аль-Мутадид
Абу аль-Аббас Ахмад аль-Мутадид би'Ллах Абу аль-Аббас Ахмад аль-Мутадид Биллах | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Золотой динар аль-Мутадида, 285 г. хиджры (892/3 г. н.э.) | |||||
16-й халиф Аббасидского халифата | |||||
Царствование | 15 октября 892 г. - 5 апреля 902 г. | ||||
Предшественник | аль-Мутамид | ||||
Преемник | аль-Муктафи | ||||
Рожденный | в. 854 или ок. 861 Самарра , Аббасидский халифат | ||||
Умер | 5 апреля 902 г. (41 или 48 лет) Багдад , Аббасидский халифат | ||||
Похороны | Багдад | ||||
Супруга | Катр ан-Нада | ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Династия | Аббасид | ||||
Отец | аль-Муваффак | ||||
Мать | Дирр | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Абу аль-Аббас Ахмад ибн Тальха Мухаммад ибн ибн Джафар ибн Харун аль - Мутадид би'Ллах ( арабский : Абу аль-Аббас Ахмад ибн Тальха аль-Муваффак ), 853/4 или 860/1 - 5 апреля 902 г., более известный по его царственное имя аль-Мутадид билла (араб. аль-Мутадид билла ), «Ищу поддержки у Бога» [ 1 ] ), был халифом Аббасидского халифата с 892 года до своей смерти в 902 году.
Аль-Мутадид был сыном аль-Муваффака , который был регентом и эффективным правителем государства Аббасидов во время правления своего брата, халифа аль-Мутамида . Будучи принцем, будущий аль-Мутадид служил под началом своего отца во время различных военных кампаний, в первую очередь при подавлении Занджского восстания , в котором он сыграл важную роль. Когда аль-Муваффак умер в июне 891 года, аль-Мутадид сменил его на посту регента. Он быстро отодвинул на второй план своего двоюродного брата и наследника аль-Муфаввида ; когда аль-Мутамид умер в октябре 892 года, он унаследовал трон. Как и его отец, власть аль-Мутадида зависела от его тесных связей с армией. Впервые они были созданы во время кампаний против Занджа и были усилены в более поздних экспедициях, которые халиф возглавлял лично: аль-Мутадид оказался самым активным в военном отношении из всех халифов Аббасидов. Благодаря своей энергии и способностям ему удалось вернуть государству Аббасидов часть власти и провинций, которые оно потеряло во время беспорядков предыдущих десятилетий.
В ходе серии кампаний он вернул себе провинции Джазира , Тугур и Джибал и добился сближения с Саффаридами на востоке и Тулунидами на западе, что обеспечило им — хотя и в значительной степени номинальное — признание халифского сюзеренитета . Эти успехи были достигнуты ценой ориентации экономики почти исключительно на содержание армии, что привело к расширению и приходу к власти центральной финансовой бюрократии и способствовало прочной репутации халифа как алчного человека. Аль-Мутадид был известен своей жестокостью при наказании преступников, и последующие летописцы зафиксировали его широкое и изобретательное применение пыток . В его правление столица была перенесена обратно в Багдад, где он занялся крупной строительной деятельностью. Твердый сторонник суннитской традиционалистской ортодоксальности, он, тем не менее, поддерживал хорошие отношения с Алидами и интересовался естественными науками, возобновив поддержку халифом ученых и ученых.
Несмотря на его успехи, правление аль-Мутадида в конечном итоге было слишком коротким, чтобы привести к окончательному изменению судьбы Халифата, а возрождение, которое он возглавил, слишком зависело от присутствия способных личностей у руля государства. Кратковременное правление его менее способного сына и наследника аль-Муктафи все же принесло некоторые крупные успехи, в частности, аннексию владений Тулунидов, но его более поздним преемникам не хватало его энергии, и появились новые враги в виде карматов . Кроме того, фракционность внутри бюрократии, которая стала очевидной в последние годы правления аль-Мутадида, ослабит правительство Аббасидов на десятилетия вперед, что в конечном итоге приведет к подчинению Халифата серией военных сильных мира сего, что приведет к при завоевании Багдада буидами в 946 г.
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Аль-Мутадид родился Ахмадом, сыном Тальхи, одного из сыновей аббасидского халифа аль-Мутаваккиля ( годы правления 847–861 ), и греческого раба по имени Дирар (умер в сентябре 891 года, похоронен в ар-Русафе ). [ 2 ] Точная дата его рождения неизвестна; поскольку на момент вступления на престол ему было тридцать восемь или тридцать один год, он родился примерно в 854 или 861 году. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] В 861 году аль-Мутаваккиль был убит своей турецкой гвардией в сговоре со своим старшим сыном аль-Мунтасиром ( годы правления 861–862 ). Это положило начало периоду внутренних беспорядков, известных как « Анархия в Самарре » на месте столицы Халифата, который закончился в 870 году восхождением на престол дяди Ахмада, аль-Мутамида ( годы правления 870–892 ). . Однако реальная власть оказалась в руках элитных турецких солдат-рабов ( гильманов ) и собственного отца Ахмада, Тальхи, который, будучи главным военачальником Халифата, служил главным посредником между халифским правительством и турками. Приняв почетное имя аль-Муваффак в стиле халифов, Тальха вскоре стал эффективным правителем Халифата, и эта позиция укрепилась в 882 году после того, как неудавшаяся попытка аль-Мутамида бежать в Египет привела к его заключению под домашний арест. . [ 6 ] [ 7 ]
Власть халифа в провинциях рухнула во время «анархии в Самарре», в результате чего к 870-м годам центральное правительство потеряло эффективный контроль над большей частью халифата за пределами столичного региона Ирака . На западе Египет попал под контроль турецкого солдата-раба Ахмада ибн Тулуна , который также оспаривал контроль над Сирией с аль-Муваффаком, в то время как Хорасан и большая часть исламского Востока были захвачены Саффаридами , персидской династией . пришедшие на смену верным клиентам Аббасидов Тахиридам . Большая часть Аравийского полуострова также была отдана местным правителям, а в Табаристане к власти пришла радикальная династия Зайди шиитская . Даже в Ираке восстание занджей , африканских рабов , привлеченных для работы на плантациях Нижнего Ирака, угрожало самому Багдаду, а южнее карматы представляли собой зарождающуюся угрозу. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Таким образом, регентство Аль-Муваффака представляло собой непрерывную борьбу за спасение шатающегося Халифата от краха. [ 11 ] Его попытки вернуть контроль над Египтом и Сирией от Ибн Тулуна потерпели неудачу, причем последний даже смог расширить свою территорию и получить признание в качестве наследственного правителя. [ 12 ] [ 13 ] но ему удалось сохранить ядро Халифата в Ираке, отразив вторжение Саффаридов, направленное на захват Багдада, и покорив Занджа после долгой борьбы. [ 7 ] [ 14 ]
