Святочное полено

Святочное полено , Святочный сабо или Рождественский блок — это специально отобранное полено, сжигаемое на очаге по зимней традиции в регионах Европы, а затем и Северной Америки. Происхождение народного обычая неясно. Как и другие традиции, связанные с Йолем (например, Святочный вепрь ), этот обычай может в конечном итоге происходить из протоиндоевропейской религии , поскольку подобные традиции были зафиксированы, в кельтском , германском , балтийском и славянском язычестве среди прочего, .
Американский фольклорист Линда Уоттс дает следующий обзор обычая:
Знакомый обычай сжигания полена Йоля восходит к более ранним празднованиям солнцестояния и традиции разведения костров. Рождественская традиция требует сжигания части полена каждый вечер до Двенадцатой ночи (6 января). Затем бревно кладут под кровать на удачу и, в частности, для защиты от бытовых угроз, таких как молния и, как это ни парадоксально, пожар. У многих есть убеждения, основанные на горящем полене, и, подсчитывая искры и тому подобное, они стремятся узнать свою судьбу на Новый год и далее. [1]
Уоттс отмечает, что Святочное полено является одним из различных «эмблем божественного света», которые присутствуют в обычаях зимних праздников (другие примеры включают Святочный огонь и Святочную свечу). [1]
Происхождение
[ редактировать ]Согласно Словарю английского фольклора , хотя концепция Йоля распространилась далеко в древние германские записи задолго до христианизации, первые «четкие» ссылки на эту традицию появляются в 17 веке, и поэтому неясно, откуда и когда именно это произошло. обычай расширяется. [2] Однако уже давно замечено, что этот обычай может иметь гораздо более раннее происхождение, начиная с обычаев германского язычества . Еще в 1725 году Генри Борн искал происхождение рождественского полена в англосаксонском язычестве :
- Наши предки, когда обычные обряды Евы заканчивались и наступала ночь, имели обыкновение зажигать свечи необычного размера, которые назывались рождественскими свечами , и класть которое в огонь полено, они называли Святочный Клог или Рождественский Блок . Они должны были осветить Дом и превратить Ночь в День; этот обычай в некоторой степени до сих пор сохраняется в северных частях страны. По всей вероятности, оно произошло от саксов . Ибо Беда сообщает нам, что [ sic ] эту самую Ночь раньше наблюдали в этой стране язычники -саксы . Они начали, говорит он, свой год восьмого январского календаря , который теперь является нашей рождественской вечеринкой : И самую предыдущую ночь, которая теперь для нас Свята, они называли Медренак , или Ночью матерей ... Таким образом, Святочный Сабо , вероятно, был частью тех церемоний, которые проводились в ту ночь. Судя по всему, его использовали как эмблему возвращения Солнца и удлинения Дней. Ибо оба Декабрь и январь назывались Гуйли или Йоль в связи с возвращением Солнца и увеличением дней; Итак, я склонен полагать, что полено получило название Святочного полена , потому что его сжигали как эмблему возвращающегося Солнца и увеличения его света и тепла. Вероятно, это и было причиной обычая язычников -саксов ; но я не могу думать, что соблюдение этого правила продолжалось по той же причине после принятия христианства. …" [3]
Совсем недавно Г. Р. Уилли (1983) сказал:
- Совместные праздничные празднования и веселья имеют языческие корни: ритуальные костры в начале ноября когда-то сигнализировали о начале нового года и наступлении зимы. Их последующее включение в христианский календарь, ставшее неотъемлемой частью праздника Рождества, а затем и их связь с Новым годом (1 января) представляет собой интригующую историю. Многие, если не все, различные обычаи и традиции, которые когда-то широко наблюдались на Рождество и «старый» Новый год, происходят из этого общего источника, например, костры Двенадцатой ночи, в том числе « Старая Мэг » из Вустершира и сжигание куста из Херефордшира. , первая опора и т. д.… Любые следы примитивных ритуалов, таких как разбрасывание сгоревшего пепла или углей как предзнаменование оплодотворения или очищения, давно исчезли. [4]
