Осада Вавилонской крепости
Осада Вавилонской крепости | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть мусульманского завоевания Египта ( Арабо-византийские войны ) | |||||||
Остатки Вавилонской крепости. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Рашидунский халифат |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Амр ибн аль-Аас Убада ибн аль-Самит | Теодор | ||||||
Сила | |||||||
12,000 | Неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный | Неизвестный |
Вавилонская крепость , главный военный оплот Византийской империи в Египте , была захвачена войсками халифата Рашидун после продолжительной осады в 640 году. Это было важным событием во время мусульманского завоевания Египта .
Прелюдия
[ редактировать ]Амр предполагал, что Египет окажется слабым местом, но быстро оказался неправ. Даже на аванпостах Пелусиум и Бельбейс мусульмане встретили упорное сопротивление, осада продолжалась два и один месяц соответственно. Поскольку Вавилон, расположенный недалеко от нынешнего Каира, был более крупным и важным городом, ожидалось более масштабное сопротивление. [ 1 ] Мусульмане прибыли в Вавилон где-то в мае 640 года. [ 2 ]
Вавилон был укрепленным городом, и Феодор действительно подготовил его к осаде. За городом был вырыт ров , и на участке между рвом и городскими стенами расположились большие силы. Мусульмане осадили форт, массивное сооружение высотой 18 м (59 футов) со стенами толщиной более 2 метров (6,6 футов), усеянное многочисленными башнями и бастионами , и силами около 4000 человек. Согласно ранним мусульманским источникам, численность византийских войск в Вавилоне примерно в шесть раз превышала численность мусульманских сил. В течение следующих двух месяцев бои оставались безрезультатными: византийцы отражали каждое нападение мусульман. [ 2 ]
Понимая, что Вавилон слишком силен, чтобы его взять, Амр послал отряд для набега на город Файюм . Византийцы предвидели это и поэтому тщательно охраняли дороги, ведущие к городу, и укрепили свой гарнизон в соседнем городе Лахун . В это время наместником Фаюма был Доментиан, Анастасий — префектом его провинции, Аркадии-Египти , а Феодосий — префектом Александрии . Оборона Аркадии Египетской была поручена некоему Иоанну, которого Герман Зотенберг отождествляет с Иоанном, герцогом Барки или Баркаины, упомянутым Никифором . [ примечание 1 ] Он привез Эктезис и часть Истинного Креста от патриарха Сергия Киру и, вероятно, находился по прямому поручению императора Ираклия . [ 2 ]
Когда мусульмане поняли, что Файюм также слишком силен, чтобы они могли его взять, они направились в сторону Западной пустыни , где разграбили столько скота и животных, сколько смогли. Впоследствии они направились в город Бахнаса в округе Файюм (не путать с Оксиринхом, расположенным в 50 милях южнее), который потерпел поражение, а город был захвачен. По словам Иоанна Никийского , «они заставили город открыть ворота его, и всех сдавшихся предали мечу, и не пощадили никого, будь то старики, младенцы или женщины». [ 4 ] Затем арабы заметили, что Иоанн с небольшой группой из 50 человек преследовал их. Джон и его люди отступили на свою базу в Абуите , но их укрытие было выдано вождем бедуинов , и все они были убиты.
