Четыре великих изобретения
Четыре великих изобретения | |||
---|---|---|---|
![]() Пять основных этапов производства бумаги , изложенные Цай Лунем в 105 году нашей эры. | |||
Традиционный китайский | четыре великих изобретения | ||
Упрощенный китайский | четыре великих изобретения | ||
Буквальный смысл | четыре великих изобретения | ||
|
Часть серии о |
История науки и техники в Китае |
---|
![]() |
Четыре великих изобретения — это изобретения древнего Китая , которые прославляются в китайской культуре древнего Китая за их историческое значение и являются символами передовой науки и технологий . Это компас , порох , производство бумаги и книгопечатание . [1]
Эти четыре изобретения оказали глубокое влияние на развитие цивилизации во всем мире. Однако некоторые современные китайские ученые полагают, что другие китайские изобретения , возможно, были более сложными и оказали большее влияние на китайскую цивилизацию: «Четыре великих изобретения» служат лишь для того, чтобы подчеркнуть технологическое взаимодействие между Востоком и Западом. [2]
Эволюция [ править ]
«Три великих изобретения» были впервые предложены британским философом Фрэнсисом Бэконом , а позже с ним согласились Уолтер Генри Медхерст и другие учёные. [ нужна ссылка ]
Печать, порох и морской компас были привезены в Европу арабскими торговцами в эпоху Возрождения и Реформации. Бэкон, ведущий философ, политик и советник короля Англии Якова I, писал:
Хорошо наблюдать за силой, достоинством и последствиями открытий. Нигде их нельзя увидеть более ясно, чем те три, которые были неизвестны древним [грекам] и происхождение которых, хотя и недавнее, темнее и бесславно; а именно печать, порох и магнит. Ибо эти трое изменили весь облик и положение дел во всем мире: первый в литературе, второй в военном деле, третий в мореплавании; откуда последовали бесчисленные изменения; настолько, что ни одна империя, ни одна секта, ни одна звезда, по-видимому, не оказали большей власти и влияния в человеческих делах, чем эти три механических открытия. [3]
Включая комментарии Маркса:
Порох, компас и книгопечатание — вот три главных изобретения, предвещающих приход буржуазного общества. Порох разрушил класс рыцарей, компас открыл мировой рынок и основал колонии, а книгопечатание стало инструментом протестантизма. В целом она стала средством научного возрождения, стала мощнейшим рычагом создания необходимых предпосылок духовного развития. [4] [5]
Британский китаевед Медхерст отметил:
Изобретательский талант китайского народа проявился во многих аспектах очень рано. Три китайских изобретения (навигационный компас, книгопечатание, порох) дали необыкновенный толчок развитию европейской цивилизации. [6]
Джозеф Эдкинс, китайский миссионер и китаевед, был первым, кто добавил к трем главным изобретениям, упомянутым выше, изготовление бумаги, и, сравнивая Японию и Китай, он отметил, что «мы всегда должны помнить, что у них нет таких замечательных изобретений, как книгопечатание, изготовление бумаги, компас и порох». [7]
Производство бумаги [ править ]

Производство бумаги традиционно восходит к Китаю примерно в 105 году нашей эры, когда Цай Лунь , чиновник при императорском дворе во времена династии Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.), создал лист бумаги, используя шелковицу и другие лубяные волокна вместе с рыболовной сетью . старые тряпки и конопляные отходы. [8]
Хотя бумага, используемая для упаковки и прокладки, использовалась в Китае со II века до нашей эры, [9] бумага, используемая в качестве средства письма, получила широкое распространение только к III веку. [10] Однако недавно сообщалось об археологической находке в Ганьсу бумаги с китайскими иероглифами, датируемой 8 г. до н.э. [11] До изобретения бумаги древние китайцы вырезали иероглифы на керамике, костях животных и камнях, отливали их на бронзе или писали на бамбуковых или деревянных полосках и шелковой ткани. Однако эти материалы были либо слишком тяжелыми, либо слишком дорогими для широкого использования. Изобретение и использование бумаги произвели революцию в писчих материалах. [12] [ нужен лучший источник ]
К VI веку в Китае листы бумаги начали использовать для изготовления туалетной бумаги . и [13] Во времена династии Тан (618–907) бумагу сгибали и зашивали в квадратные мешочки , чтобы сохранить аромат чая. [9] Последующая династия Сун (960–1279) стала первым правительством, выпустившим бумажные деньги .
