Глобус Готторфа
Глобус Готторфа 17-го века, изображающий глобус Землю — это большой и небесную сферу . Его диаметр составляет 3,1 метра. Задуманный и построенный в замке Готторф недалеко от Шлезвига , он позже был передан в музей Кунсткамеры в Санкт-Петербурге в России . После пожара 1747 года большую часть земного шара пришлось восстанавливать. Современная копия была построена в 2005 году на первоначальном месте недалеко от Шлезвига .
изображена карта поверхности Земли На глобусе снаружи карта звездных созвездий с астрономическими и мифологическими , а внутри — символами. Повернутый вручную или с помощью воды, он демонстрирует сидящим внутри движение небес. Это был предшественник современного планетария .
Глобус был построен между 1650 и 1664 годами по заказу Фридриха III, герцога Гольштейн-Готторпского . Строительством руководил придворный ученый и библиотекарь Фридриха Адам Олеарий , а осуществлял оружейник Андреас Бёш из Лимбурга-на-Лане .
Дом «Глобус» в саду Нойверк
[ редактировать ]Глобус, вероятно, уже фигурировал в ранних планах сада Нойверк («новая работа») в замке Готторф , который был заложен в 1637 году. Не ранее 1650 года герцог Фредерик приступил к строительству центральной точки сада - павильона дома «Глобус». . Здание было построено за семь лет, а строительство самого «Глобуса» заняло гораздо больше времени. Работа остановилась со смертью герцога Фридриха III в 1659 году во время Второй Северной войны . [ 1 ] В конечном итоге глобус был завершен в 1664 году сыном Фридриха Кристианом Альбрехтом . [ 2 ]
Вероятным архитектором дома «Глобус» был Адам Олеарий , придворный ученый и библиотекарь в Готторфе. Дом был ориентирован с севера на юг, в центре нижнего конца террасного сада Нойверк. Полукруглая стена шла от дома к пруду Геркулеса на юге; На территории между стеной и прудом разбит формальный «Глобусный сад». Дом представлял собой симметричное четырехэтажное кирпичное здание с террасой на плоской крыше. Со всех сторон были пристройки, доходившие до второго этажа. Северная пристройка представляла собой более высокую башню, увенчанную медным луковичным куполом. [ 1 ]
В здании было два подвальных этажа: над ними располагался зал «Глобус», верхний этаж со спальными помещениями и зал, выходящий на юг. Эти два верхних этажа и терраса на крыше были соединены винтовой лестницей в башне. Первый этаж имел главный вход с северной стороны и находился на одном уровне с первой садовой террасой. Нижний подвал находился на одном уровне с садом «Глобус» на юге. Без учета пристроек и башни площадь здания составляла приличные 200 м. 2 по площади и 14 м в высоту, что, возможно, послужило поводом для периодического обозначения «Фридрихсбург» (замок Фридриха, в отличие от дворца, которым назывался замок Готторф). Официальное название было «Lusthaus» (безумие или охотничий домик); только в последние десятилетия своего существования он стал называться «Глобус-хаус». Кубическая форма и доступная плоская крыша соответствовали современным аналогам в Италии, Нидерландах и Дании. Здание должно было выглядеть экзотично и иногда называлось «Персидским домом». Детали здания, однако, придерживались стиля Северного Возрождения , который был нормой в то время в герцогствах Шлезвиг и Гольштейн . [ 1 ]
Мало что известно о том, как использовался дом «Глобус»; раскопки выявили следы обильной трапезы в Доме. Похоже, после смерти герцога Фридриха III им почти не пользовались. Протечки в плоских крышах повредили здание, но «Глобус» оставался популярным выставочным экспонатом и с готовностью демонстрировался посетителям. [ 1 ]
Глобус
[ редактировать ]Центральным элементом дома «Глобус» был большой глобус . Снаружи он представлял собой поверхность Земли , а внутри находился планетарий , показывающий небесную сферу со звездами и созвездиями , а также движение Солнца , когда оно появлялось с Земли. (Название «планетарий» можно оспорить, поскольку устройство показывало только движение Солнца, а не Луны или планет. [ 3 ] ) Особенно интересно было залезть в глобус, сесть и позволить звездам вращаться вокруг Земли. «Глобус» был изобретением герцога ; научное руководство принадлежало его придворному ученому и библиотекарю Адаму Олеарию . Лимбурга был нанят оружейник Андреас Бёш из -на-Лане . Для воплощения проекта в жизнь [ 1 ]
Строительство «Глобуса» и его строительство шли рука об руку. Детали были изготовлены в соседней кузнице и собраны в доме «Глобус». семь-девять мастеров . Над проектом в течение нескольких лет работали [ 1 ]
Одновременно, между 1654 и 1657 годами, Бёш работал над собственным изобретением — Sphaera Copernicana . В то время, когда работы над Земным шаром уже достигли большого прогресса, это усилило и расширило космологическую концепцию Земного шара. [ 4 ]
Трансфер в Санкт-Петербург.
