аль-Муктафи
аль-Муктафи | |||||
---|---|---|---|---|---|
17-й халиф Аббасидского халифата | |||||
Царствование | 5 апреля 902 г. - 13 августа 908 г. | ||||
Предшественник | аль-Мутадид | ||||
Преемник | аль-Муктадир | ||||
Рожденный | в. 877/8 Аббасидский халифат | ||||
Умер | 13 августа 908 г. (31 год) Багдад , Аббасидский халифат | ||||
Похороны | Багдад | ||||
Супруга |
| ||||
Проблема | |||||
| |||||
Династия | Аббасид | ||||
Отец | аль-Мутадид | ||||
Мать | След | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Абу Мухаммад Али ибн Ахмад ибн Джафар ибн Мухаммад ибн Харун аль-Муктафи би'Ллах ( арабский : أبو محمد علي bn أحمد ; 877/78 - 13 августа имя -Муклафа аль -Л Аль-Матафи Балле , горит «Довольство только Богом» [2] ), был халифом Аббасидского халифата с 902 по 908 год. Более либеральный и оседлый, чем его милитаристский отец аль-Мутадид , аль-Муктафи, по сути, продолжал свою политику, хотя большая часть фактического управления правительством была оставлена его визирям и чиновники. Его правление ознаменовалось поражением карматов Сирийской пустыни и воссоединением Египта и частей Сирии, находившихся под властью династии Тулунидов . Война с Византийской империей продолжалась с переменным успехом, хотя арабы одержали крупную победу при разграблении Фессалоники слабого правителя аль-Муктадира в 904 году. Его смерть в 908 году открыла путь к власти дворцовой бюрократией . и начал окончательный упадок халифата Аббасидов, который закончился в 946 году, когда халифы стали марионеточными правителями при династии Буидов .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Али ибн Ахмад родился в 877/8 году в семье Ахмада ибн Талхи, будущего халифа аль-Мутадида ( годы правления 892–902 ) от турецкой рабыни по имени Чичек («цветок», Джиджак по- арабски ). . [3] [4] Он был первым халифом, названным в честь халифа Али . [5]
На момент его рождения халифат Аббасидов все еще оправлялся от десятилетней гражданской войны, известной как « Анархия в Самарре », которая началась с убийства халифа аль-Мутаваккиля ( годы правления 847–861 ) недовольными солдатами. и завершился воцарением аль-Мутамида ( годы правления 870–892 ). Реальная власть, однако, принадлежала брату аль-Мутамида, аль-Муваффаку , деду Али по отцовской линии. Аль-Муваффак пользовался лояльностью военных и к 877 году зарекомендовал себя как фактический правитель государства. [6] Власть халифа в провинциях рухнула во время «анархии в Самарре», в результате чего к 870-м годам центральное правительство потеряло эффективный контроль над большей частью халифата за пределами столичного региона Ирака . На западе Египет попал под контроль Ахмада ибн Тулуна , который также оспаривал контроль над Сирией с аль-Муваффаком, в то время как Хорасан и большая часть исламского Востока были захвачены Саффаридами , которые заменили лояльных клиентов Аббасидов, Тахириды . Большая часть Аравийского полуострова также была отдана местным правителям, а в Табаристане к власти пришла радикальная династия Зайди шиитская . В Ираке восстание рабов Занджа . угрожало самому Багдаду, и аль-Муваффаку и аль-Мутадиду потребовались годы упорной кампании, прежде чем они были окончательно подавлены в 893 году [7]
После своего восхождения на престол аль-Мутадид продолжил политику своего отца и восстановил власть халифа в Джазире , северной Сирии и некоторых частях западного Ирана. Он установил эффективную администрацию, но непрекращающаяся кампания и необходимость удовлетворения солдат означали, что она была почти полностью ориентирована на предоставление средств, необходимых для содержания армии. Тем не менее, аль-Мутадиду удалось накопить значительный профицит за свое десятилетнее правление. [8] В то же время власть бюрократии росла, а также наблюдался рост фракционности с появлением двух конкурирующих «кланов»: Банул-Фурат и Банул-Джарра. Эти две группы представляли в первую очередь разные фракции в борьбе за должности и власть, но есть признаки и «идеологических» различий: многие семьи Бану'л-Джарра происходили из обращенных несторианских семей и нанимали христиан в бюрократию, кроме того к поддержанию более тесных связей с военными, в то время как Банул-Фурат пытался установить жесткий гражданский контроль над армией и (не совсем открыто) поддерживал шиизм . [9] [10]