Походы против Занджа и Тулунидов
[ редактировать ]
Именно против Занджа будущий аль-Мутадид, которого в то время обычно называли его куньей Абу'л-Аббаса, приобрел свой первый военный опыт и установил тесные армейские связи, которые стали характеризовать его правление. Аль-Муваффак с ранних лет дал сыну военное воспитание, и юный принц стал прекрасным наездником и заботливым полководцем, проявлявшим личное внимание к состоянию своих людей и их лошадей. [ 3 ] [ 15 ]
В течение десятилетия после начала восстания в 869 году Занджи захватили большую часть Нижнего Ирака, включая города Басру и Васит , и распространились на Хузистан . [ 7 ] [ 16 ] В 879 году смерть основателя государства Саффаридов Якуба ас-Саффара позволила правительству Аббасидов полностью сосредоточить свое внимание на борьбе с восстанием Занджа. [ 7 ] а назначение Абу-л-Аббаса командовать в декабре 879 г. во главе 10-тысячного войска знаменует собой поворотный момент войны. [ 17 ] В последовавшей за этим долгой и тяжелой борьбе, которая включала в себя десантные операции в месопотамских болотах , главную роль сыграли Абу-л-Аббас и его собственный гильман , самым выдающимся из которых был многолетний Зирак ат-Турки. Хотя армии Аббасидов в конечном итоге пополнились подкреплениями, добровольцами и перебежчиками-занджами, именно немногие, но элитные гильманы составляли костяк армии, занимая ее руководящие должности и принимая на себя основную тяжесть битвы, часто под личным командованием Абу'л- Аббас. [ 18 ] После многих лет постепенного затягивания петли вокруг Занджа в августе 883 года войска Аббасидов штурмовали их столицу Аль-Мухтару, положив конец восстанию. [ 19 ] [ 20 ] Подробный отчет о войне, сделанный бывшим занджским повстанцем, сохранившийся в истории, написанной ат-Табари , подчеркивает роль аль-Муваффака и Абу'л-Аббаса как героев, которые, защищая находившееся в боевой готовности мусульманское государство, подавали бунт; успешная кампания станет основным инструментом в их пропагандистских усилиях по легитимизации фактической узурпации власти халифа. [ 21 ]
После смерти Ибн Тулуна в мае 884 года два халифальных генерала Исхак ибн Кундадж и Ибн Абу'л-Садж попытались воспользоваться ситуацией и напали на владения Тулунидов в Сирии, но их первоначальные успехи были быстро обращены вспять. Весной 885 года Абу-л-Аббас был послан возглавить вторжение. Вскоре ему удалось разбить Тулунидов и заставить их отступить в Палестину , но после ссоры с Ибн Кундаджем и Ибн Абу'л-Саджем последние двое отказались от похода и вывели свои войска. В битве при Тавахине столкнулся с сыном и наследником Ибн Тулуна Хумаравайхом 6 апреля Абу'л-Аббас лично . Принц Аббасидов первоначально одержал победу, вынудив Хумаравайха бежать, но, в свою очередь, потерпел поражение и бежал с поля битвы, а большая часть его армии попала в плен. [ 22 ] [ 23 ] После этой победы Тулуниды расширили свой контроль над Джазирой и приграничными землями ( Тугур ) с Византийской империей . В 886 году последовало мирное соглашение, согласно которому аль-Муваффак был вынужден признать Хумаравайха наследственным правителем Египта и Сирии на 30 лет в обмен на ежегодную дань. [ 12 ] [ 13 ] В течение следующих нескольких лет Абу'л-Аббас участвовал в в конечном итоге безуспешных попытках своего отца вырвать Фарс из-под контроля Саффаридов. [ 24 ]
Заключение и восхождение на престол
[ редактировать ]В этот период отношения между Абу'л-Аббасом и его отцом ухудшились, хотя причина неясна. Абу-л-Аббаса Уже в 884 году гильман аль-Муваффака поднял бунт в Багдаде против визиря , Саида ибн Махлада возможно, из-за невыплаты заработной платы. [ 3 ] [ 25 ] В конце концов, в 889 году Абу'л-Аббас был арестован и заключен в тюрьму по приказу своего отца, где он и оставался, несмотря на демонстрации гильманов лояльных ему . Судя по всему, он оставался под арестом до мая 891 года, когда аль-Муваффак вернулся в Багдад после двух лет, проведенных в Джибале . [ 3 ] [ 25 ]
Аль-Муваффак, страдающий подагрой , [ 1 ] был явно близок к смерти; Визирь Исмаил ибн Бюльбюль и городской командир Багдада Абуль-Сакр вызвали аль-Мутамида и его сыновей, включая предполагаемого наследника аль-Муфаввада , в город, надеясь использовать ситуацию для своих собственные цели. Эта попытка отстранить Абу'л-Аббаса провалилась из-за его популярности среди солдат и простых людей. Ему было разрешено посетить смертное одре своего отца, и он смог сразу же прийти к власти, когда 2 июня умер аль-Муваффак. Багдадская мафия разграбила дома его противников, а Ибн Бюльбюль был уволен и брошен в тюрьму, где через несколько месяцев умер от жестокого обращения. Похожая судьба ждала всех сторонников Ибн Бюльбюля, пойманных агентами Абу'л-Аббаса. [ 26 ] [ 27 ]
Теперь «всемогущий», [ 26 ] Абу'л-Аббас сменил своего отца на всех его должностях, получив титул аль-Мутадид билла и положение в линии преемственности после халифа и аль-Муфаввада. [ 3 ] [ 28 ] Через несколько месяцев, 30 апреля 892 года, аль-Мутадид полностью отстранил своего двоюродного брата от престолонаследия. [ 3 ] [ 29 ] Таким образом, когда 14 октября 892 г. умер аль-Мутамид, [ 30 ] аль-Мутадид пришел к власти в качестве халифа. [ 3 ] [ 31 ]
Царствование
[ редактировать ]
Востоковед Гарольд Боуэн описал аль-Мутадида при его вступлении на престол следующим образом: [ 5 ]
на вид прямой и худой; а на голове у него была белая родинка, которую, так как белые родинки не вызывали восхищения, он красил в черный цвет. Выражение его лица было надменным. По характеру он был храбрым — рассказывали историю о том, как он убил льва одним лишь кинжалом. [...] он унаследовал всю энергию своего отца и заслужил репутацию человека, быстро действующего.
