Планетарий
Планетарий образовательных ( мн.: планетарии или планетарии ) — театр, построенный в первую очередь для показа и развлекательных шоу об астрономии и ночном небе или для обучения астронавигации . [1] [2] [3]
Доминирующей особенностью большинства планетариев является большой куполообразный , проекционный экран на котором сцены со звездами , планетами и другими небесными объектами могут реалистично появляться и двигаться, имитируя их движение. Проекцию можно создать различными способами, например, с помощью звездного шара , слайд-проектора , видео , полнокупольных проекторных систем и лазеров. Типичные системы могут быть настроены на моделирование неба в любой момент времени, в прошлом или настоящем, и часто для изображения ночного неба таким, каким оно будет выглядеть из любой точки широты Земли.
Размеры планетариев варьируются от 37-метрового купола в Санкт-Петербурге, Россия (так называемого «Планетария № 1») до трехметровых надувных переносных куполов, где посетители сидят на полу. Самый большой планетарий в Западном полушарии — планетарий Дженнифер Чалсти в Научном центре Либерти в Нью-Джерси , его купол имеет диаметр 27 метров. Планетарий Бирла в Калькутте, Индия, является крупнейшим по вместимости: 630 мест. [4] В Северной Америке планетарий Хейдена в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке имеет наибольшее количество мест - 423.
Термин «планетарий» иногда используется в общем для описания других устройств, иллюстрирующих Солнечную систему , таких как компьютерное моделирование или планетарий . Программное обеспечение планетария — это программное приложение, которое отображает трехмерное изображение неба на двухмерном экране компьютера или в гарнитуре виртуальной реальности для трехмерного представления. [5] Термин «планетарий» используется для описания профессионального персонала планетария.
История [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2022 г. ) |
Ранний [ править ]
Древнегреческому , эрудиту Архимеду приписывают создание примитивного устройства-планетария, которое могло предсказывать движения Солнца Луны и планет . [ нужна ссылка ] Открытие Антикитерского механизма доказало, что подобные устройства существовали уже в древности , хотя, вероятно, и после жизни Архимеда. Кампан из Новары описал планетарный экваториум в своей «Теорике Планетарум» и включил инструкции о том, как его построить. построенном На Готторфском глобусе, около 1650 года, внутри были нарисованы созвездия. [6] Эти устройства сегодня обычно называют оррери (названными в честь графа Оррери ). Фактически, многие планетарии сегодня имеют проекционные системы, которые проецируют на купол Солнечной системы (включая Солнце и планеты до Сатурна ) по их обычным орбитальным траекториям.
В 1229 году, после завершения Пятого крестового похода , император Священной Римской империи Фридрих II Гогенштауфен привез обратно палатку с разбросанными отверстиями, изображающими звезды или планеты . Устройство работало внутри с помощью вращающегося стола, который вращал палатку. [7]
Небольшой размер типичных оррери XVIII века ограничивал их влияние, и к концу того же века ряд педагогов попытались создать версию большего размера. Усилия Адама Уокера (1730–1821) и его сыновей заслуживают внимания, поскольку они пытались соединить театральные иллюзии с образованием. Уокера «Эйдуранион» был сердцем его публичных лекций и театральных представлений. Сын Уокера описывает эту «Тщательно продуманную машину» как «двадцать футов в высоту и двадцать семь в диаметре: она стоит вертикально перед зрителями, а ее шары настолько велики, что их отчетливо видно в самых отдаленных частях театра. Каждый Планета и Спутник кажутся подвешенными в космосе, без какой-либо поддержки, совершающие свои годовые и суточные обороты без какой-либо видимой причины». Другие лекторы продвигали свои собственные устройства: Р.Э. Ллойд рекламировал свой «Диастродоксон», или «Большой прозрачный Оррери», а к 1825 году Уильям Китченер предлагал свою «Уранологию» диаметром 42 фута (13 м). Эти устройства, скорее всего, пожертвовали астрономической точностью ради развлекательного зрелища и сенсационных и вызывающих трепет образов.
