Китайская астрономия
Астрономия в Китае имеет долгую историю, берущую начало во времена династии Шан , и совершенствовалась в течение более чем 3000 лет. Древние китайцы идентифицировали звезды с 1300 г. до н.э., поскольку имена китайских звезд , позже классифицированные в двадцати восьми особняках, были найдены на костях оракула, раскопанных в Аньяне , относящихся ко времени средней династии Шан. Ядро системы «особняков» (宿 xiù ) также сформировалось примерно в этот период, ко времени короля У Дина (1250–1192 гг. До н.э.). [1]
Подробные записи астрономических наблюдений начались в период Воюющих царств (четвертый век до нашей эры). Они процветали в период Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.) и последующих династий с публикацией звездных каталогов . Китайская астрономия была экваториальной, сосредоточенной на пристальном наблюдении околополярных звезд и основывалась на принципах, отличных от принципов традиционной западной астрономии, где гелиакические восходы и заходы зодиакальных созвездий образовывали базовую структуру эклиптики . [2] Джозеф Нидэм описал древних китайцев как самых настойчивых и точных наблюдателей небесных явлений в любой точке мира перед исламскими астрономами. [3]
Некоторые элементы индийской астрономии достигли Китая с распространением буддизма после династии Восточная Хань (25–220 гг. н.э.), но наибольшее внедрение индийской астрономической мысли произошло во время династии Тан (618–907 гг. н.э.), когда поселились многочисленные индийские астрономы. в китайской столице Чанъань , а китайские учёные, такие как тантрический буддийский монах и математик И Син , освоили индийскую систему. Исламские астрономы тесно сотрудничали со своими китайскими коллегами во времена династии Юань , и после периода относительного упадка во время династии Мин астрономия возродилась под влиянием западной космологии и технологий после того, как иезуиты основали свои миссии. Телескоп был завезен из Европы в семнадцатом веке. В 1669 году Пекинская обсерватория была полностью перепроектирована и переоборудована под руководством Фердинанда Вербиеста . Сегодня Китай продолжает активно заниматься астрономией, располагая множеством обсерваторий и собственной космической программой .
Ранняя история [ править ]
Часть серии о |
История науки и техники в Китае |
---|
Цель астрономических наблюдений в прошлом [ править ]
Одной из основных функций астрономии было ведение времени. Китайцы использовали лунно-солнечный календарь , но, поскольку циклы Солнца и Луны различны, високосные месяцы приходилось вставлять регулярно.
Китайский календарь считался символом династии. По мере того как династии поднимались и падали, астрономы и астрологи каждого периода часто готовили новый календарь, проводя для этой цели наблюдения.
Астрологическое гадание также было важной частью астрономии. Астрономы обратили внимание на « гостевые звезды », обычно сверхновые или кометы , которые появляются среди неподвижных звезд . Сверхновая, породившая Крабовидную туманность , теперь известную как SN 1054 , является примером астрономического события, наблюдаемого древнекитайскими астрономами. Древние астрономические записи таких явлений, как кометы и сверхновые, иногда используются в современных астрономических исследованиях.
Космология [ править ]
Китайцы разработали множество космологических моделей до того, как влияние Запада изменило эту область: [5]
- Гай Тиан («небесный купол») – Небо представляет собой полушарие, Земля – диск внизу, окруженный водой, который вращается вокруг Северного полюса один раз в день. Солнце очерчивает в полушарии круг, размер которого меняется в зависимости от времени года. Как описано в Чжоуби Суаньцзин . [ нужна ссылка ]
- Хун Тянь («все небо») – похож на Гай Тянь , но небо представляет собой полную сферу. Времена года объясняются тем, что Северный полюс смещается, а не остается прямо над головой.
- Шуэнь Е, Сюань Е или Суан Е [6] – Небеса бесконечны, небесные тела плывут сами по себе. [6] через редкие промежутки времени, и «скорость светил зависит от их индивидуальной природы, что показывает, что они ни к чему не привязаны». [7] Об этой школе мысли известно очень мало информации. [6]
Созвездия [ править ]
Разделение неба началось с Северной Медведицы и 28 особняков . была раскопана лаковая шкатулка В 1977 году из гробницы маркиза И Цзэна в Суйсяне Хубэй провинции . На крышке коробки были найдены названия 28 лунных особняков, что доказывает, что эта система классификации использовалась до 433 г. до н.э. [8]
Поскольку лунные особняки имеют столь древнее происхождение, значения большинства их названий стали неясными. Название каждого лунного особняка состоит только из одного китайского слова, значение которого могло меняться в разные периоды истории, что способствовало последующей путанице. Значение названий все еще обсуждается.
Помимо 28 лунных особняков, большинство созвездий основано на работах Ши Шэнь-фу и Ган Дэ , которые были астрологами в период Воюющих царств (481–221 гг. до н. э.) в Китае. В своем «Шидзи» историк Хань Западной эпохи Сыма Цянь (145–86 гг. до н.э.) представил звездный каталог , включающий 90 созвездий. [9] Ученый- эрудит эпохи Восточной Хань и изобретатель Чжан Хэн (78–139 гг. Н. Э.) опубликовал в 120 г. н.э. звездный каталог, в котором представлены 124 зарегистрированных созвездия. [10]
В поздний период династии Мин ученый-агроном и математик Сюй Гуанци (1562–1633 гг. н. э.) представил 23 дополнительных созвездия вблизи Южного полюса небес, которые основаны на звездных каталогах западного мира, представленных его коллегой, итальянцем. Иезуит Маттео Риччи .