Когда известие о смерти Иоанна дошло до Феодора , командовавшего гарнизоном в Вавилоне , «его плач был более тяжким, чем плач Давида о Сауле , когда он говорил: «Как пали сильные и погибло оружие войны!» Об этом говорит Иоанн Никиу . [ 4 ] Феодор поспешил со своими войсками вверх по Нилу, в то время как Анастасий и Феодосий бросились из Никии в Вавилон, чтобы укрепить его, в то время как дополнительные силы были отправлены из Вавилона в Абуит, чтобы укрепить его под предводительством Леонтия, который «лично был тучным, совершенно лишенным энергии и не знакомым с воинственностью». дела". [ 4 ] Когда он прибыл, он обнаружил, что Теодор и его войска уже каждый день совершают вылазки против арабской базы в Бахнасе. Считая, что Амр вскоре будет побежден, Леонтий оставил там только половину своих людей, а с другой половиной вернулся в Вавилон. [ 2 ]
В конце концов арабы отказались от попытки захватить Файюм и вернулись на север. Феодор приказал найти тело Иоанна, брошенное в Нил. Его извлекли с помощью сети, с честью забальзамировали и отправили обратно Ираклию . Поскольку Феодор был главнокомандующим, Ираклий обвинил его в смерти Иоанна. Чувствуя, что его обвиняют из-за негативных донесений Феодосия и Анастасия, Феодор завязал с ними вражду. [ 2 ]
Подкрепление из Медины
[ редактировать ]В июле Амр написал Умару письмо с просьбой о подкреплении, но прежде чем письмо дошло до него, халиф уже отправил 4000 человек, в основном ветеранов сирийских кампаний , чтобы поддержать силы Амра. Даже с подкреплением Амру это не удалось, и поэтому к августу Умар собрал еще один отряд численностью в 4000 человек, состоящий из четырех колонн, каждая из которых состояла из 1000 элитных мужчин. Зубайр ибн аль-Аввам , известный воин и полководец, ветеран битвы при Ярмуке и когда-то входивший в Халида ибн аль-Валида элитную мобильную гвардию , был назначен верховным главнокомандующим армии.
'Умар также предложил Зубайру главнокомандующее и губернаторство Египта, но Зубайр отказался. В состав командиров колонн входили Микдад ибн аль-Асвад , Убайда ибн ас-Самит и Хариджа ибн Хузайфа . Подкрепление прибыло в Вавилон где-то в сентябре 640 года, в результате чего общая численность мусульманских войск достигла 12 000 человек, что все еще было довольно скромным. [ 5 ]
Говорят, что коптский солдат, увидев размер мусульманских сил, выразил удивление тем, что такой небольшой отряд может противостоять армии императора, на что другой солдат ответил, что арабы не могут сдаться и должны либо выйти победителями, либо умереть от рук последний человек. В другом анекдоте некоторые римские солдаты отказались сражаться, заявив: «У нас мало шансов против людей, которые победили Хосрова и Цезаря в Сирии». [ 2 ]
Битва при Гелиополе
[ редактировать ]Когда Зубайр прибыл, он указал Амру, что город Гелиополь с римским гарнизоном находится недалеко от него и что войска оттуда могут снять осаду Вавилона. Чтобы устранить эту угрозу, Амр отправился туда с половиной своих людей.
Мусульманская армия достигла Гелиополя, в 15 км (10 милях) от Вавилона. [ 2 ] в июле 640 г. [ 6 ] Город мог похвастаться Храмом Солнца фараонов , грандиозными памятниками и учебными заведениями. [ 7 ] Существовала опасность, что войска из Гелиополя могут атаковать мусульман с фланга, пока они сражались с римской армией в Вавилоне.
Возле нынешнего квартала Аббасея произошло кавалерийское столкновение . Сражение не имело решающего значения, но завершилось занятием крепости, расположенной между нынешними кварталами Абдын и Азбакея . Побежденные византийские воины отступили либо в Вавилонскую крепость, либо в крепость Никию. [ 8 ] Зубайр и некоторые из его тщательно отобранных солдат перелезли через городскую стену Гелиополя в неохраняемом месте и, одолев охрану, открыли ворота для армии, чтобы войти в город. После захвата Гелиополя Амр и его войска вернулись в Вавилон.
Завоевание Фаюма и Вавилона.
[ редактировать ]Когда новости о победе мусульман при Гелиополе достигли Фаюма, его правитель Доментиан и его войска бежали, не сообщив жителям Файюма и Абуита, что они сдают свои города врагу. Когда новости достигли Амра, он послал войска через Нил, чтобы вторгнуться в Файюм и Абуит, захватив всю провинцию Файюм без всякого сопротивления и уничтожив ее жителей. [ 9 ]
Византийский гарнизон в Вавилоне стал смелее, чем когда-либо прежде, и начал вылазку через ров, но без особого успеха. Туповая ситуация была преодолена, когда мусульманские командиры разработали гениальную стратегию, нанеся тяжелые потери византийским войскам, окружив их с трех сторон во время одной из вылазок. Византийцы смогли отступить обратно в форт, но остались слишком слабыми для дальнейших наступательных действий, что вынудило их пойти на переговоры. Византийский генерал Теодор перенес свою штаб-квартиру на остров Рауда , а Кир Александрийский , широко известный в мусульманской истории как Мукавкис , вступил в переговоры с мусульманами.
