Монгольские нашествия на Сахалин
Монгольские нашествия на Сахалин | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть монгольских походов в Сибирь | |||||||
Сахалин и его окрестности | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Монгольская империя ( династия Юань ) Нивхи | Сахалинские айны | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Таксиала Татаэрдай Янвулудай Другие | путь Юшанну Другие |
С 1264 по 1308 год Монгольская империя (и ее преемница, династия Юань ) совершила несколько вторжений на остров Сахалин у восточного побережья Сибири, чтобы помочь своим союзникам- нивхам против айнов , которые расширялись к северу от Хоккайдо . Айны оказали упорное сопротивление, даже начав контратаку на позиции монголов на континенте через Татарский пролив в 1297 году, но, наконец, капитулировали перед возглавляемой монголами китайской династией Юань в 1308 году.
Фон
[ редактировать ]Народы Сахалина
[ редактировать ]являются Считается , что нивхи потомками коренного населения, населявшего остров Сахалин со времен неолита . [1] В VI веке нашей эры в результате слияния корякской культуры с севера, культуры Хэйшуй Мохэ с запада и местной неолитической сахалинской культуры родилась охотская культура , для которой характерны рыболовство, охота на морских млекопитающих, свиноводство и керамика. [2] Эта культура быстро распространилась в VII веке от Сахалина: на север она овладела Курильскими островами и дошла до южной оконечности полуострова Камчатка ; на юге он пересек пролив Лаперуза и встретился с культурой Сацумон на северных берегах Хоккайдо . [3] Нивхи, бывшие доминирующим населением Сахалина до XII века, считаются носителями охотской культуры. [4] Нивхи известны в китайских источниках как «Джилиеми» (吉列迷; среднекитайский : /kiɪt̚ liᴇt̚ mei/), который стал русифицированным в современную эпоху как «гиляк», а затем переименован в эндоним «Нивхи» в 1930-х годах. [5]
В результате экспансии народа ямато на Хонсю на север , начавшейся в 7 веке нашей эры, эмиси медленно ассимилировались с доминирующей японской культурой или были вытеснены дальше на север, на остров Хоккайдо. [6] Приток мигрантов с Хонсю на Хоккайдо породил на Хоккайдо культуру Сацумон, которая распространила сельское хозяйство по всему острову, за исключением побережья Охотского моря, обращенного к Сахалину, оставшегося под влиянием охотской культуры. В конце концов, демографическое давление и потребность в сельскохозяйственных землях подтолкнули Сацумон, которого считали одним из предков народа айнов , к войне с Охотском народом в 10-11 веках, в результате чего Охотский народ отступил на Сахалин. Конфликты периода нашли отражение в устных традициях юкар айнов северного Хоккайдо, в которых герои «сухопутных людей» ( яункур ) преобладали над «морскими людьми» ( репункур ). [7] Протоайны Сацумон последовали за вторжением на южный Сахалин в 11-12 веках, оставив после себя устные предания, рассказывающие, как айны победили там народ тончи (вероятно, охотска) и отправили их бежать на север на лодках. Таким образом, люди, которые стали известны как айны, поселились на юге Сахалина, в то время как нивхи остались на севере Сахалина и в районе устья Амура на материке. [8]
Интерес монголов к Северо-Восточной Азии
[ редактировать ]В рамках монгольского завоевания династии Чжурчжэней Цзинь и Восточной Ся монголы взяли под политический контроль Маньчжурию в 1233 году. В ответ на набеги нивхов и удэгейских народов монголы основали административный пост в Нургане (современный Тир). , Россия ) в месте слияния рек Амура и Амгуни в 1263 году и принудил к подчинению два народа. [9] Монголы руководствовались своим мировоззрением, согласно которому небеса даровали им право править всем миром, поэтому непокоренные люди, естественно, были мятежниками, для которых было оправдано военное завоевание. [10] Монголы также находились в процессе включения китайской данной системы в своих политических и коммерческих целях: монголы могли управлять отношениями с периферийными народами Северо-Восточной Азии, одновременно гарантируя, что товары из региона будут доступны в качестве дани или торговых товаров. [11] Например, меха соболя из Нижнего Амура и Сахалина особенно нравились монголо-китайскому высшему классу того времени. [12] С точки зрения нивхов, их капитуляция перед монголами, по сути, создала военный союз против айнов, вторгшихся на их земли. [13]
Кроме того, некоторые японские исследователи приписывают монголам иную мотивацию покорения Сахалина. Называя сахалинские экспедиции «монгольским вторжением с севера» (北からの蒙古襲来), сторонники этой теории северного вторжения связывают события на Сахалине с одновременными монгольскими вторжениями в Японию на юге и предполагают, что монголы были заинтересованы в северный путь в Японию через Маньчжурию и Сахалин. Предположительно, монголы пойдут на юг от Сахалина до Хоккайдо и оттуда вторгнутся в Хонсю. [14] Однако нет никаких исторических записей или карт того периода, которые бы свидетельствовали о том, что Сахалин находился где-то рядом с Японией, поэтому любое намерение монголов использовать Сахалин в качестве пункта входа в Японию остается сомнительным. [15]
Конфликты
[ редактировать ]Экспедиции на Сахалин (1264–1286 гг.)