Звездные каталоги и карты [ править ]
Звездные каталоги [ править ]
В четвертом веке до нашей эры двумя китайскими астрономами, ответственными за самую раннюю информацию, вошедшую в звездные каталоги, были Ши Шен и Ган Де из периода Воюющих царств . [11]
Автор | Переведенное имя | Название китайского каталога | Пиньинь |
---|---|---|---|
Ши Шен | Ши Шен астрономия | Ши Шэньвэнь | Ши Шэньтянвэнь [11] |
Ган Де | Наблюдение астрономических звезд | Астрономия | Тяньвэнь Синчжан [11] |
Эти книги, судя по всему, просуществовали до шестого века, но после этого были утеряны. [11] Ряд книг имеют схожие названия, которые часто цитируются и названы в их честь. Эти тексты не следует путать с написанными ими оригинальными каталогами. Известные работы, которые помогли сохранить содержимое, включают:
Автор | Переведенное имя | Китайское имя | Пиньинь | Комментарии |
---|---|---|---|---|
Сыма Цянь | Книга небесных должностей | Официальная Книга Небес | Тяньгуань Шу | Это астрономическая глава «Записок великого историка» , обширной истории, составленной в конце II века до нашей эры эпохи Хань учёным и чиновником Сыма Цянем . В этой главе представлен звездный каталог и обсуждаются школы Ган Де и Ши Шен. [12] |
Ма Сянь | Звездное руководство мастеров Гана и Ши | Ган Ши Син Цзин | Ган Ши Синцзин | Несмотря на то, что это имя приписывалось Ши и Ганю, оно было утеряно и позже составлено около 579 г. н.э. в качестве приложения к «Трактату по астрологии эпохи Кайюань» и обобщено в книге 郡齋讀書志 . [13] |
Книга Джина | Цзинь Шу | Цзинь Шу | В астрономических главах текста [11] | |
Книга Суи | Суй Шу | Суй Шу | [11] | |
Гаутама Сиддха | Трактат по астрологии эпохи Кайюань | Кайюаньское гадание | Кайюань Чжанцзин | Во время правления императора Сюаньцзуна Танского (712–756 гг. Н. Э.). Проанализировав и представив краткое изложение работ Ган Де и Ши Шэня, астрономы эпохи Тан упомянули названия более чем 800 обнаруженных звезд: [11] Из них 121 отмечен должностями. [14] Астрономическая таблица синусов математика индийского астронома и Арьябхаты также была переведена на Кайюань Чжаньцзин . [15] |
Руководство по звездам Великого Небесного свода, общее для астрологии | Слоновий календарь Тунчжан | Тунчжан таксиангли Синцзин | Это переименованное звездное руководство включено в даосскую книгу Даоцзан . [11] |
У Сянь (巫咸) был одним из обсуждаемых астрономов. Его часто представляют как одного из «трех школ астрономической традиции», наряду с Ганом и Ши. [16] Китайский классический текст « Звездное руководство мастера У Сяня» (巫咸星經) и его авторство до сих пор оспариваются, поскольку в нем упоминаются названия двенадцати стран, которых не существовало во времена династии Шан , эпохи, в которую он должен был быть написан. Более того, в прошлом у китайцев было принято подделывать труды известных учёных, поскольку это могло привести к возможному объяснению обнаруженных несоответствий. У Сянь обычно упоминается как астроном, живший за много лет до Ганя и Ши.
Астроном династии Хань и изобретатель Чжан Хэн (78–139 гг. н.э.) не только каталогизировал около 2500 различных звезд, но и распознал более 100 различных созвездий. Чжан Хэн также опубликовал свою работу «Лин Сянь» , представляющую собой краткое изложение различных астрономических теорий, существовавших в Китае того времени. В последующий период Троецарствия ( 220–280 гг. н.э.) Чэнь Чжо (陳卓) объединил работы своих предшественников, сформировав еще один звездный каталог. На этот раз было перечислено 283 созвездия и 1464 звезды. Астроном Го Шоуцзинь из династии Юань (1279–1368 гг. н. э.) создал новый каталог, который, как считалось, содержал тысячи звезд. К сожалению, многие документы того периода были уничтожены, в том числе и документ Сёдзина. «Имперские астрономические инструменты» (儀象考成) были опубликованы в 1757 году и содержат ровно 3083 звезды.
Звездные карты [ править ]
Китайцы нарисовали множество карт звезд в прошлые века. Вопрос о том, какие звездные карты считаются самыми старыми, остается спорным, поскольку керамику звездными картами также можно считать и старые артефакты. Одна из старейших существующих звездных карт в печатной форме взята из Су Суна (1020–1101 гг. Н. Э.) небесного атласа 1092 г. н. э., который был включен в часовой трактат на его башне с часами . Самая известная из них — это, пожалуй, карта Дуньхуана, найденная в Дуньхуане , Ганьсу . обнаруженная британским археологом Марком Орелом Стейном Звездная карта, в 1907 году, была доставлена в Британский музей в Лондоне . Карта была нарисована на бумаге и представляет собой все небо с более чем 1350 звездами. Хотя древние вавилоняне и греки также наблюдали небо и каталогизировали звезды, такой полной записи звезд не существует и не сохранилось. Следовательно, это самая старая карта неба в настоящее время.
Согласно недавним исследованиям, карта может датировать рукопись уже седьмым веком нашей эры (династия Тан). Ученые полагают, что звездная карта датируется 705–710 годами нашей эры, то есть периодом правления императора Тан Чжунцзуна . Есть некоторые тексты (Ежемесячные постановления, 月令), описывающие движение Солнца по небу каждый месяц, что не было основано на наблюдениях того времени.
