Jump to content

Святочное полено

Иллюстрация людей, собирающих рождественское полено из «Книги дней Чемберса» (1832 г.)

Святочное полено , Святочный сабо или Рождественский блок — это специально отобранное полено, сжигаемое на очаге по зимней традиции в регионах Европы, а затем и Северной Америки. Происхождение народного обычая неясно. Как и другие традиции, связанные с Йолем (например, Святочный вепрь ), этот обычай может в конечном итоге происходить из протоиндоевропейской религии , поскольку подобные традиции были зафиксированы, в кельтском , германском , балтийском и славянском язычестве среди прочего, .

Американский фольклорист Линда Уоттс дает следующий обзор обычая:

Знакомый обычай сжигания полена Йоля восходит к более ранним празднованиям солнцестояния и традиции разведения костров. Рождественская традиция требует сжигания части полена каждый вечер до Двенадцатой ночи (6 января). Затем бревно кладут под кровать на удачу и, в частности, для защиты от бытовых угроз, таких как молния и, как это ни парадоксально, пожар. У многих есть убеждения, основанные на горящем полене, и, подсчитывая искры и тому подобное, они стремятся узнать свою судьбу на Новый год и далее. [1]

Уоттс отмечает, что Святочное полено является одним из различных «эмблем божественного света», которые присутствуют в обычаях зимних праздников (другие примеры включают Святочный огонь и Святочную свечу). [1]

Происхождение

[ редактировать ]

Согласно Словарю английского фольклора , хотя концепция Йоля распространилась далеко в древние германские записи задолго до христианизации, первые «четкие» ссылки на эту традицию появляются в 17 веке, и поэтому неясно, откуда и когда именно это произошло. обычай расширяется. [2] Однако уже давно замечено, что этот обычай может иметь гораздо более раннее происхождение, начиная с обычаев германского язычества . Еще в 1725 году Генри Борн искал происхождение рождественского полена в англосаксонском язычестве :

Наши предки, когда обычные обряды Евы заканчивались и наступала ночь, имели обыкновение зажигать свечи необычного размера, которые назывались рождественскими свечами , и класть которое в огонь полено, они называли Святочный Клог или Рождественский Блок . Они должны были осветить Дом и превратить Ночь в День; этот обычай в некоторой степени до сих пор сохраняется в северных частях страны. По всей вероятности, оно произошло от саксов . Ибо Беда сообщает нам, что [ sic ] эту самую Ночь раньше наблюдали в этой стране язычники -саксы . Они начали, говорит он, свой год восьмого январского календаря , который теперь является нашей рождественской вечеринкой : И самую предыдущую ночь, которая теперь для нас Свята, они называли Медренак , или Ночью матерей ... Таким образом, Святочный Сабо , вероятно, был частью тех церемоний, которые проводились в ту ночь. Судя по всему, его использовали как эмблему возвращения Солнца и удлинения Дней. Ибо оба Декабрь и январь назывались Гуйли или Йоль в связи с возвращением Солнца и увеличением дней; Итак, я склонен полагать, что полено получило название Святочного полена , потому что его сжигали как эмблему возвращающегося Солнца и увеличения его света и тепла. Вероятно, это и было причиной обычая язычников -саксов ; но я не могу думать, что соблюдение этого правила продолжалось по той же причине после принятия христианства. …" [3]

Совсем недавно Г. Р. Уилли (1983) сказал:

Совместные праздничные празднования и веселья имеют языческие корни: ритуальные костры в начале ноября когда-то сигнализировали о начале нового года и наступлении зимы. Их последующее включение в христианский календарь, ставшее неотъемлемой частью праздника Рождества, а затем и их связь с Новым годом (1 января) представляет собой интригующую историю. Многие, если не все, различные обычаи и традиции, которые когда-то широко наблюдались на Рождество и «старый» Новый год, происходят из этого общего источника, например, костры Двенадцатой ночи, в том числе « Старая Мэг » из Вустершира и сжигание куста из Херефордшира. , первая опора и т. д.… Любые следы примитивных ритуалов, таких как разбрасывание сгоревшего пепла или углей как предзнаменование оплодотворения или очищения, давно исчезли. [4]