[ редактировать ]Вскоре после капитуляции нивхов монголы получили сообщения о том, что на нивхов ежегодно вторгаются народы востока, а именно гувэй (骨嵬) и илий (亦里于). «Гувей» — это имя, которым нивхи называли народ айнов. [17] а «Йилию», что на тунгусских языках означает «олень» , [18] могло относиться к любому из тунгусских народов, подобно предкам сахалинских уильта . [19] 30 ноября 1264 года монголы напали на айнов на Сахалине. [18] но айны вернулись в следующем году, чтобы напасть на нивхов, убив некоторых из их воинов. Однако на этот раз монголы прислали только запасы продовольствия и оружия. [19]
После формального установления монгольской династии Юань в Китае в 1271 году Таксила (塔匣剌) из монгольской восточной экспедиционной армии предпринял попытку вторжения на Сахалин в 1272 и 1273 годах, но ему не удалось пересечь бушующий Татарский пролив . [20] Посоветовавшись с местными удэгейцами вокруг Нургана, Таксиле сказали, что он должен дождаться, пока пролив замерзнет в зимние месяцы, а затем он сможет провести свою армию по льду на Сахалин, где он найдет земли нивхов и Айны. [20] Это, конечно, было возможно, поскольку ширина пролива в самом узком месте составляла всего около четырех миль, и айны и нивхи издавна пользовались этим фактом. [11] Вооруженный этими знаниями, Таксила обратился к юаньскому двору с просьбой о проведении еще одной экспедиции против айнов в 1273 году, но оно было отклонено. [21] Однако монголы, похоже, усвоили урок, поскольку все последующие монгольские экспедиции на Сахалин происходили в зимние месяцы. [22]
Следующее сообщение о вторжении на айнов относится к 1282 году, когда чжурчжэни под властью монголов были отправлены на помощь в военных действиях, построив лодки для доставки припасов через море. [23] В 1284 году монгольская экспедиция была отложена с сентября на ноябрь из-за опасений, что ветреное море может опрокинуть лодки с припасами. [24] После этой кампании монголы отправили большие армии численностью до 10 000 человек в экспедиции 1285 и 1286 годов. Под предводительством Татаэрдая (塔塔兒帶) и Янвулудая (楊兀魯帶) экспедиции пересекли море на 1000 небольших лодках, перевозящих По 10 человек. [23] Судя по относительно небольшой численности сахалинских айнов в последующие столетия, маловероятно, что айны могли собрать достаточно большую силу, чтобы победить монголов с такой численностью в открытом бою. [25] были обнаружены валы монголо-китайского форта, датированные XIII веком Монгольские войска, по-видимому, в это время достигли южной оконечности Сахалина, поскольку на мысе Крильон . Валы, названные японскими археологами земляным валом Сирануши (白主土城), заметно отличались от айнских чаши и являются единственным укреплением континентального типа, обнаруженным на Сахалине. [26] Японский исследователь Казуюки Накамура считает, что стоянку Сирануси следует идентифицировать как форт Гохуо (果夥), упомянутый в юаньском источнике Цзинши Дадянь (經世大典, «Сборник по управлению миром»), и что он был построен монголами для отражения попытки айнов Хоккайдо вытеснить их. [27]
Контратака айнов и окончание конфликта (1287–1308 гг.)