Солнечные и лунные затмения [ править ]
Китайские астрономы зафиксировали 1600 наблюдений солнечных и лунных затмений, начиная с 750 г. до н.э. [17] Древний китайский астроном Ши Шен (четвёртый век до нашей эры) знал о положении Луны во время солнечного затмения, поскольку в своих трудах он дал инструкции по их предсказанию, используя относительные положения Луны и Солнца. [18] Теория излучающего влияния, согласно которой свет Луны был не чем иным, как отражением Солнца, была поддержана математиком и теоретиком музыки Цзин Фаном (78–37 гг. До н.э.), но ей противостоял китайский философ Ван Чун (27–97 гг. н.э.). , который ясно дал понять в своем письме, что в этой теории нет ничего нового. [19] Цзин Фан написал:
Луна и планеты — это Инь ; у них есть форма, но нет света. Это они получают только тогда, когда их освещает солнце. Бывшие мастера считали солнце круглым, как арбалетная пуля, и считали, что луна имеет природу зеркала. Некоторые из них тоже признали луну шаром. Те части Луны, которые освещает Солнце, кажутся яркими, те части, которые оно не освещает, остаются темными. [20]
Древние греки тоже знали это, поскольку Парменид и Аристотель поддерживали теорию о сиянии Луны отраженным светом. [20] Китайский астроном и изобретатель Чжан Хэн (78–139 гг. н.э.) писал как о солнечном , так и о лунном затмении в публикации Лин Сянь (靈憲), 120 г. н.э.:
Солнце подобно огню, а луна подобна воде. Огонь излучает свет, а вода отражает его. Таким образом, яркость луны возникает из-за сияния солнца, а темнота луны (фо) возникает из-за того, что (свет) солнца заслоняется (пи). Сторона, обращенная к солнцу, полностью освещена, а сторона, обращенная к нему, темна. Планеты (как и Луна) имеют природу воды и отражают свет. Свет, исходящий от Солнца (тан цзих чи чхунг куан), не всегда достигает Луны из-за препятствия (пи) самой Земли — это называется «ан-сюй», лунное затмение . Когда (подобный эффект) происходит с планетой (мы называем ее) затмением (син вэй); когда луна проходит по (куо) (пути солнца), происходит солнечное затмение (ши). [21]
более поздней династии Сун Ученый из Шэнь Го (1031–1095 гг. Н. Э.) использовал модели лунного и солнечного затмений, чтобы доказать, что небесные тела были круглыми, а не плоскими. Это было продолжением рассуждений Цзин Фана и других теоретиков времен династии Хань. В своих «Очерках бассейна снов» 1088 года нашей эры Шен рассказал о разговоре, который он имел с директором Астрономической обсерватории , который спросил Шена, были ли формы Солнца и Луны круглыми, как шары, или плоскими, как веера. Шэнь Го объяснил свои доводы в пользу первого варианта:
Если бы они были похожи на мячики, они наверняка препятствовали бы друг другу при встрече. Я ответил, что эти небесные тела наверняка похожи на шары. Откуда мы это знаем? По растущей и убывающей луне. Сама луна не излучает света, а подобна серебряному шару; свет – это свет солнца (отраженный). Когда яркость впервые видна, солнце (свет проходит почти) рядом, поэтому освещена только сторона и выглядит как полумесяц. Когда солнце постепенно удаляется, свет светит косо, а луна полная, круглая, как пуля. Если половина сферы покрыта (белым) порошком и смотреть на нее сбоку, покрытая часть будет выглядеть как полумесяц; если смотреть спереди, он покажется круглым. Таким образом, мы знаем, что небесные тела имеют сферическую форму. [22]
Когда он спросил Шэнь Го, почему затмения происходят лишь изредка, в соединении и оппозиции раз в месяц, Шэнь Го написал:
Я ответил, что эклиптика и путь Луны подобны двум кольцам, лежащим одно над другим, но отстоящим на небольшое расстояние. (Если бы этого наклона не существовало), Солнце затмевалось бы всякий раз, когда два тела находились в соединении, а Луна затмевалась бы всякий раз, когда они находились точно в оппозиции. Но (на самом деле), хотя они могут занимать одну и ту же степень, два пути не (всегда) находятся рядом (друг друга), и поэтому, естественно, тела не (вторгаются) друг в друга. [22]
Оборудование и инновации [ править ]
Армиллярная сфера [ править ]
Самое раннее развитие армиллярной сферы в Китае относится к I веку до нашей эры. [23] так как они были оснащены примитивным однокольцевым армиллярным инструментом. Это позволило бы им измерить северное полярное расстояние (去極度, китайская форма склонения) и измерение, которое дало бы положение в сю (入宿度, китайская форма прямого восхождения). [24]
Во времена династии Западная Хань (202 г. до н. э. – 9 г. н. э.) дополнительные разработки, сделанные астрономами Луося Хун (落下閎), Сяньюй Ванжэнь (鮮于妄人) и Гэн Шоучан (耿壽昌), продвинули использование армиллярной техники на ранней стадии ее развития. эволюция. В 52 г. до н.э. астроном Гэн Шоу-чан ввел фиксированное экваториальное кольцо на армиллярной сфере. [24] В последующий период династии Восточная Хань (23–220 гг. н.э.) астрономы Фу Ань и Цзя Куй добавили эллиптическое кольцо к 84 г. н.э. [24] Благодаря знаменитому государственному деятелю, астроному и изобретателю Чжан Хэну (78–139 гг. н.э.) сфера была полностью завершена в 125 г. н.э. с кольцами горизонта и меридиана. [24] Очень важно отметить, что первая в мире гидравлическая (т.е. с водяным приводом) армиллярная сфера была создана Чжан Хэном, который управлял своей сферой с помощью приточных часов-клепсидр (более подробно см. статью Чжана).
Сокращенная армилла (Цзяньи) [ править ]
Разработанный известным астрономом Го Шоуцзином в 1276 году нашей эры, он решил большинство проблем, обнаруженных в то время в армиллярных сферах.
Первичная структура сокращенной армиллы содержит два больших кольца, перпендикулярных друг другу, из которых одно параллельно экваториальной плоскости и соответственно называется «экваториальным кольцом», а другое представляет собой двойное кольцо, перпендикулярное центру армиллы. экваториальное кольцо, вращающееся вокруг металлического вала, и называется «двойным кольцом прямого восхождения».
Двойное кольцо удерживает внутри себя прицельную трубку с перекрестием. Во время наблюдений астрономы целились в звезду визирной трубой, после чего положение звезды можно было расшифровать, наблюдая за циферблатами экваториального кольца и двойного кольца прямого восхождения.
Иностранный миссионер расплавил инструмент в 1715 году нашей эры. Сохранившийся храм был построен в 1437 году и перевезен на территорию нынешней Германии . Затем он хранился во французском посольстве в 1900 году, во время Альянса восьми наций . Под давлением международного общественного недовольства Германия вернула инструмент Китаю. В 1933 году его поместили в обсерваторию Пурпурная гора , что предотвратило его разрушение во время японского вторжения в Китай . В 1980-х годах он серьезно подвергся эрозии, проржавел и был почти разрушен. Чтобы восстановить устройство, правительство Нанкина потратило на его ремонт 11 месяцев.
династии Цин до Небесный глобус (渾象)
Помимо звездных карт, китайцы также изготавливали небесные глобусы, на которых показано положение звезд, как на звездной карте, и которые могут отображать небо в определенное время. Из-за китайского названия его часто путают с армиллярной сферой, которая на китайском языке отличается всего на одно слово (渾象 и 渾儀).
Согласно записям, первый небесный глобус был изготовлен Гэн Шоу-чаном (耿壽昌) между 70 и 50 годами до нашей эры. Во времена династии Мин небесный глобус того времени представлял собой огромный глобус, на котором были показаны 28 домов, небесный экватор и эклиптика. Никто из них не выжил.