Самый старый, до сих пор действующий планетарий можно найти во фризском городе Франекер . Его построил Эйсе Эйсинга (1744–1828) в гостиной своего дома. Эйсинга потребовалось семь лет, чтобы построить свой планетарий, который был завершен в 1781 году. [8]
20 век [ править ]
В 1905 году Оскар фон Миллер (1855–1934) из Немецкого музея в Мюнхене заказал обновленные версии планетария с приводом и планетария от М. Зендтнера, а позже работал с Францем Мейером, главным инженером Carl Zeiss оптического завода в Йене , над крупнейшим когда-либо построенный механический планетарий, способный отображать как гелиоцентрическое , так и геоцентрическое движение. Он был выставлен в Немецком музее в 1924 году, поскольку строительные работы были прерваны войной. Планеты перемещались по воздушным рельсам, приводимым в движение электродвигателями: орбита Сатурна составляла 11,25 м в диаметре. 180 звезд проецировались на стену с помощью электрических лампочек.
Пока это строилось, фон Миллер также работал на заводе Zeiss с немецким астрономом Максом Вольфом , директором обсерватории Landessternwarte Heidelberg-Königstuhl при Гейдельбергском университете , над новым и новым дизайном, вдохновленным работами Уоллеса В. Этвуда . работа в Чикагской академии наук и идеи Вальтера Бауэрсфельда и Рудольфа Штробеля. [9] в Цейссе . Результатом стала конструкция планетария, который будет генерировать все необходимые движения звезд и планет внутри оптического проектора и будет установлен в центре комнаты, проецируя изображения на белую поверхность полушария. В августе 1923 года первый планетарий Цейсса (Модель I) проецировал изображения ночного неба на белую штукатурку 16-метрового полусферического бетонного купола, возведенного на крыше завода Цейсса. Первый официальный публичный показ состоялся в Немецком музее в Мюнхене 21 октября 1923 года. [10] [11]
Планетарий Цейсса стал популярным и привлек большое внимание. Следующие планетарии Цейсса были открыты в Риме (1928, в Аула Оттагона , часть Терм Диоклетиана ), Чикаго (1930), Осаке (1937, в Городском музее электротехники Осаки ). [11]
После Второй мировой войны [ править ]
Когда после войны Германия была разделена на Восточную и Западную Германию, фирма Zeiss также была разделена. Часть осталась в своей традиционной штаб-квартире в Йене , в Восточной Германии , а часть мигрировала в Западную Германию . Дизайнер первых планетариев Zeiss Вальтер Бауэрсфельд также эмигрировал в Западную Германию вместе с другими членами управленческой команды Zeiss. Там он оставался в команде менеджеров Zeiss West до своей смерти в 1959 году.
Западногерманская фирма возобновила производство больших планетариев в 1954 году, а восточногерманская фирма несколько лет спустя начала производить небольшие планетарии. Между тем, отсутствие производителей планетариев привело к нескольким попыткам создания уникальных моделей, например, модели, построенной Калифорнийской академией наук в парке Золотые Ворота , в Сан-Франциско которая действовала в 1952–2003 годах. Братья Коркош построили большой проектор для Бостонского музея науки , который был уникален тем, что был первым (и в течение очень долгого времени единственным) планетарием, проецировавшим планету Уран . Большинство планетариев игнорируют Уран, поскольку он в лучшем случае едва виден невооруженным глазом.
Огромный толчок популярности планетариев во всем мире был обеспечен космической гонкой 1950-х и 60-х годов, когда опасения, что Соединенные Штаты могут упустить возможности нового рубежа в космосе, стимулировали масштабную программу по установке более 1200 планетариев в США. средние школы.
