Осада Иерусалима (636–637 гг.)
Осада Иерусалима (637 г.) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть мусульманского завоевания Сирии ( Арабо-византийские войны ) | |||||||||
Карта мусульманского вторжения в Сирию и Левант (сентябрь 636 г. - декабрь 637 г.) | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
Рашидунский халифат | Византийская империя | ||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
Умар ибн аль-Хаттаб Абу Убайда ибн аль-Джарра Халид ибн аль-Валид Язид ибн Аби Суфьян Амр ибн аль-Ас Шурахбиль ибн Хасана Микдад ибн Асвад 'Убада ибн аль-Самит | Патриарх Софроний | ||||||||
Сила | |||||||||
~20,000 [ 1 ] | Неизвестный |
Часть серии о |
Иерусалим |
---|
![]() |
Осада Иерусалима (636–637) была частью мусульманского завоевания Леванта и результатом военных усилий Рашидунского халифата против Византийской империи в 636–637/38 годах. Оно началось, когда армия Рашидунов под командованием Абу Убайды осадила Иерусалим начиная с ноября 636 года. Через шесть месяцев патриарх Софроний согласился сдаться при условии, что он подчинится только халифу . В 637 или 638 году халиф Умар ( годы правления 634–644 ) лично отправился в Иерусалим, чтобы получить подчинение города. Таким образом, Патриарх сдался ему.
Завоевание города мусульманами укрепило арабский контроль над Палестиной , угроза которой не могла возникнуть до Первого крестового похода в 1099 году .
Фон
[ редактировать ]Иерусалим был важным городом византийской провинции Палестина Прима . Всего за 23 года до мусульманского завоевания, в 614 году, он пал от вторгшейся армии Сасанидов под командованием Шахрбараза во время последней из византийско-сасанидских войн . Персы разграбили город и, как говорят, убили 90 000 его христианских жителей. [ 2 ] В ходе разграбления Храм Гроба Господня был разрушен , а Животворный Крест захвачен и доставлен в Ктесифон как захваченная в бою святая реликвия . Позже крест был возвращен в Иерусалим императором Ираклием после его окончательной победы над персами в 628 году. Евреи, которых преследовали на своей родине, контролируемой христианами, первоначально помогали персидским завоевателям. [ 3 ]
После смерти исламского пророка Мухаммеда в 632 году мусульманское руководство перешло к халифу Абу Бакру ( годы правления 632–634 ) после серии кампаний, известных как Войны Ридда . Как только суверенитет Абу Бакра над Аравией был обеспечен, он начал завоевательную войну на востоке, вторгнувшись в Ирак , тогдашнюю провинцию Персидской империи Сасанидов; находясь на западном фронте, его армии вторглись в Византийскую империю. [ 4 ]
В 634 году Абу Бакр умер, и ему наследовал Умар ( годы правления 634–644 ), который продолжил свою завоевательную войну. [ 5 ] В мае 636 года император Ираклий ( годы правления 610–641 ) начал крупную экспедицию, чтобы вернуть утраченную территорию, но его армия потерпела решительное поражение в битве при Ярмуке в августе 636 года. После этого Абу Убайда, главнокомандующий Рашидунов армии Рашидуна в Сирии , провел в начале октября 636 года военный совет для обсуждения планов на будущее. Мнения о целях в прибрежном городе Кесарии и Иерусалиме различались. Абу Убайда понимал важность обоих этих городов, которые сопротивлялись всем попыткам мусульман захватить их. Не сумев принять решение по этому вопросу, он написал халифу Умару за инструкциями. В ответ халиф приказал им схватить последнего. Соответственно, Абу Убайда двинулся в сторону Иерусалима из Джабии , а Халид ибн аль-Валид и его мобильная охрана возглавляли наступление. Мусульмане прибыли в Иерусалим примерно в начале ноября, и византийский гарнизон отступил в укрепленный город. [ 1 ]
Осада