Небесный глобус (небесный глобус) времен династии Цин [ править ]
небесные глобусы назывались 天體儀 («небесные тела Мириам») Во времена династии Цин . Та, что находится в древней Пекинской обсерватории, была построена бельгийским миссионером Фердинандом Вербиестом (南懷仁) в 1673 году нашей эры. В отличие от других китайских небесных глобусов, здесь используется 360 градусов , а не 365,24 градуса (что является стандартом в древнем Китае). Это также первый китайский глобус, на котором изображены созвездия вблизи Южного полюса.
Армиллярная сфера с водяным приводом и башня небесного глобуса (水动器台) [ править ]
Изобретателем армиллярной сферы с гидравлическим приводом был Чжан Хэн (78–139 гг. н.э.) из династии Хань . Чжан был хорошо известен своим блестящим применением механических передач, поскольку это было одно из его самых впечатляющих изобретений (наряду с его сейсмографом, позволяющим определять кардинальное направление землетрясений , которые происходили на расстоянии сотен миль).
, начатая Су Суном (蘇頌) и его коллегами в 1086 году и завершенная в 1092 году, Его большая астрономическая башня с часами имела армиллярную сферу (渾儀), небесный глобус (渾象) и механический хронограф. Он приводился в действие спусковым механизмом и самым ранним известным цепным приводом . Однако 35 лет спустя вторгшаяся чжурчжэньская армия разобрала башню в 1127 году нашей эры после взятия столицы Кайфэна . Часть армиллярной сферы была перевезена в Пекин , но башня так и не была успешно восстановлена, даже сыном Су Суна.
К счастью, две версии трактата Су Суна, написанного на его башне с часами, пережили века, так что изучение его астрономической башни с часами стало возможным благодаря средневековым текстам.
Истинный север движение и планет
Китайский ученый-эрудит Шэнь Го (1031–1095 гг. н. э.) не только первым в истории описал магнитно -стрелочный компас , но и произвел более точное измерение расстояния между полярной звездой и истинным севером , что можно было использовать для навигации. . Шен добился этого, проводя ночные астрономические наблюдения вместе со своим коллегой Вэй Пу , используя улучшенную конструкцию Шена, состоящую из более широкой визирной трубы, которую можно было закрепить для наблюдения за полярной звездой в течение неопределенного времени. Наряду с полярной звездой Шэнь Куо и Вэй Пу также разработали проект ночных астрономических наблюдений в течение пяти лет подряд, интенсивную работу, которая могла бы даже соперничать с более поздними работами Тихо Браге в Европе. Шэнь Куо и Вэй Пу нанесли точные координаты планет на звездную карту для этого проекта и создали теории движения планет, включая ретроградное движение .
влияния Иностранные
Индийская астрономия [ править ]
Буддизм впервые достиг Китая во времена династии Восточная Хань, а переводы индийских работ по астрономии пришли в Китай в эпоху Троецарствия (220–265 гг. Н. Э.). Однако наиболее детальное внедрение индийской астрономии произошло только во времена династии Тан (618–907), когда ряд китайских ученых, таких как И Син , были сведущи в обоих видах астрономии. Система индийской астрономии была записана в Китае как Цзючжи-ли (718 г. н.э.), автором которой был индиец по имени Кутан Сида . [25]
Астрономическая таблица синусов индийского астронома и математика Арьябхаты была переведена в китайскую астрономическую и математическую книгу «Трактат об астрологии эпохи Кайюань» ( Кайюань Чжаньцзин ), составленную в 718 году нашей эры, во времена династии Тан . [15] Кайюань Чжаньцзин был составлен Гаутамой Сиддхой , астрономом и астрологом, родившимся в Чанъане и чья семья была родом из Индии . Он также был известен своим переводом календаря Наваграха на китайский язык .
Китайские переводы следующих произведений упоминаются в « Суй Шу», или «Официальной истории династии Суй» (седьмой век):
- По-ло-мен Тхиен Вэнь Цзин (Брахманическая астрономическая классика) в 21 книге.
- Тхиен Вэнь Шуо (Астрономические теории Брахмана; Цзе-Чье Сяньджен) в 30 книгах.
- По-ло-мен Тхиен Чинг (Брахманическая Небесная Теория) в одной книге.
- Мо-тэн-Циа Цзин Хуан-ту (Карта Неба и Земли в Сутре Матанги) в одной книге.
- По-ло-мен Суан Цзин (Классическая брахманическая арифметика) в трех книгах.
- По-ло-мен Суан Фа (Правила брахманической арифметики) в одной книге.
- По-ло-мэнь Инь Ян Суань Цзин (Брахманический метод исчисления времени)
Хотя эти переводы утеряны, они упоминались и в другихисточники. [26]
астрономия в Восточной Азии Исламская
Исламское влияние на китайскую астрономию было впервые зафиксировано во времена династии Сун , когда хуэйский мусульманский астроном по имени Ма Ицзэ ввел концепцию 7 дней в неделе и внес другие вклады. [27]
Исламские астрономы были привезены в Китай для работы над созданием календарей и астрономией во времена Монгольской империи и последующей династии Юань . [28] [29] Китайский ученый Елюй Чукай сопровождал Чингисхана в Персию в 1210 году и изучал их календарь для использования в Монгольской империи. [29] Хубилай-хан привез иранцев в Пекин для строительства обсерватории и института астрономических исследований. [28]
Несколько китайских астрономов работали в обсерватории Мараге , основанной Насир ад-Дином ат-Туси в 1259 году под патронажем Хулагу-хана в Персии. [30] Одним из этих китайских астрономов был Фу Мэнчи, или Фу Межжай. [31]
В 1267 году персидский астроном Джамаль ад-Дин , ранее работавший в Марагинской обсерватории, подарил Хубилай-хану семь персидских астрономических инструментов , в том числе земной глобус и армиллярную сферу , [32] а также астрономический альманах , который позже был известен в Китае как Ваньнянь Ли («Календарь десяти тысяч лет» или «Вечный календарь»). Он был известен как «Жама Лудинг» в Китае, где в 1271 г. [31] он был назначен ханом первым директором Исламской обсерватории в Пекине, [30] известное как Исламское астрономическое бюро, которое действовало бок о бок с Китайским астрономическим бюро на протяжении четырех столетий. Исламская астрономия получила хорошую репутацию в Китае благодаря своей теории планетарных широт , которой в то время не существовало в китайской астрономии, а также точным предсказаниям затмений. [31]
Некоторые из астрономических инструментов, построенных вскоре после этого известным китайским астрономом Го Шоуцзином , напоминают по стилю инструменты, построенные в Мараге. [30] В частности, «упрощенный инструмент» ( цзяньи ) и большой гномон в астрономической обсерватории Гаочэн демонстрируют следы исламского влияния. [33] При формулировании календаря Шушили в 1281 году работа Шоуцзин в области сферической тригонометрии , возможно, также находилась под частичным влиянием исламской математики , которая была в значительной степени принята при дворе Хубилая. [34] Эти возможные влияния включают псевдогеометрический метод преобразования между экваториальными и эклиптическими координатами , систематическое использование десятичных знаков в основных параметрах и применение кубической интерполяции при расчете неравномерности движения планет. [33]
Император Тайцзу (годы правления 1368–1398) из династии Мин (1328–1398) в первый год своего правления (1368) привлек ханьских и неханьских специалистов по астрологии из астрономических учреждений Пекина бывшего Монгольского Юаня для Нанкин станет должностным лицом недавно созданной национальной обсерватории.