Арманд Шпиц признал, что существует жизнеспособный рынок для небольших недорогих планетариев. Его первая модель, «Шпиц А», была разработана для проецирования звезд из додекаэдра , что позволило снизить затраты на обработку при создании глобуса. [12] Планеты не были механизированы, но их можно было перемещать вручную. Затем последовало несколько моделей с различными улучшенными возможностями, пока A3P, который проецировал более тысячи звезд, не имел моторизованных движений для изменения широты, ежедневного движения и годового движения Солнца, Луны (включая фазы) и планет. Эта модель была установлена в сотнях средних школ, колледжей и даже небольших музеев с 1964 по 1980-е годы.
Япония вошла в бизнес по производству планетариев в 1960-х годах, когда Goto и Minolta успешно продавали ряд различных моделей. Гото добился особенного успеха, когда Министерство образования Японии установило одну из своих самых маленьких моделей, Е-3 или Е-5 (цифры относятся к метрическому диаметру купола) в каждой начальной школе Японии.
Филиппу Стерну, бывшему преподавателю Нью-Йорке в планетария Хейдена , пришла в голову идея создать небольшой планетарий, который можно было бы запрограммировать. Его модель Apollo была представлена в 1967 году с пластиковой программной доской, записанной лекцией и диафильмом. Не имея возможности заплатить за это самому, Стерн стал главой подразделения планетариев Viewlex , средней аудиовизуальной фирмы на Лонг-Айленде . Было создано около тридцати готовых программ для разных классов и публики, а операторы могли создавать свои собственные или запускать планетарий вживую. Покупателям «Аполлона» было предоставлено на выбор два готовых шоу, и они могли купить еще. Несколько сотен были проданы, но в конце 1970-х компания Viewlex обанкротилась по причинам, не связанным с бизнесом планетариев.
В 1970-х годах OmniMax была разработана киносистема (теперь известная как IMAX Dome) для работы на экранах планетариев. Совсем недавно некоторые планетарии переименовали себя в купольные кинотеатры с более широкими предложениями, включая широкоэкранные или «захватывающие» фильмы, полнокупольное видео и лазерные шоу, в которых музыка сочетается с узорами, нарисованными лазером.
Компания Learning Technologies Inc. в Массачусетсе предложила первый легко переносной планетарий в 1977 году. Филип Сэдлер разработал эту запатентованную систему, которая проецировала звезды, фигуры созвездий из многих мифологий , небесные системы координат и многое другое с помощью съемных цилиндров (Viewlex и другие разработали свои собственные портативные версии).
Когда Германия воссоединилась в 1989 году, две фирмы Zeiss сделали то же самое и расширили свои предложения, включив в них множество куполов разных размеров.
Компьютеризированный планетарий [ править ]
В 1983 году компания Evans & Sutherland установила первый цифровой проектор для планетария, отображающий компьютерную графику ( планетарий Хансена , Солт-Лейк-Сити, штат Юта) — проектор Digistar I использовал систему векторной графики для отображения звездных полей, а также штриховой графики . Это дает оператору большую гибкость в отображении современного ночного неба не только видимым с Земли , но и видимым из точек, далеко удаленных в пространстве и времени. Новейшие поколения проекторов для планетариев, начиная с Digistar 3 , предлагают полнокупольную видеотехнологию . Это позволяет проецировать любое изображение. [ нужна ссылка ]
Технология [ править ]
Купола [ править ]
- Купол Афинского планетария .
- Планетарий Гамбурга
- Большой планетарий Цейсса в Берлине, 1987 год.
- Купол планетария Научного центра библиотеки Александринской
- Небольшой надувной портативный купол планетария.
Купола планетария имеют размеры от 3 до 35 м в диаметре и вмещают от 1 до 500 человек. Они могут быть постоянными или переносными, в зависимости от применения.
- Переносные надувные купола можно надуть за считанные минуты. Такие купола часто используются для экскурсий по планетариям, например, для посещения школ и общественных центров.
