Осада Таормины (902 г.)
Осада Таормины | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть арабо-византийских войн и мусульманское завоевание Сицилии. | |||||||||
![]() Арабы захватывают византийский город на Сицилии, миниатюра из мадридских скилиц. | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
Аглабидский эмират | Византийская империя | ||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
Ибрагим II |
Евстафий , Майкл Чарактос, Константин Карамаллос | ||||||||
Расположение на Сицилии |
Осада Таормины завоеванию византийского города Таормина на северо-востоке Сицилии Аглабидами в 902 году положила конец . Кампанию возглавил свергнутый аглабидский эмир Ибрагим II как форму вооруженного паломничества и священной войны . Войска Ибрагима разгромили византийский гарнизон в упорном бою перед городскими стенами и осадили город. Оставшись без поддержки византийского правительства, Таормина капитулировала 1 августа. Население было уничтожено или продано в рабство. Падение этой последней крупной византийской крепости ознаменовало завершение мусульманского завоевания Сицилии , которое продолжалось с 820-х годов, хотя некоторые второстепенные византийские аванпосты сохранились до 960-х годов.
Фон
[ редактировать ]После падения Сиракуз под властью Аглабидов Ифрикии г. (примерно современный Тунис ) в 878 [ 1 ] [ 2 ] Византийское присутствие на Сицилии ограничивалось северо-восточной третью острова (« Валь Демоне »). После захвата Сиракуз Аглабиды предпринимали неоднократные набеги на Валь-Демон в 880-х годах, но не добились больших успехов. [ 3 ] [ 4 ] Будучи главным оплотом, оставшимся в руках Византии, [ 5 ] город Таормина и его окрестности были одной из главных целей атак Аглабидов в этот период: они подвергались нападениям в 879/80, 881/82, 883, 885 и 889 годах. [ 3 ] [ 6 ] Из ок. С 890 г. набеги прекратились, главным образом из-за вспышки внутренних распрей среди мусульман Сицилии, которые даже привели к полномасштабной гражданской войне между арабской и берберской фракциями армии Аглабидов в 898 г. [ 7 ] [ 8 ]
Гражданская война на Сицилии привела к смещению Абу'л-Аббаса Абдаллы , сына аглабидского эмира Ибрагима II , на пост губернатора острова в 900 году. Когда Абу'л-Аббас высадился на Сицилии, фракционная борьба переросла в ссору между города Палермо и Агридженто , точная природа которых неизвестна. После того, как переговоры провалились, Абу'л-Аббас Абдаллах двинулся на Палермо, который он захватил 18 сентября 900 года. Большое количество повстанцев бежало из города к византийцам в Таормине, а некоторые достигли даже самого Константинополя . [ 9 ] [ 10 ] Византийцы попытались воспользоваться восстанием и начали собирать силы в Мессине и Реджо , в то время как из Константинополя был отправлен флот под командованием Михаила. [ 11 ] [ 12 ] Абу'л-Аббас, однако, не стал медлить и, как только подавил восстание, выступил против византийцев, опустошив окрестности Таормины и начав безуспешную осаду Катании, прежде чем вернуться на зиму в Палермо. [ 13 ] [ 14 ] Следующей весной он возобновил атаку и напал на Демону . Чтобы сорвать приготовления Византии, его войска затем переправились на материковую часть Италии, разграбив Реджо. По возвращении на Сицилию Абу-л-Аббас разгромил византийский флот и захватил тридцать его кораблей. [ 15 ] [ 16 ]
Приход Ибрагима II и падение Таормины
[ редактировать ]
В начале 902 года эмир Ибрагим II был вынужден отречься от престола своими подданными благодаря вмешательству аббасидского халифа аль-Мутадида . Абу'л-Аббас был назван его преемником и уехал из Сицилии в Ифрикию, оставив свою армию под командованием двух своих сыновей. [ 17 ] Ибрагим, в свою очередь, решил совершить вооруженное паломничество и принял мантию священной войны , намереваясь отправиться в Мекку после первого завоевания византийских крепостей в Италии. Надев простое одеяние аскета, он отправился в Сус , где заявил о своем намерении и начал собирать добровольцев, которые могли бы присоединиться к нему. [ 18 ]
Ибрагим и его последователи прибыли в Трапани 8 июля и сразу же нацелились на Таормину, последний крупный византийский оплот на Сицилии. [ 19 ] Византийцы собрали там значительные силы, [ 19 ] под командованием друнгариоса флота Евстафия , [ 20 ] Михаил Характос (видимо, тот же флотоводец, прибывший в 901 году и служивший теперь Калабрии ) стратегом , [ 12 ] и комендант Таормины патрикий также был стратегом Сицилии Константин Карамаллос, который, вероятно , . [ 21 ] Вместо того, чтобы ждать осады, византийские полководцы вывели свои войска навстречу мусульманам в открытом бою. Согласно мусульманским источникам, последовавшая битва была ожесточенной, и византийцы начали одерживать верх, когда Ибрагим приказал прочитать строку из «Аль-Хадж суры Корана » . Взывая о помощи Божией, он лично вступил в бой, после чего византийцы потерпели поражение с большими потерями. [ 19 ] Большая часть оставшихся византийских войск либо отошла в крепость (современный Кастелло ди Мола ), либо погрузилась на свои корабли. [ 22 ]
