Звезда Вифлеема

, Вифлеемская звезда или Рождественская звезда , [1] появляется в рождественском рассказе Евангелия от Матфея, глава 2, где «волхвы с Востока» ( волхвы ) вдохновляются звездой на путешествие в Иерусалим . Там они встречают Ирода, , царя Иудеи и спрашивают его:
Где Тот, Кто родился Царем Иудейским? Ибо мы видели звезду Его на Востоке и пришли поклониться Ему. [2]
Ирод созывает своих книжников и священников, которые, цитируя стих из Книги Михея , истолковывают его как пророчество о том, что еврейский Мессия родится в Вифлееме к югу от Иерусалима . Тайно намереваясь найти и убить Мессию, чтобы сохранить собственное царствование, Ирод предлагает волхвам вернуться к нему на пути домой.
Звезда ведет их к месту рождения Иисуса в Вифлееме, где они поклоняются ему и дарят ему дары. Затем мудрецы получают божественное предупреждение не возвращаться к Ироду, поэтому они возвращаются домой другим путем. [3]
Многие христиане верят, что звезда была чудесным знаком. Некоторые богословы утверждали, что звезда исполнила пророчество, известное как Звездное пророчество . [4] Астрономы предприняли несколько попыток связать звезду с необычными небесными событиями, такими как соединение Юпитера и Сатурна или Юпитера и Венеры . [5] комета или сверхновая . [6] Некоторые современные ученые считают, что эта история не описывает историческое событие, а скорее является благочестивым вымыслом, добавленным позже к основному евангельскому повествованию. [7]
Эта тема является фаворитом на в планетариях шоу во время рождественского сезона. [8] Однако большинство древних источников и церковных традиций обычно указывают на то, что волхвы посетили Вифлеем где-то после рождения Иисуса. [9] Визит традиционно отмечается на Крещение (6 января) в западном христианстве . [10]
В Евангелии от Матфея Иисус описывается более широким греческим словом παιδίον , payíon , которое может означать либо «младенец», либо «дитя», а не более конкретным словом для младенца, βρέφος , bréphos . Возможно, это означает, что с момента рождения прошло некоторое время. Однако слово παιδίον , payíon также используется в Евангелии от Луки, особенно в отношении рождения Иисуса и его более позднего представления в храме. [11] У Ирода I все еврейские младенцы мужского пола в этом районе в возрасте до двух лет были убиты во время резни невинных .
Рассказ Мэтью [ править ]

В Евангелии от Матфея рассказывается, как волхвы (часто переводятся как «мудрецы», но точнее астрологи) [12] придите ко двору Ирода в Иерусалим и сообщите царю о звезде, которая означает рождение Царя Иудейского:
Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, вот, волхвы с востока пришли в Иерусалим и сказали: 2 «Где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду его на Востоке и пришли поклониться ему». 3 Когда царь Ирод услышал это, он встревожился, и весь Иерусалим с ним; 4 и, собрав всех первосвященников и книжников народных, спросил у них, где должно родиться Христу. 5 Ему сказали: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано у пророка:
6 «И ты, Вифлеем, в земле Иудейской,
ни в коем случае не являются последними среди правителей Иуды;
ибо от тебя произойдет правитель
который будет управлять моим народом Израилем».7 Тогда Ирод тайно призвал волхвов и выведал от них, в какое время появилась звезда; 8 и послал их в Вифлеем, сказав: «Идите и тщательно разыщите младенца, и, когда найдете его, сообщите мне, чтобы я тоже мог прийти и поклониться ему». 9 Выслушав короля, они пошли своей дорогой; и вот, звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, пока не остановилась над тем местом, где был ребенок. 10 Когда они увидели звезду, они возрадовались чрезвычайно великой радостью; 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Марией, матерью его, и пали ниц и поклонились Ему. Затем, открыв свои сокровища, они принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
- От Матфея 2: 1–11, исправленная стандартная версия. [13]
Ирод «встревожен» не появлением звезды, а тем, что волхвы сказали ему, что родился «царь иудейский», [14] он понимает, что это относится к Мессии, лидеру еврейского народа, пришествие которого, как полагали, было предсказано в Священных Писаниях. Он спрашивает своих советников, где родится Мессия. [15] Они отвечают Вифлеему, месту рождения царя Давида , и цитируют пророка Михея . [номер 1] Король передает эту информацию волхвам. [16]
Во сне их предупреждают не возвращаться в Иерусалим, поэтому они уходят в свою страну другим путем. [17] Когда Ирод понимает, что его обманули, он приказывает казнить всех детей мужского пола в Вифлееме «двух лет и младше», исходя из возраста ребенка с учетом информации, которую ему дали волхвы относительно времени появления звезды. появился. [номер 2]
Иосиф, предупрежденный во сне, ради их безопасности везет свою семью в Египет. [18] Евангелие связывает побег со стихом из Священного Писания, который интерпретируется как пророчество: «Из Египта я призвал сына моего». [19] Это была ссылка на исход евреев из Египта при Моисее , поэтому цитата предполагает, что Матфей рассматривал жизнь Иисуса как повторение истории еврейского народа, где Иудея представляла Египет, а Ирод заменял фараона. [20]
После смерти Ирода Иосиф и его семья возвращаются из Египта. [21] в Назарете Галилейском и поселились . [22] Также говорят, что это исполнение пророчества («Он назовется Назореем» (NRSV), которое можно отнести к Судей 13: 5. [23] относительно рождения Самсона и обета назорея . Слово Назарет родственно слову нетцер , что означает «росток». [24] и что некоторые комментаторы Библии [25] «думать» относится к Исаии 11:1: [26] «Из стебля Иессеева выйдет Жезл, и от корня его вырастет Ветвь». [27] [номер 3]
Пояснения [ править ]