- временные конструкции с использованием сегментов стеклопластика Возможны (GRP), скрепленных болтами и закрепленных на раме. Поскольку на их изготовление может уйти несколько часов, они больше подходят для таких применений, как выставочные стенды, где купол будет оставаться в рабочем состоянии в течение как минимум нескольких дней.
- Надутые купола отрицательного давления подходят в некоторых полупостоянных ситуациях. Они используют вентилятор для извлечения воздуха из-за поверхности купола, позволяя атмосферному давлению придать ему правильную форму.
- Постоянные купола меньшего размера часто строятся из армированного стекловолокном пластика. Это недорого, но, поскольку проекционная поверхность отражает не только свет, но и звук, акустика внутри купола этого типа может снизить его полезность. Такой прочный купол также создает проблемы с отоплением и вентиляцией в планетарии с большой аудиторией, поскольку через него не может проходить воздух.
- Купола старых планетариев были построены с использованием традиционных строительных материалов и покрыты штукатуркой . Этот метод относительно дорог и имеет те же проблемы с акустикой и вентиляцией , что и стеклопластик.
- Большинство современных куполов построены из тонких алюминиевых профилей с ребрами, обеспечивающими несущую конструкцию позади. [14] Использование алюминия позволяет легко проделать в куполе тысячи крошечных отверстий. Это уменьшает отражение звука обратно к публике (обеспечивая лучшие акустические характеристики), позволяет звуковой системе проецироваться через купол сзади (обеспечивая звук, который, кажется, исходит с соответствующих направлений, связанных с представлением), и обеспечивает циркуляцию воздуха через проекцию. поверхность для климат-контроля.
Реализм просмотра в планетарии существенно зависит от динамического диапазона изображения, то есть от контраста между темным и светлым. Это может быть проблемой в любой купольной проекционной среде, поскольку яркое изображение, проецируемое на одну сторону купола, будет иметь тенденцию отражать свет на противоположную сторону, «поднимая» там уровень черного и, таким образом, делая все изображение менее реалистичным. Поскольку традиционные шоу в планетариях состояли в основном из маленьких точек света (например, звезд) на черном фоне, это не было серьезной проблемой, но стало проблемой, поскольку цифровые проекционные системы начали заполнять большие части купола яркими объектами (например, , большие изображения солнца в контексте). По этой причине купола современных планетариев часто окрашиваются не в белый, а в средне-серый цвет, что снижает отражение примерно до 35-50%. Это увеличивает воспринимаемый уровень контраста.
Основная задача при строительстве куполов — сделать швы максимально незаметными. Покраска купола после установки — серьезная задача, и если все сделать правильно, швы можно сделать практически невидимыми.
Традиционно купола планетариев устанавливались горизонтально, повторяя естественный горизонт реального ночного неба. Однако, поскольку эта конфигурация требует сильно наклоненных кресел для удобного просмотра «прямо вверх», все чаще купола строятся наклоненными от горизонтали на 5–30 градусов, чтобы обеспечить больший комфорт. Наклоненные купола, как правило, создают излюбленную «зону наилучшего обзора» для оптимального обзора, расположенную в центре примерно на трети высоты купола от самой нижней точки. В наклонных куполах обычно сидячие места расположены в стиле стадиона прямыми ярусными рядами; Горизонтальные купола обычно имеют сиденья в круговых рядах, расположенных концентрическими (обращенными к центру) или эпицентрическими (обращенными вперед) рядами.
Планетарии иногда включают элементы управления, такие как кнопки или джойстики, в подлокотниках сидений, чтобы обеспечить обратную связь с аудиторией, которая влияет на шоу в реальном времени .
Часто по краю купола («бухты») располагаются:
- Силуэтные модели географических объектов или зданий, подобные тем, что находятся вокруг здания планетария.
- Освещение для имитации эффекта сумерек или городского светового загрязнения .