[ редактировать ]Иерусалим был хорошо укреплен после того, как Ираклий отбил его у персов . [ 6 ] После поражения византийцев при Ярмуке Софроний , патриарх Иерусалимский , восстановил его оборону. [ 7 ] Мусульмане до сих пор не предпринимали попыток осады города. Однако с 634 года силы сарацин могли угрожать всем путям в город. Хотя он и не был окружен, он находился в осадном положении с тех пор, как мусульмане захватили города Пелла и Босра к востоку от реки Иордан . После битвы при Ярмуке город был отделен от остальной части Сирии и, по-видимому, готовился к осаде, которая казалась неизбежной. [ 6 ] Когда мусульманская армия достигла Иерихона , Софроний собрал все святые реликвии, включая Животворящий Крест, и тайно отправил их на побережье, чтобы отвезти в Константинополь . [ 7 ] Мусульманские войска осадили город где-то в ноябре 636 года. Вместо беспощадных атак на город, [а] они решили продолжать осаду до тех пор, пока у византийцев не закончатся припасы и не удастся договориться о бескровной капитуляции. [ 8 ]
Хотя подробности осады не были зафиксированы, [б] оно казалось бескровным. [ 9 ] Византийский гарнизон не мог рассчитывать на помощь от смиренного Ираклия. После четырехмесячной осады Софроний предложил сдать город и выплатить джизью ( дань ) при условии, что халиф приедет в Иерусалим, чтобы подписать договор и принять капитуляцию. [ 10 ] Говорят, что когда условия Софрония стали известны мусульманам, Шурахбиль ибн Хасана , один из мусульманских военачальников, предложил, чтобы вместо того, чтобы ждать, пока халиф прибудет из Медины , Халида ибн Валида следует послать вперед в качестве халифа. поскольку он был очень похож внешне на Умара. [ 11 ] Уловка не сработала. Возможно, Халид был слишком известен в Сирии, или в городе могли быть арабы-христиане, которые посещали Медину и видели и Умара, и Халида, помня различия. В результате Иерусалимский Патриарх отказался вести переговоры. Когда Халид сообщил о провале этой миссии, Абу Убайда написал халифу Умару о ситуации и пригласил его приехать в Иерусалим, чтобы принять капитуляцию города. [ 12 ]
Сдаваться
[ редактировать ]Год (636, 637, 638?)
[ редактировать ]Дата капитуляции Иерусалима является дискуссионной. Первоисточники, такие как хроники столетий, более или менее удаленных от времени событий, указывают 638 год, например Феофил Эдесский (695–785); или 636, 636/37 и 637. Академические вторичные источники обычно предпочитают 638. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Британская энциклопедия упоминает как 637, так и 638 в разных статьях. [ 20 ] [ 21 ]
События
[ редактировать ]
По некоторым данным, боевыми действиями руководил лично халиф Умар. В начале апреля 637 года Умар прибыл в Палестину и отправился сначала в Джабию, [ 22 ] где его приняли Абу Убайда, Халид и Язид , которые приехали в сопровождении, чтобы встретить его. Амр остался командующим осаждающей мусульманской армией. [ 23 ]
По прибытии Умара в Иерусалим был заключен пакт, известный как « Заверение Умара» или «Завет Умарийя». Он сдал город и дал гарантии гражданской и религиозной свободы христианам и евреям в обмен на уплату налога джизья . Он был подписан халифом Умаром от имени мусульман и засвидетельствован Халидом, Амром, Абд ар-Рахманом ибн Авфом и Муавией . В зависимости от источников, то ли в 637, то ли в 638 году Иерусалим был официально сдан халифу. [ 24 ]
Для еврейской общины это ознаменовало конец почти 500-летнего римского правления и угнетения. Умар разрешил евреям снова проживать в самом городе Иерусалим. [ 25 ] [ 26 ]
В мусульманских хрониках зафиксировано, что во время молитвы Зухр Софроний пригласил Умара помолиться в отстроенном Храме Гроба Господня. Умар отказался, опасаясь, что принятие приглашения может поставить под угрозу статус церкви как места христианского богослужения и что мусульмане могут нарушить договор и превратить церковь в мечеть . [ 27 ] [ 28 ] Пробыв десять дней в Иерусалиме, халиф вернулся в Медину. [ 29 ]
Последствия
[ редактировать ]
Следуя инструкциям халифа, Язид проследовал в Кесарию и снова осадил портовый город. Амр и Шурахбиль двинулись, чтобы завершить оккупацию Палестины, и эта задача была выполнена к концу года. Кесарию, однако, удалось взять только в 640 году, когда наконец гарнизон сдался Муавии , тогдашнему губернатору Сирии. С армией в 17 000 человек Абу Убайда и Халид отправились из Иерусалима, чтобы завоевать всю северную Сирию . Это закончилось завоеванием Антиохии в конце 637 года. [ 30 ] В 639 году мусульмане вторглись в Египет и завоевали его .