Аль-Мутадид позаботился о том, чтобы подготовить Али, своего старшего сына и прямого наследника, к преемственности, назначив его губернатором провинции: сначала в Рее , Казвине , Куме и Хамадане , когда эти провинции были отторгнуты от полуавтономной автономии. Династия Дулафидов в ок. 894/5 , а также в 899 году над Джазирой и приграничными районами , когда Аль-Мутадид сверг последнего местного автономного губернатора Мухаммада ибн Ахмада аль-Шайбани . Будущий аль-Муктафи поселился в Ракке . [3] [11] [12] Воспитателем Али был назначен религиовед Ибн Аби ад-Дунья , пользовавшийся доверием аль-Мутадида. [13]
Халифат
[ редактировать ]Когда аль-Мутадид умер 5 апреля 902 года, аль-Муктафи сменил его, не встретив сопротивления. [3] его отца Визирь , аль-Касим ибн Убайд Аллах , приказал принести присягу на верность от его имени и принял меры предосторожности, заперев всех принцев Аббасидов до тех пор, пока аль-Муктафи не прибыл в Багдад из Ракки (20 апреля). [14] [15]
Характер и правительство
[ редактировать ]Новому халифу было 25 лет. Историк ат-Табари , живший во время его правления, описывает его как «среднего роста, красивого, нежного цвета лица, с [густыми] красивыми волосами и роскошной бородой». [2] [18]
Аль-Муктафи унаследовал любовь своего отца к зданиям. [2] Он завершил проект третьего дворца аль-Мутадида, Тадж («Корона») в Багдаде, для которого он повторно использовал кирпичи из дворца сасанидских Дворца правителей в Ктесифоне . Среди его многочисленных построек была полукруглая башня, известная как «Купол Осла» ( Хуббат аль-Химар ). Халиф мог подняться на его вершину верхом на осле и оттуда любоваться окрестной местностью. На месте дворцовых тюрем своего отца он также пристроил пятничную мечеть к дворцу Джами аль-Каср («Дворцовая мечеть»), ныне известную как Джами аль-Хулафа . [19] [20] Он также подражал своему отцу в жадности и бережливости, что позволило ему оставить, несмотря на недолгое правление с почти непрерывными войнами, значительный излишек. [3] [21] [а] Таким образом, в мае 903 года аль-Муктафи покинул Багдад и отправился в старую столицу Самарру с намерением перенести туда свою резиденцию, но его быстро отговорили высокие затраты, которые повлечет за собой восстановление города. [23] С другой стороны, его легкомысленный характер был полной противоположностью его отцу, который славился своей чрезвычайной строгостью и жестокими и изобретательными наказаниями, которые он применял, и аль-Муктафи стал популярным, когда вскоре после своего воцарения он уничтожил свой подземные тюрьмы отца и отдал это место народу, освободил заключенных и вернул земли, конфискованные правительством. [3] [24] Он также известен тем, что лично присутствовал на заседаниях дивана аль -махалима и выслушивал жалобы и петиции простых людей. [5]
Роль визиря аль-Касима
[ редактировать ]Аль-Муктафи не был таким стойким, как его отец, и чиновники при дворе легко поддавались его влиянию. [2] В ранний период его халифата доминировал визирь аль-Касим ибн Убайд Аллах. Очень способный человек, он был также честолюбив; он задумал убить аль-Мутадида незадолго до его смерти и теперь безжалостно устранил всех соперников за влияние на нового халифа. [3] [25]
Так, аль-Касим приказал казнить заключенного в тюрьму правителя Саффаридов Амра ибн аль-Лайса , когда аль-Муктафи сразу после прибытия в Багдад спросил о его благополучии и дал понять, что хочет хорошо с ним обращаться. [26] Вскоре после этого визирю удалось дискредитировать преданного аль-Мутадиду главнокомандующего Бадра аль-Мутадиди . Бадр был вынужден бежать из Багдада, но сдался после того, как агенты визиря пообещали ему помилование, но 14 августа был казнен. [27] Несколько дней спустя аль-Касим приказал арестовать дядю халифа, Абд аль-Вахида, сына аль-Муваффака , о котором больше никогда не слышали; [28] а в сентябре 903 года аль-Хусейн ибн Амр ан-Назрани, христианский секретарь, которого первоначально поддерживал аль-Муктафи и который выступал против аль-Касима, был осужден и сослан, а его должности были переданы сыновьям аль-Касима, аль-Хусейну и Мухаммад. [29] Аль-Касиму даже удалось обручить свою маленькую дочь с маленьким сыном аль-Муктафи Абу Ахмадом Мухаммадом в марте 904 года. [30] а его выдающееся положение в государстве было подчеркнуто присвоением ему впервые в исламском мире особого почетного звания Вали ад-Давла . [3] [25]
