Осада Багдада
Осада Багдада (1258 г.) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть монгольских вторжений и завоеваний | |||||||||
Изображение армии Хулагу, осаждающей город, ок. 14:30 | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
Ильханство | Аббасидский халифат | ||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
Аль-Мустасим | |||||||||
Сила | |||||||||
138,000–300,000 [а] | 50,000 | ||||||||
Жертвы и потери | |||||||||
200 000 убитых (по данным Хулагу) 800 000–2 000 000 убитых (мусульманские источники) |
Осада Багдада произошла в начале 1258 года в Багдаде , исторической столице Аббасидского халифата . После серии провокаций со стороны правителя города халифа аль-Мустасима большая армия под командованием монгольского принца Хулагу на город напала . Через несколько недель город пал и был разграблен монгольской армией — аль-Мустасим был убит вместе с сотнями тысяч своих подданных. Падение города традиционно рассматривалось как окончание Золотого века ислама ; на самом деле его последствия неопределенны.
После восшествия на монгольский престол его брата Мункэ-хана в 1251 году Хулагу, внук Чингисхана , был отправлен на запад, в Персию, чтобы обезопасить регион. Его огромной армии численностью более 138 000 человек потребовались годы, чтобы достичь региона, но затем он быстро атаковал и одолел ассасинов -исмаилитов-низаритов в 1256 году. Монголы ожидали, что аль-Мустасим предоставит подкрепление для своей армии - неспособность халифа сделать это в совокупности своим высокомерием на переговорах убедил Хулагу свергнуть его в конце 1257 года. Вторгшись в Месопотамию со всех сторон, монгольская армия вскоре подошла к Багдаду, разгромив вылазку 17 января 1258 года, затопив их лагерь. Затем они захватили Багдад, в котором осталось около 30 000 солдат.
Штурм начался в конце января. Монгольские осадные машины за пару дней прорвали укрепления Багдада, а к 4 февраля хорошо обученные войска Хулагу контролировали восточную стену. Все более отчаявшийся аль-Мустасим отчаянно пытался вести переговоры, но Хулагу был полон решимости добиться полной победы, даже убивая солдат, пытавшихся сдаться. В конце концов халиф сдал город 10 февраля, а через три дня монголы начали грабежи. Число умерших неизвестно, поскольку это число, вероятно, увеличилось в результате последующих эпидемий ; Позже Хулагу оценил их общее число примерно в 200 000 человек. Объявив 20 февраля амнистию за грабежи, Хулагу казнил халифа. В отличие от преувеличений более поздних мусульманских историков, Багдад процветал при Ильханате Хулагу , хотя и пришел в упадок по сравнению с новой столицей Тебризом .
Фон
[ редактировать ]Багдад был основан в 762 году нашей эры аль-Мансуром , вторым халифом династии Аббасидов , недавно свергнувшей империю Омейядов . Аль-Мансур считал, что новому халифату Аббасидов нужна новая столица , расположенная вдали от потенциальных угроз и недалеко от базы власти династии в Персии. Невероятно богатый благодаря торговым путям и налогам, которые он контролировал, Багдад быстро стал мировым городом и эпицентром Золотого века ислама : поэты, писатели, ученые, философы, музыканты и ученые всех мастей процветали в городе. Багдад, содержащий центры обучения, такие как Дом Мудрости , и астрономические обсерватории , которые использовали недавно появившуюся технологию бумаги и собирали учения древности со всей Евразии, был «интеллектуальной столицей планеты». По словам Джастина, Мароцци . [1]
В течение десятого века власть Аббасидов постепенно уменьшалась. Это привело к оккупации Багдада сначала буидами в 945 году, а затем сельджуками в 1055 году, когда халифы имели только местную власть. Они сосредоточили свое внимание на самом Багдаде, который сохранил свое положение одного из выдающихся городов мира - к нему присоединились только Кайфэн и Ханчжоу, в которых между 1000 и 1200 годами проживало более миллиона человек . [2] Халифат вновь стал значительной державой при ан-Насире ( годы правления 1180–1225 ), который отразил угрозы со стороны последних сельджукских правителей и их преемников, хорезмийцев . Вторжение Хорезма Мухаммеда II на Аббасидов в 1217 году провалилось, и вскоре в его царство вторглись армии Чингисхана , первого правителя Монгольской империи . [3]
