатье , Книга против императора Константина Иларий
- Иероним , Temporum Liber ( Книга Времен )
- Фотий I Константинопольский ; Уолфорд, Эдвард (транс), Краткое изложение церковной истории Филосторгия, составленное Фотием, Патриархом Константинополем
Вторичные источники [ править ]
- Анатолий, Халед (2011), Возвращение Никеи: развитие и значение тринитарной доктрины , Гранд-Рапидс: Baker Publishing Group, ISBN 978-0-8010-3132-8
- Афанасий (Патриарх Александрийский) (1920), Избранные трактаты святого Афанасия в полемике с арианами, Том 3 , Переводчик и редактор Джон Генри Ньюман, Лонгманс, Грин и компания.
- Атия, Азиз С. (1991), Коптская энциклопедия , Нью-Йорк: Macmillan Publishing Company, ISBN 0-02-897025-Х
- Эйрес, Льюис (2004). Никея и ее наследие: подход к тринитарному богословию четвертого века . Эдибург: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9781139054133 .
- Барнс, Тимоти Д. (1981). Константин и Евсевий . Кембридж, Массачусетс; Лондон: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0674165306 .
- Брент, Аллен (2022). «Мелитианский раскол». В Лауте, Эндрю (ред.). Оксфордский словарь христианской церкви (4-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191744396 .
- Кэмерон, Аверил (2007). «Константин и «мир церкви» ». В Кэсидее, Августин; Норрис, Фредерик В. (ред.). Кембриджская история христианства . Том. 2. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108427746 .
- Кэрролл, Уоррен (1987), Строительство христианского мира , Front Royal: Christendom College Press, ISBN 978-0-931888-24-3 , получено 24 февраля 2014 г.
- Данкер, Фредерик Уильям (2000), «οἰκουμένη», Греко-английский лексикон Нового Завета и другой раннехристианской литературы (Третье изд.), Чикаго: University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-03933-6 , получено 24 февраля 2014 г.
- Дэвис, Лео Дональд (1983), Первые семь Вселенских Соборов (325–787) , Колледжвилл: Liturgical Press, ISBN 978-0-8146-5616-7 , получено 24 февраля 2014 г.
- Дрейк, ХА (2021 г.). «Слон в комнате: Константин на соборе». В Киме, Молодой Ричард (ред.). Кембриджский компаньон Никейского собора . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108427746 .
- Эдвардс, Марк (2007). «Первый Никейский собор». В Кэсидее, Августин; Норрис, Фредерик В. (ред.). Кембриджская история христианства . Том. 2. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108427746 .
- Эдвардс, Марк (2009). Католичность и ересь в ранней церкви . Эшгейт. ISBN 978-0754662914 .
- Эрман, Барт (2004), Правда и вымысел в коде да Винчи , Oxford University Press, ISBN 978-1-280-84545-1
- Фэйрберн, Дональд (2009), Жизнь в Троице , Даунерс Гроув: InterVarsity Press, ISBN 978-0-8308-3873-8 , получено 24 февраля 2014 г.
- Гельцер, Генрих ; Хильгенфельд, Генри; Кунц, Отто, ред. (1995), Имена отцов Никеи на латыни, на греческом, коптском, сирийском, арабском, армянском 2-е ( изд.), Штутгарт: Тойбнер
- Гонсалес, Хусто Л. (1984), История христианства , том. 1, Пибоди: Prince Press, ISBN 978-1-56563-522-7 , получено 24 февраля 2014 г.
- Гвин, Дэвид М. (2021). «Реконструкция Никейского Собора». В Киме, Молодой Ричард (ред.). Кембриджский компаньон Никейского собора . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108427746 .
- Хэнсон, RPC (1988). Поиск христианской доктрины Бога: арианская полемика 318-381 . Эдибург: T&T Кларк. ISBN 0567094855 .
- Джейкобс, Ине (2021). «Проведение Собора в Никее». В Киме, Молодой Ричард (ред.). Кембриджский компаньон Никейского собора . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108427746 .
- Кельхоффер, Джеймс А. (2011), «В поисках исповедников на Никейском соборе» , Журнал ранних христианских исследований , 19 (4): 589–599, doi : 10.1353/earl.2011.0053 , ISSN 1086-3184 , S2CID 159876770
- Келли, JND (1978), Раннехристианская доктрина , Сан-Франциско: HarperCollins, ISBN 978-0-06-064334-8 , получено 24 февраля 2014 г.
- Келли, JND (1981), Early Christian Creeds , Харлоу: Addison-Wesley Longman Limited, ISBN 978-0-582-49219-6 , получено 24 февраля 2014 г.
- Кикхефер, Ричард (1989), «Папство», в Страйере, Джозеф Риз (ред.), Словарь средневековья , том. 9, Сыновья Чарльза Скрибнера, ISBN 978-0-684-18278-0 , получено 24 февраля 2014 г.