В бюрократической борьбе того периода аль-Касим ибн Убайд Аллах отдавал предпочтение Бануль-Джарра и сопротивлялся прошиитским взглядам Бануль-Фурат. Ведущий представитель Бануль-Фурат Абу'л-Хасан Али ибн аль-Фурат избежал смерти только благодаря собственной смерти визиря в 904 году. Перед своей смертью аль-Касим назначил своими преемниками либо аль-Аббаса ибн аль-Фурат, либо аль-Хасан аль-Джарджари или Али ибн Иса аль-Джарраи , но последний отказался от поста, и Али ибн аль-Фурат быстро завоевал расположение аль-Аббаса аль-Джарджари и халифа. [3] [31]
Кампании
[ редактировать ]Кратковременное правление аль-Муктафи было отмечено войной. [3] но он был непохож на своего отца, « халифа- гази » по преимуществу . Аль-Мутадид активно участвовал в кампаниях, подавая личный пример и позволяя формировать узы лояльности, подкрепленные покровительством, между правителем и солдатами. аль-Муктафи, с другой стороны, «своим характером и поведением [...], будучи малоподвижным человеком, не внушал солдатам особой лояльности, не говоря уже о вдохновении» По словам историка Майкла Боннера, . [32]
Отношения с восточными военачальниками
[ редактировать ]У Аль-Мутадида были бурные отношения с Саффаридами, которые правили большей частью Персии: их власть над восточными частями исламского мира была признана Багдадом, но халиф и Саффариды оспаривали контроль над западной Персией, особенно над провинциями. Фарса и Кирмана . [33] В 901 году Саффариды захватили Фарс и отразили попытки Бадра аль-Мутадиди вернуть его. [34] Во время воцарения аль-Муктафи Саффариды захватили Рея. Военный ответ был отложен из-за событий вокруг Бадра аль-Мутадиди, и только 5 ноября войска были отправлены в регион. Однако результат экспедиции неизвестен, и известно, что Саманиды в том же году захватили Рая. [35] Как и его отец до него, аль-Муктафи предпочел достичь модус вивенди с Саффаридами и в следующем году подтвердил их контроль над Фарсом. [35] [34]
Отношения Багдада с квазинезависимым правителем Юсуфом Адхарбайджана ибн Абил-Саджем так и не были урегулированы и при аль-Муктафи становились все более напряженными. В 908 году против Ибн Абил-Саджа была послана армия под командованием Хакама аль-Муфлихи, но вскоре после смерти аль-Муктафи было достигнуто соглашение: Ибн Абил-Садж признал сюзеренитет халифа и был назначен губернатором Армении и Адхарбайджан. [5] [36]
Карматские восстания
[ редактировать ]Ранним халифатам всегда угрожали радикальные секты хариджитов , которые были особенно распространены среди маргинализированного населения, «населявшего пограничье между пустыней и посевными» и враждебно настроенного по отношению к центральной власти. Однако в IX веке на основе шиитских доктрин возник ряд новых движений, которые заменили хариджизм в качестве основного языка оппозиции существующим режимам. [37] Зайдитские имамы уже основали независимые династии на окраинах империи Аббасидов, в Табаристане (864 г.) и Йемене (897 г.). [38] но ко времени прихода на престол аль-Муктафи основные регионы самого Халифата оказались под угрозой со стороны карматов , радикальной исмаилитской шиитской секты. Карматы осудили господствующее течение суннитского ислама за практики, которые они считали отклонениями от истинных учений религии, такие как хадж и поклонение Каабе , а также проживание в городах и маргинализация бедуинов . Следовательно, карматы приобрели много сторонников среди последних (хотя карматское руководство в подавляющем большинстве приходило из городских поселенцев) и начали нападать на соседние мусульманские общины. Их миссионерская деятельность