Обычно считалось, что события Йоля были сосредоточены в середине зимы (хотя точная датировка является предметом споров), и пиры, питье и жертвоприношения ( блот в них участвовали ). Ученый Рудольф Симек отмечает, что языческий Святочный праздник «имел ярко выраженный религиозный характер» и что «неясно, имел ли германский Святочный праздник еще какую-то функцию в культе мертвых и в почитании предков, функцию, которую в середине -зимнее жертвоприношение, несомненно, проводилось для западноевропейского каменного и бронзового веков ». Святочные обычаи и традиции Святочного полена, Святочного козла и Святочного кабана ( Sonargöltr ) до сих пор отражены в рождественской ветчине , Святочном пении и других, которые Симек считает «указающими на значение праздника в доисторические времена». Христианские времена». [5]
Распространение и современные практики
[ редактировать ]Первое упоминание о полене, сожженном накануне Рождества, содержится в сборнике стихов Роберта Херрика 1648 года, где оно называется «Рождественское полено». [6] Его не называли «Святочным поленом» до тех пор, пока в 1686 году не появилась работа Джона Обри . До этого столетия не было никаких свидетельств существования Святочных поленьев, не говоря уже о свидетельствах, которые можно отнести к празднику Йоля. [7]
Святочный журнал записан в фольклорных архивах большей части Англии, но особенно в сборниках, охватывающих Западную страну и Северную страну . [2] Например, в своем разделе, посвященном «Рождественским обрядам», Дж. Б. Партридж записал действующие на тот момент (1914 г.) рождественские обычаи в Йоркшире , Великобритания, с использованием рождественского бревна, рассказанного «миссис Дэй, Минчингемптон (Глостершир), уроженкой Суэлдейла ». Обычай следующий:
Обычно дают святочное полено, и его сразу же кладут в очаг. Нехорошо зажигать его снова после того, как он был зажжен, и он не должен гаснуть, пока не сгорит.
В эту ночь приятно посидеть у Святочного полена и рассказать истории о привидениях, а также поиграть в карты.
Две большие цветные свечи — рождественский подарок из продуктового магазина. Незадолго до ужина в сочельник (где едят фурмету ), пока горит Святочное полено, гасят все остальные огни, а свечи от Святочного полена зажигает самый младший из присутствующих. Пока они горят, все молчат и желают. Желание сохранить тайну является обычной практикой. Как только свечи окажутся на столе, можно нарушить тишину. Им нужно дать возможность сгореть, и в эту ночь нельзя зажигать другие огни. [8]
Х. Дж. Роуз описывает похожее народное поверье из Киллингхолла, Йоркшир, в 1923 году: «В прошлом поколении Святочное полено все еще сжигали, и часть его сохраняли, чтобы зажечь полено следующего года. Рождественским утром что-то зеленое, лист или что-то в этом роде. , был внесен в дом до того, как что-либо было вынесено». [9]
Святочное полено также считается традиционным подарком в других странах англоязычного мира, например, в Соединенных Штатах. Роберт Мейер-младший записывает в 1947 году, что «Церемония святочного полена» в Палмер-Лейк , штат Колорадо, проводится с 1934 года. Он описывает этот обычай: «Она начинается с охоты на святочное полено [ sic ] и завершается распитием вассала вокруг огонь». [10] На юге Соединенных Штатов до окончания Гражданской войны в США Святочное полено также сохранялось как традиция. Например, по словам ученого Аллена Кабанисса:
- Для рабов Рождество имело особое значение. Декабрь был медленным рабочим месяцем на типичной плантации и стал для них сезоном общения. Праздник рабов длился до тех пор, пока не сгорало Святочное полено, что иногда занимало больше недели. [11]