После того, как монгольское вторжение в Хорезмийскую империю закончилось в конце 1221 года, они не возвращались в регион до 1230 года. В том же году Чормакан , ведущий полководец при преемнике Чингиса Угедей-хане , прибыл в Азербайджан, чтобы уничтожить хорезмийского принца Джалал ад-Дина. , который был убит в следующем году. [4] После этого Чормакан начал устанавливать монгольскую гегемонию на северо-западе Ирана и в Закавказье . После захвата Исфахана в 1236 году монголы начали проверять власть халифа в Месопотамии , осадив Эрбиль в 1237 году и совершив набег до стен самого Багдада в следующем году. [5] Чормакан и его сменивший в 1241 году Байджу с тех пор совершали набеги на регион почти каждый год. Хотя монгольское правление было закреплено в других частях Ближнего Востока — их победа в битве при Кёсе-Даге в 1243 году превратила сельджукский султанат Рум в зависимое государство — Багдад остался непокоренным и даже разгромил монгольские войска в 1245 году. [6] Еще одним проблемным государством был Орден Убийц в горах Эльбурз . Это скрытное государство низаритов-исмаилитов убивало монгольских командиров в 1240-х годах и якобы отправило 400 ассасинов в столицу Монголии Каракорум, чтобы убить самого хана. [7]
Кампания против ассасинов
[ редактировать ]Мункэ-хан был провозглашен ханом в 1251 году в результате Толуидской революции , в результате которой семья младшего сына Чингиса Толуя стала самой могущественной фигурой в Монгольской империи. [8] Мункэ решил отправить своих младших братьев Хубилая и Хулагу в масштабные военные экспедиции, чтобы покорить мятежных вассалов и проблемных врагов. В то время как Хубилай был отправлен вассализировать Королевство Дали и возобновить войну против Южной Сун , Хулагу был отправлен на запад, чтобы уничтожить ассасинов-исмаилитов и обеспечить подчинение халифов Аббасидов. [9] Для этой задачи ему была выделена одна пятая рабочей силы империи, цифра, которая, по разным оценкам современных ученых, составляет от 138 000, почти 200 000 или 300 000 человек. [а] В состав отряда входили войска из вассальной Армении , в том числе ее царь Хэтум I , тысячный корпус военных инженеров во главе с Го Канем , вспомогательные войска со всей империи и генералы из всех ветвей монгольской императорской семьи, в том числе три князя из Золотая Орда , чагатайидский князь Тегудер и, возможно, один из внуков Чингисхана по линии его дочери Чечейхен . [13]
Из-за размера своих войск продвижение Хулагу из Каракорума было крайне медленным по монгольским меркам. Отправившись в октябре 1253 года, он провел следующие годы, проходя через Трансоксиану , и получил дань уважения от местных правителей, включая Аргуна Аку в Кише в ноябре 1255 года; В начале следующего года он вошел в центр Ассасинов, Кохистан . [14] Передовой авангард под командованием генерала Китбуки взял многочисленные крепости исмаилитов, безуспешно осадил крепость Гердкух и разграбил город Тун между 1253 и 1256 годами. [15] Великий магистр ассасинов Алаад-Дин Мухаммад умер в декабре 1255 года, и Хулагу отправил послов к своему молодому преемнику Рукн ад-Дину Хуршаху . Новый Великий Магистр попытался тянуть время, но его крепости постепенно перешли к монголам, и он сдался из Маймун-Диза . 19 ноября [16] Рукн ад-Дин убедил крепость Аламут сдаться 15 декабря, но некоторые другие крепости отказались; Ламбасар пал в конце 1257 года, а Гердкух продержался пятнадцать лет и пал только в 1271 году. [17] [б]
Кампания Аббасидов
[ редактировать ]Хулагу ожидал, что аббасидский халиф аль-Мустасим предоставит войска для кампании против ассасинов; Халиф первоначально согласился, но его министры утверждали, что настоящая цель запроса состояла в том, чтобы освободить Багдад от потенциальных защитников, и поэтому он отказался. [19] Позже суннитские Багдада писатели обвинили визиря , шиита по имени Мухаммад ибн аль-Алками , в том, что он предал халифа, начав секретные переговоры с Хулагу. В 1256 году межрелигиозное насилие между суннитами и шиитами после разрушительного наводнения вспыхнуло , а это означало, что Багдад оказался в трудном положении; однако аль-Мустасим и его министры все еще были в заблуждении относительно своих шансов на успех. [20]
...Я обрушу тебя с вершины неба,
Как лев, я брошу тебя на самую глубину.