[ редактировать ]Небольшие разногласия остаются относительно обстоятельств дарения Глобуса царю Петру Великому в 1713 году. [ 2 ] [ 1 ] Во время Великой Северной войны Готторп балансировал на тонкой грани между датской оккупацией и симпатиями к Швеции. Герцог Фридрих IV погиб в бою, его сын Карл Фридрих был несовершеннолетним, его дядя Кристиан Август регентом был . В начале 1713 года царь Петр провел совещание со своим союзником, королем Дании Фридрихом IV в Гольштейне, возможно, Готторфе. По итогам встречи Питер ходатайствовал о передаче «Глобуса» в Россию . В июле 1713 года Кристиан Август подчинился и приказал отправить «Глобус» в Санкт-Петербург, куда он прибыл в 1717 году. Из-за продолжающейся войны транспортировка, по-видимому, шла по морю в Пиллау (гавань недалеко от Кенигсберга ), а затем по суше в Ригу , по морю. до Ревеля ( Таллинна ) и по суше до Санкт-Петербурга. В конечном итоге в 1726 году он стал частью Кунсткамеры , но транспортировка и прошедшее время оставили свой отпечаток на состоянии «Глобуса». [ 2 ]
«Глобус» серьезно пострадал во время загадочного пожара в Кунсткамере в 1747 году. Лишь немногие его металлические части, а также ни одна древесина или холст не уцелели в огне. Входной люк хранился отдельно в подвале и поэтому не пострадал от пожара. «Глобус» был вывезен из Кунсткамеры и реконструирован Бенджамином Скоттом с 1748 по 1750 год. Однако внешняя роспись с учетом современной ему географии продвигалась медленно и была завершена лишь в 1790 году Теодором фон Шубертом . Был построен новый павильон, и в 1753 году туда переехал «Глобус». [ 2 ]
В 1828 году «Глобус» был перенесен в восточную ротонду Зоологического музея , а в 1901 году — в Адмиралтейство в Царском Селе , к югу от Санкт-Петербурга. [ 2 ]
В 1941 году немецкие войска захватили «Глобус», и его доставили специальным поездом в Нойштадт в Гольштейне , где он хранился полностью упакованным и в специальном железнодорожном вагоне, предположительно, в ожидании возможной транспортировки в замок Готторф . В 1946 году британские войска перевезли «Глобус» из Нойштадта в соседний Любек , где он три недели выставлялся на всеобщее обозрение. В 1947 году «Глобус» был перевезен в Гамбург и отправлен в Мурманск , а затем в Эрмитаж в Ленинграде . [ 2 ]
Было решено восстановить Кунсткамеру , разместить в ней Глобус и отреставрировать его. [ 2 ]
В Готторфе в 1713 году, чтобы вернуть Глобус из дома «Глобус» целым и невредимым, был снят большой кусок западного фасада. Это решило судьбу здания, которое к тому же лишилось своего основного назначения. С тех пор техническое обслуживание проводилось лишь вяло, и здание пришло в упадок. В ноябре 1768 года, после 50 лет простоя, король Дании Кристиан VII приказал продать здание с аукциона. Еще через год от руин ничего не осталось, а уникальное в истории архитектуры и техники здание затерялось. [ 1 ]
Посещение оригинального дома «Глобус».