Благочестивая фантастика [ править ]
Ученые, которые рассматривают евангельские истории Рождества как более поздние апологетические рассказы, созданные для установления мессианского статуса Иисуса, считают Вифлеемскую звезду благочестивой выдумкой . [28] [29] Аспекты рассказа Матфея, которые подняли вопросы об этом историческом событии, включают: Матфей - единственное из четырех Евангелий, в котором упоминается либо Вифлеемская звезда, либо волхвы. Некоторые ученые предполагают, что Иисус родился в Назарете и что повествования о рождении в Вифлееме были более поздними дополнениями к Евангелиям, призванным представить его рождение как исполнение пророчества. [30]
По мнению Барта Д. Эрмана , рассказ Матфея противоречит рассказу, данному в Евангелии от Луки, в котором семья Иисуса уже живет в Назарете, отправляется в Вифлеем для переписи населения и почти сразу же возвращается домой. [31]

Исполнение пророчества [ править ]
Древние считали, что астрономические явления связаны с земными событиями . Чудеса обычно связывались с рождением важных людей, в том числе еврейских патриархов , а также греческих и римских героев. [32]
Вифлеемская звезда традиционно связана со Звездным пророчеством в Книге Чисел :
Я вижу его, но не сейчас;
Я вижу его, но не близко;
Звезда выйдет из Иакова;
Скипетр поднимется над Израилем,
И бей чело Моава,
И уничтожь всех сыновей смуты.- Числа 24:17, NKJV [33]
царство Моава уже давно прекратило свое существование, этот отрывок стал широко рассматриваться как ссылка на пришествие Мессии. Хотя этот отрывок, возможно, предназначался для обозначения давно минувшего времени, поскольку к моменту написания Евангелий [4] Его, например, цитировал Иосиф Флавий , который считал, что это относится к императору Веспасиану . [34] [35] Ориген , один из самых влиятельных раннехристианских богословов, связал это пророчество с Вифлеемской звездой:
Если же тогда при начале новых династий или по случаю других важных событий возникает так называемая комета или какое-либо подобное небесное тело, то почему должно удивляться, что при рождении Того, Кто должен был ввести новое учение человеческому роду, и чтобы возвестить Его учение не только евреям, но и грекам, да и многим варварским народам, кроме того, должна была взойти звезда? Теперь я бы сказал, что в отношении комет не существует никаких пророчеств о том, что такая-то и такая-то комета должна была возникнуть в связи с определенным царством или определенным временем; но что касается появления звезды при рождении Иисуса, то есть пророчество Валаама, записанное Моисеем на этот счет: « Восстанет звезда от Иакова, и восстанет человек из Израиля». [36]
Ориген предположил, что волхвы, возможно, решили отправиться в Иерусалим, когда «предположили, что человек, появление которого было предсказано вместе с появлением звезды, действительно пришел в мир». [37]
Волхвов иногда называют «царями» из-за веры в то, что они исполняют пророчества Исайи и Псалмов о путешествии в Иерусалим царей-язычников. [38] Исайя упоминает дары золота и фимиама. [39] В Септуагинте , греческом переводе Ветхого Завета, вероятно использованном Матфеем, эти дары представлены в виде золота и ладана. [40] подобно «золоту, ладану и смирне» Матфея. [41] По мнению Оригена, дар мирры символизирует смертность. [37]
В то время как Ориген приводил доводы в пользу натуралистического объяснения, Иоанн Златоуст считал звезду чисто чудесной: «Как же тогда, скажи мне, звезда указала на такое ограниченное место, всего лишь пространство яслей и сарая, если только она не покинула эту высоту и не пришла И на это намекал евангелист, когда говорил: «Вот, звезда шла перед ними, пока не пришла и не остановилась там, где был Младенец». [42]
Астрономический объект [ править ]
Хотя слово волхвы ( греческое μαγοι ) обычно переводится как «мудрецы», в данном контексте оно, вероятно, означает «астроном/астролог». [12] Участие астрологов в истории рождения Иисуса было проблематичным для ранней Церкви, поскольку они осуждали астрологию как демоническую. [ нужна ссылка ] ; широко цитируемое объяснение было предложено Тертуллианом , который предположил, что астрология была разрешена «только до времен Евангелия». [43]
Планетарное соединение [ править ]
В 1614 году немецкий астроном Иоганн Кеплер определил, что серия из трех соединений планет Юпитера и Сатурна произошла в 7 году до нашей эры. [8] Он утверждал (ошибочно), что соединение планет могло создать новую , которую он связал с Вифлеемской звездой. [8] Современные расчеты показывают, что между планетами существовал разрыв почти в градус (примерно в два диаметра Луны), поэтому визуально эти соединения не впечатляли. [44] был найден древний альманах, В Вавилоне в котором описаны события этого периода, но не указано, что соединения представляли какой-либо особый интерес. [44] В 20 веке профессор Карлис Кауфманис астроном утверждал, что это было астрономическое событие, когда Юпитер и Сатурн находились в тройном соединении в созвездии Рыб . [45] [46] археолог и ассириолог Симо Парпола . Такое объяснение предложил [47]
В 3–2 г. до н.э. произошла серия из семи соединений, в том числе три между Юпитером и Регулом и поразительно близкое соединение Юпитера и Венеры возле Регула 17 июня 2 г. до н.э. По словам Роджера Синнотта, «слияние двух планет было бы редким и впечатляющим событием». [48] Еще одно соединение Венеры и Юпитера произошло ранее в августе 3 г. до н. э. [49] общепринятой даты — . 4 Хотя эти события произошли после до смерти Ирода н г. Иисуса до 3-2 г. до н.э. [50] [51] Поскольку соединение можно было увидеть на западе во время заката, оно не могло привести волхвов на юг от Иерусалима к Вифлеему. [52]
Двойное затмение в субботу (суббота) 17 апреля 6 н.э. до г.