вскоре распространилась: в 899 году карматы захватили Бахрейн , а в районе Пальмиры была основана еще одна база . Отсюда карматы начали совершать набеги на Аббасидские и Тулунидские провинции Сирии . В 902 году карматы разгромили все более слабеющих Тулунидов и осадили Дамаск . Хотя город выдержал осаду, карматы продолжили разорять другие сирийские города. [39] [40] [41] В то же время куфанский исмаилитский миссионер Абу Абдалла аль-Шии вступил в контакт с кутамскими берберами . Его усилия по прозелитизму быстро продвинулись среди них, и в 902 году он начал свои нападения на аглабидский эмират Ифрикия . Его завоевание завершилось в 909 году, положив начало Фатимидскому халифату . [42]
В июле 903 года аль-Муктафи решил лично выступить против карматов и во главе армии отправился из Багдада в Ракку. Пока аль-Муктафи оставался в Ракке, фактическое командование было отдано главе управления армии ( диван аль-джунд ) Мухаммаду ибн Сулейману аль-Катибу . Другие силы Аббасидов под командованием Бадра аль-Хаммами и аль-Хусейна ибн Хамдана также действовали против карматов, нанеся им поражение под Дамаском в июле, но также потерпев поражение под Алеппо в следующем месяце. Наконец, 29 ноября 903 года недалеко от Хамы Мухаммад ибн Сулейман наткнулся на основную карматскую армию и разгромил ее , взяв в плен или убив ее главных лидеров и рассеяв их войска. [35] [43] Аль-Муктафи вернулся в Багдад со старшими пленниками, брошенными в тюрьму. Мухаммад ибн Сулейман остался в Ракке, чтобы прочесать сельскую местность и собрать оставшихся повстанцев. Затем он тоже вернулся в Багдад, куда с триумфом вошел 2 февраля 904 года. Одиннадцать дней спустя, 13 февраля, Мухаммед и сахиб аль-шурта (начальник службы безопасности) столицы Ахмад ибн Мухаммад аль-Ватики возглавили Багдад. публичная казнь карматских лидеров и сторонников карматов, согнанных из Куфы и Багдада. [44] В том же году аббасидский губернатор Бахрейна разгромил местных карматов и отбил город Катиф . [35]
Победа Аббасидов под Хамой еще не полностью искоренила карматов в этом районе. Воспользовавшись отсутствием местного наместника Ахмада ибн Кайгалаха , отправившегося на подавление восстания в Египте, в 906 году часть бедуинов Бану Кальб подняла восстание во главе с карматом Абу Ганимом по имени Наср. Они совершили набег на Хавран и Тверию и начали нападение на Дамаск. Хотя они разгромили его гарнизон под командованием заместителя губернатора Ахмада ибн Насра, но не смогли взять сам город и двинулись на Тверию , которую разграбили. Аль-Хусейн ибн Хамдан был послан преследовать их, но они отступили в пустыню, отравили источники с водой позади себя и сбежали. 16 июня 906 г. они напали на Хит на Евфрате. Генералы Мухаммад ибн Исхак ибн Кундаджик и Мунис аль-Хадим выступили против них из Багдада, а аль-Хусейн ибн Хамдан двинулся против них с запада, пытаясь их окружить. Чтобы избежать затруднительного положения, бедуины убили Насра и получили помилование от халифских властей. [45] Остальные карматы двинулись на юг, в Куфу , по приказу главного миссионера Зикравайха ибн Михравайха . 2 октября они начали атаку на город, но, хотя и были отбиты, разгромили армию помощи, отправленную из Багдада на помощь Куфе. [46] Затем Зикравайх двинулся в атаку на караваны, возвращавшиеся из паломничества в Мекку . В ноябре три каравана были затоплены; карматы устроили массовую резню - по сообщениям, только во втором караване было убито около 20 000 человек. [47] — и уводили в рабство женщин и детей вместе с огромной добычей. Наконец, в начале января 907 года халифские войска под командованием Васифа ибн Савартакина поймали карматов возле Аль-Кадисии и уничтожили их. [48] После этих поражений карматское движение практически прекратило свое существование в Сирийской пустыне , хотя их коллеги в Бахрейне оставались активной угрозой еще несколько десятилетий. [49] [50]
Выдающаяся служба аль-Хусейна ибн Хамдана во время этих кампаний не только сделала его одним из ведущих полководцев Аббасидов, но и помогла приходу его семьи, Хамданидов , к власти и известности: в 905 году его брат Абу'л- Хайджа Абдалла был назначен губернатором Мосула , который стал главной опорой семьи в последующие десятилетия. [51]