- Л'Юлье, Питер (1996), Церковь Древних Соборов: Дисциплинарная работа первых четырех Вселенских Соборов , Крествуд: Издательство Св. Владимирской семинарии, ISBN 978-0-88141-007-5 , получено 24 февраля 2014 г.
- Леклерк, Анри (1911), «Мелетий Ликопольский», Католическая энциклопедия , том. 10, Нью-Йорк: Компания Robert Appleton , получено 19 февраля 2014 г.
- Леклерк, Анри (1911), «Первый Никейский собор», Католическая энциклопедия , том. 11, Нью-Йорк: Компания Robert Appleton , получено 19 февраля 2014 г.
- Лафлин, Джеймс Ф. (1880), «Шестой никейский канон и папство», The American Catholic Quarterly Review , 5 : 220–239
- Лойн, Генри Ройстон (1991), Средневековье , Нью-Йорк: Темза и Гудзон, ISBN 978-0-500-27645-7 , получено 24 февраля 2014 г.
- Лайман, Ребекка (2021). «Арий и арианство». В Киме, Молодой Ричард (ред.). Кембриджский компаньон Никейского собора . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108427746 .
- МакКлинток, Джон ; Стронг, Джеймс (1890), Циклопедия библейской, теологической и церковной литературы , том. 6, Harper & Brothers , получено 24 февраля 2014 г.
- МакМаллен, Рамзи (2006), Голосование о Боге на советах ранней церкви , Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-11596-3 , получено 24 февраля 2014 г.
- Макдональд, Ли Мартин; Сандерс, Джеймс А., ред. (2002), Дебаты о канонах , Peabody: Hendrickson Publishers, ISBN 978-1-56563-517-3
- Маклей, Денис (2015), «Исследование роли Оссия, епископа Кордовы, в арианском споре» , диссертация бакалавра (с отличием) – Даремский университет
- Ньюман, Альберт Генри (1899), Руководство по истории церкви , том. 1, Филадельфия: Американское баптистское издательское общество, OCLC 853516 , получено 24 февраля 2014 г.
- Ньюман, Джон Генри ; Уильямс, Роуэн (2001), Ариане четвертого века , Нотр-Дам: University of Notre Dame Press, ISBN 978-0-268-02012-5 , получено 24 февраля 2014 г.
- Норрис, Ричард Альфред (транс) (1980), Христологический спор , Источники раннехристианской мысли, Миннеаполис: Fortress Press, ISBN 978-0-8006-1411-9 , получено 24 февраля 2014 г.
- Святитель Николай Чудотворец и архиепископ Мир Ликийских , получено 22 февраля 2014 г.
- Лутц фон Падберг (1998), Европы в средние века , Христианизация П. Реклам, ISBN 978-3-15-017015-1 , получено 24 февраля 2014 г.
- Рубинштейн, Ричард Э. (1999), Когда Иисус стал Богом , Нью-Йорк: Harcourt Brace & Co, ISBN 978-0-15-100368-6 , получено 24 февраля 2014 г.
- Раш, Уильям Дж. (транс) (1980), Тринитарный спор , Источники раннехристианской мысли, Миннеаполис: Fortress Press, ISBN 978-0-8006-1410-2 , получено 24 февраля 2014 г.
- Шафф, Филип ; Шафф, Дэвид Шлей (1910). История христианской церкви . Том. 3. Нью-Йорк: Сыновья Скрибнера.
- Смит, Марк С. (2018). Идея Никеи на соборах ранней церкви, 431–451 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198835271 .
- Таннер, Норман П. (2001), Советы Церкви , Нью-Йорк: Перекресток, ISBN 978-0-8245-1904-9 , получено 24 февраля 2014 г.
- Терес, Густав (октябрь 1984 г.), «Вычисления времени и Dionysius Exiguus», Журнал истории астрономии , 15 (3): 177, Бибкод : 1984JHA....15..177T , doi : 10.1177/002182868401500302 , S2CID 11709461 2
- Вайле, Симеон (1912), «Тремит», Католическая энциклопедия , том. 15, Нью-Йорк: Компания Robert Appleton , получено 24 февраля 2014 г.
- Валло, Доминик (1995), Исторический словарь (на французском языке), Fayard, ISBN 978-2-2135-9322-7
- Ван Дам, Раймонд (2021). «Императорские отцы и их сыновья: Лициний, Константин и Никейский собор». В Киме, Молодой Ричард (ред.). Кембриджский компаньон Никейского собора . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108427746 .
- Уэр, Тимофей (1991), Православная церковь , Взрослый пингвин
- Уильямс, Роуэн (1987), Ариус , Лондон: Дартон, Логман и Тодд, ISBN 978-0-232-51692-0 , получено 24 февраля 2014 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Фернандес, Самуэль (2020). «Кто созвал Первый Никейский собор: Константин или Оссий?». Журнал богословских исследований . 71 : 196–211. дои : 10.1093/jts/flaa036 .
- Дорога в Никею Описательный обзор событий Собора Джона Энтони МакГакина .
- «Никейский собор» , Британская энциклопедия , 2 января 2024 г.