Астроном Майкл Р. Молнар утверждает, что «звезда на востоке» относится к астрономическому событию, имеющему астрологическое значение в контексте древнегреческой астрологии . [53] Он предполагает связь между Вифлеемской звездой и двойным покрытием Юпитера Луной 20 марта и 17 апреля 6 г. до н. э. в Овне , особенно вторым покрытием 17 апреля. [54] [55] [56] Покрытия планет Луной довольно распространены, но Фирмикус Матернус , астролог римского императора Константина , писал, что покрытие Юпитера в Овне было знаком рождения божественного царя. [54] [57] Он утверждает, что зодиакальным символом Иудеи был Овен, а не Рыбы, и этот факт повлиял на предыдущие интерпретации астрологического материала. Теория Мольнара обсуждалась учеными, богословами и историками во время коллоквиума по Вифлеемской звезде в нидерландском университете Гронингена в октябре 2014 года. Гарвардский астроном Оуэн Джинджерич поддерживает объяснение Молнара, но отметил технические вопросы. [58] «Евангельская история — это история, в которой царь Ирод был застигнут врасплох», — сказал Джинджерич. «Так что дело было не в том, что там внезапно появилась новая яркая звезда, которую любой мог видеть, [но] что-то более тонкое». [58] Астроном Дэвид А. Вайнтрауб говорит: «Если мудрецы Матфея действительно отправились в путешествие в поисках новорожденного короля, яркая звезда не вела их; она лишь подсказала им, когда отправляться в путь». [53]
Объяснение этому есть: события происходили довольно близко к Солнцу и не были бы видны невооруженным глазом. [59]
Регул, Юпитер и Венера [ править ]
![]() | Этот раздел , возможно, содержит обобщение материала не , который достоверно и не относится упоминает основную тему ( декабрь 2023 г. ) |
![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( декабрь 2023 г. ) |
Адвокат Фредерик Ларсон изучил библейский рассказ в Евангелии от Матфея, глава 2. [60] [ неправильный синтез? ] и обнаружил следующие девять качеств Вифлеемской звезды: [61] [62] Оно означало рождение, царскую власть, было связано с еврейской нацией и возникло «на Востоке»; [63] [ неправильный синтез? ] Царь Ирод не знал об этом; [64] [ неправильный синтез? ] оно появилось в точное время; [65] [ неправильный синтез? ] это продолжалось со временем; [66] [ неправильный синтез? ] и, по словам Матфея, [67] [ неправильный синтез? ] оно было перед волхвами, когда они шли на юг из Иерусалима в Вифлеем, а затем остановились над Вифлеемом. [68]
Использование астрономической программы Starry Night и статья [69] автор: астроном Крейг Честер [70] на основе работы археолога и историка Эрнеста Л. Мартина , [71] [72] Ларсон считает, что все девять характеристик Вифлеемской звезды можно обнаружить в событиях, произошедших в небе в 3–2 годах до нашей эры. [62] [73] Основные моменты [74] включают тройное соединение Юпитера , называемого королевской планетой, с неподвижной звездой Регул , называемой королевской звездой, начиная с 3 сентября до н. э. [75] [76] Ларсон считает, что это может быть время зачатия Иисуса. [73]
К июню 2 г. до н.э., девять месяцев спустя, в период беременности человека, Юпитер продолжал двигаться по своей орбите вокруг Солнца и оказался в тесном соединении с Венерой. [76] в июне 2 г. до н.э. [77] На иврите Юпитер называется Седек , что означает «праведность», термин, который также используется Мессии . обозначения для грядущего нового царя Израиля, и Ирод отнесся бы к ним серьезно. [71] Астроном Дэйв Ренеке независимо обнаружил соединение планет 2 июня до н.э. и отметил, что оно должно было выглядеть как «яркий маяк света». [78] По мнению Честера, диски Юпитера и Венеры могли бы соприкоснуться. [69] и с тех пор не было столь тесного соединения Венеры и Юпитера. [71]
Затем Юпитер продолжил движение, а затем остановился в своем явном ретроградном движении 25 декабря 2 г. до н.э. над городом Вифлеем. [76] [ нужны разъяснения ] [ ненадежный источник? ] Поскольку планеты на своих орбитах имеют «точку покоя», [69] [71] планета движется на восток через звезды, но: «Когда она приближается к точке неба, противоположной Солнцу, кажется, что она замедляется, полностью останавливается и движется назад (на запад) по небу в течение нескольких недель. Она снова замедляется. , останавливается и возобновляет свой курс на восток», — сказал Честер. [69] Дата 25 декабря, когда Юпитер, по-видимому, остановился, находясь в ретроградном движении , приходится на сезон Хануки . [69] и эта дата позже выбрана для празднования Рождества . [76] [79]
Гелиакический восход [ править ]

Волхвы рассказали Ироду, что видели звезду «на Востоке». [80] или, согласно некоторым переводам, «при его восходе», [81] что может означать обычное появление созвездия или астеризма . Одна из теорий интерпретирует фразу из Евангелия от Матфея 2:2 «на востоке» как астрологический термин, обозначающий « гелиакический восход ». Этот перевод был предложен Эдерсхаймом. [82] и Генрих Фойгт и другие. [83] Эту точку зрения отверг филолог Франц Болл (1867–1924). Два современных переводчика древних астрологических текстов настаивают на том, что в тексте не используются технические термины ни для гелиакического, ни для акроникического восхода звезды. Однако можно признать, что Матфей, возможно, использовал для восстания мирские термины. [84]
Комета [ править ]
Другие авторы настоятельно предполагают, что звезда была кометой . [44] Комета Галлея была видна в 12 г. до н. э., а другой объект, возможно, комета или новая звезда , была замечена китайскими и корейскими звездочетами примерно в 5 г. до н. э. [44] [85] За этим объектом наблюдали более семидесяти дней, возможно, никакого движения зафиксировано не было. [44] Древние писатели описывали кометы как «зависающие» над конкретными городами, точно так же, как Вифлеемская звезда, как говорили, «стояла над» «местом», где находился Иисус (город Вифлеем). [86] Однако обычно это считается маловероятным, поскольку в древние времена кометы считались плохим предзнаменованием. [87] Объяснение кометы недавно было предложено Колином Николлом. Его теория предполагает гипотетическую комету, которая могла появиться в 6 г. до н.э. [88] [89] [90]
Supernova[editСверхновая звезда
Недавняя (2005 г.) гипотеза, выдвинутая Фрэнком Типлером, заключается в том, что Вифлеемская звезда была сверхновой или гиперновой, возникшей в соседней Галактике Андромеды . [91] Хотя трудно обнаружить остаток сверхновой в другой галактике или получить точную дату, когда она произошла, остатки сверхновой были обнаружены в Андромеде. [92]
Другая теория — более вероятная сверхновая 23 февраля 4 г. до н.э., которая теперь известна как PSR 1913+16 или Пульсар Халса-Тейлора. Говорят, что он появился в созвездии Орла , недалеко от пересечения зимнего цвета и экватора даты. Новая звезда была «зарегистрирована в Китае, Корее и Палестине» (вероятно, имеется в виду библейский рассказ). [93]
