Армянский Патриархат Иерусалима
Армянский Патриархат Иерусалима | |
---|---|
![]() | |
Классификация | Восточно-православный |
Язык | Армянский |
Штаб-квартира | Старый город Иерусалима |
Территория | Израиль , Палестинская автономия и Иордания |
Основатель | Апостолы Варфоломей и Фаддей |
Независимость | Апостольская эпоха |
Признание | Армянской Апостольской Церковью как своей автономной церковью |
Официальный сайт | Армянский Патриархат |
Часть серии о |
Восточное православие |
---|
![]() |
Восточные православные церкви |
![]() |



Армянский Патриархат Иерусалима , также известный как Армянский Патриархат Святого ( арм . Иакова , 'Yerusaġem Aṙak'yelakan At'voṙ Srboc' Ykovbeanc букв. « Апостольский Престол Святого Иакова в Иерусалиме » ), расположен в Армянском квартале Иерусалима. Иерусалим. Армянская Апостольская Церковь официально признана в рамках конфессиональной системы Израиля для саморегулирования таких статусных вопросов, как брак и развод.
Архиепископ Нурхан Манукян , ранее являвшийся Великим ризничим и Патриаршим викарием, стал 97-м Армянским Патриархом Иерусалима 24 января 2013 года. Манукян сменил на этом посту архиепископа Торкома Манукяна , который умер 12 октября 2012 года, прослужив на этом посту 22 года. Патриарх вместе с синодом из семи священнослужителей, избранных Братством Св. Иакова, курирует деятельность Патриархата.
Во время Первой мировой войны пережившие геноцид армян получили приют в армянском монастыре в Иерусалиме. Армянское население Иерусалима достигало в то время 25 000 человек. Однако политическая и экономическая нестабильность в регионе привела к сокращению армянского населения. Большинство армян в Иерусалиме живут внутри и вокруг патриархата монастыря Св. Иакова , который занимает большую часть армянского квартала Старого города . Помимо Иерусалима, армянские общины есть в Яффо , Хайфе и Назарете , а также на палестинских территориях.
Армянская община Иерусалима использует старый юлианский календарь , в отличие от остальной Армянской церкви, использующей григорианский календарь . [1]
История
[ редактировать ]В 638 году, после завоевания Иерусалима мусульманами у Византийской империи , после того, как Софроний умер и греки не назначили другого епископа для Иерусалима, Армянская Апостольская Церковь начала назначать своих собственных епископов для Иерусалима . Работа офиса, с некоторыми перерывами, продолжается и по сей день. Позднее епископы были повышены в статусе и стали Патриархами. Армянский Патриарх независим и самоуправляем. Армянский Патриарх Иерусалима признает Первопрестольный Святой Эчмиадзин как обладающий исключительным верховенством во всех духовных вопросах.
После окончания периода крестоносцев армянские патриархи стремились установить хорошие отношения с мусульманскими правителями. Армянский Патриарх Саркис I (1281–1313) встретился с наместником мамлюков в Египте и впоследствии вернулся в свою общину в Иерусалиме, надеясь положить начало периоду мира для своего народа после крестовых походов. В 1340-х годах армянам разрешили построить стену вокруг своего квартала. Правительство мамлюков также выгравировало защитную декларацию на арабском языке на западном входе в квартал.
Армянский квартал в этот период продолжал создавать « факты на местах » путем постоянных небольших расширений и консолидаций. В 1380-х годах патриарх Крикор IV построил напротив собора Святого Иакова священникскую столовую. оливковая роща на Елеонской горе — Гефсиманский Около 1415 года была куплена сад. В 1439 году армяне были изгнаны греками и из часовни Голгофы в храме Гроба Господня , но патриарх Мардирос I (1412–1450) в качестве компенсации выкупил «противоположную территорию» и назвал ее Второй Голгофой . Оно остается в распоряжении Патриарха по сей день. Из-за прав Армянской Церкви на часовню Голгофа, во время дневных крестных ходов к Гробу Господню, Армянская Церковь проводит там литургию.
