Аль-Амин
аль-Амин Секретарь | |||||
---|---|---|---|---|---|
Халиф Амир аль-Муминин | |||||
![]() Золотой динар аль-Амина, отчеканенный в Багдаде в 811 году. | |||||
Шестой халиф Аббасидского халифата | |||||
Царствование | 24 марта 809 г. - 27 сентября 813 г. | ||||
Предшественник | Харун ар-Рашид | ||||
Преемник | аль-Мамун | ||||
Рожденный | апрель 787 г. Багдад , Аббасидский халифат | ||||
Умер | 27 сентября 813 г. (26 лет) Багдад, Аббасидский халифат | ||||
Похороны | Багдад | ||||
Супруги | Список | ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Династия | Аббасид | ||||
Отец | Харун ар-Рашид | ||||
Мать | Зубайда бинт Джафар | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Абу Муса Мухаммад ибн Харун аль-Амин ( арабский : موسى محمد ибн Харун الرشيد латинизированный : Абу Муса Мухаммад ибн Харун ар-Рашид известных 813 из ; 24 апреля 787 г. - 5 его наиболее , أبو ), ( الأمين , латинизированный : аль-Амин) ), был шестым арабским халифом Аббасидов с 809 по 813 год.
Аль-Амин сменил своего отца Харуна ар-Рашида в 809 году и правил до тех пор, пока не был свергнут и убит в 813 году во время гражданской войны своим сводным братом аль-Мамуном .
Ранняя жизнь и вопрос преемственности
[ редактировать ]Мухаммад, будущий аль-Амин, родился в апреле 787 года в семье аббасидского халифа Харуна ар-Рашида ( годы правления 786–809 ) и Зубайды , которая сама происходила от второго халифа Аббасидов, аль-Мансура ( годы правления 754–775 ). [1]
У Мухаммеда был старший сводный брат Абдаллах, будущий аль-Мамун ( годы правления 813–833 ), родившийся в сентябре 786 года. Однако мать Абдаллы была персидской рабыней-наложницей, и его чистое аббасидское происхождение дало Мухаммеду старшинство над сводным братом. [1] [2] Действительно, он был единственным халифом Аббасидов, заявившим о таком происхождении. [2] Уже в 792 году Харун заставил Мухаммеда принять присягу на верность ( байат ) с именем аль-Амин («Надежный»), что фактически обозначило его как своего главного наследника, в то время как Абдаллах не был назван вторым наследником согласно имя аль-Мамун («Доверенный») до 799 года. [1] [2] Оба брата были назначены наставниками членов могущественной семьи Бармакидов : наставником аль-Амина был аль-Фадл ибн Яхья , а наставником аль-Мамуна был Джафар ибн Яхья . [2] [3]

Эти договоренности были подтверждены и публично провозглашены в 802 году, когда Харун и самые влиятельные чиновники правительства Аббасидов совершили паломничество в Мекку . Аль-Амин станет преемником Харуна в Багдаде , но аль-Мамун останется наследником аль-Амина и, кроме того, будет править расширенным Хорасаном . [1] [2] Это назначение имело особое значение, поскольку Хорасан стал отправной точкой революции Аббасидов , которая привела Аббасидов к власти и сохранила привилегированное положение среди провинций Халифата. Более того, династия Аббасидов во многом полагалась на Хорасаниса как на военных лидеров и администраторов. Многие из первоначальной арабской армии Хорасани ( Хурасанийя ), пришедшей на запад вместе с Аббасидами, получили поместья в Ираке и новой столице Аббасидов, Багдаде, и стали элитной группой, известной как абнах ад-давла («сыновья государства/династии»). ). [4] [5] Это широкомасштабное присутствие иранского элемента в высших кругах государства Аббасидов, наиболее заметными представителями которого была семья Бармакидов, безусловно, было фактором в назначении аль-Мамуна, связанного через свою мать с восточно-иранским государством. провинции, как наследник и губернатор Хорасана. [6] Положения соглашения, подробно описанные историком ат-Табари , предоставляли наместнику Хорасани аль-Мамуна широкую автономию. Однако современные историки считают, что эти рассказы могли быть искажены более поздними апологетами аль-Мамуна в пользу последнего. [7] Третий наследник Харуна, аль-Мутамин, получил ответственность за приграничные территории с Византийской империей в Верхней Месопотамии и Сирии . [2] [3]