В том же году правительство Мин впервые вызвало астрономических чиновников, чтобы они приехали на юг из верхней столицы Юань. Их было четырнадцать. Чтобы повысить точность методов наблюдения и вычислений, император Тайцзу усилил принятие параллельных календарных систем, Хань и Хуэй . В последующие годы двор Мин назначил нескольких астрологов Хуэй на высокие должности в Императорской обсерватории. Они написали множество книг по исламской астрономии, а также производили астрономическое оборудование на основе исламской системы.
Перевод двух важных работ на китайский язык был завершен в 1383 году: «Зидж» (1366 г.) и «Аль-Мадхал фи Синаат Ахкам ан-Нуджум, Введение в астрологию» (1004 г.).
китайская астролябия В 1384 году на основе инструкций по изготовлению многоцелевого исламского снаряжения была изготовлена для наблюдения за звездами. В 1385 году аппарат был установлен на холме в северном Нанкине .
Около 1384 года, во времена династии Мин , император Чжу Юаньчжан приказал перевести на китайский язык и составить исламские астрономические таблицы . Эту задачу выполнили учёные Машайихэй, мусульманский астроном, и У Бозонг, китайский учёный-чиновник. Эти таблицы стали известны как Хуэйхуэй Лифа ( Мусульманская система календарной астрономии ), которая неоднократно публиковалась в Китае до начала 18 века. [35] хотя династия Цин официально отказалась от традиции китайско-исламской астрономии в 1659 году. [36] Мусульманский астроном Ян Гуансян был известен своими нападками на астрономические науки иезуитов.
в иезуитов Деятельность Китае
Европейская наука раннего Нового времени была представлена в Китае астрономами -иезуитами -священниками в рамках их миссионерской деятельности в конце шестнадцатого и начале семнадцатого веков.
Телескоп был завезен в Китай в начале семнадцатого века. Впервые телескоп был упомянут в китайской письменности Мануэлем Диасом Младшим (Ян Мануо), написавшим свою книгу «Тянь Вэнь Люэ» в 1615 году. [37] В 1626 году Иоганн Адам Шалль фон Белл (Тан Руован) опубликовал китайский трактат о телескопе, известном как Юань Цзин Шуо ( «Дальновидное оптическое стекло »). [38] Император Чунчжэня ( годы правления 1627–1644) из династии Мин приобрел телескоп Иоганна Терренция (или Иоганна Шрека; Дэн Юй-хан) в 1634 году, за десять лет до падения династии Мин. [37] Однако влияние на китайскую астрономию было ограниченным.
в Китайские миссии иезуитов шестнадцатом и семнадцатом веках принесли западную астрономию, переживавшую тогда собственную революцию, в Китай и – благодаря Жоау Родригеша дарам Чон Дувону – в Корею Чосон . После дела Галилея в начале семнадцатого века римско-католический орден иезуитов был вынужден придерживаться геоцентризма и игнорировать гелиоцентрические учения Коперника и его последователей, даже несмотря на то, что они стали стандартом в европейской астрономии. [39] геоцентрическую и в основном докоперниканскую астрономию Таким образом, иезуиты первоначально разделяли с китайскими хозяевами (т. е. птолемеевско - аристотелевские взгляды эллинистических времен). [39] Иезуиты (такие как Джакомо Ро ) позже представили геогелиоцентрическую модель Тихо как стандартную космологическую модель. [40] Китайцы часто были и против этого принципиально, поскольку китайцы издавна считали (на основании древнего учения Сюань Е), что небесные тела плавают в пустоте бесконечного пространства. [39] Это противоречило аристотелевскому взгляду на твердые концентрические кристаллические сферы, где между небесными телами была не пустота, а масса воздуха. [39]
Конечно, взгляды Коперника, Галилея и Тихо Браге в конечном итоге восторжествовали в европейской науке, и эти идеи медленно просочились в Китай, несмотря на попытки иезуитов обуздать их вначале. В 1627 году польский иезуит Михаэль Бойм (Бу Миге) «Коперниканские таблицы Рудольфинов» Иоганна Кеплера с большим энтузиазмом представил двору Мин в Пекине . [37] В написанном на китайском языке трактате Адама Шаля фон Белла по западной астрономии в 1640 году имена Коперника (Ге-Бай-Ни), Галилея (Цзя-ли-люэ) и Тихо Браге (Ди-гу) были официально представлены Китаю. [41] В Китае были также иезуиты, которые поддерживали теорию Коперника, например, Николай Смогулецкий и Венцеслав Кирвитцер. [37] Однако в то время взгляды Коперника не получили широкого распространения и не были полностью приняты в Китае.
Фердинанд Августин Халлерстайн (Лю Сунлин) создал первую сферическую астролябию в качестве главы Императорского астрономического бюро с 1739 по 1774 год. В бывшей Пекинской астрономической обсерватории, ныне музее, до сих пор находится армиллярная сфера с вращающимися кольцами, изготовленная под руководством Халлерштейна. , и считается самым выдающимся астрономическим инструментом.
