Аль-Каим (аббасидский халиф в Багдаде)
Аль-Каим би-Амри Аллах Тот, кто действует по велению Бога | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Халиф Командир правоверных | |||||||||
![]() Золотой динар, отчеканенный с именами аль-Каима и султана Тугрила в Исфахане 448 г. хиджры/1056/7 г. н.э. | |||||||||
26-й халиф Аббасидского халифата Аббасидский халиф в Багдаде | |||||||||
Царствование | 29 ноября 1031 г. - 2 апреля 1075 г. | ||||||||
Предшественник | Аль-Кадир | ||||||||
Преемник | Аль-Муктади | ||||||||
Рожденный | 8 ноября 1001 г. Багдад, Аббасидский халифат (ныне Ирак ) | ||||||||
Умер | 3 апреля 1076 г. Багдад, Аббасидский халифат | (74 года) ||||||||
Супруга | Хадиджа Арслан Хатун Аль-Джиха аль-Камья | ||||||||
Проблема |
| ||||||||
| |||||||||
Династия | Аббасид | ||||||||
Отец | аль-Кадир | ||||||||
Мать | Катр ан-Нада | ||||||||
Религия | Суннитский ислам |
Абу Джафар Абдаллах ибн Ахмад аль-Кадир ( арабский : أبو جعفر عبد الله بن أحمد القادر ), более известный под своим царственным именем аль-Каим би-амри 'ллах ( арабский : القائم بأمر الله , букв. «тот, кто выполняет повеление Бога») или просто как аль-Каим ; 8 ноября 1001 — 3 апреля 1075) — аббасидский халиф в Багдаде с 1031 по 1075 год. Он был сыном предыдущего халифа аль-Кадира . Правление Аль-Каима совпало с окончанием господства династии Буидов в халифате и возвышением династии Сельджуков . [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Аль-Каим родился 8 ноября 1001 года. Он был сыном аббасидского халифа аль-Кадира ( годы правления 991–1031) и его наложницы по имени Катр ан-Нада (умерла в 1060 году), армянки или гречанки, также известной как Алам. [ 2 ]
Его отец, Аль-Кадир, в 1001 году публично провозгласил своего девятилетнего сына Мухаммеда (старшего брата Аль-Каима) наследником с титулом аль-Галиб Биллах. [ 3 ] [ 4 ] Однако Мухаммед умер раньше своего отца и так и не взошел на трон.
В 1030 году аль-Кадир назначил своим наследником своего сына Абу Джафара , будущего Аль-Каима , решение, принятое совершенно независимо от буидских эмиров. [ 5 ] [ 6 ] Аль-Кадир умер после болезни 29 ноября 1031 года. Первоначально он был похоронен в халифском дворце, но в следующем году его торжественно перевезли в ар-Русафу . [ 7 ] Тем временем Аль-Каим принял «обычную присягу на верность» 12 декабря 1031 года. [ 1 ]
Царствование
[ редактировать ]В течение первой половины долгого правления аль-Каима едва ли день проходил в столице без беспорядков. Часто город оставался без правителя; эмиру Бувайхиду часто приходилось бежать из столицы.
На тот момент халиф имел «очень ограниченные личные ресурсы в своем распоряжении», но он восстановил немного власти с более ранних периодов и смог выступать в роли арбитра между буидскими эмирами Джалал ад-Давлой и Абу Калиджаром . [ 1 ] В 1032 году аль-Каим послал юриста аль-Маварди тайно встретиться с Абу Калиджаром; он должен был отказаться дать ему какой-либо титул, кроме «Малик ад-Даула». [ 1 ]
В то время как влияние династии Сельджуков росло, Чагри-бек женился на своей дочери Хадидже Арслан-хатун . [ 8 ] в Аль-Каим в 1056 году. [ 9 ]
Сельджукский правитель Тугрил захватил Сирию и Армению . Затем он обратил внимание на Багдад . Это был момент, когда город находился в последней агонии насилия и фанатизма. Тогрул под прикрытием предполагаемого паломничества в Мекку вошел в Ирак с тяжелыми силами и, заверив халифа в миролюбивых взглядах и подчинении его власти, попросил разрешения посетить столицу. Турки и Бувайхиды были настроены неблагоприятно, но Тугрил был признан султаном халифом в публичных молитвах. Через несколько дней сам Тугриль, поклявшись быть верным не только халифу, но и эмиру Бувайхида аль - Малику ар-Рахиму , вошел в столицу, где его хорошо приняли как вожди, так и народ. .