Новая звезда или комета была зарегистрирована в Китае в 4 г. до н.э. «В царствование Ай-ти, в третий год периода Цзянь-пин. В третьем месяце, в день чи-юй , произошло восходящее По в Хоку» (Хань Шу, «История бывшей Хань» Династия). Дата эквивалентна 24 апреля 4 г. до н.э. Это определяет дату, когда он был впервые обнаружен в Китае. Записано также и в Корее: «В пятьдесят четвёртый год правления Хёккосэ Вана, весной, во втором месяце, в день Чи-ю , в Хоку появился по-син » (Самгук Саги, «Исторические записи трёх королевств»). . Корейский текст мог быть искажен, поскольку Хо (1962) указывает, что « день чи-ю выпал не на второй месяц того года, а на первый месяц» (23 февраля) и на третий месяц (24 апреля). В оригинале должно было быть написано «день чи-юй , первый месяц» (23 февраля) или «день чи-юй , третий месяц» (24 апреля). Последняя дата совпадает с датой в китайских записях, хотя профессор Хо предполагает, что это «вероятно, 23 февраля 4 г. до н. э.». [94]
звезды с рождением Историческая связь Иисуса
Если бы история о Вифлеемской звезде описывала реальное событие, она могла бы указать год рождения Иисуса. Евангелие от Матфея описывает рождение Иисуса как событие, когда Ирод был царем. [95] [96] По словам Иосифа Флавия, Ирод умер после лунного затмения. [97] и перед праздником Пасхи . [98] [99] Некоторые ученые предложили даты в 5 г. до н.э., поскольку это позволяет событиям, задокументированным Иосифом Флавием, между лунным затмением и Пасхой пройти семь месяцев, а не 29 дней, разрешенных лунным затмением в 4 г. до н.э. [100] [101] Другие предполагают, что это было затмение в 1 году до нашей эры. [102] [103] [104] Повествование подразумевает, что Иисус родился где-то между первым появлением звезды и появлением волхвов при дворе Ирода. Говорят, что царь приказал казнить мальчиков двух лет и младше, что означает, что Вифлеемская звезда появилась в течение предшествующих двух лет. Некоторые ученые датируют рождение Иисуса 6–4 годом до нашей эры. [105] в то время как другие предполагают, что Иисус родился в 3–2 г. до н.э. [102] [103]
В Евангелии от Луки говорится, что перепись Цезаря Августа произошла, когда Квириний был правителем Сирии. [106] Типлер предполагает, что это произошло в 6 году нашей эры, через девять лет после смерти Ирода, и что семья Иисуса покинула Вифлеем вскоре после рождения. [91] Некоторые ученые объясняют кажущееся несоответствие ошибкой автора Евангелия от Луки. [107] [108] пришел к выводу, что его больше заботило создание символического повествования, чем исторического отчета, [109] и либо не осознавал, либо был равнодушен к хронологическим трудностям. [110]
Однако среди переводчиков Библии ведутся споры о правильном прочтении Луки 2:2 ( «Эта перепись впервые произошла с владетелем Сирийской Киреной» ). [111] Вместо перевода регистрации как произошедшей «когда» Квириний был правителем Сирии, некоторые версии переводят ее как «до». [112] [113] или используйте «до» в качестве альтернативы, [114] [115] [116] который, как предположили Гарольд Хенер , Ф.Ф. Брюс , Бен Уизерингтон и другие, может быть правильным переводом. [117] и не согласился с этим, Хотя Эмиль Шюрер он также признал, что такой перевод может быть грамматически оправдан. [118] По словам Иосифа Флавия , налоговая перепись, проведенная римским сенатором Квиринием, особенно раздражала евреев и была одной из причин зилотского движения вооруженного сопротивления Риму. [119] С этой точки зрения Лука, возможно, пытался отличить перепись во время рождения Иисуса от налоговой переписи, упомянутой в Деяниях 5:37. [120] это произошло при Квиринии в более позднее время. [121] Один древний писатель отождествлял перепись при рождении Иисуса не с налогами, а со всеобщей клятвой верности императору. [122]
Джек Финеган отметил, что некоторые ранние авторы считают годы правления Августа эквивалентными 3/2 до н. э. или 2 до н. э. или позже для рождения Иисуса, включая Иринея (3/2 до н. э.), Климента Александрийского (3/2 до н. до н. э.), Тертуллиан (3/2 до н. э.), Юлий Африканский (3/2 до н. э.), Ипполит Римский (3/2 до н. э.), Ипполит Фивский (3/2 до н. э.), Ориген (3/2 до н. э.), Евсевий из Кесария (3/2 до н. э.), Епифаний Саламинский (3/2 до н. э.), сенатор Кассиодор (3 до н. э.), Паулюс Орозий (2 до н. э.), Дионис Эксигуус (1 до н. э.) и Хронограф 354 года (1 до н. э.). [123] Финеган относит смерть Ирода к 1 году до нашей эры и говорит, что если бы Иисус родился за два года или меньше до смерти Ирода Великого, рождение Иисуса пришлось бы на 3 или 2 год до нашей эры. [124] Финеган также отмечает, что Алоги отнесли рождение Иисуса к 4 году до нашей эры или 9 году нашей эры. [125]
Религиозные интерпретации
Восточное православие [ править ]

В Восточной Православной Церкви Вифлеемская звезда трактуется как чудесное событие, имеющее символическое и педагогическое значение, независимо от того, совпадает ли оно с природным явлением; знак, посланный Богом, чтобы привести волхвов к Младенцу Христу . [ нужна ссылка ] Это показано в Тропаре Рождества Христова:
Рождение Твое, Христе Боже наш,
зажёг свет знания на земле.
Ибо с Твоим рождением те, кто обожал звезды
обучала звезда
поклоняться Тебе, Солнцу Справедливости,
и познать Тебя, Восток свыше.
Господи, слава Тебе. [126]
В православной христианской иконографии Вифлеемская звезда часто изображается не золотой, а в виде темного ореола — полукруга вверху иконы, обозначающего Нетварный Свет Божественной благодати , с лучом, указывающим на «место, где юный ребенок лежал» (Матфея 2:9). [127] Иногда внутри ореола рисуется слабое изображение ангела.
Симон Афонский основал монастырь Симонопетра на Афоне после того, как увидел звезду, которую отождествил с Вифлеемской звездой. [128]
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней [ править ]
Члены СПД считают, что Вифлеемская звезда была настоящим астрономическим событием, видимым во всем мире. [129] В Книге Мормона 1830 года , которая, по их мнению, содержит сочинения древних Пророков, Самуил Ламанийец пророчествует, что новая звезда появится как знак рождения Иисуса, а Нефий позже пишет об исполнении этого пророчества. [130]
Свидетели Иеговы [ править ]
Члены Свидетелей Иеговы полагают, что «звезда» была видением или знаком, созданным сатаной , а не знаком от Бога. Это потому, что оно привело языческих астрологов сначала в Иерусалим, где царь Ирод впоследствии узнал о рождении «царя иудейского», в результате чего он попытался убить Иисуса. [131]
Адвентисты седьмого дня [ править ]
В своей книге 1898 года «Желание веков » Елена Уайт утверждает: «Эта звезда была далекой компанией сияющих ангелов, но мудрецы не знали об этом». [132]
Изображение в искусстве [ править ]

Картины и другие изображения Поклонения волхвов могут включать в себя изображение звезды в той или иной форме. На фреске Джотто ди Бондоне она изображена в виде кометы. На гобелене, созданном Эдвардом Бёрн-Джонсом (и на связанной с ним акварели ), звезду держит ангел.
Красочный звездный фонарь, известный как парол, заветным и повсеместным символом Рождества является для филиппинцев , его дизайн и свет напоминают звезду. В своей базовой форме парол имеет пять точек и два «хвоста», которые напоминают лучи света, указывающие путь к младенцу Иисусу, а свечи внутри фонарей заменены электрическим освещением.