Как и власть его отца, власть аль-Мутадида основывалась на его тесных отношениях с военными. Как пишет историк Хью Н. Кеннеди , он «взошел на трон, по сути, как узурпатор [...] не по какому-либо законному праву, а благодаря поддержке своего гильмана , который гарантировал не только то, что он стал халифом, но также и то, что их соперники в армии были унижены и распущены». [ 32 ] Поэтому неудивительно, что военная деятельность поглощала его интерес, тем более что обычно он лично руководил своей армией в кампании. Это закрепило за ним репутацию воина-халифа и поборника исламской веры гази ); как комментирует историк Майкл Боннер , «[т] роль« гази-халифа », изобретенная Харуном ар-Рашидом и усиленная аль-Мутасимом , теперь достигла наибольшего успеха в неутомимой кампании аль-Мутадида». [ 31 ] [ 33 ]
С самого начала своего правления новый халиф намеревался обратить вспять распад Аббасидского халифата. [ 3 ] цель, ради достижения которой он работал, сочетая силу и дипломатию. По словам Кеннеди, хотя аль-Мутадид был активным и энергичным участником кампании, он также был «искусным дипломатом, всегда готовым идти на компромисс с теми, кто был слишком силен, чтобы его победить». [ 33 ]
Отношения с Тулунидами
[ редактировать ]Эта политика сразу же стала очевидной в примирительном отношении нового халифа к своему самому могущественному вассалу, режиму Тулунидов. Весной 893 года аль-Мутадид признал и подтвердил Хумаравайха в качестве автономного эмира над Египтом и Сирией в обмен на ежегодную дань в размере 300 000 динаров и еще 200 000 динаров задолженности, а также возвращение под контроль халифа. две провинции Джазирана — Дияр Рабиа и Дияр Мудар . [ 34 ] Чтобы скрепить договор, Хумаравайх предложил свою дочь Катр ан-Нада («Капля росы») в качестве невесты одному из сыновей халифа, но аль-Мутадид решил жениться на ней сам. Принцесса Тулунидов привезла с собой в качестве приданого миллион динаров, «свадебный подарок, считавшийся самым роскошным в средневековой арабской истории» ( Тьерри Бьянки ). [ 22 ] [ 35 ] Ее прибытие в Багдад ознаменовалось роскошью и расточительностью ее свиты, резко контрастировавшей с обедневшим двором халифа. Согласно легенде, после тщательных поисков главный евнух аль-Мутадида смог найти только пять богато украшенных серебряных и золотых подсвечников, украшавших дворец, а принцессу сопровождали 150 слуг, каждый из которых нес такой подсвечник. В этой связи аль-Мутадид, как говорят, заметил: «Пойдем, пойдем и спрячемся, чтобы нас не увидели в нашей бедности». [ 22 ]
С другой стороны, все это дело могло быть намеренно задумано аль-Мутадидом как «финансовая ловушка», поскольку огромное приданое почти обанкротило казну Тулунидов. [ 36 ] Помимо чести быть связанным с династией халифов, [ 37 ] Тулуниды получили мало взамен: Катр ан-Нада умер вскоре после свадьбы, а убийство Хумаравайха в 896 году оставило государство Тулунидов в зыбких руках несовершеннолетних сыновей Хумаравайха. Аль-Мутадид быстро воспользовался этим и в 897 году распространил свой контроль на приграничные эмираты Тугур, где, по словам Майкла Боннера, «[он] взял на себя после долгого перерыва старую прерогативу халифа командовать ежегодная летняя экспедиция и организация защиты от Византийской империи». Кроме того, чтобы добиться признания своего положения халифом, новый правитель Тулунидов Харун ибн Хумаравайх ( годы правления 896–904 ) был вынужден пойти на дальнейшие уступки, вернув всю Сирию к северу от Хомса и увеличив ежегодную дань до 450 000 динаров. [ 38 ] [ 33 ] В течение следующих нескольких лет растущие внутренние беспорядки в оставшихся владениях Тулунидов и эскалация нападений карматов побудили многих последователей Тулунидов перейти на сторону возрождающегося Халифата. [ 38 ]
Джазира, Закавказье и Византийский фронт
[ редактировать ]
В Джазире новый халиф боролся с множеством противников: наряду с почти тридцатилетним хариджитским восстанием действовали различные автономные местные магнаты, главным образом шейбанский правитель Амида и Дияра Бакра , Ахмад ибн Иса аль-Шайбани и Таглиби Вождь Хамдан ибн Хамдун . В 893 году, пока хариджиты были отвлечены внутренними распрями, аль-Мутадид захватил Мосул у Шейбана. В 895 году Хамдан ибн Хамдун был изгнан из своей крепости, выслежен и взят в плен. Наконец, сам лидер хариджитов Харун ибн Абдаллах был разбит и захвачен сыном Хамдана Хусейном в 896 году, а затем был отправлен в Багдад, где был распят . Этот подвиг ознаменовал начало блестящей карьеры Хусейна ибн Хамдана в халифских армиях и постепенный приход семьи Хамданидов к власти в Джазире. [ 3 ] [ 39 ] [ 4 ] Ахмад аль-Шайбани сохранял Амида до своей смерти в 898 году, ему наследовал его сын Мухаммед . В следующем году аль-Мутадид вернулся в Джазиру, изгнал Мухаммеда из Амида и воссоединил всю провинцию под контролем центрального правительства, назначив своего старшего сына и наследника Али аль-Муктафи . губернатором [ 3 ] [ 40 ]
Аль-Мутадид, однако, не смог восстановить эффективный контроль халифа к северу от Джазиры в Закавказье , где Армения и Адхарбайджан оставались в руках практически независимых местных династий. [ 40 ] Ибн Абуль-Садж, который теперь был халифом-правителем Адхарбайджана, провозгласил себя независимым около 898 года, хотя вскоре он вновь признал сюзеренитет халифа во время его конфликтов с армянскими князьями-христианами. Когда он умер в 901 году, ему наследовал его сын Девдад , что ознаменовало консолидацию полунезависимой династии Саджидов в регионе. [ 41 ] В 900 году Ибн Абу'л-Саджа даже заподозрили в заговоре с целью захвата провинции Дияр Мудар при содействии знати Тарса , после чего мстительный халиф приказал арестовать последнего и сжечь городской флот. [ 4 ] [ 42 ] Это решение было помехой, которую он сам себе причинил в многовековой войне против Византии ; в последние десятилетия тарсианцы и их флот играли важную роль в набегах на византийские приграничные провинции. [ 43 ] В то время как сирийский флот под командованием византийца, принявшего ислам Дамиана из Тарса , разграбил порт Деметриада около 900 г., а арабские флоты продолжали сеять хаос в Эгейском море в течение следующих двух десятилетий, византийцы были усилены на суше за счет притока Армянские беженцы, такие как Мелиас . Византийцы начали расширять свой контроль над приграничными областями, одерживая победы и основывая новые провинции ( фемы ) на бывшей нейтральной полосе между двумя империями. [ 44 ]