Тюркский генерал Арслан аль-Басасири восстал в 1058 году и успешно захватил Багдад, в то время как Тугрил был оккупирован восстанием своего брата в Иране. [ 1 ] Аль-Каим первоначально оставался в Багдаде во время этих событий, но позже был сослан в Ану по приказу аль-Басасири. [ 1 ] Около года аль-Басасири держал аль-Каима в качестве заложника в Ане, в качестве разменной монеты в переговорах с Тугрилом. [ 1 ] Тугрил в конечном итоге добился свободы аль-Каима, отправившись прямо к охранявшему его эмиру, вообще минуя переговоры с аль-Басасири. [ 1 ]
После того, как аль-Басасири умер и его восстание подошло к концу, сельджуки остались единственной доминирующей силой над халифатом аль-Каима. [ 1 ] В этом отношении они были похожи на буидов, хотя сунниты-сельджуки были более тесно связаны с аль-Каимом в религиозных вопросах. [ 1 ] Сектантский конфликт был заметной проблемой в этот период правления аль-Каима. [ 1 ] Примечательный инцидент касался открытия в 1067 году Низамии в Багдаде , медресе, связанного с шафиитской юридической школой; его открытие усилило напряженность в отношениях с ханбалитами . [ 1 ] Аль-Каим не хотел действовать без предварительной консультации с сельджукским султаном и в конечном итоге не смог контролировать ситуацию. [ 1 ]
Фахр ад-Даула Мухаммад ибн Мухаммад ибн Джахир [ 10 ] был назначен визирем аль-Каимом в 1062 году. Прибыл Фахр ад-Даула и был «осыпан подарками, почетными одеждами и титулом Фахр ад-Давла («слава династии »)». [ 10 ] По словам Сибта ибн аль-Джаузи , ему также был присвоен дополнительный титул Шараф аль-вузара . [ 10 ]
Первое правление Фахра ад-Даулы длилось до 1068 года. [ 11 ] когда его уволили за серию «нарушений» ( дхунуб ). совершенных им [ 10 ] Причины включали «его присутствие в Баб аль-Худжре (Тайной палате) без разрешения и ношение церемониальных одежд Адуда ад-Давлы ». [ 10 ] Другими словами, он действовал выше своего положения. [ 10 ] Согласно дневнику Абу Али ибн аль-Банны , увольнение произошло во вторник, 9 сентября 1068 года. [ 11 ] Фахр ад-Даула был «подавлен, извинялся» и «со слезами уступил». [ 10 ] В четверг вечером (11 сентября) его вывезли из Багдада, и в итоге он отправился ко двору правителя Бану Мазиад Нура ад-Давлы Дубайса. [ 11 ] [ примечание 1 ] Позже ему были отправлены его вещи. [ 11 ]
Конкуренция за замену Фахра ад-Даулы на посту визиря была жесткой. [ 10 ] Серьезно рассматривались три разных кандидата, но ни один из них не занял должность визиря. [ 11 ] Первоначальным выбором халифа был Абу Яла, отец Абу Шуджи ар-Рудхравари , но он умер 11 сентября - еще до того, как Фахр ад-Давла покинул Багдад. [ 11 ] [ 12 ] Еще одним фаворитом был заим ибн Абд ар-Рахим, которому было отправлено письмо, чтобы