Симо Парпола
Симо Каарло Антеро Парпола (родился 4 июля 1943 г.) - финский ассириолог, специализирующийся на Неоассирийской империи , и почетный профессор ассириологии Хельсинкского университета (вышел на пенсию осенью 2009 г.).
Симо Парпола | |
---|---|
Рожденный | Симо Каарло Антеро Парпола 4 июля 1943 г. |
Национальность | финский |
Занятие | ассириолог |
Заголовок | Выдающийся профессор ассириологии |
Академическая работа | |
Дисциплина | ассириология |
Учреждения | Хельсинкский университет (в отставке) |
Карьера [1]
[ редактировать ]Симо Парпола изучал ассириологию, классическую и семитскую филологию в Хельсинкском университете, Папском библейском институте и Британском музее в 1961–1968 годах. Он защитил докторскую диссертацию в Хельсинки и начал свою академическую карьеру в качестве ассистента Карлхайнца Деллера на семинаре für Sprachen und Kulturen des Vorderen Orients. [2] из Гейдельбергского университета в 1969 году. С 1973 по 1976 год он был доцентом ассириологии и научным сотрудником Хельсинкского университета, а с 1977 по 1979 год — доцентом ассириологии со стажем в Восточном институте. [3] университета Чикагского . В 1978 году он был назначен экстраординарным профессором ассириологии в Хельсинкском университете и руководил университетским проектом неоассирийского текстового корпуса. [4] с 1986 года. Весной 1995 года он преподавал в Падуанском университете в качестве приглашенного профессора, а также работал научным сотрудником в Институте перспективных исследований Еврейского университета. [5] в 1999 году. Он участвовал в составлении Чикагского ассирийского словаря с 1982 года до его завершения в 2010 году, а также участвовал в археологической экспедиции Зиярет-Тепе в качестве старшего эпиграфиста в 2001–2006 годах. Среди учеников Симо Парполы по ассириологии были Амар Аннус, Санна Аро, Грант Фрейм , Микко Луукко, Райя Маттила и Саана Свард. [6] [7]
Исследовать
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Основное внимание в исследованиях Парполы было уделено изучению Неоассирийской империи во всех ее аспектах (язык, литература, история, география, общество, религия, царская идеология и наука), но он также внес свой вклад в изучение Индское письмо , шумерский язык , еврейский мистицизм и ассирийская идентичность в постимперские времена, среди прочего. В 1986 году он инициировал долгосрочный международный исследовательский проект по редактированию неоассирийских источников (The Neo-Assyrian Text Corpus Project). [8] в результате появилась 19-томная серия стандартных текстовых изданий (Государственный архив Ассирии). [9] и в цифровом корпусе текстов, написанных на неоассирийском языке. Опубликованная серия содержит клинописные тексты, транскрипции и переводы записей из первых рук, написанных государственными служащими, специалистами и администраторами, и считается важным источником, доступным для ученых многих дисциплин. В 1998 году Парпола начал проект «Меламму» , междисциплинарный проект, который исследует преемственность, трансформацию и распространение месопотамской культуры в классическом мире и после него.
«Ассирийские корни христианства»
[ редактировать ]Парпола в исследовании, опубликованном в 2004 году под названием « Гора Нисир и основы Ассирийской церкви », утверждает, что христианская церковь была «...построена на фундаменте, заложенном Ассирией ...», и что «...преемственность и выживание ассирийской церкви». идеи христианства следует воспринимать серьезно». Он приходит к этому выводу, оценивая то, что он считает параллелями как в христианстве, так и в древней месопотамской религии , и заявляет, что ассириологи обычно избегают и отвергают структуру верований и центральные компоненты в отношении древней Месопотамии.
Академические награды
[ редактировать ]- Финский профессор года, 1992. [10]
- Премия Й. В. Снеллмана в области общественной информации Хельсинкского университета, 1996 г. [11]
- Почетный член Американского восточного общества , 2001. [12]
- Почетный член [13] Финского научного центра «Эврика» , 2003 г.
Член Норвежской академии наук и литературы с 1995 года. [14]
Работает
[ редактировать ]Книги
- Этимологический словарь шумерского языка I-II. Озеро Вайнона: Айзенбраунс, 2016.
- (главный редактор) Ассирийско-англо-ассирийский словарь . Озеро Вайнона: Айзенбраунс, 2008. ISBN 9789521013324
- (совместно с Майклом Портером) Хельсинкский атлас древнего Ближнего Востока в неоассирийский период. Хельсинки: Проект неоассирийского текстового корпуса, 2001.
- (совместно с Вейселем Донбазом) Неоассирийские юридические тексты в Стамбуле . Исследования ассурских текстов, Том 2. Саарбюкен: Немецкое общество Востока, 2001. ISBN 978-3-930843-64-0
- (совместно с Андреасом Фуксом) Переписка Саргона II, Часть III: Письма из СМИ и Вавилонии. Государственный архив Ассирии 15. Издательство Хельсинкского университета, 2001.