Компас [ править ]

Компас в «Четырех великих изобретениях» раньше был компасом древнего Китая. Это своего рода инструмент указания направления, который широко используется в навигации, разведке месторождений и других областях. В древние времена оно оказывало глубокое влияние на торговлю, войну и культурный обмен.
Происхождение компаса можно проследить до периода Воюющих царств (476–221 гг. до н. э.), когда китайцы использовали устройство, известное как син нань, чтобы указывать правильное направление.
Во времена ранней династии Сун после постоянного развития был создан сферический компас с небольшой стрелкой из магнитной стали. У маленькой иглы один конец направлен на юг, а другой — на север. Во времена династии Северная Сун (960–1127 гг.) компас был завезен в арабский мир и Европу.
До открытия компаса люди полагались на интерпретацию положения Солнца, Луны и полярных звезд, чтобы определить направление движения в открытом океане или в новой области. Когда погода была пасмурной или суровой, путешествие было затруднено.
Компас из магнитного камня использовался в Китае во времена династии Хань между 2 веком до нашей эры и 1 веком нашей эры, где его называли «южным правителем» ( sīnán 司南 ). [14] Самое раннее упоминание о магнитном устройстве, используемом для навигации, содержится в книге династии Сун, датированной 1040–1044 годами, где есть описание железной «рыбы, указывающей на юг», плавающей в чаше с водой и выравнивающейся на юг. Прибор рекомендуется как средство ориентации «в ночной темноте». [15] О первом подвесном компасе с магнитной стрелкой написал Шэнь Го в своей книге 1088 года. [16]
По словам Нидэма , китайцы во времена династии Сун и продолжающейся династии Юань действительно использовали сухой компас. [17]
Сухой компас, использовавшийся в Китае, представлял собой компас с сухим подвесом, деревянную раму в форме черепахи, подвешенную вверх тормашками на доске, с магнитом, запечатанным воском, и при вращении игла на хвосте всегда указывала вниз. северное кардинальное направление. [17] Хотя европейский компас XIV века в коробчатой рамке и с сухой поворотной иглой был принят в Китае после того, как его использовали японские пираты в XVI веке (которые, в свою очередь, узнали о нем от европейцев), китайская конструкция подвесного Сухой компас продолжал использоваться вплоть до 18 века. [18]
Люди могли легко определять направление во время плавания по большим океанам и исследования новых территорий благодаря созданию круглого компаса, что привело к открытию Нового Света. [ нужна ссылка ] и развитие парусных судов.
Порох [ править ]

Первоначально порох использовался для изготовления фейерверков на фестивалях и крупных мероприятиях. Позже его использовали в качестве взрывчатого вещества в пушках, огненных стрелах и другом военном оружии. Во времена династий Сун и Юань (960–1368) порох пользовался большим спросом из-за многочисленных сражений и развития массовой промышленности.
Порох был изобретен в 9 веке китайскими алхимиками в поисках эликсира бессмертия . [19] трактат династии Сун «Уцзин Цзунъяо» К тому времени, когда Цзэн Гунлян и Ян Вейде в 1044 году написали (武经总要), в различных китайских формулах пороха содержание нитратов составляло от 27% до 50%. [20] К концу XII века китайские формулы пороха имели уровень нитратов, способный прорваться через чугунные металлические контейнеры, в форме самых первых полых, наполненных порохом гранатовых бомб. [21]
В 1280 году склад бомб большого порохового арсенала в Вэйяне случайно загорелся, что вызвало такой сильный взрыв, что группа инспекторов на месте неделю спустя пришла к выводу, что 100 охранников были убиты мгновенно, а деревянные балки и колонны были взорваны в небо. высоко и приземлился на расстоянии более 10 ли (~ 2 миль или ~ 3 км) от взрыва. [22]
Ко времени Цзяо Юя и его «Хуолунцзин» (в котором очень подробно описывается военное применение пороха) в середине 14 века, взрывной потенциал пороха был усовершенствован, поскольку уровень нитратов в формулах пороха поднялся до 12. % до 91%, [20] с использованием как минимум шести различных формул, которые, как считается, обладают максимальным взрывоопасным потенциалом пороха. [20] К тому времени китайцы изобрели, как создавать разрывные патроны , набивая полые гильзы порохом с повышенным содержанием нитратов. [23] Раскопанные наземные мины эпохи династии Мин показали, что кукурузный порох присутствовал в Китае к 1370 году. Есть свидетельства того, что кукурузный порох мог использоваться в Восточной Азии еще в тринадцатом веке. [24]
Печать [ править ]
При династии Тан в Китае было создано книгопечатание (618–906 гг. н.э.). Первое упоминание о печати содержится в императорском указе императора Суй Вэнь-ди в 593 году нашей эры , который предписывает печатать буддийские изображения и писания.
