Совет Ширакавана
Совет Ширакавана | |
---|---|
Дата | 862 |
Принято | Армянская Апостольская Церковь Восточная Православная Церковь |
Предыдущий совет | Совет Манцикерта |
Следующий совет | Совет Громклы |
Расположение | Ширакаван |
Хронологический список Вселенских соборов |
Совет Ширакавана (или Ширакавана) ( армянский : Շիրակավանի ժողով , латинизированный : Širakavani žoġov ) — союзный совет, проводившийся между Восточной Православной Церковью , Армянской Апостольской Церковью и Сирийской Якобитской Церковью с апреля по октябрь 862 года в армянском городе Ширакаван . [ 1 ] Целью собора было стремление к единству этих трех Церквей и разъяснение христологических позиций, которых придерживались Армянская Апостольская церковь и, в меньшей степени, Сирийская якобитская церковь.
Собор стал возможен благодаря поддержке лидеров различных Церквей Фотия I Константинопольского и Захарии I Армянского . [ 1 ] [ 2 ] Поддержка багратидского царя Армении поддержки Ашота Великого еще больше усилила возможность проведения совета, который, наконец, состоялся в 862 году. Позже Фотий считал этот совет успешным, но о нем забыли из-за изменений в политических союзах и . Аббасидов для Ашота . [ 3 ] [ 4 ]
Однако, даже если он был забыт после того, как состоялся, собор все равно признан Армянской Апостольской Церковью . [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]В сентябре 861 года константинопольский патриарх Фотий I , сам армянского происхождения, [ 6 ] [ 7 ] попытался объединить Армянскую церковь с Восточной Православной Церковью , обратившись к армянам с двумя письмами : одно Католикосу Захарию I Цакскому , а другое царю Армении Ашоту I , оба из которых ответили. [ 1 ] Армянский католикос ранее предпринимал несколько попыток воссоединиться с Восточной Православной Церковью. [ 2 ]
В этих письмах Константинопольский Патриарх Фотий утверждал, что Захария произошел от Фаддея , в то время как Захария утверждал, что Фотий произошел от Андрея , тем самым признавая апостольское происхождение обеих кафедр в рамках дискуссии. [ 8 ]
Поиск доктринального примирения с нехалкидонскими церквями , вероятно, был частично мотивирован поиском союза для борьбы с арабами и подготовкой военной кампании, кульминацией которой стала битва при Лалакаоне в 863 году. [ 1 ] Убийство халифа Джафара аль-Мутаваккиля в 861 году и изменения в халифате Аббасидов, возможно, также предоставили христианам больше возможностей для участия в богословских дебатах. [ 1 ]
Сроки и последствия
[ редактировать ]Хронология
[ редактировать ]Был созван собор, который после совместного литургического богослужения [ 9 ] собрал Захарию и других армянских епископов , а также царя Ашота, который выступал за идею вероучительного сближения двух Церквей. Архиепископ Никейский во Фракии Иоанн представлял Восточную Православную Церковь , а диакон Ноннос Нисибисский представлял Сирийско-Якобитскую Церковь , обеспечивая значительный моральный вес арамейско-сирийской стороне по сравнению с византийским представительством. [ 1 ] Архиепископ Никейский Иоанн, вероятно, был знаком с армянскими обычаями и объяснил, почему его послал патриарх Фотий. [ 4 ]
Письма Фотия послужили основой для доктринальных дискуссий. [ 4 ] и принятые каноны считаются отражающими его позицию, [ 3 ] хотя и оставаясь относительно нейтральным, чтобы не шокировать армян . Фотию были хорошо известны предубеждения, направленные против Халкидонского Собора внутри Армянской Апостольской Церкви . [ 10 ]
Последствия
[ редактировать ]Успех совета в глазах Аббасидов отражал авторитет царя Ашота, который, вероятно, стремился объединить христианское население Кавказа именно для того, чтобы укрепить свою позицию против мусульман. пожаловал ему титул «принца князей» Вскоре после совета арабский губернатор Армении Али ибн Яхия . [ 1 ]
Для византийцев собор был воспринят как успех, и Фотий через пять лет, в 867 году, написал, что армяне вернулись к «истинной вере». [ 4 ] [ 3 ] Однако после того, как Аббасиды усилили власть Ашота, дипломатическая политика Армении изменилась, а политический и доктринальный союз с Византийской империей отошёл на второй план. В результате достижения этого собора были забыты, особенно после смерти католикоса Захарии и в годы, предшествовавшие 880 году. [ 2 ] [ 3 ]
Преемник Ашота Смбат I из Армении продолжил эту политику союза с властями Аббасидов и отвернулся от соглашения, достигнутого на Ширакаванском совете. Тем не менее, собор оставался признанным Армянской Апостольской церковью до 21 века. [ 5 ]
Решения
[ редактировать ]Историко-богословский анализ
[ редактировать ]Решения совета состояли исключительно из канонов , всего их было 15, причем 12 из них были взяты из предыдущего унионного совета, состоявшегося в Маназкерте в 726 году. [ 3 ] [ 11 ]