Я не оставлю в живых ни одного человека в твоей стране,
Я превращу твой город, земли и империю в пламя.Если у тебя хватит духу спасти свою голову и свой древний род,
Слушайте внимательно мой совет.
Если ты откажешься принять это, я покажу тебе смысл воли Божией.
Конец первого письма Хулагу аль-Мустасиму, сентябрь 1257 г. [21]
Хулагу провел лето 1257 года на равнине Хамадан или вблизи нее , где к нему присоединился Байджу, который был занят проблемами на северо-западе. Байджу привел вассалов сельджуков, грузин и армян, чтобы они присоединились к монгольской армии; в их число входили Пшош Хагбакян и Закаре , князья Армении. В сентябре Хулагу начал переписку с аль-Мустасимом, которую историк Рене Груссе назвал «одним из самых великолепных диалогов в истории». [22] Его первое послание требовало, чтобы халиф разрушил оборону Багдада и отправил трех своих главных министров — визиря, командующего солдатами и даватдара (хранителя чернильницы) — к монголам; все трое, вероятно, отказались, и вместо них были отправлены три менее важных чиновника. [23]
В ответе Аль-Мустасима на письмо Хулагу монгольский лидер был назван молодым и невежественным и представился как способный собрать армии со всего ислама. Сопровождаемое неуважительным поведением по отношению к посланникам Хулагу, это было просто «провокационным бахвальством»: мамлюкский султанат в Египте был враждебно настроен по отношению к халифу, в то время как Айюбиды в Сирии были сосредоточены на собственном выживании. [24] Дальнейший обмен письмами не принес никакого прогресса, за исключением уступки халифа небольшой суммы дани - аль-Алками выступал за отправку больших сумм, но даватдар утверждал, что аль-Алками пытался опустошить казну и завоевать расположение Хулагу. [25]
Потеряв терпение, Хулагу посоветовался со своими советниками по практическим вопросам нападения на Багдад. Астроном Хусам ад-Дин предсказал гибель, заявив, что все правители, напавшие на Багдад, впоследствии потеряли свое королевство. Затем Хулагу обратился к эрудиту Насиру ад-Дину ат-Туси , который просто ответил, что ни одна из этих катастроф не произойдет и что Хулагу будет править вместо халифа. [26]
Наступление и осада
[ редактировать ]Окруженный на правом фланге золотоордынскими князьями, подошедшими через равнину Шахризор , и на левом — Китбукой в Хузистане , Хулагу командовал основными монгольскими силами и разграбил Керманшах 6 декабря . После военного совета в середине декабря его командиры разошлись для выполнения разных задач. [27] Байджу вернулся в авангард в Эрбиле и переправился через Тигр в Мосуле с помощью своего эмира Бадр ад-Дина Лу'лу' , который также предоставил припасы. [28] направился на юг в сторону Багдада. Байджу достиг канала Нахр Иса в середине января 1258 года, после чего его заместитель Сугунчак отодвинул передовой отряд примерно на 25 миль (40 км) от города. [29] 16 января Сугунчак столкнулся с даватдаром с 20 000 пехотинцев и был вынужден отступить; армия халифа преследовала его, но в ту ночь силы Байджу прорвали дамбы канала Дуджайл и затопили лагерь празднующей армии Аббасидов. Многие утонули, а остальные на следующее утро были атакованы армией Байджу — они были разбиты, и лишь немногие, включая Даватдара , вернулись в Багдад. [30]