Печать на дереве [ править ]
Деревянные блоки использовались в старейшем виде китайской печати. Печать на текстиле и воспроизведение буддийских писаний также осуществлялись с использованием этих блоков. Таким образом, короткие религиозные сочинения носились как амулеты.
Изобретение китайцами гравюры на дереве , произошедшее в какой-то момент до появления первой датированной книги в 868 году ( Алмазная сутра ), породило первую в мире культуру печати . По словам А. Хаятта Мэйора , куратора Метрополитен-музея , «именно китайцы действительно изобрели средства связи, которые должны были доминировать до нашей эры». [25] Ксилографическая печать лучше подходила для китайских иероглифов , чем подвижный шрифт , который также изобрели китайцы, но который не заменил гравюру на дереве. Западные печатные станки , хотя и появились в 16 веке, не получили широкого распространения в Китае до 19 века. Китай, наряду с Кореей, был одной из последних стран, принявших их. [26]

ксилография на текстиле на протяжении столетий предшествовала печати текста во всех культурах и впервые была обнаружена в Китае примерно в 220 году. С другой стороны, [27] Он достиг Европы к 14 веку или ранее через исламский мир и примерно к 1400 году использовался на бумаге для гравюр старых мастеров и игральных карт . [28] [29]
Печать подвижным шрифтом [ править ]
(1031–1095) написал династии Сун Печать в Северном Китае получила дальнейшее развитие к 11 веку, поскольку учёный и государственный деятель Шэнь Го , что обычный ремесленник Би Шэн (990–1051) изобрел керамическую подвижную печать. [30] Затем были такие люди, как Ван Чжэнь ( эт. 1290–1333), который изобрел соответственно деревянный набор шрифтов, что позже повлияло на развитие печати металлических подвижных шрифтов в Корее (1372–1377) . Печать подвижным шрифтом была утомительным процессом, если нужно было собрать тысячи отдельных символов для печати одной или нескольких книг, но если использовать его для печати тысяч книг, этот процесс был достаточно эффективным и быстрым, чтобы быть успешным и широко используемым. Действительно, в Китае было много городов, где печать подвижными литерами в деревянной и металлической форме была принята на вооружение предприятиями богатых местных семей или крупными частными предприятиями. дереве . В 18 веке двор династии Цин спонсировал огромные полиграфические проекты с использованием подвижной литерной печати на Несмотря на то, что печать подвижным шрифтом на дереве вытеснена западными технологиями печати, она по-прежнему используется в изолированных общинах Китая. [31]
Анализ [ править ]
Хотя китайская культура изобилует списками значительных произведений и достижений (например, «Четыре великие красавицы» , «Четыре великие классические романы» , «Четыре книги», «Пять классических произведений» и т. д.), концепция «Четырех великих изобретений» зародилась на Западе и адаптирована из Европейская интеллектуальная и риторическая банальность Трех Великих (или, точнее, Величайших) Изобретений. [ нужна ссылка ] Эта банальность быстро распространилась по Европе в XVI веке и была принята только в наше время китаеведами и китайскими учеными. Происхождение трех великих изобретений — печатного станка, огнестрельного оружия и морского компаса — первоначально приписывалось Европе, а в случае печатного станка и огнестрельного оружия — конкретно Германии. Эти изобретения были знаком чести для современных европейцев, которые заявляли, что среди древних греков и римлян нет ничего, что могло бы сравниться с ними. После того, как сообщения португальских моряков и испанских миссионеров начали доходить до Европы, начиная с 1530-х годов, мнение о том, что эти изобретения веками существовали в Китае, укрепилось. К 1620 году, когда Фрэнсис Бэкон написал в своей Instauratio magna , что «печать, порох и морской компас... изменили облик и состояние мира: во-первых, в литературе; во-вторых, в военном деле; в-третьих, в мореплавании, «Эта идея вряд ли была оригинальной для большинства образованных европейцев. [32]
В 19 веке Карл Маркс так прокомментировал важность пороха, компаса и книгопечатания: «Порох, компас и печатный станок были тремя великими изобретениями, которые положили начало буржуазному обществу. Порох взорвал рыцарский класс, компас открыл мировой рынок и основал колонии, а печатный станок был орудием протестантизма и возрождения науки вообще, мощнейшим рычагом для создания интеллектуальных предпосылок». [33]