Между Теодором и Амром произошел обмен посланниками, в результате чего Амр встретился с Теодором лично. Затем, когда переговоры зашли в тупик, ночью 20 декабря роте отборных воинов во главе с Зубайром удалось перелезть через стену, убить охрану и открыть ворота для входа мусульманской армии. На следующее утро город был захвачен мусульманами с использованием тактики, аналогичной той, которую использовал Халид ибн Валид в Дамаске. ускользнуть на остров Рауда , откуда они продолжили борьбу с мусульманами. Однако Теодору и его армии удалось ночью [ 10 ]
Последнее нападение мусульман произошло в Страстную пятницу , 6 апреля 641 года, а к пасхальному понедельнику римские войска эвакуировались и начали марш к Никию . Римлянам дали несколько дней на эвакуацию, чтобы они могли отпраздновать Пасху. Многие копты, заключенные в Вавилоне либо за отказ принять Халкидон, либо по подозрению в предательстве, были освобождены римлянами из тюрьмы, но Евдоциан, брат Доментиана, приказал их бичевать и отсечь им руки. Осада Вавилона длилась семь месяцев. [ 2 ]
По словам ат-Табари , увидев арабов в лохмотьях во время падения Вавилона, некоторые коптские солдаты заметили: «Увы! почему мы не знали, что арабы оказались в таком тяжелом положении? Ибо мы бы продолжили борьбу, а не освободили бы город». Когда Амр услышал об этом, он пригласил некоторых из них на пир, на котором он убил верблюда, сварил его мясо в соленой воде, а затем подал его мусульманам и коптам. Мусульмане съели мясо, но копты с отвращением отвернулись и пошли домой без ужина. На следующий день Амр приказал своим поварам обыскать ближайший город в поисках всех изысканных и восхитительных блюд, которые они могли найти, и пригласил ту же группу на еще один пир. Когда они закончили есть, Амр сказал коптам: «Я должен относиться к вам со всем уважением, которое налагает наше родство. Но я понимаю, что вы замышляете снова ополчиться против меня. Раньше арабы ели верблюжье мясо, как вы видели вчера; но теперь, когда они открыли для себя все эти изысканные блюда, которые вы видите перед собой, думаете ли вы, что они сдадут этот город? Я говорю вам, что они сначала отдадут свою жизнь; они будут сражаться насмерть. Поэтому не бросайтесь на погибель. Либо примите ислам, либо платите дань и отправляйтесь в свои деревни».
Сдача Фиваиды (Юго-Восточный Египет)
[ редактировать ]По словам Аль-Макризи , во время осады Вавилона Кир отправил Амру посла, в том числе халкидонского епископа Вавилона, с сообщением: «Вы и ваша армия вторглись в нашу страну и, кажется, намерены сражаться с нами. Ваше пребывание в этой стране, без сомнения, будет долгим, но вы представляете собой небольшой отряд, значительно превосходящий по численности римлян, которые хорошо оснащены и хорошо вооружены. И теперь вы окружены водами Нила и фактически являетесь пленниками в нашей руке. Поэтому было бы хорошо, если бы вы отправили послов с любыми предложениями, которые вы хотите сделать для соглашения, прежде чем римляне сокрушат вас. Тогда будет слишком поздно, и ты пожалеешь о своей ошибке. 'Амр задержал их на два дня, в течение которых им разрешили ходить и наблюдать за арабским лагерем, а затем отправил их обратно с сообщением: «Для вас открыт только один из трех курсов; (1) Ислам с братством и равенством; (2) выплата дани и защита с более низким статусом; (3) война, пока Бог не решит между нами». Вернувшись в Вавилон, они сообщили: «Мы видели народ, который предпочитает смерть жизни и смирение гордости. Они сидят в пыли и едят верхом на лошадях. Командир у них один из них: различия в рангах между ними нет. У них установлены часы молитвы, в которые все молятся, сначала омывая руки и ноги, и молятся они с благоговением».