Тем временем Китбука пересек Тигр на юге и приближался к пригороду Карха, а сам Хулагу 22 января достиг восточных пригородов, где его приветствовали местные шииты. Затем монголы окружили Багдад, возведя частокол вокруг всего города и выкопав ров внутри этого ограждения; эти укрепления были построены в течение дня. [31] Они построили насыпи из кирпичей для своих пулеметов и баллист и подготовили боеприпасы — монголы использовали пальмы и камни, ранее использовавшиеся при строительстве пригородов, пока не нашли подходящие камни в горах Джебель-Хамрин , в трех днях пути отсюда. Они также использовали пиротехнику, например, сжигание бензина . [32] Чтобы никто не смог использовать Тигр для побега, Хулагу приказал построить понтонные мосты через реку по обе стороны города. Несмотря на слабость Багдада (стены были в плохом состоянии, а гарнизон, насчитывавший до Даватдара не более 50 000 человек вылазки , был необученным и по большей части недееспособным), Хулагу тщательно планировал свои операции, чтобы предусмотреть все непредвиденные обстоятельства. [33]
Штурм ослабленных наводнением стен Багдада начался 29 декабря. [34] или 30 января. [35] Монгольские войска направили в город послания с гарантиями безопасности — под гарантии входили христиане, некоторые мусульманские деятели, а также те, кто не воевал с монголами или сдался. [36] Первая брешь была сделана в юго-восточной башне Аджами, недалеко от лагеря Хулагу, 1 февраля, но монголы были отброшены; Дальнейшие нарушения в течение следующих двух дней позволили им получить доступ и захватить контроль над восточными зубчатыми стенами к 4 февраля. [37] Почувствовав поражение, даватдар попытался сбежать, плывя по Тигру, но приготовления Хулагу выдержали и вынудили его вернуться в город, потеряв три корабля. [38]
Халиф аль-Мустасим в течение следующей недели отправил множество послов, в том числе аль-Алками и Маккиху II , Патриарха Церкви Востока , но Хулагу был полон решимости не меньше, чем безоговорочную капитуляцию, особенно после того, как один из его командиров был ранен стрелой во время переговоров. [39] И Даватдар , и командир багдадского гарнизона были сданы монголам во время переговоров и теперь казнены. [40] 7 февраля большое количество безоружных солдат и жителей покинуло город в явной надежде, что их пощадят и позволят поселиться в Сирии; вместо этого их разделили на группы и казнили. [41]
Имея ограниченные возможности, аль-Мустасим приготовился сдаться. Отправив посольство во главе со своим сыном и наследником Ахмедом, обеспечившим гарантии безопасности своей семье, халиф сдался 10 февраля, приведя с собой свою семью и 3000 высокопоставленных лиц. Хулагу попросил аль-Мустасима приказать населению города покинуть город после того, как сложит оружие; те, кто подчинился, были убиты. [42] Халиф и его семья разместились рядом с войсками Китбуки у южных ворот. [43]
Мешок и последствия