сообщить ему о его избрании на должность визиря, прежде чем кто-то довел до сведения халифа его грязное прошлое: он был частью окружения аль-Басасири. во время своего восстания в 1058 году он принимал участие в грабеже дворца халифа и «нападении» на женщин гарема. [ 10 ] [ 12 ] [ примечание 2 ] Его имя было немедленно исключено из спора. [ 10 ] В этот момент, примерно в середине-конце ноября, Ибн аль-Банна написал, что начал ходить слух о том, что аль-Каим восстановит Фахра ад-Давлу на посту визиря. [ 11 ] В какой-то момент рассматривался другой кандидат, ханбалит по имени Абуль-Ала, но он так и не вступил в должность. [ 12 ]
Тем временем Нур ад-Даула Дубайс обращался с «мольбами к халифу» от имени Фахра ад-Давлы. [ 10 ] В конце концов, Фахр ад-Даула вернулся на должность визиря. [ 10 ] Группа административных чиновников отправилась встретиться с ним в воскресенье, 7 декабря, накануне его возвращения в Багдад. [ 12 ] В дневнике Ибн аль-Банны указана дата его возвращения в Багдад — среда, 10 декабря 1068 года. [ 12 ] Толпы пришли посмотреть, и его «встретили войска, придворные и ведущие деятели». [ 12 ] 29 декабря для него были приготовлены почетные одежды визиря, которые были вручены ему в среду, 31 декабря. [ 12 ] На следующий день люди пошли его поздравлять. [ 12 ] Затем в пятницу, 2 января 1069 года, он отправился верхом на Джами аль-Мансур в почетном одеянии; опять же, посмотреть на него собрались толпы, и кое-где на него «посыпали» монетами. [ 12 ]
Аль-Каим, похоже, не держал зла на Фахра ад-Даулу и поручил ему и его сыну Амиду ад-Дауле широкий круг обязанностей. [ 10 ] Где-то около 1071 года произошел «дипломатический скандал» между Фахром ад-Даулой и администрацией Сельджуков, связанный с задержкой обмена почетными одеждами. [ 10 ] Когда Алп Арслан умер в 1072 году, Бану Джахиру было поручено наблюдать за официальным трауром, а также за церемониальным обменом верностью и почетными одеждами между аль-Каимом и новым сельджукским султаном Малик-Шахом I. [ 10 ] 26 сентября 1073 года Фахр ад-Даула наблюдал за подписанием скандального ханбалитского ученого Ибн Акиля в канцелярии халифа. публичного отречения от своих убеждений [ 13 ] Этот документ об опровержении — единственный в своем роде, полностью сохранившийся от средневековья до наших дней; этот эпизод ознаменовал господство традиционализма в Багдаде в 11 веке. [ 13 ]
В этот и предыдущий период халифов литература, особенно персидская , процветала под покровительством Бувайхидов. Знаменитый философ аль-Фараби умер в 950 году; аль-Мутанабби , признанный на Востоке величайшим из арабских поэтов и сам араб, в 965 году; и перс Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина ( Авиценна ) в 1037 году.