Западные писатели и ученые, начиная с XIX века, обычно приписывали эти изобретения Китаю. Миссионер и китаевед Джозеф Эдкинс (1823–1905), сравнивая Китай с Японией, отмечал, что при всех достоинствах Японии ее изобретения не имели такого значения, как изготовление бумаги, книгопечатание, компас и порох. [34] Заметки Эдкинса об этих изобретениях были упомянуты в обзоре 1859 года в журнале Athenaeum , в котором сравнивались современная наука и технология в Китае и Японии. [35] Другие примеры включают в себя « Новую универсальную циклопедию Джонсона: научная и популярная сокровищница полезных знаний» 1880 года: [36] Чаутокуан в 1887 году. [37] и китаевед Бертольд Лауфер в 1915 году. [38] Однако ни один из них не упомянул четыре изобретения и не назвал их «великими».
В 20 веке этот список был популяризирован и дополнен известным британским биохимиком, историком и китаеведом Джозефом Нидэмом , который посвятил последнюю часть своей жизни изучению науки и цивилизации древнего Китая. [18]
Недавно ученые поставили под сомнение важность, придаваемую изобретениям бумаги, книгопечатания, пороха и компаса. Китайские ученые, в частности, задаются вопросом, не уделяется ли этим изобретениям слишком много внимания по сравнению с другими значительными китайскими изобретениями . Они отметили, что другие изобретения в Китае, возможно, были более сложными и имели большее влияние внутри Китая. [2]
В главе «Являются ли четыре важнейших изобретения самыми важными?» в своей книге «Древние китайские изобретения » китайский историк Дэн Инкэ пишет: [39]
Четыре изобретения не обязательно суммируют достижения науки и техники древнего Китая. Эти четыре изобретения считались наиболее важными достижениями Китая в области науки и техники просто потому, что они занимали видное место в обмене между Востоком и Западом и служили мощной движущей силой в развитии капитализма в Европе. На самом деле древние китайцы сделали гораздо больше, чем четыре основных изобретения: в сельском хозяйстве, металлургии железа и меди, эксплуатации угля и нефти, машиностроении, медицине, астрономии, математике, фарфоре, шелке и виноделии. Многочисленные изобретения и открытия значительно продвинули производительные силы и общественную жизнь Китая. Многие из них по крайней мере так же важны, как и четыре изобретения, а некоторые даже важнее, чем эти четыре.
В 2017 году термин «четыре великих новых изобретения» стал популяризироваться в Китае в отношении высокоскоростных железных дорог , мобильных платежей , электронной коммерции и совместного использования велосипедов . [40] : 109 Этот термин не является строгим, поскольку, хотя эти инновации были исключительно разработаны в Китае, ни одна из них не была изобретена внутри Китая. [40] : 109
влияние Культурное

Четырем великим изобретениям уделяется большое внимание во время обучения в китайской школе , и они являются предметом гордости. [40] : 109
В 2005 году почтовая служба Гонконга выпустила специальный выпуск марок с изображением четырех великих изобретений. [41] Серия марок была впервые выпущена 18 августа 2005 года во время церемонии отштамповки увеличенной обложки первого дня. [42] Аллан Чан (генеральный почтмейстер) и профессор Чу Чинг-у (президент Гонконгского университета науки и технологий ) отметили выпуск специальных марок, лично проштамповав конверт первого дня. [42]
Четыре великих изобретения были одной из главных тем церемонии открытия летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине . [43] Изготовление бумаги было представлено танцем и рисунком тушью на огромном листе бумаги, печать - набором танцующих печатных блоков, была продемонстрирована копия древнего компаса, а порох - обширным фейерверком во время церемонии. Опрос, проведенный Пекинским центром социальных фактов и изучения общественного мнения, показал, что жители Пекина сочли программу, посвященную четырем великим изобретениям, самой трогательной частью церемонии открытия. [44]
См. также [ править ]
- Эссе о бассейне мечты
- История науки и техники в Китае
- Список китайских изобретений
- Наука и технологии династии Хань
- Технология династии Сун
Примечания [ править ]
- ^ Андраде, Тонио (12 января 2016 г.). Эпоха пороха: Китай, военные инновации и подъем Запада в мировой истории . Издательство Принстонского университета . дои : 10.2307/j.ctvc77j74 . ISBN 978-1-4008-7444-6 . JSTOR j.ctvc77j74 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Нужно ли нам дать новое определение четырем лучшим изобретениям?» . Пекинское обозрение (35). 26 августа 2008 г. Проверено 4 ноября 2008 г.