Обычно считалось, что события Йоля были сосредоточены в середине зимы (хотя точная датировка является предметом споров), и пиры, питье и жертвоприношения ( блот в них участвовали ). Ученый Рудольф Симек отмечает, что языческий Святочный праздник «имел ярко выраженный религиозный характер» и что «неясно, имел ли германский Святочный праздник еще какую-то функцию в культе мертвых и в почитании предков, функцию, которую в середине -зимнее жертвоприношение, несомненно, проводилось для западноевропейского каменного и бронзового веков ». Святочные обычаи и традиции Святочного полена, Святочного козла и Святочного кабана ( Sonargöltr ) до сих пор отражены в рождественской ветчине , Святочном пении и других, которые Симек считает «указающими на значение праздника в доисторические времена». Христианские времена». [5]

Распространение и современные практики

[ редактировать ]

Первое упоминание о полене, сожженном накануне Рождества, содержится в сборнике стихов Роберта Херрика 1648 года, где оно называется «Рождественское полено». [6] Его не называли «Святочным поленом» до тех пор, пока в 1686 году не появилась работа Джона Обри . До этого столетия не было никаких свидетельств существования Святочных поленьев, не говоря уже о свидетельствах, которые можно отнести к празднику Йоля. [7]

Святочный журнал записан в фольклорных архивах большей части Англии, но особенно в сборниках, охватывающих Западную страну и Северную страну . [2] Например, в своем разделе, посвященном «Рождественским обрядам», Дж. Б. Партридж записал действующие на тот момент (1914 г.) рождественские обычаи в Йоркшире , Великобритания, с использованием рождественского бревна, рассказанного «миссис Дэй, Минчингемптон (Глостершир), уроженкой Суэлдейла ». Обычай следующий:

Обычно дают святочное полено, и его сразу же кладут в очаг. Нехорошо зажигать его снова после того, как он был зажжен, и он не должен гаснуть, пока не сгорит.

В эту ночь приятно посидеть у Святочного полена и рассказать истории о привидениях, а также поиграть в карты.

Две большие цветные свечи — рождественский подарок из продуктового магазина. Незадолго до ужина в сочельник (где едят фурмету ), пока горит Святочное полено, гасят все остальные огни, а свечи от Святочного полена зажигает самый младший из присутствующих. Пока они горят, все молчат и желают. Желание сохранить тайну является обычной практикой. Как только свечи окажутся на столе, можно нарушить тишину. Им нужно дать возможность сгореть, и в эту ночь нельзя зажигать другие огни. [8]

Х. Дж. Роуз описывает похожее народное поверье из Киллингхолла, Йоркшир, в 1923 году: «В прошлом поколении Святочное полено все еще сжигали, и часть его сохраняли, чтобы зажечь полено следующего года. Рождественским утром что-то зеленое, лист или что-то в этом роде. , был внесен в дом до того, как что-либо было вынесено». [9]

Святочное полено также считается традиционным подарком в других странах англоязычного мира, например, в Соединенных Штатах. Роберт Мейер-младший записывает в 1947 году, что «Церемония святочного полена» в Палмер-Лейк , штат Колорадо, проводится с 1934 года. Он описывает этот обычай: «Она начинается с охоты на святочное полено [ sic ] и завершается распитием вассала вокруг огонь». [10] На юге Соединенных Штатов до окончания Гражданской войны в США Святочное полено также сохранялось как традиция. Например, по словам ученого Аллена Кабанисса:

Для рабов Рождество имело особое значение. Декабрь был медленным рабочим месяцем на типичной плантации и стал для них сезоном общения. Праздник рабов длился до тех пор, пока не сгорало Святочное полено, что иногда занимало больше недели. [11]

Региональные варианты и аналоги

[ редактировать ]

Великобритания

[ редактировать ]

Ученые заметили сходство между Святочным поленом и народным обычаем хвороста , зафиксированным исключительно в Западной Англии пепельного . Впервые записанный в начале XIX века, ясеневый хворост сжигают в канун Рождества, он связан с множеством народных верований и «сделан из более мелких палочек ясеня, связанных в хворост полосками орешника, ивы или ежевики». . [12] Г. Р. Уайли отмечает, что пепельный хворост мог образоваться из Святочного полена. [4]

Термин «Святочное полено» — не единственный термин, используемый для обозначения обычая. его также называли «Святочным блоком» На северо-востоке Англии его обычно называли «Святочным блоком», а в Мидлендсе и Вест-Кантри и «Гюлевым блоком» в Линкольншире. В Корнуолле был найден термин «ложная ложа». [13] В Уэльсе это называется Boncyff Nadolig или Blocyn y Gwyliau (Рождественский журнал или Фестивальный блок). [14] В Шотландии его называют Йил Карлайн (Рождественская старая жена). [14]

Ирландия

[ редактировать ]

В Ирландии рождественское полено называется Bloc na Nollag (Рождественский блок). [14]

Празднование Cacho fio Noel в Бом-де-Вениз .