Эти сложные договоренности, скрепленные взаимными судебными и религиозными клятвами, ясно демонстрируют, что Харун осознавал их ненадежность ввиду глубоких различий между аль-Амином и аль-Мамуном как по характеру, так и по интересам. [1] Очень быстро это скрытое соперничество имело важные последствия: почти сразу после того, как двор вернулся в Багдад в январе 803 года, элита Аббасидов была потрясена резким падением семьи Бармакидов от власти. С одной стороны, это событие может отражать тот факт, что Бармакиды действительно стали слишком могущественными, по мнению халифа, но его время предполагает, что оно также было связано с вопросом о преемственности: аль-Амин встал на сторону абнаха , а аль-Амин - на сторону абнаха. Ма'муна с Бармакидами, и когда два лагеря с каждым днем становились все более отчужденными, если бы у аль-Амина был шанс на успех, власть Бармакидов должна была быть сломлена. [2] [8] [9] Действительно, годы после падения Бармакидов стали свидетелями растущей централизации администрации и сопутствующего роста влияния абанахов , многие из которых теперь были отправлены занять должности губернаторов провинций и поставить эти провинции под более тесный контроль из Багдада. . [9] Это привело к волнениям в провинциях, особенно в Хорасане, где у местной элиты было давнее соперничество с абнахами и их тенденция контролировать провинцию (и ее доходы) из Ирака. [10] введенные видным членом абнаха Али Суровые налоги , ибн Исой ибн Маханом , даже привели к восстанию под предводительством Рафи ибн аль-Лайта , которое в конечном итоге вынудило самого Харуна в сопровождении аль-Мамуна и могущественного камергера ( хаджиба ) и главный министр аль-Фадл ибн ар-Раби отправились в провинцию в 808 году. Аль-Мамун был отправлен вперед с частью армии в Марв , а Харун остался в Тусе , где он умер 24 марта 809 года. [2] [9] [11]
Халифат
[ редактировать ]Когда Харун ар-Рашид умер в марте 809 г. (Харун уволил Али и заменил его Хартамой ибн Аяном , а в 808 г. двинулся на восток, чтобы разобраться с мятежником Рафи ибн аль-Лейтом , но умер в марте 809 г., находясь в Тусе ). [12] Аль-Амин плавно сменил его. Большинство командующих армиями Хорасанской экспедиции решили подчиниться приказу нового халифа вернуться в Багдад. Мятежник решил сдаться сыну Харуна и новому губернатору Хорасана аль-Мамуну . Он был помилован, и больше о нем ничего не известно. [12] Аль-Амин продолжил прогрессивные шаги своего отца. Первые два года его правления были в целом мирными.
Враждебность к аль-Мамуну
[ редактировать ]Аль-Мамун не доверял аль-Амину перед смертью их отца и убедил Харуна взять его с собой в последнее путешествие Харуна на восток. Хотя Харун приказал багдадским командирам этой экспедиции оставаться с аль-Мамуном, после смерти Харуна они вернулись в Багдад. Аль-Амин стремился настроить финансового агента аль-Мамуна в Рее против аль-Мамуна и приказал аль-Мамуну признать сына аль-Амина Мусу наследником и вернуться в Багдад. Аль-Мамун сменил своего агента в Рее и отказался выполнять приказы. Его мать была персидкой, и он имел сильную поддержку в Иране .
У братьев были разные матери. Аль-Амина выступить против аль-Мамуна побудили назойливые министры, особенно аль-Фадл ибн ар-Раби . Он приказал привезти документы о наследовании Харуна из Мекки в Багдад, где уничтожил их. Затем он отправил агентов на восток, чтобы вызвать оппозицию аль-Мамуну. Однако тщательное наблюдение на границе лишило их такой возможности. Аль-Амин отклонил просьбу аль-Мамуна предоставить его семью и деньги и оставил их в Багдаде.