Региональные варианты и аналоги
[ редактировать ]Великобритания
[ редактировать ]Ученые заметили сходство между Святочным поленом и народным обычаем хвороста , зафиксированным исключительно в Западной Англии пепельного . Впервые записанный в начале XIX века, ясеневый хворост сжигают в канун Рождества, он связан с множеством народных верований и «сделан из более мелких палочек ясеня, связанных в хворост полосками орешника, ивы или ежевики». . [12] Г. Р. Уайли отмечает, что пепельный хворост мог образоваться из Святочного полена. [4]
Термин «Святочное полено» — не единственный термин, используемый для обозначения обычая. его также называли «Святочным блоком» На северо-востоке Англии его обычно называли «Святочным блоком», а в Мидлендсе и Вест-Кантри и «Гюлевым блоком» в Линкольншире. В Корнуолле был найден термин «ложная ложа». [13] В Уэльсе это называется Boncyff Nadolig или Blocyn y Gwyliau (Рождественский журнал или Фестивальный блок). [14] В Шотландии его называют Йил Карлайн (Рождественская старая жена). [14]
Ирландия
[ редактировать ]В Ирландии рождественское полено называется Bloc na Nollag (Рождественский блок). [14]

Германия
[ редактировать ]В Германии , где его называют Christklotz, Christbrand, Christblock, Julklotz или Julblock, было принято, особенно в Гессене и Вестфалии, медленно сжигать полено, а затем вынимать его и бросать обратно в огонь в качестве защиты от молнии.
Франция
[ редактировать ]Обычай сжигать Святочное полено в течение одной или нескольких ночей, начиная с сочельника, ранее был также широко распространен во Франции, где обычно используется термин bûche de noël . Возможно, это связано с обычаем, требующим от крестьян приносить бревно своему господину. В Бургундии подарки прятали под бревном. Молитвы возносились при зажжении бревна в Бретани и в Провансе , где до сих пор широко соблюдается обычай, называемый качо фио (благословение бревна): бревно или ветка плодоносящего дерева сначала выставляется напоказ трижды. дом дедушки семейства, затем благословленный вином; его часто зажигают вместе с сохранившимся пеплом прошлогоднего полена. [15] [16] Другие региональные названия включают cosse de Nau в Берри , mouchon de Nau в Ангумуа , chuquet в Нормандии , штамм в Иль-де-Франс и tréfouiau в Вандее . [17] Обычай уже давно заменен на поедание торта в форме бревна, также называемого Bûche de Noël . [18]
Португалия
[ редактировать ]В Португалии Мадейрос -де-Натал — это большие костры, которые зажигают в центре деревни, на главной площади или на кладбище в канун Рождества.
Остатки бревна были сохранены, поскольку считалось, что они предотвращают ущерб, обычно причиняемый ураганами.
Испания
[ редактировать ]В Галисии также у галисийцев есть свой местный вариант этой традиции, известный как tizón de Nadal или cepo de Nadal .
В Астурии Наталиегу горит с 24 декабря до нового года в каминах многих домов и оставляет детям сладкие булочки. Затем его прах, которому приписывалась целебная и защитная сила для дома, был развеян по дому, конюшне и другим помещениям.
В Верхнем Арагоне его называют тисон де Надалем. Дети дома отвечают за произнесение красивых фраз, благословений и ритуалов (хотя в некоторых местах благословение делает самый старший или хозяин дома). Иногда благословение совершается после того, как во время произнесения благословения полено наполняют небольшим количеством вина.
У каталонцев есть похожая традиция: Тио де Надаль представляет собой волшебное полено, которое «кормят» перед Рождеством. Поющие дети накрывают тио одеялом и бьют его палками, чтобы заставить тио испражняться конфетами из нуги и маленькими подарками. В восточных районах, соприкасающихся с Каталонией, ритуал имеет более игровую часть, когда дети в доме бьют по бревну, и оно «искажает» подарки, которыми обычно являются желе, конфеты, орехи и другие продукты, которые можно есть или играть.