Во время пребывания в Иерусалиме Софроний водил Умара к различным святым местам, включая Храмовую гору . Увидев плачевное состояние того места, где когда-то стоял Храм , Умар приказал очистить территорию от мусора и мусора, прежде чем построить на этом месте деревянную мечеть. [ 16 ] Самое раннее сообщение о такой структуре дано галльским епископом Аркульфом , посетившим Иерусалим между 679 и 682 годами, и описывает очень примитивный молитвенный дом, способный вместить до 3000 верующих, построенный из деревянных балок и досок на уже существовавших руинах. [ 31 ]
Спустя более чем полвека после захвата Иерусалима, в 691 году, халиф Омейядов Абд аль-Малик приказал построить Купол Скалы на большом обнажении скалы на Храмовой горе. Историк X века аль-Макдиси писал, что Абд аль-Малик построил храм, чтобы конкурировать по величию с христианскими церквями города. Какими бы ни были намерения, впечатляющее великолепие и масштабы святыни, как считается, существенно помогли укрепить приверженность Иерусалима ранней мусульманской вере. [ 16 ]
В течение следующих 400 лет известность города уменьшилась, поскольку сарацинские силы в регионе боролись за контроль. Иерусалим оставался под властью мусульман до тех пор, пока он не был захвачен крестоносцами в 1099 году во время Первого крестового похода .
Хадис
[ редактировать ]считается В суннитском исламе , что Мухаммед предсказал завоевание Иерусалима в многочисленных достоверных хадисах в различных исламских источниках. [ 32 ] [ 33 ] включая повествование, упомянутое в Сахих аль-Бухари в «Китаб аль-Джизья валь Мавадаа» («Книга джизьи и хранения»):
Передал Ауф бин Мали: Я пришел к Пророку во время экспедиции в Табук, когда он сидел в кожаной палатке. Он сказал: «Насчитайте шесть признаков, указывающих на приближение Конца Времен: моя смерть, завоевание Иерусалима , чума, которая поразит вас (и убьет вас в большом количестве), как чума, поразившая овец...» [ 34 ]
Осада Иерусалима была осуществлена Абу Убайдой при Умаре в самый ранний период ислама вместе с чумой в Эммаусе . Эпидемия известна в мусульманских источниках из-за смерти многих выдающихся сподвижников Мухаммеда.
Примечания
[ редактировать ]^ а: Говорят, что мусульмане потеряли 4000 человек в битве при Ярмуке всего за два месяца до осады.
^ б: Мусульманские историки расходятся во мнениях относительно года осады; в то время как Табари говорит, что это был 636 год, аль-Баладхури относит дату капитуляции к 638 году ( Футух II.XI или стр. 139; стр. 214 в хеттском переводе). Ага И. Акрам считает наиболее вероятной датой 636–637 гг.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Акрам 2004 , с. 431.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 198.
- ^ Халдон 1997 , с. 46.
- ^ Николь 1994 , стр. 12–14.
- ^ Льюис 2002 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Гил 1997 , стр. 51.
- ^ Jump up to: а б Рансимэн 1987 , с. 17.
- ^ Гиббон 1862 , Том 6, с. 321.
- ^ Акрам 2004 , с. 432.
- ^ Бенвенисти 1998 , с. 14.
- ^ аль-Вакиди. Футух аль-Шам , Том 1, с. 162; Имад ад-Дин аль-Исфахани. аль-Фатх аль-Кусси фи-л-Фатх аль-Кудси , Том 15, стр. 12–56.
- ^ Акрам 2004 , с. 433.
- ^ Гил, Моше (1997). История Палестины, 634–1099 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН 9780521599849 . Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ Бенвенисти, Мерон (1996). Каменный город: скрытая история Иерусалима . Издательство Калифорнийского университета. п. 5. ISBN 9780520918689 . Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ Халдон, Дж. Ф. (1990). Византия в седьмом веке: трансформация культуры . Издательство Кембриджского университета. п. 301. ИСБН 9780521319171 . Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Хоппе 2000 , с. 15.
- ^ Рансиман 1987 , с. 2.
