аль-Мустасим
аль-Мустасим Биллах Аль-Мустасим Биллах | |||||
---|---|---|---|---|---|
Халифа Амир аль-Муминин | |||||
![]() Динар, отчеканенный при правлении аль-Мустасима | |||||
Халиф из династии Аббасидов | |||||
Царствование | 5 декабря 1242 г. - 20 февраля 1258 г. (15 лет 2 месяца 15 дней) | ||||
Предшественник | аль-Мустансир | ||||
Преемник | Должность упразднена аль-Мустансир би'лла ( халиф Каира ) | ||||
Рожденный | 1213 Багдад | ||||
Умер | 20 февраля 1258 г. (45 лет) Багдад | ||||
Похороны | |||||
Супруга |
| ||||
Проблема | Абу'л-Аббас Ахмад [ 2 ] Абуль-Фадаил Абд ар-Рахман [ 2 ] Абуль-Манакиб аль-Мубарак [ 2 ] Фатима Хадиджа [ 2 ] Марьям [ 2 ] Аиша [ 2 ] Карима [ 2 ] | ||||
| |||||
Династия | Аббасид | ||||
Отец | аль-Мустансир | ||||
Мать | Хаджир [ 3 ] | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Абу Ахмад Абдаллах ибн аль-Мустансир биллах ( арабский : Абу Ахмад Абдулла ибн аль-Мустансир билла ), более известный под своим царственным титулом Аль-Мусташим биллах (арабский: Аль -Мустасим биллах; 1213 — 20 февраля 1258), был 37-м и последним халифом из династии Аббасидов, правившей из Багдада . Он носил этот титул с 1242 года до своей смерти в 1258 году.
Биография
[ редактировать ]Абу Ахмад Абдаллах (будущий халиф Аль-Муста'сим ) был сыном аббасидского халифа аль-Мустансира , а его матерью была Хаджир. [ 4 ] Он родился в 1213 году. После смерти его отца в конце 1242 года на престол взошел аль-Мустасим.
Он известен своим противодействием восхождению Шаджара ад-Дурра на египетский престол во время Седьмого крестового похода . Он отправил из Багдада мамлюкам в Египте послание, в котором говорилось: «Если у вас там нет людей, сообщите нам, чтобы мы могли послать вам людей». [ 5 ] Однако аль-Мустасиму пришлось столкнуться с величайшей угрозой халифату с момента его основания в 632 году: вторжением монгольских войск , которые при Хулагу-хане уже уничтожили любое сопротивление в Трансоксиане и Хорасане . Вскоре после этого, в 1255–1256 годах, Хулагу-хан вынудил Аббасидский халифат предоставить ему свои силы для его кампании против региона Аламут на территории современного Ирана .
Новости об убийстве аль -Муаззама Тураншаха и инаугурации Шаджара ад-Дурра в качестве нового султана достигли Сирии. Сирийских эмиров попросили воздать должное Шаджару ад-Дурру, но они отказались, и заместитель султана в Аль-Караке восстал против Каира. [ 6 ] Сирийские эмиры в Дамаске передали город ан-Насиру Юсуфу, эмиру Айюбидов Алеппо, а мамлюки в Каире в ответ арестовали эмиров, которые были лояльны Айюбидам в Египте. [ 7 ] Помимо Айюбидов в Сирии, аббасидский халиф аль-Мустасим в Багдаде также отверг действия мамлюков в Египте и отказался признать Шаджара ад-Дура султаном. [ 8 ] [ 9 ] Отказ халифа признать Шаджара ад-Дурра новым султаном стал большой неудачей для мамлюков в Египте, поскольку в эпоху Айюбидов существовал обычай, согласно которому султан мог получить легитимность только через признание халифа Аббасидов. [ 10 ] [ 11 ] Поэтому мамлюки решили назначить Изз ад-Дина Айбака новым султаном. Он женился на Шаджар ад-Дурр, которая отреклась от престола и передала ему трон после того, как она правила Египтом как султан около трех месяцев. [ 12 ] Хотя период правления Шаджара ад-Дурра в качестве султана был недолгим, он стал свидетелем двух важных событий в истории: первое, изгнание Людовика IX из Египта, которое ознаменовало конец амбиций крестоносцев по завоеванию южного Средиземноморского бассейна. ; и во-вторых, смерть династии Айюбидов и рождение государства мамлюков, которое десятилетиями доминировало в южном Средиземноморье.