Позже, по просьбе Кира, Амр послал десять офицеров во главе с Убадой ибн ас-Самитом . Когда Кир увидел Убаду, который был черным, он воскликнул: «Уберите этого черного человека: я не могу с ним разговаривать». Но арабы объяснили, что Убада был одним из их наиболее доверенных лидеров, что Амр лично поручил ему и что они одинаково относятся к чернокожим мужчинам. Затем Убада объяснил: «Среди наших товарищей есть тысяча чернокожих, таких же черных, как я. Я и они были бы готовы вместе встретиться и сразиться с сотней врагов. Мы живем только для того, чтобы сражаться за Бога и следовать Его воле. Нас не заботит богатство, пока у нас есть средства, чтобы утолить голод и одеть свое тело. Этот мир для нас ничто, мир — все». Тронутый своим благочестием, Кир обратился к своим товарищам и сказал: «Вы слышите это?» Я очень боюсь, что Бог послал этих людей опустошить мир», а затем Убаде: «Я выслушал, добрый сэр, ваш рассказ о себе и своих товарищах, и понимаю, почему ваши руки до сих пор болели. Я также знаю, что римляне потерпели неудачу, слишком заботясь о земных вещах. Но теперь они готовятся послать против вас огромное количество хорошо вооруженных батальонов. Сопротивление будет безнадежным. Но ради мира мы согласимся выплатить сумму денег в размере двух динаров за каждого человека в арабской армии, сто динаров вашему командиру и тысячу вашему халифу при условии, что вы вернетесь. в свою страну». Убада ответил: «Не обманывайте себя. Мы не боимся ваших цифр. Наше самое большое желание — встретиться с римлянами в бою. Если мы их победим, это хорошо; если нет, то мы получим блага будущего мира. Наша молитва – о мученической смерти во имя ислама, а не о безопасном возвращении к жене и детям. Наша малочисленность не вызывает у нас страха; ибо в Книге написано: «Множе раз малая группа побеждала большое войско по воле Божией». Калиф предложит вам». [ 2 ]
Сайрус и его спутники обдумывали, какой из трех вариантов выбрать. Они сразу же исключили возможность обращения в ислам, заявив: «Мы не можем отказаться от религии Христа ради религии, о которой мы ничего не знаем». Они также исключили подчинение и дань, утверждая, что это было бы равносильно рабству, но когда Убада объяснил, что их личности и собственность будут уважаться, а их церкви и религиозная практика не пострадают, Киру это показалось разумным, который выбрал этот вариант. Но большинство его коптских товарищей не были готовы отдать свою страну захватчикам, и поэтому в последний раз они в отчаянии напали на арабский лагерь. Когда они были отброшены, Амр предложил Киру те же три варианта, который выбрал капитуляцию и дань уважения.
Таким образом, 22 декабря Кир Александрийский заключил договор с мусульманами. [ 11 ] признание мусульманского суверенитета над всем Египтом и фактически над Фиваидой , а также согласие платить джизью из расчета 2 обеда на взрослого мужчину. [ 2 ] Договор должен был быть одобрен императором Ираклием, но Кир оговорил, что даже если император откажется от договора, он и египтяне будут соблюдать его условия. [ 12 ] Кир попросил Ираклия ратифицировать договор и привел аргументы в его поддержку. Амр представил Умару подробный отчет с рекомендацией о ратификации. [ 2 ] Он хотел, чтобы, как только стала известна реакция Ираклия, его проинформировали, чтобы можно было как можно скорее дать дальнейшие необходимые инструкции. [ 11 ] Услышав об этом, Ираклий пришел в ярость и отправил Киру письмо, полное оскорблений, назвав его жалким трусом и язычником и спрашивая, смогут ли 100 000 римлян сравниться с 12 000 варваров. [ 2 ]
Последствия
[ редактировать ]Хотя Вавилон был захвачен, Феодору ускользнуть в Рауду и его армии удалось ночью , откуда они продолжили сражаться с мусульманами.
