Суннитское возрождение
Суннитское возрождение было периодом в исламской истории, отмеченным возрождением политического успеха суннитского ислама , возобновлением интереса к суннитскому праву и теологии, а также распространением новых стилей в искусстве и архитектуре. Условно возрождение длилось с 1055 по 1258 год. [1]
Ричард Буллиет предположил, что термин «перецентрирование» лучше описывает этот период, чем «возрождение» или «ренессанс». [2] Этот период характеризуется как развитием событий внутри суннизма, так и отношениями суннитов с шиитским исламом . В частности, это был период гомогенизации суннизма, когда ученые и лидеры стремились к иджма (консенсусу). [2] Эрик Чейни утверждал, что суннитское возрождение привело к упадку научной деятельности в исламском мире . [3]
Тайминг
[ редактировать ]Суннитское возрождение последовало за периодом господства шиитов, иногда называемым « Веком шиитов », при династии Фатимидов в Африке, Палестине и некоторых частях Аравии; в династия Хамданидов Сирии; и династия Буидов в Ираке и Иране. В этот период шиитские государства контролировали большую часть исламского мира, включая его основные районы. Аббасидский халиф , верховный суннитский лидер, находился под контролем буидов, управлявших Багдадом, тогда как шариф Мекки находился под властью Фатимидов. [4]
Религиозное возрождение началось при аббасидском халифе аль-Кадире ( годы правления 991–1031 ). Несмотря на то, что он подчинялся буйдам и был политически бессилен, ему удавалось проводить все более независимый курс в религиозных вопросах. При поддержке ханбалитских традиционалистов аль-Кадир превратил халифат в поборника суннизма, осудив шиитские и рационалистические ( мутазилитские ) убеждения, которым частично симпатизировали предыдущие халифы Аббасидов. Так называемое «Кредо веры Кадири», сформулированное в 1018 году, было первым выражением суннитских верований как таковых, а не определенных в оппозиции к шиитам. [5] [6]
Суннитское возрождение стало политическим движением, когда турки-сельджуки -сунниты отвоевали Багдад у буидов в 1055 году, спасая халифа аль-Каима от свержения шиитами. [5] Период господства сельджуков длился примерно столетие, примерно до 1150 года. Они были окончательно изгнаны из Багдада в 1157 году. После этого последовал период возрождения Аббасидов и экуменизма, пока монголы не разграбили Багдад в 1258 году. [7]
Распространение
[ редактировать ]Главным архитектором политического и правового возрождения суннитов был Низам аль-Мульк (ум. 1092), визирь Сельджукской империи. Он основал школу, носившую его имя, «Низамия Багдада» . Главный архитектор богословского возрождения аль-Газали (ум. 1111) преподавал в школе Низама в Багдаде. Это было не первое медресе , но оно было, безусловно, самым влиятельным, и созданные после него низамии в Багдаде были основаны везде, где распространялось суннитское возрождение. Они были основным фактором гомогенизации суннизма во время возрождения. [8]
Фигурой, наиболее связанной с суннитским возрождением в Сирии, является Нур ад-Дин (ум. 1174), построивший двадцать медресе в Дамаске. В 1171 году Саладин , первоначально генерал Нур ад-Дина, упразднил Фатимидский халифат и привел Египет в лоно суннитов. Его династия Айюбидов энергично усилила суннизм в Сирии, Палестине и Египте. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маркс 2010 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б Берки 2003 , с. 189.
- ^ Чейни 2016 .
- ^ Таблица 2011 , стр. 13–14.
- ^ Jump up to: а б Гриффель 2006 , с. 782.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 239–240.
- ^ Таблица 2017 , с. 308.
- ^ Jump up to: а б Аззам 2016 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Аззам, Абдель Рахман (2016). «Источники суннитского возрождения: Низам у-Мульк и Низамия: ответ 11-го века на сектантство». Мусульманский мир . 106 (1): 97–108. дои : 10.1111/muwo.12126 .
- Берки, Джонатан П. (2003). Формирование ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600–1800 гг . Издательство Кембриджского университета.
- Чейни, Эрик (2016). Религия и взлет и падение исламской науки (PDF) (глава диссертации). Гарвардский университет.
- Гриффель, Фрэнк (2006). «Суннитское возрождение». В Мери, Йозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. стр. 782–783. ISBN 978-0-415-96690-0 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Маркс, Лаура У. (2010). Свертывание и бесконечность: исламская генеалогия искусства новых медиа . МТИ Пресс.
- Таббаа, Ясир (2011). Трансформация исламского искусства в период суннитского возрождения . Вашингтонский университет Press.
- Таббаа, Ясир (2017). «Возрождение Багдадского халифата». В Финбарре Барри Фладе; Гюльру Нечипоглу (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры, Том. 1: От Пророка к монголам . Уайли-Блэквелл. стр. 307–326.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аззам, Абдель Рахман (2014). Саладин: Триумф суннитского возрождения . Общество исламских текстов.
- Макдиси, Джордж (1977). «Суннитское возрождение». В Дональде Сидни Ричардсе (ред.). Исламская цивилизация, 950–1150 гг . Бруно Кассирер. стр. 155–168.
- Таббаа, Ясир (2001). Трансформация исламского искусства в период суннитского возрождения . Вашингтонский университет Press.