- ^ Эль-Авайси, Абд аль-Фаттах (лето 2000 г.). «Заверение Умара в безопасности народу Эи (Иерусалима): критическое аналитическое исследование исторических источников» . Журнал исламских исследований Иерусалима . 3 (2): 47–89 . Проверено 1 апреля 2020 г.
Первое мусульманское завоевание Иерусалима в Муррам 17 г.х./февраль 638 г. н.э.
- ^ Феофил Эдесский (2011). Хроники Феофила Эдесского и распространение исторических знаний в поздней античности и раннем исламе . Издательство Ливерпульского университета. п. 114. ИСБН 9781846316975 . Проверено 1 апреля 2020 г.
(638) Захват Иерусалима и визит Умара
- в сноске 254 обсуждаются разные даты из старых источников (638, 637, 636/37) и различные научные дискуссии. - ^ «Софроний (патриарх Иерусалимский)» . Британская энциклопедия . Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ «Иерусалим: Римское правление» . Британская энциклопедия . Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ Гил 1997 , стр. 52.
- ^ Акрам 2004 , с. 434.
- ^ Гил 1997 , стр. 54.
- ^ Гил 1997 , стр. 70–71.
- ^ Занк, Майкл. «Византийский Иерусалим» . Бостонский университет . Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ Сахас, диджей (2007). «Встреча лицом к лицу между Патриархом Иерусалимским Софронием и халифом Умаром ибн Аль-Хаттабом: друзья или враги?». Встреча восточного христианства с ранним исламом . Брилл. стр. 33–44. дои : 10.1163/ej.9789004149380.i-338.9 . ISBN 9789047408826 .
- ^ Наджи, Дж. (2018). «Религиозная свобода и строительство церквей в арабских странах » Труды Университета Южной Каролины 64 (2): 145–156.
- ^ аль-Вакиди. Футух аль-Шам , Том 1, с. 169.
- ^ Акрам 2004 , с. 438.
- ^ Элад 1999 , с. 33.
- ^ Сунан Ибн Маджа 4042.
- ^ Сахих аль-Бухари 3176.
- ^ Сахих аль-Бухари Том. 4, Книга 53, Хадис 401.
Источники
[ редактировать ]- Акрам, Ага Ибрагим (2004). Меч Аллаха: Халид бин аль-Валид – Его жизнь и походы . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-597714-9 .
- Бенвенисти, Мерон (1998). Каменный город: скрытая история Иерусалима . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-20768-8 .
- Элад, Амикам (1999) [1995]. Средневековый Иерусалим и исламское богослужение: святые места, церемонии, паломничество . Лейден, Нидерланды и Нью-Йорк, Нью-Йорк: Brill Publishers. ISBN 90-04-10010-5 .
- Гиббон, Эдвард (1862). История упадка и разрушения Римской империи, Том 6 . Издательство Джей Ди Моррис.
- Гил, Моше (1997) [1983]. История Палестины, 634–1099 гг . Перевод Этель Бройдо. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-59984-9 .
- Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (2002). Римская восточная граница и персидские войны (часть II, 363–630 гг. н.э.) . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Великобритания: Рутледж (Тейлор и Фрэнсис). ISBN 0-415-14687-9 .
- Хэлдон, Джон Ф. (1997) [1990]. Византия в седьмом веке: трансформация культуры . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-31917-1 .
- Хоппе, Лесли Дж. (2000). Святой город: Иерусалим в богословии Ветхого Завета . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. ISBN 0-8146-5081-3 .
- Льюис, Бернард (2002) [1993]. Арабы в истории . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-280310-7 .
- Николь, Дэвид (1994). Ярмук 636 г. н. э.: Мусульманское завоевание Сирии . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited. ISBN 1-85532-414-8 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Рансиман, Стивен (1987) [1951]. История крестовых походов - Том 1: Первый крестовый поход и основание Иерусалимского королевства . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-34770-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иерусалим и Умар ибн аль-Хаттаб , Утраченная история ислама
- Осада Иерусалима
- 630-е годы в Византийской империи.
- 636
- 637
- Бои и конфликты без смертельных исходов
- Бои с участием Рашидунского халифата
- Битвы при Абу Убайде ибн аль-Джарре
- Битвы Халида ибн Валида
- Святая Земля во время византийского правления
- Ислам в Иерусалиме
- Мусульманское завоевание Леванта
- Осада арабо-византийских войн