[ редактировать ]Чтобы поддержать постоянные походы на Сахалин, монголы основали военно-земледельческие колонии возле устья Амура около 1285 года, заселив их ханьскими китайскими изгнанниками из недавно угасшей династии Сун . Однако это длилось недолго, поскольку восстание монгольского князя Наяна в Маньчжурии вынудило войска уйти из Приамурья в 1287 году. [28] Возможно, отражая уменьшение монгольского влияния в этом районе, два нивха, которые были центурионами (百戶) в монгольской армии, перешли на сторону айнов в 1296 году, а в следующем году отряд айнов под командованием вождя Вайинга (瓦英) пересек пролив на Нивхские лодки совершали набеги на поселения на континенте. [29] Нивхи, которые все еще были на стороне монголов, предупредили, что айны планируют пересечь море из Гохуо, когда море замерзнет, и что они собираются атаковать сокольничих в устье Амура. Эти сокольничие, среди которых были и некоторые нивхи, подверглись нападкам айнов из-за их соколов (перья были экзотическим товаром) и из-за поставок из Китая из-за их статуса рабов монгольского императорского двора. Предупрежденные таким образом, когда айны вторглись в устье Амура в середине 1297 года, монголы догнали их и разбили вторгшихся айнов возле озера Кизи . [30]
Сообщается, что айны совершили еще один набег на континент в 1305 году, уклонившись от монгольской армии. [29] В 1308 году вожди айнов Вайинг и Юшанну (玉善奴) сообщили через нивхов, что желают сдаться. Айны отправили в Нурган посла с дарами мечами и доспехами и пообещали ежегодно платить дань мехами. На этом война между айнами и монголами была окончена. [31]
Последствия
[ редактировать ]Монгольские нашествия стали первым случаем, когда влияние режима, базирующегося в Китае, было напрямую распространено на Сахалин. [32] Еще до окончания военных действий айны и народы Приамурья при попустительстве монгольских чиновников в Нургане тайно торговали ценными мехами. [33] Вскоре после покорения айнов старейшины айнов нанесли дань визитов на посты Юань, расположенные в Улиэхэ (兀列河; в бассейне Тыма ), Нангхаре (囊哈兒; недалеко от современного Лангри) и Болуохэ (波羅河; Поронай ) , и получали взамен подарки, делая предоставление дани формой торговли. [34] После монгольских завоеваний центр северной торговли постепенно переместился к китайским постам в Амурском лимане и на Сахалине. [35] а сам Сахалин стал каналом торговли между Монгольской империей на материковой части Евразии и Японским архипелагом. [32] Монголы отступили с Сахалина после 1320 г. [36] а приточная торговля на Сахалине и в бассейне Амура прекратилась в середине 14 века, когда династия Юань пришла в упадок. [33] Китайцы при династии Мин восстановили свое присутствие в этом районе в 1409 году и собирали дань с нивхов и айнов до конца 15 века. [37] Независимо от политической ситуации, торговая сеть, связывавшая Маньчжурию, Японию и Камчатку с Сахалином в центре, сохранялась до XVIII века. [38]
Монгольский мир положил конец конфликтам между нивхами и айнами: айны остались на южном Сахалине, оставив север нивхам. Враждебность уступила место отношениям, характеризующимся смешанными браками, коммерческой торговлей и культурным обменом между двумя народами. Ряд важных культурных элементов, ставших визитной карточкой современной айнской культуры, в том числе церемония с медведем иоманте , были привнесены айнам из охотской культуры, принесенной в результате нивхами. [39] Для нивхов растущее внимание к торговле привело к возникновению этнографической нивхской культуры за счет первоначальной охотской культуры: хотя ритуалы с участием косаток и медведей сохранились, другие культурные особенности, такие как керамика, исчезли. [40]
Мир между нивхами и сахалинскими айнами, а также присутствие монголов на Сахалине также означали, что айны Хоккайдо не могли свободно мигрировать на Сахалин через пролив Лаперуза, как они делали на протяжении веков. Давление населения, которое вытолкнуло айнов на север, теперь встретило сопротивление, и последовавшая реакция в южном направлении привела к усилению конфликта айнов с японцами. Примерно во время монгольского вторжения на Сахалин айны Цугару восстали против могущественного клана Андо (安東氏) на севере Японии в войне, которая длилась с 1268 по 1328 год и получила название Восстание Эдзо (蝦夷大乱). [41] описал Война, которую японский буддийский монах XIII века Нитирен как катастрофу, равную монгольскому вторжению в Японию в 1274 и 1281 годах. [41] привело к расколу клана Андо и, возможно, даже способствовало падению правящего сёгуната Камакура в Японии. [42] Несмотря на то, что общепринятой причиной войны являются торговые разногласия и религиозные разногласия между айнами и кланом Андо, [43] Действия монголов на Сахалине могли способствовать созданию и обострению конфликта. [41] Таким образом, так называемое «монгольское вторжение в Японию с севера», по мнению Казуюки Накамура, было в лучшем случае косвенным. [44]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Згуста 2015 , с. 81.
- ^ Згуста 2015 , с. 84.
- ^ Згуста 2015 , с. 83.
- ^ Згуста 2015 , с. 91.
- ^ Згуста 2015 , с. 71.
- ^ Згуста 2015 , с. 58.
- ^ Згуста 2015 , с. 60.
- ^ Згуста 2015 , стр. 93–4.
- ^ Накамура 2010 , с. 415; Стефан 1971 , с. 21.
- ^ Хадсон 1999 , с. 227.
- ^ Перейти обратно: а б Уокер 2001 , с. 132.