[ редактировать ]13 февраля начался разграбление Багдада. Это был не акт бессмысленного разрушения, как его обычно представляют, а, скорее, продуманное решение, чтобы продемонстрировать последствия неповиновения Монгольской империи. [44] Сайиды , ученые, купцы, торговавшие с монголами, и христиане в городе, за которых заступилась жена Хулагу Докуз Хатун , сама христианка, были сочтены достойными и получили указание пометить свои двери, чтобы их дома были сохранены. [45] Остальная часть города подвергалась грабежам и убийствам в течение целой недели. По словам Киракоса Гандзакеци , армянского историка, христиане в армии Хулагу получили особое удовольствие от разграбления Багдада. [46] Неизвестно, сколько жителей было убито: более поздние мусульманские писатели оценивали от 800 000 до двух миллионов смертей, а сам Хулагу в письме Людовику IX Франции отмечал, что его армия убила 200 000 человек. [47] Цифры могли быть завышены из-за последующей эпидемии среди выживших. [48]
Через два дня после грабежа, 15 февраля, Хулагу посетил дворец халифа и заставил аль-Мустасима раскрыть свои сокровища; часть была распределена между такими командирами, как Го Кан, но большую часть погрузили в повозки и перевезли либо в Мункэ в Каракоруме, либо на остров Шахи в Азербайджане, где должен был быть похоронен Хулагу. Предоставив дворец Маккихе в качестве христианской церкви, Хулагу затем устроил праздничный банкет, на котором насмешливо принял халифа. Насир ад-Дин ат-Туси, который, вероятно, присутствовал при этом, записал следующий диалог: [49]
[Хулагу] поставил перед халифом золотой поднос и сказал: «Ешь!»
«Это несъедобно», — сказал халиф.
«Тогда почему же ты сохранил ее, — спросил хан, — и не отдал своим воинам? И почему ты не сделал эти железные двери наконечниками для стрел и не пришел на берег реки, чтобы я не был сможет пересечь его?»
«Такова была воля Божия», ответил халиф.
«То, что случится с тобой, — сказал хан, — это тоже воля Божия».
Этот инцидент, вероятно, является источником народной сказки, воспроизведенной в трудах христианских писателей, таких как Марко Поло , в которой Хулагу впоследствии запер аль-Мустасима в камере, окруженной его сокровищами, после чего он умер от голода в течение четырех дней. [50] На самом деле, 20 февраля, после того как Хулагу прекратил грабежи и убийства и перенес свой лагерь за пределы города, спасаясь от все более зловонного воздуха, аль-Мустасим был казнен вместе со всей своей семьей и судом. Чтобы не пролить королевскую кровь, что было большим табу для монголов, халифа заворачивали в свернутый ковер и насмерть затаптывали лошадьми. [51] Хулагу обсуждал, стоит ли вообще казнить аль-Мустасима, но в конце концов решил сделать это, чтобы разрушить миф о халифате как всемогущем, неуязвимом и неприкосновенном существе. [52]
Если бы, как утверждают более поздние авторы, аль-Алками выдал Багдад монголам, Хулагу приказал бы его казнить — такова была политика монголов в отношении всех предателей. Вместо этого, из-за его попыток отговорить халифа от глупого пути, он был повторно назначен визирем, хотя и умер менее чем через три месяца. [53] Назначив также хорезмийского даруячи по имени Али Баатара для региона и разместив в городе 3000 солдат, Хулагу дал указание восстановить Багдад и открыть его базары . 8 марта он покинул этот район и направился на север в Хамадан , а затем в Азербайджан, где оставался в течение года. [54]
Наследие
[ редактировать ]Падение Багдада ознаменовало конец пятисотлетнего халифата Аббасидов — хотя один из членов династии в конечном итоге добрался до Каира , где султанат мамлюков назначил его Аль-Мустансиром II , он и его потомки были марионетками Государство мамлюков и никогда не получало большого признания в широком мусульманском мире; позже они были узурпированы османами , которые сохраняли титул халифа до 20 века. [55] Это также ознаменовало сдвиг власти от Багдада к таким городам, как Тебриз , столица Ильханства , ханства , позже основанного Хулагу. [56]