Восток и Саффариды
[ редактировать ]На исламском Востоке халиф был вынужден признать реальность господства Саффаридов и установить с ними modus vivendi , возможно, надеясь, по мнению Кеннеди, заключить с ними партнерство, аналогичное тому, которым Тахириды наслаждались в предыдущие десятилетия. . Следовательно, правитель Саффаридов Амр ибн аль-Лайс был признан своим владением Хорасаном и восточной Персией, а также Фарсом, в то время как Аббасиды должны были осуществлять прямой контроль над западной Персией, а именно Джибалом, Райем и Исфаханом . [ 3 ] [ 38 ] Эта политика дала халифу свободу действий в возвращении территорий Дулафидов , другой полунезависимой местной династии, сосредоточенной в Исфахане и Нихаванде . Когда в 893 году умер дулафид Ахмад ибн Абд аль-Азиз ибн Аби Дулаф, аль-Мутадид быстро назначил своего сына аль-Муктафи губернатором в Райе, Казвине , Куме и Хамадане . Дулафиды были ограничены своим основным регионом вокруг Караджа и Исфахана, прежде чем были полностью свергнуты в 896 году. Тем не менее, власть Аббасидов над этими территориями оставалась шаткой, особенно из-за близости эмирата Зайди в Табаристане, и в 897 году Рай был передан под контроль Саффарида. [ 38 ] [ 45 ]
Партнерство Аббасидов и Саффаридов в Иране наиболее ярко выразилось в их совместных усилиях против генерала Рафи ибн Хартамы , который обосновался в Рее и представлял угрозу как халифским, так и Саффаридским интересам в регионе. Аль-Мутадид послал Ахмада ибн Абд аль-Азиза схватить Рая у Рафи, который бежал и объединился с зайдитами Табаристана, пытаясь отобрать Хорасан у Саффаридов. Однако, поскольку Амр мобилизовал против себя антиалидские настроения населения, а ожидаемая помощь со стороны зайдитов не материализовалась, Рафи потерпел поражение и был убит в Хорезме в 896 году. Амр, находившийся теперь на вершине своей власти, послал побежденных повстанцев направился в Багдад, и в 897 г. халиф передал ему управление Реем. [ 46 ] Партнерство окончательно рухнуло после того, как аль-Мутадид назначил Амра губернатором Трансоксианы в 898 году, которой правили его соперники Саманиды . Аль-Мутадид намеренно поощрял Амра противостоять Саманидам, но Амр потерпел сокрушительное поражение и был взят ими в плен в 900 году. Правитель Саманидов Исмаил ибн Ахмад отправил его в цепях в Багдад, где он был казнен в 902 г., после смерти аль-Мутадида. Аль-Мутадид, в свою очередь, передал титулы Амра и губернаторские должности Исмаилу ибн Ахмаду. Халиф также попытался вернуть себе Фарс и Кирман , но остатки Саффаридов под командованием внука Амра Тахира оказались достаточно стойкими, чтобы в течение нескольких лет препятствовать попыткам Аббасидов захватить эти провинции. Лишь в 910 году Аббасидам удалось вернуть себе желанную провинцию Фарс. [ 3 ] [ 47 ] [ 48 ]
Рост сектантства и раздробленности на периферии
[ редактировать ]В течение IX века возник ряд новых движений, основанных на шиитских доктринах, которые заменили хариджизм в качестве основного направления оппозиции существующим режимам. Первые успехи они добились на периферии империи Аббасидов: захват власти Зайди в Табаристане повторился в 897 году в Йемене. При аль-Мутадиде ближе к метрополиям Халифата появилась новая опасность: карматы. [ 49 ] Радикальная секта исмаилитов , основанная в Куфе около 874 года, карматы изначально представляли собой спорадическую и незначительную помеху в Саваде (Нижний Ирак), но после 897 года их власть быстро выросла до тревожных размеров. Под руководством Абу Саида аль- Джаннаби , они захватили Бахрейн в 899 году и в следующем году разгромили армию халифа под командованием аль-Аббаса ибн Амра аль-Ганави . [ 50 ] [ 51 ] В годы после смерти аль-Мутадида карматы «должны были оказаться самыми опасными врагами, с которыми Аббасиды сталкивались со времен Занджа» (Кеннеди). [ 3 ] В то же время куфанский исмаилитский миссионер Абу Абдалла аль-Шии вступил в контакт с кутама -берберами во время паломничества в Мекку . Его усилия по прозелитизму быстро продвинулись среди них, и в 902 году он начал нападения на аглабидский эмират Ифрикия , клиентов Аббасидов. Его завоевание завершилось в 909 году, положив начало Фатимидскому халифату . [ 52 ]
Внутреннее правительство
[ редактировать ]Фискальная политика
[ редактировать ]
Армия Аббасидов после реформ аль-Мутасима была меньшей и более профессиональной боевой силой, чем халифские армии прошлого. Хотя он оказался эффективным в военном отношении, он также представлял потенциальную опасность для стабильности режима Аббасидов: набранный из турок и других народов с периферии Халифата и земель за его пределами, он был отчужден от общества в сердце Халифата, в результате чего солдаты «полностью зависели от государства не только в плане денег, но и в плане своего выживания» (Кеннеди). В результате любая неспособность центрального правительства выплатить им зарплату приводила к военному восстанию и политическому кризису; это неоднократно демонстрировалось во время анархии в Самарре. [ 53 ] Следовательно, обеспечение регулярной оплаты армии стало первоочередной задачей государства. По словам Кеннеди, на основе казначейского документа с момента прихода к власти аль-Мутадида:
из общих расходов в 7915 динаров в день около 5121 - полностью военные, 1943 - в сферах (например, верховая езда и конюшни), которые служили как военным, так и невоенным, и только 851 - в таких областях, как бюрократия и гарем , которые можно описать как истинно гражданский (хотя даже в этом случае главной целью бюрократов, судя по всему, было обеспечение оплаты армии). Кажется разумным сделать вывод, что более 80 процентов зарегистрированных государственных расходов было потрачено на содержание армии. [ 54 ]