Чтобы угодить халифу и добиться его признания, Айбак объявил, что он всего лишь представитель аббасидского халифа в Багдаде. [ 13 ] Чтобы успокоить Айюбидов в Сирии, мамлюки назначили сосултаном ребенка Айюбидов по имени аль-Шараф Муса. [ 10 ] [ 14 ] Но это не удовлетворило Айюбидов, и между мамлюками и Айюбидами вспыхнули вооруженные конфликты. [ 15 ] Халиф в Багдаде, озабоченный монголами, совершавшими набеги на территории недалеко от его столицы, предпочитал мирное урегулирование вопроса между мамлюками в Египте и Айюбидами в Сирии. Благодаря переговорам и посредничеству халифа, последовавшего за кровавым конфликтом, мамлюки, продемонстрировавшие военное превосходство [ 16 ] достигли соглашения с Айюбидами, которое дало им контроль над южной Палестиной, включая Газу и Иерусалим , а также сирийское побережье. [ 17 ] По этому соглашению мамлюки не только присоединили к своим владениям новые территории, но и получили признание своего правления.
В 1258 году Хулагу вторгся во владения Аббасидов, которые тогда состояли только из Багдада, его ближайших окрестностей и южного Ирака. В своей кампании по завоеванию Багдада Хулагу-хан одновременно двинул на город несколько колонн и осадил его. Монголы удерживали жителей Аббасидского халифата в своей столице и казнили тех, кто пытался бежать.
Багдад был разграблен халиф был убит Хулагу-ханом 10 февраля, а вскоре после этого . Считается, что монголы не хотели проливать «царскую кровь», поэтому завернули его в ковер и насмерть затоптали своими лошадьми. Некоторые из его сыновей также были убиты. Один из выживших сыновей был отправлен в плен в Монголию, где, как сообщают монгольские историки, он женился и стал отцом детей, но с тех пор не играл никакой роли в исламе.
В «Путешествиях Марко Поло» сообщается, что, обнаружив огромные запасы сокровищ халифа, которые можно было бы потратить на защиту его королевства, Хулагу-хан запер его в своей сокровищнице без еды и воды, сказав ему: «Ешь из своего сокровища столько, сколько нужно». ты сделаешь это, потому что ты так любишь это». [ 18 ] [ 19 ]
Осада Багдада
[ редактировать ]
Хулагу отправил сообщение аль-Мустасиму, требуя его согласия на условия, выдвинутые Мункэ. Аль-Мустасим отказался, во многом из-за влияния своего советника и великого визиря Ибн аль-Алками . Историки объясняют сопротивление Ибн аль-Алками подчинению различными мотивами, включая предательство. [ 21 ] и некомпетентность, [ 22 ] и, похоже, он солгал халифу о серьезности вторжения, заверив аль-Мустасима, что, если столице халифата будет угрожать опасность со стороны монгольской армии, исламский мир бросится ему на помощь. [ 22 ]
Хотя он ответил на требования Хулагу в манере, которую монгольский командир счел достаточно угрожающей и оскорбительной, чтобы прервать дальнейшие переговоры, [ 23 ] аль-Мустасим не позаботился о том, чтобы собрать армию для усиления войск, находящихся в его распоряжении в Багдаде. Он также не укрепил стены города. К 11 января монголы подошли к городу. [ 22 ] обосновавшись на обоих берегах реки Тигр , чтобы образовать клещи вокруг города. Аль-Мустасим наконец решил сразиться с ними и послал отряд из 20 000 кавалеристов атаковать монголов. Конница потерпела решительное поражение от монголов, чьи саперы прорвали дамбы вдоль реки Тигр и затопили землю позади сил Аббасидов, поймав их в ловушку. [ 22 ]
Осада
[ редактировать ]
Предполагалось, что Аббасидский халифат мог мобилизовать 50 000 солдат для защиты своей столицы, включая 20 000 кавалеристов под командованием аль-Мустасима. Однако эти войска были собраны в спешке, что сделало их плохо оснащенными и дисциплинированными. Хотя формально халиф имел право вызывать солдат из других султанатов (государств-заместителей халифата) для защиты, он пренебрег этим. Его насмешливое сопротивление лишило его лояльности мамлюков, и сирийские эмиры, которых он поддерживал, были заняты подготовкой собственной обороны. [ 24 ]