За это время Теодор собрал армию в дельте Нила и поручил двум генералам защищать Саманнуд . Услышав об этом, Амр отправился на север, чтобы уничтожить эту армию. Два генерала в Саманнуде отказались сражаться с мусульманами, но Теодор сразился там с Амром и победил его, нанеся мусульманам множество потерь. Не имея возможности нанести ущерб ни одному городу в дельте Нила, они отступили обратно в Вавилон. Однако Феодор не смог закрепить эту победу, отбив Вавилон. [ 2 ]
Последнее нападение мусульман произошло в Страстную пятницу , 6 апреля 641 года, а к пасхальному понедельнику римские войска эвакуировались и начали марш к Никию . Римлянам дали несколько дней на эвакуацию, чтобы они могли отпраздновать Пасху. Многие копты, заключенные в Вавилоне либо за отказ принять Халкидон , либо по подозрению в предательстве, были освобождены римлянами из тюрьмы, но Евдоциан, брат Доментиана, приказал их бичевать и отсечь им руки.
Византийские полководцы знали, что следующей целью мусульман станет Александрия. Соответственно, они подготовились к ожидаемой осаде города. Их стратегия заключалась в том, чтобы держать мусульман подальше от Александрии, уничтожая их власть посредством постоянных вылазок и атак из форта. Даже если бы это не удержало их, это ослабило бы их морально и физически. Это будет скорее война терпения, чем силы. [ 11 ] В феврале 641 года Амр отправился со своим войском в Александрию из Вавилона. На протяжении всего пути из Вавилона в Александрию византийцы оставляли полки, чтобы задержать, а по возможности нанести урон наступающим мусульманам.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скульптура 1944 г. , гл. 19
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Батлер, Альберт Дж. (1903). Арабское завоевание Египта и последние тридцать лет римского владычества (PDF) . Издательство Оксфордского университета. ISBN 1724498029 .
- ^ Константинополит, Никифор . Краткая история Никифора [за 602-769 годы н.э.] . Перевод Манго, Кирилл. п. 71. ИСБН 9780884024507 .
И когда Ираклий разгромлял восточные страны, Иоанн, военачальник Баркаинский, был подготовлен и послан против сарацин, бывших в Египте: тот, кто присоединится, падет.
- ^ Jump up to: а б с «Иоанн, епископ Никиу: Хроника. Лондон (1916). Английский перевод» . tertullian.org .
- ^ Аль-Макризи, Маваиз ва аль-итибар би зикр аль-хитат ва аль-'атар.
- ^ Раймонд, Андре, Каир , пер. Уиллард Вуд, (Издательство Гарвардского университета, 2000), стр. 10.
- ^ Батлер 1902 , с. 258
- ^ Батлер 1902 , с. 263
- ^ Батлер 1902 , с. 264
- ^ Скульптура 1944 г. , гл. 21
- ^ Jump up to: а б с Скульптура 1944 года , гл. 22
- ^ «Омар (634-644)», Мультимедийные учебники по истории «Исламский мир до 1600 года», подготовленные Группой прикладной истории Университета Калгари. Последний доступ: 20 октября 2006 г.
Библиография
[ редактировать ]- Батлер, Альфред (1902). Арабское завоевание Египта и последние тридцать лет римского владычества . Оксфорд: Кларендон Пресс.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Чарльз, Роберт Х. (2007) [1916]. Хроника Иоанна, епископа Никиуского: Перевод с эфиопского текста Зотенберга . Мерчантвилл, Нью-Джерси: Издательство Evolution. ISBN 9781889758879 .
- Хайкал, Мухаммад Хусейн (1944). Аль Фарук, Умар .
- Кеннеди, Хью (2007). Великие арабские завоевания: как распространение ислама изменило мир, в котором мы живем . Филадельфия, Пенсильвания: Da Capo Press. ISBN 978-0-306-81740-3 .