Падение Багдада не было таким решающим событием эпохи, как предполагалось, хотя это было знаменательное событие для исламского мира. [57] Мусульманские писатели традиционно приписывали упадок Золотого века ислама и, следовательно, последующий подъем западного мира именно этому событию; однако такой аргумент подвергся критике как упрощенный и ленивый. [58] В то время как в часто цитируемом описании историка XVI века подробно рассказывается, что в Тигр было брошено так много книг из багдадских библиотек, что «от их множества цвет реки стал черным», историк Михал Биран показал, что большие библиотеки вновь открылись. для обучения и преподавания в течение двух лет после осады. [59] Хулагу и его преемники на посту правителей Ильханата активно покровительствовали и поощряли музыкальные и литературные традиции; именно последующие осады, подобные тем, что были проведены Тимуром в 1393 и 1401 годах и османами в 1534 году , обеспечили долгосрочную маргинализацию города. [60]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б 170 000 монгольских солдат в дополнение к 130 000 вспомогательных войск ; Джон Массон Смит оценил в 1975 году [10] По оценкам Джеймса Чемберса, в 1979 году численность солдат составляла около 200 000 человек; [11] и Тимоти Мэй оценил их около 138 000 в 2007 году. [12]
- ↑ Хотя Хулагу, похоже, очень любил Рукн ад-Дина и уважал его безопасность, Мункэ счел его дальнейшее выживание пустой тратой ресурсов и приказал казнить его. [18]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мароцци 2014 , главы 1, 3.
- ^ Мароцци 2014 , глава 4; Модельски 2007 .
- ^ Бойл 1968 , стр. 200–202; Этвуд 2004 , с. 1.
- ^ Джексон, 2017 , стр. 81–82; Этвуд 2004 , с. 2; Бойл 1968 , стр. 334–335.
- ^ Джексон, 2017 , стр. 82–83; Этвуд 2004 , с. 2.
- ^ Джексон, 2017 , стр. 83–85; Этвуд 2004 , с. 2.
- ^ Джексон 2017 , с. 125; Этвуд 2004 , с. 255; Морган 1986 , с. 130; Биран 2012 , стр. 78–79.
- ^ Май 2018 г. , стр. 144–145; Этвуд 2004 , с. 263.
- ^ Май 2018 , с. 159; Джексон 2017 , с. 125; Бойл 1968 , с. 340; Лейн 2003 , с. 23.
- ^ Смит 1975 , стр. 277–278.
- ^ Чемберс 1979 , стр. 142–143.
- ^ Май 2007 г. , с. 27.
- ^ Лейн 2003 , стр. 18–19; Ходоус 2020 , с. 30; Этвуд 2004 , с. 255; Джексон 2017 , стр. 126–127.
- ^ Бойл 1968 , с. 341; Джексон 2017 , стр. 126–127.
- ^ Бойл 1968 , с. 342; Май 2018 , с. 163; Этвуд 2004 , с. 255.
- ^ Этвуд 2004 , с. 255; Лейн 2003 , стр. 24–25; Джексон 2017 , с. 127; Бойл 1968 , стр. 342–344.
- ^ Этвуд 2004 , стр. 255–256; Бойл 1968 , стр. 344–345; Джексон 2017 , с. 127.
- ^ Лейн 2003 , стр. 25–26; Этвуд 2004 , с. 255.
- ^ Джексон 2017 , с. 128; Лейн 2003 , с. 30.
- ^ Лейн 2003 , стр. 31–35; Мароцци, 2014 г. , глава 4; Этвуд 2004 , с. 2.
- ^ Мароцци 2014 , глава 4.
- ^ Лейн 2003 , с. 143; Бойл 1968 , стр. 345–346; Байшарсайхан 2011 , с. 129.
- ^ Джексон 2017 , с. 128; Лейн 2003 , с. 30; Бойл 1968 , с. 346.
- ^ Мароцци 2014 , глава 4; Чемберс 1979 , с. 144; Лейн 2003 , стр. 30–31.
- ^ Джексон 2017 , с. 128; Чемберс 1979 , с. 144.
- ^ Джексон 2017 , с. 129; Бойл 1968 , с. 346.