В то же время финансовая основа Халифата резко сократилась после того, как многие провинции-плательщики налогов вышли из-под контроля центрального правительства. [ 55 ] Правительство халифа теперь все больше зависело от доходов Савада и других районов Нижнего Ирака, где наблюдался быстрый спад производительности сельского хозяйства из-за разрушения гражданских войн и пренебрежения ирригационной сетью. Во время правления Харуна ар-Рашида (786–809) Савад обеспечивал годовой доход в размере 102 500 000 дирхамов , что более чем вдвое превышало доход Египта и в три раза превышало доход Сирии; к началу X века он давал менее трети этой цифры. [ 56 ] [ 57 ] Ситуация еще более усугублялась тем фактом, что в остальных провинциях полуавтономные губернаторы, вельможи и члены династии смогли создать виртуальные латифундии , чему способствовала система мукатаа , форма откупного земледелия в обмен на фиксированная дань, которую они часто не платили. [ 56 ] [ 58 ] Чтобы максимизировать свои доходы от оставшейся им территории, Аббасиды увеличили широту и сложность центральной бюрократии, разделив провинции на более мелкие налоговые округа, а также увеличив количество финансовых отделов ( диванов ), что позволило осуществлять тщательный надзор. как сбора доходов, так и деятельности самих чиновников. [ 59 ]
Чтобы бороться с этим финансовым кризисом, халиф часто лично посвящал себя надзору за доходами, приобретая репутацию, по словам Ф. Мальти-Дугласа, человека «духа экономии, граничащего с алчностью»; Говорят, что он «исследовал мелкие сведения, о которых простолюдин не стал бы задумываться» (Гарольд Боуэн). [ 5 ] [ 60 ] При его правлении увеличились штрафы и конфискации, в результате чего полученные доходы вместе с доходами от королевских владений и даже частью провинциальных налогов поступали в личный кошелек халифа ( байт аль-мал аль-хаша ). Последний теперь приобрел ведущую роль среди финансовых ведомств и часто содержал больше денег, чем государственная казна ( байт аль-маль аль-хамма ). [ 61 ] [ 62 ] К концу правления аль-Мутадида некогда пустой личный кошелек содержал десять миллионов динаров. [ 5 ] С другой стороны, в качестве меры, направленной на облегчение налогового бремени фермеров, в 895 году халиф изменил начало налогового года с персидского Нового года в марте на 11 июня, что стало известно как Найруз аль-Мутадид ». Новый год аль-Мутадида» — поэтому земельный налог (« харадж ») теперь собирался после сбора урожая, а не как обычно ненадежные оценки раньше. [ 33 ] [ 63 ]
Подъем бюрократии
[ редактировать ]В 9 веке административная система Аббасидов становилась все более профессиональной. Провинциальная администрация стала предметом тщательного изучения: географические работы, такие как Ибн Хордадбе, содержат подробную информацию о провинциях Халифата и их дорожных сетях, в то время как такие люди, как Ибн Кутайба, превратили искусство канцелярского письма в весьма сложную систему. [ 64 ] Финансовая политика аль-Мутадида еще больше укрепила позиции гражданской бюрократии, которая теперь достигла апогея своего влияния, и особенно позиции визиря, которого даже армия стала уважать как представителя халифа. [ 14 ] Аль-Мутадид также объявил вторник и пятницу днями отдыха для государственных служащих. [ 65 ]
В кадровом отношении правление аль-Мутадида было отмечено преемственностью среди высшего руководства государства. Убайд Аллах ибн Сулейман ибн Вахб оставался визирем с начала правления до своей смерти в 901 году, и ему наследовал его сын аль-Касим , который с самого начала замещал своего отца во время его отсутствия в столице. Командующим армией остался вольноотпущенник , ветеран, служивший под командованием Бадр аль-Муваффака и чья дочь вышла замуж за сына халифа. Финансовыми отделами, особенно Савадом, управляли сначала Бануль-Фурат братья Ахмад и Али , а после 899 года Бануль-Джарра под руководством Мухаммада ибн Дауда и его племянника Али ибн Исы . [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ] По словам историка XI века Хилала ас-Саби , первоначальная административная команда была настолько эффективной и слаженной, что последующие поколения говорили, что «никогда не было такого квартета, халифа, визиря, командующего и главы дивана» . с, как аль-Мутадид, Убайд Аллах, Бадр и Ахмад ибн аль-Фурат». [ 69 ]
С другой стороны, как указывает Мишель Боннер, позднее правление аль-Мутадида «было отмечено ростом фракционности внутри этой бюрократии, наблюдаемой также в армии и в городской гражданской жизни». [ 67 ] В это время началось интенсивное соперничество между двумя бюрократическими династиями Банул-Фурат и Банул-Джарра с их обширной сетью клиентов. Хотя сильный халиф и визирь могли сдерживать этот антагонизм, он будет доминировать в правительстве Аббасидов в течение следующих десятилетий, при этом фракции будут поочередно занимать должности и часто штрафуют и пытают своих предшественников с целью получения денег в соответствии с устоявшейся практикой, известной как мусадара . [ 14 ] [ 70 ] [ 71 ] Вдобавок аль-Касим ибн Убайд Аллах имел совершенно иной характер, чем его отец: вскоре после своего назначения на пост визиря аль-Касим задумал убить аль-Мутадида и пытался вовлечь Бадра в свои интриги. Генерал с негодованием отверг его предложения, но от разоблачения и казни аль-Касима спасла внезапная смерть халифа. Затем визирь попытался подчинить себе аль-Муктафи, быстро предпринял шаги, чтобы разоблачить и казнить Бадра, и был вовлечен в еще больше интриг против Банул-Фурат. [ 72 ]
Возвращение столицы Багдаду