Чтобы не беспокоить армянскую сторону, собор воздерживался от использования откровенно халкидонских терминов, за исключением канонов 13 и 14. В каноне 13 он осуждал армян- монофизитов , которые делали вид, что принимают Халкидонский собор ради личной выгоды. В каноне 14 он адресован армянам, которые могут признать богословские аргументы Халкидонского собора , Второго Константинопольского собора , Третьего Константинопольского собора и Второго Никейского собора , но продолжают обвинять эти соборы в несторианстве . [ 12 ] [ 13 ]
Канон 14 рассматривается как попытка дать возможность армянам , убежденным в правильности халкидонских позиций, присоединиться к этому исповеданию веры, не подвергаясь осуждению со стороны Армянской Апостольской Церкви . [ 10 ] [ 14 ] Совет также известен своим влиянием на теологию армянского искусства. [ 14 ]
Богословская интерпретация сферы деятельности совета среди ученых различается. Жан-Пьер Маэ и Т.В. Гринвуд полагают, что целью было обращение монофизитов в диофизитство , а не наоборот. Однако Игорь Дорфман-Лазарев предлагает более тонкую точку зрения, предполагая, что собор стремился установить modus vivendi внутри Армянской церкви , которая была втянута в серьезные конфликты между халкидонитами и монофизитами . Жан-Пьер Маэ не отрицает эту точку зрения; он рассматривает это как форму толерантности, хотя и в пользу византийских позиций . Эту точку зрения разделяют Т. В. Гринвуд и К. Максудиан. [ 11 ] [ 13 ] [ 10 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Игорь Дорфман-Лазареф, Армяне и византийцы в эпоху Фотия: два богословских диспута после Торжества Православия , изд. Питерс, 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Эндрюс, Тара Л. (28 ноября 2016 г.). Маттеос Урхайеци и его хроника: история как апокалипсис на перекрестке культур . БРИЛЛ. дои : 10.1163/9789004330351 . ISBN 978-90-04-33034-4 . Архивировано из оригинала 02 апреля 2022 г. Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гринвуд, Т. (24 апреля 2006 г.). «Провал миссии?» . Ле Музеон . 119 (1): 123–168. дои : 10.2143/MUS.119.1.2011771 . ISSN 0771-6494 . Архивировано из оригинала 25 июля 2023 г. Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Стопка, Кшиштоф (2017). Армения Христиана: армянская религиозная идентичность и церкви Константинополя и Рима (4-15 века) . Ягеллонские исследования по истории. Издательство Ягеллонского университета. ISBN 978-83-233-4190-1 .
- ^ Перейти обратно: а б «Le concile de Sirakawan (862)» . archive.wikiwix.com . Архивировано из оригинала 25 июля 2023 г. Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ Ланг, Дэвид Маршалл (1988). Армяне: народ в изгнании . Лондон: Анвин в мягкой обложке. ISBN 978-0-04-440289-3 .
- ^ Питер Чаранис . Армяне в Византийской империи .
- ^ Сокровища из ковчега: 1700 лет армянского христианского искусства; [по случаю выставки «Сокровища ковчега: 1700 лет армянского христианского искусства» в Британской библиотеке, 2 марта – 28 мая 2001 г.] . Британская библиотека [ua] 2001. ISBN. 978-0-7123-4699-3 .
- ^ Жан Месериан. История и институты Армянской церкви (на французском языке). Бейрут.
- ^ Перейти обратно: а б с Дагрон, Гилберт; Ханник, Кристиан; Майер, Жан-Мари, ред. (2000). История христианства: от истоков до наших дней. Том 4: Епископы, монахи и императоры (610–1054) / Под ответственностью Гилберта Дагрона ... При содействии Кристиана Ханника (Nachdr. Ed.). Париж: Desclee [ua] ISBN 978-2-7189-0614-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Максудиан, К. (1 января 1989 г.). «Халкидонский вопрос и ранние Багратиды» . Revue des Études Arméniennes . 21 : 333–344. дои : 10.2143/REA.21.0.2017203 . ISSN 0080-2549 . Архивировано из оригинала 25 июля 2023 г. Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ Шепард, Джонатан, изд. (2008). Кембриджская история Византийской империи ок. 500 – 1492 (1-е изд.). Кембридж: Кембриджский университет. Нажимать. ISBN 978-0-521-83231-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Гринвуд, Т.В. (08.01.2009), Шепард, Джонатан (ред.), «Соседи-армяне (600–1045)» , Кембриджская история Византийской империи около 500–1492 гг. (1-е изд.), Cambridge University Press , стр. 333–364, doi : 10.1017/chol9780521832311.015 , ISBN. 978-0-521-83231-1 , заархивировано из оригинала 28 декабря 2023 г. , получено 25 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кёсеян, Акоп (2021). Богословие армянского средневекового искусства (на армянском языке). «Матенадаран» храт. ISBN: 978-9939-9257-4-5 . Архивировано из оригинала 18 мая 2024 г. Проверено 26 апреля 2024 г.