29 января монгольская армия начала осаду Багдада, построив вокруг города частокол и ров. Используя осадные машины и катапульты, монголы попытались прорвать стены города и к 5 февраля захватили значительную часть оборонительных сооружений. Понимая, что у его войск мало шансов вернуть стены, аль-Мустасим попытался начать переговоры с Хулагу, который дал халифу отпор. Около 3000 видных деятелей Багдада также пытались вести переговоры с Хулагу, но были убиты. [ 25 ]
Пять дней спустя, 10 февраля, город сдался, но монголы вошли в него только 13 февраля, начав неделю резни и разрушений.
Разрушения и резня
[ редактировать ]Во многих исторических отчетах подробно описывается жестокость монгольских завоевателей. Современные отчеты утверждают, что монгольские солдаты грабили, а затем разрушали мечети, дворцы, библиотеки и больницы. Бесценные книги из тридцати шести публичных библиотек Багдада были разорваны на части, грабители использовали их кожаные чехлы вместо сандалий. [ 26 ] Величественные здания, созданные поколениями, были сожжены дотла. Дом Мудрости (Большая библиотека Багдада), хранивший бесчисленные ценные исторические документы и книги по самым разным темам, от медицины до астрономии, был разрушен. Утверждалось, что Тигр стал красным от крови убитых ученых и философов. [ 27 ] [ 28 ] Горожане попытались бежать, но были перехвачены монгольскими солдатами, которые убивали в изобилии, не щадя никого, даже детей.
Халиф аль-Мустасим был схвачен и вынужден смотреть, как убивают его граждан и разграбляют его казну. По большинству источников, халиф был убит растоптанными ногами. Монголы завернули халифа в ковер и проехали по нему на своих лошадях, так как считали, что земля обидится, если на ней коснется царская кровь. Все сыновья аль-Мустасима, кроме одного, были убиты, а единственный выживший сын был отправлен в Монголию, где, как сообщают монгольские историки, он женился и стал отцом детей, но с тех пор не играл никакой роли в исламе.
Хулагу пришлось переместить свой лагерь с наветренной стороны от города из-за зловония разложения, исходящего от разрушенного города. [ 29 ]
Багдад был обезлюдевшим, разрушенным городом. [ 30 ] [ 31 ] в течение нескольких десятилетий и лишь постепенно восстановил свою былую славу. [ 32 ] Историк Дэвид Морган процитировал Вассафа (который сам родился через 7 лет после разрушения города в 1265 году), описывающего разрушения: «Они пронеслись по городу, как голодные соколы, нападающие на стаю голубей, или как разъяренные волки, нападающие на овец, с распущенные поводья и бесстыдные лица, убийства и сея ужас... кровати и подушки, сделанные из золота и инкрустированные драгоценностями, были разрезаны ножами и разорваны в клочья Тех, кто прятался позади. покровы великого гарема тащили... по улицам и переулкам, каждая из них становилась игрушкой... пока население погибало от рук захватчиков». [ 33 ]
Последствия
[ редактировать ]Хулагу оставил 3000 монгольских солдат для восстановления Багдада. Ата-Малик Джувайни позже был назначен губернатором Багдада, Нижней Месопотамии и Хузистана после того, как Го Кан вернулся к династии Юань , чтобы помочь Хубилаю в завоевании династии Сун . Жена Хулагу- христианка-несторианка , Докуз Хатун , успешно ходатайствовала о спасении жизней христианских жителей Багдада. [ 34 ] [ 35 ] Хулагу предложил царский дворец несторианскому католикосу Мар Макихе и приказал построить для него собор. [ 36 ]
Первоначально падение Багдада стало шоком для всего мусульманского мира; после многих лет полного опустошения город стал экономическим центром, где при ильханах процветала международная торговля, чеканка монет и религиозные дела. [ 37 ] главный монгольский дарухачи . После этого в городе разместился [ 38 ]
Берке , принявший ислам в 1252 году, пришел в ярость из-за того, что Хулагу разрушил Багдад. Мусульманский историк Рашид ад-Дин следующее послание процитировал Берке-хана, который отправил Мункэ-хану , протестуя против нападения на Багдад (не зная, что Мункэ умер в Китае): «Он (Хулагу) разграбил все города мусульман . я Боже мой, призову его к ответу за столько невинной крови».