- ^ Трехсвятский 2007 , стр. 145–6.
- ^ Згуста 2015 , с. 96.
- ^ Накамура 2010 , с. 413. Накамура называет Сусуму Эмори (1990) и Шоичи Оба (1998) популяризаторами и сторонниками фразы о «монгольском вторжении с севера». Уокер (2001 , стр. 133) также говорит, что переселение монголов на Сахалин отчасти «вызвано желанием найти проход в Японию».
- ^ Накамура 2010 , с. 428.
- ^ Хадсон 1999 , с. 226.
- ^ Згуста 2015 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Накамура 2010 , с. 415.
- ^ Перейти обратно: а б Трехсвятский 2007 , с. 140.
- ^ Перейти обратно: а б Накамура 2010 , с. 417.
- ^ Накамура 2010 , стр. 417. Трехсвятский (2007 , стр. 140) интерпретирует соответствующий отрывок из « Истории Юаня» как неспособность Таксиалы добиться успеха в этой экспедиции вместо того, чтобы получить разрешение. Оригинальная цитата из «Истории Юаня» 8:151: Во время Восточной экспедиции Та Сила, посланник Восточной экспедиции, просил завоевать племя Гувей, но тот отказался.
- ^ Трехсвятский 2007 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б Накамура 2010 , с. 418.
- ^ Накамура 2010 , с. 416.
- ^ Трехсвятский 2007 , стр. 141–2.
- ^ Трехсвятский 2007 , стр. 143–4.
- ^ Трехсвятский 2007 , с. 144; Накамура 2010 , с. 427.
- ^ Накамура 2010 , с. 419.
- ^ Перейти обратно: а б Накамура 2012 , с. 139.
- ^ Трехсвятский 2007 , стр. 142–3.
- ^ Трехсвятский 2007 , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б Хадсон 1999 , с. 228.
- ^ Перейти обратно: а б Трехсвятский 2007 , с. 145.
- ^ Уокер 2001 , с. 133; Трехсвятский 2007 , с. 150.
- ^ Уокер 2001 , с. 133.
- ^ Стефан 1971 , с. 21.
- ^ Трехсвятский 2007 , с. 151.
- ^ Хадсон 1999 , стр. 228–9.
- ^ Згуста 2015 , с. 100.
- ^ Згуста 2015 , стр. 100–1.
- ^ Перейти обратно: а б с Накамура 2010 , с. 427.
- ^ Танака 2000 , с. 78.
- ^ Танака 2000 , с. 161, примечание 86.
- ^ Накамура 2010 , стр. 427–9.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Хадсон, Марк Дж. (1999). Руины идентичности: этногенез на Японских островах . Гавайский университет Press. ISBN 9780824864194 .
- Накамура, Казуюки (2010) «Кита кара но моко сюрай во мэгуру сёмондай». Различные вопросы, связанные с «нашествием монголов с севера» [Несколько вопросов вокруг «нападения монголов с севера»]. В Кикучи, Тошихико (ред.). Хокуто Аджиа но рекиси то бунка История и культура Северо-Восточной Азии [ История и культура Северо-Восточной Азии ] (на японском языке). Издательство Университета Хоккайдо. ISBN 9784832967342 .
- Накамура, Казуюки (2012). «Ген-Миндай но ширё кара миеру от айнов к айнам бунка». Культура айнов и айнов в исторических материалах династий Юань и Мин. [Культура айнов и айнов из исторических записей Юаня и Мин]. Ин Като, Хирофуми, Кенджи (ред.) . Построение новой истории айнов: Предыстория, древние времена, средневековье. (на японском языке). Университет Хоккайдо. стр. 138–145.
- Стефан, Джон (1971). Сахалин: История . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 9780198215509 .
- Танака, Сакурако (Шерри) (2000). Айны Цугару: коренная история и шаманизм северной Японии (Диссертация). Университет Британской Колумбии. дои : 10.14288/1.0076926 .
- Трехсвятский, Анатолий (2007). «На дальнем краю китайской Ойкумены: Взаимоотношения коренного населения Сахалина с династиями Юань и Мин». Журнал истории Азии . 41 (2): 131–155. ISSN 0021-910X . JSTOR 41933457 .
- Уокер, Бретт (2001). Завоевание земель айнов: экология и культура в японской экспансии, 1590–1800 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520248342 .
- Згуста, Ричард (2015). Народы Северо-Восточной Азии во времени: доколониальные этнокультурные процессы вдоль побережья между Хоккайдо и Беринговым проливом . Лейден, Нидерланды. ISBN 9789004300439 . OCLC 912504787 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кикучи, Тошихико (28 февраля 2012 г.). «Айны и ранняя торговля в Охотском море» . nippon.com .