Временами Армянский Патриархат Иерусалима становился политизированным из-за борьбы внутри Армянской Церкви. Армянский Патриархат из-за своей близости к святым местам и изоляции от основного армянского населения сыграл важную роль в расколе, который стал затрагивать армянское руководство в Константинополе и Эчмиадзине (резиденции армянской церкви). Примечательно, что епископ Егиазар принял на себя Армянский Патриархат Иерусалима и в 1644 году на короткое время объявил себя католикосом (лидером) всей Армянской церкви.
В 17 веке армянам после долгих просьб разрешили расширить монастырь Святого Иакова. В то же время армянский патриарх Ованес VII приобрел большой участок земли к югу от собора Святого Иакова, названный Чам Таг. К 1752 году Патриархия была занята ремонтом всего квартала, а в 1828 году после землетрясения произошла дальнейшая реконструкция. В 1850 году было завершено строительство комплекса семинарии в южной части монастыря Святого Иакова.
В 1833 году армяне основали первую в городе типографию, а в 1843 году открыли духовную семинарию. В 1866 году армяне открыли первую фотостудию и свою первую газету в Иерусалиме. В 1908 году армянская община построила два больших здания на северо-западной стороне Старого города, вдоль улицы Яффо.
По мере того как армянская диаспора распространялась по Европе и Америке, богатые армяне делали щедрые пожертвования на процветание и преемственность Патриархата. Нефтяной магнат и филантроп Галуст Гюльбенкян приехал пожертвовать библиотеку Гюльбенкяна в армянском квартале, названную в знак благодарности его именем, которая сегодня хранит одну из величайших коллекций древних армянских рукописей, включая бесконечные копии различных фирманов , османских указов, даровавших защита квартала и права под властью мусульман.
К 1920-м годам большая часть армянского квартала имела двускатные крыши в европейском стиле , в отличие от куполов, предпочитаемых в мусульманском квартале. В 1922 году армяне составляли 8% христиан Иерусалима, в результате чего их общая численность составила около 2480 человек. Отмечается также, что неармяне находили утешение в защите обнесенного стеной армянского комплекса. В 1930-х и 1940-х годах армянский квартал продолжил реконструкцию.
Окончание Второй мировой войны привело также к разделу подмандатной Палестины и созданию в 1948 году Израиля . Число армян, проживавших в то время на Святой Земле, составляло около 8000 человек. Армяне, проживавшие в Хайфе и Яффе, вошедших в состав Израиля, получили израильское гражданство; тогда как подавляющее большинство палестинских армян проживало в Армянском квартале, а Армянский Патриархат и его имущество находились под властью Иордании.
Армянская община еще больше сократилась после Шестидневной войны и оккупации 1967 года: многие эмигрировали в Иорданию, а некоторые - в Европу и Соединенные Штаты, оставив около 2 000–3 000 человек в Иерусалиме и на Западном Берегу .
Патриарший комплекс
[ редактировать ]Армянский Патриархат Иерусалима является домом Братства Святого Иакова , монашеского ордена Армянской Апостольской церкви, насчитывающего около 60 членов по всему миру. На территории Патриархии также находятся частные резиденции армянских семей.
Этот жилой анклав когда-то был крупнейшим комплексом, где проживали армяне, и представлял собой демографическое и духовное ядро армянского присутствия на Святой Земле.
На территории Патриархата, где действует строгий комендантский час с 22:00, когда массивные двери закрыты и заперты до раннего утра, также расположены административные помещения и резиденции Патриарха и духовенства. Он также включает в себя:
- Собор Святого Иакова ;
- Церковь Архангелов , еще одна важная армянская церковь в Иерусалиме;
- Церковь Св. Тороса , в которой хранится драгоценная коллекция иллюминированных армянских рукописей, вторая по величине в мире (более 4000).