Пиренейская Европа
[ редактировать ]В Стране Басков Субиларо -эгур также горят до конца года. Бревно дает жизнь добрым пожеланиям, сжигает проклятия, предотвращает болезни и обеспечивает хороший урожай. Альтернативные названия включают эгуберри, габон, габонзузи, габон-субил, габон-мукур, оленцеро-энбор, ононцоро-мокор, сукларо-эгур, сукубела или поррондоко . Оленцеро – современное олицетворение старого бревна.
В Окситании «кашафуок» или «сок де Надаль» также является одним из традиционных элементов, которые сопровождают Рождество и поднимают ему настроение.
Италия
[ редактировать ]В Тоскане , особенно в Валь-ди-Кьяна (провинция Ареццо), было принято петь молитву во время «cerimonia del ceppo» (церемонии бревен). Позже детям с завязанными глазами (позже награжденным сладостями и другими подарками) пришлось ударить по бревну, в то время как остальные члены семьи пели особую песню под названием «Аве Мария дель Чеппо».
В Ломбардии глава семьи посыпал бревно можжевельником и клал на него монеты, читая молитву во имя Троицы. Затем вино выпивалось по желанию, а оставшееся вино глава семьи бросал на бревно; Также было принято во время церемонии бревна разрезать три панеттоне и хранить кусок в лечебных целях в течение всего следующего года.
Черногория
[ редактировать ]В Черногории было принято класть на полено кусок хлеба и (аналогично ломбардскому обычаю) окроплять его вином.
Прибалтика
[ редактировать ]У балтийцев также есть аналогичный ритуал , называемый «вытягивание бревна» ( латышский : bluķa vilkšana ; литовский : blukio vilkimo ), когда люди в деревне тащили бревно ( латышский : bluķis ; литовский : blukis ) или пень через деревню на зимнего солнцестояния , а затем в конце сжечь его. [19]
Балканы
[ редактировать ]У сербов есть похожая традиция сжигания дуба.

Еще при Якобе Гримме начале XIX века ученые заметили параллели между южнославянским обычаем Бадняка в и традицией Святочных поленьев. [20] По наблюдениям М. Е. Дарема (1940), бадняк — это саженец, который кладут в очаг в канун Рождества. Могут соблюдаться различные обычаи, связанные с Бадняком, например, смазывать его птичьей или козьей кровью, а пепел можно «разбрасывать по полям или садам, чтобы способствовать плодородию в канун Нового года». [21]
Греция
[ редактировать ]В Греции считалось, что рождественское полено отгоняет калликанцароев , злых монстров местного фольклора, из дома.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В Соединенных Штатах местная нью-йоркская телевизионная станция впервые в течение нескольких часов транслировала шестиминутный цикл рождественского поленья, горящего в камине. передачи под названием просто Yule Log Полноцветная премьера состоялась 24 декабря 1966 года в 21:30 на канале WPIX (11-й канал в Нью-Йорке) и стала ежегодной традицией. Оригинальные кадры «Йольского бревна» были сняты на 16-миллиметровую пленку в особняке Грейси, резиденции мэра Нью-Йорка. Новые кадры с пылающим святочным поленом были сняты в 1970 году в другом месте: семиминутный цикл на 35-миллиметровой пленке. Радиостанция по-прежнему транслирует « Святочный журнал» в течение четырех-пяти часов каждое рождественское утро, и за прошедшие годы у нее появилось множество подражателей на телевизионных станциях по всей стране. [22]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уоттс (2006:71).
- ^ Jump up to: а б Simpson and Roud (2003:402–403).
- ^ Борн (1740: 155–162).
- ^ Jump up to: а б Уайли (1983:42).
- ^ Симек (2007:379–380).
- ^ Херрик, Роберт (1889). Геспериды, или Труды Роберта Херрика как человеческие, так и божественные · Том 29 . Университет Индианы: Хоутон, Миффлин [188-].