Восстановление Тулунидов Сирии и Египта
[ редактировать ]Поражение карматов при Хаме также открыло Аббасидам путь к возвращению провинций южной Сирии и Египта, принадлежавших династии Тулунидов. Режим Тулунидов уже был ослаблен внутренними раздорами и соперничеством различных этнических групп в армии, что привело к переходу на сторону Аббасидов командующего Бадра аль-Хаммами и других старших офицеров; режим был еще более ослаблен разрушительными набегами карматов и его неспособностью с ними справиться. [52] [53] 24 мая 904 года Мухаммад ибн Сулейман покинул Багдад во главе армии численностью 10 000 человек, по данным ат-Табари, и ему было поручено вернуть южную Сирию и сам Египет от Тулунидов. [54] Его кампании должен был поддерживаться с моря флотом из приграничных районов Киликии под командованием Дамиана из Тарса . Дамиан повел флот вверх по реке Нил , совершил набег на ее побережье и препятствовал переправке через нее припасов для войск Тулунидов. [52]
Наступление Аббасидов в основном не встретило сопротивления, и в декабре эмир Тулунидов Харун ибн Хумаравайх был убит своими дядями Али и Шайбаном . Шайбан взял на себя бразды правления государством, но убийство вызвало дальнейший переход на сторону Аббасидов, в том числе губернатора Дамаска Тугджа ибн Джаффа . В январе армия Аббасидов подошла к Фустату , старой столице Египта. Ночью Шайбан оставил свои войска, и город сдался. Победившие Аббасиды разрушили близлежащую столицу Аль-Катаи , основанную Тулунидами , за исключением великой мечети Ибн Тулуна . [55] [50] Члены семьи Тулунидов и их ведущие сторонники были арестованы и доставлены в Багдад, а их имущество конфисковано. [56] Иса ан-Нушари был назначен губернатором Египта. Его пребывание в должности было проблемным с самого начала: через несколько месяцев он был вынужден покинуть Фустат и бежать в Александрию из-за сепаратистского восстания под предводительством некоего Ибрагима аль-Халанджи. Возможно, он был тем же человеком, что и некий Мухаммад ибн Али аль-Халидж, который, как сообщается, возглавил восстание в поддержку Тулунидов примерно в то же время. Подкрепление прибыло из Багдада под командованием Ахмада ибн Кайгалаха. Аль-Халанджи одержал победу в первой схватке с Ибн Кайгалагом у аль-Ариша в декабре 905 года, но в конце концов потерпел поражение, был взят в плен в мае 906 года и доставлен в плен в Багдад. [57] [58]
В 906 году аль-Муктафи женился на дочери второго правителя Тулунидов Хумаравайха . Вероятно, она была сводной сестрой знаменитого Катр ан-Нада , еще одной дочери Хумаравайха, которая была предназначена ему, но в итоге вышла замуж за его отца в 893 году. [59] [60]
Византийский фронт
[ редактировать ]Аль-Муктафи также поддерживал вечный конфликт с Византийской империей , с переменным успехом. [3] В мае 902 года аль-Касим ибн Сима аль-Фаргани был назначен командующим приграничными округами Джазиры. [61] В 902 или 903 году морской рейд достиг острова Лемнос , находившегося в опасной близости от византийской столицы Константинополя ; остров был разграблен, а его жители уведены в рабство. [62] Тем не менее, в мае 903 года вновь назначенный губернатор Тарса Абу'л -Ашаир Ахмад ибн Наср был отправлен в приграничные округа с подарками для византийского правителя Льва VI Мудрого ( годы правления 886–912 ). [63] а взамен византийские послы прибыли в Багдад для переговоров об обмене пленными . [64] Обмен в конечном итоге состоялся в сентябре – октябре 905 года у реки Лам в Киликии , но был прерван, поскольку византийцы нарушили согласованные условия. [65] После дальнейших переговоров обмен был завершен в августе 908 года. [18]