- ^ Эбри, Патрисия; Широкауэр, Конрад; Хансен, Валери. «Китай в 1000 году нашей эры» .
- ^ Чжан Сипин (июнь 2023 г.). «Как нам раскрыть современное значение китайской цивилизации в сравнении цивилизаций?» . Китайские часы . 3 (18).
- ^ Сью, Виктор (3 июля 2022 г.). «Традиция изобретательства: парадокс прославления прошлых технологических прорывов» . Восточноазиатская наука, технологии и общество: международный журнал . 16 (3): 349–366. дои : 10.1080/18752160.2022.2095103 .
- ^ Медхерст, штат Вашингтон (1838 г.). Китай, его состояние и перспективы . стр. 101–107.
- ^ Эдкинс, Джозеф (1884). Религия в Китае . Лондон: Трюбнер. п. 2.
- ^ «Бумажное производство» . Британская энциклопедия . Проверено 11 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нидхэм, V 1 , с. 122
- ^ Нидхэм, V 1
- ^ Электронный бюллетень Всемирного археологического конгресса . Том. 11 августа 2006 г. https://web.archive.org/web/20071106073725/http://www.worldarchaeologicalcongress.org/site/newsletters_11.php . Архивировано из оригинала 6 ноября 2007 г. Проверено 11 ноября 2007 г.
{{cite magazine}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Четыре великих изобретения Китая» . Посольство Китайской Народной Республики в Антигуа и Барбуде . 12 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 17 марта 2022 г.
- ^ Нидхэм, V 1 , с. 123
- ^ Меррилл, Рональд Т.; МакЭлхинни, Майкл В. (1983). Магнитное поле Земли: его история, происхождение и планетарная перспектива (2-е издание). Сан-Франциско: Академическая пресса. п. 1 . ISBN 0-12-491242-7 .
- ^ Шу-хуа, Ли (июль 1954 г.). «Происхождение компаса 11. Магнит и компас» . Исида . 45 . Оксфорд: Публикации студентов Оксфорда: 175–196. дои : 10.1086/348315 . S2CID 143585290 .
- ^ Крейц, Барбара М. (июль 1973 г.). «Средиземноморский вклад в средневековый морской компас». Технологии и культура . 14 (3): 373. дои : 10.2307/3102323 . JSTOR 3102323 . S2CID 111540460 . (примечание 21)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нидэм, IV 1 , с. 255
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нидэм, IV 1 , с. 290
- ^ Бьюкенен (2006) , с. 42
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нидхэм, т. 7 , стр. 345.
- ^ Нидхэм, т. 7 , стр. 347.
- ^ Нидхэм, т. 7 , стр. 209–210.
- ^ Нидхэм, V 7 , стр. 264.
- ^ Андраде (2016) , с. 110
- ^ Мэр А. Хаятт (1971). Отпечатки и люди . Том. с 1-4. Принстон: Метрополитен-музей. ISBN 0-691-00326-2 .
- ^ Макговерн, Мелвин (1967). «Ранняя западная пресса в Корее». Корейский журнал : 21–23.
- ^ Вайнкер, Шелаг в Энн Фаррер, изд. (1990). Пещеры Тысячи Будд . Публикации Британского музея. п. 112. ИСБН 0-7141-1447-2 .