[ редактировать ]Вход в дом «Глобус» осуществлялся с севера через декоративный портал главного входа, ниже башни с лестницей. Короткий коридор вел в зал глобусов, занимавший почти все пространство этого уровня. Зал имел множество окон и был белого цвета для лучшего освещения Земного шара; потолок был оштукатурен. Сам Глобус стоял в широком двенадцатигранном деревянном горизонтальном кольце, которое поддерживалось чередованием гермических колонн и коринфских колонн. На внешней стороне глобуса был нарисован известный тогда мир – Европа, Африка, Америка и Азия – с цветными границами стран и изображениями животных, кораблей и морских существ. В основу картографии легли глобусы известных картографов Виллема Блау и Джоан Блау из Амстердама . [ 5 ]
Небольшой люк позволял войти в Глобус и занять место за круглым столом в центре сферы. Отсюда можно было наблюдать небесную сферу, изображенную на внутренней стороне земного шара. Звезды были изображены более чем 1000 позолоченными медными шляпками гвоздей, а созвездия были нарисованы цветными фигурами на голубом фоне неба. Глобус включал в себя механизмы, показывающие годовое движение Солнца и приводящие в движение «мировые часы», которые указывали, где на Земле сейчас полдень или полночь . «Глобус» приводился в движение либо с помощью воды из подвала, чтобы сделать один оборот за 24 часа, либо вручную обитателем «Глобуса» для ускорения незаметного движения. Глобус Готторфа был первым планетарием, куда наблюдатель мог проникнуть внутрь. же время это большая модель старой геоцентрической модели Птолемея В то . Когда люк не использовался, он закрывался крышкой с изображением герба Готторфа ; Тогда земной шар будет покрыт тяжелой зеленой шерстяной тканью. На дверях зала «Глобус» висели портреты Николая Коперника и Тихо Браге в знак уважения к выдающимся авторитетам астрономии того времени. [ 5 ]
В то время как главный этаж с «Глобусом» предоставлял место для научных дискуссий среди более широкой аудитории, верхний уровень был более уединенным со своими спальными помещениями и праздничным залом. Французские двери вели на плоские крыши пристроек. Большая терраса на крыше открывала великолепный вид на сады и приглашала на пиры под открытым небом. [ 5 ]
Доступ к двум подвальным этажам был отдельным, снаружи. В верхнем подвале была кухонная плита для приготовления праздничных обедов. В нижнем подвале располагалась водяная мельница, которая должна была непрерывно вращать земной шар. Усилие передавалось латунным червячным приводом и длинными железными валами. [ 5 ]
Технология
[ редактировать ]Готторфский глобус в основном представлял собой конструкцию из кованого железа. Сфера имела каркас из 24 меридианных колец, выполненных в виде Т-образных балок , и экваториальное кольцо для жесткости. Клетка была покрыта снаружи медным листом, затем несколькими слоями мела и льняного холста , внешний слой которого был отполирован. На этом картографию можно было бы нарисовать . Внутренняя часть «Глобуса» была облицована тонкой сосновой доской, а затем мелом и льняным холстом. Люк удерживался на месте двумя пружинными замками; пока «Глобус» был занят, люк оставался снятым. [ 6 ]
Сфера вращалась вокруг тяжелой неподвижной оси из кованого железа. Нижним концом ось опиралась на жернов, вверху закреплялась на потолочной балке. Ось была наклонена на 54°30', широте Шлезвига географической . Это обеспечило отображение ночного неба над Шлезвигом, как и было целью. [ 6 ]
На оси устанавливались сиденья, по всей видимости, вмещавшие до десяти или двенадцати человек. Он был построен из тяжелых железных рельсов, которые были скреплены друг с другом и прикреплены к оси тяжелыми распорками. Эта конструкция имела узкое сиденье, подставку для ног и круглый стол в центре. Спинка представляла собой широкое кольцо горизонта из латуни, на котором отображались детали григорианского юлианского календарей , а также астрономические данные относительно дневной высоты Солнца и . [ 6 ]
На столе в центре стоял медный полушар. Следуя космологической концепции Готторфского глобуса, он символизировал Землю как центр небесной сферы . Из-за наклона оси земного шара Готторф лежал на вершине медного полушария и как таковой образовывал центр этого искусственного мира. Вокруг настольного глобуса располагалось горизонтальное кольцо, обозначающее географическую долготу различных мест на Земле. Когда Земной шар двигался, два противоположных указателя скользили по этому кольцу, указывая, где на Земле сейчас полдень или полночь. [ 6 ]