Летом 904 года византийский ренегат на службе у Аббасидов Лев Триполийский возглавил крупную военно-морскую экспедицию из 54 кораблей сирийского и египетского флотов, первоначальной целью которой, как сообщается, был сам Константинополь. Арабский флот проник в Дарданеллы и разграбил Абидос , поскольку византийский флот под командованием друнгария Евстафия Аргира не хотел противостоять им. Император Лев заменил Аргироса более энергичным Гимерием , но Лев Триполийский опередил византийцев, повернув на запад и направившись ко второму городу Империи, Фессалонике , который он разграбил после трехдневной осады 31 июля 904 года. Разграбление города принес мусульманскому флоту огромную добычу и множество пленников, которые были проданы в рабство, в том числе очевидец Иоанн Каминиат , написавший основной отчет об осаде и падении города. [66] [67]
На суше, однако, византийцы одержали верх: ат-Табари сообщает, что весной/началом лета 904 года крупная византийская армия, «десять крестов со ста тысячами человек», вторглась в приграничные земли и разграбила вплоть до Хадата . В ноябре, возможно, в качестве возмездия за разграбление Фессалоники, византийский генерал Андроник Дукас вторгся на арабскую территорию и одержал крупную победу над силами Тарса и аль-Массисы ( Мопсуестия ) при Мараше (Германикея). [68] [5] [69] Дальнейшие успехи последовали за обеими сторонами. Византийцы захватили Курус ( Кирр ) в июле 906 года, разрушив город и уведя его жителей. [5] [70] В октябре 906 года Ахмад ибн Кайгалах и Рустам ибн Бараду предприняли набег, который дошел до реки Халис , а затем повернул назад, нагруженный добычей и пленниками. [5] [71] На море Химериос одержал победу над арабским флотом в Святого Фомы , 6 октября 906 года. день [72] Однако весной 907 года Андроник Дукас и его сын Константин перешли на сторону Аббасидов, ставших жертвами интриг могущественного евнуха Льва VI, Самонаса . [73] [74]
Одним из примечательных и уникальных случаев дипломатических отношений аль-Муктафи является его переписка с Бертой , дочерью короля Лотарингии и женой Адальберта II, маркграфа Тосканы . В 906 году Берта отправила аль-Муктафи письмо, написанное на латыни, и богатые подарки, добиваясь его дружбы и брачного союза . Берта, по-видимому, была мотивирована угрозой, исходящей от арабской колонии Фраксинетум , и обратилась к аль-Муктафи, ошибочно полагая, что халиф все еще обладал реальной властью над аглабидскими правителями Ифрикии . Аль-Муктафи, в свою очередь, ответил собственным письмом, но из этой междугородной переписки ничего не вышло. [5] [75] [76]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Аль-Муктафи был успешным правителем, а также «чувствительным человеком, гурманом и ценителем стихов таких поэтов, как Ибн ар-Руми ». [3] Как пишет историк Гарольд Боуэн, «Казалось, что в его время Халифат почти вернул себе былую славу», преодолев вызов карматов и вернув себе Египет и Сирию. [77] Его финансовая политика, основанная на политике его отца, также обеспечила процветание и полную казну, несмотря на истощение и опустошение непрерывной войны. [3]
Аль-Муктафи, однако, с детства отличался болезненным характером; [77] действительно, он, возможно, болел большую часть своего правления. [55] В конце весны 908 года он тяжело заболел, и около трёх месяцев халиф пролежал недееспособным, его положение попеременно улучшалось и ухудшалось. Однако вскоре стало ясно, что он не переживет свою болезнь. [78] У Аль-Муктафи было девять сыновей, но все они были несовершеннолетними. [79] и из-за своей болезни он не смог определить преемника. [55] Визирь аль-Аббас аль-Джарджараи обратился к ведущим чиновникам бюрократии по этому вопросу – беспрецедентный акт, продемонстрировавший монополию власти, которой теперь обладают гражданские бюрократы. Мухаммад ибн Дауд аль-Джарра отдавал предпочтение опытному и способному принцу Аббасидов Абдаллаху ибн аль-Мутазу , но визирь в конце концов последовал совету Али ибн аль-Фурата, который предложил 13-летнего брата аль-Муктафи Джафара, на том основании, что он будет слабым и податливым, и им будет легко манипулировать со стороны высокопоставленных чиновников. Выбор Джафара, который стал халифом аль-Муктадиром ( годы правления 908–932 ), был, по словам историка Хью Кеннеди , «зловещим событием» и положил начало одному из «самых катастрофических периодов правления во всем Аббасиде». истории [...] четверть века, в течение которой вся работа предшественников [аль-Муктадира] будет отменена». [80] [81]