Германия

[ редактировать ]

В Германии , где его называют Christklotz, Christbrand, Christblock, Julklotz или Julblock, было принято, особенно в Гессене и Вестфалии, медленно сжигать полено, а затем вынимать его и бросать обратно в огонь в качестве защиты от молнии.

Обычай сжигать Святочное полено в течение одной или нескольких ночей, начиная с сочельника, ранее был также широко распространен во Франции, где обычно используется термин bûche de noël . Возможно, это связано с обычаем, требующим от крестьян приносить бревно своему господину. В Бургундии подарки прятали под бревном. Молитвы возносились при зажжении бревна в Бретани и в Провансе , где до сих пор широко соблюдается обычай, называемый качо фио (благословение бревна): бревно или ветка плодоносящего дерева сначала выставляется напоказ трижды. дом дедушки семейства, затем благословленный вином; его часто зажигают вместе с сохранившимся пеплом прошлогоднего полена. [15] [16] Другие региональные названия включают cosse de Nau в Берри , mouchon de Nau в Ангумуа , chuquet в Нормандии , штамм в Иль-де-Франс и tréfouiau в Вандее . [17] Обычай уже давно заменен на поедание торта в форме бревна, также называемого Bûche de Noël . [18]

Португалия

[ редактировать ]

В Португалии Мадейрос -де-Натал — это большие костры, которые зажигают в центре деревни, на главной площади или на кладбище в канун Рождества.

Остатки бревна были сохранены, поскольку считалось, что они предотвращают ущерб, обычно причиняемый ураганами.

В Галисии также у галисийцев есть свой местный вариант этой традиции, известный как tizón de Nadal [ gl ] или cepo de Nadal .

В Астурии Наталиегу горит с 24 декабря до нового года в каминах многих домов и оставляет детям сладкие булочки. Затем его прах, которому приписывалась целебная и защитная сила для дома, был развеян по дому, конюшне и другим помещениям.

В Верхнем Арагоне его называют тисон де Надалем. Дети дома отвечают за произнесение красивых фраз, благословений и ритуалов (хотя в некоторых местах благословение делает самый старший или хозяин дома). Иногда благословение совершается после того, как во время произнесения благословения полено наполняют небольшим количеством вина.

У каталонцев есть похожая традиция: Тио де Надаль представляет собой волшебное полено, которое «кормят» перед Рождеством. Поющие дети накрывают тио одеялом и бьют его палками, чтобы заставить тио испражняться конфетами из нуги и маленькими подарками. В восточных районах, соприкасающихся с Каталонией, ритуал имеет более игровую часть, когда дети в доме бьют по бревну, и оно «искажает» подарки, которыми обычно являются желе, конфеты, орехи и другие продукты, которые можно есть или играть.

Пиренейская Европа

[ редактировать ]

В Стране Басков Субиларо -эгур также горят до конца года. Бревно дает жизнь добрым пожеланиям, сжигает проклятия, предотвращает болезни и обеспечивает хороший урожай. Альтернативные названия включают эгуберри, габон, габонзузи, габон-субил, габон-мукур, оленцеро-энбор, ононцоро-мокор, сукларо-эгур, сукубела или поррондоко . Оленцеро – современное олицетворение старого бревна.

В Окситании «кашафуок» или «сок де Надаль» также является одним из традиционных элементов, которые сопровождают Рождество и поднимают ему настроение.

В Тоскане , особенно в Валь-ди-Кьяна (провинция Ареццо), было принято петь молитву во время «cerimonia del ceppo» (церемонии бревен). Позже детям с завязанными глазами (позже награжденным сладостями и другими подарками) пришлось ударить по бревну, в то время как остальные члены семьи пели особую песню под названием «Аве Мария дель Чеппо».

В Ломбардии глава семьи посыпал бревно можжевельником и клал на него монеты, читая молитву во имя Троицы. Затем вино выпивалось по желанию, а оставшееся вино глава семьи бросал на бревно; Также было принято во время церемонии бревна разрезать три панеттоне и хранить кусок в лечебных целях в течение всего следующего года.

Черногория

[ редактировать ]

В Черногории было принято класть на полено кусок хлеба и (аналогично ломбардскому обычаю) окроплять его вином.

