Шиитский век
« Век шиитов» или «Век шиитов» — историографический термин, который иногда используется для описания периода между 945 и 1055 годами, когда шиитские мусульманские режимы, в первую очередь Фатимиды и Буиды , господствовали над центральными землями исламского мира. . [ 1 ] [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]В конце 9 века Аббасидский халифат начал распадаться. Череда внутренних кризисов — « Анархия в Самарре » и Занджское восстание — ослабила центральное правительство и породила ряд региональных династий в провинциях империи Аббасидов. [ 3 ] В это время оппозиция пошатнувшемуся режиму Аббасидов все чаще выражалась радикальными шиитскими сектами, многие из которых родились и выросли в 9 веке в Аббасидском столичном регионе Ирака , прежде чем распространиться на периферию исламского мира. [ 4 ]
Рост влияния шиитов
[ редактировать ]Слабость режима Аббасидов позволила создать ряд шиитских режимов в отдаленных уголках исламского мира, таких как государства Зайди в Табаристане (в 864 г.) и Йемене (в 897 г.), [ 5 ] но, что наиболее важно, это предоставило возможность массовому распространению тайного милленаристского миссионерского движения исмаилитов , которое породило карматов и Фатимидский халифат . [ 6 ] [ 7 ] Фатимидский халифат, основанный в 909 году в Ифрикии , быстро установил контроль над Северной Африкой , завоевал Египет в 969 году и распространился на Левант . [ 8 ] в то время как карматы основали собственное государство в Бахрейне в 899 году, совершали набеги на Ирак и Левант и даже разграбили Мекку в 930 году. [ 9 ]
Тем временем, после временного возрождения при халифах аль-Мутадиде и аль-Муктафи , халифат Аббасидов быстро пришел в упадок в начале 10 века в результате неэффективного руководства халифа аль-Муктадира ( годы правления 908–932 ). распри между армией и бюрократами, а также неэффективное финансовое управление. Кульминацией этого стал захват Багдада в 945 году прошиитскими буидами , выходцами из скромного происхождения и правившими большей частью Ирана в течение предыдущего десятилетия. [ 10 ] [ 11 ] Хотя буиды сохранили халифат Аббасидов, в течение следующего столетия халифы Аббасидов были более или менее бессильными марионетками под контролем Буидов. [ 10 ] Буиды спонсировали шиитскую науку, и именно под их покровительством двунадесятный шиизм приобрел определенную форму и как секта, и как отдельная община, с разработкой специфически двунадесятнического учения и созданием специфически шиитского учения. праздники и ритуальные практики. [ 12 ] В конце 10 века, при Хамданидов правителях Алеппо , северная Сирия стала крупным центром шиизма. [ 13 ] в тот же период возникли секты алавитов и друзов .
Конец
[ редактировать ]Период доминирования шиитов подошел к концу с « Суннитским возрождением », возрождением ортодоксального суннитского ислама, инициированным формализацией суннитских доктрин аббасидским халифом аль-Кадиром и осуществленным в политической сфере посредством завоеваний Суннитская империя Сельджуков в середине 11 века. Великий сельджукский визирь Низам аль-Мульк способствовал интеллектуальному контрнаступлению суннитов, спонсируя сеть суннитских государственных школ во всех владениях сельджуков. [ 14 ] [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Беннисон 2009 , стр. 27, 42–43.
- ^ «Исламский мир: Династия Буйидов» . Британская энциклопедия .
Тот факт, что они были шиитами, как и Идрисиды, Фатимиды и Хамданиды, побудил ученых называть период с середины 10 до середины 11 века шиитским веком.
- ^ Боннер 2010 , стр. 313–327.
- ^ Боннер 2010 , стр. 325–326.
- ^ Боннер 2010 , стр. 326–328.
- ^ Боннер 2010 , стр. 327–330.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 285–286.
- ^ Беннисон 2009 , стр. 40–41.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 286–290.
- ^ Перейти обратно: а б Беннисон 2009 , с. 42.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 185–197.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 225–227.
- ^ Хамфрис 2010 , с. 538.
- ^ Беннисон 2009 , стр. 43–44.
- ^ Гриффель 2006 , стр. 782–783.
Источники
[ редактировать ]- Беннисон, Амира К. (2009). Великие халифы. Золотой век империи Аббасидов . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-3001-5227-2 .
- Боннер, Майкл (2010). «Упадок империи, 861–945». В Робинсоне, Чейз Ф. (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 1: Формирование исламского мира, с шестого по одиннадцатый века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 305–359. ISBN 978-0-521-83823-8 .
- Гриффель, Фрэнк (2006). «Суннитское возрождение». В Мери, Йозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. стр. 782–783. ISBN 978-0-415-96690-0 .
- Хамфрис, Стивен (2010). "Сирия". В Робинсоне, Чейз Ф. (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 1: Формирование исламского мира, с шестого по одиннадцатый века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 506–540. ISBN 978-0-521-83823-8 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .