Наука и технологии династии Юань
Часть серии о |
История науки и техники в Китае |
---|
![]() |
Во времена династии Юань (1271–1368) в Китае было достигнуто множество научных и технологических достижений в таких областях, как математика, медицина, технология печати и пороховая война.
Математика
[ редактировать ]
Достижения в области полиномиальной алгебры были достигнуты математиками во времена династии Юань. Математик Чжу Шицзе (1249–1314) решал одновременные уравнения с числом неизвестных до четырех, используя прямоугольный массив коэффициентов, эквивалентный современным матрицам . [1] [2] Чжу использовал метод исключения, чтобы свести одновременные уравнения к одному уравнению только с одним неизвестным. [3] Его метод описан в « Нефритовом зеркале четырех неизвестных» , написанном в 1303 году. На первых страницах содержится схема треугольника Паскаля . В книге также рассматривается суммирование конечного арифметического ряда. [4]
Го Шоуцзин применил математику для создания календарей. Он был одним из первых математиков в Китае, занимавшихся сферической тригонометрией. [5] Гоу вывел формулу кубической интерполяции для своих астрономических расчетов. [6] Его календарь Шуши Ли (授時暦), или Календарь определения времен года , был распространен в 1281 году как официальный календарь династии Юань. [7] На календарь, возможно, повлияли исключительно работы династии Сун астронома Шэнь Го или, возможно, работы арабских астрономов. [5] В шушинском календаре нет явных признаков мусульманского влияния, но известно, что императоры Юань интересовались мусульманскими календарями. [7] Математические знания с Ближнего Востока были привезены в Китай, а мусульманские астрономы привезли в Китай арабские цифры в 13 веке. [5]
Лекарство
[ редактировать ]Врачи императорского двора Юань принадлежали к разным культурам. [8] Целители делились на немонгольских врачей, называемых отачи , и традиционных монгольских шаманов. Монголы характеризовали врачей- отати тем, что они использовали лекарственные травы, что отличало их от духовного лечения монгольского шаманизма. [8] Врачи получили официальную поддержку со стороны правительства Юаня и им были предоставлены особые юридические привилегии. Хубилай (император Сизу) создал Императорскую медицинскую академию для управления медицинскими трактатами и обучения новых врачей. [9] Учёных-конфуцианцев профессия врача привлекала, потому что она обеспечивала высокий доход, а медицинская этика была совместима с конфуцианскими добродетелями. [10] [9]
Китайская медицинская традиция династии Юань состояла из «Четырех великих школ», унаследованных от династии Цзинь . Все четыре школы основывались на одном интеллектуальном фундаменте, но отстаивали разные теоретические подходы к медицине. [10] При монголах практика китайской медицины распространилась на другие части империи. Этнических ханьских врачей монголы привлекали в военные кампании по мере их экспансии на запад. Китайские медицинские методы, такие как иглоукалывание , прижигание , пульсовая диагностика , а также различные травяные препараты и эликсиры, были переданы на запад, на Ближний Восток и в остальную часть империи. [11] В период Юань было сделано несколько медицинских достижений. Врач Вэй Илинь (1277–1347) изобрел подвесной метод вправления вывихнутых суставов, который проводил с применением анестетиков. [12] Монгольский врач Ху Сыхуэй описал важность здорового питания в медицинском трактате 1330 года. [12]
Западная медицина также практиковалась в Китае христианами-несторианцами при дворе Юань, где ее иногда называли хуэйхуэй или мусульманской медициной. [13] Несторианский врач Иисус Толкователь основал Управление западной медицины в 1263 году во время правления Хубилая. [14] Врачи Хуэйхуэй, работавшие в двух императорских больницах, отвечали за лечение императорской семьи и членов двора. [9] Китайские врачи выступали против западной медицины, потому что ее гуморальная система противоречила философии инь-ян и усин, лежащей в основе традиционной китайской медицины. [15] Никакой китайский перевод западных медицинских работ неизвестен, но возможно, что китайцы имели доступ к Авиценны » «Канону медицины . [16]
Печать и публикация
[ редактировать ]