В соответствии с современными вкусами небесная сфера была красочной и украшена тщательно продуманными фигурами созвездий. Звезды изображались восьмиконечными шляпками гвоздей из позолоченной латуни. Они были сгруппированы в традиционные шесть звездных величин, чтобы проиллюстрировать фактическую разницу в яркости звезд. Две свечи на столе заставляли мерцать звезды. Вдоль эклиптики , по небесной сфере, двигался винтик, на котором была установлена модель Солнца, сделанная из ограненного хрусталя. Это демонстрировало как ежедневное движение восхода и захода Солнца, так и годовое движение, сезонные изменения точек восхода и захода солнца, а также максимальной высоты Солнца. Полукруг меридиана над наблюдателем имел градусную шкалу. невозможно было отобразить сложное движение Луны или планет . С помощью глобуса [ 6 ]
На южном полюсе внутри Земного шара имеется три передачи . Один из них с помощью длинных валов вращал «мировые часы» на столе. Во-вторых, планетарная передача приводила в движение Солнце. Третья коробка передач служила ручному приводу «Глобуса», благодаря чему пассажир мог поворачивать его кончиками пальцев. С этим ручным приводом один оборот занял около 15 минут и продемонстрировал все ежедневные небесные движения, как видно из Готторфа. Положение Солнца можно было отрегулировать, чтобы продемонстрировать другие времена года. Таким образом, «Глобус Готторфа» стал первым в истории планетарием для пешеходов , который давал посетителю «живую» демонстрацию небесных явлений. [ 6 ]
Альтернативным приводом была деревянная водяная мельница в нижнем подвале, которая могла вращать глобус в реальном времени, со скоростью один оборот в день. шестиступенчатый червячный привод Для достаточного замедления движения использовался . Вода в мельницу подавалась по свинцовым трубам. В подвале вода падала на водяное колесо и утекала под землю к пруду Геркулеса. Тяжелые колеса и червяки были изготовлены из латуни и приводили к огромным потерям на трение. Движение передавалось на два этажа вверх, в «Глобус», с помощью длинных валов из кованого железа. Самая верхняя часть трансмиссии находилась у подножия оси глобуса и была закрыта окрашенным деревянным ящиком. Водяная мельница, возможно, была скорее демонстрацией технических способностей, чем частью научной демонстрации. Спустя 50 лет после завершения строительства дома «Глобус» привод водяной мельницы сильно обветшал. [ 6 ]
Сфера Коперника
[ редактировать ]Когда строительство «Глобуса» подошло к завершающей стадии, Андреас Бёш приступил к новому проекту — « Сфера Коперникана» . Это должно было расширить концепцию Земного шара и его представление Птолемея геоцентрической модели , которая уже была признана устаревшей двором Готторфа. Казалось естественным создать демонстрационную модель, демонстрирующую модель Коперника гелиоцентрическую , «Сферу Коперникана». [ 4 ]
Хотя, естественно, существовали параллели с «Глобусом» с точки зрения конструкции и экспонирования, « Сфера» была скорее предметом искусства , чем «Глобус». «Глобус» впечатлял своими размерами и оригинальным дизайном, « Сфера» — сложным часовым механизмом, который одновременно управлял 24 различными функциями и дисплеями. [ 4 ]
Хотя в строительстве, вероятно, участвовал Адам Олеарий , за техническую реализацию проекта отвечал только Бёш. В этом его снова поддержали несколько мастеров, создавших часовой механизм или создавших созвездия. После завершения « Сфера Коперникана» была помещена в Кунсткамеру в Готторфе, а затем в библиотеку Готторфа. [ 4 ]
Когда в 1750 году замок Готторф был снесен, эта коперниканская армиллярная сфера была передана королевской Кунсткамере в Копенгагене . В 1824 году его должны были вывести из эксплуатации, но каким-то образом в 1872 году он оказался в Датском музее естественной истории в замке Фредериксборг , где экспонируется до сих пор. Сфера Коперникана была недавно отреставрирована, когда недостающие части были заменены и восстановлена первоначальная цветовая гамма. [ 4 ]