- Ассирийские пророчества . Государственный архив Ассирии 9. Издательство Хельсинкского университета, 1997.
- Стандартный вавилонский эпос о Гильгамеше . Государственный архив клинописных текстов Ассирии 1. Хельсинки: Проект неоассирийского корпуса текстов, 1997.
- Письма ассирийских и вавилонских ученых . Государственный архив Ассирии 10. Издательство Хельсинкского университета, 1993.
- (Совместно с Т. Квасманом) Юридические сделки королевского суда Ниневии, Часть I: от Тиглатпаласара III до Асархаддона . Государственный архив Ассирии 6. Издательство Хельсинского университета, 1991.
- (Совместно с ГБ Ланфранки) Переписка Саргона II, Часть II: Письма из северных и северо-восточных провинций . Государственный архив Ассирии 5. Издательство Хельсинкского университета, 1990.
- (С Кадзуко Ватанабэ) Неоассирийские договоры и клятвы верности . Государственный архив Ассирии 2. Издательство Хельсинкского университета, 1988. ISBN 978-951-570-034-6
- Переписка Саргона II, Часть I: Письма из Ассирии и Запада . Государственный архив Ассирии 1. Издательство Хельсинкского университета, 1987.
- Письма ассирийских ученых царям Асархаддону и Ашшурбанипалу, Часть II: Комментарии и приложения . Древний Восток и Ветхий Завет 5/2, Нойкирхен-Флуйн: Буцон и Беркер, 1983.
- Клинописные тексты с вавилонских табличек в Британском музее, Часть 53: Неоассирийские письма из коллекции Куюнджика . Лондон, 1979 год.
- (Совместно с А. Парполой и С. Коскенниеми) Согласие с индскими надписями . Анналы Финской академии наук, серия B 185. Хельсинки, 1973.
- Неоассирийские топонимы . Древний Восток и Ветхий Завет 6, Нойкирхен-Флюйн: Буцон и Беркер, 1970.
- (Совместно с А. Парполой, С. Коскенниеми и П. Аалто) Расшифровка протодравидийских надписей индской цивилизации . Скандинавский институт азиатских исследований, специальные публикации 1. Копенгаген, 1969.
Статьи
- « Гора Нисир и основы Ассирийской церкви », стр. 469–484 в книге Сальваторе Гаспа и др. (ред.), От источника к истории: исследования древних ближневосточных миров и за их пределами, посвященные Дж. Б. Ланфранчи. Alter Orient und Altes Father 412. Мюнстер: Ugarit-Verlag, 2014.
- « Глобализация религии: еврейская космология в ее древнем ближневосточном контексте », стр. 15–27 в книге Маркхэма Дж. Геллера (ред.), Меламму: Древний мир в эпоху глобализации. Материалы шестого симпозиума проекта Меламму. Научная библиотека Макса Плака по истории и развитию знаний, Труды 7. Берлин, 2014.
- «Этимология шумерского слова, обозначающего звезду», стр. 29–43 в Антонио Панайно (ред.), Non licet stare caelestibus : Исследования по астрономии и ее истории, предложенные Сальво Де Мейсу. Индо-Ираника и Восток. Милан: Мимесис, 2014.
- «Шумерский: уральский язык (I)», стр. 181–210 в книге Леонида Когана и др. (ред.), Язык Древнего Ближнего Востока. Труды 53-го и Rencontre Assyriologique Internationale, Vol. I, Pt. 2 ( Вавилон и Библия 4/2). Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс, 2010.
- «Шумерский: уральский язык (II),» Babel und Bibel 6 (2012), 269–322.
- «Неоассирийский королевский гарем», стр. 613–626 в GB Lanfranchi et al. (ред.), Легго! Исследования, подаренные Фредерику Марио Фалесу по случаю его 65-летия. Висбаден: Харрассовиц, 2012.
- «Клинописные тексты из Зиярет-Тепе (Тушан), 2002–2003 гг.», Бюллетень Государственного архива Ассирии 17 (2008 г.), 1–113, листы I-XXV.
- «Неоассирийский правящий класс», стр. 257–274 в книге Томаса Р. Каммерера (ред.), « Исследования ритуалов и социальной истории на Древнем Ближнем Востоке / Исследования ритуалов и общества на Древнем Ближнем Востоке» . Дополнения к журналу «Наука Ветхого Завета», том 374. Берлин: Вальтер де Грюйтер, 2007.
- «Ассирийское происхождение Ахикара», стр. 91–112 в Риккардо Контини и Криштиану Гроттанелли (ред.), Эссе Ахикар. Брешиа: Пайдея, 2005.
- « Национальная и этническая идентичность в Неоассирийской империи и ассирийская идентичность в постимперские времена. Архивировано 22 мая 2020 г. в Wayback Machine », Журнал ассирийских академических исследований 18/2 (2004), 5-49.
- «Оригинальность учения Заратустры в свете Ясны 44», стр. 373–383 в гл. Коэн и др. (ред.), Сефер Моше. Юбилейный том Моше Вайнфельда . Озеро Вайнона: Айзенбраунс, 2004.