[ редактировать ]Аль-Мутадид также завершил возвращение столицы из Самарры в Багдад, который уже служил основной оперативной базой его отца. Однако центр города был перенесен на восточный берег Тигра и дальше по течению от первоначального Круглого города, основанного аль-Мансуром ( годы правления 754–775 ) веком ранее; он остался там до наших дней. [ 73 ] [ 74 ] Как писал историк X века аль-Масуди , двумя главными увлечениями халифа были «женщины и строительство» (« ан-ниса ваъль-бана »), [ 5 ] и, соответственно, он занимался крупной строительной деятельностью в столице: он восстановил и расширил Великую мечеть аль-Мансура , которая вышла из употребления; [ 75 ] расширил дворец Хасани ; построили новые дворцы Фурайя (« Плеяды ») и Фирдус («Рай»); и начал работу над дворцом Тадж («Корона») , который был завершен при аль-Муктафи. [ 76 ] [ 77 ] Это ознаменовало создание обширного нового халифского дворцового комплекса Дар аль-Хилафа, который оставался резиденцией халифов Аббасидов до 1258 года . [ 78 ] [ 79 ] Аль-Мутадид также позаботился о восстановлении ирригационной сети города, расчистив заиленный канал Дуджайл , заплатив за это деньгами тех землевладельцев, которые хотели получить от этого прибыль. [ 73 ]
Богословские доктрины и продвижение науки
[ редактировать ]твердо придерживался суннитской традиционалистской С точки зрения доктрины, аль-Мутадид с самого начала своего правления ортодоксальности, запретив богословские работы и упразднив финансовый отдел, ответственный за конфискацию имущества , что, по мнению юристов Ханбали , считалось незаконным. [ 80 ] В то же время он также пытался поддерживать хорошие отношения с Алидами, вплоть до серьезного рассмотрения вопроса об официальном проклятии Муавии , основателя халифата Омейядов и противника Али главного ; лишь в последний момент его отговорили советники, опасавшиеся каких-либо непредвиденных последствий, которые мог бы иметь такой поступок. Аль-Мутадид также поддерживал хорошие отношения с отколовшимися зайдитскими имамами Табаристана, но его проалидская позиция не смогла предотвратить создание второго зайдитского государства в Йемене в 901 году. [ 80 ]
Аль-Мутадид также активно продвигал традиции обучения и науки, которые процветали при его предшественниках в начале 9-го века аль-Мамуне ( годы правления 813–832 ), аль-Мутасиме и аль-Ватике ( годы правления 813–832). 842–847 ). Покровительство двора научным начинаниям уменьшилось при аль-Мутаваккиле, правление которого ознаменовало возврат к суннитской ортодоксии и отвращение к научным исследованиям, в то время как его преемники не могли позволить себе роскоши заниматься интеллектуальными занятиями. Аль-Мутадид, «живо интересующийся естественными науками» и способный говорить по-гречески, способствовал карьере одного из величайших переводчиков греческих текстов и математиков той эпохи, Сабита ибн Курры , а также грамматистов Ибн Дурайда и аль-Мутадида. Заджадж , последний из которых стал наставником детей халифа. [ 81 ] Другими известными фигурами, связанными с двором Аббасидов и поддерживаемыми им в то время, были религиозный ученый Ибн Аби ад-Дунья , который служил советником халифа и был назначен наставником аль-Муктафи; переводчик Исхак ибн Хунейн ; врач Абу Бакр ар-Рази (Разес), назначенный директором недавно созданной больницы аль-Мутадиди в Багдаде; и математик и астроном аль-Баттани . [ 82 ]
Одной из ведущих интеллектуальных фигур того периода был наставник аль-Мутадида Ахмад ибн ат-Тайиб ас-Сарахси , ученик великого философа аль-Кинди . Ас-Сарахси стал близким соратником халифа, который назначил его на прибыльную должность контролера рынка Багдада, но был казнен в 896 году, рассердив халифа. Согласно одному сообщению, аль-Касим ибн Убайд Аллах, которого часто называют злодеем в анекдотах о дворе аль-Мутадида, внес имя аль-Сарахси в список повстанцев, подлежащих казни; халиф подписал список и узнал о своей ошибке только после того, как его старый хозяин был казнен. [ 83 ]
Правосудие и наказание при аль-Мутадиде
[ редактировать ]В отправлении правосудия аль-Мутадид характеризовался тем, что Малти-Дуглас описывает как «суровость, граничащую с садизмом». Хотя он был терпим к ошибкам и не чурался проявлений сентиментальности и нежности, когда его гнев был пробужден, он прибегал к пыткам самыми изобретательными способами и велел построить под своим дворцом специальные камеры для пыток. Летописцы, такие как аль-Масуди и историк эпохи мамлюков аль-Сафади, очень подробно описывают пытки, которым халиф подвергал заключенных, а также его практику подавать им пример, выставляя их на всеобщее обозрение в Багдаде. Сообщается, что халиф надувал помощью мехов пленников с или закапывал их в ямах вверх ногами. В то же время летописцы оправдывают его суровость законной, отвечающей интересам государства. Мальти-Дуглас отмечает, что когда ас-Сафади сравнил аль-Мутадида с основателем государства Аббасидов, назвав его « ас-Саффахом Вторым», это было не только для того, чтобы подчеркнуть восстановление им благосостояния Халифата, но и прямым намек на значение имени ас-Саффы «Кровопролитый». [ 5 ] [ 84 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Аль-Мутадид умер во дворце Хасани. [ 85 ] 5 апреля 902 года, в возрасте 40 или 47 лет. [ 4 ] Ходили слухи, что он был отравлен, но более вероятно, что тяготы его походов в сочетании с распутной жизнью сильно ослабили его здоровье. Во время своей последней болезни он отказался следовать советам своих врачей и даже забил одного из них до смерти. [ 4 ] [ 85 ] Он оставил после себя четырех сыновей и несколько дочерей. [ 85 ] Из его сыновей трое — аль-Муктафи, аль-Муктадир и аль-Кахир — правили по очереди как халифы, и только один, Харун, не стал халифом. [ 86 ] Аль-Мутадид был первым халифом Аббасидов, похороненным в городе Багдад. Как и его сыновья после него, он был похоронен в бывшем дворце Тахирид в западной части города, который теперь использовался халифами как второстепенная резиденция. [ 87 ]
Когда халифат пришел к Мутадиду, раздоры прекратились, провинции снова стали послушными, война прекратилась, цены упали и беспорядки утихли. Восставшие подчинились новому халифу, его власть была подтверждена победой, его признали восток и запад, большинство его противников и тех, кто боролся с ним за власть, отдавали должное его авторитету.