В 1058 году в Бахрейне спор по поводу чтения хутбы от имени Аль-Каима между членами племени Абд аль-Кайс и милленаристским исмаилитским карматским государством вызвал восстание под руководством Абу аль-Бахлула аль-Аввама , которое свергло Карматское правление и привело к распаду Карматского государства, которое окончательно распалось в Аль-Хасе в 1067 году. [ 14 ]
Семья
[ редактировать ]Одной из жен Аль-Каима была сестра Абу Насра бин Бувайха, также известного как Малик Рахим. Она умерла в 1049–1050 гг. [ 15 ] Другой женой была Чагри-бека дочь Хадиджа Арслан-хатун . [ 16 ] Она была обручена с его единственным сыном Захиратом аль-Мульком Абу аль-Аббасом Мухаммадом . Однако Мухаммед умер, и Хадиджа Арслан вышла замуж за Аль-Каима в 1056 году. [ 17 ] После смерти Аль-Каима в 1075 году она вышла замуж за Али ибн Фарамурза . [ 18 ] Одной из наложниц Аль-Каима была Аль-Джиха аль- Камья, армянин. [ 19 ]
У его сына Мухаммеда был сын Аль-Муктади , наследник своего деда, родившийся от армянской наложницы . [ 20 ] по имени Урджуван, также известный как Куррут аль-Айн. [ 2 ]
У Аль-Каима была дочь по имени Сайида. [ 21 ] В 1061 году сельджукский султан Тугрил I отправил кади Рея в Багдад просить ее руки и сердца. [ 22 ] Брачный договор был заключен в августе-сентябре 1062 года под Тебризом, с брачной долей в сто тысяч динаров. [ 23 ] Ее привезли во дворец султана в марте – апреле 1063 года. [ 24 ] После смерти Тугрила его преемник султан Алп Арслан отправил ее обратно в Багдад в 1064 году. [ 24 ] В 1094 году халиф Аль-Мустажир заставил ее остаться в своем доме, чтобы она не замышляла его свержение. Она умерла 20 октября 1102 года. [ 25 ] [ 26 ]
Смерть
[ редактировать ]Когда аль-Каим лежал на смертном одре в 1075 году, Фахр ад-Давла взял на себя заботу о нем лично - аль-Каим не хотел кровопролития , но Фахр ад-Давла все равно это сделал. [ 10 ] Перед своей смертью аль-Каим посоветовал своему внуку и преемнику аль-Муктади сохранить Бану Джахир на их месте: «Я не видел лучших людей для давла , чем Ибн Джахир и его сын; не отворачивайтесь от них. " [ 10 ]
Аль-Каим умер 3 апреля 1074 года в возрасте 73 лет. [ 2 ] Ему наследовал его внук Аль-Муктади на посту двадцать седьмого аббасидского халифа.
См. также
[ редактировать ]- Кавурт , зять халифа Аль-Каима
- Фахр ад-Даула ибн Джахир , визирь при аль-Каиме
- Абу Мансур ибн Юсуф , известный багдадский купец и конфиденциальный советник аль-Каима.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Сурдел, Д. (1978a). «АЛЬ-ХАИМ БИ-АМР АЛЛАХ» . В Ван Донзеле, Э.; Льюис, Б.; Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, том IV (ИРАН-ХА) . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 457–8. ISBN 90-04-05745-5 . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ричардс, DS (2014). Летопись турок-сельджуков: отрывки из аль-Камиля фил-Тариха Ибн аль-Асира . Исследования Рутледжа по истории Ирана и Турции. Тейлор и Фрэнсис. стр. 185–87. ISBN 978-1-317-83255-3 .
- ^ Сурдел 1978b , с. 378.
- ^ Буссе 2004 , с. 70.
- ^ Сурдел 1978b , с. 379.
- ^ Буссе 2004 , с. 72.
- ^ Кучукашчи 2001 , с. 127.
- ^ Босворт, CE (1968). «Политическая и династическая история иранского мира». В Бойле, Дж. А. (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 5. Издательство Кембриджского университета. п. 48.