В церкви Рождества Христова в Вифлееме серебряная звезда с 14 волнистыми лучами отмечает место, которое традиционно считалось местом рождения Иисуса.

В европейском текстиле распространенный дизайн восьмиконечной звезды известен как Святая Вифлеемская звезда. Этот узор использовался в камне, металле, дереве и вышивке на Ближнем Востоке с древности и является одним из старейших узоров в узорах палестинского татриза . [133] В 2019 году конгрессмен США Рашида Тлайб была приведена к присяге в тобе с этим дизайном. [134] На обложке Vogue Arabia за ноябрь 2023 года звезда заняла центральное место, прославляя палестинскую вышивку. [135] Этот дизайн также присутствует на рождественских свитерах .
См. также [ править ]
- Комета Цезаря
- Звезда Давида — еврейский символ царя Давида , чудесное появление которого часто ассоциируется с Вифлеемской звездой.
- РЦВ 103
Примечания [ править ]
- ^ Матфея 2:5–6 . Версия Матфея представляет собой объединение Михея 5:2 и 2 Царств 5:2 .
- ^ Матфея 2:16 Это представлено как исполнение пророчества и перекликается с убийством первенцев фараоном в Исходе 11:1–12:36 .
- ^ Судей 13:5–7 иногда называют источником Евангелия от Матфея 2:23, Септуагинты назорей ( потому что ναζιραιον Матфея ) напоминает Ναζωραῖος (назорей). Однако немногие ученые принимают точку зрения, что Иисус был назореем.
Ссылки [ править ]
- ^ «Рождественская звезда для SOHO» . НАСА . Архивировано из оригинала 24 декабря 2004 года . Проверено 4 июля 2008 г. .
- ^ Матфея 2: 1–2
- ^ Матфея 2: 11–12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрид, Эдвин Д. (2001). Истории рождения Иисуса: критическое введение . Континуум Интернэшнл. п. 93. ИСБН 0-567-08046-3 .
- ^ Телеграф (9 декабря 2008 г.). «Иисус родился в июне» . «Дейли телеграф» . Лондон . Проверено 14 декабря 2011 г. .
- ^ "Вифлеемская звезда". Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005.
- ^ Например, Пол Л. Майер, «Ирод и младенцы Вифлеема», в Chronos, Kairos, Christos II , Mercer University Press (1998), 171; Геза Вермес , Рождество: история и легенда , Лондон: Пингвин, 2006, с. 22; Э.П. Сандерс , Историческая личность Иисуса , 1993, с. 85; Аарон Майкл Адэр, «Наука, стипендия и звездная ночь Вифлеема», Sky and Telescope , декабрь 2007 г., стр. 26–29 (обзор астрономических теорий).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джон, Мосли. «Распространенные ошибки в шоу в планетарии «Вифлеемская звезда»» . Архивировано из оригинала 16 мая 2008 г. Проверено 5 июня 2008 г. .
- ^ Эндрюс, Сэмюэл Джеймс (2020). «Когда приходили волхвы?» . Веб-сеть Салема . Проверено 3 февраля 2020 г. .
- ^ Ратти, Джон. «Первое воскресенье после Крещения» . Архивировано из оригинала 13 июня 2008 г. Проверено 5 июня 2008 г. .
- ^ Луки 2:17, 27.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Браун 1988 , с. 11.
- ^ Матфея 2: 1–11.
- ^ Лонг, Томас (1997). Мэтью . Вестминстер: Джон Нокс Пресс. п. 18.
- ^ Матфея 2:4
- ^ Матфея 2:8
- ^ Мэтью 2:12
- ^ Матфея 2: 13–14.
- ^ Матфея 2:15 Оригинал взят из Осии 11:1 .
- ^ «Во всей главе преобладает мотив Исхода». ( Кеннеди, Джоэл (2008). Перепросмотр Израиля . Мор Зибек. п. 132. ИСБН 978-3-16-149825-1 . Проверено 4 июля 2009 г. )
- ^ Матфея 2: 10–21.
- ^ Мэтью 2:23
- ^ Судей 13:5
- ^ Согласия относительно значения слова «нетцер» в Bible Hub. Проверено 29 декабря 2015 г.
- ↑ Комментарии к Матфея 2:23 на сайте Bible Hub. Проверено 29 декабря 2005 г.
- ^ Исаия 11:1
- ^ Исаия, глава 11, стих 1 на сайте Bible Hub с комментариями. Проверено 29 декабря 2015 г.
- ^ Браун, Рэймонд Э. (1993), Рождение Мессии , Справочная библиотека Библии Anchor, стр. 188 .
- ^ Маркус Бокмюль, Этот Иисус (Continuum International, 2004), стр. 28; Вермес, Геза (02 ноября 2006 г.), Рождество: история и легенда , Penguin Books Ltd, стр. 22, ISBN 0-14-102446-1 ; Сандерс, Эд Пэриш (1993), Историческая личность Иисуса , Лондон: Аллен Лейн, стр. 85, ISBN 0-7139-9059-7 ; Правдоподобное христианство : лекция из ежегодной октябрьской серии о радикальной христианской вере в церкви URC Каррс-Лейн, Бирмингем, 5 октября 2006 г.
- ^ Никкос Коккинос, «Относительная хронология Рождества в Тертуллиане», в Рэе Саммерсе, Джерри Вардамане и других, ред., Chronos, Kairos, Christos II , Mercer University Press (1998), стр. 125–26.
Фанк, Роберт В. и семинар по Иисусу, Деяния Иисуса: В поисках подлинных деяний Иисуса , HarperSanFrancisco, 1999, ISBN 0-06-062979-7 . стр. 499, 521, 533.
Пол Л. Майер, «Ирод и младенцы Вифлеема», в Chronos, Kairos, Christos II , Mercer University Press (1998), 171.
О пророчестве Михея см. Михея 5:2 . - ^ Барт Д. Эрман , Иисус: апокалиптический пророк нового тысячелетия , Oxford University Press 1999, стр. 38.
- ^ Вермес, Геза (декабрь 2006 г.). «Первое Рождество» . История сегодня . Том. 56, нет. 12. С. 23–29. Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 г. Проверено 4 июля 2009 г.
- ^ Числа 24:17
- ^ Иосиф Флавий, Флавий . Войны евреев . Проверено 7 июня 2008 г.
- ^ Кредитование, Йона . «Мессианские претенденты» . Архивировано из оригинала 2 июня 2016 г. Проверено 5 июня 2008 г.