Хотя поначалу он не решался вступить в войну с Хулагу из монгольского братства, экономическое положение Золотой Орды заставило его объявить войну Ильханату . Это стало известно как война Берке-Хулагу . [ 39 ]
Наследие
[ редактировать ]
Аль-Мустасим правил с 5 декабря 1242 г. по 20 февраля 1258 г. в течение 15 лет, 2 месяцев и 15 дней. Его смерть ознаменовала окончательный конец халифата как политического и религиозного образования. Мамлюкские султаны Египта и Сирии позже назначили принца Аббасидов халифом Каира , но эти мамлюкские халифы Аббасидов были маргинальными и просто символическими, без светской власти и небольшого религиозного влияния. Несмотря на то, что они сохраняли этот титул еще около 250 лет, за исключением установления султана на церемониях, эти халифы не имели большого значения. После завоевания Египта османами в 1517 году халиф Каира аль-Мутаваккиль III был переправлен в Константинополь .
См. также
[ редактировать ]- Якут аль-Мустасим, известный каллиграф и секретарь аль-Мустасима.
- Монгольские нашествия в Левант
- Текудер , сын Хулагу и новообращенный мусульманин.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ аль-Хавадит аль-Джамиа. Ибн аль-Фувати
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хасан, М. (2018). Тоска по утраченному Халифату: трансрегиональная история . Издательство Принстонского университета. стр. 43, 81. ISBN. 978-0-691-18337-4 .
- ^ аль-Хавадит аль-Джамиа. Ибн аль-Фувати
- ^ Ризви, Сайид Саид Ахтар; Шу, Салман (2005). Рабство: исламские и западные перспективы . Фонд Аль-Итра. п. 64. ИСБН 978-9987-9022-4-8 .
- ^ аль-Макризи 1997 , стр.464/том1
- ^ аль-Макризи 1997 , стр.462/том 1.
- ^ а-Макризи, стр.462-463/том 1.
- ↑ Аббасидский халиф аль-Мустасим отправил из Багдада мамлюкам в Египте послание, в котором говорилось: «Если у вас там нет людей, сообщите нам, чтобы мы могли послать вам людей». – ( аль-Макризи 1997 , стр.464/том 1)
- ↑ В Египте также были возражения со стороны людей, которым не нравилось, что Шаджар ад-Дурр позволил Людовику IX покинуть Египет живым.
- ^ Перейти обратно: а б Шайял, стр.115/т.2
- ↑ Несмотря на то, что Айюбиды правили как независимые монархи, духовно они были царственными по отношению к Аббасидскому халифату. Мамлюкам потребовалось несколько лет, прежде чем они смогли скорректировать этот момент. В 1258 году Аббасидский халифат был разрушен монголами вместе с Багдадом. Во время правления султана Байбарса в Египте был установлен марионеточный Аббасидский халифат, который дал мамлюкам полную независимость и свободу от любой внешней власти (Шайял, стр.109/т.2).
- ^ аль-Макризи 1997 , стр.463/том 1.