- ^ Босворт, CE (1970). «Дайлами в Центральном Иране: Какуиды Джибала и Йезда» . Иран . 8 (1): 73–95 [с. 86]. дои : 10.2307/4299634 . JSTOR 4299634 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Ханне, Эрик (2008). «Бану Джахир и их роль в администрациях Аббасидов и Салджуков» . Аль-Масак . 20 (1): 29–45. дои : 10.1080/09503110701823536 . S2CID 154985025 . Проверено 22 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Макдиси, Джордж (1956). «Дневник с автографом багдадского историка одиннадцатого века-II» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 18 (2): 239–60. дои : 10.1017/S0041977X00106834 . JSTOR 609982 . S2CID 166217394 . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Макдиси, Джордж (1957). «Дневник автографа багдадского историка одиннадцатого века-III» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 19 (1): 13–48. дои : 10.1017/S0041977X00119184 . JSTOR 609630 . S2CID 246637755 . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Макдиси, Джордж (1997). Ибн Акиль: Религия и культура в классическом исламе . Издательство Эдинбургского университета. стр. 3–5. ISBN 0-7486-0960-1 . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Ларсен, Кертис Э. (1984). Жизнь и землепользование на островах Бахрейна: геоархеология древнего общества . Издательство Чикагского университета. п. 65 . ISBN 0-226-46906-9 .
- ^ Массиньон, Л.; Мейсон, Х. (2019). Страсти Аль-Халладжа, мистика и мученика ислама, Том 2: Выживание Аль-Халладжа . Боллингенская серия. Издательство Принстонского университета. п. 142. ИСБН 978-0-691-65721-9 .
- ^ Массиньон, Л.; Мейсон, Х. (2019). Страсти Аль-Халладжа, мистика и мученика ислама, Том 2: Выживание Аль-Халладжа . Онлайн-доступ по соглашению о подписке JISC: электронные книги ACLS по гуманитарным наукам. Издательство Принстонского университета. п. 162. ИСБН 978-0-691-65721-9 .
- ^ Ламбтон 1988 , с. 264.
- ^ Ламбтон 1988 , с. 271.
- ^ Рудайни, Ал; Сауд, Рим (12 июня 2015 г.). «Роль женщин в периоды Буйидов и Салджуков Аббасидского халифата (339–447/950–1055 и 447–547/1055–1152): пример Ирака» . Университет Эксетера. п. 117 . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ Беннисон, Амира К. (2009) Великие халифы: золотой век империи Аббасидов . Принстон: Издательство Йельского университета, стр. 47. ISBN 0300167989
- ^ Рудайни, Ал; Сауд, Рим (12 июня 2015 г.). «Роль женщин в периоды Буйидов и Салджуков Аббасидского халифата (339–447/950–1055 и 447–547/1055–1152): пример Ирака» . Университет Эксетера. п. 63 . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ Ламбтон 1988 , с. 265.
- ^ Ламбтон 1988 , стр. 265–66.
- ^ Перейти обратно: а б Ламбтон 1988 , с. 266.
- ^ Ламбтон 1988 , стр. 266–67.
- ^ аль-Асир, IDI; Ричардс, DS (2006). Хроники Ибн Аль-Асира периода крестовых походов от Аль-Камиля Фил-Тахриха . Тексты Крестового похода в переводе. Эшгейт. п. 74. ИСБН 978-0-7546-4077-6 .
Источники
[ редактировать ]- Босворт, CE (1968). «Политическая и династическая история иранского мира (1000–1217 гг. Н.э.)» . В Бойле, Джон Эндрю (ред.). Кембриджская история Ирана, том 5: Салджукский и монгольский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 1–202. ISBN 0-521-06936-Х .
- Буссе, Гериберт (2004) [1969]. Ираке (945-1055) ] Халиф и великий король - Буиды в (на немецком языке). Вюрцбург: Эргон Верлаг. ISBN 3-89913-005-7 .
- Кучукашчи, Мустафа Сабри (2001). «Кадир-Биллах» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 24 (Каани-и Ширази - Кастамону) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 127–128. ISBN 978-975-389-451-7 .
- Сурдел, Д. (1978b). «Аль-Хадир Билла» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 378–379. OCLC 758278456 .
- Ламбтон, АКС (1988). Преемственность и изменения в средневековой Персии . Библиотека Персика. Библиотека Персика. ISBN 978-0-88706-133-2 .
- Этот текст адаптирован из Уильяма Мьюра « общедоступной книги Халифат: его взлет, упадок и падение».