- ^ Бойл 1968 , стр. 346–347; Джексон 2017 , с. 128.
- ^ Бай︠а︡рсайхан 2011 , с. 129
- ^ Бойл 1968 , с. 347; Этвуд 2004 , с. 28.
- ^ Бойл 1968 , с. 347; Этвуд 2004 , с. 28; Чемберс 1979 , с. 144.
- ^ Бойл 1968 , стр. 347–348; Чемберс 1979 , стр. 144–145.
- ^ Чемберс 1979 , с. 145; Бьюэлл 2003 , стр. 51–52; Мароцци 2014 , глава 4.
- ^ Этвуд 2004 , с. 28; Чемберс 1979 , с. 144; Мароцци 2014 , глава 4.
- ^ Этвуд 2004 , с. 2; Бьюэлл 2003 , с. 51; Бойл 1968 , с. 348.
- ^ Чемберс 1979 , с. 145; Мароцци 2014 , глава 4.
- ^ Лейн 2003 , с. 32; Чемберс 1979 , с. 145.
- ^ Бьюэлл 2003 , с. 52; Этвуд, 2004 г. , стр. 28–29; Бойл 1968 , с. 348.
- ^ Этвуд 2004 , с. 29; Бойл 1968 , с. 348; Май 2018 , с. 166.
- ^ Этвуд 2004 , с. 28; Чемберс 1979 , с. 145; Бойл 1968 , с. 348.
- ^ Джексон 2017 , с. 128; Бойл 1968 , с. 348.
- ^ Джексон 2017 , с. 167; Чемберс 1979 , с. 145.
- ^ Бойл 1968 , с. 348; Джексон 2017 , с. 167; Этвуд 2004 , с. 29; Мароцци 2014 , глава 4.
- ^ Бойл 1968 , с. 348.
- ^ Биран 2016 , с. 140; Лейн 2003 , с. 29.
- ^ Джексон 2017 , с. 167; Этвуд 2004 , с. 226.
- ^ Чемберс 1979 , с. 145; Мароцци, 2014 г. , глава 4; Биран 2012 , с. 79.
- ^ Морган 1986 , с. 133; Бьюэлл 2003 , с. 117; Этвуд 2004 , с. 344; Чемберс 1979 , с. 146.
- ^ Джексон 2017 , с. 172.
- ^ Бойл 1968 , стр. 348–349; Чемберс 1979 , с. 145; Этвуд 2004 , с. 226; Ходоус 2020 , с. 35.
- ^ Джексон 2017 , с. 129; Морган 1986 , с. 133; Бойл 1968 , с. 248; Май 2018 , с. 166.
- ^ Джексон, 2017 , стр. 128–129; Этвуд 2004 , с. 29; Морган 1986 , с. 133.
- ^ Биран 2012 , с. 79; Джексон 2017 , с. 129.
- ^ Лейн 2003 , с. 145; Бойл 1968 , с. 349; Чемберс 1979 .
- ^ Бойл 1968 , с. 349; Этвуд 2004 , с. 29.
- ^ Морган 1986 , стр. 133–134; Джексон 2017 , с. 129.
- ^ Биран 2012 , с. 99; Этвуд 2004 , с. 2.
- ^ Джексон 2017 , с. 129.
- ^ Биран 2019 , с. 465; Аль-Халили 2012 , глава 12: Упадок и Возрождение.
- ^ Биран 2019 , стр. 470–472.
- ^ Биран 2016 , с. 150; Биран 2019 , стр. 494–495.
Библиография
[ редактировать ]- Аль-Халили, Джим (2012). Дом мудрости: как арабская наука спасла древние знания и подарила нам эпоху Возрождения . Лондон: Книги Пингвинов . ISBN 978-0-1431-2056-8 .
- Этвуд, Кристофер П. (2004). Энциклопедия Монголии и Монгольской империи . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 978-0-8160-4671-3 . Проверено 2 марта 2022 г.
