Ромува (храм)
Часть серии о |
Балтийская религия |
---|

Ромува или Ромове (также известный как Рикойото в трудах Симона Грунау ) [ 1 ] — предполагаемое языческое культовое место ( храм или священная территория) в западной части Самбии , одной из областей языческой Пруссии . В современных источниках храм упоминается только один раз, Петром фон Дусбургом в 1326 году. Согласно его рассказу, Криве-Кривайто , главный священник или «языческий папа», жил в Ромуве и управлял религией всех балтов . По мнению Симона Грунау, храм занимал центральное место в прусской мифологии . Хотя существуют большие сомнения в существовании такого места на самом деле, литовское неоязыческое движение «Ромува» позаимствовало свое название у храма.
Исторические отчеты
[ редактировать ]По мнению Петера фон Дусбурга, писавшего в 1326 году, название Ромува происходит от слова Рим . Он описывает криве как могущественного священника, пользовавшегося большим уважением у пруссов , литовцев и балтов Ливонии . Его посланников узнавали по определенному жезлу или другим знакам отличия. Он охранял священное пламя и мог заглядывать в судьбу умерших последователей. Он получал треть всей добычи, захваченной языческими воинами. [ 2 ]
Это раннее сообщение было дополнительно расширено Симоном Грунау в 16 веке. Он описал вечный священный огонь, вечно зеленый дуб с идолами, олицетворяющими языческую «троицу»: Патримпаса (бога весны), Перкунаса (бога грома) и Патуласа (бога подземного мира). Место охраняли жрецы и весталки . [ 3 ] Изображения появились на основе этого описания и стали очень популярны среди историков-романтиков . Грунау изменил название места на Рикойото (от прусского rikijs — правитель и -ote — окончание географического названия). [ 1 ] и изобрел термин «Криве Кривеса» (литовский: krivių krivaitis , латышский : krīvu krīvs ). [ 4 ]
Однако никакие другие источники не подтверждают подобные заявления. Описания позволяют предположить, что языческий культ имел иерархию и внутреннюю организацию, что, как известно, неверно. Если бы криве были таким влиятельным человеком, его бы упомянули в некоторых политических отчетах региона. Предполагаемое место так и не было обнаружено ни Тевтонскими рыцарями , контролировавшими всю Надрувию , ни современными археологами. [ 2 ] Некоторые детали в описаниях имеют сходство с другими источниками. Например, Кристбургский договор запрещает обращенным пруссакам иметь Tulissones vel Ligaschones на похоронах, чтобы наблюдать за путешествием души умершего. В другом документе Тевтонских рыцарей говорится о блютекирле , который собрал треть добычи жемайтийских воинов в качестве подношения богам. [ 2 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Поскольку концепция «папы-язычника» стала очень популярной во времена романтического национализма и о храме на самом деле известно очень мало, интерпретаций имеется множество. С.К. Роуэлл предполагает, что Питер фон Дусбург изобрел это место, чтобы балтийская религия выглядела как «контрцерковь». Есть много общего между Ромувой и христианской церковью: в месте, названном в честь Рима, жил человек, к которому относились как к папе, со своими посланниками и знаками отличия. [ 2 ] Подобный рассказ мог бы служить нескольким целям: продемонстрировать, что язычники настолько хорошо организованы, что имеют собственного папу и представляют серьезную угрозу; [ 1 ] пристыдить христиан, заставив их уважать своего папу, или сделать языческое общество более понятным для христианского читателя. [ 2 ]
Ромува могла быть священным местом, известным как алкас, которые были распространены среди балтов. Петер фон Дусбург, возможно, преувеличил его значение. [ 3 ] Были попытки связать криве с Лиздейкой , полулегендарным языческим жрецом и советником великого князя Гедиминаса . Марсели Косман , современный польский историк, назвал Лиздейку последним криве. [ 2 ] Владимир Топоров утверждал, что Кривой замок ( castrum curvum ) в Вильнюсе на самом деле был замком Криве. [ 4 ]
Это слово может происходить от балтийского корня ram-/rām- , означающего «спокойный, безмятежный, тихий», происходящего от протоиндоевропейского *(e)remٝ- . [ 5 ] Слово Криве происходит от слова kreivas ( кривой ). Считается, что этот термин происходит от кривой палки ( krivulė по-литовски), которая, по словам Питера фон Дусбурга, была самым важным символом его власти. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Бойтар, Эндре (1999). Предисловие к прошлому: Культурная история народов Балтии . ЦЭУ Пресс. п. 320. ИСБН 963-9116-42-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Роуэлл, Южная Каролина (1994). Восходящая Литва: языческая империя в Центрально-Восточной Европе, 1295–1345 гг . Кембриджские исследования средневековой жизни и мысли: четвертая серия. Издательство Кембриджского университета. стр. 125–128. ISBN 978-0-521-45011-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Симас Сузиеделис, изд. (1970-1978). «Ромува». Литовская энциклопедия . Том. IV. Бостон, Массачусетс: Юозас Капочюс. Мистер. 530. LCCN 74-114275 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бойтар, Эндре (1999). Предисловие к прошлому: Культурная история народов Балтии . ЦЭУ Пресс. стр. 337–338. ISBN 963-9116-42-4 .
- ^ Индоевропейские корни