Другие здания Патриархата, расположенные на территории комплекса, включают:
- Духовная семинария Патриархата , комплекс, расположенный в ста ярдах от входа на территорию, подарок покойных армяно-американских филантропов Алекса Манукяна и его жены Мари Манукян. Армянская молодежь со всего мира, в том числе из США и Армении, приезжает сюда учиться на священника и после рукоположения помогает влить новую кровь в ряды армянского духовенства по всему миру.
- Библиотека Галуста Гюльбенкяна , насчитывающая более 100 000 томов, половина из которых на армянском, а остальные на английском и других европейских языках. [2] Библиотека названа в честь своего благотворителя Калуста Гюльбенкяна .
- Музей армянского искусства и культуры Эдварда и Хелен Мардигян, в котором хранятся исторические и религиозные артефакты, включая драгоценные ковры, армянские монеты и свидетельства присутствия на месте Десятого Римского легиона. Он назван в честь своего благотворителя Эдварда Мардиджана .
- Св. Школа Таркманчац [3] ( Сурб Трансгендерат , букв. « Школа святых переводчиков » ), ведущая частная школа совместного обучения и единственная, где преподают армянский, иврит, английский и арабский языки.
Другие удобства
[ редактировать ]За пределами комплекса (прямо за городской стеной) находятся монастырь Святого Спасителя и армянское кладбище.
Печатный станок и СМИ
[ редактировать ]Патриархат также управляет типографией, первой в Иерусалиме, которая теперь способна осуществлять коммерческую цветную печать. Это было первое учреждение на территории армянского комплекса, в котором была принята концепция компьютеризации в специальном масштабе.
Официальным органом Патриархата является давно издающееся периодическое издание «Сион» ( Սիոն ), названное в честь армянского названия горы Сион . Студенты семинарии также издают свой собственный официальный орган: «Ай Йерусагем» ( Հայ Երուսաղէմ , букв. « Армянский Иерусалим » ).
Медицинские услуги
[ редактировать ]Медицинские услуги за символическую плату предоставляются в клинике, пожертвованной Медицинским фондом Джинишян.
Бесплатное питание также предоставляется престарелым, инвалидам-пенсионерам и малоимущим членам общества.
Юрисдикция
[ редактировать ]Патриархат имеет полудипломатический статус и является одним из трёх главных хранителей христианских святынь на Святой Земле (два других — Греческий Православный и Латинский Патриархаты). Среди этих объектов, находящихся под совместным контролем Армянского Патриархата и других церквей, часовен и святых мест:
- Храм Гроба Господня в Старом городе Иерусалима.
- Часовня Вознесения на Елеонской горе ,
- Гробница Девы Марии рядом с Гефсиманией .
- Церковь Рождества Христова в Вифлееме.
Армянский Патриархат также обладает юрисдикцией над армянскими апостольскими (православными) общинами в Израиле , Иордании и Палестине . Армянские церкви с полной юрисдикцией:
- Церковь Святого Илии в Хайфе
- Церковь Святого Николая в Яффо.
- Монастырь Святого Георгия в Рамле
- Армянская церковь Св. Фаддея в Аммане , Иордания.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Церковный календарь» . Архивировано из оригинала 3 марта 2017 г. Проверено 2 марта 2017 г.
- ^ С. Н. Манукян, Библиотека Галуста Гюльбенкяна, Иерусалимский Армянский Патриархат, 1925-1990 гг., Исторический портрет интеллектуального ресурсного центра монашеской и мирской общины, Калифорнийский университет докторской диссертации, 2013 г.
- ^ "Иерусалимская армянская школа Св. Таркманчаца" .
Источники
[ редактировать ]- Стопка, Кшиштоф (2016). Армения Христиана: армянская религиозная идентичность и церкви Константинополя и Рима (4-15 века) . Краков: Издательство Ягеллонского университета. ISBN 9788323395553 .