Традиционно в планетариях требовалось множество ламп накаливания вокруг бухты купола, чтобы облегчить вход и выход аудитории, имитировать восход и закат солнца , а также обеспечивать рабочий свет для очистки купола. Совсем недавно стало доступно твердотельное светодиодное освещение, которое значительно снижает энергопотребление и снижает требования к техническому обслуживанию, поскольку лампы больше не нужно менять на регулярной основе.
Самый большой в мире механический планетарий расположен в Монико, штат Висконсин. Планетарий Ковача . Его диаметр составляет 22 фута, а вес - две тонны. Глобус сделан из дерева и приводится в движение мотор-контроллером с регулируемой скоростью. Это самый большой механический планетарий в мире, он больше, чем « Глобус Этвуда» в Чикаго (15 футов в диаметре), и в три раза меньше «Хайдена».
Некоторые новые планетарии теперь имеют стеклянный пол , который позволяет зрителям стоять рядом с центром сферы, окруженной проецируемыми изображениями во всех направлениях, создавая впечатление парения в космическом пространстве . Например, в небольшом планетарии AHHAA в Тарту , Эстония, есть такая установка со специальными проекторами для изображения как под ногами зрителей, так и над их головами. [15]
электромеханические/ оптические Традиционные проекторы
Традиционный проекционный аппарат планетария использует полый шар со светом внутри и отверстием для каждой звезды, отсюда и название «звездный шар». У некоторых самых ярких звезд (например, Сириуса , Канопуса , Веги ) отверстие должно быть настолько большим, чтобы пропускать достаточно света, что в отверстии должна быть маленькая линза, чтобы фокусировать свет в острой точке на куполе. В более поздних и современных звездных шарах планетариев отдельные яркие звезды часто имеют отдельные проекторы в форме небольших ручных фонариков с фокусирующими линзами для отдельных ярких звезд. Размыкатели контактов не позволяют проекторам выступать ниже «горизонта». [ нужна ссылка ]
Звездный шар обычно устанавливается таким образом, чтобы он мог вращаться целиком, чтобы имитировать ежедневное вращение Земли и изменять моделируемую широту на Земле. Обычно существует также средство вращения, создающее эффект прецессии равноденствий . Часто один такой шар прикреплен к южному полюсу эклиптики . В этом случае вид не может идти настолько далеко на юг, чтобы какая-либо пустая область на юге проецировалась на купол. Некоторые звездные проекторы имеют два шарика на противоположных концах проектора, как гантели . В этом случае могут быть показаны все звезды, и вид может быть направлен либо на полюс, либо на любое место между ними. Но необходимо следить за тем, чтобы поля проекций двух шаров совпадали в местах их встречи или перекрытия.
Меньшие проекторы планетариев включают набор неподвижных звезд, Солнца, Луны и планет, а также различных туманностей . Более крупные проекторы также включают кометы и гораздо больший выбор звезд. Можно добавить дополнительные проекторы, чтобы показывать сумерки за пределами экрана (вместе с городскими или деревенскими сценами), а также Млечный Путь . Другие добавляют координатные линии и созвездия , фотографические слайды, лазерные дисплеи и другие изображения.
На каждую планету проецируется остро сфокусированный прожектор , который образует пятно света на куполе. Планетные проекторы должны иметь механизмы для изменения своего положения и, таким образом, имитировать движение планет. Они могут быть следующих типов:
- Коперниканец . Ось представляет Солнце. Вращающаяся часть, представляющая каждую планету, несет в себе свет, который необходимо расположить и направить так, чтобы он вращался так, чтобы он всегда был обращен к вращающейся части, представляющей Землю. Это создает механические проблемы, в том числе:
- Огни планет должны питаться от проводов, которые должны изгибаться при вращении планет, а многократное сгибание медного провода может привести к его поломке из-за усталости металла .