- ^ Адамантий, Ориген. «Против Цельса» . Проверено 5 июня 2008 г. , Книга I, Глава LIX.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Адамантий, Ориген. «Против Цельса» . . Книга I, глава 60
- ^ Франция, RT, Евангелие от Матфея: введение и комментарии , с. 84. См. Исайя 60:1–7 и Псалмы 72:10 .
- ^ Исаия 60:6
- ↑ Исайя 60:6. Архивировано 29 сентября 2018 г. в Wayback Machine (Септуагинта).
- ^ Мэтью 2:11
- ^ Шафф, Филип (1886). Святитель Златоуст: Беседы на Евангелие от Матфея . Нью-Йорк: Издательство христианской литературы. 36. Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 г. Проверено 4 июля 2009 г. .
- ^ Тестер, С.Дж. (1987). История западной астрологии . Бойделл и Брюэр. стр. 111–112.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Марк, Киджер. «Китайские и вавилонские наблюдения» . Проверено 5 июня 2008 г.
- ^ Миннесотский астрономический обзор, том 18 - осень 2003/2004 г. «Вифлеемская звезда Карлиса Кауфманиса» (PDF) . 30 октября 2023 г.
- ^ Аудиоверсия «Вифлеемской звезды» Карлиса Кауфманиса «Вифлеемская звезда Карлиса Кауфманиса» . Архивировано из оригинала 01 августа 2018 г. Проверено 3 января 2011 г.
- ^ Симо Парпола, «Волхвы и звезда», Bible Review, декабрь 2001 г., стр. 16–23, 52, 54.
- ^ Синнотт, Роджер (декабрь 1968 г.). «Мысли о Вифлеемской звезде». Небо и телескоп . стр. 384–86.
- ^ Гаррисон, Грег (7 марта 2019 г.). «Так выглядела Вифлеемская звезда? Венера, Юпитер устроили представление» . Алабама Медиа Групп . Проверено 3 февраля 2020 г. .
- ^ Евсевий. «Книга I, глава 5. Время явления Его среди людей» . История Церкви (Евсевий) .
2. Именно в сорок второй год правления Августа и двадцать восьмой год после покорения Египта и смерти Антония и Клеопатры, с которыми завершилась династия Птолемеев в Египте, явился Спаситель наш. и Господь Иисус Христос родился в Вифлееме Иудейском […]
- ^ Климент Александрийский . «Книга 1, глава XXI: Еврейские институты и законы гораздо более древней, чем философия греков» . Строматы .
И родился наш Господь в двадцать восьмом году [после битвы при Акциуме ], когда впервые было повелено провести перепись в царствование Августа.
- ^ Киджер, Марк (2005). Астрономические загадки: жизнь на Марсе, Вифлеемская звезда и другие загадки Млечного Пути . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса . п. 63. ИСБН 0-8018-8026-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вайнтрауб, Дэвид А., «Удивительно, но астрономия может объяснить библейскую Вифлеемскую звезду», Washington Post , 26 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мольнар, Майкл Р. (1999), Вифлеемская звезда: Наследие волхвов , Rutgers University Press, стр. 86, 89, 106–07, ISBN 0-8135-2701-5 , заархивировано из оригинала 12 октября 1999 г. , получено 4 июля 2009 г. .
- ^ Эйланд, Мюррей (2019). «Вифлеемская звезда, Юпитер и имперская астрология» . Antiqvvs (Рождественское приложение). Интервью с Майклом Р. Молнаром: 3–6.
- ^ Аналогичную интерпретацию см. в Minnesota Astronomy Review, том 18 - осень 2003/2004 г. «Вифлеемская звезда Карлиса Кауфманиса» (PDF) . 30 октября 2023 г.
- ^ Стенджер, Ричард (27 декабря 2001 г.). «Была ли Рождественская звезда двойным затмением Юпитера?» . CNN . Проверено 4 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Говье, Гордон. «О тонкая звезда Вифлеема», «Christianity Today» , Vol. 58, № 10, с. 19, 22 декабря 2014 г.
- ^ Киджер, Марк (5 декабря 2001 г.), «Вифлеемская звезда» , переписка Кембриджской конференции , заархивировано из оригинала 3 апреля 2016 г. , получено 4 июля 2007 г.
- ^ Глава 2 Матфея о Библейских воротах, расширенная версия со сносками. Проверено 22 декабря 2015 г.
- ^ Лоутон, Ким. «Дебаты о рождественских звездах получают должное в Крещение». США сегодня. 5 января 2008 г. Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Херцог, Трэвис. «Существовала ли Вифлеемская звезда?» abc13 Новости очевидца. 20 декабря 2007 г. Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ Матфея, глава 2, стих 2. Bible Hub с комментариями. Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ Матфея, глава 2, стих 3. Bible Hub с комментариями. Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ Матфея, глава 2, стих 7. Bible Hub с комментариями. Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ Матфея, глава 2, стихи 2–10. Библейский хаб с целой главой и комментариями. Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ Евангелие от Матфея, глава 2, стих 9. Bible Hub с комментариями. Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ Ирландия, Майкл. «Появляются доказательства реальности Вифлеемской звезды». Служба новостей Ассистент. Христианские заголовки. 18 октября 2007 г. Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Честер, Крейг. «Вифлеемская звезда». Импримис . Декабрь 1993 г., 22 (12). Первоначально представлено в колледже Хиллсдейл осенью 1992 года. Проверено 19 декабря 2015 года.
- ^ Вон, Клифф. «Вифлеемская звезда». Этика Ежедневно. 26 ноября 2009 г. Проверено 2 января 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Служба новостей Скриппса Ховарда. «Астроном анализирует Вифлеемскую звезду». Чикаго Трибьюн . 24 декабря 1993 г. Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ Мартин, Эрнест. 1991 Звезда, поразившая мир . Публикации АСК. Можно читать бесплатно онлайн, только для личного изучения. Другие виды использования запрещены. Проверено 12 февраля 2016 г. ISBN 9780945657880
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лоутон, Ким. «Вифлеемская звезда». Интервью с Риком Ларсоном. PBS, Религия и этика Newsweekly. 21 декабря 2007 г. Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ Рао, Джо. «Была ли Вифлеемская звезда звездой, кометой… или чудом?» Новости Эн-Би-Си. Обновлено 12 декабря 2011 г. Внизу имеется краткий интерактив «Какова история Звезды?» показывая ретроградное движение и планетарные соединения 3–2 г. до н.э. Проверено 2 января 2016 г.
- ^ Ларсон, Фредерик. «Коронация» Описание Юпитера как планеты-короля. Проверено 22 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Фауст, Майкл. Баптистская пресса. 14 декабря 2007 г. Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ Ларсон, Фредерик. «Ведущее на запад» Описание того, когда Юпитер и Венера выровнялись. Проверено 22 декабря 2015 г.