Внутренние восстания
[ редактировать ]Аль-Амин столкнулся с волнениями в Сирии . Он послал Абд аль-Малика ибн Салиха навести там порядок. Произошли ожесточенные бои, и Абд аль-Малик погиб. Аль-Амин послал Ахмада ибн Мазиада и Абдаллаха ибн Хумейда на восток, каждый с армией (ат-Табари т. 31, стр. 100 говорит, что у каждого было по 20 000 человек). Однако агенты Тахира посеяли раздор, и эти две армии воевали друг против друга.
Аль-Амин столкнулся с восстанием в Багдаде, которое возглавил сын Али ибн Исы Хусейн. Это было подавлено, и Хусейн был убит.
Гражданская война (811–813 гг.)
[ редактировать ]Под влиянием своих министров аль-Амин и аль-Мамун предприняли шаги, которые еще больше поляризовали политический климат и сделали разрыв непоправимым. После того, как аль-Мамун символически удалил имя аль-Амина со своих монет и из пятничной молитвы , в ноябре 810 года аль-Амин исключил аль-Мамуна и аль-Мутамина из наследства и назначил своих собственных сыновей Мусу и Абдаллу. вместо. Аль-Мамун ответил, объявив себя имамом , религиозный титул, который избегал прямого вызова халифу, но, тем не менее, подразумевал независимую власть, а также отсылал к первым дням движения Хашимия , которое привело Аббасидов к власти. [13] [14] [15]
Несмотря на возражения некоторых из своих старших министров и губернаторов, два месяца спустя, в январе 811 года, аль-Амин официально начал гражданскую войну, когда назначил Али ибн Ису губернатором Хорасана и поставил его во главе необычайно большой армии в 40 000 человек. люди, набранные из абна , и послали его свергнуть аль-Мамуна. Когда Али ибн Иса отправился в Хорасан, он, как сообщается, взял с собой набор серебряных цепей, чтобы связать аль-Мамуна и отвезти его обратно в Багдад. [15] [16]
В марте 811 года аль-Амин направил армию под командованием Али ибн Исы ибн Махана против аль-Мамуна . Али напал на Рэя. Способный генерал Аль-Мамуна Тахир бин Хусейн встретил и победил Али, который был убит.
Тахир взял Ахваз и получил контроль над Бахрейном и частями Аравии. Басра и Куфа присягнули аль-Мамуну. Тахир двинулся на Багдад и разгромил посланные против него силы. В Мекке напомнил верующим , Дауд ибн Иса что аль-Амин нарушил клятвы преемственности Харуна ар Рашида, и заставил их присягнуть аль-Мамуну. Затем Дауд пошел к Марву и представился аль-Мамуну. Аль-Мамун утвердил Дауда на посту губернатора Мекки и Медины.
Личная жизнь
[ редактировать ]Семья
[ редактировать ]Единственной женой аль-Амина была Лубана бинт Али ибн аль-Махди , отличавшаяся исключительной красотой. [17] Однако аль-Амин умер до заключения брака с Лубаной; ее засвидетельствованные стихи включают оплакивание его смерти: «О герой, лежащий мертвым под открытым небом, преданный своими командирами и охранниками. Я плачу о тебе не из-за потери моего комфорта и общения, а из-за твоего копья, твоей лошади и твоих мечтаний. Я плачу о своем господине, который овдовел меня перед нашей брачной ночью». [18]
Одной из его наложниц была Фатм. [19] также известный как Назм и Умм Муса. [20] Она была матерью его сына Мусы. Она умерла во время его правления, и он глубоко оплакивал ее утрату. Когда его мать Зубайда узнала о его горе, она пришла, чтобы предложить ему утешение, прочитав подходящие стихи из стихов. [19] Другой наложницей была Умм Абдулла. Она была матерью его сына Абдуллы. Она была поэтессой. [21] Другой наложницей была Ариб . [22] Она утверждала, что была дочерью Джафара ибн Яхьи , члена семьи Бармакидов, и утверждала, что ее похитили и продали в детстве, когда Бармакиды потеряли свое влияние. Аль-Амин приобрел ее и впоследствии продал своему брату аль-Мамуну. Она получила признание как выдающийся поэт, певец и музыкант. [23] Другой наложницей была Фарида. Она выросла в Хиджазе . Первоначально она служила камергеру Харуна ар-Рашида, ар-Раби ибн Юнусу, где научилась петь. Позже она