- Когда планета находится в оппозиции к Земле, ее свет может блокироваться центральной осью механизма. (Если планетарный механизм повернут на 180° относительно реальности, свет переносится Землей и светит в сторону каждой планеты, а риск блокировки возникает при соединении с Землей.)
- Птолемея . Здесь центральная ось представляет Землю. Каждый светильник планеты находится на креплении, которое вращается только вокруг центральной оси и наводится направляющей, управляемой деферентом и эпициклом (или как их называет производитель планетария). Здесь числовые значения Птолемея необходимо пересмотреть, чтобы исключить суточное вращение, которое в планетарии учитывается иначе. (В одном планетарии для этого потребовались орбитальные константы птолемеевского типа для Урана , которые были неизвестны Птолемею.)
- Управляемый компьютером. Здесь все огни планет находятся на креплениях, которые вращаются только вокруг центральной оси и наводятся компьютером .
Несмотря на хорошее качество изображения, традиционные проекторы со звездным шаром имеют ряд присущих им ограничений. С практической точки зрения, низкий уровень освещенности требует нескольких минут, чтобы зрители «адаптировались» к темноте . Проекция «Звездного шара» ограничена с точки зрения образования из-за ее неспособности выйти за пределы земного вида ночного неба. Наконец, в большинстве традиционных проекторов различные наложенные проекционные системы не способны обеспечить надлежащее затмение . Это означает, что изображение планеты, проецируемое поверх звездного поля (например), все равно будет показывать звезды, сияющие сквозь изображение планеты, что ухудшает качество просмотра. По этим же причинам в некоторых планетариях звезды показаны ниже горизонта, выступающие на стенах под куполом или на полу, или (с яркой звездой или планетой) сияющие в глазах кого-то из зрителей.
Однако новое поколение оптико-механических проекторов, использующих оптоволоконную технологию для отображения звезд, показывает гораздо более реалистичное изображение неба.
Цифровые проекторы [ править ]
Все большее число планетариев используют цифровые технологии для замены всей системы взаимосвязанных проекторов, традиционно используемых вокруг звездного шара, чтобы устранить некоторые из их ограничений. Производители цифровых планетариев заявляют о снижении затрат на техническое обслуживание и повышении надежности таких систем по сравнению с традиционными «звездными шарами» на том основании, что в них используется мало движущихся частей и обычно не требуется синхронизация движения по куполу между несколькими отдельными системами. Некоторые планетарии сочетают в одном куполе как традиционную оптико-механическую проекцию, так и цифровые технологии.
В полностью цифровом планетарии изображение купола генерируется компьютером , а затем проецируется на купол с использованием различных технологий, включая электронно-лучевую трубку , ЖК-дисплей , DLP или лазерные проекторы. Иногда используется один проектор, установленный рядом с центром купола, с линзой «рыбий глаз» для распространения света по всей поверхности купола, в то время как в других конфигурациях несколько проекторов по горизонту купола расположены так, чтобы плавно сливаться друг с другом.
Все цифровые проекционные системы работают, создавая изображение ночного неба в виде большого массива пикселей . Вообще говоря, чем больше пикселей может отображать система, тем лучше качество просмотра. В то время как первое поколение цифровых проекторов не могло генерировать достаточное количество пикселей, чтобы соответствовать качеству изображения лучших традиционных проекторов «звездного шара», системы высокого класса теперь предлагают разрешение, приближающееся к пределу остроты зрения человека .
ЖК-проекторы имеют фундаментальные ограничения на способность проецировать как настоящий черный цвет, так и свет, что ограничивает их использование в планетариях. LCOS и модифицированные проекторы LCOS улучшили коэффициент контрастности ЖК-дисплея , а также устранили эффект «экранной двери», возникающий из-за небольших промежутков между ЖК-пикселями. DLP-проекторы с «темным чипом» улучшают стандартную конструкцию DLP и могут предложить относительно недорогое решение с ярким изображением, но уровень черного требует физического подавления проекторов. По мере того, как технология совершенствуется и снижается в цене, лазерная проекция выглядит многообещающе для купольной проекции, поскольку она предлагает яркие изображения, большой динамический диапазон и очень широкое цветовое пространство .