- ^ Телеграф. «Иисус родился в июне», - утверждают астрономы». The Telegraph . 9 декабря 2008 г. Получено 22 декабря 2015 г.
- ^ «История Рождества». История. Проверено 22 декабря 2015 г.
- ^ Матфея 2:2
- ^ Матфея 2:2 . Новая пересмотренная стандартная версия .
- ^ Эдерсхайм, Альфред. Жизнь и времена Иисуса Мессии. Пибоди (Массачусетс: Хендриксон, 1993), несколько ссылок, глава 8.
- ^ Адэр, Аарон (2013). Вифлеемская звезда: скептический взгляд (Kindle Edition – локация 1304) . Книги Онуса. ISBN 978-0956694867 .
- ^ Робертс, Кортни (2007). Звезда Волхвов . Карьера Пресс. стр. 120–21. ISBN 978-1564149626 .
- ^ Колин Хамфрис, «Вифлеемская звезда» , в журнале Science and Christian Belief 5 (1995), 83–101.
- ^ Дженкинс, Р.М. (июнь 2004 г.). «Вифлеемская звезда и комета 66 года нашей эры» (PDF) . Журнал Британской астрономической ассоциации . № 114. С. 336–43. Архивировано из оригинала (PDF) 5 октября 2018 г. Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Марк Киджер, Астрономические загадки: жизнь на Марсе, Вифлеемская звезда и другие загадки Млечного Пути , (Johns Hopkins University Press, 2005), стр. 61.
- ^ Колин Р. Николл. 2015. Великая комета Христа: раскрывая истинную Вифлеемскую звезду. Перекресток.
- ^ Интервью Грега Кутсона (23 ноября 2015 г.). «Каким астрономическим чудом была звезда… – Христианство сегодня» . Сайт ChristianToday.com .
- ^ Гильермо Гонсалес (16 июня 2017 г.). «Великая комета Христа: раскрывающая истинную Вифлеемскую звезду» . TGC – Евангельская коалиция .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрэнк Дж. Типлер (2005). «Вифлеемская звезда: сверхновая типа Ia/Ic в галактике Андромеды?» (PDF) . Обсерватория . 125 : 168–74. Бибкод : 2005Obs...125..168T .
- ^ Юджин А. Манье; Фрэнсис А. Примини; Саския Принс; Ян ван Парадийс; Уолтер Х.Г. Левин (1997). «Наблюдения ROSAT HRI остатков сверхновой M31» (PDF) . Астрофизический журнал . 490 (2): 649–52. Бибкод : 1997ApJ...490..649M . дои : 10.1086/304917 . S2CID 54162850 .
- ^ Морхаус, Эй Джей (1978). «Рождественская звезда как сверхновая в Орле» . Журнал Королевского астрономического общества Канады . 72 : 65. Бибкод : 1978JRASC..72...65M .
- ^ Макайвор, Роберт С. (2005). «Звезда на римских монетах» . Журнал Королевского астрономического общества Канады . 99 (3): 87. Бибкод : 2005JRASC..99...87M .
- ^ Матфея 2:1
- ^ Луки 2:2
- ^ Иосиф Флавий, Древности XVII:7:4.
- ^ Иосиф Флавий. ~93 год нашей эры . Еврейские древности . Книга 17, глава 9, абзац 3 (17.9.3) Веб-сайт «Инструменты для изучения Библии». Первое предложение пункта 3 гласит: «Теперь, при приближении того праздника…» Проверено 16 марта 2016 г.
- ^ Иосиф Флавий. ~93 г. н.э. Война евреев . Книга 2, глава 1, абзац 3 (2.1.3) Веб-сайт «Инструменты для изучения Библии». Примерно на трети через третий абзац там написано: «И действительно, на пиру…». Проверено 16 марта 2016 г.
- ^ Тимоти Дэвид Барнс, «Дата смерти Ирода», Журнал богословских исследований , № 19 (1968), 204–19.П. М. Бернеггер, «Подтверждение смерти Ирода в 4 г. до н. э.», Журнал богословских исследований , № 34 (1983), 526–31.
- ^ Финеган, Джек. Справочник по библейской хронологии: принципы исчисления времени в древнем мире и проблемы хронологии в Библии . Пибоди, Массачусетс: Хендриксон, 1998. с. 300. ISBN 1565631439
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эндрю Стейнманн, От Авраама до Павла: библейская хронология . (Сент-Луис, Миссури: Concordia Pub. House, 2011), Печать. стр. 219–56.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б У.Е. Филмер, «Хронология правления Ирода Великого». Журнал теологических исследований , 1966. 17 (2): стр. 283–98.
- ^ Финеган, Джек. Справочник по библейской хронологии: принципы исчисления времени в древнем мире и проблемы хронологии в Библии . Пибоди, Массачусетс: Хендриксон, 1998, 2015. стр. 238–79.
- ^ Иисус Христос . Чикаго: Британская энциклопедия. 2010.
- ^ Луки 2:2 Луки, глава 2, стих в параллельных переводах на Bible Hub. Проверено 3 марта 2016 г.
- ^ Ральф Мартин Новак, Христианство и Римская империя: справочные тексты (Continuum International, 2001), стр. 293.
- ^ Раймонд Э. Браун, Христос в Евангелиях литургического года , (Liturgical Press, 2008), стр. 114. См., например, Джеймс Дуглас Грант Данн, «Вспомнил Иисуса», (Eerdmans, 2003), с. 344. Точно так же Эрих С. Грюн, «Расширение империи при Августе», в Кембриджской древней истории , том 10, стр. 344. 157, Геза Вермес, Рождество , Пингвин 2006, с. 96, У.Д. Дэвис и Е.П. Сандерс, «Иисус с еврейской точки зрения», в Кембриджской истории иудаизма под ред. Уильяма Хорбери, том 3: Ранний римский период, 1984, Энтони Харви, Спутник Нового Завета (Кембриджский университет) Пресс 2004), с. 221, Мейер, Джон П., Маргинальный еврей: переосмысление исторического Иисуса . Даблдей, 1991, т. 1, с. 213, Браун, Раймонд Э. Рождение Мессии: комментарий к рассказам о детстве у Матфея и Луки . Лондон: Дж. Чепмен, 1977, с. 554, А. Н. Шервин-Уайт , стр. 166–67, Миллар, Фергюс (1990). «Размышления об испытаниях Иисуса». Дань Гезе Вермесу: Очерки еврейской и христианской литературы и истории (JSOT Suppl. 100) [ред. П.Р. Дэвис и RT Уайт] . Шеффилд: JSOT Press. стр. 355–81. представитель в Миллар, Фергюс (2006). «Греческий мир, евреи и Восток». Рим, греческий мир и Восток . 3 . Издательство Университета Северной Каролины: 139–63.