аль-Масуди (896–956), Золотые луга [ 88 ]
По словам востоковеда Карла Вильгельма Цеттерстена , аль-Мутадид «унаследовал дары своего отца как правителя и отличался как своей экономностью, так и военными способностями», став «одним из величайших из Аббасидов, несмотря на свою строгость и военные способности». жестокость». [ 4 ] Способному правлению Аль-Мутадида приписывают то, что оно на некоторое время остановило упадок Аббасидского халифата, но его успехи слишком зависели от присутствия у руля энергичного правителя, и в конечном итоге его правление «было слишком коротким, чтобы повернуть вспять долгосрочные тенденции». тенденции и восстановить власть Аббасидов на долгосрочной основе» (Кеннеди). [ 3 ]
Аль-Мутадид позаботился о том, чтобы подготовить своего сына и преемника аль-Муктафи к его роли, назначив его губернатором в Рее и Джазире. [ 3 ] [ 89 ] Хотя аль-Муктафи пытался следовать политике своего отца, ему не хватало энергии. Сильно милитаризованная система аль-Муваффака и аль-Мутадида требовала от халифа активного участия в кампаниях, подачи личного примера и формирования уз лояльности, подкрепленных покровительством, между правителем и солдатами. Аль-Муктафи, с другой стороны, «своим характером и поведением [...], будучи малоподвижным человеком, не внушал солдатам особой лояльности, не говоря уже о вдохновении» (Майкл Боннер). [ 90 ] Халифату все еще удавалось добиться крупных успехов в течение следующих нескольких лет, включая повторное присоединение владений Тулунидов в 904 году и победы над карматами, но со смертью аль-Муктафи в 908 году так называемая «восстановление Аббасидов» достигла своего апогея. -водяная отметка, и начался новый период кризиса. [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ]
Власть теперь принадлежала высокопоставленным бюрократам, которые посадили на трон слабого и податливого аль-Муктадира. В течение следующих десятилетий расходы как суда, так и армии увеличились, в то время как плохое управление увеличилось, а борьба между военными и бюрократическими фракциями усилилась. К 932 году, когда аль-Муктадир был убит, халифат фактически обанкротился, и вскоре власть перешла к ряду военных сильных мира сего, которые боролись за контроль над халифом и титул амира аль-умара . Кульминацией этого процесса стал захват Багдада в 946 году буидами , положившими конец независимости халифа даже на словах. После этого халифы оставались символическими номинальными главами, но были лишены какой-либо военной или политической власти или независимых финансовых ресурсов. [ 94 ] [ 95 ] [ 96 ]
Семья
[ редактировать ]Единственной женой Аль-Мутадида была Катр ан-Нада. [ 97 ] Его сыновья были потомками наложниц, таких как Джиджак , рабыня турецкого происхождения, мать аль-Муктафи, [ 98 ] уроженец Греции Шагаб , который ранее принадлежал дочери Мухаммеда ибн Абдаллы ибн Тахира , тахиридского губернатора Багдада в 851–867 гг. [ 99 ] — и была матерью халифа аль-Муктадира , [ 100 ] [ 101 ] Фитна, мать халифа аль-Кахира , [ 101 ] и Дастанбувайх, [ 100 ] которая, вероятно, была матерью сына Мутадида, Харуна, который умер в 967 году. [ 102 ] У Аль-Мутадида также была дочь по имени Маймуна, которая умерла в 921 году. [ 103 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Боуэн 1928 , с. 25.
- ^ Ибн ас-Саи 2017 , стр. 97.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Кеннеди 1993 , стр. 759–760.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Зеттерштён 1987 , с. 777.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Боуэн 1928 , с. 26.
- ^ Кеннеди 2001 , стр. 148–150.
- ^ Jump up to: а б с д Боннер 2010 , стр. 323–324.
- ^ Моттахеде 1975 , стр. 77–78.
- ^ Боннер 2010 , стр. 313–327.
- ^ Кеннеди 2001 , с. 148.
- ^ Боннер 2010 , с. 314.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004а , с. 177.
- ^ Jump up to: а б Боннер 2010 , с. 335.
- ^ Jump up to: а б с Моттахеде 1975 , с. 79.
- ^ Кеннеди 2001 , стр. 151, 156.
- ^ Кеннеди 2004a , стр. 177–179.
- ^ Кеннеди 2001 , стр. 153–154.
- ^ Кеннеди 2001 , стр. 151, 153–156.
- ^ Боннер 2010 , с. 324.
- ^ Кеннеди 2004a , с. 179.
- ^ Кеннеди 2003 , стр. 26–35.
- ^ Jump up to: а б с Собернхайм 1987 , с. 973.
- ^ Бианкис 1998 , стр. 104–105.
- ^ Босворт 1975 , стр. 119–120.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2001 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б Боуэн 1928 , с. 27.
- ^ Кеннеди 2001 , стр. 152–153.
- ^ Филдс 1987 , с. 168.
- ^ Филдс 1987 , с. 176.
- ^ Филдс 1987 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б Боннер 2010 , с. 332.
- ^ Кеннеди 2003 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 2004а , с. 181.
- ^ Бианкис 1998 , стр. 105–106.
- ^ Бьянкис 1998 , с. 106.
- ^ Эль-Хибри 2021 , стр. 154–155.
- ^ Эль-Хибри 2021 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б с д Боннер 2010 , с. 336.
- ^ Кеннеди 2004a , стр. 181–182, 266.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004а , с. 182.
- ^ Маделунг 1975 , стр. 228–229.
- ^ Маделунг 1975 , с. 229.
- ^ Тредголд 1997 , стр. 461–466.
- ^ Тредголд 1997 , стр. 466 и далее.
- ^ Кеннеди 2004a , стр. 182–183.
- ^ Босворт 1975 , с. 120.
- ^ Босворт 1975 , стр. 121–122.
- ^ Боннер 2010 , стр. 336–337.
- ^ Боннер 2010 , стр. 324–328.
- ^ Бианкис 1998 , стр. 106–107.
- ^ Боннер 2010 , стр. 327–328.
- ^ Боннер 2010 , стр. 328–330.
- ^ Кеннеди 2004b , стр. 10–15.
- ^ Кеннеди 2001 , с. 156.
- ^ Моттахеде 1975 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004а , с. 187.
- ^ Кеннеди 2004b , стр. 11–13.
- ^ Моттахеде 1975 , с. 87.
- ^ Моттахеде 1975 , стр. 79–80, 87.
- ^ Мальти-Дуглас 1999 , с. 327.
- ^ Боннер 2010 , с. 334.
- ^ Файнер 1999 , стр. 706–707.
- ^ Талби 1998 , с. 456 (примечание 313).
- ^ Эль-Хибри 2021 , стр. 158–160.
- ^ Эль-Хибри 2021 , с. 158.
- ^ Кеннеди 2004a , стр. 179–180.
- ^ Jump up to: а б Боннер 2010 , с. 333.
- ^ Боуэн 1928 , стр. 28–31, 43–45.
- ^ Боуэн 1928 , с. 44.
- ^ Боннер 2010 , стр. 333–334.
- ^ Кеннеди 2004a , с. 180.
- ^ Боуэн 1928 , стр. 57 и далее.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004a , стр. 180–181.
- ^ Эль-Хибри 2021 , стр. 160–161.
- ^ Странный 1900 , стр. 34–36.
- ^ Ле Стрэндж 1900 , стр. xxx, 250–252.
- ^ Боуэн 1928 , с. 59.
- ^ Эль-Хибри 2021 , с. 161.
- ^ Странный 1900 , с. 243.
- ^ Jump up to: а б Сурдел 1970 , с. 132.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 243–245.
- ^ Эль-Хибри 2021 , стр. 161–162.
- ^ Кеннеди 2006 , стр. 245–246.
- ^ Мальти-Дуглас 1999 , стр. 327–334.
- ^ Jump up to: а б с Боуэн 1928 , с. 58.
- ^ Розенталь 1951 , с. 139 (примечание 25).
- ^ Странный 1900 , стр. 120, 194–195 (примечание 2).