- « Месопотамские предшественники гимна Жемчужине », стр. 181–193 в Р. М. Уайтинге (ред.), Мифология и мифологии. Методологические подходы к межкультурным влияниям. 2-й симпозиум Меламму. Хельсинки, 2001 г.
- « Волхвы и звезда », Bible Review 6 (2001), 16–23 и 52–54.
- « Ассирийцы после Ассирии »: Журнал Ассирийского академического общества 12 (2000), 1–16.
- « Месопотамская душа западной культуры »: Бюллетень Канадского общества месопотамских исследований 35 (2000), 29–41.
- «Монотеизм в Древней Ассирии», стр. 165–209 в книге Барбары Невлинг Портер (ред.), Один Бог или Многие? Представления о божественности в древнем мире. Каско Бэй, 2000 год.
- « Сыны Божьи: Идеология ассирийского царствования »: Археологическая Одиссея 2/5 (1999), 16–27.
- «Концепция Спасителя и вера в воскресение в древней Месопотамии»: Academia Scientiarum Fennica, Ежегодник 1997, 51–58.
- «Человек без писца и вопрос грамотности в Ассирийской империи», стр. 315–324 в книге Беате Понгратц-Лейстен и др. (ред.), Ана Шаде Лабнани Лу Аллик. Фестиваль Вольфганга Рёллига . Древний Ближний Восток и Ветхий Завет 247. Нойкирхен-Флуйн, 1997.
- «Ассирийский кабинет», стр. 379–401 в книге М. Дитриха и О. Лорца (ред.), От Ветхого Востока к Ветхому Завету. Праздничное письмо Вольфрама барона фон Зодена к его 85-летию . Древний Ближний Восток и Ветхий Завет 240. Нойкирхен-Влуйн, 1995.
- « Ассирийское древо жизни: прослеживание истоков еврейского монотеизма и греческой философии »: Журнал ближневосточных исследований 52 (1993), 161–208.
- « Месопотамская астрология и астрономия как области месопотамской «мудрости» , стр. 47–60 в Х. Гальтере (ред.), Die Rolle der Astronomie in den Kulturen Mesopotamiens . Грац, 1993 год.
- (Совместно с Дж. Нейманом) « Изменение климата и затмение Ассирии и Вавилонии в 11-10 веках »: Журнал ближневосточных исследований 46 (1987), 161–182.
- « Записи ассирийской библиотеки »: Журнал ближневосточных исследований 42 (1983), 1–29.
- «Ассирийские царские надписи и неоассирийские письма», стр. 117–142 в издании FM Fales, «Ассирийские царские надписи: новые горизонты в литературном, идеологическом и историческом анализе». Рим, 1981 год.
- « Убийца Сеннахирима », стр. 171–182 в Бендте Альстере (ред.), Смерть в Месопотамии. Копенгаген, 1980 г.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кто каждый из них. Кто есть кто в Финляндии . Хельсинки, Финляндия: Отава. 1998. 663–664. ISBN 951-1-14344-1 .
- ^ «Институт ассириологии Гейдельбергского университета» . www.ori.uni-heidelberg.de . Проверено 17 мая 2016 г.
- ^ «Восточный институт Чикагского университета» . Проверено 17 мая 2016 г.
- ^ Проект неоассирийского корпуса в Хельсинкском университете
- ^ «Институт перспективных исследований» . www.as.huji.ac.il. Проверено 17 мая 2016 г.
- ^ Фрейм, Грант (1981). Вавилония, 689-627 гг. до н.э.: Политическая история . Докторская диссертация, Чикагский университет.
- ^ Аро, Санна; Маттила, Райя (2007). Ассирологические исследования в Финляндии . Хельсинки: Финский институт на Ближнем Востоке. п.п. 17, 21.
- ^ Проект неоассирийского корпуса текстов, см. http://www.helsinki.fi/science/saa/ , получено 17 мая 2016 г.
- ^ Государственный архив Ассирии, см. http://oracc.museum.upenn.edu/saao/ , получено 17 мая 2016 г.
- ^ См. финские страницы Финского союза университетских профессоров, http://www.professoriliitto.fi/professorit/vuoden-professori/ , получено 17 мая 2016 г.
- ^ «Премия СП Снельмана | Хельсинкский университет» . Университет Хельсинки . 23 марта 2016 г. Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ Американское восточное общество, почетные члены: https://www.americanorientalsociety.org/membership/honorary-membership/. Архивировано 11 августа 2018 г. в Wayback Machine , получено 17 мая 2016 г.
- ^ Годовой отчет за 2014 г. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine научного центра Эврика.
- ^ «Утенландске медлеммер» (на норвежском языке). Норвежская академия наук и литературы . Архивировано из оригинала 15 июля 2007 года . Проверено 2 июля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биографическая справка: Симо Парпола
- Проект неоассирийского корпуса.
- Профессор Симо Парпола.
- Сыны Божьи: идеология ассирийского царства. Археологический архив Odissy , декабрь 1999 г. Статья Симо Парполы.