Ибрагим немедленно осадил город, который сдался 1 августа. Оставшийся гарнизон, а также многие женщины и дети были убиты, а остальные проданы в рабство. Местный епископ Прокопий предстал перед Ибрагимом, который потребовал от него принять ислам. Когда епископ отказался, его пытали и обезглавили; его труп и трупы других казненных заключенных были сожжены. [ 23 ]

Согласно арабскому источнику, византийский император Лев VI Мудрый оплакивал падение Таормины, отказываясь носить свою корону в течение семи дней, но византийские источники — патриарх Николай Мистик и продолжатель Георгия Хамартола — прямо объясняют потерю Таормину по халатности: по мнению последнего, флот не был отправлен на помощь городу, поскольку был занят перевозкой материала для строительства двух церквей, основанных императором в Константинополь. [ 24 ] [ 25 ] Эта новость также посеяла панику, поскольку начали распространяться слухи о том, что Ибрагим намеревается двинуться на сам Константинополь. [ 26 ] Византийским полководцам удалось бежать из города и вернуться в Константинополь, но Михаил Характ обвинил Евстафия и Константина Карамалла в измене. Двое мужчин были приговорены к смертной казни, но заступничество Патриарха Николая Мистика заменило их приговор пожизненным изгнанием в монастырь. [ 27 ] [ 28 ]
Последствия
[ редактировать ]Ибрагим воспользовался своим успехом, отправив отряды набегов на различные опорные пункты в окрестностях, вынуждая либо их капитулировать и разрушать, либо платить дань. Таким образом, Демона, Рометта и Ачи были схвачены или вынуждены платить дань в знак подчинения. Местных жителей поощряли принять ислам, а там, где они покинули свои форты и бежали в горы, стены были снесены, а колодцы засыпаны камнями, чтобы сделать их непригодными для проживания. [ 16 ] [ 29 ]
Неутомимый, Ибрагим в начале сентября переправился на материк, где города вплоть до Неаполя начали готовиться к сопротивлению его атаке. В конце концов его продвижение было остановлено при осаде Козенцы , где Ибрагим умер от дизентерии 23 октября. К счастью для Аглабидов, жители Козенцы, не подозревая об этом, предложили свои условия. Это позволило внуку Ибрагима, Зиядат Аллаху , завершить военную кампанию с символическим успехом и вернуться на Сицилию с добычей. [ 30 ] [ 31 ]
Хотя несколько крепостей на северо-востоке остались непокоренными и находились в руках христиан, падение Таормины ознаменовало фактический конец византийской Сицилии и консолидацию мусульманского контроля над островом. [ 16 ] [ 32 ] Лишь в 960-х годах последние византийские анклавы, включая Таормину и Рометту, которые вернулись под контроль Византии, были окончательно захвачены Фатимидским халифатом . [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Васильев 1968 , с. 71–78.
- ^ Меткалф 2009 , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: а б Меткалф 2009 , с. 28.
- ^ Васильев 1968 , с. 95, 105–109, 134–136.
- ^ Васильев 1968 , с.95.
- ^ Васильев 1968 , с. 95, 105–108, 135.
- ^ Меткалф 2009 , стр. 29–30.
- ^ Васильев 1968 , с. 135–136.
- ^ Меткалф 2009 , с. 30.
- ^ Эйкхофф 1966 , стр. 245–246.
- ^ Эйкхофф 1966 , с. 246.
- ^ Jump up to: а б PmbZ , Майкл Чарактос (#25161) .
- ^ Васильев 1968 , с. 142–143.
- ^ Меткалф 2009 , стр. 30–31.
- ^ Васильев 1968 , с. 143–144.
- ^ Jump up to: а б с Меткалф 2009 , с. 31.
- ^ Васильев 1968 , с. 144.
- ^ Васильев 1968 , с. 144–145.
- ^ Jump up to: а б с Васильев 1968 , с. 145.
- ^ PmbZ , Евстафий (#21836) .
- ^ PmbZ , Константинос Карамаллос (#23816) .
- ^ Васильев 1968 , с. 145–146.
- ^ Васильев 1968 , с. 146.
- ^ Васильев 1968 , с. 146–147.
- ^ Жестче 1997 , с. 164.
- ^ Васильев 1968 , с. 148.
- ^ PmbZ , Евстафий (#21836) ; Константинос Карамаллос (#23816) ; Михаил Чарактос (#25161) .
- ^ Tougher 1997 , стр. 212, 214.
- ^ Васильев 1968 , с. 147–148.
- ^ Васильев 1968 , с. 148–150.
- ^ Меткалф 2009 , стр. 31–32.
- ^ Васильев 1968 , с. 152.
- ^ Меткалф 2009 , с. 55.
Источники
[ редактировать ]- Эйкхофф, Эккехард (1966). Морская война и морская политика между исламом и Западом: Средиземноморье под византийской и арабской гегемонией (650–1040 гг.) (на немецком языке). Де Грютер.
- Лили, Ральф-Йоханнес ; Людвиг, Клаудия; Пратч, Томас; Зильке, Беате (2013). Просопография средневизантийского периода онлайн. Берлин-Бранденбургская академия наук. Создано на основе предварительной работы Ф. Винкельмана (на немецком языке). Берлин и Бостон: Де Грюйтер.
- Меткалф, Алекс (2009). Мусульмане средневековой Италии . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-2008-1 .
- Жестче, Шон (1997). Царствование Льва VI (886–912): Политика и люди . Лейден: Брилл. ISBN 978-9-00-410811-0 .
- Васильев, Александр Александрович (1968). Византия и арабы, Том II: Политические отношения Византии и арабов во времена Македонской династии (императоров Василия I, Льва Мудрого и Константина VII Багрянородного) 867-959 (253-348). Часть первая: Политические отношения Византии и арабов во времена Македонской династии. Первый период, с 867 по 959 гг . Corpus Bruxellense Historiae Byzantinae (на французском языке). Французский редактор: Анри Грегуар , Мариус Канар . Брюссель: Византийский фонд. OCLC 1070617015 .