Аль-Муктафи, похоже, выздоровел ровно настолько, чтобы санкционировать выдвижение своего брата, прежде чем умереть 13 августа 908 года. [3] [б] Как и его отец, он был похоронен во дворце Тахирид в Багдаде. [82] Смерть аль-Муктафи ознаменовала «кульминацию возрождения Аббасидов», которое возглавили его отец и дед. [83] В течение следующих 40 лет Халифат столкнется с чередой борьбы за власть и уступит свои отдаленные провинции амбициозным местным династам; с приходом Ибн Раика на пост эмира аль-Умара в 936 году халифы стали просто марионеточными правителями, а сам Багдад наконец был захвачен иранской шиитской династией Буидов в 946 году. [84]
Во время этих беспорядков посмертный сын аль-Муктафи, Абдаллах, был назначен халифом военачальником Тузуном в 944–946 годах под царственным именем аль-Мустакфи . [85] [86] Абу Ахмад Мухаммад, который женился на дочери аль-Касима ибн Убайд Аллаха, сам был вовлечен в заговор против аль-Муктадира в 930 году и некоторое время был кандидатом на халифский трон в 932 году, после падения аль-Муктадира. Он умер в 933 году. [87] [88]
Сноски
[ редактировать ]- ^ В разных источниках зафиксированы разные суммы профицита. Ат-Табари дает 15 миллионов золотых динаров , что, очевидно, является более поздним дополнением к тексту; более поздние авторы, такие как Масуди и Ибн аз-Зубайр, называют меньшие суммы: 8 миллионов динаров, или 25 миллионов серебряных дирхамов . Более крупные суммы считаются подозрительными, поскольку они, вероятно, включены скорее как критика в адрес аль-Муктадира, который их растратил, а не как точные отчеты. [22]
- ^ Его возраст на момент смерти по-разному оценивается как 31 ( исламский ) год, 32 года минус один месяц или 33 года. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Лоури, Дж. Э.; Турава, С.М. (2019). Арабская изящная словесность . Ресурсы по арабским и исламским исследованиям. Локвуд Пресс. п. 90. ИСБН 978-1-948488-11-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Боуэн 1928 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Зеттерстен и Босворт 1993 , стр. 542–543.
- ^ Розенталь 1985 , с. 185 (прим. 905).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Озайдин 2006 , с. 536.
- ^ Боннер 2010 , стр. 305, 308–313, 314, 323.
- ^ Боннер 2010 , стр. 313–327.
- ^ Боннер 2010 , стр. 332–337.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 175, 180.
- ^ Боннер 2010 , стр. 333–334, 350.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 182–183.
- ^ Боннер 2010 , стр. 336–337.
- ^ Эль-Хибри 2021 , с. 162.
- ^ Боуэн 1928 , с. 58.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 102–103.
- ^ Странный 1922 , стр. 252–253.
- ^ Боуэн 1928 , с. 59 (примечание 6).
- ^ Jump up to: а б с Розенталь 1985 , с. 185.
- ^ Странный 1922 , стр. 251–254.
- ^ Дури 1960 , стр. 898.
- ^ Боуэн 1928 , стр. 26, 59–60.
- ^ Розенталь 1985 , с. 187, особ. Примечание 907.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 120–121.
- ^ Боуэн 1928 , стр. 26, 59.
- ^ Jump up to: а б Боуэн, 1928 , стр. 58–59.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 103–104.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 104–111.
- ^ Розенталь 1985 , с. 111.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 121, 126–127.
- ^ Розенталь 1985 , с. 145.
- ^ Боуэн 1928 , стр. 60–70.
- ^ Боннер 2010 , стр. 332, 335, 337.
- ^ Боннер 2010 , с. 336.
- ^ Jump up to: а б Босворт 1975 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с д Озайдин 2006 , с. 535.
- ^ Маделунг 1975 , стр. 229–230.
- ^ Боннер 2010 , стр. 324–325.
- ^ Боннер 2010 , стр. 326–327.
- ^ Бианкис 1998 , стр. 106–107.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 285–287.
- ^ Боннер 2010 , стр. 327–328.
- ^ Боннер 2010 , стр. 328–330.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 127–141.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 141–144.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 158–161.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 162–168.