Юаньские правители покровительствовали полиграфической промышленности. [17] [18] Технология ханьской печати передавалась монголам через уйгурских и тибетских посредников. [17] Некоторые юаньские документы, такие как Ван Чжэня » « Нонг Шу , были напечатаны глиняным подвижным шрифтом - технология, изобретенная в 12 веке. Однако большинство опубликованных работ по-прежнему создавались с использованием традиционных методов блочной печати . [19] Публикация даосского текста, на котором написано имя Тёрегене Хатун , жены Угедея, является одним из первых печатных произведений, спонсируемых монголами. В 1273 году династия Юань создала Управление императорской библиотеки — типографию, спонсируемую правительством. [17] Правительство Юаня создало центры печати по всему Китаю. [17] Местные школы и государственные учреждения финансировались для поддержки издания книг. [20]
Частный полиграфический бизнес также процветал при юане. Они опубликовали широкий спектр работ, а также напечатали образовательные, литературные, медицинские, религиозные и исторические тексты. Объем печатной продукции был огромен. [21] В 1312 году в Пекине было напечатано 1000 экземпляров буддийского текста, прокомментированного Косги Одсиром. [22] К 1328 году ежегодные продажи печатных календарей и альманахов при династии Юань превысили три миллиона. [23]
Одним из наиболее заметных применений технологии печати были Цзяочао , бумажные деньги юаня. Цзяочао изготавливались из коры тутового дерева. [22] Правительство Юаня использовало деревянные блоки для печати бумажных денег, но в 1275 году перешло на бронзовые пластины. [24] Монголы экспериментировали с созданием бумажной денежной системы в китайском стиле на других контролируемых монголами территориях за пределами юаньского Китая. Юаньский министр Болад бумажные деньги суду Гайхату Ильханата был отправлен в Иран, где разъяснял юаньские . [25] Правительство Иль-ханства выпустило бумажные деньги в 1294 году, но недоверие общества к новой экзотической валюте обрекло эксперимент на провал. [26]
Иностранные наблюдатели обратили внимание на технологию печати Юань. Марко Поло задокументировал печатание юаней бумажных денег и брошюр-альманахов, называемых такуини . [22] Визирь Рашид-ад-Дин признал, что книгопечатание было ценным технологическим прорывом, и выразил сожаление по поводу того, что эксперимент монголов по печати бумажных денег провалился в мусульманском мире. Точку зрения Рашид-ад-Дина не разделяли другие летописцы на Ближнем Востоке, которые критиковали разрушительное воздействие эксперимента на Иль-ханство. [23]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джозеф 2011 , с. 196.
- ^ Даубен 2007 , с. 344.
- ^ Даубен 2007 , с. 346.
- ^ I 1985 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б с Хо 1985 , с. 105.
- ^ Джозеф 2011 , с. 247.
- ^ Jump up to: а б Аллсен 2001 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Аллсен 2001 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б с Россаби 1988 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б Аллсен 2001 , с. 157.
- ^ Лейн 2005 , стр. 138–139.
- ^ Jump up to: а б Лейн 2006 , с. 140.
- ^ Аллсен 2001 , с. 151.
- ^ Аллсен 2001 , с. 155.
- ^ Аллсен 2002 , с. 157.
- ^ Аллсен 2002 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б с д Аллсен 2001 , с. 182.
- ^ Ву 1950 , стр. 460.
- ^ Аллсен 2001 , стр. 176–177.
- ^ Ву 1950 , стр. 463.
- ^ Аллсен 2001 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б с Аллсен 2001 , с. 183.
- ^ Jump up to: а б Аллсен 2001 , с. 184.
- ^ Аллсен 2001 , с. 179.
- ^ Алсен 2001 , с. 177.
- ^ Аллсен 2001 , с. 178.
Библиография
[ редактировать ]- Аллсен, Томас (2001). Культура и завоевания в монгольской Евразии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80335-9 .
- Добен, Джозеф (2007). «Китайская математика». Виктор Кац (ред.). Математика Египта, Месопотамии, Китая, Индии и ислама: справочник . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-11485-9 .
- Хо, Пэн Йок (1985). Ли, Ци и Шу: Введение в науку и цивилизацию в Китае . Издательство Гонконгского университета. ISBN 978-0-486-41445-4 .
- Джозеф, Джордж Гевергезе (2011). Герб павлина: неевропейские корни математики - третье издание . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-13526-7 .
- Лейн, Джордж (2006). Повседневная жизнь в Монгольской империи . Издательство Гринвуд. ISBN 978-0-313-33226-5 .
- Россаби, Моррис (1988). Хубилай-хан: его жизнь и времена . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06740-0 .
- Ву, КТ (1950). «Китайская печать при четырех инопланетных династиях: (916–1368 гг. Н.э.)». Гарвардский журнал азиатских исследований . 13 (3/4): 447–523. дои : 10.2307/2718064 . ISSN 0073-0548 . JSTOR 2718064 .