- ^ Мэр А. Хаятт (1971). Гравюры и люди №№ 5–18 . Принстон: Метрополитен-музей. ISBN 0-691-00326-2 .
- ^ Хинд, Артур М. (1963) [1935]. Введение в историю ксилографии . Хоутон Миффлин. стр. 64–127. ISBN 0-486-20952-0 .
- ^ Нидхэм, V 1 , с. 201.
- ^ «Олимпийские игры приносят неожиданную удачу единственной деревне Китая с использованием старинной печатной машины» . Народная газета .
- ^ Борухов, 2012.
- ^ Маркс, Карл . «Отделение труда и механическая мастерская. Инструмент и машины». Экономические рукописи 1861-63 гг .
- ^ Эдкинс, Джозеф (1859). Религиозное состояние китайцев: с наблюдениями о перспективах обращения в христианство среди этого народа . Рутледж-Уорнс и Рутледж . п. 2.
- ^ Морис, Фредерик Денисон ; Чарльз Вентворт Дилк ; Томас Киббл Херви ; Уильям Хепворт Диксон ; и др. (1859). Атенеум . Дж. Фрэнсис. п. 839.
{{cite magazine}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Барнард, Фредерик Огастес Портер; Арнольд Гайо (1880). Новая универсальная циклопедия Джонсона: научная и популярная сокровищница полезных знаний... Том. 1, часть 2 Новой универсальной циклопедии Джонсона: научная и популярная сокровищница полезных знаний. Эй Джей Джонсон и Ко. с. 924 . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Примечания CLSC по обязательной литературе за октябрь» . Чаутокуан . Том. 8, нет. 1. 1887. с. 59 . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ "Некоторые фундаментальные идеи китайской культуры, Университет Кларка (Вустер, Массачусетс) (1915). Журнал международных отношений, Том 5 . п. 171 . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ Дэн (2005) , стр. 14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ху, Ричард (2023). Переосмысление китайского города . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-21101-7 .
- ^ Выпуск марок « Четыре великих изобретения Древнего Китая» . Почта Гонконга . 20 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2008 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Церемония выпуска специальных марок «Четыре великих изобретения Древнего Китая». Архивировано 20 ноября 2008 г. в Wayback Machine , Hongkong Post.
- ^ На открытии Олимпийских игр в Пекине представлены четыре изобретения древнего Китая, China Daily.
- ^ «Четыре великих изобретения» на открытии Олимпийских игр были встречены тепло, People's Daily.
Ссылки [ править ]
- Андраде, Тонио , изд. (2016). Эпоха пороха: Китай, военные инновации и подъем Запада в мировой истории . Принстон: Издательство Принстонского университета .
- Борухофф, Дэвид А. (2012), «Три величайших изобретения современности: идея и ее публика», в Хок, Клаус, Геза; Макентун (ред.), Запутанные знания: научные дискурсы и культурные различия , Мюнстер: Ваксманн, стр. 133–163, ISBN. 978-3-8309-2729-7
- Бьюкенен, Бренда Дж., изд. (2006). Порох, взрывчатые вещества и государство: технологическая история . Олдершот: Эшгейт. ISBN 0-7546-5259-9 .
- Дэн Инке (2005). Древние китайские изобретения . Перевод Ван Пинсина. Пекин: Китайская межконтинентальная пресса. ISBN 7-5085-0837-8 .
- Ли Шу-хуа (1954). «Происхождение компаса 11. Магнит и компас». Исида . Полет. 45, нет. 2: Июль. Оксфорд. стр. 175–196.
- Нидэм, Джозеф (1962). Физика и физическая технология, Часть 1, Физика . Наука и цивилизация в Китае. Том. 4. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета .
- Нидэм, Джозеф, изд. (1985). Химия и химическая технология, Часть 1, Цянь Сюэнь-Сюйнь, Бумага и полиграфия . Наука и цивилизация в Китае. Том. 5. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Нидэм, Джозеф, изд. (1994). Химия и химическая технология, Часть 7, Робин Д.С. Йейтс, Кшиштоф Гавликовский, Эдвард МакИвен, Ван Линг (соавторы) Военные технологии; Пороховая эпопея . Наука и цивилизация в Китае. Том. 5. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.