- ^ Обри, Джон (1881). Остатки гентилизма и иудаизма . Лондон: В. Сатчесс, Пейтон и компания. п. 5.
- ^ Партридж (1914: 375–376).
- ^ Роуз (1923:157).
- ^ Мейер (1947:370).
- ^ Кабанисс (2014: 211)
- ^ Simpson and Roud (2003:11).
- ^ Хаттон (1996:38–39).
- ^ Jump up to: а б с Хаттон (1996:39).
- ^ Рождество во Франции , Чикаго: World Book, 1996, ISBN 9780716608769 , с. 55 .
- ^ Арнольд ван Геннеп , Руководство по современному французскому фольклору. Часть 1: Семейные церемонии на могиле. Том 7. Часть 1: Цикл двенадцати дней: туры и квестовые песни - олицетворение цикла, костров, костров и мобильных головней, бревна и Рождественский бренд , Париж: Пикард, (1958) 1987, ISBN 9782708400740 , стр. 2118–60 (на французском языке)
- ^ Роже Девинь, Легенды французских провинций в нашем фольклоре , Париж: Horizons de France, 1950, OCLC 4351361 , репр. Пигмалион, 1978, с. 204 , (на французском языке) .
- ^ «Святочное полено – история и традиции» . Официальный сайт туризма во Франции . Проверено 8 декабря 2017 г.
- ^ История языческой Европы, Пруденс Джонс, с. 174 Психологическая пресса, 1995 г.
- ^ Гримм (1882:52).
- ^ Дарем (1940: 83–89).
- ^ Кук, Лорен (23 декабря 2021 г.). «МЕСТНЫЕ НОВОСТИ: Отпразднуйте Рождество с культовым рождественским бревном WPIX» . ПИКС11 . Проверено 2 декабря 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кабанисс, Аллен. 2006. Эйли Райт «Рождество» в книге Чарльза Рейгана Уилсона, изд. Новая энциклопедия южной культуры , том. 4, стр. 210–211. Пресса Университета Северной Каролины . ISBN 9781469616704
- Дарем, Мэн, 1940. «Некоторые балканские фестивали» в фольклоре , Vol. 51, № 2 (июнь 1940 г.), стр. 84–89). Тейлор и Фрэнсис.
- Гримм, Джейкоб (пер. Джеймса Стивена Сталлибрасса). 1882. Тевтонская мифология: перевод четвертого издания с примечаниями и приложением, том. Я. Лондон: Джордж Белл и сыновья.
- Борн, Генри . 1777 [1725]. Наблюдения за популярными древностями . Т. Сент.
- Хаттон, Рональд . 1996. Солнечные станции: история ритуального года в Великобритании . Издательство Оксфордского университета ISBN 9780198205708
- Мейер-младший, Роберт. 1947. «Календарь западных народных событий» в западном фольклоре , Том. 6, № 4 (октябрь 1947 г.), стр. 367–370. Фольклорное общество западных штатов .
- Партридж, Дж. Б. 1914. «Фольклор Йоркшира (Северный райдинг)» в журнале Folklore , Vol. 25, № 3 (30 сентября 1914 г.), стр. 375–377. Тейлор и Фрэнсис .
- Роуз, HJ 1923. «Фольклорные записки» в Folklore , Vol. 34, № 2 (30 июня 1923 г.), стр. 154–158. Тейлор и Фрэнсис.
- Симек, Рудольф (пер. Анжела Холл). 2007. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр ISBN 0-85991-513-1
- Симпсон, Жаклин и Стив Руд (2003). Словарь английского фольклора . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-860766-3
- Уоттс, Линда. 2005. Энциклопедия американского фольклора . Факты в файле . ISBN 9781438129792
- Уайли, младший 1983. «Сжигание пепельного педика: сохранившийся обычай Сомерсета». Фольклор , Том. 94, № 1 (1983), стр. 40–43. Тейлор и Фрэнсис.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