перешла в собственность семьи Бармакидов. Однако после смерти Джафара ибн Яхьи и падения Бармакидов она скрылась. Несмотря на попытки халифа ар-Рашида найти ее, она оставалась неуловимой. После смерти ар-Рашида она стала собственностью аль-Амина и оставалась с ним до его кончины, после чего сбежала. Позже она вышла замуж за аль-Хайсама ибн Басама и родила ему сына по имени Абдулла. После смерти аль-Хайсама она вышла замуж за аль-Синди ибн аль-Хараши. [23] Другой наложницей была Хадия. Она была певицей, которую обучил и подарил аль-Амину его дядя Ибрагим ибн аль-Махди . [24] Другой наложницей была Бадхал. Раньше она была наложницей двоюродного брата аль-Амина Джафара бин аль-Хади . Она родом из Медины и выросла в Басре. Ее описывали как очаровательную девушку со светлой кожей, ее хвалили за музыкальный талант, особенно за умение играть на инструментах, и она была известна своими исключительными способностями как автора песен и певицы. После смерти аль-Амина она стала наложницей Али бин Хишама. [25] Другой наложницей была Даф. Она была певицей и была одной из его любимиц. [26]
Аль-Амин пытался назначить наследниками своих сыновей Мусу и Абдуллу. [19] Муса родился в 806 г. [27] и скончался в молодом возрасте в декабре 823 г. – январе 824 г. Абдулла, проведший длительный период времени при дворах последующих халифов, был единственным человеком, продолжившим линию аль-Амина. [19]
Другие отношения
[ редактировать ]По словам мусульманского историка Аль-Табари, Аль-Амин безумно влюбился в одного из своих рабов-мужчин по имени Каутар, которого он назвал в честь реки на небесах. Пытаясь отговорить своего сына от Каутара, мать аль-Амина настояла на том, чтобы его рабыни одевались в мужскую одежду, чтобы побудить его вступить с ними в сексуальные отношения. [28]
Смерть
[ редактировать ]В 812 году Тахир продвинулся вперед и разбил лагерь возле ворот Анбар в Багдаде и осадил город . Последствия этой осады еще более усилились из-за неистовых заключенных, сбежавших из тюрьмы. Было несколько жестоких сражений, например, у дворца аль-Амина в Каср-Халихе, у Дарб аль-Хиджары и у ворот аль-Шаммасия. В последнем случае Тахир возглавил подкрепление, чтобы вернуть позиции, утраченные другим офицером. В целом ситуация для аль-Амина ухудшалась, и он впал в депрессию.
Когда Тахир вошел в город, аль-Амин попытался договориться о безопасном выходе. Тахир неохотно согласился при условии, что аль-Амин передаст свой скипетр, печать и другие должностные символы. Аль-Амин пытался уйти на лодке, судя по всему, с этими символами, игнорируя предупреждения ждать. Однако Тахир заметил лодку, и аль-Амин был брошен в воду, доплыл до берега, был схвачен, а затем доставлен в помещение, где был казнен. Его голова была помещена на ворота Анбара. Ат-Табари (т. 31, стр. 197–202) цитирует письмо Тахира аль-Мамуну, информирующее его о поимке и казни аль-Амина, а также о состоянии мира, возникшем в Багдаде.

Когда аль-Амин был убит, один из евнухов Зубайды подошел к ней и обратился к ней с просьбой отомстить за кровь аль-Амина, как Аиша искала отомстить за кровь Усмана (согласно мнению евнуха). Зубайда, однако, отказался это сделать. [29] Поскольку аль-Мамун отказался признать наследником сына аль-Амина Мусу, трон перешел к аль-Мамуну.
См. также
[ редактировать ]- Абд аль-Малик ибн Салих Аббасид Арабский военный генерал
- Али ибн Иса ибн Махан 779/80 - 3 июля 811) Аббасидский военный генерал под командованием аль-Амина.
- Сулейман ибн Аби Джафар , двоюродный дедушка, губернатор и важный помощник аль-Амина
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д и Габриэли 1960 , стр. 437.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рекая 1991 , с. 331.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004 , с. 142.
- ^ Эль-Хибри 2010 , с. 274.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 133–135.