- ^ Розенталь 1985 , с. 176.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 172–179.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 185, 286.
- ^ Jump up to: а б Бьянкис 1998 , с. 108.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 267–268.
- ^ Jump up to: а б Розенталь 1985 , с. 151.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 184–185.
- ^ Розенталь 1985 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2004 , с. 185.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 151–152.
- ^ Бьянкис 1998 , с. 110.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 152–153, 156, 169–170.
- ^ Розенталь 1985 , с. 170.
- ^ Бьянкис 1998 , с. 106.
- ^ Розенталь 1985 , с. 117.
- ^ Жестче 1997 , с. 186.
- ^ Розенталь 1985 , с. 120.
- ^ Розенталь 1985 , с. 133.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 153–155.
- ^ PmbZ , Леон (из Триполи) и Триполитес (#24397) соответственно.
- ^ Tougher 1997 , стр. 186–188.
- ^ Жестче 1997 , с. 189.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 147, 151.
- ^ Розенталь 1985 , с. 171.
- ^ Розенталь 1985 , с. 172.
- ^ Жестче 1997 , с. 191.
- ^ Tougher 1997 , стр. 208–209, 213–216.
- ^ Розенталь 1985 , стр. 180–181.
- ^ Эль-Хибри 2021 , с. 161.
- ^ Меткалф 2009 , стр. 40–41.
- ^ Jump up to: а б Боуэн 1928 , с. 60.
- ^ Боуэн 1928 , стр. 84, 86.
- ^ Боуэн 1928 , с. 84.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 185–186.
- ^ Боннер 2010 , с. 349.
- ^ Розенталь 1985 , с. 187.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 101, 185.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 185–197.
- ^ Боуэн 1928 , стр. 384–385.
- ^ Босворт 1993 , стр. 723–724.
- ^ Розенталь 1985 , с. 121 (примечание 604).
- ^ Боуэн 1928 , с. 322.
Источники
[ редактировать ]- Бьянки, Тьерри (1998). «Автономный Египет от Ибн Тулуна до Кафура, 868–969» . В Петри, Карл Ф. (ред.). Кембриджская история Египта, Том 1: Исламский Египет, 640–1517 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 86–119. ISBN 0-521-47137-0 .
- Боннер, Майкл (2010). «Упадок империи, 861–945». В Робинсоне, Чейз Ф. (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 1: Формирование исламского мира, с шестого по одиннадцатый века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 305–359. ISBN 978-0-521-83823-8 .
- Босворт, CE (1975). «Тахириды и Саффариды» . Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 90–135. ISBN 0-521-20093-8 .
- Босворт, CE (1993). «аль-Мустакфи» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 723–724. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5621 . ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Боуэн, Гарольд (1928). Жизнь и времена Али ибн Исы: доброго визиря . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. OCLC 386849 .
- Дури, А.А. (1960). «Багдад» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 894–908. OCLC 495469456 .
- Эль-Хибри, Тайеб (2021). Аббасидский халифат: история . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-18324-7 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Ле Стрэндж, Гай (1922). Багдад во времена халифата Аббасидов. Из современных арабских и персидских источников (второе изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Лили, Ральф-Йоханнес ; Людвиг, Клаудия; Пратч, Томас; Зильке, Беате (2013). Просопография средневизантийского периода онлайн. Берлин-Бранденбургская академия наук. Создано на основе предварительной работы Ф. Винкельмана (на немецком языке). Берлин и Бостон: Де Грюйтер.
- Маделунг, В. (1975). «Малые династии Северного Ирана» . Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 198–249. ISBN 0-521-20093-8 .
- Меткалф, Алекс (2009). Мусульмане средневековой Италии . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-2008-1 .
- Озайдин, Абдулкерим (2006). «Мюктефи-Биллах» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 31 (Мухаммедийе – Муназара) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 534–536. ISBN 978-975-389-458-6 .
- Розенталь, Франц , изд. (1985). История ат-Табари, том XXXVIII: Возвращение халифата в Багдад: Халифаты аль-Мутадида, аль-Муктафи и аль-Муктадира, 892–915 гг. Н.э./279–302 гг. хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-87395-876-9 .
- Жестче, Шон (1997). Царствование Льва VI (886–912): Политика и люди . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-10811-0 .
- Зеттерштейн, К.В. и Босворт, CE (1993). «аль-Муктафи» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 542–543. ISBN 978-90-04-09419-2 .