Прибалтика

[ редактировать ]

У балтийцев также есть аналогичный ритуал , называемый «вытягивание бревна» ( латышский : bluķa vilkšana ; литовский : blukio vilkimo ), когда люди в деревне тащили бревно ( латышский : bluķis ; литовский : blukis ) или пень через деревню на зимнего солнцестояния , а затем в конце сжечь его. [19]

У сербов есть похожая традиция сжигания дуба.

В очаге горят дрова Бадняка, сочельник в Далмации .

Еще при Якобе Гримме начале XIX века ученые заметили параллели между южнославянским обычаем Бадняка в и традицией Святочных поленьев. [20] По наблюдениям М. Е. Дарема (1940), бадняк — это саженец, который кладут в очаг в канун Рождества. Могут соблюдаться различные обычаи, связанные с Бадняком, например, смазывать его птичьей или козьей кровью, а пепел можно «разбрасывать по полям или садам, чтобы способствовать плодородию в канун Нового года». [21]

В Греции считалось, что рождественское полено отгоняет калликанцароев , злых монстров местного фольклора, из дома.

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

В Соединенных Штатах местная нью-йоркская телевизионная станция впервые в течение нескольких часов транслировала шестиминутный цикл рождественского поленья, горящего в камине. передачи под названием просто Yule Log Полноцветная премьера состоялась 24 декабря 1966 года в 21:30 на канале WPIX (11-й канал в Нью-Йорке) и стала ежегодной традицией. Оригинальные кадры «Йольского бревна» были сняты на 16-миллиметровую пленку в особняке Грейси, резиденции мэра Нью-Йорка. Новые кадры с пылающим святочным поленом были сняты в 1970 году в другом месте: семиминутный цикл на 35-миллиметровой пленке. Радиостанция по-прежнему транслирует « Святочный журнал» в течение четырех-пяти часов каждое рождественское утро, и за прошедшие годы у нее появилось множество подражателей на телевизионных станциях по всей стране. [22]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Уоттс (2006:71).
  2. ^ Jump up to: а б Simpson and Roud (2003:402–403).
  3. ^ Борн (1740: 155–162).
  4. ^ Jump up to: а б Уайли (1983:42).
  5. ^ Симек (2007:379–380).
  6. ^ Херрик, Роберт (1889). Геспериды, или Труды Роберта Херрика как человеческие, так и божественные · Том 29 . Университет Индианы: Хоутон, Миффлин [188-].
  7. ^ Обри, Джон (1881). Остатки гентилизма и иудаизма . Лондон: В. Сатчесс, Пейтон и компания. п. 5.
  8. ^ Партридж (1914: 375–376).
  9. ^ Роуз (1923:157).
  10. ^ Мейер (1947:370).
  11. ^ Кабанисс (2014: 211)
  12. ^ Simpson and Roud (2003:11).
  13. ^ Хаттон (1996:38–39).
  14. ^ Jump up to: а б с Хаттон (1996:39).
  15. ^ Рождество во Франции , Чикаго: World Book, 1996, ISBN   9780716608769 , с. 55 .
  16. ^ Арнольд ван Геннеп , Руководство по современному французскому фольклору. Часть 1: Семейные церемонии на могиле. Том 7. Часть 1: Цикл двенадцати дней: туры и квестовые песни - олицетворение цикла, костров, костров и мобильных головней, бревна и Рождественский бренд , Париж: Пикард, (1958) 1987, ISBN   9782708400740 , стр. 2118–60 (на французском языке)
  17. ^ Роже Девинь, Легенды французских провинций в нашем фольклоре , Париж: Horizons de France, 1950, OCLC   4351361 , репр. Пигмалион, 1978, с. 204 , (на французском языке) .
  18. ^ «Святочное полено – история и традиции» . Официальный сайт туризма во Франции . Проверено 8 декабря 2017 г.
  19. ^ История языческой Европы, Пруденс Джонс, с. 174 Психологическая пресса, 1995 г.
  20. ^ Гримм (1882:52).
  21. ^ Дарем (1940: 83–89).
  22. ^ Кук, Лорен (23 декабря 2021 г.). «МЕСТНЫЕ НОВОСТИ: Отпразднуйте Рождество с культовым рождественским бревном WPIX» . ПИКС11 . Проверено 2 декабря 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f3334cf09d2a24c70ef5c2a4f787a30b__1704638580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/0b/f3334cf09d2a24c70ef5c2a4f787a30b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yule log - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)