- ^ Эль-Хибри 2010 , с. 282.
- ^ Эль-Хибри 2010 , стр. 282–283.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 142–143.
- ^ Jump up to: а б с Эль-Хибри 2010 , с. 283.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 144.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 144–145.
- ^ Jump up to: а б Босворт 1995 , стр. 385–386.
- ^ Инженерное дело 1991 , с. 332.
- ^ Эль-Хибри 2010 , с. 285.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004 , с. 148.
- ^ Инженерное дело 1991 , стр. 332–333.
- ^ Классические стихи арабских женщин: двуязычная антология , изд. и транс. Абдулла аль-Удхари (Лондон: Saqi Books, 1999), стр. 120; ISBN 086356-047-4 .
- ^ Гатри, Ширли (1 августа 2013 г.). Арабские женщины в средние века: частная жизнь и общественные роли . ISBN 9780863567643 .
- ^ Jump up to: а б с д Эбботт, Набия (1946). Две королевы Багдада: мать и жена Харуна аль-Рашида . Издательство Чикагского университета. стр. 207–8, 209–10, 230–31. ISBN 978-0-86356-031-6 .
- ^ Кеннеди, ПФ (2005). О художественной литературе и адабе в средневековой арабской литературе . Изучение арабского языка и литературы. Харрасовиц. п. 171. ИСБН 978-3-447-05182-8 .
- ^ «Китаб аль-Агани: Аль ибн аль-Усейн, Аб аль-Фарадж, аль-Исбахни, Том 10» . Интернет-архив . п. 97 . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Гордон, М.; Хейн, Калифорния (2017). Наложницы и куртизанки: женщины и рабство в истории ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 64. ИСБН 978-0-19-062218-3 .
- ^ Jump up to: а б Ибн ас-Саи (2017). Супруги халифов: женщины и двор Багдада . Перевод Шавката М. Туравы и редакторов Библиотеки арабской литературы. Введение Джулии Брей, предисловие Марины Уорнер. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 31, 59. ISBN. 978-1-4798-0477-1 .
- ^ Мухейбер, Карен (2018). «Аббасидские наложницы и рабыни-куртизанки в дискурсе Адаба: культурные посредники для этического признания удовольствия». Удовольствие в средние века . Том. 24. Тюрнхаут: Издательство Бреполс. стр. 113–130. дои : 10.1484/m.imr-eb.5.113464 . ISBN 978-2-503-57520-9 .
- ^ Касвелл, FM (2011). Рабыни Багдада: Киян в эпоху ранних Аббасидов . Издательство Блумсбери. п. 245. ИСБН 978-1-78672-959-0 .
- ^ аль-Масуди (2013). Золотые луга . Тейлор и Фрэнсис. п. 138. ИСБН 978-1-136-14522-3 .
- ^ Куватли, Миннесота (1996). Краткое исследование Пророческого древа по методу современной генеалогии . Дар Аль-Башер.
- ^ Бротигам, Майкл; Асквит, Джиллиан (11 июля 2019 г.). Этическое участие в странном новом мире: взгляд из глубин . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-5326-8805-8 .
- ^ «О художественной литературе и адабе в средневековой арабской литературе» . Масуди и правление Аль-Амина . под редакцией Филипа Ф. Кеннеди. 2005. ISBN 9783447051828 .
Источники
[ редактировать ]- Эль-Хибри, Тайеб (1999). «Аль-Амин: проблема цареубийства в исламской памяти». Переосмысление исламской историографии: Харун ар-Рашид и повествование об Аббасидском халифате . Издательство Кембриджского университета. стр. 59–94. ISBN 0-521-65023-2 .
- Эль-Хибри, Тайеб (2010). «Империя в Ираке, 763–861». В Робинсоне, Чейз Ф. (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 1: Формирование исламского мира, с шестого по одиннадцатый века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 269–304. ISBN 978-0-521-83823-8 .
- Габриэли, Ф. (1960). «Аль-Амин» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 437–438. OCLC 495469456 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Босворт, CE (1995). «Рафиб б. аль-Лайтх б. Наср б. Сайяр» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 385–386. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- Рекая, М. (1991). «аль-Мамун» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 331–339. ISBN 978-90-04-08112-3 .