- ^ ( аль-Макризи 1997 , стр.464/том 1) (Шайял, стр.115/том 2)
- ^ аль-Малик Шараф Музафер ад-Дин Муса был внуком аль-Малика аль-Камиля . ( аль-Макризи 1997 , стр.464/т.1) – (Шаял, стр.115/т.2) – (Ибн Тагри, стр.103-273/ Султанат аль-Муизз Айбак ат-Туркумани) – ( Абу аль-Фида, стр.68-87/год 652Х) – См. также Айбак .
- ^ См . Айбак .
- ↑ Силы мамлюков разгромили силы царя Айюбидов ан-Насира Юсуфа во всех сражениях. – См. также Айбак и ан-Насир Юсуф .
- ^ ( аль-Макризи 1997 , стр. 479/том 1) (Шайял, стр. 116/том 2)
- ^ Юль-Кордье издание
- ^ Ибн аль-Фурат; перевод Ле Стрейнджа, 1900, стр. 293–300 .
- ^ Странно, Гай Ле (1 марта 2011 г.). Багдад: времена Аббасидского халифата . Cosimo, Inc., стр. 291–292. ISBN 978-1-61640-532-8 .
- ^ Зайдан, Джирджи (1907). История исламской цивилизации, Том. 4 . Хартфорд: Стивен Остин и сыновья, Ltd. с. 292 . Проверено 16 сентября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дэвис, Пол К. (2001). Осада: 100 великих осад от Иерихона до Сараево . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 67.
- ^ Николь
- ^ Джеймс Чемберс, «Всадники Дьявола», с. 144.
- ^ Фаттах, Хала. Краткая история Ирака . Книги с галочками. п. 101.
- ^ Мюррей, SAP (2012). Библиотека: Иллюстрированная история. Нью-Йорк: Skyhorse Publishing, стр. 54.
- ↑ Фрейзер И., «Захватчики: разрушая Багдад», журнал New Yorker Magazine, [Специальный выпуск: Анналы истории], 25 апреля 2005 г., онлайн-выпуск , заархивированный 12 июня 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Щепанский, Калли. «Как монголы захватили Багдад в 1258 году». МысльКо. https://www. Thoughtco.com/the-mongol-siege-of-baghdad-1258-195801 (доступ [ постоянная мертвая ссылка ] 10 февраля 2021 г.).
- ^ Генри Ховорт, История монголов с 9 по 19 века, Часть I , Берт Франклин, Нью-Йорк, ç1876, стр. 127
- ↑ Джеймс Чемберс, Всадники Дьявола , Вайденфельд и Николсон, Лондон, 1979, стр.145.
- ↑ Гай Ле Стрейндж, Багдад во время халифата Аббасидов , Clarendon Press, Оксфорд, ç1901, стр.344
- ^ Тимоти Уорд, Монгольские завоевания в мировой истории , Reakton Books, Лондон, 2012, стр.126
- ^ Мароцци, Джастин (29 мая 2014 г.). Багдад: Город мира, Город крови . Книги о пингвинах. стр. 176–177. ISBN 978-0-14-194804-1 .
- ^ Маалуф, 243
- ^ Рансимен, 306
- ^ Фольц, 123
- ^ Кокс, Ричард (1927). Багдад, город мира . Лондон: Т. Баттерворт. п. 169.
- ^ Колбас, Джудит Г. (2006). Монголы в Иране: от Чингиз-хана до Улджайту, 1220–1309 гг . Лондон: Рутледж. п. 156. ИСБН 0-7007-0667-4 .
- ^ Йохан Эльверског (6 июня 2011 г.). Буддизм и ислам на Шелковом пути . Издательство Пенсильванского университета. стр. 186–. ISBN 978-0-8122-0531-2 .
Источники
[ редактировать ]- аль-Макризи (1997). аль-Сулук ли-марифат ад-дувал ва-ль-мулук . Ддарр аль-Кутб.
- Ибн аль-Фурат ; ле Стрэндж (1900). «Смерть последнего халифа Аббасидов, из Ватиканской рукописи Ибн аль-Фурата» . Журнал Королевского азиатского общества . 32 : 293–300 .