Сфера Коперникана была значительно меньше Земного шара: ее диаметр составлял 1,34 м, а общая высота - 2,40 м. Однако технологически он был гораздо более продвинутым. Он покоился на деревянном корпусе, под которым скрывался мощный часовой механизм с пружинным приводом, который мог работать восемь дней. Перезвоны происходили с часовыми и четвертьчасовыми интервалами, этим устройством также приводились 24 движения в армиллярной сфере. Главный приводной вал проходил вертикально от центра часового механизма через всю армиллярную сферу. Вал можно было отключить, чтобы вручную привести в движение армиллярную сферу в демонстрационных целях. [ 4 ]
В центре армиллярной сферы латунная сфера представляла Солнце . Его окружали латунные кольца, опиравшиеся на ролики, которые изображали орбиты известных тогда планет (Меркурия, Венеры, Земли, Марса, Юпитера и Сатурна). Планеты были представлены маленькими серебряными фигурками, которые держали символы соответствующих планет в руках . Они вращались вокруг медной сферы с теми же интервалами, с которыми настоящие планеты вращаются вокруг Солнца. Сложная зубчатая передача обеспечивала правильную передачу от вертикального приводного вала к орбитальному кольцу. Положение каждой планеты можно было регулировать вручную. [ 4 ]
В виде исключения на околоземной орбите находилась не серебряная фигура, а миниатюрная армиллярная сфера со сферами для Земли и Луны . Земля ежедневно вращается вокруг оси, наклоненной к полюсу мира. Луна обращается вокруг Земли за 27,3 дня и показывает свои фазы. Маленький циферблат на миниатюрной армиллярной сфере отображает время суток. [ 4 ]
Планетарная система была окружена двумя армиллярными сферами, из которых внутренняя двигалась, а внешняя неподвижна. Оба состояли из шести вертикальных полукругов и горизонтального кольца. Внутренняя сфера представляла собой « первичное движение в то время объясняло прецессию равноденствий », которое по эклиптике . Два градуированных медных оркестра иллюстрировали этот механизм, на один оборот которого уходило 26700 лет. [ 4 ]
Внешняя неподвижная сфера содержала фигуры созвездий и , таким образом, представляла небесную сферу. Сегодня осталось 46 из первоначально 62 созвездий. Они были изготовлены из латунных листов, прикрепленных к внутренней стороне колец сферы. Их внутренняя часть была выгравирована и отмечена латинскими названиями созвездий. Цифры, очевидно, были взяты с небесного глобуса амстердамского картографа Виллема Блау . Маленькие шестилучевые серебряные звезды были прикреплены к внутренней стороне латунного листа. Было шесть серебряных звезд разных размеров, соответствующих шести звездным величинам, используемым для звездной яркости. [ 4 ]
Ручной привод представлял собой выдвижной вал, на котором мог размещаться кривошип. Подобно Глобусу, это позволило ускорить движения Сферы , чтобы сделать их видимыми и понятными. [ 4 ]
Все устройство венчала сложная индикация разного времени суток плюс Сфера Птолемеи . Индикатор времени суток имел три концентрические цилиндрические стены, которые сдвигались друг относительно друга, как занавески. Небольшой солнечный диск, высота которого менялась в зависимости от времени года, двигался перед самым внутренним цилиндром. Положение Солнца относительно каждого цилиндра занавеса показывало время суток согласно гражданским, римско-вавилонским и еврейским конвенциям, соответственно. Последние два из этих соглашений зависят от движения Солнца, поэтому астрономы с древности работали с днем, продолжающимся с полуночи до полуночи. В XVI и XVII веках это постепенно стало применяться и в гражданской жизни. [ 4 ]
Наконец, армиллярная сфера Птолемея поверх указателя времени суток в сборке и движении представляет собой миниатюрную версию Земного шара. В его центре закреплена Земля, а окружающая ее небесная сфера ежедневно вращается вокруг нее. Внутри сферы находится солнечная фигура, ежегодно перемещающаяся по эклиптике. [ 4 ]
Историческая реконструкция в Готторфе
[ редактировать ]Благодаря исключительным размерам и концепции «Глобуса», о нем писали с момента его постройки и до недавнего прошлого. Однако это не привело к ясному и точному представлению о настоящем глобусе в Готторфе; исторические образы в этом контексте бесполезны. Таким образом, знания о «Глобусе» ограничивались сведениями о его строителях, эпохе, когда он был построен, и более или менее поверхностными описаниями «Глобуса» и «Глобусного дома». Где именно в Доме стоял глобус, а также какие-либо другие детали здания и технологии были неясны. [ 7 ]