Находясь в Японии Эдо , голландцы помогли японцам построить в 1725 году первую современную обсерваторию Японии, которую возглавил Накане Генкей, чья астрономическая обсерватория полностью приняла взгляды Коперника. [42] Напротив, точка зрения Коперника не была принята в основном Китае до начала девятнадцатого века, когда появились протестантские миссионеры, такие как Джозеф Эдкинс , Алекс Уайли и Джон Фрайер . [42]
Китая Астрономия во времена Мин
Династия Мин в Китае правила с 1368 по 1644 год, и ее астрономическая экспансия пришла в упадок. Профессия астронома в то время меньше зависела от открытий и больше от использования астрономии. Астрономы работали в двух астрономических бюро, оба из которых претерпели множество изменений за годы с момента их создания. Путь к оккупации был наследственным; из-за жесткости и высокого уровня интеллекта, необходимого для этой профессии, детям астрономов запрещалось заниматься другими профессиями.
Астрономические бюро [ править ]
При переходе к династии Мин двумя крупнейшими астрономическими учреждениями были Традиционное китайское астрономическое бюро (также называемое Тай-ши-цянь), [43] которое было основано в третьем веке до нашей эры, и Мусульманское астрономическое бюро (также называемое Хуэй-хуэй сы-тянь-цзянь), [44] который ранее был основан монголами. Оба сектора работали вместе, пока в 1370 году Мусульманское бюро не было поглощено Традиционным китайским бюро. [44] Когда произошло слияние, общее название нового бюро стало Цинь-тянь-цзянь. [44] Чтобы приспособиться к притоку новых рабочих, изменилась и система рангов внутри профессии. Стал один директор, которого поддерживали два заместителя директора, а затем секретарь с четырьмя сезонными руководителями. Затем прибыли восемь главных астрономов, пять главных прорицателей, два вождя Клепсидр и трое наблюдателей. За ними следовали два чиновника календаря, восемь наблюдателей восхода солнца и шесть профессоров Клепсидры. [45]
Обязанности Бюро [ править ]
Некоторые из ролей, которые астрономы выполняли в Китае эпохи династии Мин, заключались в составлении календарей, сообщении об аномалиях императору и руководстве церемониями. [46] Как создатели календарей и люди, понимающие небеса, Бюро также решало, какие дни были благоприятными и подходящими для различных событий, таких как военные парады, бракосочетание, строительство и многое другое. [46] Астрономы также использовали астрономию, чтобы предсказывать вторжения или опасные моменты внутри империи. [47] Однако записи показывают, что большая часть работы Астрономических бюро заключалась в простой регистрации движений звезд и планет. [48]
Что касается конкретной работы, которую выполняет каждая должность, главные должностные лица пяти агентств будут устанавливать календарь и время времен года вместе с официальными лицами по календарю и астрономами. Однако главный астроном наблюдает за положением Солнца, Луны и планет, чтобы делать заметки относительно того, что может быть аномалией. Главный прорицатель специализируется на анализе астрономических аномалий. Главный офицер Клепсидры присматривает за Клепсидрой вместе с профессором Клепсидры, которые затем сообщают диктору восхода солнца, когда произойдет восход и закат. [47]
Коллеги [ править ]
Астрономические бюро тесно сотрудничали с Министерством обрядов. Бюро представляло в министерство ежемесячные постановления, координаты планет и небес, а также сезонные отчеты в календаре. [46] Министерство также помогало готовить детей астрономов к будущей работе и в некоторых случаях помогало отбирать сторонних специалистов, но не уточняя, откуда они берут этих кандидатов. [47] Бюро также находилось в тесном контакте с императором, и он часто читал отчеты, отправляемые Бюро в министерство. [46]
Обучение [ править ]
Поскольку профессия астронома была наследственной, а те, кто работал в Бюро, не могли быть переведены на другую профессию, Министерство обрядов обучало студентов очень рано. [47] Однако, когда в Бюро ощущалась нехватка рабочих, Министерство обрядов находило подходящих студентов и обучало их на экспериментальной основе. [47] Календарные записи очень привлекли конфуцианских ученых, что расширило интерес к этому предмету, а значит, к астрономии и гаданию. Глубокая потребность конфуцианских студентов в знаниях и практичности сделала эти задачи привлекательными для ученых. [49] Астрономия была привлекательна, потому что она сочетала в себе физический мир с более широкими значениями. Однако астрономия считалась частью «малого дао» - названия, которое использовалось, чтобы отговорить конфуцианских ученых от изучения предметов, которые, хотя и были интересны поначалу, в конечном итоге могли их увязать. [50]
Оплата [ править ]
Внутри Бюро оплата определялась по рангу. Как было установлено в 1392 году, высшему рангу директора платили шестнадцать пикулей риса в месяц. Заместителям директора и руководителям пяти агентств выделялось десять пикулей в месяц, астрономам - семь пикулей, а регистраторам и главным прорицателям - шесть с половиной пикулей. Вожди Клепсидр получили шесть пикулей, а календарные офицеры и наблюдатели получили по пять с половиной пикулей. Самый низкий уровень оплаты достался Наблюдателям восхода солнца и профессорам Клепсидры - пять пикулей в месяц. [46]
Инструменты, используемые в профессии [ править ]
Мемориал [ править ]
Мемориал использовался астрономами как хранитель аномалий, поскольку небеса наглядно демонстрируют последствия действий правителя. Первоначально авторы подписывали каждый вклад индивидуально, но со временем это было заменено официальной печатью астрономического бюро. [51]
Императорская обсерватория [ править ]
Императорская обсерватория представляла собой площадку, на которой проводились наблюдения. Сначала он был расположен к югу от Нанкина, но позже переехал в город на горе Цзимин. Однако в 1402 году в столице Пекине была создана еще одна платформа. [52]
Минский Китай Армиллярная сфера ( )
Армиллярная сфера имеет три набора колец, которые представляют небесную сферу. Первая группа содержит фиксированные кольца меридиана, горизонта и экватора. Во вторую группу входят кольца эклиптики, солнцестояния и равноденствия, вращающиеся как единое целое. Внутренняя группа содержит одно кольцо меридиана, которое движется вокруг полюса мира. Они позволяют астроному увидеть небесный объект в пределах своего поля зрения и оценить расстояние. [53]
Упрощенный инструмент [ править ]
Упрощенный инструмент служит той же цели, что и армиллярная сфера, но состоит из меньшего количества частей. Имея всего два набора координат, этот инструмент имеет больший диапазон и обзор, чем армиллярные сферы. [53]
Юань Гномон [ править ]
Юань-гномон — это инструмент, отбрасывающий тень, используемый для измерения положения солнца. Однако это не выглядит очень точным. Важным аспектом этого механизма было то, что он был ориентирован вдоль линии меридиана север-юг, что позволяло ему показывать местный полдень. Хотя он не был включен в список официальных инструментов 1392 года, в 1437 году Хуанфу Чжунхэ включил его, вероятно, не столько из-за его практичности, сколько из-за стоящей за ним изобретательности. [54]
Клепсидра [ править ]
Клепсидра, или водяные часы, были самым распространенным устройством для измерения времени среди астрономов. Клепсидра также использовалась как официальный государственный прибор для измерения времени. Астрономическое бюро использовало трехкамерную клепсидру, хотя записей о водяных часах в Нанкине нет. Только когда Бюро переехало в Пекин, был замечен официальный водный зал. [55]
Внешний взгляд [ править ]
Из-за идеологической важности астрономии для политики и недостаточной точности инструментов многие люди полагали, что наблюдения были ложными. [56] Имели место и другие зарегистрированные случаи коррупции, такие как получение взяток, воровство и непунктуальность. [57] Это привело к строгой политике наказания, если астрономы были признаны коррумпированными. Наказания включали такие действия, как увольнение, лишение зарплаты или даже избиение. [57]
Знаменитые китайские астрономы [ править ]
- Ган Де (4 век до н.э.)