- ^ Масуди 2010 , с. 329.
- ^ Боннер 2010 , с. 337.
- ^ Боннер 2010 , стр. 332, 335, 337.
- ^ Боннер 2010 , стр. 337–339.
- ^ Кеннеди 2004a , стр. 184–185.
- ^ Сурдел 1970 , стр. 132–134.
- ^ Кеннеди 2004a , стр. 185–197.
- ^ Доннер 1999 , с. 30.
- ^ Сурдел 1970 , стр. 134–139.
- ^ Ибн ас-Саи 2017 , стр. 59.
- ^ Зеттерстон и Босворт 1993 , стр. 542–543.
- ^ Массиньон 1994 , с. 185.
- ^ Jump up to: а б Шейх 2013 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б Эль-Ажари 2019 , стр. 102.
- ^ Массиньон 1994 , с. 186.
- ^ Эль-Ажари 2019 , с. 112.
Источники
[ редактировать ]- Бьянки, Тьерри (1998). «Автономный Египет от Ибн Тулуна до Кафура, 868–969» . В Петри, Карл Ф. (ред.). Кембриджская история Египта, Том 1: Исламский Египет, 640–1517 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 86–119. ISBN 0-521-47137-0 .
- Боннер, Майкл (2010). «Упадок империи, 861–945». В Робинсоне, Чейз Ф. (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 1: Формирование исламского мира, с шестого по одиннадцатый века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 305–359. ISBN 978-0-521-83823-8 .
- Босворт, CE (1975). «Тахириды и Саффариды» . Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 90–135. ISBN 0-521-20093-8 .
- Боуэн, Гарольд (1928). Жизнь и времена Али ибн Исы, «доброго визиря» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. OCLC 386849 .
- Доннер, Фред М. (1999). «Мухаммед и Халифат: Политическая история Исламской империи до монгольского завоевания» . В Эспозито, Джон Л. (ред.). Оксфордская история ислама . Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 1–62. ISBN 978-0195107999 .
- Эль-Ажари, Таиф (2019). Королевы, евнухи и наложницы в истории ислама, 661–1257 гг . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-1-4744-2319-9 .
- Эль Шейх, Надя Мария (2013). «Гарем» . Кризис и преемственность при дворе Аббасидов: формальная и неформальная политика в халифате аль-Муктадир (295–320/908–32) . Лейден: БРИЛЛ. стр. 165–185. ISBN 978-90-04-25271-4 .
- Эль-Хибри, Тайеб (2021). Аббасидский халифат: история . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-18324-7 .
- Филдс, Филип М., изд. (1987). История ат-Табари, Том XXXVII: Восстановление Аббасидов: Война против Занджа заканчивается, 879–893 гг. Н.э./266–279 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-054-0 .
- Файнер, Сэмюэл Эдвард (1999). История правительства с древнейших времен, Том II: Средние века . Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-820790-0 .
- Ибн ас-Саи (2017). Супруги халифов: женщины и двор Багдада . Перевод Шавката М. Туравы и редакторов Библиотеки арабской литературы. Введение Джулии Брей, предисловие Марины Уорнер. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-1-4798-0477-1 .
{{cite book}}
:|translator=
имеет общее имя ( справка ) - Кеннеди, Хью Н. (1993). «Аль-Мутадид Биллах» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 759–760. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Кеннеди, Хью (2001). Армии халифов: армия и общество в раннем исламском государстве . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-25093-5 .
- Кеннеди, Хью Н. (2003). «Халифы и их летописцы в период средних Аббасидов (третий/девятый век)» . В Робинсоне, Чейз Ф. (ред.). Тексты, документы и артефакты: исламские исследования в честь Д.С. Ричардса . Лейден: Брилл. стр. 17–35. ISBN 978-90-04-12864-4 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Кеннеди, Хью Н. (2004). «Упадок и падение Первой мусульманской империи». Дер Ислам . 81 : 3–30. дои : 10.1515/islm.2004.81.1.3 . ISSN 0021-1818 . S2CID 163373996 .
- Кеннеди, Хью Н. (2006). Когда Багдад правил мусульманским миром: взлет и падение величайшей династии ислама . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. ISBN 978-0-306814808 .
- Ле Стрэндж, Гай (1900). Багдад во времена халифата Аббасидов из современных арабских и персидских источников . Оксфорд: Кларендон Пресс. ОСЛК 257810905 .
- Маделунг, В. (1975). «Малые династии Северного Ирана» . Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 198–249. ISBN 0-521-20093-8 .
- Мальти-Дуглас, Федва (1999). «Тексты и пытки: правление аль-Мутадида и создание исторического значения». Арабика . 46 (3): 313–336. дои : 10.1163/157005899323288721 . ISSN 0570-5398 .
- Массиньон, Луи (1994). Страсти Аль-Халладжа: мистик и мученик ислама . Перевод Герберта Мэйсона. Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691019192 .
- Масуди (2010) [1989]. Золотые луга: Аббасиды . Перевод Пола Лунде и Кэролайн Стоун. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-7103-0246-5 .
- Моттахеде, Рой (1975). «Аббасидский халифат в Иране» . Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 57–89. ISBN 0-521-20093-8 .
- Розенталь, Франц (1951). «Из арабских книг и рукописей IV: Новые фрагменты ас-Саракси». Журнал Американского восточного общества . 71 (2): 135–142. дои : 10.2307/595411 . JSTOR 595411 .
- Собернхайм, Мориц (1987). «Хумараваих» . В Хоутсме, Мартин Теодор (ред.). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936, том IV: «Итк – Кватта» . Лейден: Брилл. п. 973. ИСБН 978-90-04-08265-6 .
- Сурдель, Доминик (1970). «Аббасидский халифат». Ин Холт, премьер-министр; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард (ред.). Кембриджская история ислама, том 1A: Центральные исламские земли от доисламских времен до Первой мировой войны . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 104–139. ISBN 978-0-521-21946-4 .
- Талби, Мухаммед (1998). «Повседневная жизнь в городах ислама» . В Бухдибе — Абдельвахаб; Маруф ад-Давалиби, Мухаммад (ред.). Различные аспекты исламской культуры: личность и общество в исламе . Нью-Йорк: ЮНЕСКО. стр. 379–460. ISBN 978-92-3-102742-0 .
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2630-2 .
- Зеттерштейн, К.В. (1987). «Аль-Мутадид Билла» . В Хоутсме, Мартин Теодор (ред.). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936, том VI: Марокко – Руззик . Лейден: Брилл. п. 777. ИСБН 978-90-04-08265-6 .
- Зеттерштейн, К.В. и Босворт, CE (1993). «аль-Муктафи» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 542–543. ISBN 978-90-04-09419-2 .