- ^ Маркус Дж. Борг, Первая встреча с Иисусом: исторический Иисус и сердце современной веры , (HarperCollins, 1993), стр. 24.
- ^ Элиас Джозеф Бикерман, Исследования по еврейской и христианской истории, стр. 104.
- ^ Комментарии Луки 2:2 на Bible Hub. Проверено 3 марта 2016 г.
- ^ Райт, Северная Каролина, 2011. Новый Завет Царства: современный перевод. Луки 2:2. Нью-Йорк, HarperOne. ISBN 978-0062064912
- ^ Луки 2:2 в Ортодоксальной еврейской Библии (OJB) на BibleGateway. Проверено 3 марта 2016 г.
- ^ Луки 2:2 в новой международной версии NIV) Библия на BibleGateway. Проверено 3 марта 2016 г.
- ^ Луки 2:2 в Библии в английской стандартной версии (ESV) на BibleGateway. Проверено 3 марта 2016 г.
- ^ Луки 2:2 в Христианской стандартной Библии Холмана (HSCB) на BibleGateway. Проверено 3 марта 2016 г.
- ^ Бриндл, Уэйн. «Перепись и Квириний: Луки 2:2». JETS 27/1 (март 1984 г.) 43–52. Среди других ученых, упомянутых в статье Бриндла, — А. Хиггинс, Н. Тернер, П. Барнетт, И. Х. Маршалл и К. Эван.
- ^ Эмиль Шюрер, Геза Вермес и Фергюс Миллар, История еврейского народа в эпоху Иисуса Христа (175 г. до н.э. – 135 г. н.э.), (Эдинбург: Кларк, 1973 и 1987), 421.
- ^ Иосиф Флавий. ~93 г. н.э. Древности евреев . Книга 18, глава 1, абзац 1 (далее обозначается как 18.1.1). Всю книгу можно читать бесплатно онлайн. Веб-сайт «Инструменты для изучения Библии». Прокрутите вниз от 18.1.1, чтобы найти еврейское восстание, также упомянутое в 18.1.6. Проверено 3 марта 2016 г.
- ^ Деяния Апостолов, глава 5, стих 2 с комментариями. Библейский хаб. Проверено 16 марта 2016 г.
- ^ Винсент, Исследования слов Марвина Р. Винсента . Луки, глава 2, стих 2. Bible Hub. Проверено 16 марта 2016 г.
- ^ Паулюс Орозий, Historiae Adversus Paganos , VI.22.7 и VII.2.16 .
- ^ Финеган, Джек. Справочник по библейской хронологии: принципы исчисления времени в древнем мире и проблемы хронологии в Библии . Пибоди, Массачусетс: Хендриксон, 1998. стр. 279–92.
- ^ Финеган, Джек. Справочник по библейской хронологии: принципы исчисления времени в древнем мире и проблемы хронологии в Библии . Пибоди, Массачусетс: Хендриксон, 1998. с. 301.
- ^ Финеган, Джек. Справочник по библейской хронологии: принципы исчисления времени в древнем мире и проблемы хронологии в Библии . Пибоди, Массачусетс: Хендриксон, 1998. стр. 289–90.
- ^ «Гимны праздника» . Праздник Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа . Греческая православная архиепископия Америки . 2009.
- ^ Матфея 2:9
- ^ Преподобный Симон Мироточив Афонский на сайте oca.org, по состоянию на 31 октября 2017 г.
- ^ Смит, Пол Томас (декабрь 1997 г.). «Рождение Мессии» . Прапорщик .
- ^ Геламан 14:5 ; 3 Нефий 1:21
- ^ Иисус – Путь, Истина, Жизнь , гл. 7. Астрологи посещают Иисуса
- ^ Желание веков, с. 60. Архивировано 26 ноября 2020 г. в Wayback Machine .
- ^ Мунайер, Ханан Караман (2020). Традиционный палестинский костюм – происхождение и эволюция . Издательская группа Интерлинк. ISBN 9781623719241 .
- ^ Зрайк, Карен (3 января 2019 г.). «Когда Рашида Тлайб была приведена к присяге, американцы палестинского происхождения ответили #TweetYourThobe» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Редакционная статья Vogue Arabia (30 октября 2023 г.). «Смысл палестинской ткани на обложке Vogue Arabia за ноябрь 2023 года» . Мод Аравия .
Библиография [ править ]
- Браун, Раймонд Э. (1973). Непорочное зачатие и телесное воскресение Иисуса . Паулист Пресс. ISBN 978-0809117680 .
- Браун, Раймонд Э. (1999). Рождение Мессии: комментарий к рассказам о детстве в Евангелиях от Матфея и Луки . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300140088 .
- Браун, Раймонд Э. (1988). Взрослый Христос на Рождество: Очерки трех библейских рождественских историй . Литургическая пресса. ISBN 0-8028-3931-2 .
Внешние ссылки [ править ]

- Кейс, Ширли Джексон (2006). Иисус: Новая Биография , Gorgias Press LLC: Новое Изд. ISBN 1-59333-475-3 .
- Коутс, Ричард (2008) «Точка зрения лингвиста на Вифлеемскую звезду», Астрономия и геофизика , 49, стр. 27–49.
- Консольманьо С.Дж., Гай (2010) Ищете звезду или собираетесь обожать?
- Гилл, Виктория: Вифлеемская звезда: астрономические объяснения и чтение звезд Хелен Якобус со ссылкой на Якобус, Елена, Древняя астрология: как мудрецы читали небеса / Предсказали ли небеса царя? , Би-би-си
- Дженкинс, Р.М., « Вифлеемская звезда и комета 66 года нашей эры. Архивировано 5 октября 2018 г. в Wayback Machine », Журнал Британской астрономической ассоциации , июнь 2004 г., 114 , стр. 336–43. В этой статье утверждается, что Вифлеемская звезда — это историческая выдумка, на которую повлияло появление кометы Галлея в 66 году нашей эры.
- Ларсон, Фредерик А. Что такое звезда?
- Николл, Колин Р., Великая комета Христа: раскрывая истинную Вифлеемскую звезду. Архивировано 19 октября 2016 г. в Wayback Machine . Перекресток, 2015. ISBN 978-1-4335-4213-8
- Библиография Вифлеемской звезды . Содержит обширную библиографию с веб-ссылками на онлайн-источники.
Звезда Вифлеема Жизнь Иисуса : Рождество | ||
Предшественник Младенец Иисус в храме | Новый Завет События | С последующим Поклонение мудрецов |