Показать контент [ изменить ]
Во всем мире большинство планетариев проводят шоу для широкой публики. шоу для этой аудитории на такие темы, как «Что сегодня вечером в небе?», или шоу, поднимающие актуальные темы, такие как религиозный праздник (часто рождественская звезда Традиционно популярными были ), связанный с ночным небом. Многие заведения отдают предпочтение живому формату, поскольку живой спикер или ведущий может ответить на вопросы аудитории. [ нужна ссылка ]
С начала 1990-х годов полнофункциональные цифровые трехмерные планетарии добавили дополнительную степень свободы ведущему, проводящему шоу, поскольку они позволяют моделировать вид из любой точки космоса, а не только вид с Земли, который нам наиболее знаком. с. Эта новая возможность виртуальной реальности путешествовать по Вселенной обеспечивает важные образовательные преимущества, поскольку она наглядно показывает, что космос имеет глубину, помогая зрителям оставить позади древнее заблуждение о том, что звезды застряли внутри гигантской небесной сферы , и вместо этого понять истинную суть. Схема Солнечной системы и за ее пределами. Например, планетарий теперь может «направить» зрителей к одному из знакомых созвездий, таких как Орион , показывая, что звезды, которые с точки зрения Земли кажутся составляющими скоординированную форму, находятся на совершенно разных расстояниях от Земли и так что не связано, кроме как в человеческом воображении и мифологии . с особым зрительным или пространственным восприятием Для людей этот опыт может быть более полезным с образовательной точки зрения, чем другие демонстрации.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Кинг, Генри К. «Направленные на звезды; эволюция планетариев, оррериев и астрономических часов» University of Toronto Press, 1978
- ^ Справочник планетариев, 2005 г. , Международное общество планетариев.
- ^ Каталог планетариев Нью-Йорка, 1982 г.
- ^ «Планетарий Бирла готов принять посетителей после 28-месячного перерыва — Times of India» . Таймс оф Индия . 18 июля 2017 года . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ «ПланетарийVR» .
- ^ Марке, Иордания (2005). Театры времени и пространства: Американские планетарии, 1930-1970 гг . Рутгерс: Издательство Университета Рутгерса. п. 10. ISBN 9780813537665 . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ «История планетариев» . commons.bcit.ca . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Планетарий Эйсе Эйсинга» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ Энгбер, Дэниел (24 февраля 2014 г.). «Под куполом: трагическая, нерассказанная история первого в мире планетария» . Сланец . Группа «Сланец» . Архивировано из оригинала 24 февраля 2014 года . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Чартран, Марк (сентябрь 1973 г.). «Пятидесятилетний юбилей двухтысячелетней мечты (История планетария)» . Планетарник . Том. 2, нет. 3. Международное общество планетариев. ISSN 0090-3213 . Архивировано из оригинала 20 апреля 2009 г. Проверено 26 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марш, Эллисон. «Краткая история первого в мире планетария — IEEE Spectrum» . Spectrum.ieee.org . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Лей, Вилли (февраль 1965 г.). «Предтечи планетария» . Довожу до вашего сведения. Галактическая научная фантастика . стр. 87–98.
- ^ «- Театр Бхасани Ново» . www.mosict.gov.bd . Архивировано из оригинала 27 марта 2009 года . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ «ESOblog: Как установить планетарий. Разговор с инженером Максом Рёсснером о его работе над ESO Supernova» . www.eso.org . Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Ару, Маргус (март – июнь 2012 г.). «Под одним куполом: планетарий научного центра AHHAA» (PDF) . Планетарианец: Журнал Международного общества планетариев . 41 (2): 37. Архивировано (PDF) из оригинала 2 октября 2015 г. Проверено 2 июня 2017 г.