- Ши Шен (4 век до н.э.)
- Чжан Хэн (78–139 гг. Н. Э.)
- Юй Си (307–345 гг. Н. Э.)
- Шэнь Го (1031–1095 гг. Н. Э.)
- Су Сон (1020–1101 гг. Н. Э.)
- Го Шоуцзин (1231–1316 гг. Н. Э.)
- Сюй Гуанци (1562–1633 гг. Н. Э.)
- Ван Сишань Ван Сишань (1628 – 1682)
Обсерватория [ править ]
- Пекинская древняя обсерватория
- Астрообсерватория [58]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Нидхэм, Том 3, с. 242
- ^ Нидхэм, Том 3, стр. 172–173.
- ^ Нидхэм, Том 3, с. 171
- ^ «Широкий вид на Крабовидную туманность» . www.eso.org . Европейская южная обсерватория. Архивировано из оригинала 17 июня 2015 года . Проверено 8 июня 2015 г.
- ^ Три ранние китайские модели
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Беллингем, Дэвид; Уиттакер, Клио; Грант, Джон (1992). Мифы и легенды . Секокус, Нью-Джерси: Wellfleet Press. п. 132. ИСБН 1-55521-812-1 . ОСЛК 27192394 .
- ^ Нидэм, Джозеф ; Ронан, Колин (1993), «Китайская космология», в Хетерингтоне, Норрисс С. (редактор), Космология: исторические, литературные, философские, религиозные и научные перспективы , Нью-Йорк: Garland Publishing, Inc., стр. 25– 32 , ISBN 978-0-8153-0934-5
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Солнце, Х.; Кистемакер, Дж. (1997), Китайское небо во времена Хань: созвездия звезд и общество , Koninklijke Brill , стр. 16–19, Бибкод : 1997csdh.book.....S , ISBN 90-04-10737-1
- ^ Канас, Н. (2007). Звездные карты: история, искусство и картография . Спрингер / Издательство Праксис. п. 23. ISBN 978-0-387-71668-8 .
- ^ де Креспиньи, Р. (2007). Биографический словарь от Поздней Хань до Трех Королевств (23–220 гг. Н. Э.) . Конинклийке Брилл . п. 1050. ИСБН 978-90-04-15605-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Пэн, Йоке Хо (2000). Ли, Ци и Шу: Введение в науку и цивилизацию в Китае. Публикации Courier Dover. ISBN 0-486-41445-0
- ^ Сунь, Сяочунь и Джейкоб Кистемакер. (1997). Китайское небо в эпоху Хань: созвездия звезд и общество . Лейден, Нью-Йорк, Кельн: Koninklijke Brill. ISBN 90-04-10737-1 . стр. 21–25.
- ^ Кистемакер, Джейкоб. Сунь, Сяочунь. [1997] (1997). Китайское небо во времена Хань: созвездия звезд и общество. Издательство «Брилл». ISBN 90-04-10737-1 .
- ^ Милон, Юджин Ф. Хьюмистон Келли, Дэвид. Исследование древнего неба: энциклопедический обзор археоастрономии. (2005). ISBN 0-387-95310-8
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джозеф Нидэм , Том 3, с. 109
- ^ Уитфилд, Сьюзен . (2004). Шелковый путь: торговля, путешествия, война и вера. Сотрудники Британской библиотеки. Публикации Сериндии. ISBN 1-932476-12-1 .
- ^ Джеймс Э. Макклеллан III; Гарольд Дорн. Наука и техника во всемирной истории: Введение . ЖХУ Пресс; 2006. ISBN 978-0-8018-8360-6 . п. 132.
- ^ Нидхэм, Том 3, с. 411
- ^ Нидхэм, Том 3, 411–413.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 3, 227.
- ^ Нидхэм, Том 3, с. 414
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 3, стр. 415–416.
- ^ Кристофер Каллен, «Джозеф Нидэм о китайской астрономии», Прошлое и настоящее , № 87 (май 1980 г.), стр. 39–53 [45]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Нидэм, Том 3, с. 343
- ^ Охаси, Юкио (2008), «Астрономия: индийская астрономия в Китае», Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах (2-е издание) под редакцией Хелейн Селин , Спрингер , стр. 321–324, ISBN 978-1-4020-4559-2
- ^ «Гупта, Р.К.: Индийская астрономия в Китае в древние времена. Индологический журнал Вишвешварананда, XIX, 266–276 [270] (1981)» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2016 года.