Исключением стала опись резиденции герцога, составленная в 1708 году для целей общего налогообложения, которая содержала подробные сведения о стоимости и состоянии построек и садов замка Готторф . Это включало дом «Глобус» настолько подробно, что заполняло пробелы в знаниях, оставленные любым иллюстративным материалом. [ 7 ]
Начиная с 1991 года с текста описи Феликс Люнинг подготовил достоверную, основанную на чертежах реконструкцию дома «Глобус». Это включало обширные архивные исследования, касающиеся строительных и технологических аспектов «Глобуса», такие как счета за строительство, ремонт и обслуживание дома «Глобус». Раскопки и обследование фундамента дома «Глобус» послужили подтверждением этих письменных источников. [ 7 ]
Сам «Глобус» вместе с основными частями все еще существовал в Санкт-Петербурге, что позволяло измерить его и сделать более подробные выводы о доме «Глобус». Сравнение со Сферой Коперникана в замке Фредериксборг прояснило ситуацию еще больше. Картография была утеряна, но оригиналы, из которых был создан глобус, можно было идентифицировать. Тогда стало возможным провести достоверную реконструкцию Земного шара с точки зрения его конструкции, технологического и астрономического содержания, а также общего дизайна. [ 7 ]
Результатом стала в 1997 году реконструкция Феликсом Люнингом дома «Глобус» в саду Нойверк по рисункам и моделям, которые были основаны главным образом на интенсивном изучении письменных источников. Они сертифицировали строительные материалы примерно на 80%, последовательность комнат и распределение площадей на 90%, размеры на 80% и внешний вид здания на 50%. Раскопки подтвердили некоторые части здания со 100% уверенностью, в то время как другие, такие как порталы, могли быть получены на основе современных сравнений с 90%. О некоторых частях здания можно было только догадываться по современным зданиям и типичным методам того времени. План местности был определен на 100%. Более поздние раскопки, проведенные в земле Шлезвиг-Гольштейн с использованием более продвинутых средств, чем доступные Люнингу, могут вызвать необходимость пересмотра реконструкции подвалов, по существу, путем заполнения предыдущих пробелов в знаниях. [ 7 ]
Исключением стала водяная мельница , на которой ездил «Глобус». Зубчатые колеса, черви и валы были хорошо задокументированы в результате архивных исследований, и их размещение в здании было описано в то время. Однако из-за уникальности механизма Люнингу пришлось оставить 60% на усмотрение своей собственной гипотезы. [ 7 ]
Глобус и сад Нойверк сегодня
[ редактировать ]В течение первого десятилетия XXI века были предприняты большие усилия по раскрытию территории сада Нойверк, чтобы его планировка снова стала видимой. Ограниченное финансирование и сложная местность существенно задержали эту работу. Работа Феликса Люнинга о глобусе послужила толчком к возможной реставрации террасного сада в стиле барокко. Сад, глобус и глобус-хаус — важные особенности замка Готторф , которые никогда не претерпевали существенных изменений. Однако реставрация не является исторически достоверной. Скорее, он разработан с учетом эстетических соображений. Несколько благотворительных фондов поддержали строительство нового дома «Глобус» и реконструированного «Глобуса». Оба, вместе с первой частью реставрации сада, были открыты в мае 2005 года. [ 8 ] [ 9 ]
С 2019 года государственные музеи земли Шлезвиг-Гольштейн предлагают новую выставку в доме «Глобус» с информацией о «Глобусе», доме «Глобус», саде в стиле барокко (сад Нойверк) и садоводстве раннего барокко. Фильм виртуальной реальности с участием Адама Олеария и герцога Фридриха III рассказывает о создании земного шара, помещая его в контекст Тридцатилетней войны . [ 10 ] С 2020 года отрывки из фильма и дополнительная информация о «Глобусе» и доме «Глобус» доступны в онлайн-приложении с обзором на 360 градусов. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Феликс Люнинг (2008). «История» . Готторфский «Глобус» — мировой театр в стиле барокко (на немецком языке) . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Е.П. Карпеев (2003). Большой Готторфский глобус (на немецком языке). Эрмитаж, Санкт-Петербург. ISBN 5-8843-1088-9 .