- Байшарсайхан, Д. (2011). Монголы и армяне (1220-1335) . Лейден : Брилл . ISBN 978-9-0041-8635-4 .
- Биран, Михал (2012). Чингисхан . Создатели мусульманского мира. Лондон: Публикации Oneworld . ISBN 978-1-7807-4204-5 .
- Биран, Михал (2016). «Музыка во время монгольского завоевания Багдада: Сафи ад-Дин Урмави и ильханидский кружок музыкантов». В Де Никола, Бруно; Мелвилл, Чарльз (ред.). Монгольский Ближний Восток: преемственность и трансформация в Ильханидском Иране . Исламская история и цивилизация. Том. 127. Лейден : Брилл . ISBN 978-9-0043-1199-2 .
- Биран, Михал (2019). «Библиотеки, книги и передача знаний в Ильханиде Багдаде». Журнал экономической и социальной истории Востока . 62 (2–3): 464–502. дои : 10.1163/15685209-12341485 . S2CID 167078796 .
- Бойл, Джон Эндрю (1968). «Династическая и политическая история Иль-ханов». В Бойле, Джон Эндрю (ред.). Кембриджская история Ирана, том 5: Салджукский и монгольский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 303–421. дои : 10.1017/CHOL9780521069366 . ISBN 0-521-06936-Х .
- Бьюэлл, Пол Д. (2003). Исторический словарь Мировой Монгольской империи . Лэнхэм : The Scarecrow Press . ISBN 978-0-8108-4571-8 .
- Чемберс, Джеймс (1979). Всадники Дьявола: Монгольское вторжение в Европу . Нью-Йорк: Атенеум . ISBN 978-0-6891-0942-3 .
- Ходус, Флоренция (2020). «Го Кан: Военные обмены между Китаем и Ближним Востоком». В Биране, Михал; Брэк, Джонатан; Фиаскетти, Франческа (ред.). По шелковому пути в монгольской Евразии: генералы, купцы и интеллектуалы (1-е изд.). Окленд : Издательство Калифорнийского университета . стр. 27–43.
- Джексон, Питер (2017). Монголы и исламский мир: от завоевания к обращению . Нью-Хейвен : Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-3001-2533-7 .
- Лейн, Джордж (2003). Раннемонгольское правление в Иране тринадцатого века: персидский ренессанс . Лондон: Рутледж . ISBN 978-0-4152-9750-9 .
- Мароцци, Джастин (2014). Багдад: Город мира, Город крови . Лондон: Пингвин Великобритания . ISBN 978-0-1419-4804-1 .
- Мэй, Тимоти (2007). Монгольское военное искусство: Чингисхан и монгольская военная система . Ярдли : Вестхолм. ISBN 978-1-5941-6046-2 .
- Мэй, Тимоти (2018). Монгольская империя . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0-7486-4237-3 . JSTOR 10.3366/j.ctv1kz4g68 .
- Модельски, Джордж (29 сентября 2007 г.). «Города мира Центральной Азии? (XI – XIII вв.) Дискуссионный доклад» . Архивировано из оригинала 30 апреля 2011 года.
- Морган, Дэвид (1986). Монголы . Народы Европы. Оксфорд : Издательство Блэквелл . ISBN 978-0-6311-7563-6 .
- Смит, Джон Массон (1975). «Монгольская рабочая сила и персидское население» . Журнал экономической и социальной истории Востока . 18 (3): 271–299.
- 1258 год в Монгольской империи.
- Багдад под властью халифата Аббасидов
- Бои с участием Армянского Киликийского королевства
- Бои с участием Королевства Грузия
- Осада с участием Монгольской империи
- Конфликты 1258 года
- Вторжения Монгольской империи
- Резня 13 века
- Осада с участием Аббасидского халифата
- Осада Багдада
- 13 век в Королевстве Грузия.
- XIII век в Аббасидском халифате.
- Хулагу Хан
- Бои с участием Ильханства
- Грабежи в Ираке
- Резня мусульман
- Осада с участием Грузии (страны)