- ^ Меулеман, Йохан (2005). Ислам в эпоху глобализации: отношение мусульман к современности и идентичности . Рутледж. ISBN 9781135788292 . Проверено 9 мая 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричард Буллиет, Памела Кроссли, Дэниел Хедрик, Стивен Хирш, Лайман Джонсон и Дэвид Нортрап. Земля и ее народы . 3. Бостон: Компания Houghton Mifflin, 2005. ISBN 0-618-42770-8
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Руфус, WC (май 1939 г.), «Влияние исламской астрономии в Европе и на Дальнем Востоке», Popular Astronomy , 47 (5): 233–238 [237], Bibcode : 1939PA.....47..233R
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вилли ванде Валле и Ноэль Голверс (2003), История отношений между Нидерландами и Китаем в эпоху Цин (1644–1911) , Leuven University Press , стр. 38, ISBN 978-90-5867-315-2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с ван Дален, Бенно (2002), «Исламские астрономические таблицы в Китае: источники Хуэйхуэй ли», в Ансари, С.М. Разауллах (ред.), История восточной астрономии , Springer Science+Business Media , стр. 19–32 [19] ], ISBN 978-1-4020-0657-9
- ^ Чжу, Сибен; Уолтер Фукс (1946). «Монгольский атлас» Китая . Тайбэй : Католический университет Фу Джен .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ван Дален, Бенно (2002), «Исламские астрономические таблицы в Китае: источники Хуэйхуэй ли», в Ансари, С.М. Разаулла (ред.), История восточной астрономии , Springer Science+Business Media , стр. 19–32 [20] ], ISBN 978-1-4020-0657-9
- ^ Хо, Пэн Йоке. (2000). Ли, Ци и Шу: Введение в науку и цивилизацию в Китае , с. 105. Минеола: Дуврские публикации. ISBN 0-486-41445-0 .
- ^ Юнли Ши (январь 2003 г.), «Корейская адаптация китайско-исламских астрономических таблиц», Архив истории точных наук , 57 (1): 25–60 [26], doi : 10.1007/s00407-002-0060-z , ISSN 1432-0657 , S2CID 120199426
- ^ Юнли Ши (январь 2003 г.), «Корейская адаптация китайско-исламских астрономических таблиц», Архив истории точных наук , 57 (1): 25–60 [30], doi : 10.1007/s00407-002-0060-z , ISSN 1432-0657 , S2CID 120199426
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Нидэм, Том 3, с. 444
- ^ Нидхэм, Том 3, стр. 444–445.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Нидэм, Том 3, стр. 438–439.
- ^ Сивин, Натан. «Наука в Древнем Китае, стр. 22–26. «Коперник в Китае» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 15 октября 2012 года . Проверено 13 октября 2012 г.
- ^ Нидхэм, Том 3, с. 445
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 3, с. 447
- ^ Пэн-Йоке, Хо. «Астрономическое бюро в Минском Китае» с. 138
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пэн-Йоке, Хо. «Астрономическое бюро в Минском Китае» с. 140
- ^ Пэн-Йоке, Хо. «Астрономическое бюро в Минском Китае» с. 141
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Пэн-Йоке, Хо. «Астрономическое бюро в Минском Китае», стр. 142–143.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Пэн-Йоке, Хо. «Астрономическое бюро в Минском Китае» с. 144
- ^ Дин, Тэтчер Э. «Приборы и наблюдения в Императорском астрономическом бюро во время династии Мин» с. 128
- ^ Юнг Сик Ким. «Ученые-конфуцианцы и специальные научно-технические знания в традиционном Китае, 1000–1700 гг.: Предварительный обзор» с. 212
- ^ Юнг Сик Ким. «Ученые-конфуцианцы и специальные научно-технические знания в традиционном Китае, 1000–1700 гг.: Предварительный обзор» с. 211
- ^ Дин, Тэтчер Э. «Приборы и наблюдения в Императорском астрономическом бюро во время династии Мин» с. 129
- ^ Дин, Тэтчер Э. «Приборы и наблюдения в Императорском астрономическом бюро во время династии Мин» с. 130
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дин, Тэтчер Э. «Приборы и наблюдения Императорского астрономического бюро во времена династии Мин» с. 131
- ^ Дин, Тэтчер Э. «Приборы и наблюдения в Императорском астрономическом бюро во время династии Мин» с. 133
- ^ Дин, Тэтчер Э. «Приборы и наблюдения в Императорском астрономическом бюро во время династии Мин», стр. 133–134.
- ^ Дин, Тэтчер Э. «Приборы и наблюдения в Императорском астрономическом бюро во время династии Мин» с. 136
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пэн-Йоке, Хо. «Астрономическое бюро в Минском Китае» с. 145
- ^ [1] Архивировано 27 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
Источники [ править ]
- Нидэм, Джозеф ; Ван Лин (1995) [1959]. Наука и цивилизация в Китае: Том 3 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521058018 .
- Хо Пэн Йоке . «Астрономическое бюро в Минском Китае» Журнал истории Азии , вып. 3, нет. 2, 1969, стр. 137–157. JSTOR 41929969 .
- Дин, Тэтчер Э. «Приборы и наблюдения в Императорском астрономическом бюро во времена династии Мин». Осирис , т. 9, 1994, стр. 126–140. JSTOR 302002 .
- Юнг Сик Ким, «Ученые-конфуцианцы и специализированные научно-технические знания в традиционном Китае, 1000–1700: предварительный обзор», Восточноазиатская наука, технология и общество: международный журнал, том 4.2 (апрель): 207–228.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах под редакцией Хелейн Селин. Дордрехт: Kluwer, 1997. Св. «Астрономия в Китае» Хо Пэн Йоке .
- Сунь Сяочунь, «Пересекая границы между небом и человеком: астрономия в Древнем Китае» в книге «Астрономия в разных культурах: история незападной астрономии » под редакцией Х. Селина, стр. 423–454. Дордрехт: Клювер, 2000.
- Чан Ки Хун: Древняя звездная карта Китая , Департамент досуга и культурных услуг, 2002 г., ISBN 962-7054-09-7
- Драгоценные камни древних китайских астрономических реликвий , ISBN 962-7797-03-0
Внешние ссылки [ править ]
- Математика китайского календаря Хельмара Аслаксена.
- Пересечение границ: западная астрономия в конфуцианском Китае, 1600–1800 гг., Пиньи Чу.
- Домашняя страница Национальных астрономических обсерваторий Китайской академии наук
- Китайская астрономия в Университете штата Мэн. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- Виртуальная выставка о Жозефе-Николя Делиле и восточной астрономии в цифровой библиотеке Парижской обсерватории.