- ^ Сюзанна М. Хоффманн (23 декабря 2010 г.). «Чудо света» Готторфа – Готторфский глобус как первый планетарий? . Спектр (на немецком языке) . Проверено 15 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Феликс Люнинг (2008). «Сфера Коперникана» . Готторфский «Глобус» — мировой театр в стиле барокко (на немецком языке) . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Феликс Люнинг (2008). «Прогулка» . Готторфский «Глобус» — мировой театр в стиле барокко (на немецком языке) . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Феликс Люнинг (2008). «Техника Я» . Готторфский «Глобус» — мировой театр в стиле барокко (на немецком языке) . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Феликс Люнинг (2008). «Реконструкция» . Готторфский «Глобус» — мировой театр в стиле барокко (на немецком языке) . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ «Schloss Gottorf: Ältestes Planetarium der Welt» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 8 сентября 2015 г. Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ Schloss Gottorf: Der Gottorfer Globus (PDF) (на немецком языке). Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2014 г. Проверено 27 сентября 2014 г.
- ^ «Новый фильм на 360 градусов: Как возникла идея построить земной шар» (на немецком языке). Государственные музеи земли Шлезвиг-Гольштейн . Проверено 2 июня 2020 г.
- ^ «Виртуальный тур – откройте для себя глобус Готторфа и сад в стиле барокко» (на немецком языке) . Проверено 20 июля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хервиг Гурач, изд. Новый Gottorf Globe (на немецком языке). Келер и Амеланг, Лейпциг. ISBN 3-7338-0328-0 .
- Engel Petrovic Karpeev (2003). Bol'soj Gottorpskij globus (in Russian). Muzej Antropologii i Etnografii Imeni Petra Velikogo, Saint Petersburg. ISBN 5-88431-016-1 .
- Феликс Люнинг (1997). Готторфский глобус и дом глобусов в Ньюен Верке . IV том каталога специальной выставки «Готторф в великолепии барокко» (на немецком языке). Шлезвиг.
- Феликс Люнинг (1991). «Вся Вселенная как на ладони – Gottorfer Sphaera Copernicana Андреаса Бёша». Нордельбинген - Вклад в искусство и историю культуры (на немецком языке). Том 60. стр. 17–59. ISSN 0078-1037 .
- Ян Роше, изд. (2017). Глобусы. Архитектура и наука исследуют мир (на французском языке). Norma éditions / Cité de l’architecture, Париж. стр. 42–45. ISBN 978-2-37666-010-1 .
- Эрнст Шле (2002). Готторфский глобус герцога Фридриха III (на немецком языке). Вестхольштайнер Верлагсанштальт, Хайде. ISBN 3-8042-0524-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Домашняя страница Gottorf Globe (на английском языке).
- Страница Кунсткамеры Санкт-Петербурга об оригинальном глобусе (на английском языке).
- Сайт замка Готторф (на английском языке).
- Веб-сайт Феликса Люнинга об оригиналах и копиях глобусов Готторфа (на немецком языке).
- Виртуальный тур по Глобусу, дому Глоба и саду Нойверк (на немецком языке).
54 ° 31'01 ″ с.ш. 9 ° 32'24 ″ в.д. / 54,517 ° с.ш. 9,540 ° в.д.